Работу по программе РА на конкурсной основе ведут две группы фирм. Первая, которую возглавляет компания "Локхид-Джорджия", включает также "Локхид-Калифорния-АДП", "Дженерал электрик", "Гудиэр аэроспейс", университет Карнеги-Меллона и другие. Эта группа занимается созданием и объединением ЭС, построенных по принципу архитектуры "доски объявлений" или "классной доски" (рис. 2). Вторая группа во главе с фирмой "Макдоннелл эркрафт" (в нее входят "Тексас инструментс" и "Систран") разрабатывает альтернативный подход к организации взаимодействия экспертных систем на основе перспективных вычислительных структур. Она увязывает свои работы с созданием компанией "Макдоннелл эркрафт" перспективных кабин для экипажей (с использованием речевого диалога, систем визуализации, нашлемных индикаторов).
Рис. 2. Структура прототипа СИИ (программы РА) компании "Локхид"
Кроме того, ряд крупных фирм ведет разработки отдельных подсистем, входящих в комплекс "электронного помощника летчика".
Первоначально планировалось, что СИИ, разрабатываемые в соответствии с программой РА, будут устанавливаться на самолетах следующего за истребителем ATF поколения, однако демонстрации прототипов обоих конкурентов, прошедшие в 1988 году, показали, что можно ожидать практических результатов значительно раньше. Так, если прототип СИИ компании "Локхид" демонстрировался с шестикратным замедлением по отношению к реальному масштабу времени по простому сценарию, то более сложные тесты будут проведены уже в текущем году, а полномасштабные лабораторные испытания в реальном масштабе времени запланированы на 1991 год.
В связи с этим были внесены некоторые изменения в программу РА. Намечено продемонстрировать действующие образцы ее ЭС с тем, чтобы привлечь внимание разработчиков истребителя ATF с целью включения системы в состав аппаратуры самолета в ходе его серийного производства.
* См.: Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 5. - С. 13-16. - Ред.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI