"Зарубежное военное обозрение" 08'1995

ЮЖНОАФРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ LARK

А. КАПУСТИН

Южноафриканские фирмы "Кентрон" и "Авитроникс" в инициативном порядке разработали и испытали новый разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БЛА) LARK (см. рисунок). Основным его предназначением является обнаружение и поражение наземных радиоизлучающих целей, прежде всего РЛС зенитных ракетных комплексов и зенитной артиллерии.
Конструктивно аппарат LARK, построен по аэродинамической схеме "бесхвоcтка" со среднерасположенным крылом. На законцовках крыла и в средней части его консолей установлены вертикальные рулевые поверхности, обеспечивающие управление по курсу, а также возможность выполнения плоскопараллельного смещения в горизонтальной плоскости путем создания боковой аэродинамической силы, имеющей точку приложения в центре масс БЛА. Это способствует повышению точности наведения при подходе к цели. Управление полетом вертикальной плоскости осуществляется с помощью элевонов, расположенных на задней кромке крыла. Корпус изготовлен из композиционных материалов и алюминиевых сплавов.
В качестве маршевой силовой установки используется поршневой роторный двигатель мощностью 28 кВт с толкающим воздушным винтом. Топливный бак емкостью 30 л размещен вблизи центра массы аппарата, вследствие чего выработка топлива практически не приводит к изменению центровки БЛА в полете. Запуск осуществляется из пусковой установки с помощью сбрасываемого твердотопливного ускорителя тягой около 1100 кгс. устанавливаемого в нижней части фюзеляжа.
Аппарат оснащается осколочной боевой частью массой 20 кг, приводимой я действие неконтактным взрывателем.
В состав бортового оборудования БЛА входят пассивная радиолокационная головка самонаведения (ГСП), малогабаритная бортовая ЭВМ, датчики определения параметров полета и инерциальная система с коррекцией по данным космической радионавигационной системы НАВСТАР, обеспечивающая вывод аппарата в район местоположения целей с точностью (КВО) 500 м. Радиолокационная ГСН располагается в носовой части фюзеляжа на поворотной платформе сферической формы и использует антенную систему из четырех спиральных антенн, обеспечивающих прием сигналов в диапазоне частот 2-10 ГГц. Вертикально расположенные антенны служат для определения угла места цели, горизонтальные - азимута. Поле обзора ГСН составляет по азимуту +35° и по углу места от +35 до -110° (с учетом максимального угла поворота платформы в вертикальной плоскости на 75°). Головка самонаведения позволяет осуществлять наведение на радиоизлучающую цель с КВО 5 м и имеет три основных: режима работы:
- установочный (отрабатывается при включении ГСН) - автоматическое; тестирование основных подсистем ГСН и ее предварительная настройка на поиск радиоизлучающих целей в соответствии с заданными параметрами РЛС;
- поиск цели - бортовая ЭВМ обеспечивает определение параметров работающей РЛС-цели (рабочую частоту, длительность импульса и частоту их повторения) и их сравнение с параметрами, хранящимися в памяти ЭВМ (при их совпадении ЭВМ вырабатывает команду на переключение ГСН в режим сопровождения);
- сопровождение цели - на основании принимаемых головкой самонаведения сигналов РЛС - цели в бортовой ЭВМ вырабатываются соответствующие команды органам управления БЛА, обеспечивающие наведение аппарата на цель (в случае прекращения работы РЛС или изменения параметров ее работы наведение прекращается и ГСН по команде ЭВМ переключается в режим поиска).
Разведывательно-ударная система с БЛА LARK включает наземный пункт управления, размещаемый на 5-т автомобиле, и три транспортно-пусковые установки на базе 10-т автомобилей повышенной проходимости (на каждой девять контейнеров с БЛА).
В пункте управления на основе данных разведки, прежде всего радиотехнической, определяются районы расположения целей, необходимое количество БЛА на каждый район, маршруты полета, основные параметры РЛС - целей и приоритетность их поражения, а также разрабатываются программы полетных заданий для бортовых ЭВМ. На стартовой позиции пункт управления связан с ПУ кабельными линиями.
При подготовке БЛА к запуску по командам пункта управления производится автоматическая заправка топливной системы аппарата, пристыковка стартового ускорителя и загрузка полетного задания и других данных в память бортовой ЭВМ. Пуски аппаратов с направляющих осуществляются с темпом 1 пуск в минуту.
При подлете к району расположения целей аппарат в соответствии с программой переходит в режим барражирования, а его ГСН - в режим поиска цели. При обнаружении и захвате цели головкой БЛА поражает ее с крутого пикирования (из нескольких целей выбирается приоритетная). Если в процессе наведения цель теряется, БЛА возобновляет барражирование и поиск. При израсходовании запаса топлива БЛА поражает последнее место появления цели, которое фиксируется в памяти ЭВМ, или самоликвидируется. Ниже приводятся основные тактико-технические характеристики БЛА.
Взлетная масса ....................... 120 кг
Скорость, км/ч:
 - крейсерская ....................... 210
 - при барражировании ................ 170
 - пикирования при атаке цели более .. 460
Практический потолок ................. 4500 м
Максимальное время барражирования при
 удалениям от точки старта на 400 км . 2,5 ч
Размеры, м:
 - длина ............................. 2,4
 - высота ............................ 0,55
 - диаметр фюзеляжа .................. 0,27
 - размах крыла ...................... 2,1
Беспилотный летательный аппарат LARK может также использоваться при решении задач воздушной видовой и радиотехнической разведки и организации радиоэлектронного противодействия путем замены боевой части соответствующей аппаратурой.
По оценкам специалистов, новая разведывательно-ударная система представляет собой эффективное и относительно дешевое средство поражения элементов систем ПВО и может найти применение в ВВС, не имеющих специализированных самолетов подавления ПВО.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz