ЗВО - 11'1993

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КИТАЯ

Капитан 1 ранга Ю.ЧAРУШНИКОВ, кандидат военных наук

Настоящей статьей завершается рассмотрение военно-морских сил Китая.
Большая протяженность береговой линии (18 тыс. км), а также мелководность морей, омывающих побережье Китая, будут способствовать, по мнению военных специалистов, широкому применению минного оружия, что определяет особое внимание командования ВМС к развитию минно-тральных сил.
Строительство тральщиков типа 010 на базе советского проекта Т-43, начавшееся в середине 50-х годов, продолжалось до начала 70-х и было возобновлено в середине 80-х годов. Тральщик (в боевом составе ВМС их насчитывается 40) имеет полное водоизмещение 590 т, дальность плавания 3000 миль при скорости 10 уз. Для борьбы с минами он оснащен дистанционно управляемым подводным аппаратом, контактным, акустическим и магнитным тралами. Вооружение: 37-и 25-мм артустановки, крупнокалиберные пулеметы и бомбометы.
В качестве базовых тральщиков в ВМС Китая используются корабли типов <Фушунь> (десять единиц, водоизмещение 275 т), созданные на базе сторожевых катеров типа <Шанхай>, и <Ляньюнь> (80, 400 т) - на основе траулеров. И те, и другие оборудованы тральными лебедками и кранами-балками для работы с тралами. Вооружение первых - две 25-мм АУ и два 14,5-мм пулемета, вторых - только 12,7-мм пулеметы.
Во второй половине 80-х годов началось строительство нового базового тральщика типа <Восао> водоизмещением 310 т, имеющего дальность плавания 500 миль (при скорости 15 уз) и оснащенного акустическим, магнитным и контактным тралами. Он вооружен двумя спаренными 25-мм АУ. В боевом составе ВМС находятся пока три таких корабля.
Китайские ВМС располагают также десантными кораблями как собственной, так и иностранной постройки. Последние достались КНР после разгрома гоминьдановских войск. Самыми крупными (стандартное водоизмещение 3110 т) являются три танкодесантных корабля типа <Юйкань>, построенные в Китае и введенные в боевой состав в 80-х годах. Дальность плавания корабля 3000 миль (14 уз), он способен принять на борт десять танков, до 200 человек десанта, а также два десантных катера типа LCVP. Артиллерийское вооружение - четыре 57-мм АУ, а также по две 37- и 25-мм АУ (все спаренные). Кроме них, на флоте имеются 13 десантных кораблей американской постройки 40-х годов. Стандартное водоизмещение корабля 1650 т, полное 4080 т, он способен принять на борт 165 человек десанта, 2100 т груза, два десантных катера. Вооружение: две 76-мм и шесть 37-мм артиллерийских установок.
Десантные транспорты типа <Цюныпа> (девять, полное водоизмещение 2150 т) вступили в строй в 80-х годах, позднее два из них были переоборудованы в госпитальные суда. Они вооружены четырьмя спаренными 14,5-мм пулеметами, могут брать на борт 400 человек десанта и 350 т груза.
Подкласс средних десантных кораблей, являющийся наиболее многочисленным, представлен кораблями китайской постройки типов <Юйлян> (35), <Юйдао> (четыре), а также бывшими американскими LSM (14) и LSIL (четыре). Наибольший интерес представляют корабли типа <Юйлян>, способные принять на борт три танка. Их серийное строительство началось в 1980 году, а прототипом послужил десантный корабль <Юйлин> (1971). Помимо артиллерийских установок калибров 37 и 25 мм, на них имеется по две РСЗО ВМ-21.
Кроме указанных десантных кораблей, ВМС Китая располагают более чем 400 десантно-высадочными средствами различных типов, в том числе десантными катерами на воздушйой подушке.
Важную роль в решении задач по обороне побережья продолжают играть ракетные и торпедные катера, обладающие значительным ударным потенциалом. К самостоятельному выпуску ракетных катеров типов <Хэгу> и <Хуан-фэнь>, разработанных на базе советских катеров (проекты 183р и 205), китайская промышленность, как утверждается, смогла приступить лишь через семь лет после отзыва советских специалистов из Китая. Катера строились весьма интенсивно, и в 80-х годах их количество в каждой серии превысило 100. К настоящему времени эти программы, возможно, уже завершены.
Ракетный катер типа <Хэгу> (всего их 102) имеет полное водоизмещение около 80 т, наибольшую скорость хода 37,5 уз, дальность плавания 400 миль при скорости 30 уз. Ракетное вооружение - две одноконтейнерные ПУ КР <Хайин-2>, артиллерийское - спаренная 25-мм АУ. Полное водоизмещение катера типа <Хуанфэнь> (108) 205 т, наибольшая скорость хода 35 уз, дальность плавания 800 миль при скорости 30 уз. На нем установлены четыре ПУ КР <Хайин-2> и две 25-мм АУ (на некоторых - 30-мм АУ). По планам модернизации катеров обоих типов ракетные комплексы <Хайин-2> заменяются новыми - <Инцзи>, что позволит вдвое увеличить количество ракет.
С начала 90-х годов на вооружение ВМС Китая поступают новые ракетные катера типа <Хоусинь> (пять), оснащенные двумя двухконтейнерными ПУ ПКР <Инцзи>. Артиллерийское вооружение - две спаренные 37-мм АУ и два 14,5-мм пулемета. Эти катера имеют полное водоизмещение 480 т, наибольшую скорость 32 уз, дальность плавания 750 миль.
Поставки торпедных катеров типа Р-4 из Советского Союза начались в 1951 году, и за два года их было передано 90. Затем Китай получил катера типа Р-6, производство которых в стране было налажено лишь в 1957 году (выпущено не менее 50). В настоящее время большая часть катеров обоих типов выведена в резерв. В 1966 году началось строительство торпедных катеров на подводных крыльях типа <Хучуань> собственной разработки (120), и к настоящему времени это практически единственный тип, находящийся в боевом составе китайских ВМС. Имея полное водоизмещение около 50 т, катер может развивать скорость до 50 уз. Дальность плавания на крейсерской скорости 500 миль. На нем побортно размещены два 533-мм торпедных аппарата, имеются также два спаренных 14,5-мм пулемета. Программа строительства этих катеров завершилась в конце 80-х годов.
В легких силах китайского флота широко представлен подкласс сторожевых катеров. Наиболее многочисленными являются катера типа <Шанхай> (320), вооруженные двумя 37- и 25-мм АУ (некоторые - 57-мм), а также двумя бомбосбрасывателями. Полное водоизмещение катера 130 т, скорость 30 уз, дальность плавания 700 миль (при 16 уз). Кроме них, имеются сторожевые катера меньшего водоизмещения типа <Шаньтоу>, построенные в 60-х годах, большинство из которых выведено в резерв.
На вооружении китайских ВМС состоят патрульные катера типа <Кронштадт> (как поставленные Советским Союзом, так и построенные по советскому проекту). Строительство этой серии было завершено в 1957 году, и в настоящее время они также выводятся в резерв. В 60-х годах в Китае был налажен выпуск патрульных катеров типа <Хайнань> собственной разработки, чтобы повысить возможности ВМС по борьбе с подводными лодками. Стандартное водоизмещение катера 375 т, дальность плавания 1300 миль при скорости 15 уз. Противолодочное вооружение представлено четырьмя РБУ 1200 и двумя бомбометами, артиллерийское - двумя (57- и 25-мм) спаренными АУ. Строительство катеров этого типа продолжается, и к настоящему времени их насчитывается уже не менее 75. Данный подкласс постоянно развивается, подтверждением чему служит появление в конце 80-х годов катера нового типа, названного <Хайцзюй> (их всего четыре). Он имеет стандартное водоизмещение 430 т, скорость хода 28 уз, дальность плавания 750 миль при скорости 18 уз. 25-мм артустановки заменены 30-мм. Возможно оснащение катеров этого типа ПКРК вместо носовой 57-мм АУ.
Китайские катера широко поставляются в страны <третьего мира>. За последние годы ВМС ряда азиатских и африканских государств получили 76 катеров типа <Шанхай>, 48 - <Хучуань>, 34 - <Хайнань>, по 24 - типов <Шаньтоу> и <Хэгу>, восемь - <Хуанфэнь>.
Создание авиации ВМС Китая так же, как подводных и надводных сил, происходило в' 50-х годах при помощи Советского Союза. В дальнейшем развитие этого рода ВМС продолжалось, и к настоящему времени многие самолеты морской авиации являются китайскими аналогами советских. Лишь в 80-х годах Китай начал пополнять свою авиацию техникой, созданной по западным образцам. Практически вся авиация китайских ВМС предназначена для берегового базирования, за исключением появившихся в последние годы палубных противолодочных вертолетов. По сведениям, содержащимся в справочнике <Джейн'с файтинг шипе> за 1993-1994 годы, авиационный парк насчитывает свыше 700 машин (по другим данным - 850), численность личного состава 25 тыс. человек (40 тыс.). Организационно авиация ВМС сведена в три бомбардировочные и шесть истребительных дивизий (пропорционально в составе каждого из трех флотов).
Бомбардировочная авиация представлена самолетами <Хун-6> и <Хун-5>. Являясь китайским вариантом советского Ту-16, бомбардировщик <Хун-6> (30) имеет дальность действия около 4800 км, способен нести две противокорабель-ные ракеты С-601 (длина 738 см, масса ракеты 2440 кг, боевой части 513 кг, дальность стрельбы 95-100 км). Вооружен также пятью 23-мм пушками. Может выполнять разведывательные задачи в интересах ВМС.
<Хун-5> (80), созданный на базе самолета Ил-28, предназначен не только для нанесения ударов по надводным целям, но и для борьбы с подводными лодками. Имеет на вооружении две противолодочные торпеды типа А-244 итальянского производства или четыре глубинные бомбы. Самолет <Хун-5> может использоваться и в качестве постановщика морских мин. Вооружен также четырьмя 23-мм пушками. Дальность его действия 2180 км.
Истребитель-бомбардировщик собственной разработки <Цян-5> (75) имеет боевую нагрузку до 1000 кг, оборудован для применения двух ПКР С-801 (длина 580 см, масса ракеты 815 кг, боевой части 165 кг, дальность стрельбы 10-50 км) либо двух торпед. Дальность полета свыше 1000 км. Вооружен двумя 23-мм пушками, двумя ракетами класса <воздух - воздух>. Этот самолет может использоваться как против морских целей, так и для поддержки сил десанта на берегу.
Истребительная авиация ВМС Китая представлена самолетами собственной разработки <Цзянь-8-2> и аналогами советских истребителей МиГ-21, МиГ-19 и МиГ-17 (соответственно <Цзянь-7>, <Цзянь-6> и <Цзянь-5>). Всепогодный истребитель <Цзянь-8-2>, поступающий на вооружение с 1990 года, имеет дальность полета 2200 км, способен решать задачи противовоздушной обороны (оснащен ракетами класса <воздух - воздух> и 23-мм спаренной пушкой), а также наносить удары 90-мм НУР по береговым и морским целям.
Самолет <Цзянь-7> (180) используется в качестве истребителя ПВО, но может применяться и в ударном варианте (бомбовая нагрузка 500 кг или 36 НУР). Дальность полета 1500 км. Вооружен двумя 30-мм пушками и двумя УР <воздух - воздух>.
Истребитель <Цзянь-6> (240) также может использоваться в обоих вариантах, имея четыре УР <воздух - воздух>, бомбовую нагрузку 1000 кг, ПКР. Дальность полета 2200 км.
В зависимости от состава вооружения истребитель <Цзянь-5> (ПО) способен наносить удары по целям в прибрежной зоне (бомбовая нагрузка 500 кг или 32 НУР) или вести воздушный бой (одна 37-мм и две 23-мм пушки). Дальность полета 1400 км. <
На вооружении авиации ВМС находятся, кроме того, противолодочные гидросамолеты Бе-6 (десять) и <Шуйхун-5> (четыре) советского и китайского производства соответственно 50-х и 80-х годов, а также три патрульных самолета, созданных в 80-х годах на базе советского АН-12. Боевые вертолеты, имеющиеся в составе авиации ВМС, предназначены в основном для решения противолодочных задач. Вертолеты берегового базирования <Чжи-5> (40), созданные на базе Ми-4, а также палубные <Чжи-8> и <Чжи^9>, производимые в Китае по западным образцам (соответственно <Супер Фрелон> и <Дофин>), оснащены противолодочными торпедами.
Морская пехота как род китайских ВМС была создана в 1980 году. Численность личного состава регулярных сил не превышает 6 тыс. человек, однако в случае необходимости может быть доведена (по разным источникам) до 28 тыс. и даже 42 тыс. человек. В каждом из трех флотов имеется дивизия морской пехоты, на вооружении которой находятся плавающие танки, бронетранспортеры, орудия полевой артиллерии, минометы, противотанковые средства.
Войска береговой обороны (или береговая артиллерия), насчитывающие от 28 тыс. до 70 тыс. человек, вооружены ракетными комплексами класса <берег -корабль> и орудиями береговой артиллерии. Зенитно-артиллерийские части, входящие в состав районов береговой обороны флотов, обеспечивают противо-^ воздушную оборону важных объектов военно-морских сил.
Морская полиция, выполняющая функции пограничной и таможенной службы во внутренних водах и прибрежной зоне, насчитывает до 700 тыс. человек и 5000 единиц плавсредств.

Система базирования ВМС Китая (см. рисунок) включает главные военно-морские базы Северного, Восточного и Южного флотов (соответственно Циндао, Шанхай и Чжаньцзян), ВМБ, пункты базирования и рассредоточения, а также судоверфи, военно-морские арсеналы, другие объекты инфраструктуры ВМС.
За последнее десятилетие китайские ВМС поднялись на качественно новый уровень. Практически все классы боевых кораблей получили развитие в первую очередь за счет разработки и строительства новых проектов, а также их оснащения современными образцами оружия и военной техники. На флоте появились атомные подводные лодки с баллистическими и противокорабельны-ми ракетами, надводные ракетные корабли, способные нести противолодочную авиацию. Наращиваются силы, которые могут действовать вдали от своего побережья. Морская авиация и войска береговой обороны вооружаются проти-вокорабельными ракетными .комплексами.
Перспективы развития. Процесс обновления ВМС осуществляется в соответствии с программой модернизации вооруженных сил страны, что позволит преодолеть отставание Китая от развитых государств по качеству военно-морской техники и систем оружия,а также постепенно заменить морально устаревшую и физически изношенную боевую технику.
Вероятно, до 2000 года китайские ВМС получат ПЛАРБ нового типа, оснащенную баллистическими ракетами повышенной дальности, и, возможно, с большим числом пусковых установок. Не исключено появление многоцелевой ПЛА нового поколения. Вывод из боевого состава дизельных подводных лодок, и в первую очередь типа <Виски>, также вызывает необходимость их замены.
Строительство эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей (корветов) новых типов, значительно превосходящих по своим тактико-техническим характеристикам образцы, состоящие на вооружении, позволит существенно повысить боевой потенциал надводных сил китайского флота. Это произойдет, во-первых, за счет того что новая техника будет отличаться более высоким качеством, а, во-вторых, в результате увеличения количества кораблей этих классов, поскольку вывод из боевого состава устаревающих эсминцев типа <Люйда> и корветов типа <Цзянху> запланирован лишь на следующее десятилетие.
Наряду со средствами, повышающими ударную мощь и наступательный потенциал флота, активно совершенствуются силы оборонительного характера, в частности минно-тральные. Проблема разработки и строительства тральщика нового проекта решена с началом поступления в 1988 году в ВМС тральщиков типа <Восао>. Они заменяют устаревшие корабли типов <Фушунь> и <Ляныонь>.
В классе десантных кораблей намечается вывод из состава ВМС устаревших судов американской постройки времен второй мировой войны. Поэтому возможно продолжение строительства десантных кораблей типов <Юйкань> и <Юйлян>.
Модернизация легких сил флота в наибольшей степени затронет, по-видимому, подкласс ракетных катеров. На смену имеющимся типам (<Хэгу> и <Хуанфэнь>) поступят более мощные - <Хоусинь> и <Хуан>. Часть таких катеров, состоящих ныне на вооружении, будет переоборудована в носители более эффективного ракетного оружия. Прекращение строительства торпедных катеров, устойчивая тенденция их сокращения в боевом составе, отсутствие новых разработок свидетельствуют о возможном исключении в будущем этих катеров из состава ВМС.
На смену выводимым в резерв должны поступить сторожевые катера типа <Хулудао>, имеющие более мощное вооружение. Патрульные катера типа <Хайнань>, вероятно, будут заменяться современными типа <Хайцзюй>, на которых намечено устанавливать ПКРК <Инцзи>.
В авиации ВМС обновление самолетного парка намечено осуществлять за счет налаживания в стране серийного производства боевых самолетов и вертолетов с привлечением зарубежных опыта и технологий. В ближайшие годы ожидается появление в частях бомбардировочной авиации нового самолета <Хун-7>, а истребительной и противолодочной авиации - соответственно <Цзянь-8-2> и <Шуйхун-5>.
В рамках модернизации всех родов военно-морских сил дальнейшее развитие получат также оружие и военная техника морской пехоты и береговой обороны.
Проводимые китайским руководством мероприятия по достижению качественно нового уровня в развитии ВМС, должны дать положительные результаты. Реализация программы модернизации военно-морских сил до 2000 года позволит повысить боевые возможности всех родов сил, расширить зону их действий, обеспечить создание базы для строительства океанского флота. Вместе с тем, как полагают западные специалисты, в сжатые сроки весьма сложно преодолеть сохраняющееся техническое отставание от передовых морских держав.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz