ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 08/1992

<СИЛЫ БЫСТРОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ> ФРАНЦИИ В ОПЕРАЦИИ <БУРЯ В ПУСТЫНЕ>

Полковник В. ЛОСЕВ

ФРАНЦИЯ решительно осудила агрессию Ирака против Кувейта, потребовала немедленного вывода иракских войск с территории этой страны, полностью поддержала экономические санкции Совета Безопасности ООН и ЕЭС против режима Саддама Хусейна. 9 августа 1990 года президент республики Ф. Миттеран принял решение об участии французских вооруженных сил в военных действиях в составе многонациональных сил в зоне . Персидского залива и об отправке в район конфликта воинского контингента. В его состав вошли части <сил быстрого развертывания>. Они были подчинены американскому командованию и участвовали в разгроме иракской группировки. Переброска французских войск в район конфликта осуществлялась поэтапно.
10 августа 1990 года четыре эскадрильи 1-го и 3-го полков армейской авиации, другие подразделения 4 аэд, а также разведывательный эскадрон 1 бркп гусарского и зенитная батарея 35-го артиллерийского полка 11 вдд (до 2500 человек личного состава, 42 боевых вертолета, 24 ПЗРК <Мистраль>, 12 БРМ ERC-90FA, восемь ПТРК) убыли в район главной военно-морской базы (ГВМБ) Тулой для погрузки на авианосец <Клемансо>. Время погрузки оружия и военной техники составило око-ко 2 сут, на подготовку авианосца к выходу потребовалось столько же.
Переход в зону Персидского залива отряда боевых кораблей во главе с авианосцем <Клемансо> в рамках операции <Саламандра> занял около 10 сут. 25 августа в Абу-Даби (ОАЭ) была осуществлена выгрузка разведывательного эскадрона 1 бркп гусарского и зенитной батареи 35-го артиллерийского полка 11 вдд Выгрузка частей 4 аэд была проведена 10 сентября в саудовском порту Ямбу-эль-Бахр, а затем они были переброшены в район Хафар-эль-Батин (Саудовская . Аравия).
23 сентября 1990 года в зону конфликта девятью транспортными судами были направлены части 6 бркд: 1 бркп спаги, 2 млп Иностранного легиона, подразделения боевого и тылового обеспечения (всего более 4 тыс. человек, 16 минометов, 36 БРМ AMX-10RC, 36 ПТРК, 24 ПЗРК <Мистраль>, 112 БТР VAB, шесть боевых вертолетов). Время перехода до порта Янбу-эль-Бахр составило до 7 сут, погрузки и выгрузки - около 2 сут. К исходу 6 октября войска своим ходом прибыли в район боевого предназначения в Хафар-эль-Батин.
Президент Франции 23 октября принял решение усилить французский контингент в Саудовской Аравии. С этой целью 3 ноября из ГВМБ Тулон убыл транспорт с 1 бркп шассер и двумя эскадрильями армейской авиации на борту (800 человек, 36 БРМ AMX-10RC, 17 ПТРК, 20 боевых вертолетов). В районе Хафар-эль-Батин полк был 12 ноября.
С 29 декабря 1990 года по 4 января 1991 года десантно-вертолетным кораблем-доком <Фудр>, тремя танкодесантными кораблями ВМС Франции и 20 транспортными судами в саудовский порт Янбу-эль-Бахр были переброшены 4-й танковый полк 10 бртд, 1-й полк армейской авиации, 9-й полк аэромобильного обеспечения, 4-й вертолетный полк управления и 1-й мотопехотный аэромобильный полк 4 аэд, 11 an 9 пд <марин> и 6-й инженерный полк 6 бркд (3 тыс. человек, 44 танка АМХ-3062, 30 орудий ПА и минометов, 12 БРМ AMX-10RC, 48 БТР VAB, 50 боевых вертолетов). Время погрузки достигало 8-12 ч, выгрузки-10-14 ч, перехода - до 7 сут.
К началу наземной наступательной операции (23 февраля 1991 года) группировка сухопутных войск Франции в зоне Персидского залива насчитывала 9 тыс. человек, 44 танка АМХ-ЗОВ2, 46 орудий полевой артиллерии и минометов, 71 ПТРК, 96 БРМ AMX-10RC, 12 БРМ ERC-90F4, 244 БТР VAB, 48 ПЗРК <Мистраль>, 118 боевых вертолетов и более 1000 единиц другой военной техники. В ее состав входили две дивизии <сил быстрого развертывания>: 6-я бронекавалерийская (штаб и пять полков - управления и обеспечения, 1-й бронекавалерийский спаги, 1-й бронекавалерийский шассер, 2-й мотопехотный Иностранного легиона, 6-й инженерный), усиленная 4-м танковым полком 10-й бронетанковой дивизии, 11-м артиллерийским полком 9-й пехотной дивизии <марин> и разведэскадроном 1 бркп гусарского 11-й воздушно-десантной дивизии; 4-я аэромобильная (штаб и четыре полка-4-й вертолетный управления, 1-й и и 3-й армейской авиации, 1-й мотопехотный аэромобильный).
Для переброски группировки сухопутных войск в район кризиса потребовалось до 35 кораблей и судов. Средняя продолжительность переброски морем (с учетом времени на погрузку и выгрузку) составила 8- 10 сут,
Руководство французскими войсками осуществлял штаб экспедиционных сил Франции во главе с командующим СБР корпусным генералом М. Рокежоффром.
По мнению военных экспертов, в составе многонациональных сил только французский контингент обладал достаточным опытом ведения боевых действий в пустыне, а организационно-штатная структура его войск (сил) и вооружение отвечали поставленным целям.
В соответствии с замыслом операции <Буря в пустыни> французским войскам была отведена одна из важных ролей - прикрытие левого (западного) фланга главной группировки многонациональных сил. Для этих целей была создана оперативная группа <Даге> в составе 6 бркд и 4 аэд, а также бригада 82 вдд (США).
До начала военных действий с 17 по 19 февраля 1991 года 6 бркд и 4 аэд были переброшены из района Хафар-эль-Батин в район Рафха и развернулись вдоль саудовско-иракской границы. Их задача заключалась в прорыве передового оборонительного рубежа, разгроме 28-й пехотной дивизии и частей 45-й пехотной дивизии иракских войск, стремительном выдвижении в направлении Эс-Сальман и Сама-ва, а также в выходе на рубеж р. Евфрат с целью блокировать шоссе Басра - Багдад, завершить создание внешнего кольца окружения группировки иракских войск и не допустить ее деблокирования (см. рисунок).
Оперативная группа состояла из двух тактических групп: <западной> (1-й бронекавалерийский полк спаги, 1-й бронекавалерийский полк шассер, 2-й мотопехотный полк Иностранного легиона, 11-й артиллерийский полк и 3-й полк армейской авиации) и <восточной> (4-й танковый полк, 1-й мотопехотный аэромобильный полк и 1-й полк армейской авиации). Их боевой порядок строился в два эшелона - наземный (части 6 бркд) и воздушный (части 4 аэд).
Общая полоса боевых действий оперативной группы <Даге> достигала 90 км по фронту и 60 км в глубину.
Боевые действия французского контингента сухопутных войск в операции <Буря в пустыне>
Боевые действия начались в 4.00 24 февраля 1991 года. Фронтальным ударом обеих тактических групп был прорван передовой оборонительный рубеж, и к исходу дня <восточная> тактическая группа заняла населенный пункт Рошамбо, выполнив тем самым ближайшую задачу оперативной группы (глубина задачи составила 45-50 км). В последующем она продолжала развивать наступление в направлении на Эс-Сальман.
<Западная> тактическая группа, разгромив иракскую пехотную бригаду, совершила обходный маневр и 25 февраля нанесла фланговый удар по тыловому району обороны противника, К исходу того же дня был захвачен аэродром Немур, и группа продолжала наступление на Эс-Сальман. За 2 сут боевых действий тактическая группа вклинилась в оборону противника на глубину до 70 км.
26 февраля обе тактические группы ударами по сходящимся направлениям разгромили резервы противника, захватили штаб 28 пд и овладели г. Эс-Сальман. Глубина конечной задачи достигала 80 км.
К исходу 27 февраля оперативная группа <Даге> вышла к р. Евфрат и, овладев городом Самава, перерезала шоссе Басра - Багдад.
В ходе четырехдневных боевых действий в сложных физико-географических условиях оперативная группа <Даге> успешно выполнила поставленную боевую задачу, пройдя с боями до 250 км. Среднесуточный темп наступления превысил 60 км. Потери иракской стороны насчитывали до 3 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, а также более 100 единиц бронетанковой техники, до 80 единиц орудий полевой артиллерии и минометов.
После прекращения боевых действий в зоне Персидского залива контингент французских сухопутных войск был отведен в район Эс-Сальман, а затем выведен с территории Ирака.
Авиационная группировка Франции в составе многонациональных сил была представлена различными родами авиации и насчитывала 63 боевых самолета, в том числе; 24 <Ягуар-А> (11 ибаэ), 15 <Мираж-F.I> (4 оиаэ ПВО), шесть <Мк-раж-F.ICR> (33 рвэ), 18 <Мираж 2000RD1> (5 иаэ). Базирование французской авиации осуществлялось на аэродромах Эль-Хуфуф (Саудовская Аравия), Доха (Катар) и в Джибути (пункте постоянного базирования). Там были созданы запасы авиационных бомб и управляемых ракет на 7 сут ведения интенсивных боевых действий, а дальнейшем они пополнялись путем перебросок самолетами военно-транспортной авиации из метрополии.
Авиация ВМС Франции насчитывала три самолета базовой патрульной авиации <Атлантика, базирующихся в Джибути.
Тактическая авиация ВВС Франции привлекалась к нанесению бомбовых и ракетных ударов по военным целям на территории как Кувейта, так и южной части Ирака. Всего за период боевых действий было совершено более 2000 самолето-вылетов.
Группировка ВМС Франции в зоне конфликта насчитывала 15 боевых кораблей (один крейсер УРО, три эскадренных миноносца УРО, пять фрегатов УРО, три десантных и три минно-тральных корабля). В августе-сентябре 1990 года в районе Персидского залива находился авиaносец <Клемансо>, затем он убыл в ГВМБ Гулон. Авианосец <Фош> в случае необходимости был готов из Средиземного моря направиться в район конфликта. Отряд боевых кораблей выполнял задачи по контролю за судоходством в целях обеспечения экономической блокады Ирака, французские тральщики вели поиск и траление мин в Персидском заливе. Кроме того, боевые корабли и вспомогательные суда привлекались к обеспечению и непосредственному участию в перевозках войск и воинских грузов,
В целом контингент французских войск в зоне Персидского залива успешно выполнил поставленные боевые задачи. С начала боевых действий потери составили два человека убитыми и 25 ранеными, были повреждены четыре самолета <Ягу-ар-А>.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz