ЗВО - 12'1994

КОРАБЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОЙ ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТОВ

Капитан 1 ранга М.Шадр

В современных условиях невозможно обойтись без самого широкого использования авиации корабельного базирования для решения различных задач. Однако сложные метеоусловия, в которых часто приходится находиться кораблям, предъявляют повышенные требования к вопросам обеспечения безопасности полетов и ставят конструкторов перед необходимостью разработки в этих целях специальных технических устройств. Так, вертолеты корабельного базирования наибольшей опасности подвергаются в момент взлета (посадки) с палубы (на палубу) корабля, особенно при волнении моря, когда необходима быстрая фиксация на ней летательного аппарата. Для автоматизации этого процесса в начале 80-х годов английская компания <Фэри гидравлик> начала разработку автоматического стопорного устройства для вертолетов корабельного базирования типа <Линкс>, которое первоначально представляло собой выдвижную штангу с укрепленным на конце зацепом (<клювом>). В момент посадки вертолета <клюв> зацеплялся за ячейки прикрепленной к палубе решетки и защелкивался.
Впервые такая система нашла практическое применение в индийских ВМС для расширения летных возможностей вертолетов корабельного базирования <Си Кинг>. Однако она оказалась малоэффективной из-за недостаточной фиксации вертолета на палубе, а также из-за своего большого веса и габаритов.
Дальнейшая работа в этой области привела к созданию конструкции, состоящей из двухступенчатой телескопической выдвижной штанги с гидравлическим приводом, способной надежно удерживать летательный аппарат массой до 10 т. Одна из последних модификаций стопорного устройства компании <Фэри гидравлик> обеспечивала готовность к работе - выдвижение телескопической штанги, автоматический захват <клювом> ячеек палубной решетки и принятие максимальной нагрузки всего за 1,5 с.


Стопорное устройство вертолетов типа <Линкс>: 1 - запорный механизм; 2 - голонка механизма захвата; 3 - механизм выдвижения штанги; 4 -соленоиды управления клапанами гидросистемы; 5 - двухступенчатая штанга; 6 - рычаг ручного уравления; 7 - <клюв> устройства захвата; 8 - ячейки палубной решетки

С принятием программы перевооружения корабельной авиации новыми вертолетами ЕН-101 <Мерлин> вместо <Си Кинг> компания разработала стопорное устройство, способное выдерживать нагрузку 15 т (рис. 1). Устройство крепится к фюзеляжу вертолета и подключается к бортовым системам энергоснабжения. Несмотря на то что оно действует полностью автоматически, пилот может вмешиваться в его работу на любом этапе выполнения взлета или посадки. Кроме того, на конце захвата имеется специальный рычаг, служащий для ручного отсоединения штанги и подсоединения ее к транспортиро-вочной системе для буксировки летательного аппарата в ангар.

Подготовка системы RAST к приему вертолета Посадка вертолета типа <Линкс> ВМС Нидерландов на корабль

Практика использования данного стопорного устройства позволила уверенно производить посадку и взлет корабельных вертолетов с вертолетных площадок при волнении моря до 6 баллов и скорости ветра до 50 уз. Удобное расположение штанги обеспечивает возможность дозаправки и замену боекомплекта летательного аппарата прямо на площадке, а не в ангаре, как это было принято раньше. Вертолет при необходимости молено разворачивать вокруг своей оси, не снимая с крепления на палубе. Дальнейшие работы в этой области были направлены на снижение массы устройства (до 25 кг) и повышение его надежности.
Кроме Великобритании, данная система применяется на кораблях ВМС Австралии, Индии, Нидерландов (рис. 2) и ряда других стран.
В США и Канаде для этих же целей используется система RAST (Recovery Assist Secure and Traverse), устанавливаемая на кораблях, оснащенных вертолетами системы LAMPS МкЗ. Ее испытания проводились испытательным центром авиации ВМС США (Патаксент-Ривер, штат Мэриленд) в 1981 году. Система включает две выдвижные стопорные штанги, закрепленные на летательном аппарате, и вспомогательный трос, проходящий через одну из них. Принцип работы заключается в принудительном притягивании зависшего над кораблем вертолета к устройству быстрой швартовки при помощи стального троса с последующим перемещением его в ангар по специальным направляющим трекам.
Сначала летчик должен осуществить нормальный заход и зависнуть над палубой на высоте около 4,5 м. Затем с вертолета" подается вспомогательный трос, к которому на палубе крепят силовой трос (рис. 3). Один его конец соединен с гидравлической лебедкой на корабле, а другой при помощи вспомогательного троса поднимается на вертолет и автоматически запирается специальным замком в основной штанге.
Посадка вертолета на площадку осуществляется пилотом при тесном взаимодействии с руководителем посадки, в задачу которого входит корректирование действий летчика, чтобы вертолет завис над определенным местом, а также регулирование натяжения силового троса, который летчик в случае необходимости может отсоединить.
Силовой трос втягивает основную штангу вертолета в устройство быстрой швартовки, а зажимное приспособление захватывает и стопорит ее. Затем хвостовая штанга опускается в решетку на посадочной палубе, что предохраняет машину от развора-чивания относительно вертикальной оси.
По данным зарубежной печати, система RAST обеспечивает безопасную посадку вертолета в море на корабль при бортовой качке до 28°, килевой 5° и скорости подъема палубы 4,5 м/с.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz