"Зарубежное военное обозрение" 02'1995

ДЕПАРТАМЕНТ МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ООН

Майор А.ГРИНЕНКО

В ходе миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций в последние годы возник ряд проблем, значительно усложняющих осуществление международных усилий по сохранению мира и поддержанию стабильности в "горячих точках" планеты. Это вызвано главным образом несоответствием между сложившимся в ООН механизмом политического руководства и управления проводимыми операциями, с одной стороны, и постоянным возрастанием масштабов и сложности решаемых задач, с другой.
Ключевую роль в деятельности ООН по поддержанию мира и международной безопасности играют Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. В соответствии с Уставом ООН им предоставлено право давать рекомендации и принимать резолюции по всему комплексу этих вопросов.
Для реализации решений Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности в данной области в структуре Секретариата ООН в разные периоды времени функционировали: департамент по делам Совета Безопасности и политическим делам, канцелярия заместителя генерального секретаря по специальным политическим вопросам, управление по специальным политическим вопросам. Изменялись не только названия, но и задачи этих структур, однако в основном их деятельность ограничивалась лишь консультациями и оказанием содействия генеральному секретарю в выполнении им своих обязанностей.
В связи с ростом количества и изменением характера решаемых ООН задач в марте 1992 года было принято решение о создании департамента миротворческих операций (Department of Peacekeeping Operations). Хотя в точном переводе название этого органа звучит как департамент проведения операций по поддержанию мира, данный термин не полностью охватывает весь комплекс осуществляемых ООН операций*. Более целесообразно использовать другой термин - департамент миротворческих операций (ДМО). Он является основным оперативным органом генерального секретаря, занимающимся планированием, подготовкой и проведением так называемых полевых операций по поддержанию и установлению мира, оказанию гуманитарной помощи, содействию в организации выборов и восстановлении государственных органов власти и другими вопросами.
К одной из основных задач ДМО относится подготовка докладов генерального секретаря для Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о ходе полевых операций. На него также возложена ответственность за корректировку концепции постоянных вооруженных сил ООН и порядка их использования, разработку программ и рекомендаций по обучению военнослужащих и гражданского персонала действиям в различных видах операций. Руководство департамента и его ведущих подразделений принимает активное участие в формулировании основных положений новой концепции ООН по планированию и проведению полевых операций.
ДМО помогает генеральному секретарю решать оперативные вопросы управления полевыми операциями, выполняя функции связующего органа между центральными учреждениями ООН и руководством операций на местах. Он взаимодействует с другими подразделениями Секретариата Организаций Объединенных Наций: департаментом по политическим вопросам - организация и проведение переговоров, консультаций и других дипломатических акций, направленных на мирное урегулирование конфликтов; департаментом по гуманитарным вопросам - координация действий в гуманитарной области; департаментом по вопросам администрации и управления - финансирование операций, разрешение проблем обеспечения безопасности персонала.
В составе ДМО насчитывается около 270 сотрудников, в том числе 100 профессиональных военных, причем 80 из них работают на временной основе (до шести месяцев без заключения контракта). Гражданский персонал назначается на основе устанавливаемых Генеральной Ассамблеей для Секретариата ООН правил, в соответствии с которыми должен соблюдаться принцип регионального представительства (25 проц. - от стран Африки, 25 проц. - Азии, 50 проц. - Северной и Южной Америки и Европы). При определении нормы представительства того или иного государства важную роль играет степень его участия в операциях.
Возглавляет ДМО один из заместителей генерального секретаря. Он координирует деятельность департамента, лично консультирует генерального секретаря и оказывает ему помощь в выполнении обязанностей по поддержанию международного мира и безопасности, по его поручению отвечает за ряд других вопросов, возглавляя, например, специальный политический комитет Генеральной Ассамблеи. К основным подразделениям департамента относятся административная канцелярия, центр слежения за обстановкой, а также отделы: три региональных, управления полевыми операциями и материально-технического обеспечения, военный.
Административная канцелярия помогает заместителю генерального секретаря руководить деятельностью департамента и координировать работу подразделений ДМО.
Центр слежения за обстановкой создан в апреле 1993 года с целью сбора и обработки информации, поступающей из полевых миссий, различных подразделений ООН, средств массовой информации и других источников (включая разведывательные). В случае необходимости она докладывается руководству ДМО и ООН практически в реальном масштабе времени. Это одно из подразделений Секретариата ООН, функционирующих круглосуточно и укомплектованных в основном офицерами, которые предоставлены в распоряжение ООН государствами - членами этой организации и содержатся за их счет. Центр также обеспечивает безопасность других департаментов Секретариата в ходе их деятельности в различных регионах мира. По мнению руководства ООН, деятельность центра позволила значительно повысить эффективность взаимодействия центральных учреждений с персоналом ООН, находящимся в районах операций. В его состав входят группы круглосуточного дежурства, информации и исследований, технического обеспечения, а также офицер связи.
Региональные отделы (Африки, Азии и Ближнего Востока, Европы и Латинской Америки) имеют одинаковую структуру и состоят из нескольких групп, количество которых в каждом отделе соответствует количеству полевых операций, проводимых в данном регионе. В сферу ответственности группы входит только одна такая операция.
На каждый отдел или группу возлагаются следующие функции:
- участие в создании общей концепции полевой операции;
- выработка предложений по количественному и качественному составу полевой миссии;
- согласование с правительствами стран - членов ООН через их постоянные представительства степени участия в данной операции;
- планирование развертывания контингента ООН и обеспечение его безопасности;
- контроль за осуществлением операции и координация деятельности различных структур Секретариата;
- подготовка доклада генерального секретаря ООН Совету Безопасности или Генеральной Ассамблее о ходе операции;
- разработка планов и рекомендаций по поэтапной реализации стоящих перед миссиями задач;
- подготовка по указанию руководства департамента информационных материалов, касающихся различных аспектов ведения операции.
Отдел управления полевыми операциями и материально-технического обеспечения отвечает за административное и материально-техническое обеспечение полевых операций и решение определенных задач:
- разработка планов развертывания административных органов, подразделений МТО полевых миссий, включая укомплектование персоналом, техникой и снаряжением, расквартирование, создание линий связи;
- составление бюджета полевых операций и контроль за его выполнением;
- координация деятельности ДМО и представительств стран, принимающих участие в проведении операций под эгидой ООН, по вопросам укомплектования личным составом и техникой, проблемам тылового обеспечения.
Отдел состоит из различных групп и служб:
- группа по делам личного состава отвечает за укомплектование полевых миссий ООН личным составом, организацию перемещения воинских подразделений и другого персонала ООН в районы предназначения, учет личного состава и его ротацию, а также за поддержание контактов с постоянными представительствами стран-членов по вышеперечисленным вопросам;
- бюджетно-финансовая служба обеспечивает финансовое обслуживание полевых миссий ООН, рассматривает предложения государств-членов по выплатам компенсаций военнослужащим, получившим ранения в ходе операций ООН, и семьям погибших, учитывает дополнительные расходы на проведение операций, анализирует ежемесячные финансовые отчеты полевых миссий;
- служба связи и материально-технического обеспечения полевых операций разрабатывает планы размещения персонала, оборудования баз и оснащения их средствами жизнеобеспечения, определяет количество и типы техники и средств связи, необходимые для полевых миссий, организует их транспортировку, установку и функционирование, контролирует запасы материально-технических средств.
Военный отдел включает несколько групп: разработки концепции постоянных вооруженных сил ООН; подготовки персонала (разрабатывает программы и рекомендации по обучению военнослужащих и гражданского персонала к действиям в полевых операциях); разминирования (оказывает помощь и проводит консультации при составлении и реализации планов по разминированию); полиции.
В 1993 - 1994 годах был осуществлен ряд мер по расширению возможностей Организации Объединенных Наций в области планирования миротворческих операций и совершенствования управления ими. С ростом числа таких операций и их усложнением возникают новые проблемы. Так, появилась необходимость, чтобы департаменты функционировали в качестве единого целого и имели четко оговоренный круг обязанностей. Это позволяет избежать дублирования усилий и повысить эффективность использования ресурсов.
В опубликованном весной 1994 года докладе генерального секретаря ООН "Укрепление потенциала ООН в области поддержания мира" отмечается потребность усилить подразделения Секретариата, непосредственно занимающиеся миротворческой деятельностью, а также излагаются меры по улучшению качества подготовки операций под эгидой ООН. По решению руководства часть сотрудников других подразделений Секретариата перешла на должности, переданные ДМО. В качестве временной меры некоторые государства-члены за свой счет предоставили военнослужащих для работы в департаменте.
В целях повышения ответственности за руководство проводимыми ООН операциями и оказания им всесторонней поддержки отдел полевых операций в 1993 году был переведен из департамента по вопросам администрации и управления в департамент миротворческих операций. Это заметно укрепило потенциал ООН в данной области.

Перспективная структура департамента миротворческих операций ООН

Генеральная Ассамблея ООН в конце 1993 года утвердила финансирование 64 новых должностей, переданных отделу полевых операций. В первой половине 1994 года данный отдел был реорганизован в отдел управления полевыми операциями и материально-технического обеспечения. В настоящее время вносятся коррективы в деятельность Секретариата ООН, что позволит более четко разделить обязанности между департаментом по вопросам администрации и управления и ДМО, а в конечном итоге повысит эффективность их деятельности и обеспечит более четкое распределение ответственности.
Одной из важных целей структурных преобразований является укрепление потенциала планирования миротворческих операций. Так, в ДМО создается секция планирования, которая станет ядром отдела планирования, в задачи которого войдет разработка планов, охватывающих и комплексно увязывающих различные аспекты той или иной операции. Секция будет тесно сотрудничать с другими департаментами и подразделениями Секретариата, что особенно важно, если учитывать сложный, многосторонний характер операций. Сотрудники секции планирования должны принимать участие в работе технических миссий, направляемых для развертывания контингентов ООН, а в случае необходимости руководить операцией на первоначальном этапе. Кроме того, к важнейшим задачам секции относится выработка общих подходов к планированию типовых операций.
В 1994 году закрепилась практика регулярных брифингов членов Совета Безопасности с руководством департамента миротворческих операций по различным аспектам развития обстановки в районах действия сил ООН.
Путем реорганизации департамента миротворческих операций предполагается усилить его штатную структуру по всем направлениям, в частности при разработке доктринальных положений миротворческой деятельности ООН и подготовке докладов генерального секретаря Совету Безопасности о планируемых действиях в региональных конфликтах. В перспективе в составе ДМО (см. рисунок) намечается иметь два управления, возглавляемых помощниками генерального секретаря: планирования и материально-технического обеспечения (по своим функциям и задачам будет напоминать оперативные управления в генеральных штабах вооруженных сил многих государств мира), проведения полевых операций.
Управление планирования и МТО будет руководить обеспечением полевых операций всеми необходимыми ресурсами, а также планировать деятельность и подготовку военных подразделений миротворческих сил ООН и полиции. В его составе предполагается сформировать два отдела - планирования и материально-технического обеспечения. В первый, руководство которым будет возложено на военного советника начальника департамента, войдут секция планирования и три группы (полиции, разминирования и подготовки персонала), а во второй - бюджетно-финансовая служба, служба связи и МТО, группа по делам личного состава.
Управление проведения полевых операций будет включать отделы Европы и Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока, Африки, которые в зонах своей ответственности призваны осуществлять повседневное руководство ходом операций под эгидой ООН.
В качестве отдельных подразделений, подчиняющихся непосредственно заместителю генерального секретаря по миротворческим операциям, в департаменте планируется иметь группу военного советника, группу анализа и оценок, административную группу. Предполагается расширить и технически переоснастить центр слежения за обстановкой. Согласно прогнозам, общая численность департамента достигнет 460 человек.
Кроме того, рассматривается возможность создания в рамках ДМО координирующего органа для оказания содействия постоянным представительствам различных государств в их связях с Секретариатом ООН по вопросам, относящимся к миротворческим операциям. Обсуждаются также перспективы организации в рамках ДМО отдела по оказанию помощи при проведении выборов.
Государства - члены ООН в целом поддерживают предпринимаемые в настоящее время усилия по совершенствованию структуры ДМО, направленные на укрепление потенциала организации в области поддержания мира. Вместе с тем не все предложения Секретариата по реорганизации получают однозначную оценку. В частности, представителями некоторых стран высказывалось мнение, что перестройка ДМО направлена в основном на укрепление силового элемента миротворческой деятельности ООН и недостаточно учитывает необходимость улучшения всех форм, составляющих понятие миротворчества, - от поиска политических путей урегулирования конфликта и оказания гуманитарной помощи до проведения полевых операций войск.
За несколько последних лет в различных регионах земного шара возникли новые очаги напряженности, потребовавшие активизации деятельности ООН в вопросах поддержания мира и безопасности, а также увеличилось количество полевых операций ООН и расширился круг решаемых ими задач. Это оказывает непосредственное влияние на деятельность ДМО и повышает его роль в Секретариате. Значительно меняются его функции и структура, конкретизируются и уточняются задачи каждого подразделения, совершенствуется система взаимодействия между ними.
Западные военные аналитики ожидают, что роль ДМО в деятельности мирового сообщества по установлению и поддержанию мира в интересах укрепления международной безопасности и региональной стабильности будет неуклонно повышаться.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz