ЗВО - 04'1995

УПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ БОМБЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Подполковник Е.ЕФИМОВ, кандидат технических наук

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из наиболее эффективных видов авиационного оружия, предназначенного для нанесения ударов по наземным (надводным) целям. Результаты боевого применения УАБ в войнах и локальных конфликтах дают основание зарубежным специалистам отнести их к высокоточным авиационным боеприпасам. В настоящее время разработка УАБ ведется в США, Израиле, Франции, Великобритании, Чили, Аргентине и ЮАР, они находятся на вооружении армий практически всех стран НАТО, а также Австралии, Японии, Бразилии, Саудовской Аравии и ряда других.
В управляемых авиационных бомбах сочетаются высокие поражающая способность боевой части (БЧ) обычных авиабомб и точность наведения на цель управляемых ракет (УР) класса "воздух - поверхность". Отсутствие двигателя и топлива к нему позволяет при равной с УР стартовой массе доставить к цели более мощную БЧ. Так, если у авиационных управляемых ракет отношение массы боевой части к стартовой массе составляет 0,2 - 0,5, то для УАБ оно примерно равно 0,7 - 0,9. Например, УР "Мейверик" AGM-65E имеет массу БЧ 136 кг и стартовую массу 293 кг, а УАБ GBU-12 - 227 и 285 кг соответственно. Характерный для УАБ режим планирования позволяет применять их без захода самолетов-носителей в зону объектовой ПВО противника. При этом область возможных сбросов бомбы с больших высот (рис. 1) лишь незначительно уступает зоне дальней границы пуска ракеты. При практически одинаковых стартовой массе и дальности пуска (сброса) управляемая бомба более эффективно поражает цель. Оптимальное аэродинамическое проектирование и улучшение несущих свойств крыла позволяют значительно увеличить дальности действия УАБ (до 65 км у AGM-62A "Уоллай-2") и перекрыть почти всю зону применения тактических УР класса "воздух - поверхность". Наличие систем управления и наведения, зачастую унифицированных с аналогичными системами УР, придает УАБ все свойства высокоточного авиационного оружия, предназначенного для поражения особо прочных малоразмерных целей. Благодаря простоте изготовления и эксплуатации УАБ дешевле, чем УР.

Однако зарубежные специалисты отмечают, что УАБ по некоторым характеристикам уступают управляемым ракетам. В частности, у них меньше средняя скорость полета к цели, уже диапазоны перегрузок для устранения ошибок наведения, а также допустимых начальных ошибок пуска. Кроме того, особенности относительного движения УАБ к самолета-носителя после сброса (если не принять специальных мер) ограничивают их применение на малых высотах. Поэтому управляемые авиабомбы не составляют конкуренции УР и не заменяют их.
Впервые УАБ были использованы во второй мировой войне ВВС Германии на Средиземном море. 9 сентября 1943 года эскадрилья бомбардировщиков Do-217 провела точное бомбометание по итальянским кораблям с высоты более 8 км за пределами досягаемости огня зенитных средств. Две бомбы попали в верхнюю палубу линкора "Рома", после чего он затонул. Значительные повреждения получил также линкор "Италиа". Немецкие самолеты были вооружены управляемыми бомбами PC 1400Х ("Фриц X") вариантов К1 и К2 с радиокомандным наведением (масса БЧ 1400 кг, дальность планирующего полета 8 км при сбрасывании со средних высот). Интересно, что в качестве мер противодействия союзники стали использовать передатчики помех командному радиоканалу УАБ: новое оружие настоятельно требовало средств защиты от него.
В США боевое применение управляемых авиационных бомб началось в декабре 1944 года. С помощью УАБ AZON и RAZON самолеты ВВС разрушили в Бирме железнодорожный мост, который ранее тщетно пытались уничтожить обычными авиабомбами. В 1945 году авиация ВМС уже имела на вооружении УАБ типа ВАТ с достаточно совершенной для того времени активной радиолокационной головкой самонаведения. Эти бомбы использовались для нанесения ударов по японским кораблям.
Бурное развитие оружия такого типа после войны было приостановлено в последующие 15 лет из-за абсолютизации возможностей ядерных боеприпасов. Однако в 60-е годы американские фирмы вновь приступили к разработке управляемых авиационных бомб с учетом последних достижений в области создания систем наведения. ВВС США во время войны во Вьетнаме провели испытания УАБ в боевых условиях, и прежде всего для разрушения таких малоразмерных целей, как мосты.
В ходе операции "Буря в пустыне" были получены наиболее убедительные результаты, подтверждающие высокую эффективность УАБ. Если в других войнах и конфликтах при выполнении массированных налетов высокоточное оружие применялось только в тех случаях, когда это было связано с уничтожением отдельных приоритетных целей, а основные боевые задачи решались при помощи неуправляемых ракет и бомб, то в войне против Ирака высокоточные системы оружия, в том числе управляемые бомбы, использовались достаточно активно.
Проведенные в США исследования продемонстрировали, что но критерию "стоимость/эффективность" УАБ предпочтительнее неуправляемых бомб. Опыт боевого применения УАБ в Индокитае показал, что расход этих боеприпасов на поражение цели был в 50 - !00 раз меньше, чем неуправляемых бомб, а материальные затраты, даже без учета потерь носителей при массированных налетах, значительно ниже.
По данным штаба ВВС США, в течение 43 сут войны на позиции противника в Ираке и Кувейте было сброшено 88 500 т бомб различных типов: 81 980 т неуправляемых и 6520 т управляемых. Из общего числа только 30 проц. (26 363 т) поразили цели, причем 90 проц. приходится на долю УАБ. По другим данным, число поразивших цель неуправляемых бомб составляет 25 проц. общего количества попаданий.
Управляемые авиационные бомбы были практически единственным ударным оружием малозаметных тактических истребителей F-117A во время боевых действий в Ираке. 50 самолетов этого типа (2,3 проц. всей численности авиации многонациональных сил) поразили 40 - 43 проц. всех приоритетных целей противника, выполнив примерно 3 проц. общего числа самолето-вылетов. Эффективность боевого применения F-117A с УАБ достигла 95 проц. (во Вьетнаме этот показатель для ударной авиации составил 33 проц.). Истребители F-117A примерно 80 проц своих вылетов совершили для нанесения ударов по сильнозащищенным целям и уничтожили 97 проц. из них. Боекомплект самолета включал две УАБ типа GBU-IO (калибра 2000 фунтов) или GBU-7 (900 кг) с лазерной системой наведения. Впервые в боевой практике авиации летчиков знакомили с планами зданий защищенных бетонированных командных пунктов с указанием тех помещений, которые требовалось поразить. Видеозапись результатов бомбометания свидетельствует о том, что оно производилось с высокой точностью, причем в ночное время. Боевая задача, как правило, решалась одним самолетом.
Развитие управляемых авиационных бомб происходило по нескольким направлениям. Наиболее простыми и дешевыми оказались УАБ с полуактивной лазерной системой наведения, создаваемые на базе боевых частей штатных фугасных, осколочно-фугасных и кассетных авиабомб. Начало этому классу УАБ первого поколения было положено в 1965 году, когда в ВВС США была выработана концепция LGB (Laser Guided Bomb), предусматривающая оснащение штатных авиабомб комплектами аппаратуры управления и наведения типа KMU а также несущими поверхностями. Использование обычных авиабомб позволило сделать этот вид оружия массовым, а модернизацию и эксплуатацию несложной и недорогой. Разработка УАБ велась по программам "Скиппер" (фирмы "Аэроджет дженерал" и "Эмерсон электрик") и "Пейвуэй" ("Тексас инструменте") - для ВМС и ВВС США соответственно.
Конструктивно бомбы, создаваемые по этим программам, практически одинаковы: передний отсек со стандартным лазерным флюгерным координатором цели, блоком наведения, блоком управления с источником питания, рулями и приводом рулей; боевая часть штатной бомбы; хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями. Рули, хвостовые аэродинамические поверхности элементов конструкции, сопрягаемые с БЧ, отличаются друг от друга размерами в зависимости от калибра. Все остальные элементы системы комплектов идентичны. УАБ имеет аэродинамическую схему "утка" и общую с обычными авиабомбами систему подвески на носитель. Обнаруженная оператором цель облучается (подсвечивается) лучом лазера с обеспечивающего самолета, самолета-носителя или с наземного пункта (рис. 2). Отраженная от цели лазерная энергия распространяется в пространстве в соответствии с диаграммой обратного рассеивания. После сброса с самолета-носителя, пилот которого осуществляет прицеливание так же, как и при бомбометании неуправляемыми бомбами, УАБ некоторое время летит без захвата лазерного излучения, отраженного от цели, по обычной баллистической траектории. Флюгерный лазерный координатор цели (ФЛКЦ) ориентирует ось чувствительности лазерного приемника излучения по вектору скорости бомбы. После того как отраженная лазерная энергия попадет в поле зрения ФЛКЦ, система управления УАБ отклоняет рули таким образом, чтобы движение бомбы осуществлялось по вектору дальности цели. В этом случае вектор скорости бомбы и направление, с которого приходит отраженное лазерное излучение, должны совпадать. Различные возмущения - турбулентность атмосферы, неточность углового сопровождения обеспечивающим самолетом - приводят к колебаниям УАБ относительно линии дальности и в значительной степени корректируются системой управления.

Схема боевого применении УАБ с лазерной полуактивной системой наведения

Построенные по такому принципу УАБ серии "Пейвуэй-1" (GBU-10, GBU-11 и GBU-12, см. таблицу) ограниченно применялись во время войны во Вьетнаме. Простота обслуживания, небольшая стоимость и высокая точность наведения делали данное оружие жизнеспособным. К недостаткам можно отнести большую нижнюю границу высот боевого применения (как правило, бомбометание с горизонтального полета требовало высоты более 1,5 км, с пикирования УАБ применялись с 1,8 - 2,2 км при углах сбрасывания 25 - 40°), что объяснялось особенностями метода наведения и необходимостью лазерной подсветки цели, вплоть до момента подрыва БЧ. Это существенно связывало действия носителя, делало его уязвимым для средств ПВО. Кроме того, было сложно обеспечить одновременное наведение нескольких УАБ на расположенные рядом цели, так как относительно большое поле зрения ФЛКЦ приводило к захвату бомбой "чужой" цели и срыву выполнения задачи.
Частичное устранение этих недостатков оказалось возможным в УАБ серии "Пейвуэй-2" второго поколения: GBU-12 D/B, GBU-16 В/В, GBU-10 E/B, Мк 13/18 (рис. 3). Последняя создана совместно фирмами "Тексас инструменте" и "Портсмут авиэйшн" (Великобритания) на базе американской штатной авиабомбы Мк83 калибра 1000 фунтов.
Основное отличие систем наведения этих авиабомб состоит в том, что в ФЛКЦ используется обработка принимаемого лазерного излучения в кодирующем устройстве. Оно синхронизирует работу системы наведения с конкретным целеуказателем. В таком случае исключается наведение УАБ на "чужой" отраженный сигнал лазерного целеуказателя и в процессе групповой атаки нескольких носителей не происходит наведения нескольких УАБ на одну и ту же цель. Кроме того, ФЛКЦ с помощью кодирующего устройства перестает принимать ложные лазерные пятна, создаваемые противником, повышая устойчивость УАБ к оптико-электронному противодействию. Комплекты KMU серии "Пейвуэй-2" имеют складывающееся крыло, что улучшает управляемость бомбы, снижает минимальную высоту сброса, увеличивает максимальную дальность полета и упрощает размещение на носителе. Зарубежные специалисты отмечают повышение точности наведения УАБ этой серии за счет использования в системе наведения более совершенного приемника лазерного луча и микропроцессора.

Компоновочная схема бомбы Мк 13/18

Во время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов (1982), а также в войне на Ближнем Востоке и в Ливии была продемонстрирована возросшая эффективность такого оружия. Именно в начале 80-х годов активизировались закупки УАБ различными странами, развернулось лицензионное или собственное производство. Вместе с тем были выявлены отдельные недостатки. Так, при бомбардировках в Ливии с самолетов F-111F использовались бомбы GBU-10 Е/В калибра 2000 фунтов и оптико-электронная система подсветки "Пэйв Тэк", сбрасывание осуществлялось с высот от малых до средних на скорости 925 - 1100 км/ч. Низкая облачность затрудняла подсветку целей и не позволяла в ряде случаев эффективно применять УАБ. При атаке командного пункта в Сиди Билале помехой явился дым. В результате поразить цели не удалось.
В ходе англо-аргентинского конфликта самолеты "Харриер" ВВС Великобритании производили бомбометание с кабрирования при углах тангажа 30 и высотах ввода в маневр 150 м по объектам, находящимся за возвышенностью и подсвечиваемым наземным лазерным целеуказателем. Из четырех бомб Мк 13/18 две поразили цель, а две упали со значительным недолетом из-за прекращения подсветки.
Для действий с малых и предельно малых высот в начале 80-х годов в США была создана серия УАБ третьего поколения "Пейвуэй-3" с полуактивной лазерной системой наведения: GBU-22, -23 и -24. Основной объем работ выполнила фирма "Тексас инструменте". Сюда можно отнести также израильскую бомбу "Гильотина" фирмы "Израэль эркрафт индастриз" (дальность полета 30 км при сбрасывании с высоты 12 000 м).
Эти бомбы обладают повышенной дальностью планирования за счет оснащения их крылом увеличенной площади и оптимизации траектории полета, выбираемой автопилотом. Они имеют гироплатформу и микропроцессор, вырабатывающий команды управления. Для преодоления недостатков ФЛКЦ вместо флюгерного был установлен гиростабилизированный лазерный координатор. Один из вариантов бомбы GBU-23 "Скиппер-2", который получил обозначение AGM-123A, был оснащен ракетным твердотопливным двигателем, существенно увеличившим дальность полета бомбы. Данный вариант разработала фирма "Эмерсон электрик" в рамках совместной программы ВВС и ВМС - LLLGB (Low Level Laser Guided Bomb). Бомба фактически превратилась в управляемую ракету. При этом изменился способ атаки цели и значительно возросли возможности самолета-носителя по уклонению от зенитного огня объектовой ПВО (рис. 4).
Для УАБ третьего поколения одной из основных проблем является координация действий самолета-носителя и оператора, осуществляющего подсветку цели лазерным лучом, поскольку при бомбометании с малых высот нельзя проводить подсветку с самолета-носителя. В настоящее время именно согласованность действий обеспечивающего самолета и носителя ограничивает возможности бомб с полуактивными лазерными системами самонаведения. Этих недостатков лишены УАБ с телевизионными и тепловизионными координаторами цели пассивного типа, которые могут реализовать принцип "выстрелил -забыл".
Другое направление развития УАБ - создание авиабомбы специальной конструкции, не ориентированной на массовое использование готовых частей. В январе 1965 года командование ВМС США заключило контракт с фирмами "Мартин Мариэтта" и "Хьюз" на разработку УАБ с телевизионным координатором цели (ТВКЦ). Первая телеуправляемая бомба AGM-62 "Уоллай-1" была принята на вооружение в 1966 году. Всего выпущено 8000 таких бомб. ТВКЦ позволял обнаружить цель, захватить ее на автосопровождение, затем происходил сброс бомбы. Дальнейшая связь самолета-носителя с УАБ прекращалась, он мог выполнять любые маневры, а бомба в автономном режиме наводилась на цель.
Впервые американская авиация применила УАБ "Уоллай-1" в 1967 году во Вьетнаме. Точность попадания в цель оказалась очень высокой, во время налета на военный городок бомбы попадали прямо в окна казарм. Было разрушено несколько важных мостов и ханойская электростанция, прикрываемая сильной ПВО.
УАБ "Уоллай" имеет элевонную аэродинамическую схему и осколочно-фугасную боевую часть. ТВКЦ обеспечивает наведение бомбы на оптически контрастные объекты, выбор и идентификация которых производятся оператором.

Схема боевого применения УАБ серии Пейвуэй

Схема боевого применения УАБ AGM-62A Уоллай-2

Размещение УАБ GBU-15 на самолете Торнадо

В последующих модификациях этой УАБ были увеличены масса боевой части и размах крыла, а также повышены аэродинамические качества, что обеспечило дальность ее полета до 65 км (при сбросе с 9000 м на дозвуковой скорости). В отличие от лазерных бомб, у которых движение к цели происходит по крутым, отвесным траекториям, они могут быть условно названы падающими. УАБ типа "Уоллай" с развитой аэродинамикой лучше управляются, осуществляют планирующее снижение к цели, поэтому иногда их называют планирующими. Вторая модификация - AGM-62A "Уоллай-2" - была оснащена телевизионно-командной системой наведения, позволяющей экипажу производить бомбометание по целям с известными координатами при отсутствии визуального контакта с ними.
Наведение УАБ осуществляет оператор по радиолинии управления. Источником информации для выработки команд служит телеизображение, которое транслируется с авиабомбы на борт носителя. После сброса УАБ самолет может менять курс, при этом оператор продолжает управлять бомбой вплоть до попадания ее в цель. Ориентируясь по хорошо видимым объектам, он в состоянии наводить УАБ на замаскированные и неконтрастные цели, поскольку при приближении к ним улучшается разрешающая способность системы, а плохая видимость между бомбой и носителем (например, облака) не мешает процессу наведения. Большая дальность планирования AGM-62A дает возможность применять их без захода в зону ПВО цели. Наведение УАБ с другого носителя позволяет паре самолетов сбросить четыре бомбы в одном заходе (рис. 5) и выполнять различные тактические приемы.
Следует отметить, что достоинства ТВКЦ использовались не только в УАБ специальной конструкции, но и в созданных (на базе штатных) неуправляемых авиабомбах GBU-8 и GBU-9. Однако возможность оптимизации аэродинамики делает УАБ специальной конструкции совершенно непохожими на авиабомбы с ФЛКЦ как по внешнему виду, так и по боевым качествам. УАБ с большой дальностью планирования и телевизионно-командной системой наведения могут применяться по сильнозащищенным целям, когда носитель не входит в зону действия их зенитных средств, или по групповым объектам с системой ПВО, не допускающей выполнения нескольких заходов на цель. В таких случаях нецелесообразно применять УАБ с ФЛКЦ из-за высокой вероятности поражения носителя.
С 70-х годов в США началось создание управляемых авиабомб модульной конструкции в рамках проекта "Хобос", который предусматривал разработку УАБ, имеющих около 80 проц. одинаковых элементов конструкции и сменных модулей - телевизионной или тепловизионной головки самонаведения (ТВГСН или ТПВГСН соответственно) и различных боевых частей (Мк84 калибра 2000 фунтов. Ml 18 калибра 3000 фунтов и кассетной типа SUU-54 с 1800 поражающими элементами).
В соответствии с программой фирмы "Рокуэлл интернешнл" и "Хьюз" вели работу над УАБ: с крестообразным крылом (первоначально назывался GBU-3815(V)CWW) и с плоским раскрывающимся крылом (GBU-15(V)PWW). Первый предназначен для применения с малых и средних высот на дальности до 50 км, второй - с больших высот при дальности планирования до 70 км. Впоследствии варианты получили обозначения GBU-15 и GBU-20 соответственно. Работы осуществлялись фирмами "Рокуэлл интернэшнл" и "Хьюз". Летные испытания УАБ начались в 1975 году, было выполнено 60 пусков, признанных успешными, а в 1980-м GBU-15 в варианте с крестообразным крылом поступила на вооружение самолетов F-4E, B-52D и F-111F. Эта бомба совместима с бортовыми системами самолетов А-7, F/A-18 и "Торнадо" (рис. 6).
В управляемых бомбах модульной конструкции используются шесть основных элементов: боевая часть, комплект аэродинамических поверхностей, система наведения, система управления, переходник и блок связи (рис. 7). Основным элементом является БЧ, которая представляет собой обычную бомбу Мк84 или бомбовые кассеты SUU-54 либо CBU-75. С помощью переходников на корпус боевой части устанавливаются аэродинамические поверхности, носовой (с аппаратурой системы наведения) и хвостовой (система управления) отсеки. В зависимости от условий боевого применения и типа цели из модулей может быть собран оптимальный вариант боеприпаса, обладающего наибольшей эффективностью.
На УАБ данной серии может использоваться одна из существующих или перспективных систем наведения. Типовой является телевизионно-командная, в этом случае бомба по командам с самолета-носителя выводится в зону цели, где начинает работать ТВГСН. Изображение наблюдаемого объекта поступает на индикатор в кабине самолета, и оператор передает на бомбу команды наведения до момента поражения цели. Возможны также захват цели ТВГСН непосредственно под носителем или после участка командного управления и автономный полет УАБ в режиме самонаведения.

Компоновочная схема УАБ GBU-15

Внешний вид УАБ AGM-130 А и В

Однако бомбометание с этой системой наведения можно проводить только днем при хорошей видимости, а для действий ночью и при неблагоприятных метеоусловиях предусматривается использовать тепловизионную головку самонаведения WGU-10/B, унифицированную с ракетой AGM-65D. В качестве недорогих альтернативных систем рассматривались также TDOA/DME с временным и дальномерным блоками, применяемая на GBU-20, радионавигационная ЛОРАН и спутниковая радионавигационная НАВСТАР. Зарубежные специалисты ищут возможности комплексирования систем различных классов для повышения точности наведения и помехоустойчивости УАБ.
Одним из путей дальнейшего совершенствования авиабомб модульной конструкции является оснащение GBU-15 с различными БЧ ракетными твердотопливными ускорителями (рис. 8), что позволяет в значительной степени увеличить дальность их планирования на малых и предельно малых высотах УАБ GBU-15 с двигателем получили обозначение AGM-130A (с БЧ типа Мк84) и AGM-130B (типа SUU-54). Такие авиабомбы отличаются от управляемых ракет "воздух - поверхность" только меньшими значениями тяговооруженности двигателя, но не конструкцией и, по существу, являются ракетами. Развитие УАБ в этом направлении свидетельствует о наличии предела совершенствования бомб, после которого необходимо иметь средства поражения, оснащенные двигателями.
Как отмечают специалисты, активные работы по всем направлениям создания УАБ нацелены на повышение мощности и эффективности боевых частей, применение новых типов головок самонаведения (инфракрасных, радиометрических и радиолокационных миллиметрового диапазона волн), повышение автономности после пуска, достижение более высокой точности наведения днем и ночью в любых метеоусловиях, использование нескольких УАБ в одном заходе внедрение инерциальных, радионавигационных и автономных систем, скомплексированных на базе микропроцессорных вычислителей. Совершенствуются также способы и тактические приемы боевого применения управляемых авиационных бомб.

ОСНОВНЫЕ ТТХ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАЦИОННЫХ БОМБ
Наименование или обозначение УАБ, год принятия на вооружение (страна)Калибр, фунты (общая масса, кг)Тип БЧ (на базе какой бомбы создана УАБ)Общая масса БЧ (масса ВВ), кгМаксимальная дальность полета, км (высота применения, м)Система наведения (точность попадания - КВО, м)Размеры, см: длина х диаметр корпуса (размах крыла)Самолеты-носители
УАБ НА БАЗЕ ШТАТНЫХ АВИАБОМБ С ФЛКЦ
GBU-10, 1971 (США)2000 (1100)Фугасная (Мк84)907 (430)12 (5500-6500)Лазерная полуактивная (.)415x46 (137)А-6, А-7, А-10, F-4, F-14
GBU-11, 1971 (США)2000 (1400)Общего назначения (М118)1360(896)12 (5000-6000)Тоже418x61 (170)F-4
GBU-12, 1971 (США)500 (285)Фугасная (Мк82)227 (87).Лазерная полуактивная (около 10)330x28 (100)А-7, А-4, F-4
GBU-10 Е/В, 1978 (США)2000 (1100)Фугасная (Мк84)907 (430).(150-6000)Тоже415x46 (167)А-6, А-7, А-4, F-14, F-15, F-16, F-111
GBU-12D/В, 1978 (США)500 (285)Фугасная (Мк82)227 (87)Около 10 (200-6000)Тоже330x28 (130)А-10, F-4, F-14, F-15, F-16, F-111
GBU-16 В/В, 1976 (США)1000 (480)Фугасная (Мк83)453 (215).Тоже350x36 (160)A-4, A-6, A-7, F-4, F-14, F-111
GBU-17, 1982 (США).Бетонобойная (НSМ)..Тоже360x160 (82)F-4
GBU-22. 1984 (США)500 (.)Фугасная (Мк82)227 (87).(30)Лазерная полуактивная с гиростабилизацией (.).х28 (.)F-16, F-111
GBU-23, 1983 (США)1000 (500)Фугасная (Мк83)453 (215).(30)Тоже365x36 (.)F/А-18, F-16, А-4, А-6, А-7
GBU-24, 1984 (США)2000 (.)Фугасная (Мк84)907(430).Тоже.F-4, F-111
Мк13/18, 1979 (Великобритания)1000 (493)Фугасная (МС 1000)186 (.).Лазерная полуактивная (около 10)345 х. (167)"Буканир", "Ягуар", "Харриер"
BGL-400, 1982 (Франция)400 кг (470)Бетонобойная100 (.)8(100-5000)Лазерная полуактивнав (2)354x79 (143)"Ягуар", "Мираж-F.1"
BGL-1000, 1984 (Франция)1000 кг (970)Тоже500 (.)8(100-5000)Тоже437x89,8(172)Тоже
"Арколь", 1986 (Франция)1000 кг (около 600)..10 (.)Лазерная полуактивная (5)."Ягуар"
"Гильотина", 1987 (Израиль).Фугасная (.).30 (.)Лазерная полуактивная с гиростабилизацией (2)."Кфир", F-15, F-16
AGM - 123А "Скиппер-2", 1983 (США)1000 (582 с РДТТ)Фугасная (Мк83)453 (215).(30)Лазерная полуактивная с гиростабилизацией430x36 (160)F/А-18, А-4, А-6, А-7
ПЛАНИРУЮЩИЕ УАБ И УАБ С ТВКЦ НА БАЗЕ ШТАТНЫХ АВИАБОМБ
АGМ-62 "Уоллай" Мк 1 . мод.0, 1966 (США)1000 (500)Фугасная385(182)25 (2000-9000)ТВКЦ (5)344x38 (114)А-4, А-6, А-7, F-4, F-111
АGМ-62А "Уоллай-2" Мк5, мод.4, 1973 (США)2000 (1100)Тоже907 (430)40 (до 9000)Телевизионно-командная (5)404x45(130)А-4, А-7, F-4, F-111
АСМ-62А "Уоллай-2" Мк13. мод.0, 1975 (США)2000 (1100)Тоже907 (430)65 (.)Тоже404x45 (173)F-4
GBU-8, 1969 (США)2000 (1100)Фугасная (Мк84)907 (430)20 (до 900)Телевизионная, самонаведение (5)378x46 (110)А-7, А-10, F-4
GBU-9, 1 969 (США)2000 (1100)Фугасная (Мк118)1360(896)20 (.)Телевизионная, самонаведение (.)400x61 (150)F-4
SАМР-400, 1971 (Франция)400 кг (550)Фугасная (o)165 (.)20 (100-15000)Телевизионная (.)250x41 (120)"Ягуар", "Мираж-F.1"
SАМР-1000, 1971 (Франция)1000 кг (930)Фугасная (68Р)495 (.).(100-15000)То же.Тоже
УАБ МОДУЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ
GBU-15, 1980 (США)2000 (1140)Фугасная (Мк84)907 (430)50 (150-13000)ТВКЦ, ТПВКЦ390x46 (150)F-4, F-111, В-52D
GBU-20, 1984 (США)2000 (1300)Кассетная (51Ш-54)907 (430)70 (до 13 000)Тоже400х46 (240)не принята на вооружение
AGM-130, 1989 (США)2000 (1352)Фугасная, кассетная (Мк84 , SUU-544)907 (430)37 (до 15)ТВКЦ, ТПВКЦ394x46 (150)F-111, F-4, F-16


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz