ЗВО - 05'1996

ПРОИЗВОДСТВО АВИАРАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ НА ТАЙВАНЕ

Полковник В.НЕСТЁРКИН

Военно-политическое руководство Тайваня по-прежнему считает приоритетной закупку оружия и военной техники в промышленно развитых странах. Так, только с 1990 по 1993 год на эти цели было израсходовано 2,8 млрд. долларов. В частности, крупной сделкой стало приобретение французских истребителей "Мираж-2000-5В" и американских F-16 с началом поставки в 1996 году. Тем не менее, оно стремится развивать базу для собственного военного производства, причем одной из причин является резко отрицательная реакция Китая на закупки Тайванем современного вооружения.
В результате с середины 80-х годов военная промышленность Тайваня стала развиваться опережающими темпами по сравнению с гражданскими отраслями. Например, в соответствии с планами объем продукции аэрокосмического сектора во второй половине 90-х годов в денежном выражении должен возрасти почти в 10 раз и к концу столетия достичь 6 млрд. долларов. Этому способствует и то, что ограничения на закупку вооружений не распространяются на техническую помощь, включающую передачу технологий. Кроме того, важным фактором остается военно-техническое сотрудничество со странами Запада. Не случайно после неудачной попытки договориться с американской фирмой "Макдоннелл Дуглас" о производстве некоторых узлов для широкофюзеляжного самолета М-12 тайваньские специалисты объединили усилия в этой области с английской фирмой "Бритиш аэроспейс".
Производство авиаракетной техники находится под контролем министерства обороны, которое свою политику в данной сфере в значительной мере проводит через Центр аэропромышленного развития (AIDC), основанный в 1969 году. Другой организацией, которая формально считается гражданской, но фактически имеет дело с "высокими технологиями" в авиастроении (в том числе военном), является созданная в 1991 году Тайваньская аэрокосмическая корпорация. Производственный потенциал предприятий, входящих в эту структуру, рассматривается в качестве базы для строительства современной военной авиационной техники.
Расширению военного производства способствует наукоемкая космическая программа (началась в 1991 году), в рамках которой, в частности, ведется разработка трех искусственных спутников Земли. На эти цели выделено 540 млн. долларов.Примером, характеризующим возможности авиационной промышленности, может служить также создание собственного истребителя IDF - Indigenous Defence Fighter. Планируется построить 120 таких машин для двух авиационных крыльев, что несколько меньше, чем намечалось ранее, и определяется лишь недостатком финансовых средств.
По мнению руководства AIDC, для развития отраслей, ориентированных на "высокие технологии", необходимо, чтобы в будущем эта организация не только занималась военным производством, но стала бы общегосударственным ведомством, выполняющим более широкие функции в аэрокосмических проектах, играя роль, подобную НАСА в США. Кроме того, тайваньские военно-промышленные круги планируют создать надежную и четко действующую систему сертификации и контроля качества изделий "высоких технологий", предназначенных в первую очередь для внешнего рынка. Наряду с формированием государственного подхода к развитию военной промышленности намечаются и меры иного характера, например приватизация некоторых производственных объектов. Первым из них станет завод фирмы "Аэро энджин", выпускающий двигатели для истребителя IDF, разработанные совместно с американской компанией "Гаррет". Участие последней в тайваньских проектах не ограничивается этим. Ее турбовентиляторные двигатели TFE-731 устанавливаются на учебно-боевых самолетах АТ-3 (также тайваньского производства).
Имеются определенные успехи и в создании ракетной техники, разработка которой сосредоточена в институте науки и техники (г. Чжуньшань) - отделении AIDC. Создано несколько образцов ракетного оружия различных классов, в частности ракета для ЗРК "Небесный лук-1" ("Тяньгун-1"), которая в дальнейшем постоянно совершенствуется. Осенью 1995 года объявлено об успешном завершении испытаний ЗУР для комплекса "Небесный лук-2" с большей дальностью стрельбы (до 100 км). По сообщениям тайваньских средств массовой информации, с начала 1996 года недалеко от г. Тайбэй началось развертывание ЗРК, оснащенных новыми ракетами, а еще пять позиций планируется создать вдоль юго-западного побережья Тайваня с задачей повышения возможностей ПВО в случае нападения китайской авиации на остров, отстоящий от материка на 140 - 380 км (с 1949 года, когда туда бежали остатки свергнутого гоминьдановского режима, официальный Пекин неизменно рассматривает Тайвань как вышедшую из-под контроля, но свою провинцию, и не исключает возможность применения военной силы, периодически демонстрируя ее в непосредственной близости от острова).
Западные специалисты отмечают, что конструкторы-ракетчики, хотя и разрабатывают новые образцы, но все еще в значительной мере должны полагаться на закупки за рубежом сложных узлов, изготовленных на основе передовых технологий. Тем не менее, иностранные эксперты, посетившие Тайвань в последние годы, достаточно высоко оценивают его военно-промышленный потенциал, особенно в области разработки, изготовления и обработки перспективных сплавов и конструкционных материалов. Наряду с этим отмечается отсутствие достаточной базы для создания современного программного обеспечения. По их мнению, используя довольно широкий спектр технологий при наличии возможности финансирования новых разработок, Тайвань вряд ли останется производителем военной продукции только для внутренних нужд. Так, интерес к учебно-боевому самолету АТ-3 уже проявили Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz