ЗВО - 03'1995

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ОТ ПЗРК

Е.ЛЕБЕДЕВ, кандидат технических наук

Наиболее серьезную опасность для боевых самолетов и вертолетов, осуществляющих полет на высотах до 5 км, представляют переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК, см. таблицу и рисунок), получившие в последние годы широкое распространение в различных странах мира.
Западные специалисты отмечают, в частности, высокую эффективность применения в ряде конфликтов и малых войн ПЗРК "Блоупайп", для которого практически не было средств противодействия. Некоторые из них считают, что эффективность действия американского комплекса "Стингер", одного из наиболее распространенных в мире, может быть нейтрализованы за счет использования ИК и противоракетного маневра, хотя его последние модификации - POST RMP - имеют дополнительный ультрафиолетовой детектор, предназначенный для идентификации целей с низким уровнем ИК излучениа, а также механизм пространственной коррекции для распознавания точечного излучения (создается инфракрасными ловушками на пиротехнической основе) на фоне поверхностного излучения всего летательного аппарата (ЛА). Сообщалось также, что перспективная модификация этого ПЗРК будет способна поражать вертолеты нового поколения в окружении облакообразных ложных целей, сформированных подрывом боеприпасов, начиненных гранулами красного фосфора.
Составы на основе красного фосфора имеют два основных недостатка (высокую температуру сгорания и низкую оптическую контрастность облака,), что не позволяет противодействовать ПЗРК, имеющим более избирательную ИК систему наведения. Кроме того, их нельзя рассматривать в качестве перспективных для разработки ложных целей телевизионного диапазона, на создание которых, по мнению специалистов, потребуется длительное время, хотя такие цели должны имитировать ЛА одновременно в инфракрасном, телевизионном и ультрафиолетовом диапазонах.
Для создания ложных целей важно, чтобы время их существования превышало 2 с, а время формирования было по возможности минимальным. Например, подрыв боеприпаса обеспечивает практически мгновенное (за 0,2 с) формирование теплоконтрастного облака, тогда как заполнение надувного макета нагретым газом (альтернативный способ формирования пространственной ложной цели, имитирующей ЛА одновременно в инфракрасном и телевизионном диапазонах) происходит значительно медленнее. Таким образом, достижение спектральной и пространственной имитации самолета или вертолета в совокупности с требуемыми временными характеристиками представляет собой сложную техническую проблему.
В США прошли успешные испытания по противодействию ракетам с избирательной ИК системой наведения нового и дорогостоящего (около 1000 долларов) пиропатрона. Параллельно проводятся работы по снижению уровня теплового излучения вертолета "Апач", в котором выброс смешанного с воздухом потока продуктов сгорания планируется производить не сразу за двигателем, а после прохождения потока через специальный охлаждающий канал.
Первоначально переносные зенитные ракетные комплексы предназначались для борьбы с армейской авиацией подразделений мотострелковых войск на маршрутах движения и в районах сосредоточения. В Афганистане они впервые использовались вблизи аэродромов базирования (где велика вероятность появления низколетящей малоскоростной цели), что привело к значительному возрастанию потерь ЛА и поставило проблему их защиты при посадке и взлете в разряд первоочередных. Большое вознаграждение, обещанное за каждый сбитый самолет, стало причиной проникновения моджахедов в 4-км охранные зоны вокруг взлетно-посадочных полос (ВПП) военных аэродромов и пусков ракет по самолету или вертолету. При этом ракеты "Стингер" применялись по самолетам, которые не отстреливали пиропатроны.
Расчеты западных специалистов показывают, что вероятность поражения ЛА, идущего на посадку или взлетающего без применения специальных И К ловушек, составляет около 0,65. Поэтому экипажи, как правило, начинали расходовать боекомплект пиротехнических средств, который был рассчитан только для прикрытия выхода из боя, уже на взлете, когда попадание ракеты в самолет с полной бомбовой и топливной нагрузкой не оставляло шансов на спасение. Многие летчики взлетали с взведенными рычагами катапульты, а после боя, если самолет не был поврежден, прибегали к экстренной посадке или пикированию на ВПП с высоты 6 км. Установить дополнительный боекомплект пиропатронов без уменьшения бомбовой нагрузки в условиях высокогорья не представлялось возможным. Поражение ЛА ракетами на взлете нарушало боевую деятельность аэродромов, поэтому в районах наиболее вероятного применения ПЗРК постановку помех осуществляли специально выделенные для этого вертолеты.
Для защиты летательных аппаратов вблизи аэродромов можно также использовать ложные цели наземного запуска, формируемые с применением салютных установок, и беспилотные ЛА.
Совершенствование защиты летательных аппаратов от ПЗРК является одной из актуальных проблем обеспечения боевых действий авиации и осуществляется в странах НАТО по следующим основным направлениям: разработка ложных целей, имитирующих ЛА одновременно в инфракрасном, телевизионном и ультрафиолетовом диапазонах; совершенствование пиропатронов; снижение теплового уровня самолетов и вертолетов; использование ложных целей наземного запуска и специализированных беспилотных ЛА - постановщиков помех вблизи аэродромов.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗУР, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ПЗРК
Характеристики "Сакр Аи""Мистраль"RBS-70"Старстрик""Джавелин""Блоупайп""Стингер-RMP"
СтранаЕгипетФранцияШвецияВеликобританияСША
Система наведенияИКИКПо лазерному лучуПо лазерному лучу и радиокоманднаяИК и ультрафиолетовая
Максимальная дальность стрельбы, км4,46675,53,56
Досягаемость по высоте, км2,44,54532,53,5
Скорость, М-2,6> 14112,2
Масса, кг:
- ракеты9,918,416,51212,71110,1
- боевой части0,52,95161,81,81
Диаметр, мм7292,5106127767670
Длина, м1,41,811,321,41,391,351,52


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz