ЗВО - 12/1993

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ НОРВЕГИИ

Полковник А.ДМИТРИЕВ

Командование объединенных вооруженных сил НАТО рассматривает территорию Норвегии в качестве одного из основных районов, через который будут осуществляться стратегические переброски войск из США на европейские ТВД и где будет проводиться подготовка широкомасштабных операций в Северной Атлантике и Заполярье. Оно отводит норвежским ВВС как компонету объединенных ВВС НАТО на ТВД важную роль в обеспечении контроля воздушного пространства с применением обычных средств поражения. Инфраструктура страны подготовлена к приему сил союзников. Им предоставлена возможность для использования авиационных баз и складирования вооружения.
Военно-воздушные силы страны наряду с ВВС Великобритании в метрополии составляют основу объединенных ВВС НАТО на Северо-Западном Европейском (СЗЕ) ТВД, их оснащению и развитию уделяется большое внимание. Для защиты национальных интересов на них возложены следующие задачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе, оказание поддержки сухопутным войскам и ВМС, нанесение ударов по кораблям в Норвежском море, ведение воздушной разведки, обеспечение переброски войск усиления, прикрытие крупных административных центров и группировок войск от ударов с воздуха.
Численность личного состава ВВС 9,5 тыс. человек, а подготовленного резерва 5,3 тыс. Комплектование осуществляется в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности и частично за счет набора добровольцев по контракту. Призыв на действительную службу проводится по достижении 19 лет. Продолжительность ее 15 месяцев.

рис. 1

Организация. Руководство военно-воздушными силами осуществляет главный инспектор (командующий), который подчинен непосредственно главнокомандующему вооруженными силами страны. Он несет ответственность за состояние боевой готовности ВВС, разработку планов ведения ими боевых действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами вооруженных сил.
Штаб военно-воздушных сил (г. Осло) является органом оперативного управления и выполняет следующие функции: разрабатывает и уточняет планы мобилизационного и оперативного развертывания, определяет организационно-штатную структуру частей и соединений, организует снабжение подразделений авиатехникой, контролирует подготовку летного и технического состава. Штаб включает четыре управления: оперативное, кадров, разведывательное и материально-технического обеспечения.
Организационно ВВС состоят из двух региональных командований (в Северной и Южной Норвегии) и командования тыла. Региональные командования формируются частями и подразделениями национальных ВВС, а с начала войны войдут в объединенные ВВС НАТО на Северо-Западном Европейском ТВД.
Основной составной частью ВВС является авиационная база, которая объединяет как боевые, так и обеспечивающие подразделения, базирующиеся на одном аэродроме. В ее состав входят несколько авиаэскадрилий, группа материально-технического обеспечения и ремонта техники, подразделения административной и тыловой служб. Авиационная база располагает ограниченным количеством обеспечивающих подразделений, необходимых для поддержания ее в состоянии готовности к приему перебрасываемой с Североамериканского континента боевой авиации.
Авиационная эскадрилья (аэ) - это основное боевое подразделение, включающее несколько звеньев и имеющее на вооружении 16-18 однотипных самолетов (вертолетов). Ее командир по оперативным вопросам подчинен непосредственно командующему региональным командованием ВВС, а по административным -командиру авиабазы.

Дислокация частей, подразделений и органов управления ВВС Норвегии

Боевой состав. В региональные командования ВВС Северной и Южной Норвегии (штабы в Будё и Йотта соответственно) входят 14 эскадрилий (две истребительные, три истребительно-бомбардировочные, две транспортные, одна патрульных самолетов, четыре вертолетные и две учебные), а также шесть батарей ЗУР <Усовершенствованный Хок>. Подробнее боевой состав и дислокация представлены на рис. 2.
Две истребительные эскадрильи (30 F-16A и В, рис. 3) в мирное время переданы в оперативное подчинение командования объединенных ВВС НАТО. Их летный состав включен в дежурные силы ПВО блока на СЗЕ ТВД и выполняет задачи по контролю воздушного пространства в Северной Атлантике. По данным западной прессы, экипажи истребителей ПВО ежегодно совершают более 100 вылетов на перехват и сопровождение реальных воздушных целей.
Основное предназначение истребительно-бомбардировочных эскадрилий (30 F-16A и 29 F-5A и В) - нанесение ударов по морским целям и наземным объектам. Экипажи ибаэ также подготовлены к решению задач противовоздушной обороны.
Шесть патрульных самолетов Р-ЗВ и С <Орион> (в оперативном подчинении командования ВМС) выполняют задачи по контролю надводной обстановки, обнаружению надводных и подводных кораблей противника в Северной Атлантике. Полученная информация передается в соответствующие штабы вооруженных сил Норвегии и других стран НАТО.
Транспортные авиаэскадрильи, предназначенные для перевозки личного состава и грузов в интересах всех видов вооруженных сил, имеют на вооружении 13 самолетов (шесть С-130, четыре <Твин Оттер> и три <Фалкон-20>). Кроме того, самолеты <Фалкон-20> оборудованы специальной аппаратурой для ведения радиоэлектронной борьбы.
Три вертолетные эскадрильи, оснащенные машинами Белл 412 и <Си Кинг>, осуществляют перевозки в интересах сухопутных войск и проводят поисково-спасательные операции на континентальной части и в прилегающих морских районах. Вертолеты <Линкс> находятся в оперативном подчинении командования ВМС и используются в качестве палубных вертолетов на кораблях береговой охраны.
Все силы и средства противовоздушной обороны Норвегии организационно входят в Северную зону объединенной системы ПВО НАТО в Европе и распределены между секторами ПВО <Север> и <Юг>, границы которых совпадают с зонами ответственности региональных авиационных командований.
Оперативный центр Северной зоны расположен в г. Колсос. Непосредственное управление силами и средствами осуществляется с центров управления и оповещения в Вардё, Сёррейса, Шерстад, Грокаллен и Моккерой.
Командование тыла отвечает за материально-техническое обеспечение частей и подразделений ВВС. Непосредственное руководство и контроль за деятельностью подразделений МТО возложены на командующих ВВС в Северной и Южной Норвегии (через тыловые органы штабов).
Подготовка личного состава для ВВС осуществляется в военных училищах, учебных центрах и высших военных учебных заведениях. В училищах и центрах готовятся офицеры для авиационных подразделений и ПВО, а также специалисты различных служб. К таким учебным заведениям относятся: летная школа (Вернее), технический учебный центр (Келлер), командный учебный центр (Ставерн). Последний включает командную школу ВВС, офицерскую школу ВВС и зенитную школу ПВО. Для дальнейшего повышения квалификации и получения высшего военного образования имеются офицерская школа (Ставерн), военная школа ВВС (Тронхейм) и штабная школа вооруженных сил (Осло).
Большое значение придается качественной подготовке летного состава. Отбор кандидатов и первоначальное обучение проводятся в летной школе в г. Вернее. Ежегодный набор курсантов около 80 человек. Особое внимание обращается на политическую благонадежность кандидатов, психологическое и физическое состояние. В ходе отбора они выполняют несколько пробных полетов на поршневом учебно-тренировочном самолете с целью определения годности к летной работе. Отобранные кандидаты проходят курс общевойсковой подготовки, изучают основы теоретических дисциплин и выполняют полеты по плану первоначальной подготовки на самолетах <Сафари>. Налет на них должен составить 25 ч.
Дальнейшая летная подготовка осуществляется в США (до 50 человек) на реактивных учебных самолетах Т-37. Общий налет на этом этапе достигает 200 ч (в соответствии с профилем обучения - боевая, транспортная, патрульная авиация).
Завершающий этап летной подготовки проводится в Норвегии на самолетах и вертолетах по целевому предназначению. После получения первичного офицерского звания молодые летчики направляются в строевые части, где выполняют полеты по планам учебно-боевой подготовки. Средний годовой налет на каждого пилота боевой авиации составляет 180 ч. В зависимости от результатов прохождения курса и выполнения отдельных задач пилотам присваивается квалификация <полностью боеготовый> или <ограниченно боеготовый>. В соответствии с требованиями категории <полностью боеготовый> летчик (экипаж) должен быть способен вести боевые действия в составе группы или одиночно в любых метеорологических условиях днем и ночью.
Совершенствование летной подготовки организовано в частях и подразделениях с целью поддержания и повышения уровня боеготовности. Она проводится в ходе учений и маневров в рамках национальных вооруженных сил и объединенных ВВС НАТО. Во время этих мероприятий летчики выполняют учебно-боевые задачи, присущие каждому роду авиации. Например, летчики тактической авиации отрабатывают вопросы боевого применения с нанесением ударов по кораблям противника ракетами <Пингвин>. Как правило, каждый экипаж самолета F-16A ежегодно выполняет два полета с реальным пуском противокорабельных ракет в составе тактической группы из трех истребителей (при сопровождении одного самолета F-5A с аппаратурой РЭБ).

Тактический истребитель F-16 ВВС Норвегии

Перспективы развития. В рамках долгосрочной программы (1993-1997) развития вооруженных сил ВВС Норвегии первыми в Европе реализуют программу модернизации тактических истребителей F-16. Основная цель проводимых в США на авиабазе Эдварде работ - создание боевого самолета, приспособленного для ведения боевых действий в северных климатических условиях. На нем устанавливается более мощный двигатель фирмы <Пратт энд Уитни>. В США выполняются работы по установке бортового компьютера, лазерной системы наведения и аппаратуры РЭБ на тактических истребителях F-5A из состава 336 ибаэ. Завершение программы намечено на первую половину 1994 года.
В соответствии с американо-норвежским соглашением в 1994-1995 годах в ВВС страны поступит партия управляемых ракет нового поколения AMRAAM класса <воздух - воздух> для самолетов F-16 и F-5. Проводится переоборудование базовых патрульных самолетов Р-ЗВ <Орион> в вариант F-3N, на котором устанавливается новый навигационный комплекс и оборудуется отсек для перевозки 27 военнослужащих. Завершение программы намечено на конец 1993 года. Продолжается реализация программы создания ЗРК для объектовой ПВО на базе управляемых ракет AMRAAM с комбинированной системой наведения. В батарею новых зенитных ракетных комплексов планируется включить РЛС TRQ-36, центр управления огнем и три-четыре батареи (по три огневых секции). Фирма <Бофорс> поставит в ВВС до 1994 года 112 новых ПЗРК для замены устаревших зенитных орудий L/70.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz