"Зарубежное военное обозрение" 09'1995

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АМЕРИКАНСКИХ САМОЛЕТОВ РЭБ ГРУППОВОЙ ЗАЩИТЫ

Подполковник Е. ЕФИМОВ, кандидат технических наук;
капитан М. СЕРГИИ

Массированное применение противоборствующими сторонами в ходе вооруженных конфликтов радиоэлектронных средств привело к необходимости иметь в составе авиационных группировок специализированные самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ), сопровождающие группы ударных самолетов и обеспечивающие им радиоэлектронную защиту. Их основной задачей является подавление постов раннего обнаружения и наведения истребителей-перехватчиков противника, а также РЛС целеуказания комплексам ЗУР.
В зависимости от числа ударных самолетов, важности выполняемой задачи и количества средств ПВО противника прикрытие осуществляет один или несколько самолетов РЭБ. Они используются либо с безопасного расстояния от района боевых действий (из зон барражирования), либо находясь в составе боевых порядков ударных групп.
В настоящее время в CША на вооружении ВВС состоят специализированные самолеты РЭБ групповой защиты EF -111А "Рейвен", а ВМС- ЕА-6В "Проулер". EF-111A представляет собой модифицированный вариант истребителя-бомбардировщика F-111A, отличаясь от него по внешнему виду лишь наличием подфюзеляжного обтекателя и контейнера на конце киля. Вследствие небольших конструктивных изменений, произведенных для усиления планера, установки нового двигателя и размещения оборудования РЭБ, EF-111А несколько отличается по своим характеристикам от базового варианта (табл. 1). Палубный самолет РЭБ ЕА-6В является вариантом штурмовика А-6Е. Его фюзеляж удлинен на 1,37 м для размещения двух последовательно расположенных двухместных кабин и более мощной силовой установки.
Самолеты EF-111A обеспечивают выполнение следующих задач: сопровождение групп тактических истребителей на маршруте протяженностью до 2000 км при нанесении ими ударов за линией фронта с подавлением всех РЛС вдоль маршрута; создание помех РЛС раннего предупреждения и обзорным радиолокационным станциям большой дальности действия из безопасных зон, барражирование в которых обеспечивается без дозаправки в воздухе в течение 4,5 ч; подавление войсковой ПВО противника вблизи линии боевого соприкосновения при непосредственной поддержке сухопутных войск. Объектами их радиоэлектронного подавления являются также бортовые РЛС и средства наведения истребителей. Максимальная дальность действия помех, по расчетам американских специалистов, равна 230 км.

ОСНОВНЫЕ ТТХ САМОЛЕТОВ РЭБ ГРУППОВОЙ ЗАЩИТЫ И ИХ БАЗОВЫХ ВАРИАНТОВ
ХарактеристикиF-111AEF-111AА-6ЕЕА-6В
Экипаж, человек2224
Масса, кг:
максимальная взлетная41500408242658029483
пустого самопета209431167514588
топлива во внутренних баках148801487072306995
Скорость полета, км/ч:
максимальная1430221612761315
крейсерская.797767775
Практический потолок, м12 40013 71514 48013 565
Перегоночная дальность, км3450374746903255
Скороподъемность на уровне моря, м/с10711738,751
Максимальная перегрузка7,5765,5
Число и тип двигатепей1 х ТРДДФ TF30-P-12 х ТРДДФ TF30-P-32 х ТРД J52-P-8A2 х ТРД J52-P-408
Тяга двигателей на максимальном нефорсированном режиме2 х 81702 х 84002 х 42182 х 5080
Размеры, м:
длина22.423,1616,6918,11
высота5,226,14,934.93
размах крыла*19,2 (9,74)19,2 (9,74)16,15 (7,72)16,15 (7,87)

* Для F-111А и EF-111А без скобок дается размах крыла при максимальном угле стреловидности, в скобках - при минимальном, а для А-6Е и ЕА-6В без скобок - размах крыла, в скобках - то же, но со сложенными концевыми частями.

Самолеты ЕА-6В, базирующиеся на многоцелевых авианосцах (до четырех на каждом), дополнительно решают задачи по прикрытию боевых кораблей от обнаружения РЛС противника и ударов противокорабельными ракетами. Кроме того, они обеспечивают и подавление каналов радиосвязи управления истребителями-перехватчиками противника. Эти машины действуют в основном над морем без захода в зону его ПВО. Эффективная дальность подавления с высоты 9000 м достигает 400 км.
Специализированные самолеты РЭБ групповой защиты оснащены двумя основными вариантами системы постановки помех (AN/ALQ-99), номера и частоты диапазонов которой вместе с перечнем подавляемых РЛС (натовское обозначение) приведены в табл. 2.

ЧАСТОТНЫЕ ДИАПАЗОНЫ И ЦЕЛИ, ПОДАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМОЙ AN/ALQ-99
№ диапазонаПолоса частот, ГГцПодавляемые цели
1OBЧРЛС раннего предупреждения "Слун Рест", "Найф Рест", "Толл Кинг", "Фиш Найт"
2ОВЧ/УВЧ-
30,3 - 0,5РЛС раннего предупреждения "Хэн Руст"
40,5 - 1РЛС pаннего предупреждения "Хэн Руст", РЛС управления перехватом "Биг Нэт", РЛС обнаружения "Топ Сэпп", РЛС целеуказания "Флэт Фейс"
51РЛС управления перехватом "Бар Лок", корабельная РЛС обнаружения "Биг Нэт", РЛС сопровождения "Энд Трэй"
62,7Высотомеры "Биг Нэт", "Бap Лок", "Энд Трэй", "Рок Кейк", "Спондж Кейк", "Пэтти Кейк", "Сайд Нэт"; РЛС раннего предупреждения "Хэн Эг", "Тоукэн", РЛС обнаружения "Лонг Трэк"
72,6-3,5РЛС управления перехватом "Биг Бар", РЛС обнаружения "Хэд Нэт", РЛС целеуказания "Гэйдэн", РЛС сопровождения "Лоу Блоу", РЛС управления огнем "Бар Лонг", "Лонг Трэк", "Тоукэн", "Фэн Сонг", "Файф Кэн", "Фэнг Сонг Би", "Пэт Хэнд", "Страйт Флэш".
84,3 - 7РЛС сопровождения "Лоу Блоу", РЛС управления огнем "Пэт Хэнд", "Страйт Флэш"
97-10Высотомер "Тин Скин"; РЛС управления ЗУР "Сграйг Флэш", "Лоу Блоу", "Пил Груп", РЛС зенитной артиллерии "Флэп Уил", "Ган Диш", вертолетная РЛС "Машрум"
1012 - 18Корабельные РЛС советского производства

На самолете EF-111A "Рейвен" установлен вариант системы AN/ALQ-99E, обеспечивающий быстрое обнаружение противника, определение местоположения источников его излучения, а также автоматизированную постановку высокоэффективных помех. От базового он отличается расширенным диапазоном частот каждого передатчика, переходом с шумовой модуляции помехи на изменяемую цифровым способом, наличием новых многодиапазонных многоканальных возбудителей сигнала, в каждом из которых используется собственный микропроцессор управления модуляцией.
Система AN/ALQ-99E массой около 2 т состоит из пяти приемников и десяти передатчиков помех диапазонов 1/2, 4, 5/6, 7, 8 и 9. Передающая аппаратура размещается в бомбоотсеке, в котором вместо створок в нижней части фюзеляжа остановлен поддон-обтекатель длиной 4,5 м с комплектом направленных поворотных передающих антенн. В качестве выходного каскада в передатчиках применяются лампы, что позволяет скачкообразно изменять диапазон рабочих частот и режим излучения.
Важнейший элемент системы - центральный процессор. Он обрабатывает данные о цели, управляет передатчиком помех (по частоте, модуляции и направлению) и индикаторами оператора. Чтобы обеспечить распознавание целей и их подавление, включая выбор приоритетности, в память процессора (согласно предполетной программе) вводятся рабочие частоты и периоды повторения импульсов целей, а также их местоположение. Данные о радиоэлектронной обстановке могут обновляться в масштабе времени, близком к реальному. Суммарная эффективная мощность помех (с учетом их направленности) всех передатчиков системы достигает 1 МВт.
Приемная часть AN/ALQ-99E включает пять приемников, находящихся в хвостовом контейнере-обтекателе на конце киля самолета. Спиральные антенны, установленные непосредственно на контейнере, работают в верхних диапазонах частот, а смонтированные в верхней части стабилизатора и имеющие широкие диаграммы направленности, - в двух нижних. Такое размещение приемной части позволяет обеспечить ее максимальную изоляцию от мощных передатчиков помех и обеспечить контроль эффективности подавления без их выключения (через помеху).
В качестве индивидуального средства защиты на самолете EF-111A используется станция AN/ALQ-137. Она создает следующие виды импульсных и маскирующих помех в переднюю и заднюю полусферы: уводящие по дальности и скорости, скользящие по частоте сканирования, шумовые каналы автоматического сопровождения по дальности, многократные ответные с изменением задержки импульсов по случайному закону. Основными элементами станции являются антенно-фидерная система, приемные устройства, передатчики помех, устройства анализа и обработки сигналов.
В приемном устройстве прямого усиления определяются параметры сигналов (несущая частота, длительность импульсов и период их повторения), напрвления источников излучения и осуществляется запоминание несущей частоты.
В устройстве анализа и обработки сигналов применяется цифровой процессор, с помощью которого производится опознавание типа облучающих радиоэлектронных средств и оценивается степень их угрозы самолету. Он также выполняет расчеты пеленгов источников излучения и управляет работой станции. Конструкция устройства предусматривает возможность быстрого изменения программы, определяющей режимы ее функционирования.
Передатчики помех на лампах бегущей волны обеспечивают излучение управляемых по мощности импульсных и непрерывных помеховых сигналов. Постановка пассивных помех (дипольных отражателей и ИК- ловушек) на самолете EF-111A, осуществляется при помощи автомата AN/ALE-40 (табл. 3).

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ПАССИВНЫХ ПОМEХ
ТипСпособ размещенияТип выбросаРабочий диапазон частот, ГГцРежим работыЧисло модулей
AN/ALE-29А-Пиротехнический10 и 20--
AN/ALE39Внутри фюзеляжа, в подвесном контейнереТо же3,6 и 10Ручной, автоматический-
AN/ALE-40То же-"-2 - 20То же4

Основу бортового оборудования РЭБ самолета ЕА-6В составляет система /\N/ALQ-99D ICAP (Improved Capability) и IСАР-2 (AN/ALQ-99F), выполненные в контейнерном варианте. Самолет несет под крылом от трех до пяти контейнеров, в каждом из которых находятся по два передатчика помех с выходной мощностью I кВт (диапазоны 1/2. 4, 5/6, 7, 8 и 9). В состав аппаратуры каждого контейнера входят также возбудитель-процессор и ЭВМ управления, взаимодействующая с центральным процессором системы.
Электропитание контейнеров станции (длина 4,5 м, диаметр 0,4 м, масса 430 кг) производится от собственного турбогенератора мощностью 27 кВА, приводимого в движение встречным потоком воздуха (скорость самолета должна быть не менее 400 км/ч).
Приемная часть системы SIR - System Integrated Receiver (прежнее наименование AN/ALR-42) имеет в обтекателе хвостовом контейнера спиральные антенны диапазонов 4, 5/6, 7, 8 и 9, а также пару ножевидных (с каждой стороны хвостового контейнера) диапазонов 1 и 2. Последние обеспечивают круговое перекрытие пространства. Следует отметить, что AN/ALQ-99 ICAP (ICAP-2) на 70 проц. эквивалентна AN/ALQ-99E. Кроме системы подавления работы РЛС, на ЕА-6В установлена станция AN/ALQ-92 постановки помех каналам радиосвязи "земля - воздух". Отличие заключается также в оперативном составе экипажей: на EF-111A работает один оператор, используя в основном автоматический и полуавтоматический режимы, на ЕА-6В - три: старший отвечает за радиолокационное подавление и управляет постановкой помех примерно половине РЛС с высшими степенями приоритетности, второй осуществляет постановку помех оставшейся части выделенных РЛС системы ПВО противника, а третий обеспечивает подавление каналов радиосвязи с истребителями-перехватчиками.
С 1983 года специалисты занимаются созданием модифицированного варианта системы самолета ЕА-6В ADCAP (Advanced Capability). Основная цель этих работ (их ориентировочная стоимость 400 млн. долларов) - замена приемной части SIP на RPG (Receiver-Processor Group) и станции AN/ALQ-92 на AN/ALQ-I49. Предполагается, что приемная часть должна обеспечивать подавление РЛС, перестраиваемых при излучении от импульса к импульсу. В еще большей степени возрастут возможности подавления радиосвязи ПВО с переходом на станцию AN/ALQ-149.
Станция AN/ALQ-149 (производственная стоимость 0,8 млн. долларов) имеет массу 182 кг. В нее входят восемь сменных блоков (приемников, сигнальных процессоров, пультов управления) и 13 антенн. Характерно, что передатчики станции располагаются в контейнере AN/ALQ-99 ADCAP. Управление осуществляется процессором AN/AYK-14. В зарубежной печати данных о полосе создаваемых ею помех нет, за исключением требования морской пехоты о перекрытии диапазона 20 - 70 МГц и сведений о том, что она захватит и участок, в котором работают длинноволновые РЛС дальнего обнаружения воздушных целей. Известно также, что в течение 1993 года было изготовлено семь опытных образцов этой станции.
В целом отмечается комплексное наращивание возможностей ЕА-6В. Так, в начале 90-х годов экипажам этих самолетов, способных определять местоположение целей, была поставлена задача огневого подавления РЛС противника -они стали носителями противорадиолокационных ракет HARM (четыре ракеты на самолете). Более того, год назад ставился вопрос об использовании ЕА-6В ADCAP в ВВС вместо EF-111A. Однако от этой идеи отказались, так как было принято решение о прекращении программы ADCAP в связи с принятием на вооружение истребителей-штурмовиков F/A-18 Е и F.
Для индивидуальной защиты самолета ЕА-6В применяется станция ответных помех AN/ALQ-126. Она обеспечивает прием сигналов РЛС противника, сопровождающих самолет, и переизлучает их с вводимой задержкой, имитируя на экранах локаторов ложные цели с различными координатами. Станция способна обрабатывать сигналы и ставить одновременно нескольким РЛС помехи следующих видов: увод по дальности и скорости, обратное сканирование, блокирование главного лепестка антенны, хаотические импульсные. AN/ALQ-126 отключается автоматически, если она начинает создавать помехи системе AN/ALQ-99. Антенны станции размещаются на киле и внешних крыльевых пилонах самолета.
К средствам индивидуальной защиты самолета ЕА-6В относятся также автоматы AN/ALE-29A и -39, которые производят отстрел пиропатронов с дипольными отражателями, ИК ловушками или сбрасываемыми передатчиками помех одноразового использования. Команда на отстрел подается вручную членами экипажа или автоматически от системы предупреждения о радиолокационном облучении. Режим может быть одиночный или залповый, выборочный или по заранее определенной программой комбинации.
Говоря о групповой защите ударной авиации, следует отметить еще один самолет РЭБ - специализированный постановщик помех системам связи и управления противника ЕС-130Н "Компас Колл" (этим объясняется освобождение EF-111A от подавления каналов радиоуправления истребителями-перехватчиками, которое осуществляет ЕА-6В), действующий из "безопасных зон". Он несет мощные передатчики нижнего, среднего и высокого диапазонов, границы которых засекречены. На фюзеляже и под крылом смонтировано множество ножевых антенн, а в контейнерах на концах крыла находятся выпускаемые в полете буксируемые проволочные антенны большой длины. В западной военной печати сообщается, что система может ставить разнообразные специализированные шумовые помехи, в том числе несколько вариантов заградительных и прицельных по частоте.
Самолет работает во взаимодействии с наземными средствами РЭБ и обеспечивает радиоэлектронное подавление системы управления не только ПВО, но и наземных сил противника. Отмечается исключительно высокая реакция системы "Компас Колл", позволяющая блокировать сеть связи еще до передачи по ней информации (то есть сразу после процедуры обмена позывными и выхода на связь), а также подавлять как телефонные каналы, так и линии передачи данных, в том числе в сетях "воздух - воздух".
ЕС-1 ЗОН благодаря многочисленной группе операторов и способности пеленговать цели во всех диапазонах волн обеспечивает, во-первых, вскрытие дислокации узлов связи и пунктов управления, во-вторых, сбор и анализ содержания радиообмена. Последнее может использоваться для ввода противника в заблуждение посредством передачи в его сети ложных команд и докладов. Аппаратура системы "Компас Колл" непрерывно совершенствуется. Основное внимание уделяется разработке новых алгоритмов анализа радиопередач и управления подавлением повышению точности пеленгования. Планируется также заменить набор приемников единой комплексной приемной подсистемой.
Всего авиация ВМС располагает примерно 100 самолетами ЕА-6В. В составе ВВС США насчитывается около 40 самолетов EF-111А и 13 ЕС-130Н.
Высокую эффективность самолеты РЭБ групповой защиты продемонстрировали в ходе вооруженного конфликта в зоне Персидского залива в 1991 году. В нем от авиации ВМС приняло участие 39 ЕА-6В "Проулер", базировавшихся на шести многоцелевых авианосцах. Они осуществили 1623 самолето-вылета обшей продолжительностью 4600 ч, причем более 150 УР HARM пускались по позициям РЛС иракской системы ПВО. Действия ВВС поддерживали EF-111A "Рейвен" (один самолет разбился при возвращении с задания), совершившие более 900 самолето -вылетов, и семь -девять ЕС-130Н "Компас Колл". EF-111A в составе нескольких машин совместно с самолетами огневого поражения РЛС ПВО F-4G "Уайлд Уизл" обеспечили нанесение двух первых главных воздушных ударов в операции "Буря в пустыне". Благодаря самолетам РЭБ групповой защиты была освобождена от воздействия иракской ПВО зона воздушного пространства над всей территорией противника на высотах от больших до средних.
По мнению зарубежных специалистов, самолеты EF-111А, ЕА-6В и ЕС-130Н "Компас Колл" являются одним из основных элементов обеспечения достижения превосходства в воздухе.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz