"Зарубежное военное обозрение" 03'1990

СООБЩЕНИЯ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

РАЗРАБОТКА В США ЛЕГКОГО ПТРК

Полковник Л. Сергеев

В середине 80-х годов командование сухопутных войск США приняло решение о создании легкого противотанкового ракетного комплекса, который должен стать эффективным средством борьбы с современными и перспективными танками. Этим комплексом, получившим обозначение AAWS-M (Advanced Anti-tank Weapon System-Medium), планируется заменить устаревший ПТРК "Дракон", принятый на вооружение еще в 1968 году.
К новому ПТРК (см. рисунок) предъявляются следующие требования: масса не должна превышать 20 кг (обслуживается одним человеком), дальность стрельбы до 2000 м, большая бронепробиваемость (всех типов брони), высокая помехозащищенность на поле боя и возможность применения в любое время суток.
В соответствии с существующей в США практикой разработки новых образцов оружия и военной техники на конкурсной основе в исследованиях по созданию опытных образцов приняли участие три американские фирмы, каждая из которых выбрала собственный вариант с использованием последних технологических достижений. Фирма "Форд аэроспейс" предложила вариант ПТРК с наведением ракеты по лазерному лучу, "Хьюз эркрафт" разработала комплекс с передачей команд управления на ПТУР по волоконно-оптическому кабелю, а "Тексас инструменте" создала ПТРК, в котором реализован принцип "выстрелил-забыл".
После проведения сравнительных испытаний опытных образцов принято решение о полномасштабной разработке варианта фирмы "Тексас инструментс", обеспечивающего, в частности, наибольшую выживаемость оператора на поле боя. Он предназначен для борьбы с танками и вертолетами. Комплекс состоит из прицельно-пускового оборудования и ПТУР в транспортно-пусковом контейнере. Основными компонентами ракеты являются тепловизионная ГСН с датчиком в фокальной плоскости, боевая часть, бортовая электронная аппаратура и твердотопливный двигатель.
Для поражения цели оператор наводит перекрестие прицела на цель, осуществляет ее захват и производит пуск ПТУР. В полете тепловизионная ГСН наводит ракету на цель по особенностям ее теплового излучения в отличие от современных инфракрасных головок самонаведения, которые реагируют на наиболее теплоизлучающий объект. Сразу после пуска оператор может занять укрытие или, заменив отстрелянный транспортно-пусковой контейнер боеготовым, приступить к поиску следующей цели. Поражение танка происходит сверху при пикировании ПТУР в наименее защищенную часть корпуса - крышу.
Вариант ПТРК фирмы "Тексас инструменте" считается самым дорогостоящим по сравнению с двумя другими упомянутыми выше образцами, поскольку бортовая электронная аппаратура ракеты является расходуемым элементом комплекса. В последующем, как полагают разработчики, стоимость ПТРК может быть уменьшена благодаря увеличению объема производства.
В соответствии с планами реализации программы AAWS-M полномасштабная разработка нового ПТРК продлится три года, а его первоначальное ограниченное производство начнется в 1992 году. Предполагается, что для удовлетворения потребностей сухопутных войск и морской пехоты будет необходимо около 90 тыс. ПТУР.

НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ АВИАЭСКАДРИЛЬИ ВВС ЯПОНИИ

Полковник В. Самсонов

На авиабазе Хамамацу учебного авиационного командования ВВС Японии в составе 1-го учебного авиакрыла завершено формирование 31-й учебной авиаэскадрильи на новых учебно-тренировочных самолетах Т-4 национальной разработки, поступающих на вооружение ВВС с октября 1988 года. В 31 уаэ в настоящее время имеется 15 таких самолетов, на которых уже осуществляется обучение экспериментальной группы курсантов. По мере их поступления к концу сентября 1990 года планируется сформировать в составе 1 уакр еще одну эскадрилью (32-ю) и осуществить полный переход крыла к подготовке курсантов на данных машинах, что позволит значительно повысить эффективность обучения и снизить затраты на него. Это обусловливается высокими возможностями самолета Т-4, обеспечивающими выработку у курсантов (без каких-либо промежуточных этапов) навыков, необходимых для пилотирования боевых самолетов.
В связи с формированием новых учебных авиаэскадрилий 33 и 35 уаэ, входящие в состав 1 уакр, расформировываются, а состоящие на их вооружении самолеты Т-33 будут списаны.

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ ВАРИАНТ САМОЛЕТА ВАЕ 146

Полковник Л. Константинов

На авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) в 1983 году фирма "Бритиш аэроспейс" представила военно-транспортный самолет ВАе 146 STA (Small Tactical Airlifter - малый тактический транспортный самолет, см. рисунок), созданный на базе серийно выпускаемого пассажирского ВАе 146-200 (см. цветную вклейку).
Пока он оборудован бортовым грузовым люком размером 3,33х1,93 м, однако фирма намечает выпустить модификацию с люком и погрузочной рампой в хвостовой части фюзеляжа. На полу грузовой кабины (3,23x16,08 м) может устанавливаться до шести грузовых платформ-поддонов принятого в НАТО стандарта (2,75х2,24 м). Самолет, максимальная полезная нагрузка которого составляет более 11000 кг, берет на борт до 60 парашютистов (десантирование на скорости 200 км/ч). Основным нововведением фирмы является создание нескольких разновидностей функциональных модулей, которые могут устанавливаться в грузовой кабине как поодиночке, так и собранными в блоки. Это позволяет за короткий срок переоборудовать самолет в воздушный командный пункт, госпиталь с операционной, транспортный самолет для перевозки личного состава или членов высшего военного и политического руководства. Созданы также модули с автономными генераторами электрического тока и разнообразными средствами радиосвязи. Указывается, что при необходимости эти модули можно установить и на обычных армейских грузовиках.
В последние месяцы ВАе 146 STA совершил несколько показательных полетов в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Командование ВВС некоторых из них проявило к новому самолету интерес, считая, что он может заменить устаревающие С-130 "Геркулес". Специалисты особенно отмечают очень слабые тепловую и шумовую сигнатуры турбовентиляторных двигателей ALF502, установленных на ВАе 146 STA. Самолет имеет следующие тактико-технические характеристики: длина 28,60 м, размах крыла 26,34 м, максимальная взлетная масса 42180 кг, силовая установка - четыре ТРДД тягой по 3185 кгс.
На базе ВАе 146 STA фирма "Бритиш аэроспейс" намечает создать также самолет-заправщик и базовый патрульный самолет.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz