ЗВО - 01'1990

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ ФРЕГАТА НАТО 90-Х ГОДОВ

Полковник И.ШЕВЧЕНКО

О планах военных приготовлений НАТО особое место занимает расширенное сотрудничество стран-участниц блока в разработке и производстве различных систем оружия и военной техники на основе кооперации. Как сообщается в зарубежной прессе, главными целями сотрудничества являются стандартизация вооружений, улучшение их характеристик за счет использования научно-технических достижений партнеров в отдельных областях, экономия финансовых и материальных ресурсов, концентрация взаимных усилий на перспективных направлениях.
В августе 1985 года члены подкомитета ассоциации НАТО по вопросам кооперации б области НИОКР и производства военной техники встретились в конгрессе США с членами комитетов палаты представителей и сената по делам вооруженных сил. Они обсудили ряд возможных кооперационных программ в рамках Североатлантического блока, включая программу создания фрегата НАТО 90-х годов (NATO Frigate Replacement - NFR-90).
В ходе встречи было выявлено, что для стран НАТО и США потребуется построить не менее 50 кораблей. Фактически начало этой программе было положено несколько ранее, в апреле 1984 года, когда представители США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Нидерландов и Испании подписали меморандум о начале проведения группой специалистов из восьми указанных стран НИОКР по созданию фрегата НАТО 90-х годов.
Участвуя в кооперации по разработке и производству оружия и военной техники, США наметили израсходовать на эти цели в 1986-1992 финансовых годах более 2,7 млрд. долларов, в том числе 30,2 млн. на НИОКР в области создания фрегата НАТО 90-х годов. Перечень кооперационных программ НИОКР в интересах развития ВМС НАТО приведен в таблице на с. 83.
С целью реализации программы NFR-90 восемь вышеуказанных стран создали консорциум ISS (Internationale Schiffs Studien GmbH, г. Гамбург, ФРГ). В него вошли представители следующих национальных фирм: <Вестингауз электрик> (США), <Ейкис интернзшнл> (Канада), <Бритиш шипбилдерс> (Великобритания), <Томсон-CSF> (Франция), <Маринентехник Гмбх> (ФРГ), <Кантиери навали итальяна> (Италия), <Филипс интернэшнл> (Нидерланды), <Эмпреса насьональ Басан> (Испания). Структура организации этой международной компании показана на схеме.
Действуя в качестве координирующего органа, ISS привлек к исследованию осуществимости проекта 250 специалистов более чем из 200 национальных фирм, занятых проектированием, разработкой и строительством кораблей и оружия. Итоговый отчет был представлен подготовительному комитету в рамках программы NFR-90 в конце октября 1985 года. Он составил 10 тыс. страниц текста, а также 30 тыс. страниц приложений с подробными расчетами стоимости корабля, радиоэлектронного оборудования и вооружения. В результате образовалась библиотека из 200 томов, пятая часть которой - новые технические разработки, выполненные в ходе исследований. С отчетом были ознакомлены представители всех восьми стран-участниц. Им был подложен базовый проект NFR-90, предусматривавший нижеследующие характеристики.
Водоизмещение, т:
 - стандартное   4400
 - полное        5200
Длина, м         131
Экипаж, человек  180-240
Для будущего фрегата рекомендовалось использовать комбинированную дизель-газотурбинную установку типа CODOG, предусмотреть базирование двух вертолетов, наличие установки вертикального пуска для стрельбы противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетами, 127-мм артиллерийской установки и двух зенитных артиллерийских комплексов.
К июлю 1986 года восемь стран должны были представить предварительные планы, обрисовать в общих чертах свои обязательства в отношении проекта и указать требующееся им количество кораблей данного класса, их вооружение и т. д. Эти сведения необходимы били для того, чтобы обсудить возможно большее число технических требований, разработать подробное техническое задание согласно штатным техническим условиям НАТО.
Специалисты ISS составили следующий график реализации проекта NFR-90.
Январь 1987 года работа над эскизным проектом (18 месяцев)
Июнь 1989 года   подготовка рабочего проекта
1991 год         строительство прототипа серийного корабля (40 месяцев)
1993 год         строительство головного корабля для
                 какой-либо страны (36 месяцев)
1994 год         испытания в море прототипа серийного корабля
                 с целью учета результатов при постройке последующих
                 кораблей (30 месяцев)
В рамках программы NFR-90 консорциум ISS рассмотрел 18 проектов фрегата 90-х годов, один из которых мог бы быть назван <международным кораблем>, имеющим максимальную стандартизацию вооружения, а восемь других в наибольшей степени отвечали бы требованиям стран-участниц. Все эти проекты были основаны на технологии типового кораблестроения с использованием модульной конструкции.
По оценкам иностранных специалистов, с учетом расходов и технического риска ориентировочная стоимость разработки фрегата НАТО 90-х годов может быть в пределах 250-500 млн. долларов. При подсчете экономии средств на создание фрегата, обладающего сравнимыми с имеющимися аналогами характеристиками, размерами и вооружением, учитывались предполагаемое число кораблей, степень единства образцов вооружения и сходность в системе материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта. Считается, что первоначальные преимущества проявятся при распределении таких непериодических издержек, как расходы на управление программой, разработку и проектирование. Значительная экономия может быть получена на периодических издержках при выполнении заказа на большое количество кораблей, если программа предусматривает постройку по меньшей мере 25 фрегатов.
В отношении этапа эскизного проектирования и разработки корабля эксперты ISS предложили руководствоваться традиционным принципом: одинаковая работа - одинаковые затраты. При возрастании риска во время строительства головного фрегата было предложено равномерно распределять непериодические издержки.
По признанию иностранной прессы, возможно увеличение издержек. В частности, возникает проблема управления программой, обусловленная большим числом стран-участниц проекта и фирм, сотрудничающих в ее реализации. В результате усложняется процесс принятия решения. Этот вопрос имеет важное значение, так как отсутствие единства в принятии решения относительно характеристик и стандартов может привести к увеличению срока реализации программы. Для избежания негативных явлений эксперты приняли решение руководствоваться умеренными техническими требованиями.
Чтобы установить одинаковое понимание проблем реализации программы NFR-90 на различных этапах, было проведено сравнение структур систем жизненного цикла оружия и военной техники, принятых в США и европейских странах НАТО (показаны на с. 89).
Следует отметить, что с самого начала сотрудничества каждый из партнеров стремился извлечь для себя определенные выгоды. Так, Соединенные Штаты пытались развивать кооперационные связи с западноевропейскими союзниками в таких формах, которые обеспечивали бы лидерство США. С этой целью из бюджета министерства обороны страны ежегодно выделялось 60 млн. долларов на финансирование кооперационных программ. Чтобы обеспечить себе надежную рекламу, более 100 американских фирм предоставили в распоряжение консорциума ISS данные о выпускаемой ими продукции в виде различной технической документации.
В октябре 1986 года делегация США побывала в европейских странах НАТО в целях достижения договоренности об участии в работе по созданию системы оружия с использованием технологии <иджис> для фрегата НАТО 90-х годов. При этом допускалось, что РЛС SPY-I(V) из системы <Иджис> будет производиться не обязательно в США. Фирмы <Рэдио корпорейшн оф Америка> (США) и <Сименс> (ФРГ) уже предприняли попытку получить разрешение американского госдепартамента на совместную разработку многофункциональной РЛС для фрегата НАТО 90-х годов.
Суть общего проекта ФРГ состоит в том, что та или иная страна-участница программы часть вооружения для своих фрегатов будет получать от других партнеров. Планы распределения вооружения будут, очевидно, зависеть от числа кораблей, которые намечает закупить каждое государство НАТО. Доля оружия и военной техники, получаемая от других стран-участниц проекта, по оценке иностранных специалистов, составит 64-96 проц. Согласно договоренности, все участники программы будут осуществлять сборку фрегатов для своих ВМС на собственных верфях. Для этого кораблестроители получат полный комплект технической документации, а производство комплектующих изделий они будут вести совместно, на конкурсной основе или по лицензии.
В связи со значительными расходами на содержание экипажей английские специалисты предложили проект перспективного противолодочного фрегата модульной конструкции с высокоавтоматизированными системами вооружения и механизмами, для обслуживания которого будет достаточно 43-50 человек вместо 146 на фрегате типа <Норфолк> (проект 23).
Иностранные специалисты предусматривали, что в перспективе стандартизация вооружения фрегата НАТО 90-х годов может позволить сэкономить средства на снабжении запчастями, МТО и обучении экипажей, дать возможность располагать взаимозаменяемыми кораблями.
В выводах проведенного исследования осуществимости проекта NFR-90 содержатся следующие рекомендации:
- центральная организация, ответственная за проект, разрабатывает корпус и боевые системы корабля;
- необходимо централизованно осуществить планирование комплексного обеспечения МТО и разных мероприятий;
- требуется создание береговых испытательных сооружений и разработка программного обеспечения;
- каждое государство, участвующее в проекте, должно заключать контракты с национальными кораблестроительными фирмами на строительство фрегатов для своих ВМС;
- подготовка рабочего проекта должна входить в функции кораблестроительных фирм;
- централизованно закупаемое вооружение необходимо приобретать на конкурсной основе с учетом его последующего распределения;
- вспомогательное оборудование и материалы следует приобретать у национальных фирм.
Наибольшей экономии средств предполагалось достичь при распределении расходов на рабочий проект корпуса корабля и его систем, проект и разработку боевой системы, планирование МТО, специальное сооружение для испытания систем корабля и помещения для обучения личного состава, проектирование и разработку отдельных систем РЭБ и оружия.
Считалось, что значительная экономия денежных средств возможна также за счет совместной закупки запчастей и их распределения, а кооперационная программа будет поддерживать соответствующие отрасли промышленности стран-участниц на современном уровне.
Вместе с тем вследствие ряда организационных и технических проблем упомянутый выше первоначальный график реализации программы NFR-90 оказался неосуществимым и к началу 1988 года был пересмотрен в сторону смещения сроков в целом на три года. Фрегат 90-х годов планируется создавать по новому графику, приведенному на с. 90.
Начало 1988 года подписание странами-участницами
                 "Меморандума о взаимопонимании" (реализовано)
1988-1991 годы   фаза концептуальной разработки проекта
1993 год         подготовка рабочего проекта
1994 год         начало строительства прототипа серийного корабля (40 месяцев)
1996 год         строительство головного корабля для
                 какой-либо страны (36 месяцев), строительство
                 серийного корабля (30 месяцев)
1997 год         начало ходовых испытаний прототипа серийного корабля
Конец 1998 года  ввод в строй
Согласно расчетам иностранных экспертов, потребности восьми стран в 52 кораблях (для США - 18, Великобритании - 12, Нидерландов - два, для остальных - по четыре) являются минимальными дня экономической осуществимости проекта.
Заинтересованность в проекте высказывали Турция, Греция и Португалия (общая потребность десять кораблей). Стоимость одного фрегата может составить 265-276 млн. долларов при предполагаемой суммарной стоимости программы 15-20 млрд.
Однако при реализации проекта NFR-90 по новому графику иностранные специалисты в 1989 году столкнулись с одной из основных проблем - как удовлетворить отличающиеся между собой интересы всех участников проекта.
Так, Великобритания первоначально проявила заинтересованность в проекте в надежде получить корабли на замену 12 эсминцев УРО типа <Шеффилд> (проект 42), которые устареют к концу века. Позднее в результате рассмотрения базового проекта, завершенного в июле 1989 года, она отказалась от участия в программе, обосновывая свое решение тем, что не смогла прийти к согласию с партнерами по проекту и графику его реализации.
Одним из основных камней преткновения явилось также отсутствие единства взглядов партнеров по вопросу противовоздушного вооружения корабля. Спор ведется о том, какую систему ПВО принять на вооружение: предложенную Соединенными Штатами систему NAAWS (НАТО Anti-Air Warfare System - система ПВО НАТО) или европейскими партнерами - FAMS (Family of Anti-Air Missile Systems - семейство систем ракет ПВО). Разногласия по данной проблеме привели Францию и Италию следом за Великобританией к отказу от участия в проекте.
Элемент нестабильности в сложизшую-ся ситуацию вносят и Соединенные Штаты - один из основных членов консорциума. Они планируют прекратить строительство и покупку фрегатов после 2000 года, а в настоящее время, по замечанию журнала <Джейн'с дефенс уикли>, их обязательства перед консорциумом сохраняются лишь на бумаге.
По оценкам иностранных специалистов, дальнейшая судьба совместного проекта пока не ясна. Удастся ли оставшимся участникам довести его до завершения или он распадется на отдельные кооперационные программы, покажет время.

КООПЕРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ НИОКР В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ВМС НАТО И ПРОЕКТНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ИХ ФИНАНСИРОВАНИИ СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ (В МЛН. ДОЛЛАРОВ)
Системы оружия и военной техникиФинансовые годы
1986198719881989199019911992Всего
Перспективная зенитная ракета6,018,510,78,724,225,246,9140,2
Модернизация линии связи4,03,212,613,212,610,37,963,8
Фрегат НАТО 90-х годов2,14,112,06,06,0--30,2
ЗУР НАТО "Си Спарроу"2,74,09,58,815,716,012,769,4
Морская мина нового поколения5,56,014,120,528,429,029,7133,2
Система опознавания "свой-чужой"3,32,542,152,889,354,664,6309,1
Торпеда для самообороны надводных кораблей-2,056,665,643,927,610,2205,9


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz