ЗВО - 04'1995

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ В ПЛАНАХ ЗЕС

Капитан-лейтенант Н.РЕЗЯПОВ

Сбалансированные, достаточно мощные ВМС западноевропейских стран, в первую очередь Великобритании, Франции, ФРГ и Италии, всегда занимали важное место в достижении внешнеполитических целей не только в военное, но и в мирное время. Правительства этих стран предпринимают все необходимые меры, чтобы их ВМС обладали достаточными возможностями для обеспечения национальных интересов.
Несмотря на многоплановость факторов, определяющих интересы государств, они неизбежно опираются на коллективную безопасность в рамках военно-пол-итических блоков, вне зависимости от разногласий во взглядах на его форму: будь то Североатлантический союз или иная система обеспечения европейской безопасности, например ЗЕС (Западноевропейский союз), ныне включающий 24 государства, из которых 10 являются полноправными членами (Великобри-тания, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Греция, Люксембург), три - ассоциированными (Турция, Норвегия, Исландия), два - наблюдателями (Дания и Ирландия), девять - ассоциированными парт-нерами (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Литва, Латвия и Эстония). То положение, что <объединяющаяся Европа не может отказаться от морского компонента своих вооруженных сил>, подтверждают планы создания в рамках ЗЕС на временной основе оперативного соединения ВМС Франции, Италии, Испании на Средиземном море, которое в дальнейшем, возможно, станет основой морского компонента вооруженных сил ЗЕС в данном районе.
Интеграция и кооперация в сфере ВМС рассматриваются в качестве важного элемента поддержания необходимого уровня обороноспособности и защиты общих европейских интересов. Руководство западноевропейских стран неизбеж-но будет опираться на объединенную морскую мощь для урегулирования кризисов и конфликтов в рамках согласованной внешней политики. Развитие обстановки убедительно свидетельствует о повышении роли ВМС в структуре вооруженных сил. Более того, в условиях сокращения численности и боевого состава сухопутных войск и ВВС в Центральной Европе морской компонент остается одним из наиболее подходящих средств достижения политических и военных целей.
Зоны конфликтов и районы нестабильности примыкают к морским аквато-риям на флангах Европейского театра войны. Обеспечение здесь <сокращенного передового присутствия> ВМС становится стабилизирующим и определяющим фактором.
Военно-морские силы в наибольшей степени по сравнению с сухопутными войсками и ВВС соответствуют требованиям, предъявляемым к многонацио-нальным силам, обладают мобильностью и гибкостью. Они способны обеспечи-вать боевое использование других видов вооруженных сил, служить основой проведения совместных операций.
В современных условиях морские коммуникации по-прежнему имеют боль-шое значение для переброски сил и доступа к удаленным регионам с целью проведения различных операций. ВМС могут решать широкий спектр задач, начиная от оказания гуманитарной помощи до проведения морских десантных операций.
Считается, что свобода мореплавания дает возможность осуществлять пере-движение и сосредоточение сил флота без нарушения международных норм и территориальной неприкосновенности какого-либо государства, не предоставляя потенциальному противнику формальных поводов для противодействия. Это обеспечивает доступ в любой регион, входящий в зону интересов НАТО, что немаловажно в условиях, когда требуются более гибкие в правовом отношении формы и способы использования вооруженных сил для достижения внешнепо-литических целей.
Военно-морские силы, обладая постоянной высокой боевой готовностью, большой автономностью, способностью в короткие сроки сосредоточить группи-ровки в назначенных районах, могут быть развернуты на самой ранней стадии развития конфликтов и незамедлительно приступить к решению боевых задач. Нанесение ударов по береговым целям, проведение морских десантных опера-ций, противоминные действия в прибрежной зоне, защита своих морских коммуникаций, нарушение морских коммуникаций противника и блокадные действия, обеспечение совместных операций других видов вооруженных сил станут неотъемлемой частью проводимых ВМС мероприятий по урегулированию кризисов и конфликтов.
Развертывание уже в мирное время постоянных соединений ВМС, реализация совместных программ оперативной и боевой подготовки, кооперация в разра-ботке и создании оружия и военной техники позволят ВМС внести большой вклад в защиту коллективных интересов. Формирование коалиционных сил многонационального состава в Персидском заливе в 1991 году стало возможным в результате более 40-летнего сотрудничества в рамках НАТО. Военные конфликты, которые могут возникнуть в будущем, также потребуют наличия опыта такого сотрудничества. Например, за неполных три года, прошедших со времени восстановления независимости Кувейта, в его территориальных водах проведено около 150 учений ВМС стран, принимавших участие в войне против Ирака в 1991 году. По мнению экспертов, многонациональный состав соедине-ний ВМС будет способствовать обеспечению коллективной безопасности, <сдер-живанию и устрашению> путем демонстрации силы, единства и решимости сообщества.
Основную роль в интеграционных процессах в Европе играют Великобрита-ния, Франция, Германия и Италия, входящие в состав ЗЕС. Эти страны обеспечивают свою безопасность, исходя из положения о сохранении риска возникновения конфликтов в мире. Обороноспособность остается важнейшей составляющей их национальных интересов, вне зависимости от масштабов существующей угрозы. Спектр вариантов развития обстановки, которые могут потребовать привлечения сил флота, в настоящее время, как полагают военные эксперты, значительно расширился. ВМС призваны постоянно контролировать обстановку и быть в состоянии вмешаться в конфликт. С этой целью намечено готовить их к проведению на начальном этапе комплексных прибрежных операций с последующим продолжением на территории противника.
Военно-политическое руководство Великобритании, придерживаясь позиции <атлантизма>, стремится не допустить, чтобы какая-либо другая страна запол-нила вакуум, возникающий вследствие вывода из Европы части американских войск. Согласно положениям <Белой книги по вопросам обороны Великобрита-нии> (1993 и 1994 годов), опора на вооруженные силы дает возможность более эффективно участвовать в создании новой системы европейской безопасности.
Военно-политическое руководство Франции, характеризуя обстановку в бас-сейне Средиземного моря, в качестве основных тенденций ее осложнения рассматривает наличие здесь стран, поддерживающих международный терро-ризм, существование проблемы придания Суэцкому каналу статуса междуна-родного. Согласно плану развития ВМС страны до 2008 года, на Средиземном море будут сосредоточены авианосные и амфибийно-десантные силы, что соответствует национальным и коалиционным интересам и необходимо для противостояния угрозе, исходящей от ряда стран Северной Африки и Ближнего Востока. Обладая способностью внести в объединенные ВМС значительный вклад, Франция в полной мере сможет использовать свои военно-морские силы для укрепления позиций среди европейских стран и в мире.
Военно-морские силы ФРГ действуют в последнее время на все больших удалениях от своей территории. По мнению их руководства, вопросы использо-вания ОВС блока вне зоны его ответственности не затрагивают ВМС, которые должны обладать способностью участвовать во всех видах морских операций и рассматриваются как средство демонстрации интересов союза европейских государств.
Военное сотрудничество ФРГ с другими странами включает, в частности, координацию усилий по созданию многонациональных формирований, увели-чение количества совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Одним из примеров является подготовка в Великобритании экипажей боевых самолетов германской морской авиации. В ходе конфликта в Персидском заливе противоминные действия осуществляли союзники, в частности немецкие миннно-тральные силы, на которые могут быть возложены такие же задачи и в рамках формирований ЗЕС.
Вследствие географического положения Италия играет важную роль в защите европейских интересов в Средиземноморье. С точки зрения министерства обороны Италии, инициатива создания европейского авианосного соединения ВМС на Средиземном море соответствует направленности политики блока. Стремясь занять лидирующие позиции, страна является одной из активных участниц Организации по безопасности и сотрудничеству. Одним из новых требований к ВМС Италии является способность действовать не только в Средиземном море, но и за его пределами (итальянские боевые корабли, например, участвуют в обеспечении военного присутствия в Персидском заливе).
К традиционным формам сотрудничества (выработке согласованного военно-политического курса, разработке и производству оружия и военной техники, проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки) доба-вились обеспечение более тесных интеграционных процессов и повышение уровня стандартизации вооруженных сил блока.
К наиболее важным программам военно-технического сотрудничества, спо-собствующим экономической интеграции и развитию политических отношений, относятся совместная деятельность Великобритании и Франции в области стратегических ядерных сил морского базирования, разработка Великобрита-нией, Францией и Италией проекта корабля зональной ПВО (проект <Гори-зонт>) , координация планов ФРГ, Нидерландов и Испании по строительству современных фрегатов, а последних двух стран - и универсального транспорта снабжения. Примерами успешного сотрудничества являются также программы создания вертолета ЕН-101 (Великобритания и Италия), ЗРК FАМS (Велико-британия. Франция и Италия), навигационной системы GPS и модернизация системы <Линк-11> (все европейские страны НАТО и США). Кроме того, Франция совместно с ФРГ разрабатывает сверхзвуковую ПКР АNS/АNF, с Италией - ЗРК SААМ на базе ракеты <Астер-15> для борьбы с современными ПКР и малогабаритную торпеду МU-90 для итальянской ПЛУР МILAS.
Вопросы согласования ядерной политики и дальнейшего развития морского компонента национальных стратегических ядерных сил (СЯС) занимают одно из центральных мест в англо-французских отношениях. По мнению руководства Франции, не исключается интеграция национальных СЯС в будущем в систему европейской безопасности, что может быть осуществлено в форме создания ядерных сил ЗЕС или системы принятия коллективного решения в рамках ЗЕС о нанесении ударов (с 1988 года существует договоренность о координации планов оперативного применения французских и английских ПЛАРБ, обмене конфиденциальной информацией для обеспечения их защиты в море).
Правительство Великобритании поддерживает предложения Франции о более тесной координации усилий в рамках так называемой единой европейской ядерной доктрины при сохранении полного национального контроля за СЯС и развитии связей в этой области с США. По мнению Лондона, английские и французские ПЛАРБ в перспективе могут стать единственным ядерным компо-нентом и <компенсирующим фактором> в Европе, что потребует наличия шести ПЛАРБ (по три от каждой страны). Создание таких сил может произойти в начале следующего столетия, то есть после осуществления в Великобритании и Франции программ строительства новых ПЛАРБ типов <Вэнгард> и <Триумфан> соответственно. К 2010 году суммарный ядерный потенциал морского компонента СЯС Великобритании и Франции может составить 992 ядерные боеголовки (в настоящее время 624).
Атомные многоцелевые подводные лодки Великобритании и Франции по-прежнему будут играть значительную роль в боевых действиях на море, а в перспективе они смогут использоваться для нанесения ударов крылатыми раке-тами по береговым целям. Совместные работы в этих странах по созданию перспективной ПЛА в настоящее время приостановлены, так как США высту-пили против такого сотрудничества, особенно по созданию для них ЯЭУ, поскольку договор 1985 года между США и Великобританией <О сотрудни-честве в использовании атомной энер-гии в оборонных целях> накладывает строгие ограничения на обмен инфор-мацией с третьей стороной. Предпола-галось, что англо-французский проект позволит снизить затраты по нацио-нальным программам развития ПЛА, однако маловероятно, что Великобрита-ния пойдет на пересмотр условий дого-вора с США.
Легкие авианосцы, имеющиеся в ВМС Великобритании, Испании и Италии, на которые базируются самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой и вертолеты, могут применяться в районах с малой интенсивностью действий авиации противника, а многоцелевые авианосцы ВМС Франции - против более сильного противника. Они останутся основным средством завоевания и удержания господства на море, связывающим воедино действия всех группировок сил флота и обеспечивающим их боевую устойчивость. По оценкам специалистов, ЗЕС потребуются четыре авианосца, которые возглавят авианосные группы или соединения.
Строительство и модернизацию эскадренных миноносцев и фрегатов осуще-ствляют Великобритания, Франция и Италия. Основное внимание уделяется оснащению их зональными ЗРК, предназначенными главным образом для обеспечения ПВО авианосных групп. В настоящее время в составе западноев-ропейских стран насчитывается до 60 боевых кораблей, способных обеспечивать зональную ПВО. Поскольку часть из них потребует замены к концу 90-х годов, то сохранится зависимость обеспечения ПВО при ведении боевых действий на море от участия в них ВМС США (в том числе палубной авиации).
В современных условиях при урегулировании кризисов и конфликтов ВМС стран ЗЕС будут вынуждены действовать в непосредственной близости от побережья противника, что увеличивает воздушную угрозу по сравнению с условиями открытого моря. Участие европейских стран в американской про-грамме создания системы ПРО на ТВД предполагает, что в перспективе системы ПВО кораблей будут способны эффективно вести борьбу даже с боеголовками баллистических ракет. Поступление в состав флотов фрегатов нового поколе-ния (по проекту <Горизонт>) планируется к 2003 году. Главным элементом их вооружения является ЗРК РААМS (с ЗУР на базе французской ракеты <Астер-30>), разрабатываемый по программам SАМР/N (Франция и Италия) и LАМS (Великобритания). Намечается также оснащение их системой самообороны VSRAD (Very Short Range Air Defence) предназначенной для борьбы с проти-вокорабельными ракетами и разрабатываемой совместно Великобританией и Францией.
Отмечается, что осуществление проекта <Горизонт> направлено не только на создание перспективного боевого корабля, но и на унификацию характеристик и возможностей оружия, экономию средств и обеспечение совместных действий в составе многонациональных соединений ВМС.
Существует еще один совместный проект создания фрегата нового поколения (Германия, Нидерланды и Испания). Разрабатываются общие функциональные элементы корабля и боевые системы (его стоимость не должна превысить 410 млн. долларов США). Считается, что он будет способен осуществлять ПВО корабельных соединений, одновременно поражая оперативно-тактические ра-кеты в рамках системы ПРО на морских ТВД.
Амфибийно-десантные силы в качестве средства оказания политического давления особенно важны для Великобритании и Франции, имеющих заморские территории. ВМС Италии также намерены в будущем сформировать постоянное соединение амфибийно-десантных сил, что позволит Италии занять важное место в планах ЗЕС и НАТО при создании амфибийно-десантных сил НАТО на Средиземном море для действий <по вызову>. Оно будет способно обеспечить переброску и высадку двух экспедиционных бригад морской пехоты. Командо-вание итальянских ВМС намерено к 2000 году существенно повысить боевые возможности морской пехоты. Так, намечено довести численность батальона морской пехоты до 1000 человек и создать полк морской пехоты на основе подразделения <Серениссима>. К 1998 году предполагается создать экспедици-онную бригаду численностью до 3000 человек.
В ВМС ФРГ по программе <Флот-2005> ведется проработка вопроса о создании десантного корабля, близкого по характеристикам к проекту десантно-вертолетного корабля-дока <Оушн> (Великобритания). Стоимость корабля, по оценкам специалистов, составит 500 млн. марок, а ввод его в строй намечен до 2005 года.
Приоритет в программе развития ВМС ФРГ принадлежит средствам борьбы с минами в прибрежных районах и авиации ВМС. В частности, в 2005 - 2007 годах планируется начать замену патрульных самолетов <Атлантик> новыми самолетами ПЛО и РЭБ (программа МРА-2000, предусматривающая закупку одного из следующих типов самолетов: <Атлантик-2>, А-320, ЕРЕА, Р-3 <Ори-он>). Наиболее вероятно приобретение самолетов европейского производства <с целью поддержания авиационной промышленности европейских стран>. Про-блема необходимости обновления самолетов базовой патрульной авиации суще-ствует также в Великобритании (<Нимрод>) и Италии (<Атлантик>), поэтому в 1992 году был образован консорциум европейских авиационных фирм по оценке потребностей этих стран.
Оснащение ВМС высокоточным оружием большой дальности рассматривается в качестве важного шага на пути повышения роли средств общего назначения в осуществлении стратегии <устрашения неядерными средствами>. Реализация программ создания такого оружия в ВМС Великобритании и Франции может значительно увеличить их вклад в наземные и воздушные операции, позволив резко повысить эффективность ударов как по наземным, так и по морским целям.
Одним из новых направлений развития ВМС является расширение возмож-ностей систем ПВО морского базирования по решению задач противоракетной обороны. В перспективе предполагается интеграция Великобритании, Франции, Германии, Италии, Нидерландов и Испании по созданию единой системы ПРО, включающей средства наблюдения, разведки и целеуказания, а также наземные и корабельные активные средства ПВО и ПРО. Технические и финансовые средства западноевропейских стран уже привлекаются к разработке такой системы. Предполагается, что в 2010 - 2015 годах в составе ВМС этих стран будут находиться некоторые ее компоненты.
В ВМС основных стран Западной Европы уделяется большое внимание совершенствованию систем управления, которые рассматриваются как важный фактор повышения эффективности деятельности флотов. Общим требованием, предъявляемым к ним, является возможность интеграции систем управления вооруженных сил каждой страны при совместных действиях многонациональ-ных сил. Развитие систем управления и средств автоматизации решается в рамках межгосударственного сотрудничества, начало которому положено евро-пейской программой <Эвклид> в 80-х годах. К 2000 году в ВМС западноевро-пейских стран начнут использоваться первые образцы вычислительной техники пятого поколения, что позволит приблизиться по тактико-техническим харак-теристикам к АСУ ВМС Соединенных Штатов. Этому способствует реализация национальных программ, а также европейских проектов <Эсприт> и <Эврика> в области перспективных технологий.
Эффективность действий соединений боевых кораблей во многом зависит от бесперебойного их снабжения средствами МТО в районах боевых действий. С расширением масштабов оперативной деятельности ВМС повышается роль судов тылового обеспечения, решающих задачи комплексного обслуживания группировок флота, их подвижного базирования, а также перевозок морем материально-технических средств. Концепция <многонациональных сил> пре-дусматривает изменения в организации тылового обеспечения объединенных ВМС, которые обслуживаются судами подвижного тылового обеспечения из ближайших к районам действий портов и ВМБ стран НАТО. При этом необходимо развертывать передовые пункты снабжения. Такие пункты должны управлять распределением заскладированного (наличного) запаса средств МТО, координировать действия судов подвижного тылового обеспечения разной на-циональной принадлежности, организовывать мероприятия по обеспечению доставки на них различных материальных средств из стран блока или их закупок в странах региона (если это возможно и оправдано экономически), а также проводить ремонтные работы. Одним из главных направлений совершен-ствования системы тылового обеспечения в современных условиях является внедрение средств автоматизации, которые позволяют существенно улучшить учет и распределение материально-технических средств и предметов снабжения.
Рассматривается предложение о создании объединенного командования стра-тегических перебросок сил и обеспечении их тыловой поддержки в рамках ЗЕС (ЕSLC - Еuropean Strategic Logistic Command). Как предполагается, оно будет состоять из двух компонентов: командования воздушных перебросок (ЕSAC - European Strategic Airlift Command), силы и средства которого за 2 - 3 сут должны быть способны перебросить в район кризиса до аэромобильной бригады, и командования морских перевозок (ЕSSC - European Strategic Sealift Command), способного за 2 - 3 недели перевезти до трех дивизий, а также обеспечить их действия в течение нескольких месяцев.
Оснащение ВМС высокоточным оружием большой дальности, совершенство-вание систем управления, улучшение подвижного тылового обеспечения явля-ются основными факторами, обусловливающими эффективный рост их возможностей при действиях в составе многонациональных соединений в тече-ние длительного времени в отрыве от пунктов базирования.
Как предполагают специалисты, в будущем при возникновении локальных конфликтов возможно применение ВМС европейских стран в рамках ЗЕС в районе Средиземноморья и примыкающих к нему регионах. Они могут исполь-зоваться и вне зоны ответственности НАТО. В конфликтах со странами <третьего мира> предусматривается создание <морских, воздушных и наземных> многонациональных экспедиционных соединений, обладающих качествами, < которые обеспечивают им передовое присутствие: способностью немедленного восстановлений <статус-кво> в кризисных районах; возможностью организации мероприятий любых масштабов - от посещения портов и оказания гуманитарной помощи до осуществления крупных наступательных операций; способностью ведения боевых действий в течение длительного времени; независимостью от разрешения других государств на переход в район предназначения.
В состав таких соединений будут входить авианосцы, боевые и десантные корабли (привлекаться суда торгового флота для транспортировки десанта), а также минно-тральные силы, самолеты базовой патрульной авиации и подраз-деления сил специальных операций. Они должны быть подготовлены для совместных действий с формированиями других видов вооруженных сил. В этом случае в их состав включаются самолеты ВВС, пехотные, воздушно-десантные, аэромобильные части, разведывательные и другие подразделения боевого обес-печения, а также части резерва. Типовой состав такого соединения - один многоцелевой и один-два легких авианосца с кораблями охранения, пять - семь десантных кораблей водоизмещением более 5000 т, минно-тральная группа и суда обеспечения (следует иметь в виду, что соединения, формируемые в ЗЕС без участия США, будут обладать ограниченными возможностями по сравнению с американскими, для которых характерны полноценный авиационный компо-нент и более эффективная система управления).
Кроме <сдерживания путем устрашения>, они могут использоваться для оказания прямого давления., в том числе путем нанесения выборочных ударов высокоточным оружием большой дальности. Ракеты <Томахок> (Великобрита-ния) и АSМР/АSLP или <Апаш> (Франция) позволят наносить удары, обеспе-чивая полную внезапность. Как считают французские специалисты, такая акция, создающая непосредственную угрозу военно-политическому руководству противной стороны, способна заставить его пересмотреть агрессивные замыслы. Согласно концепции <устрашения обычными средствами поражения>, плани-руется нанесение нескольких <предупреждающих> ударов. В случае провала <предупреждений> возможно массированное применение данного оружия с целью <возмездия*. Если же <устрашение> потерпит неудачу, то ВМС устанав-ливают <эффективное морское господство>, исключающее использование про-тивником прибрежной морской акватории, завоевывают и обеспечивают превосходство в воздухе в районе действий экспедиционного соединения, реша-ют задачи противолодочной войны. В последующем приоритет получает задача высадки морского десанта на побережье противника. Повышается значимость обеспечения безопасности морских коммуникаций, так как без перебросок тяжелого вооружения и средств усиления ведение боевых действий невозможно. В качестве наиболее вероятных действий для районов стран <третьего мира> рассматриваются организация морской блокады и использование минного ору-жия. Минная угроза повлияла, в частности, на деятельность многонациональ-ных сил в войне против Ирака (1991), явившись практически единственным препятствием для проведения морской десантной операции.
В настоящее время в рамках ЗЕС может быть сформировано оперативное соединение ВМС Франции, Италии и Испании (в дальнейшем возможно участие Германии и Великобритании;, предназначенное для урегулирования кризисов и конфликтов в районе Средиземноморья. Оно будет использоваться для действий <по вызову> и станет ядром более крупного многонационального формирования. Планируется в его рамках проводить раз в год совместную отработку мероприятий по оперативной и боевой подготовке. Такое соединение на Средиземном море, как предполагают специалисты, позволит США сократить свое военное присутствие в регионе.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz