ЗВО - 06'1995

ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ

Ю.ПЕТРОВ

Десантные операции (боевые действия по высадке десанта) в большинстве вооруженных конфликтов послевоенного периода, в которых участвовали страны НАТО, и прежде всего США, всегда занимали особое место в боевой деятельности ВМС. Изменения в глобальной политической ситуации привели к разработке в Соединенных Штатах новой стратегической концепции действий со стороны моря в ходе локальных войн, которая придает десантным операциям еще большее значение. В связи с этим, несмотря на финансовые ограничения и общее сокращение корабельного состава зарубежных ВМС, программы строительства десантных кораблей в ведущих странах, по данным западной печати, не претерпели заметных изменений. Более того, к строительству десантных кораблей приступили и в ряде стран "третьего мира".
Подтверждением того, что руководство ВМС США продолжает уделять большое внимание амфибийным силам, является достаточно широкое для мирного времени строительство десантных кораблей в рамках специальных программ. В соответствии с первой программой к середине 70-х годов была произведена замена всех десантных кораблей, построенных в военные и первые послевоенные годы. При этом ввод в строй новых кораблей не предусматривал увеличения численности амфибийных сил или эквивалентной замены старых кораблей. Основная цель заключалась в создании специализированных и многоцелевых десантных кораблей, рассчитанных на плавание в составе соединения с крейсерской скоростью 20 уз.
До начала выполнения программы в амфибийные силы входили корабли (зачастую переоборудованные из торговых судов), предназначенные для строго определенного вида перевозок: десантные войсковые транспорты - для личного состава, десантные грузовые транспорты - предметов материально-технического снабжения и боевой техники, десантные транспорты-доки - десантных катеров, танкодесантные корабли - бронетанковой техники. Перегрузка десантников и техники производилась на десантные катера, которые затем в установленном порядке следовали к берегу.
На первом этапе выполнения программы предусматривалась постройка кораблей, которые с помощью собственных грузовых устройств и десантно-высадочных средств (катеров и вертолетов) обеспечивали высадку десанта на необорудованное побережье. К ним относились десантные вертолетоносцы, десантно-вертолетные корабли-доки, десантные транспорты-доки, танкодесантные корабли и десантные грузовые транспорты.
Ввод в строй новых кораблей привел к сокращению времени на погрузку и выгрузку десанта, а также на переход соединения морем, однако опыт проведенных учений показал, что необходимо создать более совершенные корабли большего водоизмещения. Строительство таких кораблей, в частности универсальных десантных (УДК) типа "Тарава", началось в 1971 году. Они способны производить высадку значительного по составу сил десанта с помощью собственных десантных катеров и транспортно-десантных вертолетов. УДК, например, может перевозить столько же личного состава десанта и вертолетов, что и десантный вертолетоносец, и такое количество груза и десантных катеров, на которое рассчитаны грузовой транспорт и транспорт-док. Окончание строительства серии УДК типа "Тарава" в 1980 году явилось, по существу, завершением первой программы. В дальнейшем в США был разработан ряд мероприятий, образующих в совокупности второй этап программы развития десантных кораблей. Главным ее содержанием является строительство УДК типа "Уосп" (рис. 1), десантных транспортов-доков (ДТД) типа "Уидби Айленд" и их грузового варианта - ДТД типа "Харперс Ферри", а также кораблей типа LX.
Подобные работы развернулись и в других странах, однако по количеству находящихся в строю кораблей и масштабам строительства они значительно отстают от США. Опубликованные в зарубежной печати материалы свидетельствуют, что в зарубежных ВМС к началу 1995 года насчитывалось около 240 десантных кораблей современной постройки, из которых на долю ВМС стран НАТО приходилось до 140 (в том числе 43 американских). Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.
По архитектуре и конструкции корабли типов "Тарава" и "Уосп" имеют много общего. Их строительство осуществляется блочным методом, но корпус УДК типа "Уосп" собран из более крупных блоков (четырех вместо пяти), причем надстройка составляет единый блок. Характерным является высокая степень их насыщенности механизмами и устройствами, что позволяет сократить время достройки кораблей на плаву до 1,5 года. Максимальная масса блока с энергетической установкой достигает 7800 т.
У кораблей обоих типов, как и у авианосцев, имеются полетная палуба и островная надстройка по правому борту, двухсекционный ангар, а также доковая камера в кормовой части корабля и помещения для боевой техники в носовой части (перед док-камерой). Общий объем грузовых помещений составляет 3156 и 2170 м3, а площадь помещений для колесной и гусеничной техники - 2127 и 1800 м2 соответственно. В то же время корабли типа "Уосп" имеют ряд существенных отличий, в первую очередь лучшие возможности по обеспечению полетов палубной авиации: большую площадь ангара, а также дополнительные помещения (на ангарной палубе) для мастерских, авиационных боеприпасов и кладовых ЗИП. В док-камере отсутствует диаметральная переборка, а часть оборудования перемещена в бортовые помещения. В итоге, несмотря на уменьшение ширины док-камеры с 24 до 15,2 м, здесь вместо одного могут находиться три десантных катера на воздушной подушке типа LCAC, которые входят и выходят из камеры без ее затопления при увеличении осадки до уровня стапель-палубы.
Подъем самолетов (вертолетов) из ангара на верхнюю палубу осуществляется с помощью двух бортовых самолетоподъемников (на УДК "Тарава" имеются один бортовой и один кормовой). Высота надстройки уменьшена на два яруса, системы связи и управления для повышения живучести перенесены в подпалубное пространство. Нижнее помещение для боевой техники соединено с верхними аппарелями а верхнее - со стапель-палубой посредством слипа. Погрузка техники в верхнее помещение производится через два док-порта или с полетной и ангарной палуб с использованием аппарелей. Предусматривается возможность применения УДК типа "Уосп" в качестве авианесущего корабля с размещением на нем в этом случае до 20 самолетов с вертикальным или коротким взлетом и посадкой (В/КВП) AV-8B "Харриер" и до шести вертолетов SH-60B "Си Хок".
Проблемам строительства УДК типа "Уосп" в настоящее время в американской печати уделяется много внимания, что связано с давлением, оказываемым на руководство ВМС по сокращению количества авианосцев, а также с реальным уменьшением корабельного состава флота. Эти обстоятельства вынуждают его изыскивать новые формы и способы боевого применения амфибийных сил, в частности создавать амфибийно.-десантные группы (АДГ)*, на которые может быть возложено решение части задач, традиционно присущих авианосной ударной группе.
Штабные корабли амфибийных сил типа "Блю Ридж" (рис. 2) являются первыми специализированными кораблями такого назначения, построенными в США. Основное внимание при их разработке уделялось размещению командных пунктов и постов управления, обеспечивающих командующему десантом и командиру группы авиации непрерывность управления на всех этапах проведения десантной операции. Создавались специальные условия для работы антенных систем, в связи с чем все палубные устройства (якорные, швартовые и т.п.) были убраны под верхнюю палубу Корабль оснащен БИУС NTDS (Naval Tactical Data System) с линиями передачи данных Link-4A, -11, -14, -16 и системой непрерывной обработки разведывательной информации NIPS (Naval Intelligence-Processing System). По данным зарубежной печати, УДК типов "Уосп" и "Тарава" имеют еще более совершенные системы управления: комплексную АСБУ десантных сил ITAWDS (Integrated Tactical Amphibious Warfare Data System) и АСБУ морской пехоты MTACCS (Marine Tactical Amphibious Command and Control System) с аналогичными линиями передачи данных, что позволяет использовать их в качестве кораблей управления амфибийными силами и вновь создаваемых АДГ. В кормовой части этих кораблей имеются взлетно-посадочная площадка для трех вертолетов (обычно на корабле базируется один) и бортовое оборудование аэронавигационной системы TAKAN для управления полетами.
Десантно-вертолетные корабли-доки типа "Остин" являются самыми современными кораблями этого класса и отражают концепцию "сбалансированной нагрузки", то есть одновременного размещения на корабле десантников с артиллерией, средствами обеспечения и высадки (десантными катерами и вертолетами). Корпус спроектирован на базе десантного транспорта-дока, но имеет укороченную док-камеру размером 120 х 51,2 м (закрытую палубой), позволяющую разместить на ней до шести средних транспортно-десантных вертолетов СН-46Е "Си Найт", из которых только один может находиться в телескопическом ангаре длиной 18,6 м, примыкающем к надстройке.
В 1995 финансовом году ВМС США выделены средства на строительство головного в серии корабля, который получил обозначение LPD17. При его проектировании за прототип взят десантно-вертолетный корабль-док типа "Остин". Объем его помещений для средств и предметов МТО будет не менее 710 м3, площадь помещений для колесной и гусеничной техники - 2325 м2. Корабль сможет принять на борт 750 морских пехотинцев (экипаж 495 человек), два катера типа LCAC и четыре вертолета СН-46Е "Си Найт", а размеры палуб позволят эксплуатировать один -два тяжелых транспортно-десантных вертолета СН-53Е "Супер Стэльен". В серии планируется построить до 12 кораблей.
Два десантно-вертолетных корабля-дока типа "Фиерлесс" находятся в составе ВМС Великобритании. Док-камера размером 51 х 15 м частично перекрыта вертолетной палубой, рассчитанной на размещение пяти вертолетов, но одновременный взлет (посадку) могут производить только две машины. С кормовой части док-камера закрыта аппарелью, управляемой гидравлическим подъемником. Для ее притапливания служат 39 балластных цистерн общей емкостью 7000 м3 и четыре турбонасоса производительностью до 10 000 т/ч в режиме погрузки и 6000 т/ч - разгрузки, что по времени занимает соответственно 40 и 30 мин. Осадка при этом изменяется на 3,6 м. Загрузка боевой техники с верхней палубы в трюм производится по опускным трапам, а из трюма на стапель-палубу - по аппарели. Погрузочно-разгрузочные операции осуществляются мостовым 5-т краном (из трюма на десантные катера в док-камере) и поворотными 6- и 15-т кранами, расположенными побортно в открытой части док-камеры. Корабли типа "Фиерлесс" приближаются к предельным срокам службы, в связи с чем министерство обороны намерено выдать заказ фирме "Ярроу шипбилдерз" на разработку проекта нового десантно-вертолетного корабля-дока с увеличенным водоизмещением и более совершенными системами управления. Его основные тактико-технические характеристики: полное водоизмещение 13 500 т, длина 168 м, ширина 26,5 м, осадка 7 м. Двухзальная дизельная энергетическая установка позволяет развивать максимальную скорость 18 уз. Вооружение - два шестиствольных ЗРК "Си Вулф", два зенитных артиллерийских комплекса. Десантовместимость: 600 десантников, 70 единиц колесно-гусеничной техники, десантные катера типов LCU - четыре и LCVP - четыре, два вертолета.
Три корабля типа "Сан Джорджио" ВМС Италии имеют аналогичное назначение, но существенно отличаются от рассмотренных выше по архитектуре и конструкции. Они имеют сплошную полетную палубу и островную надстройку по правому борту. В короткой кормовой док-камере (20,5 х 7 м), закрываемой откидной аппарелью, размещаются три десантных катера LCM. Выгрузка и погрузка самоходной техники (на первых двух кораблях серии) производятся по выдвижной трап-сходне через носовые ворота с разъемом в диаметральной плоскости. Док-камера соединяется с грузовой палубой при помощи стапель-палубы. На третьем корабле серии отсутствуют носовые ворота, поэтому колесная (гусеничная) техника своим ходом на берег разгружаться не может.
Специалисты ВМС Нидерландов и Испании совместно разработали проекты десантно-вертолетных кораблей-доков водоизмещением 12 000 т, которые (по одному в каждой стране) намечено ввести в строй в 1997 году. Их основные тактико-технические характеристики: длина 150 м, ширина 15 м, осадка 5,9 м; двухвальная дизельная энергетическая установка позволяет развивать максимальную скорость 20 уз, дальность плавания 6000 миль (при скорости 14 уз). Вооружение: два семиствольных 30-мм ЗАК "Голкипер", четыре 20-мм АУ "Эрликон", шесть вертолетов типа NH-90 или четыре типа ЕН-101. Каждый корабль может взять на борт полностью экипированный батальон морской пехоты численностью 600 человек, имеет взлетно-посадочную площадку для двух вертолетов и док-камеру, рассчитанную на размещение двух танкодесантных катеров типа LCU.
Десантные вертолетоносцы типа "Иводзима"** ВМС США являются единственными в зарубежных ВМС кораблями этого подкласса, специально построенными для проведения десантных операций. Они имеют классическую архитектуру авианосцев, но не оборудованы катапультами, аэрофинишерами и аварийными барьерами. На корабле смонтированы два бортовых самолетоподъемника грузоподъемностью по 17 т, объем грузовых помещений составляет 1000 м3, площадь парковых зон - 400 м2.
Новый десантный вертолетоносец водоизмещением около 17 250 т планируется построить в Великобритании. Его полетная палуба будет рассчитана на одновременный взлет шести вертолетов типа НС-4. Основные тактико-технические характеристики корабля: полное водоизмещение 20 000 т, длина 203 м, ширина 32,6 м, осадка 6 м; двухвальная дизельная энергетическая установка мощностью 27 000 л.с. позволяет развивать максимальную скорость 18 уз, дальность плавания 8000 миль (при скорости 15 уз). Вооружение: четыре спаренные 30-мм АУ "Эрликон", три шестиствольных 20-мм ЗАК "Вулкан - Фаланкс". Десантовместимость - 480 морских пехотинцев с вооружением и боевой техникой, четыре десантных катера типа LCVP, 12 вертолетов "Си Кинг" НС.4 или "Мерлин".
В 1985 году в составе ВМС США появились десантные транспорты-доки типа "Уидби Айленд", предназначенные для высадки десанта на необорудованное побережье с помощью десантных катеров и вертолетов, на которых можно разместить колесную технику и необходимый груз. Новые корабли, по существу, являются дальнейшим развитием транспортов-доков типа "Энкоридж". Их корпус и надстройка изготовлены из малоуглеродистой стали, а верхняя палуба - из легированной. Корпус имеет пять палуб и платформ, связь между которыми осуществляется с помощью стационарных и съемных аппарелей. По бортам корабля за надстройкой смонтированы 60- и 20-т поворотные грузовые краны. Док-камера размером 134x15,2 м позволяет разместить четыре десантных катера на воздушной подушке типа LCAC. Размеры взлетно-посадочной площадки, перекрывающей кормовую часть док-камеры, рассчитаны на два транспортно-десантных вертолета СН-53 или самолета AV-8B.
Начато строительство серии из четырех кораблей-доков типа "Харпер Ферри" (головной корабль LSD49 вошел в состав американских амфибийных сил в сентябре 1944 года). Эти корабли являются грузовыми вертолетами десантного транспорта-дока типа "Уидби Айленд". Основное отличие будет заключаться в укороченной док-камере, где смогут разместиться только два десантных катера типа LCAC. За счет этого, однако, существенно увеличиваются площади парковых зон и объем грузовых трюмов (с 1125 до 1818 м2 и с 1350 до 1825 м3 соответственно), а также улучшаются условия эксплуатация и размещения морских пехотинцев и экипажа.
В составе ВМС Франции находятся транспорты-доки типа "Ураган". По архитектуре и конструкции они во многом сходны с рассмотренными выше кораблями, но имеют существенно меньшее водоизмещение. Док-камера длиной 120 м занимает около 80 проц. длины корабля. В носовой ее части при необходимости может быть установлена платформа длиной 90 м для парковки автотехники и размещения грузов, что увеличивает диапазон боевых возможностей корабля при сохранении емкости док-камеры. Частично она перекрыта верхней палубой, на которой обычно находятся три тяжелых вертолета SA-321G или десять легких SA-319B. Вертолетная палуба может быть удлинена путем установки шести секций настила длиной 36 м над док-камерой. На нем могут дополнительно размещаться один тяжелый или три легких вертолета. С кормы док-камера закрыт а воротами с электрогидравлическим приводом. Грузовые операции производятся двумя 35-т поворотными электрическими кранами.
Для замены кораблей типа "Ураган" во Франции строится серия из трех десантно-вертолетоносных кораблей-доков типа "Фудр", первый из которых вступил в строй в 1990 году. Планируется построить еще два корабля, заказ на них может быть выдан в текущем году. При существенно большем (на 35 проц.) водоизмещении по сравнению с транспортами-доками типа "Ураган" корабль обладает более высокими боевыми возможностями по переброске подразделения "сил быстрого реагирования" с вооружением, боевой техникой и грузами на заморские территории.
Как отмечают зарубежные специалисты, наличие хорошо оснащенных мастерских повышает гибкость его использования, в частности в качестве плавбазы сторожевых катеров, имеющей большие возможности по ремонту (включая докование) вдали от метрополии. На корабле имеется ангар для четырех вертолетов A-332F "Супер Пума" или двух SA-321G "Супер Фрелон". За вертолетной палубой расположены палуба для колесной техники и обслуживающий ее и док-камеру размером 122 х 14,2 х 7,7 м подъемник (грузоподъемность 52 т). Дополнительно за выгородкой подъемника над кормовой частью при необходимости монтируется съемная палуба из пяти 6-м секций, на которых можно разместить определенное количество автомобилей или вертолет. Однако при установке съемной палубы исключается возможность размещения танкодесантных катеров типа EDIC. Грузовые операции осуществляются двумя кранами, расположенными на правом борту за подъемником и на левом борту в носовой части вертолетной палубы. Непосредственно под ней находятся госпиталь на 47 коек и две операционные. По оценке зарубежных специалистов, три новых транспорта-дока обеспечат переброску механизированной бригады "сил быстрого реагирования" в составе до 1000 человек, 22 танков, 66 бронетранспортеров и 189 единиц другой колесной техники.
Десантные войсковые транспорты типа "Цзюныиа" ВМС КНР по характеристикам и оснащенности средствами передачи грузов в море значительно отстают от десантных кораблей, рассмотренных выше. На них имеется по две носовых и кормовых стрелы, обслуживающих соответствующие грузовые трюмы, и четыре шлюп-балки для катеров.
Следует отметить, что среди десантных кораблей ВМС зарубежных стран наибольшее распространение получили танкодесантные. К кораблям этого класса относятся американские типа "Ньюпорт". Большинство их выведено из состава регулярного флота, и на начало 1995 года из 20 в серии в строю остались три корабля - LST1196 "Харлан-Каунти", LST1189 "Сан-Бериардин" и LST1194 "Ла Мур-Каунти". При проектировании конструкторам пришлось решать противоречивые задачи создания корабля, обладающего высокой мореходностью и скоростью хода, способного подходить к берегу для выгрузки бронетанковой техники. Наибольшие сложности возникли с проектированием выгрузочного устройства, так как требования высокой скорости не позволяли использовать аппарель в традиционном для танкодесантных кораблей исполнении. В итоге был создан корабль с обычными носовыми обводами, разгрузка которого производится непосредственно с верхней палубы по специальному носовому грузовому устройству. Оно представляет собой алюминиевый трап длиной 36,3 м, выдвигающийся на опорных катках с помощью деррик-крана и электролебедок (расчетная нагрузка 75 т). Носовая и кормовая части главной палубы соединены проходом через надстройки. Общая площадь парковых зон составляет 1710 м2 , а грузовых трюмов - 1560 м2. Десантирование самоходных амфибийных средств осуществляется через кормовую аппарель. Для облегчения подхода к причалу и удержания корабля на месте имеется носовое подруливающее устройство мощностью 800 л. с.
Характерной особенностью кораблей типов "Сэр Гэлахэд" и "Сэр Ланселот" ВМС Великобритании, а также "Тобрук" ВМС Австралии, присущей всем зарубежным танкодесантным кораблям, является наличие носовых ворот с разъемом в диаметральной плоскости и выдвижной носовой сходни (аппарели). Кроме того, имеется кормовая аппарель, по которой осуществляется выгрузка самоходных средств на пирс или на десантные катера. В поднятом положении аппарель обеспечивает водонепроницаемость трюма, который перекрыт верхней палубой, где могут находиться колесная техника, десантные катера или понтоны. В кормовой части имеются вертолетные площадки (на корабле "Тобрук" под полетную оборудована еще средняя часть верхней палубы). Сквозной коридор обеспечивает беспрепятственное движение техники по всей длине корабля. Для проведения грузовых операций используются 20- или 25-т кран и несколько менее мощных. На корабле "Тобрук" установлен 70-т деррик-кран.
Аналогичную конструкцию и архитектуру имеют корабли типов "Язон" (Греция) , "Осман Гази" и "Чакабей" (Турция). Корабли типов "Шамплен" (Франция), "Миура", "Юра" (Япония, рис. 4) и "Рейнейсунд" (Норвегия) при схожей архитектуре оборудованы только носовым высадочным устройством.
Основу вооружения современных десантных кораблей составляют зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, а также зенитные артиллерийские установки. На многих кораблях имеются универсальные 76-мм артустановки (см. таблицу). Наиболее совершенные и крупные десантные корабли вооружены ЗРК "Си Спарроу" или "НАТО - Си Спарроу" (США), "Си Кэт" (Великобритания), "Садрал" (Франция).
Среди ЗАК наибольшее распространение на десантных кораблях получил американский 20-мм комплекс "Вулкан - Фаланкс" (скорострельность 3000 выстр./мин, дальность стрельбы 1,8 км), а среди универсальных артустановок - американские двухорудийные 76-мм артустановки МкЗЗ (скорострельность И0 выстр./мин, дальность стрельбы 13,3 км и досягаемость по высоте 8300 м). Часть кораблей вооружена итальянскими одноствольными 76-мм артустановками "ОТО Мелара", имеющими скорострельность 60 выстр./мин и досягаемость по высоте 11 800 м. Современное радиолокационное вооружение установлено на кораблях ВМС США. Оно представлено РЛС AN/SPS-52C (трехкоординатпая), -40, -48Е и -49 (обнаружение воздушных целей на дальности до 450 км) и AN/SPS-65 и -67 (надводных целей на дальности 30 - 50 км). Возможности РЛС кораблей других стран но обнаружению воздушных целей составляют 100 - 150 км и надводных - 20 - 40 км.
Десантные корабли оснащены дизельными и котлотурбинными лнергетическими установками. Последние применяются на английских кораблях типа "Фиерлесс" и на кораблях ВМС США. Их мощность находится в пределах 20 000 - 24 000 л. с. и лишь на УДК достигает 70 000 л.с. Все вновь строящиеся десантные корабли оснащаются исключительно дизельными энергетическими установками. Суммарная их мощность не превышает 16 200 л.с. и только у транспортов-доков типа "Уидби Айленд" составляет 41 600 л.с. Каждый дизель в большинстве случаев работает на свой гребной винт.
В целом развитию амфибийных сил в ВМС большинства стран уделяется достаточно большое внимание. При этом характер и направленность реализуемых программ строительства новых кораблей свидетельствуют о стремлении увеличить боевую мощь амфибийных сил, способных обеспечить во взаимодействии с другими родами сил военное присутствие в "жизненно важных" для их стран районах мира. ПРИМЕЧАНИЕ: Основные ТТХ современных десантных кораблей зарубежных ВМС см. в разделе ТТХ.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz