ЗВО - 11'1993

СВЕРХМАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Капитан 1 ранга М.ШАДРИН,
капитан-лейтенант Д.КОНЕВ

В первые 10-15 лет после окончания второй мировой войны в ряде стран шел процесс осмысления боевого опыта использования сверхмалых подводных лодок, оценки их эффективности, совершенствования проверенных на практике инженерных решений. Многие из созданных в это время лодок отличались от своих предшественниц лишь незначительными изменениями в конструкции. Например, построенные в 1955 году Испанией при помощи немецких конструкторов две СМПЛ типа <Фока> являлись дальнейшим развитием проектов <Зеехунд> и <Бибер>.
Приступили к созданию СМПЛ и Соединенные Штаты Америки. В 1955 году там была создана опытовая подводная лодка SSX-1 на основе трофейной немецкой лодки <Зеехунд>. Ее размерения и конструкция были выбраны с учетом возможности транспортировки по воздуху, для чего корпус выполнялся сборным из трех секций. Прочный корпус водонепроницаемой переборкой делился на два отсека: обитаемый, в котором размещался экипаж, приборы управления и шлюзовая камера, а также необитаемый (энергетическая установка и вспомогательные механизмы). В качестве ЭУ использовался двигатель замкнутого цикла, работавший на перекиси водорода, впоследствии замененный традиционной дизель-электрической установкой. Экипаж лодки состоял из двух офицеров-водителей, радиста-гидроакустика и механика. Кроме того, на борт можно было принять четырех боевых пловцов. Дальнейшего развития боевые СМПЛ в ВМС не получили. Основное внимание специалисты сосредоточили на создании единичных глубоководных аппаратов, предназначенных для выполнения специальных работ, изучая при этом опыт строительства сверхмалых подводных лодок за рубежом.
Основным недостатком СМПЛ периода второй мировой войны были малые дальность плавания, мореходность, скорость хода и автономность. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, развернувшиеся за рубежом с 1952 по 1963 годы по улучшению этих качеств, привели к созданию ряда проектов СМПЛ нетрадиционных конструкций. В Англии и Франции были разработаны проекты СМПЛ на подводных крыльях и воздушной подушке. В 1962-1963 годах американская фирма <Дженерал дайнэмикс> предложила проект летающей сверхмалой ПЛ. Однако из-за возникших технических трудностей эти проекты не были реализованы.
По традиции активные разработки СМПЛ велись в Италии. С середины 50-х годов ведущее место в этой области занимает фирма <Космос> в г. Ливорно. Ею были построены две лодки типа SX. СМПЛ с легким корпусом из стеклопластика состояли из трех отсеков: носового (шлюзовая камера с люком в нижней части и цистерна главного балласта), центрального (пост управления ПЛ, пульт ГАС и радиостанций, аккумулятторные батареи и восемь коек), кормового (дизель и гребной электродвигатель мощностью соответственно 300 и 55 л.с.). Экипаж состоял из 14 человек (в том числе восемь боевых пловцов). Сменное вооружение включало торпеды, мины или транспортные средства диверсантов. В прочном корпусе располагались два торпедных аппарата для малогабаритных торпед. В небольшого размера надстройке находились шахта РДП, антенны, перископы. После 1955 года фирмой было построено и продано другим странам более 60 таких лодок.
С ростом эффективности противолодочной обороны к середине 70-х годов назрела необходимость резкого повышения боевых возможностей имеющихся и создания новых типов СМПЛ. В ходе развернувшихся НИОКР особое внимание было обращено на создание принципиально новой ЭУ замкнутого цикла и малогабаритного реактора.К 1980 году некоторым итальянским, немецким и шведским фирмам удалось разработать несколько серийных образцов достаточно надежных в эксплуатации установок замкнутого цикла.
В 1982 году фирмой <Мариталиа> была построена СМПЛ (проекта IMI-35) с дизелями, работающими по замкнутому циклу. В 1986 году лодка на испытаниях достигла глубины 350 м. Она имеет водоизмещение 80 т, длину 15,2 м, диаметр корпуса 2,5 м, скорость хода под РДП 8 уз.

Сверхмалая подводная лодка 3-GST9

Часть тороидальной трубчатой секции корпуса СМПЛ 3-GST9

В октябре 1988 года та же фирма построила сверхмалую подводную лодку, получившую обозначение 3-GST9 (рис. 1). Она предназначена для выполнения разведывательно-диверсионных задач в базах, портах и на якорных стоянках противника, оказания помощи подводным лодкам терпящим бедствие. Для решения последней задачи на лодку устанавливаются специальные манипуляторы. Ее тактико-технические характеристики: длина 9,55 м, диаметр корпуса 2,2 м, максимальная высота 3,5 м, надводное водоизмещение 27 т, подводное 30 т, скорость подводного хода 8 уз.
Особенностью этой лодки является то, что ее корпус собран из тороидально изогнутых сварных стальных труб (внешний диаметр 7,5 см, толщина стенок около 1 см), которые одновременно используются для хранения газообразного кислорода (под давлением 350 бар) и временного хранения выхлопных газов (рис. 2). При равных массах прочность корпуса такого типа в 5 раз выше традиционных конструкций из листовой стали, что позволило увеличить глубину погружения до 400 м. При конструировании СМПЛ преследовалась главная цель - максимально затруднить ее обнаружение активными и пассивными средствами противника. Корпус снаружи имеет двухслойное противоакустиче-ское покрытие, снижающее отражение гидроакустического сигнала не менее чем на 50 проц., а его тороидальная трубчатая конструкция эффективно уменьшает внутренние шумы. Все приборы и механизмы лодки, особенно энергетическая установка, выполнены на амортизаторах.
В качестве энергетической установки используется дизель замкнутого цикла фирмы <Изотта-Фраскини> мощностью 60 л.с., работающий на кислороде, запасов которого хватает на 200 миль при скорости хода 6 уз и 100 миль при 8 уз. Выхлопные газы, пройдя очистку и нейтрализацию, закачиваются в освобождающиеся от кислорода объемы тороидальных элементов корпуса. Это позволяет исключить потери мощности на преодоление противодавления, а также повысить скрытность ПЛ. Опытная энергетическая установка в ходе испытаний проработала 25 тыс. ч. Проектом предусматривается возможность увеличения дальности подводного плавания до 600 миль (6 уз) за счет увеличения диаметра тороидов до 203 мм. Кроме того, на лодке установлен гребной электродвигатель, питающийся от аккумуляторной батареи.
Варианты вооружения могут быть следующие: две малогабаритные торпеды в навесных торпедных аппаратах, 48 122-мм НУР для стрельбы по берегу на дальность до 25 км или 12 мин <Манта>.
За счет широкого применения средств автоматизации управления и контроля удалось сократить экипаж до двух человек (рис. 3), причем управлять лодкой может один. На борт принимается группа из четырех боевых пловцов, для высадки которых в подводном положении используется шлюзовая камера. В транспортном варианте лодка может брать на борт груз массой 800 кг и иметь дальность плавания под водой 400 миль, а в спасательном - 14 человек (находится под водой до 24 ч и погружается на глубину до 620 м). При некоторой перестройке и укреплении корпуса СМПЛ может брать до 24 человек и погружаться на глубину до 1500 м.
Радиоэлектронное вооружение (РЭВ) состоит из электронно-оптического перископа, инерциальной навигационной системы, совмещенной с доплеров-ским лагом, которая обеспечивает определение места лодки с точностью 0,8 проц. пройденного расстояния, а также из гидроакустической станции и приемника радиолокационного облучения.

Внутренний вид СМПЛ 3-GST9

Малые размеры и масса лодки позволяют доставлять ее в нужный район по воздуху, в подводном положении на палубе обычных подводных лодок или на борту надводного корабля (судна).
Испытания первой боевой СМПЛ были начаты в 1988 году. В ходе их специалисты отмечали простоту в управлении лодкой и хорошие ходовые качества. Ориентировочная стоимость лодки около 15 млн. долларов. В качестве основных заказчиков выступают страны Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Однако, по сообщению иностранной печати, повышенный интерес к технологии производства таких лодок проявили и ВМС США.
Фирма <Мариталия> разработала также два проекта лодок большего водоизмещения (почти такого же, как и у малых ПЛ) которые по своим боевым возможностям значительно превосходят традиционные дизель-электрические подводные лодки. Одна из них (проект 20-GST48) предназначена для решения разведывательно-диверсионных задач, постановки мин и борьбы с судоходством в мелководных районах. Длина лодки 48 м, водоизмещение 300 т, дальность плавания в подводном положении, по расчетам конструкторов, может достигать 4000 и 8000 миль при скорости хода соответственно 8 и 5 уз. Глубина погружения увеличена до 500 м. ЭУ замкнутого цикла состоит из дизеля фирмы <Изотта-Фраскини> мощностью 7000 л.с., двух дизель-генераторов по 400 л.с. и гребного электродвигателя (800 л.с.). Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи обеспечивают дальность плавания под водой 400 миль при скорости 4 уз. Изменен состав РЭВ, включающего специально спроектированную фирмой <Плесси> ГАС с цилиндрической антенной диаметром 2,88 м и двумя 9-м плоскими антеннами, ЭВМ управления оружием, сбора и анализа данных обстановки, навигационные приборы. Экипаж 12 человек, на борт дополнительно может приниматься группа до 12 боевых пловцов со снаряжением. Для них оборудованы семь спальных мест и шлюзовая камера. Вооружение представлено четырьмя торпедами NT37 или 36 специальными диверсионными подрывными зарядами.
СМПЛ второго типа водоизмещением около 150 т и длиной 27 м, обладает проектной дальностью плавания под водой 2000 миль (8 уз). Согласно заявлению конструкторов, лодка может развивать максимальную скорость до 25 уз и действовать подо льдом, для чего по желанию заказчика устанавливается комплект дополнительного РЭВ. Вооружение сменное и в зависимости от поставленных задач включает: четыре малогабаритные или две обычные торпеды в навесных ТА, а также мины и подрывные заряды разных типов. Кроме того, на борт может быть принята группа из 16 боевых пловцов с вооружением и транспортными средствами. На лодке устанавливаются ГАС, ЭВМ управления оружием, навигационные приборы. Стоимость СМПЛ около 20 млн. долларов.
Заслуживают интереса еще несколько конструкций СМПЛ фирмы <Марита-лиа>. разработана для транспортировки боевых пловцов-диверсантов и необходимого им вооружения и оборудования, постановки мин, перевозки небольших партий груза, стрельбы торпедами. Ее тактико-технические характеристики: надводное водоизмещение 100 т, подводное 136 т, длина 23,5 м, диаметр корпуса 3,4 м, наибольшая скорость подводного хода 18 уз, экономический ход 8 уз, дальность плавания в подводном положении (по расчетам конструкторов) 1600 миль, глубина погружения 200 м.
Специалисты итальянских фирм <Финкантьери> и <Мариталиа> разработали проект новой ПЛ типа S300CC, предназначенной для продажи на экспорт странам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Ее длина 33,15 м, водоизмещение 300 т, глубина погружения более 300 м. ЭУ замкнутого цикла должна обеспечивать дальность плавания в подводном положении 1400 миль (6 уз). Прочный корпус выполнен на основе тороидальных элементов, изготовленных из стальных труб диаметром 76,3 мм. Экипаж семь человек. Лодка может брать на борт до восьми боевых пловцов со штатным снаряжением. Вооружение: четыре малогабаритные торпеды А-184, а также мины и подрывные заряды в зависимости от поставленной задачи. Состав РЭВ устанавливается по желанию заказчика.
Помимо Италии, активное проектирование и строительство сверхмалых подводных лодок ведет Германия. В конце 70-х годов фирмой <Брюкер мере-стехник> была создана СМПЛ типа <Зее Пферд> (рис. 4) с традиционной ЭУ, предназначенная для обследования состояния подводных сооружений и проведения исследовательских работ. Широко используя узлы и детали базовой модели, специалисты фирмы к концу 80-х годов построили сверхмалую ПЛ <Зее Пферд-KD> с ЭУ замкнутого цикла. Основные размерения новой лодки были оставлены без изменений: длина 14,5 м, ширина 2,4 м, диаметр прочного корпуса 2,3 м. Глубина погружения 300 м, дальность плавания в надводном положении 500 миль, в подводном 200 миль (6 уз).
Лодка выполнена по однокорпусной схеме и состоит из трех отсеков. В передней части носового отсека имеется иллюминатор для наблюдения за морским дном. Там же оборудован пост управления и штурманский пульт, за переборкой находится жилое помещение. В кормовом отсеке располагается ЭУ с цистернами для хранения топлива, щелочи, кислорода и аргона. В качестве энергетической установки выбран дизель D2566ME мощностью 125 л.с., соединенный посредством гидропередачи с пятилопастным гребным винтом, и четырьмя гидромоторами подруливающего устройства мощностью по 12,5 л.с. Кроме этого, в состав ЭУ входят электрогенератор мощностью 40 кВт и аккумуляторная батарея. Ее емкость позволяет развивать скорость под водой до 5 уз, дальность плавания в этом случае достигает 50 миль. Для обеспечения работы дизеля по замкнутому циклу в состав ЭУ включены цистерны с жидким кислородом, аргоном, топливом и щелочью. Применение аргона в качестве рабочего тела позволило повысить КПД двигателя, уменьшить расход топлива и кислорода. В сентябре 1989 года в результате проведенных двухнедельных испытаний в Балтийском море было признано целесообразным размещать щелочь вне прочного корпуса в эластичных емкостях.
В надстройке располагается пост управления с прозрачным откидывающимся колпаком, позволяющим при движении под водой вести наблюдение в верхней полусфере (в надводном положении он используется в качестве основного). Здесь же находятся выдвижная антенна навигационной РЛС, шахта устройства РДП, светосигнальные приборы. По бортам рубки расположены ниши для убирающихся вертикальных винтов подруливающего устройства. В состав навигационной аппаратуры входят ГАС, гирокомпас, доплеров-ский лаг, автопрокладчик, эхолот, навигационная РЛС и ряд других приборов.
По мнению немецких специалистов, после незначительных переделок лодку можно использовать в военных целях: предполагается установка шлюзовой камеры для боевых пловцов, навесных ТА и дополнительного РЭВ.

Сравнительные размеры новых сверхмалых подводных лодок (сверху вниз): <Зее Пферд-KD> (Германия), <Сага> (Франция)

Созданные в ряде других стран сверхмалые ПЛ, предназначенные для обслуживания подводных сооружений и исследований морского дна, после незначительного переоборудования также могут быть использованы в военных целях.
В 1987 году французской фирмой <Комекс> и Центром исследования Мирового океана была построена малая ПЛ <Сага> длиной 28 м, предназначенная для обеспечения работ водолазов на больших глубинах. В конструкции широко применялись легкие сплавы. ЭУ состоит из дизеля и двух двигателей Стирлинга мощностью 210 л.с. Экипаж четыре человека, на борт принимается до шести водолазов. В мае 1990 года в районе г. Марсель были проведены успешные испытания по использованию водолазов на больших глубинах (до 320 м). За счет установки навесного вооружения ПЛ легко переоборудуется в боевую.
Активные работы по созданию сверхмалой подводной лодки будущего ведут некоторые итальянские, немецкие и английские фирмы. По их оценке, такая лодка должна представлять собой глубоководный, высокоавтоматизированный комплекс с экипажем из двух-трех человек. В связи с резко возросшим энергопотреблением изменены требования к ЭУ. Оставаясь малой по своим размерам, она должна обладать в несколько раз большей мощностью и меньшей шумностью. Изменения коснутся и выбора типа движительной установки, где предпочтение, помимо традиционного гребного винта, будет отдано водомету. Перспективным направлением считается разработка магнитогидродинамиче-ского движителя. Работы в этой области были начаты американскими фирмами в 1966 году, однако дальше стадии опытной модели не продвинулись. К 1976 году подобные разработки продолжили японские фирмы, которым в 1989 году удалось построить экспериментальную ПЛ <Ямато-1> длиной 27 м. На испытаниях она развила скорость 8 уз. Однако, по мнению западных специалистов, большой вес и энергопотребление делают невозможным применение движителя этого типа на СМПЛ в ближайшее десятилетие.
В состав РЭВ новой СМПЛ войдут активные и пассивные ГАС (в том числе с буксируемыми антеннами), ЭВМ анализа и оценки обстановки, управления оружием и контроля за состоянием приборов и систем. Найдут широкое применение ЭВМ на основе искусственного интеллекта, что позволит сократить экипаж до минимума без ущерба для боевых возможностей.
Сведение РЭВ в модульные блоки позволит расширить область применения лодок, уменьшить стоимость и продолжительность строительства. В системах управления и контроля предполагается активно использовать волоконно-оптические линии связи. Из-за жестких массо-габаритных ограничений широкое применение получат авиационные приборы и технологии.
Высокая насыщенность сверхмалых лодок РЭВ и средствами автоматизации требует создания более мощной ЭУ. Одним из перспективных источников энергии считается малогабаритный ядерный реактор, работы над которым ведутся в большинстве промышленно развитых стран. Специалисты канадской фирмы <Энерджи конверин системз> разрабатывают реактор <Слоупок> на медленных нейтронах. Его ориентировочная мощность 100-400 кВт, время работы без перезарядки около 1000 сут, диаметр с биологической защитой 3,7 м. Микропроцессорное управление обеспечивает обслуживание установки с минимальным участием человека. Фирма планирует поставлять реактор в виде модуля, полностью готового к врезке в корпус малых и сверхмалых ПЛ.
Прототип малогабаритной ядерной ЭУ планировалось изготовить в 1988 году для малой ПЛ <Сага-1>. Однако недостаточная мощность и высокая стоимость заставили конструкторов продолжить работы по его совершенствованию.
Необходимость увеличения глубины погружения привела к широкому применению новых высокопрочных материалов и поиску принципиально иных конструкций прочного корпуса. Помимо традиционного типа, исследуются возможности применения тороидальных корпусов и корпусов из отсеков-сфер. Большая часть легких корпусов будет выполняться из композитных материалов, что позволит значительно уменьшить вес и радиолокационную заметность.
Относительная дешевизна и малые сроки строительства позволяют развернуть производство СМПЛ по лицензиям ряду стран <третьего мира>. Примером может служить строительство в Чили итальянской СМПЛ MG 110/LR фирмы <Космос>. Интерес к подобным лодкам проявляют Иран, Пакистан, Малайзия, Тайвань и другие страны.

ОСНОВНЫЕ ТТХ СВЕРХМАЛЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Тип, год постройки (всего построено)Водоизмещение, т: надводное (подводное)Главные размерения, м: длина ширина осадкаСкорость хода, уз: надводная (подводная)Дальность плавания, мили: надводная* (подводная)*Глубина погружения, мЭнергетическая установка (мощность, л. с.)Вооружение**Экипаж (боевые пловцы), человек
ИТАЛИЯ
А, 1915 (6)31 (37)13,5 2,22 2,276,8 (5,0)12,0/6 (8,5/4)50Электродвигатель (40-60)ТА- 2x4504
В, 1916(3)40 (46)15,1 2,32 2,566,9 (5,0)128/6,9 (9/5)50Дизель (85), электродвигатель (50)ТА-2*4505
СА-1 (2)13,5 (16,4)10,0 1,96 1,66,25 (5,0)700/4 (57/3)55Дизель (60), электродвигатель (25)ТА- 2 <4502
СА-2 (-)12,0 (14,0)10,0 1,96 1,67,0 (6,0)70/2 (-)55Электродвигатель (25)8 подрывных зарядов по 100 кг ВВ3
СА-Зи-4,1943(2)12,8 (14,0)10,5 1,9 1,837,0 (6,0)70/2 (-)70ТожеТоже3
СВ, 1941-1943 (22)36,0 (45,0)15,0 3,0 2,17,5 (7,0)1400/5 (50/3)55Дизель (90), электродвигатель (100)ТА- 2x4504
СМ, 1943(1)92,0 (114,0)32,9 2,9 2,714,0 (6,0)2000/9 (70/4)802 дизеля (по 330), 2 электродвигателя (по 60)ТА- 2x4508
СС, проект (-)99,5 (117,0)33,0 2,7 2,1816,0 (9,0)1200/10 (70/4)802 дизеля (по 350), 2 электродвигателя (по 60)ТА-Зх4508
SX, 1950(60)80 СО25,2 2,0 2,88,5 (6,0)1600 (60)100Дизель (300), электродвигатель (55)ТА-2х450,мины6(8)
Типа 1100 (MC110/LR)114 (129)24,6 2,6 2,57,0 (10,5)2000/. (60/.)100Дизель (300), электродвигатель (200) 9
3-GST9, . (.)(29)9,65 2,258,0 ()(200/6 или 100/8)400Дизель замкнутого цикла (60)2 торпеды или 48 122-мм НУР2(4)
20-GST48, . (.)(300)48 5,258,0 (.)(4000/8 или 8000/5)500Дизель замкнутого цикла (7000), электродвигатель (800), 2 дизель-генератора (по 400)4 торпеды и 36 мин12(12)
SSK,.(.)(150)27.До 25(2000/8) Дизель замкнутого цикла (.)4 торпеды (450) или 2 торпеды (533), мины.(16)
S300CC, . (.)(300)33,1 (1400/6)300Тоже4 торпеды (450)7(8)
ГЕРМАНИЯ
<Хехт>, 1944(53)11,8 ()10,4 1,75,7 (6.0)38/4 Электродвигатель (13)1 торпеда (533) или мина2
<Мольх>, 1944 (390)11,0 (010,8 1,84,8 (5,2)50/540Электродвигатель (12)2 торпеды (533)1
<Бибер>, 1944 (324)6,3 (.)9,0 1,66,5 (5,3)130/6 (15/5)20Бензиновый двигатель (32), электродвигатель (13)2 торпеды (533)1
<Зесхунд>, 1944 (250)14,9 ()V/7,7 (6,0)300/7 (60/3)80Дизель (60), электродвигатель (25)2 торпеды (533)2
<Зеетойфель>, 1945(1)30,0 (.)14,2 2,010,0 (6,0)1000 (10)25Дизель (250), электродвигатель (100)2 торпеды или мины, пулемет2
<Дельфин>, 1944(3)5,0 ()8,0 0,53(20)  Дизель замкнутого циклаМина или буксируемый заряд1
<Валрос>, 1945 (1)36,0 (.)16,2 2,89,0 (7,0)1000(.)Дизель-электрическая (02 торпеды (533)5
Типа70,.(.)77 (95)18,0 3,8 2,48,0 (7,0)1200 (62)100ТожеТорпеды, мины7(8)
MSV 75, . (.)75 ()21,0 2,5 3,08,0 (12,0)2400 (65)130ТожеТорпеды, мины7(14)
<Пиранья>, . (.)75 (100)21,5 2,6(9,0)1600 (65)100ТожеТоже10(14)
ШЛОО,.(.)100 (.)20,0 4,1 3,28,0 (11,0)1680 (0100Тоже9
<Зее Пферд-KD>, 1989 (.)14,5 2,4(6,0)500 (200/6)300Дизель замкнутого цикла (125)Торпеды, мины3(.)
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
X, 1942 (2)27 (30)16,0 1,89,0 (7) 60Дизель-электрическая2 заряда по 2 т ВВ3
ХиХТ, 1942-1944(24)27 (30)15,0 1,86,5 (6,0)1000 (60)60Дизель (57), электродвигатель (40)Тоже4
ХЕ, 1944-1945(12)30 (34)16,2 1,96,5 (6,0)1000 (60)60Тоже2 заряда по 2 т ВВ, магнитные мины4
X, 1954-1955(4)30 (34)16,9 1,9 2,27,0 (6,0) 60Дизель (42), электродвигатель (30)Тоже5
<Пиранья>, . (.)(140)26,0 2,8 2,7(9.0)2500 (60)100Дизель-электрическаяТорпеды, мины9(10)
ЯПОНИЯ
А (<Хи отеки>), 1938-1944(46)46 (023,9 1,85(19)(16/19)90Электродвигатель (600)2 торпеды (450)2
В и С (<Отсугава>), 1943-1945(32)50 ()24,9 1,886,5 (18,5)350/6,5 (17/18,5; 11Л/4)90Дизель-генератор (35), электродвигатель (600)Тоже3
D (<Кориу>), 1944-1945(322)60 (026,1 2,018,0 (16,0)1000/8,0 (11/16; 125/2,5)90Дизель-генератор (150), электродвигатель (500)Тоже5
<Кайру>, 1945 (.)W17,3 1,8(И)5о)450/5 (36/3) Дизель (85), электродвигатель (80)2 торпеды, заряд ВВ массой 600 кг2
ИСПАНИЯ
<Фока>, 1955 (2)17 (20)13,4 1,7 1,510 (12)1400/7 Дизель (150), электродвигатель (110)2 торпеды (533)3
<Тибурон>, 1958 (2)78 (81)21,5 2,7 2,710,0 (11,5)2000/7 Дизель (400), электродвигатель (400)ТА-2<5335
США
SSX-1, 1955(1)31 (36)15,0 2,1 2,115,0 (12,0)50015Дизель замкнутого цикла (30). После переоборудования дизель-электрическая (80) 4(4)


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz