"Зарубежное военное обозрение" 02'1990

ЗАГРАЖДЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

Полковник И. ПОЛЯКОВ, доктор технических наук;
подполковник В. ИЛЬЕНКО

Большое значение при реализации концепции "борьбы со вторыми эшелонами (резервами)" военные специалисты НАТО придают ограничению подвижности войск вероятного противника. Данная проблема, по их мнению, должна решаться путем затруднения маневра, дезорганизации подхода и ввода в бой или сражение вторых эшелонов и резервов, принуждения сосредоточиваться на ограниченной территории, перемещаться в направлениях и по маршрутам, выгодным для своих войск. Решение этих задач планируется за счет устройства заграждений, создания зон заражений, пожаров и т. д.
Наиболее целесообразными способами ограничения подвижности войск считаются разрушение земляного полотна проезжей части дорог (создание крупных воронок, рвов), дорожных сооружений (в первую очередь мостов, тоннелей, виадуков), ледяного покрова на водных преградах (зимой), устройство лесных и каменно-грунтовых завалов на путях движений войск, затопление и заболачивание местности. Поскольку создание заграждений требует большого расхода времени и значительных материальных затрат, в странах НАТО ведется их заблаговременная подготовка.
Руководящие органы ОВС НАТО в рамках оперативного оборудования евpoпейских ТВД разработали долгосрочную программу подготовительных мероприятий по разрушению наиболее важных автомобильных дорог, созданию заграждений и массовых разрушений. Рассматривая территорию ФРГ как театр основных боевых действий, командования НАТО и бундесвера проводят здесь такую работу наиболее интенсивно, особенно по созданию заграждений на дорогах. Наличие большого количества искусственных сооружений на коммуникациях, обширных пространств, покрытых лесами горных массивов, разветвленной сети оросительных и осушительных каналов, а также грунтов с низкой не. сущей способностью благоприятствует выполнению поставленной задачи.
Основу комплексов заграждений на территории ФРГ составляют заблаговременно подготовленные очаги разрушений на линиях коммуникаций. На их базе предполагается создавать системы заграждений в приграничной полосе и на направлениях, ведущих к жизненно важным экономическим и военным районам. Кроме того, в тылу противника на главных путях его движения для возведения искусственных препятствий и производства разрушений предусматривается использовать воздушные десанты, диверсионные отряды и группы, оснащенные, кроме стандартных подрывных зарядов, и ядерными минами Зоны заграждений взаимоувязываются во избежание их быстрого обхода, а для достижения более высокой эффективности препятствий рекомендуется проводить минирование разрушений и невзрывных заграждений.


Рис. 1. Схема устройства (все размеры даны в метрах) минных камер (колодцев) на автомобильных дорогах (А - с вертикальным расположением стволов минных камер; Б и В - с наклонным расположением стволов; Г - на дорогах с проезжей частью до 8 м; Д - на дорогах с проезжей частью свыше 8 м): 1 - труба для линии управления взрывом фугаса; 2 - земляное полотно; 3 - дорожная одежда; 4 - колодец; 5 - крышка колодца

По данным зарубежной военной прессы, к началу 1973 года на территории ФРГ было подготовлено несколько сот очагов разрушений, имеющих в общей сложности более 5 тыс. минных камер (колодцев), причем свыше 80 проц. их находится на автомобильных дорогах. Минные камеры сооружались согласно типовым проектам строительными фирмами по контрактам с министерством обороны ФРГ. К 1975 году командование НАТО в основном завершило подготовку очагов разрушений, заграждений и затоплений на основных коммуникациях.
Очаг разрушений на дороге представляет собой участок с минными колодцами (от одного до восьми, а иногда и более), расположенными как на проезжей части, так и на обочине дороги (рис. 1), В них могут закладываться обычные фугасы или ядерные мины. Между собой колодцы соединены трубами, в которых взрывные сети уже заложены или предусмотрены. Подобные трубы подведены к местам подключения данных сетей к магистральным проводам.
Первоначально колодцы создавались главным образом для устройства "ядерных заградительных поясов", в которые должны были устанавливаться ядерные мины. Последние обладают целым рядом преимуществ: небольшие размеры и масса, упрощающие их доставку к месту установки любым видом транспорта; значительно меньшие объем и продолжительность работ по подготовке объектов к разрушению; более эффективное использование мощности боеприпасов за счет установки их в строго заданном месте.
Американские ядерные мины можно устанавливать непосредственно на объекте либо вблизи него в зависимости от его защищенности и требуемой степени разрушения. Подрыв ядерных мин предусматривается осуществлять по радио с наземных постов управления, располагаемых в 15-20 км от них, или с борта летательного аппарата с расстояния 60-70 км.
Воронка от взрыва мины является труднопреодолимым препятствием, так как имеет значительные размеры (табл. 1) и крутые откосы. Кроме того, выброшенный и выпавший грунт, обладая низкой плотностью, сильно затрудняет движение по нему машин, а сам факт выпадения грунта из образовавшегося облака в радиусе нескольких сот метров (табл. 2) оказывает значительное психологическое воздействие на личный состав. В большинстве случаев воронка быстро наполняется грунтовыми водами, что создает дополнительные трудности ее преодоления. Имеют место очень высокие уровни радиации на ее поверхности и на прилегающей местности (3000-5000 рад/ч).

ТАБЛИЦА 1. ЗАВИСИМОСТЬ РАЗМЕРА ВОРОНКИ ОТ МОЩНОСТИ ЯДЕРНОГО ЗАРЯДА
Размер воронки, мМощность заряда, тыс. т
11020
Наземный взрыв
Радиус204252
Глубина152025
Подземный взрыв*
Радиус50100125
Глубина336580

* При заглублении заряда соответственно на 45, 90 и 110 м.

ТАБЛИЦА 2. ЗАВИСИМОСТЬ ПРОТЯЖЕННОСТИ ЗОН ЗАРАЖЕНИЯ ОТ УРОВНЯ РАДИАЦИИ ПРИ ВЗРЫВЕ ЗАРЯДА МОЩНОСТЬЮ 10 ТЫС. Т. И СКОРОСТИ ВЕТРА 5 М/С
Уровень радиации рад/чДлина зоны выпадения радиоактивных осадков км
Подземный взрывПодземный взрыв на оптимальной глубине*
30002,90.7
10004,81.2
3009,52,4
1001,453,6
3023.05,6

* Оптимальной считается глубина, при которой образуется воронка максимального размера.

На основании этих фактов военные специалисты НАТО делают вывод, что заграждения в виде воронок и рвов в сочетании с радиоактивным заражением местности являются весьма серьезными препятствиями, которые можно преодолевать на автомобилях и бронетранспортерах по истечении, как минимум, 2 сут. Проделывание проходов в гаких заграждениях требует применения специальных бронированных инженерных машин. Подчеркивается, что больше всего для создания подобных препятствий подходит горная местность, на которой перекрыть узкие проходы можно взрывом двух ядерных зарядов, заложенных на противоположных склонах на расстоянии 1 км друг от друга. Заряды рекомендуется располагать в лесистых и предрасположенных к осыпям и обвалам районах.
Пути движения, проходящие в лесистой и равнинной местности, рекомендуется перекрывать воронками на пересечении дорог или в других уязвимых местах. В лесах заграждения усиливаются образованием лесных завалов, характер которых зависит от мощности ядерного заряда и вида леса.
В зрелых и густых лесах (расстояние между деревьями не более 4-7 м) могут образовываться завалы, имеющие до 100-150 деревьев на 100 пог. м дороги, в средневозрастных и молодых лесах - до 200-300, а в редких (8-10 м) - до 30-40. При этом следует иметь в виду, что в непосредственной близости от центра (эпицентра) взрыва деревья выкорчевываются, ломаются и выбрасываются в стороны, и в результате образуется открытое пространство. Далее идет зона сплошных завалов с постепенно уменьшающейся плотностью (рис. 2). Радиус (в метрах) зоны сплошного завала ориентировочно можно определить по формуле:
&&&
где m? - коэффициент, учитывающий породу, высоту деревьев и плотность леса (в среднем m?=0,5); mi - коэффициент влияния рельефа местности в районе взрыва (mi=1-1,6; 1 - для равнинной местности, 1,6 - для сильнопересеченной) ; q - мощность ядерного боеприпаса, тыс. т.
В зоне завалов и за ее пределами возникают пожары, распространяющиеся в различных направлениях с неодинаковыми скоростями. При безветрии, пасмурной погоде и частых преградах в виде полян, ручьев, рек, просек и дорог скорость не превышает 1 км/сут. В сухое время и при сильном ветре верховые и низовые пожары могут распространяться со скоростью 10 км/ч, а в ряде случаев и до 25 км/ч. При взрыве ядерных мин вблизи населенных пунктов или на окраинах из обрушенных материалов образуются завалы значительных размеров. Характер обрушения, дальность разлета обломков и объем завалов на улицах, помимо высоты зданий, зависят от мощности боеприпаса и величины избыточного давления во фронте ударной волны. Например, при избыточном давлении во фронте ударной волны менее 0,4 кгс/ см2 большинство главных улиц и въездов в город будет относительно свободно для движения, поэтому обеспечение проезда по ним не потребует выполнения сколько-нибудь значительного объема разградитель-ных работ. В то же время при давлении 0,4-1,2 кгс/см2 сплошных завалов не будет только на городских магистральных улицах, а при давлении более 1,2 кгс/см2 и на них образуются сплошные завалы.
Предусматривается использовать заградительный эффект ядерных мин и на водных преградах. При этом заряды предполагается закладывать в 200-300 м от берега. В этом случае ожидается эффект расширения русла реки, что затруднит подходы к ней. Взрыв зарядов в самой водной преграде также приводит к разрушению берегов и гидротехнических сооружений, образованию волн и заражению воды.
Ядерные мины планируется применять также на равнинной местности, лишенной естественных препятствий. В этом случае наставления для войск рекомендуют на наиболее вероятных направлениях движения противника устраивать рвы длиной до нескольких километров. Однако, с другой стороны, стремясь к проведению крупномасштабных наступательных операций, специалисты НАТО считают, что создание сплошных заграждений может привести к сковыванию действий и своих войск. Поэтому на основных направлениях движения своих войск планируется использование одиночных ядерных мин. Этими же причинами объясняется стремление применять ядерные мины малой и сверхмалой мощности. Считается, что протяженность зоны выпадения радиоактивных осадков не должна превышать 3-4 км, а на установку и полную подготовку к подрыву ядерной мины потребуется 30 мин.


Рис. 2. Схема образования завалов в лесу от воздушного взрыва ядерного боеприпаса; 1 - лес; 2 - центр взрыва

Кроме ядерных мин, для устройства заграждений на дорогах предусматривается использование обычных ВВ. Так, для создания противотанкового заграждения на дороге намечается в колодцы закладывать заряды из расчета 100 кг ВВ на каждый метр глубины колодца. Разработаны подрывные заряды ВВ массой по 25 кг в форме дисков, опускаемых в колодцы вручную при помощи составных штанг с крючьями. Считается, что наибольшая эффективность заграждения обеспечивается при расположении колодцев на расстоянии 20 м друг от друга. В некоторых случаях заграждения предполагается усиливать путем установки мин.
Об эффективности разрушений на дорогах, устраиваемых подрывом зарядов в колодцах, можно судить по результатам одного из учений, проведенных с участием инженерных войск бундесвера летом 1978 года. В его ходе участок дороги на косогоре разрушался взрывом трех зарядов ВВ массой по 500 кг, размещенных вдоль оси дороги в колодцах на глубине 6 м на расстоянии 6 и 8 м друг от друга. Для лучшей забивки зарядов колодцы наполовину заполнялись водой. В результате взрыва образовался почти сплошной ров длиной 55 м, глубиной 3-5 м и шириной 14-6 м. Крутизна откосов воронок выброса достигла 20-40°. По оценкам специалистов ФРГ, такое заграждение может задержать танковые и механизированные подразделения минимум на 6 ч, а с дополнительным минированием краев рва и прикрытием его огнем не гораздо большее время. В местах, где на дорогах колодцы заблаговременно не подготовлены, устройство крупных воронок будет производиться взрывом зарядов ВВ, закладываемых в шурфы и скважины.
Еще в 70-е годы специалисты НАТО провели исследования по устройству разрушений на дорогах. Были отобраны ВВ нескольких типов - наиболее дешевые и пригодные для создания крупных воронок и рвов. Установлено, что разрушение проезжей части дорог зарядами из аммиачно-селитряных ВВ, расположенными в земляном полотне дороги в соответствии со стандартной схемой (рис. 3), не всегда дает желаемый результат. Для того чтобы исключить преодоление воронок и рвов танками типа американского М60, рекомендуется создавать рвы и воронки глубиной не менее 1,5 м и шириной (диаметром) 8 м при откосах не менее 25°.


Рис. 3. Стандартная схема расположения зарядов в земляном полотне дороги при ее разрушении; С, и С. - заряды ВВ массой 18,2 и 36,4 кг соответственно, пунктиром показан контур образуемого рва (все размеры даны в метрах)

Испытания показали, что наиболее эффективным противотанковым заграждением является ров трапециевидной формы, пересекающий дорогу под углом 45° (рис. 4). На проезжей части заряды общей массой 82 кг (на 40 проц. меньше, чем по типовой схеме) располагаются в два ряда. Взрыв зарядов дальнего от противника ряда производится на 0,5-1,5 с позже взрыва зарядов первого ряда. Образуется не преодолеваемый танками широкий и глубокий ров с откосами 25° (со стороны противника) и 40° (рис. 5). При попытках преодоления такого рва отмечалось соскакивание гусениц танков.
На дорогах, проходящих в высоких насыпях, рекомендуется устраивать бреши в виде сплошного или прерывистого разрушения земляного полотна шириной не менее 3 м и глубиной до 1,5 м.


Рис. 4. Схема расположения на дороге зарядов ВВ при устройстве противотанкового рва и его поперечное сечение (все размеры даны в метрах): 1 - земляное полотно дороги; 2 - дорожная одежда; 3 - сеть из детонирующего шнура; 4 - заряды ВВ массой 13,6 кг; 5 - заряды ВВ массой 18,2 кг; 6 - электродетонатор мгновенного действия; 7 - электродетонатор, срабатывающий с замедлением 0,5-1,5 с; 8 - контур рва, образованного взрывом; 9 - направление движения противника

При отработке новых приемов устройства заграждений на дорогах американские военные инженеры испытывали различные типы ВВ, и в частности состав С4, аммиачно-селитряные ВВ, алю-минизированные ВВ-пасты, жидкие ВВ. Опыты показали, что наиболее пригодными для устройства рвов и воронок являются ВВ-пасты и жидкие смеси, так как их проще применять в полевых условиях, а расход, по сравнению с тротилом, меньше. Взрывчатую смесь приготавливают непосредственно перед взрывом с помощью смесителя, установленного на автомобиле, и подают насосом в шурф или колодец. Жидкое ВВ или паста заполняет весь его объем и плотно прилегает к стенкам. Это позволяет значительно сократить силы и время, необходимые для устройства заграждений, особенно в тех случаях, когда требуется большое количество ВВ.


Рис. 5. Попытка на танке преодолеть ров, устроенный взрывным способом

Стремясь максимально сократить время на устройство разрушений проезжей части дороги, специалисты в США разработали взрывной комплект М180, который в настоящее время уже принят на вооружение (рис. 6). В его состав входят табельный кумулятивный заряд М2А4 массой 5 кг, пороховая ракета с головной частью массой 18 кг, портативная подрывная машина М57, установочная тренога и взрывная цепь. Общая масса комплекта 75 кг, два человека приводят его в готовность за 5 мин.
При использовании комплекта М180 треногу устанавливают в месте, намеченном для воронки. У основания направляющей стойки треноги укрепляют кумулятивный заряд М2А4. Над ним располагают подрывную машинку М57, а выше нее - неуправляемый реактивный снаряд, обращенный головной частью вниз. В капсюльное гнездо кумулятивного заряда помещают стандартный электродетонатор и подсоединяют его к подрывной машинке. Для приведения комплекта в действие воспламеняется двигатель снаряда. Снаряд движется по направляющей и головной частью нажимает на пусковой рычаг подрывной машинки, вызывая подрыв кумулятивного заряда, образующего в покрытии узкую пробоину, куда снаряд и заглубляется. От взрыва головной части НУРС образуется воронка глубиной от 0,8 м (в песке) до 1,8 м (в глине).
При взрыве нескольких комплектов, установленных в ряд, на дороге шириной 6-9 м создается ров длиной около 10 м и глубиной 2,5-3 м. Для сравнения отметим, что на устройство рва обычным способом при прочих равных условиях требуется примерно в 2 раза большее количество ВВ.


Рис. 6. Взрывные комплекты М100, подготовленные к применению

Комплект можно применять также для разрушения опор мостов и взлетно-посадочных полос аэродромов, долговременных сооружений, подземных объектов, хранилищ, участков берега, пригодных для высадки десантов, а также для выполнения других задач.
На вооружение английской армии принят взрывной комплект RCK. В его состав входят кумулятивный заряд массой 8,5 кг, два фугасных заряда общей массой 22,5 кг и принадлежности для взрыва (подрывная машинка, саперный провод, электродетонаторы и детонирующий шнур). Взрывом кумулятивного заряда в дорожном покрытии устраивается пробоина глубиной около 2 м, куда затем помещают фугасные заряды, производят забивку и инициируют их. В результате взрыва образуется воронка диаметром 6-8 м и глубиной 2-3 м.

ТАБЛИЦА 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОПЕХОТНЫХ МИН, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЗАГРАЖДЕНИЙ
Модель мины, страна-разработчикТипРадиус сплошного поражения, мДальность разлета убойных осколков, мСектор разлета осколков, град
М3, СШАОсколочная9-360
М16А1, СШАОсколочная выпрыгивающая20-360
М18, СШАОсколочная направленного поражения-3060
М18А1, СШАТо же-5060
DM31, ФРГОсколочная60-360
FFV013, ШвецияОсколочная направленного поражения-15038
"Пэдмайн", ВеликобританияТо же-16047

Западные специалисты считают также эффективным разрушение проезжей части дорог взрывами кумулятивных зарядов ВВ, располагаемых в приямках друг против друга с обеих сторон проезжей части (рис. 7).


Рис. 7. Схема установки кумулятивных зарядов при разрушении дорог: 1 - кумулятивный заряд; 2 - дорожная одежда; 3 - фокусные оси кумулятивных зарядов; 4 - ров; 5 - взломанные и смещенные куски покрытия; 6 - трещины в покрытии

Учитывая высокую плотность дорожной сети и водных путей на европейских ТВД (например, на равнинной части территории ФРГ плотность речной сети, каналов, водохранилищ достигает 0,4-0,6 км/км2, а в горной местности - от 0,9 до 1,4), а также меридиональное направление рек, командования армий стран НАТО к числу наиболее действенных способов задержки продвижения противника относят вывод из строя мостов и путепроводов. Ощутимый результат в выполнении данной задачи достигается при сравнительно небольшом расходе средств и сил. Один из путей сокращения сроков подготовки мостов и путепроводов к разрушению военные специалисты НАТО видят в заблаговременном (еще в мирное время) выполнении максимального объема подготовительных работ, разработке новых средств и способов быстрого разрушения мостов.
Так, на мостах и путепроводах, имеющих пролетные строения из железобетонных балок коробчатого сечения, в береговых устоях и промежуточных опорах оборудуются взрывные камеры. Подходы к камерам закрываются металлическими дверями и люками, снабженными замками, исключающими несанкционированное открытие. В расчетных местах разрушения балок внутри камеры устанавливаются элементы для быстрого крепления подрывных зарядов. В сравнительно небольших мостах зарядные камеры не оборудуются, а устанавливаются наружные держатели подрывных зарядов или только обозначаются места их установки. На заблаговременно подготавливаемые к разрушению объекты ведется боевая документация (журнал заграждения). В ней предусматривается порядок содержания и приведения в расчетные сроки заграждений в действие с соблюдением правил безопасности, определяется ответственность должностных лиц за своевременное и правильное выполнение поставленной задачи*.
Для совершенствования методов вывода из строя мостов и путепроводов в армиях стран НАТО ежегодно проводятся специализированные учения инженерных частей, в ходе которых отрабатываются приемы и способы быстрого разрушения объектов различных типов и конструкций. На объекты, используемые в процессе боевой подготовки личного состава, разрабатываются комплекты учебной документации и выделяются учебные средства.
С целью минимального расхода ВВ, потребного для разрушения объекта, рекомендуется применять кумулятивные удлиненные заряды, обладающие режущим эффектом, или использовать для разрушения элементов конструкций по два заряда SB, лучше пластичного, располагая их не один против другого, а со смещением с противоположных сторон элемента. После проведенных испытаний американские специалисты рекомендуют разрушать низководные мосты зарядами, размещенными в воде под пролетным строением. При взрыве таких зарядов образуется мощный столб воды, обладающий значительной кинетической энергией, достаточной для разрушения пролетного строения моста. Сообщается, что от взрыва заряда ВВ С4 массой 26 кг на глубине 90 см пролетное строение, находившееся на высоте 3 м от поверхности воды, было разрушено. Военные специалисты считают эффективным разрушать пролетные строения мостов, перебивая их по всей ширине кумулятивными зарядами (рис. 8).


Рис. 8. Подготовка моста к разрушению кумулятивными зарядами личным составом воздушно-десантного подразделения бундесвера во время учений

В американской армии для расчета величины зарядов разрушения береговых устоев широко используется метод, получивший условное название "3-5-40". Его суть состоит в том, что при выборе мест заложения зарядов (рис. 9) все три основных размера (глубина заложения зарядов, расстояние между ними и удаление линии размещения зарядов от внешней грани устоя) одинаковы - 5 футов, и используется заряд массой 40 фунтов. Количество зарядов определяется по формуле:
&&&
где W - ширина устоя по верху, футы; R - радиус разрушения (для зарядов массой 40 фунтов равен 2 футам, или 0,61 м).
Устройство шурфов под внутренние заряды для разрушения берегового устоя производят подрывом зарядов массой 1 фунт, закладываемых в скважины, или накладными зарядами из расчета 40 фунтов на шурф.
Для повышения эффективности заграждений считается необходимым дополнительно минировать разрушенные сооружения на дорогах минами различного назначения, в том числе и минами-ловушками, устанавливаемыми на неизвлекаемость и на различное время самоликвидации. Кроме того, рекомендуется устанавливать группы мин и отдельные мины на проезжей части дороги и в пределах полосы отвода для поражения личного состава и техники.
По сообщениям зарубежной печати, в 1970 году потери американских войск в Юго-Восточной Азии от мин, установленных в основном на дорогах и тропах, составили около 70 проц. боевой и транспортной техники и 33 проц. личного состава ох общего количества потерь. Применение мин способствует также повышению эффективности огня противотанковых средств на 20-60 проц., поскольку танкам и другим машинам приходится останавливаться перед заграждениями, преодолевать придорожные кюветы, крутые откосы насыпей или выемок, двигаться сквозь расположенные вдоль дороги деревья или через ограждения.


Рис. 9. Схема размещения зарядов ВВ при разрушении береговой опоры железобетонного моста: 1 - пролетное строение; 2 - береговая опора; 3 - заряд ВВ (размеры даны 8 метрах)

Считается, что на автомобильных дорогах наиболее целесообразно устанавливать мины на мостовых переходах, виадуках, путепроводах и вблизи них, на кривых, подъемах (спусках), в тоннелях и водопропускных трубах непосредственно в дорожную одежду дорог там, где они проходят в насыпях и выемках.
Отдельные мины рекомендуется устанавливать на значительных расстояниях и независимо друг от друга. Группы мин, наоборот, размещают компактно на участке или объекте дороги с учетом его конструктивных особенностей. Такие группы преимущественно из противопехотных и противотанковых мин устанавливают обычно в узлах дорог, на объездах и в дефиле.
Для достижения максимального эффекта и в целях сокращения времени на выбор места минирования наиболее вероятные места определяются и рекогносцируются еще в мирное время, а установка на путях в приграничной полосе планируется в угрожаемый период. До перевода заграждений в полную боевую готовность их ограждают проволочными заборами с предупредительными надписями. На заблаговременно подготовленное заграждение, создаваемое с помощью мин, подготавливается боевая документация, основой которой является формуляр заграждения.
Противотанковыми минами (противоднищевыми и противогусеничными) целесообразно минировать улицы населенных пунктов, места обходов разрушений, края воронок и рвов, а также проезжую часть дорог там, где их относительно легко можно замаскировать.
Более эффективными считаются противобортовые мины, которые быстро устанавливаются в стороне от дороги. Они легко маскируются, имеют датчики, реагирующие на инфракрасное, акустическое или другие физические поля, создаваемые проходящей бронетанковой техникой, а применение кумулятивных обычных и с ударным ядром зарядов позволяет пробивать броню современных танков на значительном удалении при малых углах встречи.
Для поражения личного состава, транспортной и легкобронированной техники используются противопехотные, противотранспортные мины, приводимые в действие различными способами, устанавливаемые на обочинах дорог (в полосе отвода), а некоторые и на большем удалении. Против живой силы противника могут применяться и огневые фугасы, поражающие ее горящей огнесмесью. Так, во время войны во Вьетнаме применялись огневые фугасы ХМ54, снаряжаемые пластифицированным фосфором. Они не только вызывают прямое поражение людей, но и оказывает сильное психическое воздействие. В результате взрывов таких боеприпасов могут образовываться участки пожаров, что резко ухудшает условия преодоления заграждения. Характеристики некоторых мин, применяемых для создания заграждений на дорогах, приведены в табл. 3 и 4.
Когда количество боевых средств (инженерных мин) недостаточно или их использование признается нецелесообразным, может проводиться ложное минирование путей движения войск минами в инертном снаряжении.

* * *

В первой части статьи говорилось о некоторых способах ограничения подвижности войск. Ниже, на основе материалов открытой зарубежной печати, продолжается их рассмотрение.
Многообразие задач по инженерному обеспечению боевых действий и сравнительно ограниченные возможности инженерных частей и подразделений по установке заграждений вынуждают командования армий стран НАТО привлекать для этого все рода войск. Сообщалось, например, что в американских бронетанковых и механизированных частях создаются возимые комплекты мин и приспособлений для их установки, в которые входят противотанковые мины М21 с взрывателем М616 (из расчета две мины на пять солдат, а в пехотных - одна на десять). Ставится вопрос об увеличении количества возимых мин до 15-20 штук на боевую машину. Данные инженерные средства используются, прежде всего, для быстрого создания заграждений, прикрывающих позиции и районы расположения частей и подразделений.
На дорогах с узкой проезжей частью рекомендуется устраивать минные шлагбаумы, состоящие из четырех-шести противотанковых мин, связанных отрезками троса или укрепленных на доске и надвигаемых наблюдателем на проезжую часть дороги при появлении на ней танков и другой техники противника.


Рис 1. Схема устройства минного шлагбаума из комплекта средств охранного минного заграждения; 1 - мины на тележках; 2 - трос; 3 - столб-метка; 4 - окоп для расчета; 5 - анкерный кол; 6 - обочина дороги; 7 - проезжая часть дороги

В вооруженных силах ФРГ разработан и принят на вооружение комплект средств, с помощью которого расчет из двух человек за 5-10 мин способен оборудовать минный шлагбаум на дорогах с шириной проезжей части до 8 м. Количество средств в подобных комплектах заранее точно не регламентируется, а определяется в подразделениях в зависимости от наиболее часто встречающейся ширины проезжей части дорог в полосе планируемых действий. Так, для применения на главных дорогах в комплект входит восемь тележек под мины, а для второстепенных - пять. Связанные между собой тросами тележки и два анкерных кола укладываются в ящик размером 500х500х500 мм. Противотанковые мины перевозятся в заводской упаковке. Схема оборудования минного шлагбаума представлена на рис. 1.
Устраивать минные шлагбаумы с использованием упомянутого выше комплекта рекомендуется в местах, где движение техники вне места его установки маловероятно, например у моста, в дефиле. В этом случае на обочине дороги, на той стороне моста, с которой возможно приближение противника, устанавливаются вплотную друг к другу соединенные тросом тележки, а на них укладываются мины (рис. 2). Затем тележки с минами маскируются. Крайняя (первая) тросом соединена с первым анкерным колом. Другой трос, прикрепленный к последней в связке тележке, перебрасывается через проезжую часть дороги, огибает второй анкерный кол и протягивается в окоп расчета, которой будет приводить его в действие. Окоп для расчета (как правило, на двух человек) отрывается на обочине дороги или в стороне от нее на расстоянии 150-200 м от моста, откуда хорошо видны подступы к мосту и тележки с минами.


Рис. 2. Комплект средств и устройство минного шлагбаума: А - тележка для мин; Б - комплект средств, уложенный в ящик; В - тележки с минами, установленные перед мостом; Г - замаскированные мины; Д - анкерный кол с огибающим его тросом; Е - расчет в окопе в момент закрытия шлагбаума; Ж _ мины на тележках на проезжей части дороги; З -наезд танка на одну из мин

В сторону противника выносится и устанавливается столб-метка (вешка) на удалении, позволяющем расчету надвигать шлагбаум за время преодоления этого расстояния танком. Ориентировочно оно равно 20 м (соответствует 2-3 с, то есть времени, необходимому для закрытия шлагбаума из восьми мин одним человеком). К концу подходящего к окопу металлического троса привязывается Отрезок каната из растительных или синтетических волокон, чтобы предотвратить травмы рук солдата, закрывающего шлагбаум, и сделать более удобным перемещение троса. Для прикрытия заграждения в расчет рекомендуется назначать гранатометчика с ручным противотанковым гранатометом.
При появлении на дороге танка или другой машины расчет изготавливается к стрельбе из гранатомета и надвижке минного шлагбаума. Как только машина поравняется со столбом-меткой, один из номеров расчета, потянув за канат, выдвигает мины на тележках на проезжую часть дороги. Танк или машина наезжает на одну из мин и подрывается. Если все-таки танк остановится перед шлагбаумом, то его поражает гранатометчик. Проведенные за рубежом испытания показали достаточно высокую эффективность данного заграждения по сравнению с минными шлагбаумами, подготавливаемыми войсками без использования тележек. Последние приводить в действие с расстояния свыше 70 м одному человеку крайне затруднительно. Кроме того, требуется большее время - 12, 6 и 4 с соответственно для шлагбаумов, состоящих из восьми, шести и пяти противотанковых мин.
Считается также оправданным разрушение в тылу противника дорог в местах, где объезд заграждения затруднен или невозможен, с помощью тактической авиации. Для этого могут использоваться как фугасные авиабомбы, так и специальные авиационные средства, предназначенные для вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов (например, французская бомба "Дюрандаль", принятая на вооружение во многих странах НАТО), а также управляемые авиабомбы и некоторые типы управляемых ракет.
В тех случаях, когда взрывом участка дороги могут быть повреждены другие объекты, устраивать заграждения в таких местах планируется с помощью невзрывных средств. К невзрывным заграждениям, создаваемым на дорогах, относятся проволочные заграждения, лесные, каменные, каменно-грунтовые и грунтовые завалы, обледененные скаты, дорожные барьеры, надолбы разных конструкций, рвы и канавы, затопление и заболачивание дорог.
На проезжей части могут устраиваться надолбы из стальных двутавровых или железобетонных столбов. Надолбы над поверхностью дороги обычно возвышаются на 1,4 м и располагаются в шахматном порядке (на расстоянии друг от друга 1,5 м) как минимум в два ряда. Колодцы для такого заграждения на дороге могут подготавливаться заранее и закрываться крышками.
Изготовленные из металла или железобетона ежи без их заглубления в проезжую часть дорог с достаточно прочной дорожной одеждой менее эффективны, чем надолбы. Ежи рекомендуется устанавливать на обочинах в пределах полосы отвода, где удается избежать их скольжения, а также на бродах (рис. 3). Они могут заранее завозиться к местам планируемой установки и складироваться, а устанавливаться с использованием средств механизации или при необходимости вручную (рис. 4).


Рис. 3. Установка металлических ежей на броде


Рис. 4. Складирование металлических ежей у места предполагаемой их установки

На дорогах, в местах развертывания постов регулирования движения и комендантской службы из различных материалов и элементов конструкций могут строиться баррикады (рис. 5) и проволочные заборы (рис. 6), исключающие проезд техники по дороге.


Рис. 5. Оборудование комендантского поста на дороге


Рис 6. Схема проволочных заборов на посту регулирования: 1 - проволочный забор; 2 - направление закрытия забора; 3 - помещение для личного состава поста; 4 - предупредительный знак; 5 - окопы

Достаточными заградительными свойствами обладают дорожные барьеры (рис. 7), устраиваемые в виде стенок различной конструкции. Проход, который остается между частями одной стенки или двумя стенками, возведенными со смещением относительно оси дороги с различных ее сторон и перекрывающими проезжую часть не менее чем наполовину с каждой стороны, подготавливается к быстрому закрытию его металлическими ежами либо минированию. По обеим сторонам барьера на полосе отвода устанавливаются ежи, отрываются средствами механизации или иными способами рвы (рис. 8), устраиваются проволочные заграждения в виде спирали Бруно (рис. 9) либо многорядного забора из колючей проволоки на высоких (примерно 2 м) кольях (рис. 10). На лесных дорогах, по которым движение гусеничной техники маловероятно или невозможно, а также на тропах рекомендуется устраивать многорядные заграждения из колючей проволоки на низких (высотой 25-30 см) кольях.


Рис. 7. Дорожный барьер


Рис. 8. Попытка преодолеть ров на танке


Рис. 9. Заграждение в виде спирали Бруно на дороге в лесу


Рис. 10. Многорядный забор из колючей проволоки на высоких кольях

На лесных дорогах с полосой отвода, не превышающей высоты деревьев, могут широко использоваться лесные завалы. Для сокращения времени на их устройство считается оправданным применение взрывчатых веществ. Наиболее удобным средством в данном случае является пластичное ВВ, из которого можно легко изготовить удлиненные заряды необходимых размеров и быстро закрепить их на стволах деревьев. В американской армии при устройстве лесных завалов широко применяется пастообразное ВВ. Кроме того, эффективными считаются эластичные удлиненные кумулятивные заряды, которые не только легко крепятся к деревьям, подлежащим валке, но и позволяют значительно сократить расход ВВ. Как правило, завалы, созданные с помощью ВВ, имеют высокую плотность (более 100 деревьев на 100 м дороги). Зарубежные военные специалисты отмечают, что правильно подготовленные лесные завалы обладают достаточно высокими заградительными свойствами, хотя их устройство требует больших трудозатрат. Определенное представление об этом дает рис. 11, на котором изображены завалы, создававшиеся в Юго-Восточной Азии.


Рис. 11 Противодесантные завалы

В горной местности, а также на участках дорог, проходящих в глубоких выемках, удобно создавать каменные, грунтокаменные и грунтовые завалы.
При ведении боевых действий в зимних условиях считается, что затруднение продвижения противника можно обеспечить путем намораживания льда на спусках, подъемах и крутых поворотах дорог, а в местах, удобных для оборудования ледяных переправ, необходимо разрушать ледяной покров взрывами групп зарядов, помещаемых под лед.
В последнее время в армиях НАТО приняты на вооружение средства и системы дистанционного минирования. Однако в военной печати подчеркивается, что на сегодняшний день отсутствует достаточный опыт их боевого применения, не выработаны эффективные способы действий инженерных частей и подразделений, оснащенных новой техникой.
Поэтому из случайно в ходе многочисленных войсковых учений в Европе этим вопросам уделяется самое пристальное внимание. Отмечая некоторые положительные моменты дистанционного минирования, военные эксперты вместе с тем указывают и на многие недостатки, присущие дистанционно устанавливаемым заграждениям, в частности, на дорогах. Основным из них является высокая обнаруживаемость мин на местности, особенно на проезжей части дороги. Стремясь исключить этот и другие недостатки, американские инженеры разработали мину BLU-101/B, содержащую два боевых элемента, которые выстреливаются при срабатывании акустического датчика цели и поражают цель сверху. По их мнению, применение таких мин может коренным образом повлиять на эффективность создаваемых заграждений на путях движения войск. Некоторые участки автомобильных дорог могут использоваться противником в качестве взлетно-посадочных полос для высадки воздушных десантов посадочным способом. Над такими участками рекомендуется устраивать противодесантные заграждения в виде шестов высотой примерно 6 м, устанавливаемых по обеим сторонам проезжей части дороги и соединяемых поверху стальными тросами диаметром 12 мм (рис. 12). В некоторых случаях (несмотря на опасность для гражданского населения) не исключается возможность создания водных заграждений на путях движения войск как перед войсками противника (обычно силами инженерных войск), так и в глубине его оперативного и боевого построения (средствами тактической авиации, ракетных войск, артиллерии и разведывательно-диверсионными подразделениями). Данные заграждения планируется создавать путем разрушения гидротехнических сооружений хозяйственного назначения или устройства завалов и плотин, перегораживающих русла рек. В результате подобных мероприятий могут возникать волны прорыва различной высоты, способные разрушать водопропускные сооружения на путях движения с одновременным затоплением участков местности.


Рис. 12. Противодесантное заграждение

Большие мессы воды могут размывать дороги, а в зонах затопления даже после ее спада из-за переувлажнения грунтов и оставшейся в по/мах воды отдельные участки местности у дорог могут на время (от нескольких часов до нескольких суток) стать труднопроходимыми для войск. В таких случаях требуется строительство новых путей или восстановление старых со значительными затратами сил, средств, а главное, времени.
Вместе с тем западные военные инженеры подчеркивают, что хорошо спланированной и своевременно созданной системой заграждений можно добиться существенного повышения боевой эффективности своего оружия за счет снижения маневренности войск противника.
В результате проведенных исследований, испытаний и учений различного масштаба в странах НАТО отработаны способы быстрого устройства заграждений на дорогах, при которых требуется минимальный расход сил и средств. Кроме того, установлено, что наибольшая результативность заграждений достигается - приведением их в полную готовность сразу же после беспрепятственного пропуска разведки противника, решительным уничтожением сосредоточенных перед заграждением сил и средств противника.
Заграждения на путях движения войск подготавливаются, как правило, инженерными войсками, а содержание, охрана, оборона и приведение их с действие возлагаются на боевые подразделения сухопутных и территориальных войск. Поэтому в настоящее время в планы боевой подготовки всех родов войск вооруженных сил стран НАТО включено обучение личного состава умению обращаться с основными образцами табельных противотанковых и противопехотных мин армий, как своей, так и союзников, а также вероятного противника. Солдаты и сержанты приобретают навыки правильно устанавливать мины в различных условиях местности, а офицеры - правильно выбирать места и способы установки заграждений, вести отчетную документацию.
Мероприятия НАТО по заблаговременной подготовке заграждений на дорогах, включая создание сети складов инженерных боеприпасов и имущества, также в основном завершены. В то же время это означает, как признают западные специалисты, что работы по совершенствованию планируемой единой системы заграждений, в которую включены и заграждения на дорогах, не прекратились. Наоборот, создаются новые средства для устройства заграждений на дорогах, отрабатываются соответствующие организационные вопросы. В военных изданиях имеются сообщения о создании и применении новых стандартных зарядов, по форме и способам крепления в большей степени соответствующих широко распространенным разрушаемым конструкциям. Испытываются новые удлиненные заряды, проверяется возможность использования жидких и пастообразных быстротвердеющих ВВ, разрабатываются приборы, обеспечивающие дистанционный подрыв зарядов.
Кроме того, систематически уточняются планы устройства заграждений, боевая документация на каждое из них. Идет постоянный поиск новых форм взаимодействия, согласования планов, создания заграждений и быстрой их передачи национальным вооруженным силам в рамках НАТО при совместных боевых действиях и смене войск одной страны войсками другой.
Все это говорит о постоянном и неослабевающем внимании военного руководства НАТО к проблеме создания заграждений на путях движения войск.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz