Согласно существующим планам предусматривается первоначально закупить 17 вертолетов МН-47Е (включая один опытный) с возможным началом поставки в 1991 году. В середине 90-х годов количество вертолетов этого типа намечается увеличить еще на 34 единицы.
Рис. 6. Сравнительный боевой состав основных подразделений армейской авиации США существующей и перспективной организаций: 1 - противотанковый вертолетный батальон "тяжелой" дивизии; 2 - противотанковый вертолетный батальон легкой пехотной дивизии; 3 - разведывательная вертолетная рота; 4 - вертолетная рота общего назначения
Перспективный легкий вертолет LHX. Работы в США по программе создания перспективного легкого вертолета LHX (Light Helicopter Experimental) ведутся с начала 80-х годов. Конечной целью данной программы является обеспечение существенного повышения боевых возможностей армейской авиации путем замены начиная со второй половины 90-х годов состоящих в настоящее время на вооружении устаревших легких боевых и разведывательных вертолетов новой машиной. При этом считается обязательным выполнение следующих требований министерства армии США к легким вертолетам: боевое использование в сложных метеоусловиях, ночью, в условиях высотной местности и жаркого климата, возможность применять оружие вне зоны действия ПВО противника, борьба с воздушными целями и средствами войсковой ПВО, одновременное поражение нескольких целей и т. д.
Первоначально прорабатывались два варианта нового вертолета - разведывательно-ударный LHX-SCAT и многоцелевой LHX-U с перспективой закупки в общей сложности более 4000 машин. Предполагалось, что оба варианта будут иметь общую конструктивную схему, высокую степень унификации и около 70 проц. общих узлов, агрегатов и систем. LHX-SCAT будет, кроме того, одноместным, что в совокупности должно существенно удешевить эксплуатацию парка данных вертолетов. Однако после детального изучения результатов НИОКР первого этапа командование сухопутных войск США от этой идеи отказалось и в 1988 году приняло решение продолжить разработку только разведывательно-ударного варианта. Объем последующих закупок намечен в количестве 2096 единиц.
Одновременно были уточнены основные задачи вертолета (нанесение ударов по наземным целям, ведение вооруженной разведки, борьба с воздушным противником) и требования к нему: масса пустого 3400 кг, максимальная взлетная 5200 кг, диаметр несущего винта 12,5 м, длина фюзеляжа 12,2 м, масса комплекта бортового оборудования для выполнения боевых задач 540 кг, максимальная крейсерская скорость полета 315 км/ч, вертикальная скороподъемность 2,54 м/с, перегоночная дальность полета 2300 км, силовая установка из двух двигателей мощностью по 1200 л. с, вооружение (вариант) - пушка на турельной установке, четыре ПТУР "Хеллфайр" и две УР "Стингер" внутрифюзеляжного размещения и четыре ПТУР "Хеллфайр" на наружных узлах подвески, ориентировочная стоимость одного вертолета (в ценах 1988 года) - 7,5 млн. долларов.
Рис. 5. Графическое изображение перспектив совершенствования парка боевых и разведывательных вертолетов согласно плану модернизации армейской авиации США
Недавно принятым планом модернизации армейской авиации США (рис. 5) предусматривается, что вертолеты LHX поступят на вооружение в противотанковые вертолетные батальоны "тяжелых" дивизий на замену ОН-58А/С (10 вместо 13 при одновременном уменьшении с 18 до 15 количества АН-64) и легкой пехотной дивизии на замену АН-IS и ОН-58А/С (21 и 13 соответственно будут заменены 25 LHX), а также разведывательных вертолетных рот (восемь заменят четыре АН-1S и шесть ОН-58А/С, рис. 6). При этом, по расчетам американских военных специалистов, боевые возможности указанных подразделений, несмотря на уменьшение общей численности вертолетов, должны возрасти.
Рис. 7. Вариант вертолета LHX фирм "Макдоннелл Дуглас" и "Белл"
В конкурсной разработке вертолета LUX участвуют две группы. Первая (First Team) во главе с "Боинг" и "Сикорский" была создана летом 1985 года (до этого фирмы проводили самостоятельные НИОКР). В работе этой группы принимают также участие компании "Вестингауз", "Гамильтон стандарт", "Дженерал электрик", IBM, "Кайзер", "Коллинз", "Мартин Мариэтта", "Нортроп", TRW, "Харрис" и другие. Вторая группа (Super Team) во главе с "Макдониелл Дуглас" и "Белл" образовалась весной 1986 года. В нее вошли также "Дженерал электрик", "Итон", "Литтон", "Нортроп", "Тексас инструментс", "Ханиуэлл" и "Хьюз".
Несколько ранее были сформированы рабочие группы из специалистов фирм "Гэррит" и "Аллисон" а также "Авко лайкоминг" и "Пратт энд Уинти" дл" конкурсной разработки газотурбинного двигателя, Двигатель первой группы получил обозначение Т800-LHT-800, второй - Т800-APW-800. После рассмотрения обоих проектов осенью 1988 года для продолжения полномасштабной разработки был выбран первый.
В иностранной прессе приводятся некоторые требования к характеристикам этого двигателя: масса сухого 136 кг (при максимальной мощности 895 л. с). длина 85,5 см, ширина 54,7 см, высота 65,6 см; удельный расход топлива при работе с мощностью 50 проц. от максимальной 339 г/кВт-ч (фактически достигнутый 328 г/кВт-ч); высокие надежность и живучесть; использование комплексной цифровой системы управления и регулирования; простота технического обслуживания с затратами не более 6 мин на замену любого агрегата двигателя и не более 1 ч на замену модульного узла.
В ноябре 1988 года группы фирм-разработчиц вертолета LHX получили два 23-месячных контракта стоимостью по 167 млн. долларов на проведение этапа демонстрации и оценки проектов. В течение указанного периода времени они должны окончательно определить технический облик своего варианта вертолета, изготовить макеты кабины и некоторых важнейших компонентов, а также доказать демонстрационными испытаниями, что их машины могут успешно и в полном объеме выполнять указанные выше задачи. После завершения данного этапа в декабре 1990 года намечается выбрать одну из двух групп фирм для продолжения полномасштабной разработки вертолета.
Американские эксперты отмечают, что наибольшую трудность на нынешнем этапе работ представляет соответствие массы пустого вертолета и его оборудования требованиям заказчика по выполнению боевых задач. В настоящее время масса радиоэлектронного оборудования примерно на 15 проц. превышает расчетную. В то же время считается, что дальнейшее снижение массы аппаратуры приведет к значительному повышению ее стоимости. В частности, возникает сложность с разработкой центральной бортовой ЭВМ (для обеспечения надежности их должно быть две), перспективной оптико-электронной системы обнаружения и захвата целей, нашлемной системы индикации с широким полем зрения и приборов ночного видения для членов экипажа. Требуется также уменьшение массы РЛС миллиметрового диапазона "Лонгбоу".
Фирмы "Боинг" и "Сикорский" предлагают вариант вертолета LHX с пятилопастным несущим винтом, рулевым винтом в кольцевом обтекателе и дистанционной волоконно-оптической системой управления полетом. Планер полностью изготовлен из композиционных материалов. Вариант фирм "Макдоннелл Дуглас" и "Белл" (рис. 7) оснащеется четырехлопастным несущим винтом из композиционного материала и системой уравновешивания реактивного крутящего момента NOTAR (вместо рулевого винта). Оба варианта будут двухместными, с тандемным расположением членов экипажа.
По данным западной прессы, расходы на НИОКР по программе LHX к середине 1989 года превысили 700 млн. долларов, а полная стоимость всех исследований, разработок, испытаний и оценок составит не менее 4 млрд. долларов. К летным испытаниям новой машины (предусматривается построить шесть опытных образцов) планируется приступить в середине 1993 года, а поставки в войска начать в 1997-м.
Наряду с работами по программе LHX в США проводятся также отдельные исследования по созданию транспортных вертолетов средней (в классе 15 т) и большой (22,5-35 т) грузоподъемности. Судя по публикациям зарубежной печати, предварительные планы разработки таких машин уже имеются, однако относятся они к дальне-срочным, носят в основном рекомендательный характер и выполняются, главным образом, в инициативном порядке.
Отмечается также значительное увеличение в последние годы объема исследований военного и технического характера по проблеме борьбы с вертолетами противника в воздухе. Так, в 1983 году в США началось осуществление программы AACT (Air-to-Air Combat Test). В ее рамках проводятся испытания вертолетов различных типов и их оснащения на предмет отработки вопросов технического характера, а также определения некоторых требований к маневренно-скоростным характеристикам, которые должны быть учтены при разработке новых вертолетов, в частности по программе LHX.
В 1985 году началась отработка тактики воздушных боев (как одиночных, так и в составе вертолетных подразделений) в рамках программы АТАС (Air-to-Air Combat). В конце 1986 года управление авиационных систем вооружения сухопутных войск США объявило запрос на предложения по программе ACAF (Advanced Counter-Air Fighter), предусматривающей проведение исследований и оценку потенциальных концепций винтокрылых летательных аппаратов, оптимизированных для борьбы с воздушными целями в ходе боевых действий. Одной из основных задач данной программы является определение технических решений и характеристик, которые могут быть реализованы намечаемой долгосрочными планами разработкой во второй половине 90-х годов боевых вертолетов, специализированных для борьбы с воздушными целями*****. Считается, что при реализации программы ACAF должны максимально учитываться требования программы разработки новых средств ПВО сухопутных войск FAAD (Forward Area Air Defence).
HTTP://ATTEND.TO/COMMI