"Зарубежное военное обозрение" 04'1990

АТОМНЫЕ РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВМС ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Капитан 2 ранга В. КОЖЕВНИКОВ

Пытаясь сохранить положение одной из ведущих ядерных держав мира и лидера Западной Европы, правящие круги Великобритании проводят курс на наращивание, прежде всего в качественном отношении, военной мощи, в том числе и стратегической ядерной. Атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ) - единственное средство стратегических ядерных сил страны - являются предметом особого внимания и заботы правительства Великобритании. Выступая в октябре 1989 года перед руководителями стран Содружества, премьер-министр М. Тэтчер подчеркнула, что она "не ведет речь о движении к безъядерному миру". По ее словам, "ядерное оружие обеспечивало мир на протяжении 40 лет, и каждая сторона должна будет сохранить достаточный ядерный арсенал, который служил бы эффективным потенциалом сдерживания".
История создания ядерного оружия в Англии берет свое начало на рубеже 40-50-х годов. В 1952 году Великобритания произвела в Австралии успешное испытание атомной бомбы, а в 1957-м - водородной.
С 60-х годов из-за морального устаревания бомбардировщиков как средства доставки ядерного оружия и весьма значительных трудностей, связанных с разработкой собственной баллистической ракеты "Блю стрик", Великобритания начала вести с США интенсивные переговоры о приобретении американского оружия.
В декабре 1962 года в г. Нассау (Багамские о-ва) между президентом США Дж. Кеннеди и премьер-министром Великобритании Г. Макмилланом было подписано соглашение (Пакт Нассау), по которому США обязались продать Англии баллистические ракеты для подводных лодок (БРПЛ) "Поларис" (без боеголовок). Взамен этого Соединенным Штатам предоставлялась территория для базирования американских ПЛАРБ в заливе Холи-Лох (Шотландия). Согласно этому договору Великобритания получила своеобразный статус для своих так называемых "независимых" ядерных сил: подводные лодки и ядерные боеголовки изготавливаются в Англии, обогащенный уран для них поставляют США, испытание боезарядов проводится на полигоне в штате Невада, а ракет - на Восточном ракетном полигоне ВВС США на п-ове Флорида.
В 1963 году страна приступила к строительству четырех ПЛАРБ, вооруженных американскими баллистическими ракетами. В октябре 1967 года "Резолюшн" - головная лодка в серии - была передана флоту. Затем были построены "Рипалс", "Ринаун" и "Ривендж" (см. цветную вклейку). Основные этапы строительства ПЛАРБ показаны в табл. 1.
Постройку подводных лодок вели две английские фирмы - "Виккерс шипбилдинг энд энджиниринг" ("Резолюшн" и "Рипалс") и "Кэммел Лейрд шипбилдерз" ("Ринаун" и "Ривендж") на своих предприятиях в г. Барроу-ин-Фернесс и г. Беркенхед соответственно. Продолжительность строительства подводных лодок фирмой "Кэммел Лейрд шипбилдерз" на 10-11 месяцев больше, чем фирмой "Виккерс шипбилдинг энд энджиниринг". Реакторы для ПЛАРБ изготовлялись фирмой "Роллс-Ройс", главные турбины - "Инглиш электрик". Всего в создании английских атомных ракетных подводных лодок приняли участие около 800 фирм.

ТАБЛИЦА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛАРБ ТИПА "РЕЗОЛЮШН"
Наименование ПЛАРБЭтапы строительстваПродолжительность строительства, месяцыСтоимость постройки, млн. фунтов стерлингов (в ценах 1966-1967 годов)
Выдача заказаЗакладкаСпуск на водуПередача флотуСуммарная (от закладки до сдачи)Стапельный период
"Резолюшн"5.563262.6415.9662.10.6743,230.640,2
"Рипалс"5.5.6312.3654.11.6728.9.6842.531,737,5
"Ринаун"5.5.6325.66425.2.6715.11.6852,732,039,9
"Ривендж"5.5.6319.5.6515.3.684.12.6954,533.939,6

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ Великобритании почти аналогичны характеристикам американских лодок типа "Лафайет". Однако по внешнему виду они отличаются от американских расположением горизонтальных рулей (в носовой части корпуса, а не на рубке) и обводами корпуса. Более существенны различия во внутренней компоновке ПЛАРБ (рис. 1). Кроме того, ПЛАРБ "Резолюшн" имеет не шесть, а девять отсеков прочного корпуса. Первый отсек - торпедный (шесть 533-мм торпедных аппаратов, находящихся под углом к диаметральной плоскости, рис. 2); во втором размещены жилые помещения, радио-, радиолокационные и гидроакустические посты; в третьем - центральный пост (рис. 3), пульт управления ракетной стрельбой, инерциальный навигационный комплекс; в четвертом (рис. 4) - шахтные пусковые установки для 16 баллистических ракет, установленные в два ряда параллельно диаметральной плоскости; в пятом - вспомогательные механизмы; в шестом - ядерный реактор; в седьмом - пост управления ядерной энергетической установкой (ЯЭУ); в восьмом - турбины; в девятом - гребной электродвигатель. В кормовой оконечности ПЛАРБ находится движительно-рулевой комплекс: гребной вал с винтом и крестообразно расположенные вертикальные и кормовые горизонтальные рули.


Рис. 1. ПЛАРБ типа "Резолюшн" в разрезе; 1 - приемная и выхлопная шахты устройства РДП 2 - выдвижная мачта средств РЭБ: 3 - командирский перископ; 4 - перископ вахтенного офицера: 5 - выдвижная мачта антенны РЛС; 6 - боевая рубка; 7 - радио- и радиотехнические посты; 8 - грузовой люк; 9 - носовые горизонтальные рули; 10 - носовая спасательная выгородка; 11 - люк для погрузки торпед; 12 - торпедные аппараты; 13 - носовая антенна ГАС; 14 - цистерны главного балласта; 15 - жилое помещение, 16 - библиотека; 17 - камбуз; 18 - столовая старшинского и рядового состава; 19 - офицерская кают-компания; 20 - лазарет; 21 - помещение средств очистки и регенерации воздуха; 22, 23 и 24 - каюты офицеров; 25 - ракетный отсек; 26 - помещение вспомогательных электромоторов; 27 __ отделение турбогенераторов; 28 - отделение дизель-генератора; 29 и 30 - помещения опреснительной установки; 31 - помещение вспомогательного электродвигателя; 32 - моторное отделение; 33 - вертикальные и горизонтальные рули; 34 - кормовая спасательная выгородка; 35 и 36 - главный турбозубчатый агрегат; 37 - помещение корабельного инерциального навигационного комплекса; 38 - центральный пост

Почти по всей длине ПЛАРБ имеет однокорпусную конструкцию, цистерны главного балласта расположены двумя группами. Обшивка и набор прочного корпуса, надстройка и балластные цистерны изготовлены из стали.
ЯЭУ обеспечивает ПЛАРБ подводную скорость хода до 25 уз. В качестве резервного средства используется гребной электродвигатель. Источниками электроэнергии являются турбогенераторы, дизель-генератор и аккумуляторная батарея.
Жилые помещения ПЛАРБ включают 154 спальных места, из них для офицерского состава - 19, старшин и матросов - 135.
Характеристики ПЛАРБ типов "Резолюшн" и "Лафайет" приведены ниже.

 "Резолюшн""Лафайет"
Количество пусковых установок БРПЛ1616
Количество 533-мм торпедных аппаратов64
Водоизмещение, т:
надводное76007250
подводное85008250
Главные размерения, м:
длина129,5129,5
ширина10,110.1
осадка9,19,6
Скорость хода, уз:
надводная2015
подводная2525
Количество валов х мощность ЯЭУ, тыс. л с.1х150001х15000
Численность экипажа (офицеров)143 (13)143 (13)

Основным оружием атомных ракетных подводных лодок типа "Резолюшн" являются баллистические ракеты (БР). Первоначально все английские ПЛАРБ были вооружены БРПЛ "Поларис-А3" с дальностью стрельбы до 4600 км, снаряженными головной частью рассеивающего типа с тремя боеголовками мощностью до 200 кт каждая. Исходя из сравнительно невысокой точности стрельбы, ракеты предназначались для поражения площадных целей, главным образом городов. По сообщениям зарубежной печати, одна ракета "Поларис-А3" была способна поразить несколько целей на площади 13000 км2.
В 1973 году в Великобритании была принята программа "Шевалин". Суть ее заключалась в создании для ракет "Поларис" разделяющейся головной части (РГЧ) типа МИРВ и средств преодоления ПРО, а также в повышении стойкости радиоэлектронной аппаратуры от электромагнитного импульса ядерного взрыва. РГЧ снаряжается шестью боеголовками мощностью по 40-50 кт. Такие боеголовки способны наводиться на отдельные цели, расположенные на удалении 65-70 км друг от друга. Модернизированные по программе "Шевалин" баллистические ракеты "Поларис", получившие условное наименование "Поларис-А3ТК", имеют новые твердотопливные двигатели, обеспечивающие при большем весе головной части дальность стрельбы до 4000 км. Судя по сообщениям иностранной печати, одна БРПЛ "Поларис-А3ТК" способна поразить несколько целей на площади свыше 18000 км2. Тактико-технические характеристики баллистических ракет для английских ПЛАРБ приведены в табл. 2.

ТАБЛИЦА 2. ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ ПЛАРБ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Характеристики"Поларис-А3""Поларис-А3ТК""Трайдент-2"
Год принятия на вооружение196419821991
Дальность стрельбы (максимальная), км4600400011000
Стартовая масса, т15,915,957,5
Длина, м9,859,8513,95
Наибольший диаметр, м1,371,372,11
Точность стрельбы (КВО*) м900450-500-
Тип головной частиМногозарядная. МРВРазделяющаяся, МИРВРазделяющаяся, МИРВ
Число боеголовок и их мощность, Мт3х0,26х0,04-0,05-
Система наведенияИнерциальнаяИнерциальнаяИнерциальная с астрокоррекцией

* КВО (круговое вероятное отклонение) - величина, характеризующая точность стрельбы БРПЛ. Она равна радиусу круга, в котором находятся точки падения 50 проц. ракет или боеголовок.

Помимо баллистических ракет, английские ПЛАРБ типа "Резолюшн" вооружены 533-мм торпедами Мк24 "Тайгерфиш" мод. 2. Торпеда имеет следующие тактико-технические данные: длина 6,46 м, масса 1550 кг, скорость около 35 уз, дальность хода до 30 км, масса головной части 134 кг, система наведения - телеуправление по проводу и усовершенствованная акустическая активно-пассивная на конечном участке, источник электропитания - серебряно-цинковая батарея.
Гидроакустические средства ПЛАРБ представлены следующими станциями: активно-пассивной типа 2001 или 2020 с бортовой конформной акустической антенной и типа 2023 или 2024 с буксируемой линейной антенной. Последняя обеспечивает дальность обнаружения цели до 180 км.


Рис. 2. В торпедном отсеке ПЛАРБ


Рис. 3. Командир ПЛАРБ "Резолюшн" у перископа

Одновременно со строительством ПЛАРБ командование ВМС Великобритании приступило к созданию системы базирования и материально-технического обеспечения ракетных подводных лодок. Место базирования, по мнению адмиралтейства, должно было отвечать следующим требованиям: близость к районам оперативного предназначения (Северная Атлантика), защищенность стоянки, большие глубины непосредственно у береговой черты. Немаловажную роль также сыграли экономические и другие соображения, например обеспеченность района электроэнергией, транспортная инфраструктура и т. д.


Рис. 4. Ракетный отсек ПЛАРБ "Резолюшн"

По мнению английских специалистов, в наибольшей степени этими качествами обладал залив Фёрт-оф-Клайд. Его высокие скалистые берега, образованные отрогами Шотландского нагорья, могут быть использованы в качестве естественной противоатомной защиты. Залив Фёрт-оф-Клайд представляет собой обширную акваторию протяженностью около 140 км, шириной у входа 40 км и в вершине примерно 5 км, с глубинами от 33 до 164 м. Впадающая в залив р. Клайд имеет эстуарий со множеством бухт (Лох-Лонг, Холи-Лох, Гэр-Лох и другие), удобных для базирования кораблей.
Для размещения атомных ракетных подводных лодок англичане выбрали северную часть бухты Гэр-Лох, а арсенала ракетного оружия - восточный берег бухты Лох-Лонг (рис. 5). Военно-морская база (ВМБ) ПЛАРБ Фаслейн расположена в 32 км к северо-западу от г. Глазго и соединена с административным центром автомобильной дорогой. Она включает плавдок, командный пункт и штаб эскадры, береговые мастерские, склады различного назначения, казармы для личного состава и учебный центр по подготовке экипажей ПЛАРБ. Плавдок AFD 60 имеет грузоподъемность 9000 т, длину 168 м, ширину 28 м; он оборудован подъемными кранами и ремонтными мастерскими. Учебный центр располагает закупленной в США учебно-тренировочной аппаратурой, в том числе тренажерами для отработки действий личного состава по обслуживанию пусковых установок и запуску ракет "Поларис". С завершением строительства на ВМБ Фаслейн стали базироваться все английские ПЛАРБ, организационно сведенные в 10-ю эскадру.
Арсенал ракетного оружия Кулпорт удален от Фаслейна на 13 км и соединен с ним и другими районами страны автомобильной дорогой. Он включает хранилища для ракет и ядерных боеголовок к ним, причал для погрузки (выгрузки) ракет на ПЛАРБ (рис. 6), оборудованный специальными кранами, техническое здание для проверки и сборки ракет и боеголовок, административные и жилые помещения.
В интересах обороны район базирования ПЛАРБ оборудован гидроакустической аппаратурой обнаружения, установленной при входе в залив Фёрт-оф-Клайд, боновыми заграждениями, противолодочными и противоторпедными сетями. Все эти средства обслуживаются специальными корабельными силами.


Рис. 5. Базирование английских атомных ракетных подводных лодок в заливе Фёрт-оф-Клайд

Согласно планам оперативного использования каждая ПЛАРБ должна находиться два месяца в море на боевом патрулировании и один месяц в базе на восстановлении боеспособности (осмотр материальной части, проведение ремонта, замена части ракет, пополнение запасов). Для обеспечения нормальной эксплуатации ПЛАРБ в таком режиме было принято решение иметь для каждой лодки два равноценных экипажа - "правого борта" и "левого борта". Смена экипажей производится после возвращения ПЛАРБ с боевого патрулирования.
К патрулированию английские ракетные подводные лодки приступили в 1969 году с выходом в Северную Атлантику ПЛАРБ "Резолюшн". В мирное время постоянно в море находится до двух ПЛАРБ. При обострении международной обстановки в районы пуска ракет могут быть выведены из базы и другие ПЛАРБ.
Скрытность патрулирования ПЛАРБ достигается рядом мер технического и организационного характера. В техническом отношении для снижения шумности англичане разработали специальные покрытия, которые наносятся на корпус подводной лодки и ряд ее агрегатов. В организационном плане каждый выход ПЛАРБ на боевое патрулирование из ВМБ Фаслейн обеспечивается проведением усиленного наблюдения и разведки в районе базирования и на переходе в назначенные районы, мерами маскировки и дезинформации.
Пуск ракет ПЛАРБ может произвести через 15 мин после получения команды. Их запуск осуществляется, как правило, ис-под воды, но может быть произведен и в надводном положении. Предусмотрена возможность пуска ракет из любой пусковой установки, а также залповая стрельба. Все 16 БРПЛ могут быть выпущены приблизительно за 16 мин. Необходимая для эффективной стрельбы ракет точность определения места ПЛАРБ обеспечивается бортовым навигационным комплексом, основным элементом которого является инерциальная система SINS американского производства.
Боевое управление ПЛАРБ, находящимися в районах боевого патрулирования, осуществляется через стационарную систему управления в сверхдлинноволновом (СДВ) диапазоне, включающую три береговых радиоцентра - Антхорн, Криггион и Рэгби. Мощные передатчики позволяют принимать информацию погруженными ПЛАРБ на удалениях несколько тысяч километров. Прием информации в СДВ диапазоне ракетные подводные лодки ведут на буксируемые кабельные антенны, которые значительно ограничивают их маневренность по глубине, скорость хода и циркуляцию! Для устранения этих ограничений, а также для повышения надежности управления ПЛАРБ создается сверхнизкочастотная (СНЧ) система связи. Центр связи СНЧ системы с передатчиками и антеннами, построенный на Шотландской возвышенности, в настоящее время проходит испытания.
В целях обеспечения высокого коэффициента боевого использования ПЛАРБ в течение всего периода нахождения их в составе флота командование ВМС Великобритании большое значение придает своевременности, быстроте и качеству ремонта подводных ракетоносцев. Для ПЛАРБ запланировано в течение ее жизненного цикла провести, как правило, три капитальных ремонта продолжительностью до двух лет каждый. Промежуток между капитальными ремонтами определяется главным образом временем работы активной зоны ядерного реактора и составляет от четырех до пяти лет. Отмечая высокую интенсивность использования ракетных подводных лодок, иностранная печать приводит данные, что за период между капитальными ремонтами ПЛАРБ проходят расстояние, равное почти восьми экваторам.
Перед постановкой на капитальный ремонт английские ПЛАРБ производят выгрузку баллистических ракет и торпед в арсенале Кулпорт, а затем переходят в Росайт - основную ремонтную базу атомных подводных лодок. Верфь в Росайте занимает площадь 131000 м2, располагает пятью сухими доками, четыре из которых могут обеспечить ремонт самых крупных боевых кораблей. В 1965-1967 годах верфь была реконструирована для проведения капитальных ремонтов атомных ПЛ, а с 1970-го там ремонтируют и ПЛАРБ.
Капитальный ремонт предполагает замену активной зоны ядерного реактора, наружные и внутренние корпусные работы, установку усовершенствованных систем управления и оружия, покрытие корпуса специальным шумопоглощающим материалом или его восстановление, замену узлов и агрегатов, выработавших ресурс, и другие мероприятия.
После окончания ремонта ПЛАРБ проходит различного рода испытания и проверки, в том числе контрольно-тренировочные пуски ракет на полигоне США в районе м. Канаверал. Затем она переходит в ВМБ Фаслейн и готовится к выходу на боевое патрулирование.
В связи с устареванием ПЛАРБ типа "Резолюшн" и баллистических ракет "Поларис" правительство Великобритании в 1982 году приняло решение о строительстве новых атомных ракетных подводных лодок и вооружении их американскими ракетами "Трайдент-2". 30 апреля 1986 года министерство обороны страны заключило контракт на строительство головной ПЛАРБ нового поколения. В сентябре того же года на судоверфи в г. Барроу-ин-Фернесс состоялась закладка ПЛАРБ, получившей наименование "Вэнгард". Проектные тактико-технические характеристики новой ПЛАРБ приведены ниже.
"Вэнгард"
Количество пусковых установок БРПЛ "Трайдент-2" ..... 16
Количество 533-мм торпедных аппаратов ............... 4
Водоизмещение (подводное), т ........................ 15850
Главные размерения, м:
 - длина ............................................ 148,3
 - ширина ........................................... 12,8
 - осадка ........................................... 12
Скорость хода (подводная), уз ....................... 25
Количество валов х мощность ЯЭУ, тыс. л. с .......... 1х27500
Численность экипажа, чел. ........................... 135
Строительство головной ПЛАРБ ведет английская фирма "Виккерс шипбилдинг энд энджиниринг". Шахты для ПЛАРБ поставляет американская" компания "Электрик боут", а ядерная энергетическая установка разрабатывается фирмами "Роллс-Ройс" и "Виккерс шипбилдинг энд энджиниринг".
Ракеты "Трайдент-2" производства фирмы "Локхид" будут закуплены у США.
Их техническое обслуживание возлагается ча американских специалистов, часть которых будет находиться в арсенале Кулпорт. Поступление первых БРПЛ "Трайдент-2" на вооружение ВМС Великобритании ожидается в середине 90-х годов. Одновременно должно начаться серийное производство боеголовок для ракет, разработка которых завершается в Олдермастонском исследовательском центре. Планируется, что БРПЛ будет оснащена восемью ядерными боеголовками, тротиловый эквивалент каждой составит от 300 до 500 кт. Одна ПЛАРБ с 16 баллистическими ракетами "Трайдент-2" будет способна поразить до 128 отдельных целей.
Помимо баллистических ракет, ПЛАРБ типа "Вэнгард" будут вооружены новыми торпедами типа "Спирфиш", разработанными фирмой "Маркони". Они имеют следующие тактико-технические характеристики: масса 1850 кг, скорость хода до 70 уз, дальность хода около 40 км, масса взрывчатого вещества 300 кг, система наведения - телеуправление по проводу и активно-пассивное самонаведение.
Гидроакустический комплекс (ГАК) типа 2054 разрабатывается английскими фирмами "Плесси нэйвл системз" (головная), "Ферранти интернэшнл" и STC. Он будет представлять собой единую систему с цифровой обработкой гидроакустических сигналов от большого количества топологически распределенных антенн. Комплекс должен иметь режимы шумопеленгования, активного излучения и целеуказания и обеспечивать достаточно надежное обнаружение как подводных лодок, так и торпед. Наряду с бортовыми антеннами, работающими в различных режимах, в состав ГАК входит ГАС с протяженной буксируемой антенной.
ГАС 2046, разработку которой вела фирма "Ферранти интернэшнл", представляет собой пассивную систему с использованием усовершенствованных методов цифровой обработки сигналов. Она обеспечивает обнаружение, классификацию и сопровождение целей на больших расстояниях, а также выдачу по ним целеуказания.


Рис. 6. Погрузка баллистических ракет "Поларис АЗТК" на ПЛАРБ

В октябре 1987 года министерство обороны Великобритании выдало заказ на строительство второй атомной ракетной подводной лодки типа "Вэнгард" - "Викториос". Судя по сообщениям зарубежной печати, строительство третьей - "Венерэбл" - может быть начато в ближайшее время. Ввод в строй всех четырех ПЛАРБ ожидается в период с 1994 по 1999 год. Стоимость строительства каждой подводной лодки, оснащенной оружием и техническими средствами, составит около 800 млн. фунтов стерлингов. Помимо заказов на производство ПЛАРБ и их оружия, в рамках программы "Трайдент" заключено примерно 230 контрактов с 55 фирмами на постройку свыше 100 различных объектов. Основные работы ведутся в ВМБ Фаслейн, Росайт, арсенале Кулпорт и на судостроительном заводе в г. Барроу-ин-Фернесс.
В ВМБ Фаслейн строится новый судоремонтный комплекс, составной частью которого является вертикальный судоподъемник грузоподъемностью 24 000 т, пирс для одновременной стоянки не менее двух ракетных лодок, автономная электростанция, жилые дома.
В арсенале Кулпорт планируется построить: помещение для хранения и технического обслуживания боеголовок для БРПЛ "Трайдент-2", крытый причал длиной 200 м для погрузки (выгрузки) ракет на ПЛАРБ, хранилища для ракет, снимаемых с подводных лодок на период нахождения их в ВМБ Фаслейн между выходами на боевое патрулирование; пирс для судов, доставляющих боезапас в арсенал; служебные помещения. Кроме того, прокладываются новые подъездные пути, разрабатываются меры по обеспечению безопасности арсенала (возводятся заградительные сооружения, устанавливаются телевизионные камеры). По завершении работ арсенал Кулпорт займет площадь около 200 га и будет включать 16 хранилищ для баллистических ракет и их компонентов, созданных в скальном грунте.
В ВМБ Росайт началось строительство комплекса для ремонта ПЛАРБ типа "Вэнгард", который будет включать два крытых сухих дока, помещение для работы с ядерным топливом, мастерские и другие вспомогательные сооружения. Он должен будет обеспечить двухлетние (с периодичностью восемь лет) капитальные ремонты ПЛАРБ.
Большие подготовительные работы для строительства ПЛАРБ нового поколения были проведены на верфи фирмы "Виккерс шипбилдинг энд энджиниринг" в г. Барроу-ин-Фернесс. В главном производственном цехе размером 260х58х51 м в 1986 году было завершено строительство вертикального судоподъемника грузоподъемностью 24300 т, созданы новые ремонтные мастерские. Использовавшиеся при строительстве объектов материалы и технология, по мнению западных специалистов, позволят эксплуатировать эти сооружения без проведения значительных ремонтных работ в течение более 20 лет.
В целом программа "Трайдент" (срок реализации 15 лет) является самой дорогостоящей военной программой Великобритании, выполнение которой значительно повысит ядерный потенциал страны.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz