"Зарубежное военное обозрение" 10'1996

МОРСКАЯ ПЕХОТА США В XXI ВЕКЕ

Капитан 3 ранга М.ШЕПОВАЛЕНКО

Штаб морской пехоты США по инициативе ее коменданта генерала Ч. Крулака приступил к разработке новой концепции боевого использования сил морской пехоты в вооруженных конфликтах будущего, получившей условное наименование <Си Дрэгон> (<Морской дракон>). Ее необходимость, по мнению специалистов, вызвана рядом причин, в том числе распространением оружия массового поражения и высокоточных обычных средств поражения, а также высокой вероятностью использования противником нетрадиционных способов ведения боевых действий. И все это сопровождается неуклонным сокращением военных расходов. По заявлению представителей командования морской пехоты, конечной целью проводимых исследований является повышение ее возможностей путем оптимизации организационно-штатной структуры боевых и обеспечивающих компонентов экспедиционных формирований (рис. 1), а также развития взглядов на способы их боевого применения.

Специалисты штаба морской пехоты США считают, что одним из основных элементов новой концепции станет отказ от существующей структуры, ориентированной на <полутяжелые> экспедиционные формирования, в пользу <легких> с упором на морское базирование всех их компонентов - командного, наземного, авиационного и тылового. Второй важной составляющей концепции станет приоритет поражения противника высокоточным оружием, находящимся вне зоны досягаемости его огневых средств. Последнее обстоятельство вызвано тем, что американцы предпочитают не иметь непосредственного огневого соприкосновения с противником, поскольку это не влечет за собой больших человеческих жертв, а целью США в ходе военных действий является достижение необходимого результата в кратчайшие сроки при минимуме людских потерь. Помимо финансовых убытков, связанных с большими расходами на подготовку и содержание личного состава (до 70 проц. ежегодного бюджета морской пехоты), людские потери чреваты непредсказуемыми морально-психологическими последствиями как для самих военнослужащих, так и для американской общественности. Наглядной иллюстрацией служат данные о потерях сторон во Вьетнаме: при 58 тыс. убитых американцах и более чем 1 млн. вьетнамцев война оказалась проигранной. Был нанесен ощутимый моральный удар по престижу государства и его вооруженных сил.
Если обратиться к недавнему прошлому, то свидетельством <заката> такого способа ведения боевых действий, как непосредственное огневое соприкосновение сторон на поле боя, стал провал миротворческой операции в Сомали. Там американским рейнджерам, являющимся профессионалами, противостояли ополченцы с минимальной военной подготовкой, но тем не менее ручного гранатомета и даже автомата Калашникова им было вполне достаточно, чтобы сбить, например, американский вертолет.
Приведенные данные заставили американских специалистов пересмотреть существующие взгляды на использование наземного компонента экспедиционного формирования морской пехоты. Вместо поддержания огневого контакта с противником на поле боя предлагается перейти к выявлению объектов поражения и выдаче данных целеуказания огневым средствам, находящимся вне зоны воздействия противника. При этом подчеркивается, что наземный компонент лучше приспособлен для выполнения этой задачи, чем передовой авианаводчик, находящийся в самолете, барражирующем над полем боя. Во-первых, пехотинцы в меньшей степени зависят от неблагоприятных метеоусловий, во-вторых, их сложнее ввести в заблуждение применением различного рода ловушек и ложных целей, а в-третьих, пехота может вынудить противника обозначить себя так, как это не способна сделать авиация.
Таким образом, происходит перераспределение ролей: пехота, бывшая до настоящего времени основным родом войск, переходит к решению задач боевого обеспечения, в то время как артиллерия и другие средства огневого поражения, наоборот, из сил боевого обеспечения становятся главным действующим лицом на поле боя. По сути дела, это уже не будет пехота в традиционном понимании, а скорее, разведывательно-корректировочные части и подразделения, что найдет свое отражение как в организации, так и в способах действия новой <легкой> пехоты. При этом основной тактической единицей станет секция (15 человек), включающая два отделения боевого охранения и одно - управления огнем. В каждое отделение боевого охранения войдет по пять человек, а управления огнем - четыре. Предполагается, что секции будут действовать, как правило, самостоятельно, однако при необходимости они могут включаться в состав взвода или даже более крупной войсковой единицы. Взвод будет иметь две секции: командиром первой станет офицер в звании лейтенанта (рис. 2), вторую возглавит штаб-сержант. Общая численность личного состава взвода 30 человек.
Предусматривается, что в зависимости от условий местности и складывающейся обстановки секция будет действовать в пешем порядке (рис. 3) или на боевых машинах (одна на каждое отделение). Массо-габаритные характеристики машин должны обеспечивать их транспортировку вертолетами СН-53 <Си Стэльен>, самолетами с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой MV-22 <Оспрей> и десантными катерами на воздушной подушке LCAC. Для этой цели более всего подходят машины повышенной проходимости <Хаммер>, но в перспективе не исключено создание специальной боевой машины нового типа. Что касается разрабатываемой в настоящее время плавающей боевой машины типа AAAV, то, по мнению разработчиков концепции, она, несмотря на свои высокие маневренные свойства при движении на воде и на суше, не вписывается в тактику действий секций морской пехоты. Ее десантовместимость (до 15 человек, то есть секция новой организации в полном составе), с одной стороны, не позволит различным отделениям одновременно выполнять свои специфические задачи, а с другой - ставит под угрозу выполнение задачи всей секцией (например, при прямом попадании в машину ракеты, снаряда или авиабомбы либо при подрыве ее на мине). Таким образом, речь может идти только о радикальной переработке конструкции боевой машины десанта AAAV в соответствии с положениями новой концепции.

Специалисты считают, что на боевых машинах отделений боевого охранения в качестве основного вооружения должны размещаться многоствольные крупнокалиберные пулеметы (типа 12,7-мм установки GAU-19/A) и ПУ самонаводящихся ПТУР (типа перспективного комплекса <Джавелин>), а также система постановки дымовой завесы. Кроме того, для личного состава этих отделений планируется разработать новый образец автоматической винтовки, имеющей по сравнению с существующей Ml6A2 меньшую массу и большую дальность стрельбы. Подобного вооружения вполне достаточно, чтобы подавить сопротивление слабого противника или оторваться от преследования более крупных сил.
Предполагается, что секция будет использоваться как боевой разведывательный дозор - вести поиск и разведку противника, не вступая в непосредственное боевое соприкосновение с ним. Ее высокоманевренные инициативные и автономные действия на широком фронте в глубине обороны противника (100 - 200 км) должны ввести последнего в заблуждение относительно местонахождения главных сил экспедиционного формирования морской пехоты и намерений его командира.
Таким образом, главной целью наземного компонента экспедиционного формирования морской пехоты станет не захват и удержание местности, как это было ранее, а выдача данных целеуказания системам высокоточного оружия, находящимся вне зоны воздействия противника, огонь которых, в свою очередь, приведет к его уничтожению либо к подавлению. При подобном методе ведения боевых действий не требуются ударная сила и огневая мощь танков, а также прикрытие от нападения воздушного противника зенитными ракетными комплексами дальнего и среднего радиуса действия. Это поставит на повестку дня вопрос о существовании в составе морской пехоты США танковых батальонов и зенитных ракетных дивизионов.
Перемены затронут и артиллерию морской пехоты. Согласно новой организации все основные средства поражения сосредоточиваются на дивизионном уровне. Так, в дивизии планируется иметь два полка реактивной артиллерии: на вооружении первого будут находиться РСЗО с большей дальностью стрельбы (подобные MLRS), а второго - системы меньших калибров и дальности. Существенным новшеством является полный отказ от использования в перспективе ствольной артиллерии.
Американские специалисты считают, что разрабатываемая в настоящее время облегченная 155-мм гаубица не решит проблему повышения огневой мощи морской пехоты. При несколько меньшей, чем у 155-мм буксируемой гаубицы М198, массе она будет иметь ту же дальность стрельбы, что является серьезным недостатком, поскольку многие огневые средства противника, для поражения которых она предназначена, имеют большую дальность стрельбы. Кроме того, ствольная артиллерия требует значительного количества людей для ее обслуживания. Состоящая на вооружении сухопутных войск США базовая модель РСЗО MLRS почти вдвое превосходит 155-мм гаубицу М198 по дальности стрельбы: 32 км против 18 км. В стадии разработки находятся РСЗО с еще большей дальностью стрельбы, в том числе ракетная система ATACMS, которая поражает цели на расстоянии 120 км. Для новых реактивных систем залпового огня разрабатываются боеприпасы с кассетной боевой частью, начиненной самонаводящимися бронебойными снарядами.
Разработчики новой концепции предлагают в качестве базовой выбрать шестиконтейнерную РСЗО HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System), смонтированную на базе 5-т грузового автомобиля. Она создается для <легких> дивизий сухопутных войск США, а ее стоимость будет такой же, как и у перспективной облегченной 155-мм буксируемой гаубицы. HIMARS является компьютеризированной РСЗО, ее обслуживает расчет из трех человек. Американские специалисты считают, что эффективность залпа одной такой установки равна залпу нескольких батарей 155-мм гаубиц, в обслуживании которых в общей сложности занято несколько сот человек.
Предполагается, что РСЗО будут действовать попарно в составе огневых секций (численность каждой 14 человек). Возглавит секцию офицер в звании лейтенанта, в подчинении которого будут находиться штаб и два расчета. На вооружении секции планируется иметь следующие машины: реактивной артиллерии - две, транспортно-зарядные - две и <Хаммер> - одна. Каждую боевую машину будет сопровождать транспортно-зарядная, выполненная также на базе 5-т грузового автомобиля, которая обеспечит одноразовое перезаряжание пакета направляющих. Последующие выстрелы предполагается доставлять с кораблей амфибийно-десантной группы вертолетами и самолетами MV-22 <Оспрей>, действующими по вызову.
Для борьбы с менее защищенными и меньшими по размерам целями планируется разработать РСЗО среднего калибра на базе машины типа <Хаммер> или ее перспективного аналога. При меньшем поражающем действии она будет иметь такую же точность ведения огня, как и РСЗО HIMARS. Тактика действий подразделений реактивной артиллерии среднего калибра будет та же, что и у подразделений, имеющих на вооружении РСЗО HIMARS. Отличительной особенностью боевых машин реактивной артиллерии среднего калибра по сравнению с HIMARS станет возможность транспортировки их по воздуху самолетами MV-22 <Оспрей> и повышенная проходимость в условиях сильнопересеченной местности.
В меньшей степени изменения коснутся авиационного компонента экспедиционных формирований морской пехоты и будут ограничены универсализацией и сокращением типов авиационной техники. После вывода из боевого состава выработавших свой летный ресурс средних транспортно-десантных вертолетов СН-46 <Си Найт> на вооружении останется только один тип вертолетов - тяжелый транспортно-десантный СН-53 <Си Стэльен>. Вместе с находящимся в стадии разработки самолетом MV-22 <Оспрей> он обеспечит максимум аэромобильности наземному компоненту экспедиционных формирований морской пехоты. У <Си Стэльен> грузоподъемность в 2,5 раза больше, чем у СН-46 <Си Найт>, а после недавнего введения ограничений для машин второго типа в связи с достижением ими предельных сроков эксплуатации это соотношение составляет 4:1. Так, если вертолет СН-53 берет на борт 37 десантников, то СН-46 - всего девять. Кроме того, если первый может транспортировать на внешней подвеске одну-две боевые машины <Хаммер>, или 155-мм буксируемую гаубицу M198, или плавающую бронированную машину LAV-25, то второй не способен перевозить ни одну из них.
Не позднее 2008 года командование морской пехоты США планирует приступить к комплектованию авиационного компонента экспедиционных формирований самолетами MV-22 <Оспрей>, которые предусматривается выпускать в нескольких вариантах: первоначально только в транспортно-десантном, а затем в ударном и сопровождения. В отдаленной перспективе, как считают специалисты, вытеснив вертолеты СН-53 <Си Стэльен> и АН-1 <Кобра>, они станут <рабочими лошадками> морской пехоты США.
Что касается самолетов, то здесь взгляды разработчиков новой концепции вступают в противоречие с имеющимися у командования морской пехоты планами по их закупке. Первые требуют не прекращать финансирование программы модернизации истребителя-штурмовика F/A-18 <Хорнет> и принять на вооружение его модификации Е и F, аргументируя свою позицию тем, что, несмотря на несколько возросший по сравнению с С и D боевой радиус и увеличенный комплект вооружения, они не решают проблемы гибкости применения авиации морской пехоты. Разработчики настаивают также на продолжении программы создания перспективного самолета с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - ASTOVL (Advanced Short Take-Off and Vertical Landing Aircraft). По их мнению, он сможет заменить не только истребители-штурмовики F/A-18 <Хорнет>, но и AV-8B <Харриер-2> (рис. 4) и станет универсальным боевым самолетом авиации морской пехоты.

Перспективный боевой самолет ASTOVL будет способен действовать как с борта кораблей амфибийно-десантной группы, так и с необорудованных взлетно-посадочных площадок на берегу. Последнее обстоятельство считается особенно ценным, поскольку это позволит рассредоточить авиацию на берегу, производя при необходимости быстрое перебазирование на новые площадки, оборудование которых потребует минимума людских и материальных ресурсов. Таким образом, в случае применения противником оружия массового поражения выживаемость авиации повысится и сократится время ее подлета к районам действия подразделений наземного элемента экспедиционного формирования морской пехоты при одновременном увеличении времени нахождения над полем боя и огневого воздействия по противнику.
Значительное внимание разработчики концепции уделяют развитию беспилотных летательных аппаратов, в том числе предназначенных для решения как традиционных для них задач, так и нетрадиционных - непосредственная огневая поддержка, тыловое обеспечение, эвакуация раненых и больных.
Особая роль отводится тыловому компоненту экспедиционных формирований морской пехоты, в том числе возможности организации тылового обеспечения на кораблях амфибийно-десантной группы, включая ремонт всех типов оружия и военной техники. При этом отпадает необходимость в развертывании пунктов МТО на берегу и, следовательно, снижается вероятность поражения их противником. Кроме того, морские инженерные части высвобождаются для работ исключительно по оборудованию взлетно-посадочных площадок для самолетов ASTOVL. Не нужно будет выполнять большой объем работ по инженерному оборудованию участков высадки (рис. 5), строительству и поддержанию в исправном состоянии дорог, мостов и аэродромов. Предусматривается максимально возможная компьютеризация процессов планирования различных видов боевого и материально-технического обеспечения.

Разработчики концепции считают необходимым совершенствование системы управления экспедиционными формированиями в сторону ее упрощения, поскольку упразднение ряда управленческих звеньев позволит сократить время доведения приказов до исполнителей. Так, секции, действующие автономно, будут находиться в непосредственном подчинении командира полка, а на ротное звено управления будут возложены задачи по оказанию помощи командованию полка в управлении и материально-техническом обеспечении. Предусматривается, что основной командный пункт экспедиционного формирования морской пехоты должен развертываться на борту флагманского корабля соответствующей амфибийно-десантной группы, а на берегу будут действовать подчиненные ему небольшие, но хорошо защищенные мобильные пункты управления. Важным элементом новой системы управления силами станут миниатюризация и снижение электронных сигнатур ее элементов.
Что касается задач экспедиционных формирований морской пехоты новой организации, то они заключаются в способности использовать в кратчайший срок всю огневую мощь систем высокоточного оружия соответствующей корабельной группировки по любому противнику вне зависимости от его численности и вооружения. Если экспедиционное формирование столкнется с механизированными соединениями, то скопления живой силы, бронеобъектов и органов тыла представят прекрасную цель для разведывательно-ударных комплексов высокоточного оружия. Если же ему будет противостоять пехота, то рейдовые действия разведывательно-корректировочных подразделений морской пехоты, поддержанные при необходимости огневой мощью реактивной артиллерии и боевой авиации, позволят легко нарушить систему управления противника и дезорганизовать функционирование органов тыла. И, наконец, в том случае, когда противник предпримет активные действия по поиску, обнаружению и уничтожению подразделений наземного компонента экспедиционного формирования, передача в реальном масштабе времени данных целеуказания корабельным системам высокоточного оружия позволит уничтожить силы противника еще в период их выдвижения или занятия исходного положения для атаки.
Данные целеуказания от маневренных разведывательно-корректировочных подразделений морской пехоты, действующих на берегу, передаются на командный пункт корабельной группировки в реальном масштабе времени с использованием спутниковых каналов связи. По обнаруженной цели сначала наносится удар с применением крылатых ракет большой (<Томахок> Block 4) и средней (SLAMER и TSSAM) дальности, подавляющий зональную систему обороны и систему управления войсками, затем ударом оперативно-тактических ракет ATACMS, а также управляемых авиабомб JSOW или JDAM уничтожается система самообороны и другие объекты. Специалисты отмечают высокую точность и надежность поражения цели указанными системами (КВО не более 3 м, масса боевой части 200 - 500 кг). Подобная тактика наиболее полно отвечает критерию <стоимость/эффективность> и, по мнению разработчиков концепции, будет характерна для конфликтов малой и средней интенсивности.
Загоризонтная высадка разведывательно-корректировочных и ударных подразделений морской пехоты (с использованием вертолетов и самолетов MV-22 <Оспрей>, а также плавающих боевых машин AAAV и десантных катеров на воздушной подушке LCAC) позволит добиться внезапности, избежать минной угрозы на прибрежном мелководье и на берегу, ввести противника в заблуждение относительно местонахождения группировки сил и средств морской пехоты и характера ее действий. Кроме того, высадка первого эшелона одновременно во многих местах позволит максимально гибко принимать решения по действиям сил второго эшелона, для высадки которых не потребуется захватывать порты и аэродромы, как предусмотрено существующими наставлениями.
Более серьезной проблемой станет борьба с нерегулярными вооруженными формированиями, применяющими партизанскую тактику. В этом случае концепция предусматривает воспроизведение на качественно новом уровне двух наиболее удачно зарекомендовавших себя еще в период вьетнамской войны тактических приемов: действия боевых разведывательных дозоров, использующих огонь артиллерии и авиации по вызову, и так называемая <программа совместных действий>, которая предполагала размещение в деревнях, превращенных в опорные пункты, отделений морской пехоты на длительное время с задачей обеспечения безопасности прилегающей местности. Существенным отличием секции новой организации станет возросшая огневая мощь поддерживающих ее сил и средств и способность оказывать огневое воздействие по противнику в масштабе времени, близком к реальному. Рассматривается возможность придания секциям морской пехоты войсковых подразделений из состава вооруженных сил государства, обратившегося за помощью в ликвидации незаконных вооруженных формирований.
Новая организация экспедиционных формирований, позволяющая эффективно решать возросший объем задач меньшими силами, приведет к общему сокращению численного состава морской пехоты. Последнее обстоятельство представляется особенно выгодным в свете бюджетных ограничений на одновременное поддержание высокой боевой готовности и радикальную модернизацию морской пехоты США.
Эксперты считают, что новая концепция не решит все проблемы, связанные с необходимостью адекватного реагирования на различные по характеру угрозы национальным интересам США в разных регионах мира. Как отмечается в военной прессе, на первый взгляд может показаться, что концепция отводит морской пехоте США роль ее собратьев по оружию - морских пехотинцев Великобритании, Нидерландов и ряда других стран, которых в силу традиционно легкого вооружения и соответствующей организации принято называть командос. В действительности морская пехота останется самостоятельным и разнородным оперативно-стратегическим объединением вооруженных сил, предназначенным для выполнения специфических задач, которые не способны решать другие рода войск или силы флота.
Командование морской пехоты США рассчитывает завершить разработку теоретических положений концепции и провести практическую отработку отдельных ее элементов, в том числе с использованием методов компьютерного моделирования, на базе созданной в ноябре 1995 года лаборатории боевого использования сил морской пехоты, расположенной в Куонтико (штат Вирджиния). С 1998 года планируется приступить к полномасштабной проверке концепции во флотских силах морской пехоты.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz