ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 02/1991

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И КРИЗИС В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ

Полковник И.ВЛАДИМИРОВ,
кандидат исторических наук

В декабре 1989 года государственный секретарь США Дж. Бейкер, выступая в Западном Берлине, ознакомил аудиторию с концепцией <нового атлантизма>. Рассуждая о новом облике Североатлантического союза, глава американского внешнеполитического ведомства подробно изложил пути трансформации НАТО, новые задачи блока в быстро меняющейся обстановке в Европе. Отныне альянс, заявил Дж. Бейкер, будет усиленно содействовать развитию хельсинкского процесса, возьмет на себя роль инициативного партнера на переговорах по контролю над вооружениями. Короче говоря, блок НАТО ощущает необходимость перемен и готов к ним адаптироваться.
На фоне пространных высказываний государственного секретаря о политизации альянса мало кто обратил внимание на вскользь брошенную Дж. Бейкером фразу о том, что в условиях расширяющегося сотрудничества между Востоком и Западом страны НАТО могут столкнуться с новыми угрозами своей безопасности - региональными конфликтами. Дабы обезопасить союзников от подобных вызовов, он высказался за активизацию консультаций в блоке с целью выработки единого подхода западных государств в таких ситуациях. Однако смысл сказанного был вполне понятен: в условиях снижения напряженности в Европе альянсу для оправдания его дальнейшего существования срочно необходим <образ нового врага>, чтобы можно было сплотить сомневающихся и начинающих помышлять вб уменьшении своих военных расходов партнеров под знаменами <атлантической солидарности>.
Аннексия Ираком Кувейта, единодушно осужденная мировым сообществом, стала удобным предлогом для тех политиков в атлантических кругах, которые неустанно твердили о необходимости поддержания бдительности, о том, что без НАТО стабиль-вос-ш и порядка в мире не будет. Консультации, предложенные Дж. Бейкером для подобных случаев, состоялись незамедлительно. Срочно собравшись 10 августа 1990 года в Брюсселе на чрезвычайную сессию совета НАТО, министры иностранных дел стран - участниц блока одобрили политические и экономические санкции против Багдада, выразили поддержку политике США я заявили о своей готовности внести соответствующий вклад в урегулирование конфликта. Великобритания и Франция подтвердили свое решение направить части BMG и ВВС в зону Персидского залива. Большинство союзников воздержалось от такого шага, хотя кое-кто из них согласился выделить силы для патрулирования в Восточном Средиземноморье взамен кораблей 6-го флота ВМС США, убывших в зону Персидского залива. Сессия заявила также, что любое нападение на Турцию будет рассматриваться как военная акция против всех стран НАТО.
Таким образом, с первых дней агрессии Ирака Североатлантический союз выступил в качестве органа, в рамках которого осуществлялось согласование политического курса а практических мероприятий его стран-участниц. Необходимо подчеркнуть, что на этот раз координирующая роль НАТО была дополнена и подкреплена весьма энергичной деятельностью Западноевропейского союза (ЗЕС), взявшего на себя функции по сбе^печеашо взаимодействия стран Западной Европы.
Как известно, деятельность НАТО в соответствии со статьями 5 и 6 Североатлантического договора формально ограничивается так называемой <зоной ответственности>, куда входят районы, расположенные к северу от Тропика Рака. В то же время парижские и брюссельские соглашения о Западноевропейском союзе не устанавливают каких-либо географических рамок для использования вооруженных сил его стран-участниц. В этих условиях ЗЕС выступил как надежный партнер блока НАТО в зоне Персидского залива. Следовательно, можно выделить два уровня сотрудничества Запада: трансатлантический и европейский.
В рамках Североатлантического союза основное внимание уделялось выработке единого курса союзников по отношению к Ираку, распределению усилий между странами блока и обеспечению мероприятий по переброске американских войск. Обращает на себя внимание то, что уже на начальной стадии конфликта по инициативе США, которые стремились максимально вовлечь в него союзников, был активно задействован главный комитет НАТО по разработке чрезвычайных планов в гражданской области. Американское руководство потребовало, чтобы комитет, взаимодействуя в дальнейшем с ЗЕС, взял на себя координацию морских и воздушных перебросок войск и грузов в район Персидского залива. На эти цели страны блока выделили около 100 транспортных судов. В интересах переброски американских войск Соединенным Штатам было предоставлено право использовать свои базы в Западной Европе. По предложению Вашингтона к разведывательной деятельности против Ирака были подключены самолеты Е-ЗА системы АВАКС, действовавшие с территории Турции. Со своей стороны, верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал Дж. Гэлвин в ходе визита в Испанию в ноябре 1990 года высказался за организацию патрулирования в Восточном Средиземноморье силами соединений ВМС НАТО на постоянной основе.
Кризисная обстановка, сложившаяся в районе Персидского залива, и вызванное ею решение стран блока направить в этот регион значительные воинские континген-.ты послужили поводом для корректировки планов боевой и оперативной подготовки его ОВС. Прежде всего это проявилось в сокращении количества и масштабов учений, которые планировалось провести в районах, удаленных от зоны ирако-кувейтского конфликта. В то же время командование НАТО активизировало боевую учебу в Восточном Средиземноморье, стремясь использовать все возможности для практической отработки вопросов, связанных с деятельностью стран блока за пределами его зоны ответственности. В частности, в сентябре - октябре 1990 года в Восточном Средиземноморье на фоне реального развития событий в районе Персидского залива были развернуты крупномасштабные учения ОВС НАТО <Дисплей детерминэйшн> с привлечением соединений и частей сухопутных войск, ВВС и ВМС США, Великобритании, Италии, Турции, Испании, Португалии и Франции. Созданная группировка насчитывала около 110 боевых кораблей и вспомогательных судов, до 190 самолетов тактической, базовой и палубной авиации, силы и средства ПВО НАТО. По оценке западной печати, не исключалась возможность использования развернутых для участия в этом учении сил в целях оперативного наращивания группировки вооруженных сил блока в районе Персидского залива, а также осуществления морской и воздушной блокады Ирака.
Кроме того, по просьбе США начавшееся в конце октября в восточной части Средиземного моря учение объединенных ВМС НАТО <Детерент форс-90/2> было продлено до середины декабря 1990 года.
На протяжении всего кризиса Соединенные Штаты постоянно и небезуспешно прибегали к открытому давлению на западноевропейские страны, требуя от них усиления материальной и финансовой поддержки операции <Дезерт шилд>. Так, в ноябре 1990 года сообщалось о выделении Бонном снаряжения для американских войск, размещенных в зоне Персидского залива, на общую сумму 1 млрд. марок. При этом планировалось использовать запасы, хранящиеся на военных складах бывшей ГДР. В декабре 1990 года страны НАТО объявили о своем решении выделить 9 млрд. долларов на проведение мероприятий в Персидском заливе. И все же главным для Вашингтона оставалось реальное участие вооруженных сил союзников в обеспечении экономической блокады и в возможных боевых действиях против Ирака.
Вооруженные силы стран - участниц ЗЕС впервые появились в зоне Персидского залива в конце 1987 года, когда под предлогом защиты свободы судоходства в ходе ирано-иракской войны сюда были направлены корабли Франции, Великобритании, Нидерландов, Италии и Бельгии. В октябре того же года по решению совета Западноевропейского союза под английским командованием была сформирована объединенная эскадра ВМС ЗЕС в составе кораблей Великобритании, Нидерландов и Бельгии, тогда как Франция и Италия предпочли действовать самостоятельно. Что касается двух остальных участников <семерки> (ставшей с присоединением Испании и Португалии <девяткой>), то ФРГ направила свои корабли в Средиземное море, заменив там корабли 6-го флота ВМС США, убывшие в район Персидского залива, а Люксембург оказывал финансовую поддержку совместной операции.
Вновь появившись в водах залива три года спустя, ЗЕС умело воспользовался накопленным опытом. Как отмечалось в докладе одного из комитетов ассамблеи Западноевропейского союза, на сей раз страны блока столкнулись с меньшими трудностями в организации взаимодействия и смогли быстро прийти к взаимоприемлемому соглашению. Основную роль в этом сыграла чрезвычайная сессия совета ЗЕС, состоявшаяся 21 августа 1990 года в Париже, на которую в качестве наблюдателей были приглашены также страны ЕЭС, не являющиеся членами союза - Греция, Турция, Дания, Норвегия и Ирландия (последние две не участвовали в работе сессии). Важнейшим ее итогом стало согласие Италии, Испании, Бельгии, Нидерландов и Греции направить в зону конфликта в дополнение к соединениям ВМС Франции и Великобритании свои корабли (см. карту и таблицу). Для обеспечения их действий по предложению Великобритании была сформирована рабочая группа в составе сотрудников министерств иностранных дел и обороны с целью подготовки плана по использованию ВМС стран ЗЕС, определения <зоны ответственности>, задач, порядка обмена разведывательной информацией и организации материально-технического обеспечения сил флотов. Кроме того, было решено создать в министерствах обороны специальные группы для подготовки совещания начальников генеральных штабов вооруженных сил стран ЗЕС.
Это совещание, в котором участвовали четыре начальника штабов сухопутных войск (Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург) и шесть начальников штабов ВМС (Франция, Италия, Великобритания, Нидерланды, Испания, Португалия), состоялось 27 августа в Париже. В ходе совещания были конкретизированы районы боевого патрулирования кораблей, осуществлявших блокаду Ирака, и сформирован координационный центр для анализа обстановки в районе Персидского залива с целью выработки рекомендаций национальным командованиям. В частности, весь район конфликта был первоначально поделен на три операционные зоны, одна из которых находилась в Оманском заливе, а две другие - в северной и южной частях Ормуз-ского пролива. Координационный центр, созданный в Париже на базе министерства обороны, поддерживал постоянную связь с национальными центрами. Кроме того, военно-морские атташе стран ЗЕС в Париже получали ежедневную сводку оперативного центра ВМС Франции с оценкой обстановки и действии сил, направленных в район Персидского залива.
В дальнейшем с целью создания эффективной системы оперативного взаимодействия в зоне конфликта был проведен ряд совещаний. Важнейшим из них стало координационное совещание представителей вооруженных сил США, ЗЕС и арабских государств, состоявшееся в Бахрейне 9 сентября 1990 года, которое установило районы боевого патрулирования для каждой из сторон, чтобы усилить режим блокады Ирака. На следующий день на борту одного из французских фрегатов в Тиранском заливе прошла еще одна координационная американо-западноевропейская встреча с целью организации связи, взаимодействия и процедуры задержания транспортных судов. Итогом этих совещаний стало заявление ЗЕС о том, что страны блока отвечают за <зону общих интересов для осуществления санкций>, которая охватывала морские районы по обе стороны Ормузского пролива. . .
Практическое сотрудничество сил ЗЕС в Персидском заливе заключалось в заблаговременном согласовании сроков замены кораблей, обмене информацией и оказании материально-технической поддержки (например, итальянский корабль обеепечеввя <Стромбоди>, заменив французский <Дюранс>, действовал в интересах всех корабельных сил ЗЕС, патрулировавших в установленных зонах). Таким образом, как указывалось в одном из докладов ассамблеи ЗЕС, фактически в зоне залива действовали объединенные ВМС ЗЕС.
Военное присутствие стран ЗЕС, за исключением Франции и Великобритании, J течение всего кризиса с учетом ротации в целом поддерживалось практически на неизменном уровне (фрегаты УРО, тральщики, корабли обеспечения): ФРГ - пять кораблей, Бельгия - три-четыре, Италия - три-четыре, Нидерланды - один-два, Испания - три-четыре. Португалия изъявила готовность в случае необходимости направить в зону залива несколько транспортных судов. Из западноевропейских стран, не принадлежащих к ЗЕС, в район Персидского залива направляли свои корабли Дания (один фрегат), Греция (один фрегат) и Норвегия (один корабль береговой охраны),
По мере развития кризиса происходило наращивание английских и французских вооруженных сил в регионе в основном за счет переброски контингентов сухопутных войск. После вторжения иракских военнослужащих в посольство Франции в Кувейте 14 сентября 1990 года французское правительство приняло решение направить в зону Персидского залива части сухопутных войск (операция <Даге>). По сообщению иностранной печати, в частности, были переброшены 1 бркп СПАГИ, 2 мпп иностранного легиона, подразделения ПВО и обеспечения, и, кроме того, более 30 боевых самолетов (<Мираж-2000> RD1, <Ягуар-А>, <Мираж-F.lCR>) и несколько самолетов-заправщиков C-135F. Всего, по данным ЗЕС, было переброшено более 4000 человек, а к середине января 1991 года общая численность французских войск в районе Персидского залива превысила 12 000 человек.
С принятием Советом Безопасности ООН 29 ноября 1990 года резолюции 678, предоставившей государствам, сотрудничающим с правительством Кувейта, право ис-иользовать после 15 января 1991 года все необходимые средства для восстановления международного мира и безопасности в Персидском заливе, французское командование, согласно сообщению газеты <Монд>, разработало ряд мер по усилению огневой мощи французского контингента. Они включали переброску в район возможных бое' вых действий тяжелого вооружения, в частности 155-мм орудий полевой артиллерии и танков АМХ-30 В2. Кроме того, предусматривалась доставка в Саудовскую Аравию вертолетов <Супер-Пума> с РЛС <Орхидея>, способной, по данным газеты, обнаруживать цели с высоты 3000 м на расстоянии до 150 км. Как отмечала западная печать, с поступлением этого вооружения созданная здесь группировка французских войск будет способна вести наступательные действия. ; ;
В начале декабря 1990 года руководство Франции приняло решение об увеличении группировки своих войск в районе конфликта. В зону Персидского залива до 15 января 1991 года были переброшены артиллерийский полк из состава 9 пд <Мат рин>, танковый полк из 10 бртд, четыре эскадрильи армейской авиации и шесть истребителей-бомбардировщиков.
В целях организации перебросок войск и грузов и материально-технического обеспечения французских войск в Саудовской Аравии управлением тыла главного штаба сухопутных войск была создана специальная служба <Синтропс>. Опираясь на закон 1969 года, эта служба во взаимодействии с министерством торгового флота зафрахтовала необходимое количество кораблей для обеспечения операции <Даге>. В частности, для вооруженных сил на первом этапе было выделено 11 судов, нахо. дившихся в Средиземном море. '.
Группировка английских войск, помимо прибывших в первые дни ирако-кувейт-ского конфликта в Саудовскую Аравию десантников, к концу ноября была представлена 7-й бронетанковой бригадой 1-й бронетанковой дивизии, решение о переброске которой из ФРГ в район залива было принято в начале октября 1990 года. По сообщениям английской печати, с получением приказа личный состав бригады начал интенсивную боевую подготовку. Одновременно осуществлялось доукомплектование бригады согласно штатам военного времени, в том числе и переводчиками арабского языка, которые в грочном порядке прибывали из других частей. Западногерманские власти в интересах бригады сняли аанрет на использование танковых полигонов в выходные дни, а командование американских и голландских частей отказалось от запланированных тренировок на политонах в пользу англичан. В печати указывалось, что на каждую роту приходилось до 500 выстрелов в день.
Как отмечал журнал <Солджер>, разработка плана по переброске более 8000 человек и техни.си (120 танков <Челленджер>, 24 155-мм орудий полевой артиллерии, 13 вертолетов <Линкс> и <Газель>) заняла около двух недель. Основная часть личного состава в середине октября была доставлена в Саудовскую Аравию по воздуху, военная техника перебрасывалась преимущественно морем из Бремерхафена (ФРГ) в течение трех недель, для чего, помимо транспортных судов английских ВМС, было зафрахтовано 15 торговых судов Великобритании, Дании, Нидерландов, Италии, Кипра, Панамы и Швеции. В целом на переброску бригады (два танковых и один артиллерийский полк, мотопехотный батальон, части и подразделения боевого обеспечения и охраны) потребовался месяц.
В начале ноября в Лондоне состоялись переговоры между премьер-министром Великобритании М. Тэтчер и государственным секретарем США Дж. Бейкером, в ходе которых была достигнута договоренность об увеличении британского военного присутствия в зоне Персидского залива. По заявлению министра обороны Т. Кинга, численность английских войск в регионе составит 30 000 человек. В частности, из ФРГ в течение второй половины декабря была переброшена 4-я бронетанковая бригада 3-й бронетанковой дивизии. С учетом наращивания группировки расходы на ее содержание, по оценке газеты <Тайме>, возросли с 14 млн. до 24 млн. фунтов стерлингов в неделю.
Довольно впечатляющий военный вклад западноевропейских стран тем не менее не вызвал удовлетворения Вашингтона. Как писал американский журнал <Тайм>, <хотя всемирная антисаддамовская лига Дж. Буша демонстрирует подобие единства, она больше напоминает школьный класс, готовый сорваться на спортплощадку, как только учитель повернется к нему спиной>. Партнеры США отнюдь не стремились к решению кризиса в Персидском заливе военным путем. Занимая достаточно жесткую позицию по отношению к Ираку и предпринимая необходимые военные меры, они все же проявляли большую, по сравнению с США, склонность к политическому урегулированию конфликта или же к оказанию на Ирак экономического давления. Так, в Париже подчеркивали, что Франция будет принимать участие в обеспечении экономических санкций против Ирака до тех пор, <пока это будет нужно>, то есть до успешного завершения. Во всяком случае, большинство стран НАТО высказалось за восстановление суверенитета Кувейта, но не за разгром Ирака.
Не вызывает удовлетворения в США и тот факт, что им приходилось нести основное бремя военных приготовлений в районе Персидского залива. Не случайно на совместном заседании комитета военного планирования и группы ядерного планирования НАТО в декабре 1990 года министр обороны США Р. Чейни вновь потребовал от союзников оказать помощь в переброске американских войск по воздуху и морем из ФРГ, а также направить в район кризиса тяжелое вооружение и средства ПВО.
Кризис в Персидском заливе оказал непосредственное воздействие на осуществляющийся в настоящее время в рамках НАТО пересмотр коалиционной военной стратегии. По свидетельству иностранной печати, в проекте новой стратегии отмечается, что, помимо сохраняющейся, хотя и в меньшем масштабе, угрозы со стороны Советского Союза, возникают новые угрозы для безопасности Запада с других направлений, прежде всего с юга. Генерал Дж. Гэлвин даже заявил, что считает вполне возможным возникновение <новой линии фронта на южном фланге блока в условиях практического распада военной организации Варшавского Договора и вывода советских войск из Восточной Европы>.
Уместно напомнить, что на протяжении второй половины 80-х годов в руководящих органах НАТО неизменно принимались конкретные решения, направленные на модернизацию вооруженных сил и совершенствование военной инфраструктуры на юге Европы. Теперь же, по словам Дж. Гэлвина, <нынешняя ситуация в Персидском заливе лишь подтолкнет нас к принятию дополнительных мер в этом направлении>. Речь идет главным образом о расширении и модернизации сети аэродромов и нефтепроводов.
На первое место в военных усилиях НАТО на юге Европы выдвигается Турция, которая, по мнению командования блока, становится ныне передовым рубежом альянса. По-видимому, отказываясь от концепции <передовой обороны> на Центрально-Европейском ТВД, в НАТО намерены руководствоваться ею на южном фланге. На это, в частности, указывают планы укрепления вооруженных сил Турции за счет переброски из Центральной Европы современного вооружения, сокращаемого в соответствии с договором об обычных вооруженных силах в Европе. В иностранной печати отмечается, что в Турцию уже начали поступать первые партии передаваемых блоком оружия и военной техники. Предполагается, что она может получить до 1000 современных танков (в основном западногерманских <Леопард-1>) и 700 боевых бронированных машин. В этой связи обращает на себя внимание заявление президента Т. Озала, который отметил, что в результате предпринимаемых руководством НАТО мер Турция будет иметь <одну из мощнейших армий в регионе, не затратив на ее вооружение ни гроша>.
На исходе декабря 1990 года Турция обратилась в НАТО с просьбой перебросить в южные районы страны подразделения многонациональных военно-воздушных сил блока для обеспечения защиты ее границ в случае начала боевых действий в зоне Персидского залива. Речь идет о появлении на турецких аэродромах эскадрилий тактической авиации из состава мобильных сил НАТО. Как известно, эти силы численностью до 10 000 человек предназначены для усиления национальных вооруженных сил в случае возникновения кризисных ситуаций в <зоне ответственности> блока, в главным образом на его флангах. Учитывая опыт кризиса в Персидском заливе и новые потенциальные угрозы Североатлантическому союзу, командование НАТО в настоящее время активно добивается создания объединенных <сил быстрого развертывания>, в состав которых на первом этапе могли бы войти подразделения и части таких сил, уже сформированных в некоторых странах блока. .
Еще в начале 80-х годов руководство США предприняло активные попытки расширить <зону ответственности> блока ввиду того, что НАТО <не обеспечивает защиты источников энергетических ресурсов, от которых зависит Североатлантический союз>. Несмотря на открытое давление со стороны Вашингтона, его партнеры отвергли идет глобализации альянса, выдвинув в то же время концепцию <разделения труда>. В феврале 1980 года министр иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншер отметил, что, хотя у альянса есть общие интересы в урегулировании кризисов, возникающих за зоной НАТО, <в первую очередь необходима единая и согласованная стратегия, в соответствии с которой каждый член блока возьмет на себя такую задачу, к выполнению которой он лучше всего подготовлен. Необходимо разделение труда>.
В итоге в высших инстанциях блока была одобрена следующая формулировка:
<Те союзники, которые способны обеспечить развертывание сил за пределами зоны действия договора, могут делать это на основе национального решения>. С ее учетом в мае 1982 года комитет военного планирования определил порядок координации действий стран блока за пределами его зоны и степень участия в них. Это позволило, в частности, заключить соглашение в НАТО о выделении объектов инфраструктуры в западноевропейских странах в интересах обеспечения перебросок американских <сил быстрого развертывания> с континентальной части США в район Ближнего и Среднего Востока.
Десять стран НАТО обязались предоставить 600 торговых судов для доставки американских войск и грузов, если возникнет необходимость усиления группировки ОВС блока в Европе. Девять стран блока выделили до 50 тяжелых самолетов военно-транспортной авиации с целью высвобождения американской авиации для перебросок на Ближний и Средний Восток. Италия и ФРГ приняли решение компенсировать вывод кораблей 6-го флота ВМС США развертыванием своих военно-морских сил в Средиземное море. Бельгия, Нидерланды и ФРГ заключили соглашения с США о дополнительном материально-техническом и тыловом обеспечении американских войск в военное время.
Ирако-кувейтский конфликт вновь поставил на повестку дня проблему <зоны ответственности> НАТО. Предпринятые западноевропейскими странами блока действия соответствовали основным положениям концепции <разделения труда>, но не требованиям Вашингтона. <Я считаю, что альянсу попросту следует осознать, что оборону всей территории НАТО необходимо понимать в широком смысле. Те или иные события могут на самом деле угрожать территории блока даже в том случае, если они и не произойдут на территории НАТО>, - заявил, в частности, Дж. Гэлвин. Однако развернувшаяся в натовских инстанциях острая дискуссия по этому вопросу пока не завершилась желаемым для американцев результатом. В то же время нельзя не заметить, что в столицах Западной Европы не устают подчеркивать преимущество ЗЕС перед НАТО с точки зрения географических рамок действия соответствующих договоров. Более того, как сообщается, ассамблея ЗЕС даже разработала рекомендации о создании <сил быстрого развертывания> ЗЕС численностью до 150 000 человек.
До самого последнего дня государства Западной Европы предпринимали попытки мирного урегулирования конфликта. В начале января 1991 года страны ЕЭС выдвинули компромиссный план, который предусматривал в качестве первого шага лишь объявление Ирака о выводе своих войск из Кувейта, а в дальнейшем - проведение двух международных конференций: по проблемам оккупированных арабских территорий и по ограничению вооружений в регионе. Буквально накануне боевых действий с новым планом урегулирования конфликта выступила Франция. Однако эти попытки не увенчались успехом.
В ночь на 17 января авиация США и их союзников, в том числе Великобритании, Франции и Италии, нанесла мощные удары по военным и промышленным объектам Ирака. 19 января Турция дала разрешение на использование своей территории самолетами американских ВВС для нанесения ударов по Ираку. В течение первых дней войны со стороны государств Западной Европы действовала только авиация, сухопутные войска и ВМС активного участия в боевых действиях не принимали. Только через неделю после начала войны британские ВМС получили боевое крещение, потопив три иракских корабля, включая два минных тральщика.
Чем больший размах приобретали военные действия, тем шире втягивались в них страны Североатлантического союза и его различные структуры. Активно функционировал созданный в НАТО специальный кризисный центр, осуществлявший слежение за развитием обстановки в Персидском заливе. Регулярно заседали руководящие органы блока, прежде всего постоянный совет и постоянный комитет военного планирования. По их решению в конце января в Восточное Средиземноморье было направлено соединение минно-тральных сил НАТО в зоне пролива Ла-Манш на замену кораблей соединения объединенных ВМС НАТО для действий <по вызову>, которые предусматривалось направить в зону Персидского залива.
К началу февраля выяснилось, что война в Персидском заливе грозит обернуться весьма дорогостоящим мероприятием. Только Соединенным Штатам один день войны обходился в полмиллиарда долларов, Великобритании - 30 млн. фунтов. Франция за первую неделю войны израсходовала 275 млн. франков. В этой связи страны Западной Европы, не принимавшие непосредственного участия в боевых действиях, взяли на себя дополнительные обязательства по оказанию финансовой и материально-технической помощи воюющим союзникам. В частности, ФРГ передала в распоряжение ВВС США, Великобритании и Италии запасные части к самолетам и вертолетам, авиационные бомбы, ракеты <воздух - земля> в другое вооружение.
Страны блока столкнулись также с необходимостью расширения мощностей военной промышленности и корректировки военных бюджетов. В частности, по решению английского правительства ряд предприятий военной промышленности страны был переведен на круглосуточную работу с целью увеличения производства различных видов оружия, боеприпасов и средств материально-технического обеспечения.
Продолжавшаяся более месяца интенсивная воздушная война со всей очевидностью показала, что главной целью США и НАТО являлось не вытеснение иракских войск с оккупированных территорий, не освобождение Кувейта, а уничтожение военно-промышленного потенциала Ирака. Мощным бомбардировкам были подвергнуты самые различные объекты народного хозяйства, не относящиеся к разряду военных целей. Росло число жертв среди гражданского населения. Создавалась явная угроза превышения многонациональными силами мандата ООН. В этих условиях некоторые страны предприняли настойчивые усилия по предотвращению дальнейшего кровопролития и мирному урегулированию конфликта. Реальный шанс на такой исход предоставляла инициатива Советского Союза, в соответствии с которой Ирак изъявил готовность незамедлительно и безусловно вывести все свои войска из Кувейта на позиции, которые они занимали 1 августа 1990 года.
Однако на рассвете 24 февраля многонациональные силы начали крупномасштабную наступательную операцию с применением сухопутных войск, ВВС и ВМС. Наряду с американскими войсками в ней участвовали воинские контингента Великобритании, Франции и других стран. Война в Персидском заливе вступила в еще более острую, кровавую фазу.
Таким образом, первый после <холодной войны> кризис, возникший за пределами <зоны ответственности> НАТО, вылился в открытое вооруженное столкновение. Следует подчеркнуть, что кризис в Персидском заливе используется определенными силами в НАТО в интересах наращивания военной мощи блока. В Европе появились американские стратегические бомбардировщики В-52. Принимаются меры по оказанию дополнительной военной помощи некоторым странам - участницам альянса. Настораживает и тот факт, что в натовских комитетах, как сообщается, приостановлена работа над программами сокращения вооруженных сил и вооружений стран Североатлантического союза. В Великобритании объявлено, что планы сокращения военного бюджета страны будут пересмотрены. Такая реакция НАТО на кризис в Персидском заливе вполне способна поставить под сомнение все то позитивное, что достигнуто в Европе в области разоружения.
В целом подготовка к войне и участие в ней вооруженных сил США и западноевропейских стран блока свидетельствуют о высокой степени координации их действий, в том числе при управлении войсками. Широкомасштабный военный выход альянса за пределы его <зоны ответственности> показывает, что страны - участницы бяока готовы прибегнуть к силе, если под угрозой находятся их <жизненно важ-иые витересы>. Географические ограничения в этом случае для них не препятствие.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz