В качестве подтверждения способности малозаметных самолетов преодолевать систему ПВО противника командованием ВВС США был проведен анализ состояния ПВО России - правопреемницы бывшего СССР, возможности которой в настоящее время им оценены весьма скептически. Западные военные обозреватели уверены в том, что стоимость создания и развертывания принципиально новых технических средств для обнаружения малозаметных самолетов (РЛС с разнесенными на местности излучателем и приемником, станций, облучающих самолеты не с передней, а с верхней полусферы, где их эффективная площадь рассеяния значительно больше и т.д.) окажется непосильной для российского бюджета, равно как и других стран содружества. Новейшие же русские истребители МиГ-31 и Су-27 не располагают бортовыми РЛС, способными в достаточной степени выделять отметки малозаметных целей, и не имеют необходимой аппаратуры цифровой обработки сигналов и микропроцессоров для селекции этих целей из общего фона шумов.
Рис. 2. Задачи и место малозаметных самолетов в общем оперативно-тактическом построении авиации (1 - эшелон прорыва ПВО, 2 - ударный эшелон; 3 - коридор прорыва ПВО; 4 - зенитно-ракетные комплексы: 5 - командные пункты; 6 - воздушные КП: 7 - аэродромы: 8 - самолет ДРЛО и управления; 9 - воздушные элементы РУК; 10 - объекты с ядерной энергетической установкой: 11 - предприятия ВПК
Однако экипажам малозаметных самолетов, по их мнению, следует опасаться РЛС ПВО, работающих в длинноволновом диапазоне (дальность действия по F-117A составляет до 54 км). Серьезную угрозу для экипажей представляют также зенитная артиллерия и ЗРК малой дальности с оптическими системами обнаружения и прицеливания. Еще в войне против Ирака летчикам запрещалось снижаться ниже 6300 м, чтобы избежать входа в зоны поражения этих средств. И до сих пор соответствующих мер и тактических приемов для защиты от них не найдено.
Кроме того, в ряде иностранных источников допускается возможность использования в системе обороны загоризонтных РЛС. При этом отмечается, что эти станции излучают импульсы, которые отражаются от ионосферы и являются эффективными лишь за пределами 900 км и более. Поэтому, хотя малозаметные самолеты и могут быть обнаружены заблаговременно, но осуществлять слежение за ними на меньших дальностях, а следовательно, наведение истребителей ПВО и ЗУР невозможно.
В конечном счете зарубежные военные теоретики приходят к выводу: использование малозаметных самолетов должно сосредоточиваться на поражении тех объектов и на тех направлениях, где ожидается наиболее сильное противодействие ПВО противника. Это и определяет их место в группировке авиации.
Вариант начала военных действий также считается важным фактором, определяющим роль и место малозаметных самолетов в авиационной группировке.
При основном варианте развязывания войны с применением обычного оружия - вторжение и нанесение первого огневого массированного удара силами тактической авиации, крылатых ракет и артиллерии, каким может начаться воздушная наступательная операция, - самолеты F-117A планируется включать в общее оперативно-тактическое построение авиации. При этом они могут действовать как самостоятельно, взаимодействуя с другими самолетами путем распределения между ними объектов ударов и времени действий, так и в составе групп различного тактического назначения.
В случае включения малозаметных самолетов в боевые порядки ударной авиации их место, по мнению командования ВВС США, должно быть в эшелоне подавления средств ПВО. Действуя совместно с тактическими истребителями F-4G и F-16, они должны создать коридор для пролета последующих эшелонов к объектам ударов.
Самостоятельные действия малозаметных самолетов считаются предпочтительнее, так как они могут скрытно выходить в район цели, при этом другие самолеты их не демаскируют. Кроме того, находясь на направлениях и в районах, где нет других самолетов, летчики могут предпринимать более свободные маневры, не опасаясь столкновения, хотя такая вероятность из-за "невидимости" F-117A весьма велика при насыщенном летательными аппаратами воздушном пространстве.
При распределении объектов ударов малозаметным самолетам назначаются не только средства ПВО, но и те цели, вероятность поражения которых обычными тактическими истребителями требует значительного наряда сил и сопряжена с большими потерями из-за сильного противодействия ПВО противника. Вооруженные управляемыми авиационными бомбами с лазерной системой наведения, они будут уничтожать сильно защищенные цели в оперативной, а иногда и в стратегической глубине обороны противника, для поражения которых требуется высокая точность попадания (рис. 2).
Вариант начала военных действий в региональных конфликтах, потенциально угрожающих жизненно важным интересам, рассматривается главным образом применительно к удаленным районам и в течение первых дней после его возникновения, когда там еще не будет самолетов РЭБ, сил и средств подавления ПВО и истребителей прикрытия.
В таких условиях бомбардировщики В-2 могут оказаться единственным средством для нанесения ударов по объектам противостоящей стороны без риска существенных потерь и сыграют важную роль в ее разгроме. Самолеты же F-117А не обладают достаточной дальностью и смогут принять участие в военных действиях значительно позднее.
По оценке американских аналитиков, три самолета В-2 способны за один вылет остановить выдвижение бронетанковой дивизии а походном порядке и нанести ей невосполнимый ущерб.
В крупномасштабной войне малозаметные бомбардировщики должны наносить удары по удаленным объектам глубокого тыла противника, действуя совместно с тяжелыми бомбардировщиками Е-1В и В-52Н (но не в одной ударной группе) и пробивая для них бреши в системе ПВО.
При распределении объектов удара самолеты В-2 бyдут нацелены на наиболее удаленные подвижные пусковые установки МБР, поиск которых потребует длительного нахождения над территорией противника. Это объясняется принципиальной разницей в тактике бомбардировщиков В-2 и В-1В. Малая дальность обнаружения самолетов В--2 позволит экипажам выполнять полет к объектам ударов на больших высотах, более экономно расходуя топливо и не затрачивая его на обход зон ПВО, что увеличивает досягаемость объектов.
Однако в зарубежной печати указывается, что при поиске целей экипажи самолетов В-2 будут испытывать более серьезные трудности, чем летчики других бомбардировщиков, если потребуется наносить удар по целям с не определенными заранее координатами. Использование бортовых РЛС - наиболее надежного средства для получения изображения и идентификации объектов на малозаметных самолетах - неприемлемо, так как при этом теряется скрытность полета. Разработка же РЛС с малой вероятностью перехвата ее излучения (перестройка по частоте, адаптированное управление мощностью, применение антенн с боковыми лепестками низкого уровня) только частично решает данную задачу, потому что дальность действия ее значительно ниже (около 30 км).В связи с этим экипажам рекомендуется больше полагаться на радиоэлектронные средства наблюдения, тепловизоры, не дающие демаскирующих сигналов, и на корректирующие данные с американских разведывательных спутников о местоположении целей.
Для определения оптимального соотношения малозаметных и обычных самолетов в боевом составе авиационной группировки предлагаются различные методики. Их суть сводится к выявлению уровня ущерба, наносимого противнику всей группировкой авиации в массированном авиационном ударе малозаметными самолетами. Для установления доли этого ущерба проводится градация объектов по степени важности (опасности), а экипажам малозаметных самолетов назначаются наиболее важные из них.
Таким образом, роль малозаметных самолетов в боевых действиях авиации, по мнению зарубежных военных специалистов, заключается в подавлении сил и средств ПВО противника и наращивании усилий на решающих направлениях для поражения хорошо защищенных целей. Их место должно быть как на направлениях, прикрытых мощной ПВО противника, так и непосредственно в боевых порядках групп других самолетов, входящих в эшелон прорыва ПВО. Появление в составе авиационных группировок в начале XXI века истребителей F-22 позволит малозаметным самолетам выполнять принципиально новую для них задачу - уничтожать наиболее важные воздушные цели: самолеты ВКП, ДРЛО и управления, воздушные элементы разведывательно-ударных комплексов (РУК) и другие. Роль и место малозаметных самолетов становятся все более определенными, хотя возможны принципиально новые подходы, уточнения и корректировки. Малозаметные самолеты способствуют повышению боевых качеств всей авиационной группировки и оказывают влияние на развитие тактики действий авиации.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI