СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - XX/2000

АМЕРИКАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВНАЯ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА AFAS

Старший лейтенант М.КУРЫЛЕВ

Экспериментальный демонстрационный образец перспективной СГ AFAS

Основу огневой мощи ствольной артиллерии сухопутных войск США составляют 155-мм самоходные гаубицы (СГ) М109А2(АЗ), часть из которых модернизируется до уровня М109А6, что позволит сохранить их высокий технический уровень в текущем десятилетии. В более же отдаленной перспективе (по мнению западных военных специалистов, уже в начале XXI века) американская армия будет нуждаться в новых артиллерийских системах, полностью отвечающих требованиям концепции <воздушно-наземная операция (сражение)>. В связи с этим в США активно осуществляется программа разработки перспективной самоходной гаубицы AFAS (Advanced Field Artillery System). Она должна обладать высокой мобильностью, повышенной дальностью стрельбы и скорострельностью, высокой степенью автоматизации подготовки и ведения огня, автономностью ведения боевых действий. Предполагается использовать перспективные технологии, что поднимет на качественно новый уровень полевую артиллерию. Основными направлениями работ являются выбор компоновочной схемы, разработка артиллерийской части и шасси, быстродействующего автомата заряжания, обеспечение автономности и повышенной защищенности, создание новой транспортно-заряжающей машины.
При рассмотрении компоновочной схемы СГ разработчики исходят из того, что ее конструкция должна быть такой, чтобы обеспечивались: габариты и масса, позволяющие перевозить гаубицу самолетами военно-транспортной авиации США (С-5, С-141, С-17); размещение большего боезапаса (60-70 выстрелов); установка автомата заряжания, удлиненной и утяжеленной артиллерийской части (наиболее вероятно использование ствола длиной 52 клб), многофункциональной ЭВМ с дисплеями, систем топопривязки, ориентирования, диагностики неисправностей, автоматического наведения орудия, пожаротушения, защиты от оружия массового поражения, а также усиленной бронезащиты и средств телекодовой радиосвязи.
С 1979 года прорабатывалось несколько возможных вариантов конструкции самоходной гаубицы: казематная, полуказематная, традиционная башенная и другие. Всего в разработке компоновочных схем принимало участие около 50 компаний как американских, так и западноевропейских. По мнению специалистов американских фирм ФМК и <Паккар>, наиболее перспективной является казематная конструкция. При этом не исключается вариант использования наиболее удачных конструктивно-схемных решений, которые были применены в зарубежных образцах самоходной артиллерии. В частности, в английской 155-мм самоходной гаубице AS-90B предусмотрена возможность управления движением из башни, благодаря чему пространство, традиционно занимаемое механиком-водителем, может служить для размещения боеукладки.
При разработке шасси и силовой установки в качестве основных требований выдвигаются следующие: обеспечение высокой подвижности (скорость передвижения должна составлять 48 км/ч по бездорожью и 65 км/ч по шоссе, первые 200 м гаубица должна преодолевать за 20 с), необходимость унификации с узлами и компонентами других бронированных машин, устойчивость и быстрое затухание колебаний при стрельбе. Наиболее актуальным является вопрос об ограничении массы образца. Разработчики в качестве предельно возможной массы AFAS называют 60 т, командование же сухопутных войск выдвигает требование снизить ее до 45 т. По мнению американских специалистов, в дальнейшем при создании ходовой части придется исходить из того, что масса перспективной установки не должна превышать 50 т.
В рамках программы модернизации бронетанковой техники ASM (Armored Systems Modernization), которая в настоящее время переориентирована на создание в первую очередь самоходной гаубицы AFAS, командование армии США в декабре 1990 года выдало контракт компании <Теледайн континентал моторз>, а также консорциуму фирм <Дженерал дайнэмикс> и ФМК на проектирование и изготовление демонстрационных образцов единого шасси для перспективных бронированных машин. В мае 1991 года ФМК получила контракт (67 млн. долларов) на проектирование и изготовление экспериментального демонстрационного образца самоходной гаубицы AFAS. Фактически это будет боевой вариант. Испытате-льные стрельбы пройдут в 1994 году. Как сообщает иностранная военная пресса, в демонстрационном образце может быть использовано шасси 155-мм самоходной гаубицы AS-90B или М109А6. Корпорация ФМК предполагает изготовить шасси из композиционных материалов, удовлетворяющее требованиям к единым шасси.
Одной из основных проблем, которую пришлось решать американским разработчикам, являлся выбор новой артиллерийской части. При этом рассматривалась возможность увеличения длины ствола с 39 до 52 клб, объема зарядной каморы до 28 л, начальной скорости осколочно-фугасного снаряда с 827 до 1000 м/с и дальности стрельбы с 24 до 35 км, а снаряда с газогенератором до 50 км, живучести ствола с 2000 до 4000 выстрелов за счет применения новых метательных веществ, эффективных флегматизато-ров, модульных зарядов, усовершенствования технологии изготовления ствола, создания нового клинового затвора, имеющего высокое быстродействие с новыми принципами инициирования метательного заряда (индуктивный, лазерный и другие).
В качестве артиллерийской части возможно использование следующих орудий (варианты): длинноствольного с модульными зарядами, на основе жидких метательных веществ (ЖМВ), электротермической пушки.
Рассматривая первый вариант, необходимо сказать, что в распоряжении американских разработчиков уже имелся достаточно большой научно-технический задел. Межнациональная корпорация SRC (Space Research Corporation) с середины 70-х годов специализируется на создании артиллерийских орудий повышенной дальности стрельбы. При ее участии были разработаны такие артиллерийские системы, как 155-мм буксируемые пушки-гаубицы GC45 (Канада), GHN45 (Австрия), G5 и ее самоходный вариант G6 (ЮАР), которые в то время, по мнению западных военных экспертов, являлись самыми дальнобойными орудиями такого калибра в мире (дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом составляла 30 км, а снарядом с газогенератором -около 40 км). С начала 90-х годов SRC консультирует китайскую фирму НОРИНКО. Результатом этого сотрудничества стала 155-мм буксируемая пушка-гаубица WAC21 (с такими же характеристиками, как у GHN45), поступившая на вооружение НОАК в 1991 году. В настоящий момент разрабатывается самоходный образец данной системы.
Аналогичные работы по созданию парка дальнобойной артиллерии проводятся в Испании. Кроме богатого зарубежного опыта, американские разработчики могли использовать и свой собственный. В частности, в процессе реализации программы модернизации 155-мм самоходных гаубиц М109А2(АЗ) рассматривался вопрос об установке новой артиллерийской части со стволом длиной 52 или 58 клб. Специалистами Уотервлитского и Пикатиннского арсеналов сухопутных войск США было создано несколько экспериментальных образцов орудий с целью определения технического облика перспективной артиллерийской системы. Таким образом, в распоряжении американских разработчиков имеется все необходимое для оснащения перспективных СГ новым орудием.
Говоря о модульных зарядах, специалисты отмечают, что данная технология также достаточно хорошо проработана. По их оценкам, применение модульных зарядов позволит получить ряд преимуществ по сравнению с использованием обычных метательных: увеличится скорострельность, в боевом отделении освободится дополнительный полезный объем, уменьшится общая масса боезапаса, появится возможность полностью автоматизировать процесс заряжания, снизится стоимость метательного заряда, повысится живучесть ствола и т.д. По заявлению специалистов германской корпорации <Рейнметалл>, серийное производство созданного ими модульного заряда MTLS типа 1 может начаться в 1994 году. Его использование позволит обеспечить следующий диапазон дульных скоростей: 435-945 м/с (для ствола длиной 52 клб) и 320-827 м/с (39 клб). По утверждению разработчиков, модульный заряд MTLS должен обладать меньшей чувствительностью к ударным нагрузкам, чем стандартный метательный МЗОА1, принятый в странах НАТО. Американская фирма <Геркулес> совместно с германской корпорацией <Рейнметалл> разрабатывает улучшенный модульный заряд MTLS, первые испытания которого были проведены в июле 1992 года.
Рассматриваются также новые принципы инициирования метательных зарядов, необходимые для повышения быстродействия затвора. В частности, английские специалисты предложили для воспламенения метательного заряда применять лазерное излучение. В случае реализации этого принципа удастся значительно упростить конструкцию затвора и повысить скорострельность пушки.

Регенеративная система заряжания орудия на ЖМВ

Второй возможный вариант создания новой артиллерийской части предполагает установку на гаубице орудия с использованием жидких метательных веществ. По мнению зарубежных экспертов, это обеспечит ей ряд преимуществ: увеличатся скорострельность (до 16 выстр./мин) и дальность стрельбы; снизятся пиковые давления в канале ствола и демаскирующие эффекты при выстреле; будет более рационально использоваться полезный объем боевых машин; повысится живучесть перспективных систем (жидкие метательные вещества менее чувствительны к ударным нагрузкам, чем пороха); стоимость такого заряда по сравнению с пороховым уменьшится в 4 раза (2,5 доллара за фунт заряда ЖМВ против 10 долларов за фунт условного пороха); для изготовления ЖМВ будут применяться коммерческие компоненты, не содержащие взрывчатых веществ.
В США проблемой жидких метательных веществ занимаются с 50-х годов. В настоящее время основные усилия сосредоточены на создании орудия с регенеративной системой подачи топлива (ЖМВ поступает непосредственно в камору сгорания через дифференциальные зазоры, образующиеся при движении перемещающихся поршней). При этом регулирование количества подаваемого метательного вещества осуществляется изменением величины зазора (рис. 2). В более отдаленной перспективе планируется создать орудие, в котором подача ЖМВ производилась бы по мере движения снаряда в канале ствола. В качестве наиболее вероятной рецептуры новых метательных веществ рассматривается нитрат гидроокиси аммония*. Основным подрядчиком министерства обороны США в работах по созданию перспективных артиллерийских систем с использованием ЖМВ является американская фирма <Дженерал электрик>, работающая по контрактам, заключенным с лабораторией баллистики Абердинского испытательного полигона. Среди государственных организаций данной тематикой занимается армейский центр исследований и разработок вооружения Пикатинского арсенала.
Первоначально концепция использования ЖМВ отрабатывалась на орудиях калибров 25-105 мм. В 1988 году был создан 155-мм экспериментальный образец со стволом длиной 39 кло на лафете 203,2-мм буксируемой гаубицы Ml 15. Испытания продолжались с июля 1988 по сентябрь 1990 года (было произведено около 100 выстрелов). Второй демонстрационный образец, получивший наименование <Дефендер>, был также смонтирован на лафете буксируемой гаубицы Ml 15, но имел 155-мм ствол длиной 52 клб и зарядную камору объемом 14,2 л. Во время испытаний максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом М549А1 составила 44,4 км при начальной скорости 998 м/с, а минимальная осколочно-фугасным М107 - 4,4 км.
Основными причинами, ограничивающими дальность стрельбы, являлись длина ствола и объем подаваемого в камору сгорания ЖМВ. Предполагается, что при стрельбе снарядами М864 {кассетный, улучшенной аэродинамической формы, с донным газогенератором) и М483А (кассетный) дальность стрельбы должна достигать 37 км. Кроме того, в процессе испытаний производился отстрел снарядов следующих типов: химического M687CW, дымового M825A1WP и находящегося в разработке ХМ898 SADARM с самонаводящимися боевыми элементами. К концу 1993 года предполагается установить 155-мм орудие с использованием ЖМВ на демонстрационный образец перспективного шасси ATTD (Advanced Technology Transition Demonstrator) и в первом квартале 1994-го провести опытные стрельбы.
Третий демонстрационный образец (также 155-мм ствол длиной 52 клб) должен иметь зарядную камору объемом 17 л и обеспечивать скорострельность 12-16 выстр./мин в течение 5 мин. Планируется также проверить возможность ведения <залпового> огня из одного орудия. Высокая скорострельность и быстрое изменение вертикальных углов наведения орудия позволяют так вести стрельбу, что несколько снарядов поражают цель практически одновременно. По утверждению специалистов фирмы <Дженерал электрик>, перспективное орудие на ЖМВ должно обеспечивать одновременную стрельбу четырьмя зарядами на дальностях от 7 до 40 км и восемью - от 10 до 40 км.
Кроме вышеуказанных схем подачи метательного вещества в камору сгорания перспективных орудий на ЖМВ, возможно использование и других вариантов конструктивно-схемных решений. В частности, с точки зрения американских экспертов, достаточно интересной и перспективной представляется концепция так называемых <перемещающихся зарядов>. В этом случае метательный заряд перемещается по каналу ствола вместе со снарядом, что позволяет в значительной мере исключить паразитную трату энергии и получить необходимую кривую давления в канале ствола. В итоге начальная скорость снаряда оказывается значительно выше, чем у существующих орудий. Однако реализация такой технологии в ближайшее время, по мнению западных военных специалистов, маловероятна из-за недостаточной проработки данного вопроса.
Что касается конкретного типа и рецептуры ЖМВ, то окончательное решение по этому вопросу планируется принять в 1995 году. В настоящий момент предпочтение отдается рецептуре ХМ46, содержащей нитрат гидроксиламмо-ния и нитрат триэтаноламмония. Так как нитратные соединения являются агрессивными химическими веществами, то значительные усилия разработчиков были направлены на снижение токсичности реагентов. Считается, что по прошествии 4-8 ч ЖМВ ХМ46 не представляет серьезной опасности для человека, а в случае попадания на кожу легко смывается водой. Проведенные испытания и результаты моделирования показали, что для сообщения 155-мм снаряду массой 43,5 кг начальных скоростей 305, 680 и 1000 м/с требуется соответственно 1,4; 5 и 15,2 л ЖМВ. При точности подачи необходимого объема метательного вещества в камору сгорания, равной 0,032 проц., максимальный разброс начальных скоростей снаряда составляет 0,2 проц. Наиболее критичным для энергетических свойств ЖМВ является доля воды, которая не должна превышать 0,5 проц. Присутствие азотной кислоты - неизбежного побочного продукта производства ЖМВ - также нежелательно в связи с тем, что в конечном счете отрицательно сказывается на баллистических показателях.
Еще одним возможным вариантом новой артиллерийской части AFAS может быть электротермическая пушка. В ней компоненты заряда ЖМВ (окислитель и горючее-диэлектрик) помещены изолированно друг от друга в артиллерийскую гильзу, имеющую катод и анод, соединенные с компонентами заряда. Воспламенение заряда осуществляется мощным электрическим разрядом, образующим плазму. Изменяя амплитуду и частоту напряжения, подаваемого на электроды от импульсного генератора, можно управлять процессом горения ЖМВ, что позволит избежать пиковых значений давления в канале ствола и получить своеобразную <полку давлений>, в которой 20-30 проц. энергии приходится на электрический разряд, а 70-80 проц. - на энергию топлива. Поскольку скорость распространения плазмы на 50 проц. больше, чем у пороховых газов, соответственно возрастает и скорость снаряда.
По оценкам специалистов фирмы ФМК, 155-мм электротермическая пушка будет значительно превосходить по основным характеристикам орудия других типов. В качестве топлива в ней используется рецептура из углеводородных соединений, близких по составу к керосину, а как окислитель - перекись водорода. Предполагается создать демонстрационный образец со стволом от штатной американской 155-мм буксируемой гаубицы Ml98 и импульсным генератором, проектируемым в рамках программы СОИ.
Аналогичные работы проводятся компанией <Дженерал дайнэмикс>, которая в своих экспериментах в качестве топлива применяет смесь алюминиевого порошка, гидрида титана и воды. Она имеет более низкий энергетический выход по сравнению с топливом фирмы ФМК, но является менее токсичной и безопасной в эксплуатации.
Результаты экспериментальных стрельб из орудийных установок обеих фирм на данном этапе не полностью отвечают заданным требованиям. Следующая серия испытаний запланирована на 1994-1995 годы.
После анализа работ, проведенных по всем трем направлениям, руководство программой AFAS в 1992 году отдало предпочтение орудию на ЖМВ, что, однако, не означает прекращения работ по другим направлениям. Согласно полученному в мае 1991 года контракту фирма ФМК планирует изготовить экспериментальный демонстрационный образец AFAS с орудием на ЖМВ. В апреле 1992 года закончился этап предварительного проектирования. Испытания намечены на 1994 год.
Одна из наиболее сложных технических проблем разработки новой СГ - это обеспечение быстрой автоматической подачи снарядов массой более 45 кг и метательных зарядов (в том числе и ЖМВ) в условиях ограниченного пространства, что необходимо для достижения скорострельности 16 выстр./мин.
Оснрвные работы по созданию автомата заряжания ведут американские фирмы ФМК, <Паккар>, <Виста контролз>, эргономическая лаборатория армии США. На первоначальном этапе реализации программы были представлены два экспериментальных образца. Компания ФМК разработала автомат заряжания с двумя боеукладками на 50 выстрелов под модульные метательные заряды в жестких сгораемых гильзах (параллельно был создан экспериментальный образец вращающейся зарядной каморы с изменяемым объемом под модульные заряды), а <Паккар> - с боеукладкой на 70 выстрелов, расположенной вдоль борта, извлекателем и подъемником снарядов, который укладывал их на зарядный лоток с досылателем.
Определенная часть работ выполняется в рамках двух подпрограмм программы HIP (Howitzer Improved Programm) модернизации американской 155-мм самоходной гаубицы М109А2(АЗ): ISAS (Integrated Smart Artillery Synthesis) и HFHTB (Human Factors Howitzer Test Bed). Цель первой подпрограммы -создание полностью или частично роботизированной СГ. Отдельным направлением в ней является разработка и испытание роботизированной системы подачи и заряжания боеприпасов. В качестве ее варианта был предложен роботизированный манипулятор с шестью степенями свободы. Основная боеукладка представляет собой полукруг, где большая часть боеприпасов размещена в вертикальном положении, а остальные - в горизонтальном в специальной нише башни. При использовании данного манипулятора обеспечивается кратковременный режим ведения огня со скорострельностью 3 выстрела за 10 с (первые четыре выстрела за 15 с). В середине 1991 года фирма <Виста контролз> получила контракт на разработку нового, полностью электрифицированного роботизированного автомата заряжания для перспективных артиллерийских систем.
Вторая подпрограмма - эргономическая. Ее результатом должна стать выработка требований к интерфейсам <человек - машина>, реализация которых позволит повысить эффективность боевой работы расчета.
Американские разработчики используют зарубежный опыт, прежде всего английских и немецких коллег, для создания автоматов заряжания артиллерийских систем будущего. В частности, специалисты английской фирмы <Фэри гидравлик> в рамках программы создания перспективного вооружения основного танка занимаются разработкой автоматов заряжания, имеющих различные конструктивные схемы, часть из которых могла бы найти применение в AFAS. По мнению американских экспертов, наибольший интерес представляют автоматы заряжания артиллерийских систем башенной и казематной конструкций. В первом случае подача метательных зарядов и боеприпасов осуществляется с помощью специального манипулятора из вращающейся в горизонтальной плоскости боеукладки, которая представляет собой 80 вертикально расположенных стальных труб. Во втором случае те же операции выполняются из вращающихся в вертикальной плоскости двух барабанных боеукладок. Аналогичные проблемы в ходе реализации собственной программы создания перспективной артиллерийской системы PzH-2000 вынуждены решать и германские фирмы.
Рассматривая вопрос о разработке перспективных артиллерийских систем, руководство армии США как одно из важнейших выдвигает требование обеспечения тактической автономности. Считается, что решение этой задачи во многом будет осуществляться благодаря использованию новых автоматизированных систем управления огнем полевой артиллерии различного уровня и бортовой АСУ, основу которой должны составить автоматическая система топопривязки и ориентирования, а также многофункциональная ЭВМ.
В январе 1991 года отделение <Дефенс системз энд электроник труп> американской компании <Тексас инструменте> получило контракт стоимостью 18 млн. долларов на разработку демонстрационного образца перспективной системы управления огнем для семейства боевых машин будущего (в том числе и AFAS), создаваемых в рамках программы ASM. К НИОКР, продолжительность которых составит 39 месяцев, подключены также другие организации и фирмы США.
В 1984 году руководство армии США сформулировало тактико-технические требования к перспективной системе топопривязки и ориентирования. В разра-6orke участвовали американские фирмы <Литтон>, <Ханиуэлл>, <Сингарс>, а их испытания проводились в рамках программы HIP и ее подпрограмм - HFHTB и IS AS. В настоящий момент предпочтение отдается системе топопривязки на кольцевом лазерном гироскопе MAPS, который уже используется на 155-мм СГ М109А6. Быстродействие этого малогабаритного высокоточного гироскопа определяет высокую надежность системы и точность ее работы.
Другими важными направлениями совершенствования бортовой автоматизированной системы управления огнем являются создание многопроцессорных быстродействующих ЭВМ с новым программным обеспечением и повышение характеристик аппаратуры связи.
Что касается защищенности экипажа СГ, то, по расчетам американских разработчиков, AFAS будет обеспечивать его защиту от пуль и осколков снарядов, от оружия массового поражения (согласно требованию заказчика СГ должна быть способна вести боевые действия в районах применения противником ОМП, как минимум, в течение 72 ч), от средств разведки и обнаружения и, кроме того, при необходимости вести эффективную самооборону.
Для выполнения указанных требований разрабатывается бронезащита модульного типа. Экспериментальные образцы системы защиты от ОМП прошли испытания в рамках программы HIP и в настоящий момент используются в 155-мм самоходной гаубице М109А6. Кроме того, создаются специальные покрытия, уменьшающие тепловое излучение. Рассматривается вопрос об установке в качестве дополнительного вооружения автоматической пушки малого калибра.
В связи с тем что находящаяся в артиллерийских подразделениях армии США с 1983 года транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) М992 (боевая масса 25 900 кг, возимый боезапас 93 155-мм снаряда, 99 метательных зарядов и 104 взрывателя, скорость подачи боеприпасов при пополнении боезапаса 155-мм СГ М109А2(АЗ) не более 8 выстр./мин) к моменту окончания разработки AFAS морально устареет, американская компания <Дженерал электрик> работает над созданием новой машины FARV-A (Future Armored Resupply Vehicle - Ammunition) на тяжелом шасси, идентичном шасси AFAS. При этом учитываются такие требования, как повышение живучести, тактической автономности и снижение до минимального риска поражения экипажей при пополнении боезапаса.
Американские эксперты считают, что возимый боезапас ТЗМ FARV-A должен составлять 130-200 155-мм выстрелов, пополнение запаса ЖМВ будет происходить со скоростью 359 л/мин, а топлива - 189 л/мин. Систему перезаряжания и перезаправки необходимо полностью автоматизировать, а процесс рассоединения цепи подачи топлива и ЖМВ должен занимать не более 10 с. Загрузка боеприпасов в ТЗМ будет производится как с земли , так и с любого транспортного средства, предназначенного для этих целей. При пополнении боезапаса нужно производить выборочную подачу боеприпасов требуемого типа. Предусматривается возможность заправки топливом, ЖМВ и загрузки боеприпасов из одной машины в другую. При необходимости выполнение всех операций должно происходить без выхода экипажа из кабины. Планируется обеспечить защиту от ОМП и установку вооружения для самообороны.
В 1990 году был разработан первый экспериментальный образец модуля перезарядки артиллерийских боеприпасов ARM (Artillery Rearm Module, рис.3), а в 1991-м получен контракт на создание второго.
Главными компонентами модуля транспортно-заряжающей машины являются: магазин, устройство подачи боеприпаса на ленточный конвейер, ленточный конвейер и блок дистанционного управления. Магазин используется для хранения боеприпасов во время их транспортирования, для подачи на ленточный конвейер и приема с него. Управление процессами подачи и приема снарядов производится с пульта управления конвейером или системой управления. Устройство подачи боеприпаса на ленточный конвейер обеспечивает перевод снаряда из вертикального положения в магазине в горизонтальное на конвейере. Ленточный конвейер предназначен для перемещения боеприпасов из магазина в самоходную гаубицу, а также их приема при восполнении боезапаса ТЗМ. Блок дистанционного управления используется оператором для выбора типа боеприпасов и определения необходимого их количества при загрузке в ARM или подаче в AFAS. Частью этой системы является система управления, соединяемая кабелем с конвейером подачи боеприпасов. Она представляет собой микропроцессор, обеспечивающий управление аппаратурой ARM при зарядке или разрядке ТЗМ и обрабатывающий информацию об имеющихся в наличии типах снарядов и их количестве.

Экспериментальный образец модуля перезарядки боеприпасов

Сейчас основные усилия сосредоточены на изучении технологий, позволяющих подтвердить осуществимость концепции автоматического пополнения боезапаса перспективной артиллерийской системы AFAS при обеспечении полного бронирования цепи подачи боеприпасов и выполнения того условия, что экипажи могут не покидать боевых машин. Более отдаленной задачей является создание устройств пополнения запаса жидких метательных веществ.
В апреле 1992 года закончился этап предварительного проектирования AFAS и FARV-A. В настоящий момент выполнение программы находится на стадии разработки проекта, продолжительность которой должна составить год. После проведения полевых испытаний в 1994-1995 годах предусматривается проведение полномасштабной технической разработки, оцениваемой американскими специалистами в 750 млн. долларов, и мелкосерийное производство с сохранением конкуренции на каждом этапе. Армия США планирует получить первые образцы AFAS и FARV-A в 2002-2004 годах. Согласно планам предварительная потребность в AFAS составляет 782 единицы (по мнению разработчиков, необходимо создание такого же количества ТЗМ). В случае полной реализации планов создания перспективной самоходной гаубицы сухопутные войска США в начале XXI века будут иметь на оснащении современную артиллерийскую систему.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz