ЗВО - 03'1995

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ САМОЛЕТОВ F-117

Полковник В.КИСТАНОВ

Вопросы подготовки летного состава и боевого применения американских малозаметных тактических истребителей F-117 неоднократно рассматривались на страницах нашего журнала1. Впервые самолеты F-117 использовались во время проведения операции "Джаст коз" (1989), когда они нанесли внезапный ночной удар по объектам формирований национальной обороны Панамы. В ходе войны в Персидском заливе (1991) F-117 прошли полномасштабную проверку.
Исходя из анализа результатов применения истребителей F-117, руководство ВВС США уже в 1992 году приняло решение о проведении нового этапа подготовки летного состава с учетом полученного боевого опыта. По оценке американских специалистов, в ближайшей перспективе самолеты F-117 будут использоваться преимущественно для нанесения ударов по малоразмерным защищенным объектам в глубине территории противника. К таким целям относятся пункты государственного и военного управления, различные объекты системы ПВО, узлы связи, командные центры, склады оружия и другие важные сооружения.
Наиболее целесообразным считается применение F-117 до выхода к границам противника основного ударного эшелона авиационной группировки, что позволяет достичь внезапности и нанести максимальный ущерб его военному потенциалу.
Многие специалисты высказывают предположение, что использование малозаметных самолетов наиболее эффективно в широкомасштабной войне, и в то же время их применение едва ли повлияет на характер боевых действий в локальных вооруженных конфликтах.
Особую значимость имеет их высокая готовность к быстрой переброске в различные регионы мира, удаленные от места базирования на многие сотни километров. Группа самолетов F-117 в августе 1990 года впервые совершила беспосадочный перелет из США в Саудовскую Аравию. Его продолжительность составила 15 ч (протяженность маршрута 12 тыс. км, десять дозаправок топливом в воздухе). Перелет обеспечивали транспортно-заправочные самолеты КС-10А.
После войны в Персидском заливе с учетом полученного опыта самолеты F-117 регулярно перебрасываются на заморские авиабазы, в том числе в Европу и Тихоокеанскую зону, и участвуют в проводимых там учениях.
Организуя боевую подготовку летного состава на самолетах F-117, командование 49-го истребительного авиакрыла (иакр), базирующегося на авиабазе Холломэн (штат Нью-Мексико), в качестве первоочередных требований выдви-нает следующие: безусловная личная дисциплинированность, высокий уровень профессиональной подготовки и умение экипажей действовать автономно и скрытно. Последнее требование подтверждается тем фактом, что в подавляющем числе случаев (например, в ходе боевых действий против Ирака) летчики самолетов F-117 выполняли полеты в условиях полного радиомолчания.
Ежемесячно и на регулярной основе личный состав эскадрилий тренируется в отработке плана переброски самолетов F-117 в различные регионы земного шара. В этом плане, как правило, детально учитывается ряд специфических моментов: характер оборудования и особенности намеченных для использования аэродромов, возможности систем тылового обеспечения, уровень подготовленности местного обслуживающего персонала, меры по соблюдению секретности и скрытности переброски самолетов. Кроме того, маршруты учебных полетов прокладываются с таким расчетом, чтобы они в максимальной степени соответствовали реальным условиям незнакомого ТВД, на котором летчикам предстоит действовать в соответствии с разрабатываемым планом.
Так, в рамках программы "Коронет хэйвок", в ходе которой отрабатываются методы переброски тактической авиации с континентальной части США на различные ТВД, истребители F-117 весной 1993 года совершили перелет на авиабазу Кунсан в Южную Корею для участия в стратегических учениях "Тим спирит-93". Хотя о характере участия в них F-117 сообщалось крайне мало, тем не менее сам факт переброски этих самолетов на Корейский п-ов заслуживает особого внимания, поскольку позволяет судить не только об основных задачах, которые командование ВВС США намеревается решать с помощью F-117, но и в определенной степени представить себе его взгляды на характер и способы ведения боевых действий.
Отмечавшееся летом 1994 года обострение отношений между КНДР и Республикой Корея сопровождалось сообщениями о том, что в случае развязывания боевых действий американские войска примут в них участие на стороне Южной Кореи. При таком развитии событий, как отмечают западные эксперты, одними из первых в Южную Корею вероятнее всего будут перебрасываться тактические истребители, оснащенные высокоточным оружием, позволяющим наносить удары по малоразмерным защищенным объектам, расположенным в глубине территории КНДР. Наряду с F-15Е и F-111 к числу таких самолетов американские специалисты безусловно относят и F-117, для которых характерны малая радиолокационная заметность и достаточно большой боевой радиус (примерно 1100 км), что позволяет планировать их использование на ТВД без дозаправки в воздухе. Высвободившиеся в результате этого самолеты-заправщики смогут обеспечивать действия других тактических истребителей, обладающих меньшим боевым радиусом и выполняющих задачи авиационной поддержки сухопутных войск, ведущих бой с противником. Судя по отдельным сообщениям западной прессы, задачи именно такого типа отрабатывались американскими летчиками в ходе учений "Тим спирит-93".
Несколько шире западные средства массовой информации освещали первый перелет F-117 в Европу для участия в проводившихся с 14 по 18 июня 1993 года учениях объединенных вооруженных сил НАТО "Сентрал энтерпрайз". В рамках этих маневров руководство Пентагона намеревалось решить три комплексные задачи: во-первых, дать возможность командованию ВВС США в Европе и руководству ВВС стран - союзниц по НАТО получить максимально полное представление о тактико-технических характеристиках и боевых возможностях этих самолетов; во-вторых, отработать методы планирования воздушных операций, в ходе которых предусматривается использовать тактические малозаметные истребители F-117 совместно с самолетами других типов; в-третьих, летчики 49 иакр должны были приобрести практический опыт выполнения полетов в реальных условиях одного из европейских ТВД.
8 июня 1993 года восемь самолетов F-117 из состава 415 иаэ 49 иакр перелетели на авиабазу нидерландских ВВС Гильзе-Райен, где находились до 7 июля. Для организации взаимодействия с планирующими органами НАТО командование 49 иакр заблаговременно направило в штаб 2 ОТАК (Колкер, ФРГ) группу связи, в состав которой был включен летчик, обладающий значительным опытом полетов на самолете F-117. Специалисты группы наладили рабочий контакт со штабными офицерами 2 ОТАК, в результате чего "интеграция F-117 в командно-управленческие структуры НАТО прошла относительно быстро и без осложнений".
Помимо группы связи, американцы перебросили из США в Европу комплект специализированной системы обеспечения боевого вылета (СОБВ)2, используемый при проведении боевой подготовки. Он был доставлен в Нидерланды на борту транспортного самолета С-141В "Старлифтер" и в течение 1 сут развернут и полностью подготовлен к работе на авиабазе Гильзе-Райен. С началом учений F-117 привлекались к полетам исключительно в ночное время, когда все остальные участвовавшие в них самолеты и вертолеты (кроме заправщиков с английской авиабазы Мидценхолл) в воздух не поднимались. По мнению американских офицеров, такая методика использования F-117 полностью соответствует взглядам командования ВВС СИТА на характер боевого применения этих самолетов, однако в реальных условиях летчики будут выполнять задачи на фоне активного противодействия со стороны авиации противника и в каждом конкретном случае перед ними будут ставиться сложные задания, предусматривающие нанесение ударов по защищенным объектам в условиях сильного противодействия ПВО и истребительной авиации противника. Самолеты ВВС стран НАТО привлекались к совместным действиям с F-117 только в качестве ложных целей и самолетов "противника".
Как правило, каждому учебно-боевому вылету предшествовала отработка всех элементов полета на наземной аппаратуре СОБВ, после чего полученные перед вылетом данные вводились в память самолетного вычислительного комплекса. Используя их, бортовая автоматизированная система с помощью автопилота выводила самолет в район цели, в пределах которого летчик мог визуально обнаружить объект, осуществить прицеливание и произвести условный сброс бомбы. Для проведения предполетной подготовки (обычно до 14 ч) самолеты выкатывали из укрытий. Примерно за 2 ч до первого вылета, осуществлявшегося не ранее 18 ч, технический состав начинал проверять работоспособность бортовых электронных устройств и приводить в рабочее состояние инерциальную навигационную систему.
Проводившиеся в ходе учений полеты имели среднюю продолжительность более 2 ч и выполнялись на высотах около 300 м. Обычно во время полета летчики производили дозаправку топливом в воздухе только раз и наносили условные бомбовые удары по объектам, расположенным на территории Дании или земли Саар (ФРГ). Кроме того, на авиационном полигоне Влиехорс, расположенном на о.Влиеланд (Дания), выполнялось практическое бомбометание с использованием учебных авиабомб ВО11-33. В бомбоотсеке самолета могут быть размещены две авиабомбы такого типа, закрепленные на подвесной установке 51Ш-20. Конструктивно выполненная в виде раздвижной трапеции, она после раскрытия створок бомбоотсека выдвигается вниз, выводя бомбы в набегающий поток воздуха непосредственно перед их сбросом.
В западных средствах массовой информации сообщается, что за весь период пребывания F-117 в Европе случаев каких-либо серьезных отказов авиационной техники не отмечалось. Бортовая гидравлическая система и двигатели оказались "достаточно надежными". Что же касается электронной аппаратуры, то, выявив даже незначительные отказы или отклонения от нормы, технический состав немедленно производил замену дефектного блока, что позволяло постоянно поддерживать высокий уровень боевой готовности самолетов.
Анализируя закончившиеся учения, американская пресса, ссылаясь на мнение командования ВВС США в Европе, утверждала, что завеса секретности, годами скрывавшая особенности конструкции, тактико-технические характеристики и боевые возможности этого самолета, "не способствовала эффективному интегрированию F-117 в существующие планы ведения боевых действий". Один из офицеров 49 иакр заявил, что большинство проходящих службу в союзнических органах американских офицеров и специалисты других стран НАТО лишь после этих учений достаточно полно осознали, насколько большой эффект может иметь включение F-117 в число участников планируемых операций объединенных ВВС. Более того, стремясь убрать ореол таинственности и сделать этот самолет столь же простым и понятным, как любой другой из стоящих на вооружении тактических истребителей, руководство ВВС США намерено регулярно направлять летчиков, в полном объеме овладевших техникой пилотирования самолета F-117 и получивших опыт его использования в учениях различных уровней, на руководящие должности в подразделения других командований ВВС США, в том числе в Европе и Тихоокеанской зоне, а также в части ВВС союзников по НАТО. Кроме того, решено с 1993 года постоянно включать самолеты F-117 в число участников мероприятий, проводимых по программе "Коронет хэйвок".

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz