ЗВО - 01'1990

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЛОТОВ СТРАН НАТО

Капитан 1 ранга В. АФАНАСЬЕВ

В результате настойчивых усилий СССР и других стран социалистического содружества, а также соответствующих ответных шагов США и их партнеров по Североатлантическому союзу удалось снизить военную напряженность, добиться позитивных результатов в области сокращения ядерных вооружений. Положительные сдвиги наметились в уменьшении военного противостояния в Европе, где развиваются процессы, ведущие к росту взаимного доверия и создающие предпосылки для достижения мер в области разоружения. Однако ясно просматриваются и другие тенденции. Усилия США и их союзников направлены на уклонение от переговоров по вооружениям, в которых государства блока НАТО имеют преимущество.
Особенно большие усилия Соединенные Штаты предпринимают для того, чтобы не допустить переговоров о сокращении военно-морских сил, их вооружений, избежать контроля за деятельностью флотов. На океанских и морских просторах продолжается ничем не ограничиваемая гонка вооружений: на подводных лодках и надводных кораблях сосредоточен огромный разрушительный потенциал ядерного и обычного оружия.
Форсированное наращивание США и НАТО мощи флотов, резкое повышение их активности ведут к росту военной опасности, делают Мировой океан местом, где возможность возникновения конфликтных ситуаций с применением оружия становится наиболее вероятной.
Вот почему проблема разоружения на морях и океанах становится неотъемлемым фактором развития отношений между Востоком и Западом в целом. По мере развития процесса сокращения стратегических наступательных вооружений, вооруженных сил и вооружений в Европе, расширения и углубления мер контроля за военной деятельностью сухопутных войск вопросы ограничения и сокращения морских вооружений, распространения мер доверия на деятельность военно-морских сил выдвигаются на первый план. Они становятся все более дестабилизирующим международную обстановку фактором - как в глобальном, так и в региональном масштабе.
В данной статье, подготовленной по материалам иностранной печати, проводится краткий анализ корабельного состава ВМС США и их партнеров по НАТО, рассматриваются перспективы его развития.
Военно-морские силы США - наиболее современные и самые крупные в капиталистическом мире - являются одним из основных инструментов давления, с помощью которого Вашингтон обеспечивает проведение политики <с позиции силы>. Они занимают особое место в вооруженных силах страны, считаются одним из наиболее мощных их видов и, обладая универсальностью, высокой мобильностью и разнообразными средствами поражения, предназначены не для обороны, а в первую очередь для ведения активных наступательных операций в любом районе земного шара.
Стратеги Пентагона возлагают на ВМС решение следующих основных задач: завоевание и удержание господства на море, нанесение ракетно-ядерных ударов по объектам на территории противника и борьба с его ПЛАРБ, оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях, проведение морских десантных операций, обеспечение стратегических перебросок морем войск, вооружения и предметов материально-технического снабжения, оказание военно-политического давления на независимые государства путем демонстрации силы.
Военное руководство страны всегда придавало и придает особое значение ВМС. Подтверждением этого могут служить данные по бюджетам военно-морских сил за последние годы (табл. 1), а также планы строительства кораблей и судов флота в 1990-1994 финансовых годах (табл. 2).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ США ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ (В МЛРД. ДОЛЛАРОВ)
Виды вооруженных силФинансовые годы
1988 (фактически)1989 (оценка)1990 (проект)1991 (проект)
Сухопутные войска75,878,278.881.8
Военно-воздушные силы88,394,697,7103,0
Военно-морские силы100,397,497,8103,1
Управления и ведомства министерства обороны19,420,021.323,1
Всего283,8290,2295,6311,0

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВМС США НА 1990-1994 ФИНАНСОВЫЕ ГОДЫ
(количество кораблей и судов, на строительство и переоборудование которых планируется выделить средства)
Содержание программФинансовые годыВсего в 1990-1994
19901991199219931994
Строительство
Атомные ракетные подводные лодки типа <Огайо>111115
Атомные многоцелевые подводные лодки типа <Лос-Анджелес>100001
Атомные многоцелевые подводные лодки типа <Сивулф>0233311
Эскадренные миноносцы УРО типа <Орли Бёрк>5555424
Универсальные десантные корабли типа <Уосп>020102
Десантные транспорты-доки типа <Уидби Айленд> (грузовой вариант)111115
Тральщики-искатели мин типа <Авенджер>300003
Тральщики-искатели мин типа <Оспрей>1341214
Суда дальнего гидроакустического наблюдения типа T-AGOS23102126
Транспорты спецоружия и боеприпасов типа АЕ36000123
Быстроходные универсальные транспорты снабжения типа АОЕ6111115
Плавмастерские000011
Спасательные суда000011
Океанографические исследовательские суда312219
Итого171519201990
Переоборудование
Многоцелевые авианосцы (программа SLEP)100103
Танкеры100001
Учебные корабли101002
Итого301105

По данным справочника по корабельному составу <Джейн>, на начало 1990 года военно-морские силы США насчитывали более 460 кораблей основных классов (включая 44 корабля экстренного резерва), более 200 катеров (патрульных, десантных и тральщиков), свыше 80 вспомогательных судов различного назначения и 130 судов командования морских перевозок. Кроме того, в военное время флоту передается 250 сторожевых кораблей, катеров и вспомогательных судов береговой охраны. На вооружении авиации флота и морской пехоты находится примерно 5000 самолетов и вертолетов, половина из них - боевые. Численность личного состава ВМС около 800 тыс. человек, из них 196 тыс. в морской пехоте.
В соответствии с решаемыми задачами американский флот подразделяется на подводные ракетно-ядерные силы (атомные ракетные подводные лодки - ПЛАРБ) и силы общего назначения (атомные многоцелевые подводные лодки - ПЛА, дизельные подводные лодки, надводные корабли, вспомогательные суда).
Атомные ракетные подводные лодки, являющиеся важнейшим компонентом стратегических наступательных сил США, в которые также входят межконтинентальные баллистические ракеты и стратегическая авиация, занимают особое место в структуре флота. Повышенная скрытность боевого использования обеспечивает им высокие живучесть и неуязвимость в условиях активного противодействия противника. В сочетании с большой ударной мощью и высокой точностью стрельбы баллистических ракет это позволяет подводным ракетно-ядерным силам быть эффективным средством ядерного нападения не только в первом, но и в последующих ударах.
Как сообщает зарубежная пресса, Соединенные Штаты располагают 36 ПЛАРБ (десять типа <Огайо> и 26 - <Лафайет>), причем более половины из них постоянно находится на боевом патрулировании в различных районах Мирового океана в полной готовности к нанесению с различных направлений ядерных ударов по объектам на территории СССР и других стран социалистического содружества. На этих лодках размещены 656 пусковых установок для баллистических ракет <Трайдент-1>, <Трайдент-2> и <Посейдон>.
По расчетам западных военных специалистов, общая численность ядерных боеголовок на американских ПЛАРБ после принятия на вооружение ракет <Трайдент-2> (об этом см. ниже) достигнет 5936 единиц, что составит почти 50 проц. стратегического ядерного арсенала США.
Новейшими атомными ракетными подводными лодками американского флота являются ПЛАРБ типа <Огайо>. При их создании использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей. Они имеют следующие основные характеристики: надводное водоизмещение 16600 т, подводное 18700 т; длина 170,7 м, ширина 12,8 м, осадка 10,8 м; мощность ядерной энергетической установки (водо-водяной реактор типа S8G) 60000 л. с; скорость подводного хода 25 уз; вооружение - 24 пусковые установки для баллистических ракет <Трайдент-1> или <Трайдент-2>.
Строительство этих лодок ведется с 1979 года, головная SSBN726 <Огайо> вступила в строй в 1981-м. Первые восемь ПЛАРБ вооружены баллистическими ракетами <Трайдент-1> с дальностью стрельбы до 7400 км. Данная ракета имеет разделяющуюся головную часть (РГЧ) типа МИРВ с восемью боеголовками индивидуального наведения мощностью по 100 кт, точность стрельбы (круговое вероятное отклонение - КВО) составляет 450 м.
Баллистическая ракета <Трайдент-2> в настоящее время проходит испытания, принятие ее на вооружение намечено на весну текущего года. Эта ракета превосходит <Трайдент-1> по дальности стрельбы (в зарубежной печати указываются цифры 11000 и 12000 км) и точности (КВО -120 м). РГЧ <Трайдент-2> типа МИРВ содержит 13 боеголовок по 100 кт или восемь по 475 кт.
Баллистическими ракетами <Трайдент-2> будут оснащаться все подводные лодки типа <Огайо>, начиная с SSBN734 <Теннесси>,- девятой ПЛАРБ в серии. Кроме того, в ходе капитальных ремонтов первых восьми лодок типа <Огайо> они заменят ракеты <Трайдент-1>.
По данным иностранной прессы, США намерены построить до 24 ПЛАРБ типа <Огайо>, планируемый темп строительства - один корабль в год. С передачей этих лодок ВМС устаревающие атомные ракетные подводные лодки типа <Лафайет> с ракетами <Посейдон> будут выводиться из боевого состава флота.
ПЛАРБ типа <Лафайет> находятся в строю более 20 лет (с 1963-1967 годов), но, тем не менее, срок их службы в результате проведенных капитальных ремонтов и модернизационных работ продлен до середины или конца 90-х годов. В 1978-1982 годах 12 лодок этого типа были переоборудованы под ракеты <Трайдент-1> (количество пусковых установок осталось прежним - 16). На остальных ПЛАРБ сохранились ракеты <Посейдон> (на каждой лодке 16 ракет с дальностью стрельбы 4600 км, их разделяющаяся головная часть включает десять боеголовок типа МИРВ по 100 кт, КВО - 450 м).
Американская печать сообщает, что США, чтобы остаться в рамках Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, после ввода в боевой состав очередной ПЛАРБ типа <Огайо> предполагают вывести из строя в 1990 году лодку SSBN626 <Даниэл Уэбстер> типа <Лафайет> с ракетами <Посейдон>.
Особое место в ВМС общего назначения занимают подводные лодки. По состоянию на начало этого года их численность достигла 101 единицы, в том числе 100 атомных многоцелевых (44 типа <Лос-Анджелес>, 37 - <Стёрджен>, 12 - <Пермит>, три - <Скипджек>, две - <Этен Аллен>, а также <Гленард П. Липскомб> и <Нарвал>) и одна дизельная (типа <Барбел>).
Атомные многоцелевые подводные лодки, обладающие большой скрытностью, практически неограниченной дальностью плавания, значительной автономностью (зависит лишь от физического состояния экипажа), высокой скоростью хода (в подводном положении 30 уз и более) и глубиной погружения от 300 до 450 м, имеющие на вооружении современные системы ракетного (ПКР <Гарпун>, ПЛУР САБРОК, крылатые ракеты <Томагавк>), торпедного и минного оружия, способны не только вести борьбу с надводным и подводным противником, но и наносить удары (часть лодок) крылатыми ракетами по его береговым объектам.
Наиболее современными и боеспособными лодками флота считаются ПЛА типа <Лос-Анджелес> (рис. 1). Их подводное водоизмещение 6900 т, длина 109,7 м, ширина 10,1 м, осадка 9,9 м, мощность ядерной энергетической установки (водо-водяной реактор типа S6G) 35 000 л. с, подводная скорость хода свыше 30 уз, глубина погружения до 450 м. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата, которые могут использоваться для стрельбы торпедами, крылатыми ракетами <Томагавк>, ПКР <Гарпун>, ПЛУР САБРОК, а также для постановки мин. ПЛА SSN719 <Провиденс> и последующие лодки оснащаются, помимо торпедных аппаратов, установкой вертикального пуска для крылатых ракет <Томагавк>.

Атомная многоцелевая подводная лодка SSN7O1 <Ла Джолла> типа <Лос-Анджелес>

Строительство этих лодок ведется с 1972 года, головная SSN688 <Лос-Анджелес> передана ВМС в 1976-м. Ранее планировалось построить 68 таких ПЛА, однако в связи с решением начать строительство серии атомных многоцелевых подводных лодок нового типа <Сивулф> их количество было сокращено до 62. Ввод в строй последних ПЛА намечен на 1993-1994 годы.
Одну из лодок типа <Лос-Анджелес> - SSN691 <Мемфис> предполагается вывести из состава регулярных сил и использовать в качестве опытовой.
Намеченные к строительству ПЛА нового типа <Сивулф> (30 единиц в серии) будут иметь более высокие тактико-технические характеристики, чем американские лодки других типов. Судя по материалам западной прессы, они станут самыми малошумными в ВМС США и наилучшим образом приспособленными для действий в арктических условиях. Их подводное водоизмещение составит более 9000 т, вооружение - восемь 762-мм торпедных аппаратов для стрельбы торпедами, ПКР <Гарпун>, крылатыми ракетами <Томагавк>, ПЛУР <Си Ланс> (разрабатывается на замену ПЛУР САБРОК), а также для постановки мин. Контракт на строительство головной ПЛА SSN21 <Сивулф> был заключен в январе 1989 года, в 1991-1994 годах намечается финансировать постройку еще 11 лодок.
Авианосцы - важнейший элемент американских ВМС общего назначения, ударная сила флота во всеобщей ядерной и ограниченных войнах с применением и без применения ядерного оружия, главный инструмент достижения в мирное время политических целей путем демонстрации военно-морской мощи. Их роль и значение определяются прежде всего мобильностью, широким диапазоном огневых возможностей, достаточно высокой боевой устойчивостью, значительной автономностью. Они представляют собой единственную универсальную систему оружия на море, способную эффективно действовать в любой точке Мирового океана и, применяя обычное или ядерное оружие, уничтожать воздушные, надводные и подводные цели, наносить удары по береговым объектам.
По данным иностранной печати, в боевом составе ВМС США насчитывается 15 многоцелевых авианосцев: пять атомных (<Энтерпрайз> и четыре типа <Честер У. Нимитц>, рис. 2), а также десять с обычными энергетическими установками (четыре типа <Китти Хок>, четыре - <Форрестол> и два - <Мидуэй>). В резерве флота находятся CVA31 <Бон Омм Ричард> (1944 года постройки), CV34 <Орискани> (1950), CVS20 <Беннингтон> (1944) и CVS12 <Хорнет> (1943). Авианосец AVT16 <Лексингтон> (1943) используется в качестве учебного корабля для подготовки летчиков авианосной авиации.
В 90-е годы Пентагон планирует поддерживать количественный состав боеготовых авианосцев на уровне 15 единиц и при этом осуществлять их качественное совершенствование. К настоящему моменту практически завершена постройка корабля CVN72 <Авраам Линкольн> типа <Честер У. Нимитц> - пятого в серии, ввод его в боевой состав намечен на начало текущего года. Он должен заменить авианосец CV43 <Корал Си> постройки конца 40-х годов, который будет переклассифицирован в учебный корабль и займет место AVT16 <Лексингтон>.

Атомный авианосец CVN69 <Дуайт Д. Эйзенхауэр> типа <Честер У. Нимитц>

Ввод в боевой состав ВМС авианосца CVN73 <Джордж Вашингтон> (шестого корабля типа <Честер У. Нимитц>) ожидается в конце 1991 - начале 1992 года. В это же время предполагается вывести из строя CV41 <Мидуэй>, построенный в 1945 году. Окончание строительства CVN74 <Джон К. Стеннис> и CVN75 <Юнайтед Стейтс> (седьмой и восьмой корабли типа <Честер У. Нимитц>) запланировано на 1996 и 1998 годы. Они заменят авианосцы типа <Форрестол>.
Наряду с интенсивным строительством кораблей данного класса в США продолжается модернизация и расширенный ремонт (программа SLEP) авианосцев, длительное время находящихся в строю (кроме CV41 <Мидуэй> и CV43 <Корал Си>, которые намечается вывести из состава регулярных сил в начале 90-х годов), с целью продления срока их службы до 45 лет и более. В соответствии с программой SLEP уже завершены работы на авианосцах CV60 <Саратога>, CV59 <Форрестол> и CV62 <Индепенденс>. Выход из ремонта CV63 <Китти Хок> запланирован на февраль 1991 года. Затем переоборудование пройдут CV64 <Констеллейшн> (1990-1993), CV61 <Рэнджер> (1993-1996), CV66 <Америка> и CV67 <Джон Ф. Кеннеди> (1999-2002).
Современный авианосец - это самый крупный надводный корабль (водоизмещение до 100000 т), основную мощь которого составляет палубная авиация: штурмовая (штурмовики А-6Е <Интрудер> и А-7Е <Корсар-2>), истребительная (истребители F-14 <Томкэт>), истребительно-штурмовая (истребители-штурмовики F/A-18 <Хорнет>), противолодочная (самолеты S-3A и В <Викинг>, вертолеты SH-3D и Н <Си Кинг>), разведывательная (самолеты-разведчики RF-14A <Томкэт>). На его борту имеются также самолеты ДРЛО и управления (Е-2С <Хокай>), РЭБ (ЕА-6В <Проулер>) и заправщики (KA-6D <Интрудер>). На таком плавучем аэродроме размещается около 90 самолетов и вертолетов (одно авиационное крыло), около половины из них - носители ядерного оружия.
Судя по материалам западной печати, в составе авианосной авиации находится свыше 1300 боевых самолетов и вертолетов, сведенных в 15 авиакрыльев, два из которых находятся в резерве.
Другим классом наиболее крупных надводных кораблей в американском флоте являются линейные корабли (четыре единицы: ВВ61 <Айова> - головной в серии, ВВ62 <Нью-Джерси>, ВВ63 <Миссури> и ВВ64 <Висконсин>). Они были построены в 1943-1944 годах, участвовали в боевых действиях на Тихом океане во время второй мировой войны и в агрессивной войне в Корее (1950-1953). В период 1954-1958 годов была проведена их консервация. Однако линкору ВВ62 <Нью-Джерси> пришлось участвовать еще в одной войне - в агрессии против Вьетнама (1968-1969), затем он вновь был законсервирован.
В 1981 году конгресс США, принимая очередную программу эскалации вооружений, выдвинутую администрацией Рейгана, наряду с финансированием строительства ПЛАРБ типа <Огайо>, стратегического бомбардировщика В-1 и межконтинентальных ракет MX санкционировал выделение средств на расконсервацию и модернизацию <Нью-Джерси> и в целом одобрил возвращение в строй всех четырех линейных кораблей. Причину такого поворота в судьбе линкоров иностранные воянные специалисты объясняют стремлением Пентагона достичь <полного превосходства> над Советским ВМФ.
Работы по расконсервации, модернизации и переоборудованию линейных кораблей были завершены в 1989 году (ВМС был передан последний корабль ВВ64 <Висконсин>, рис. 3). В результате их вооружение стало включать: восемь четырехконтейнерных защищенных пусковых установок для крылатых ракет <Томагавк> трех модификаций (для поражения наземных целей - с ядерной боевой частью мощностью 200 кт при дальности полета до 2500 км и обычной БЧ при 1250 км; для поражения надводных кораблей - с осколочно-фугасной 64 при 550 км); четыре четырех-контейнерные пусковые установки для ПКР <Гарпун>; три 406-мм трехорудийные и шесть 127-мм двухорудийных башенных артустановок, четыре 20-мм зенитных артиллерийских комплекса <Вулкан-Фаланкс>, три противолодочных вертолета.

Линейный корабль B8G4 <Висконсин> типа <Айова>

Командованием ВМС США предусматривается применение линейных кораблей в качестве ядра самостоятельных ракетных ударных групп. Они могут решать задачи огневой поддержки сил десанта, завоевания господства в отдельных районах морских ТВД, защиты морских коммуникаций, а также наносить удары крылатыми ракетами по вторым эшелонам и резервам сухопутных войск противника. В мирное время линкоры активно привлекаются для демонстрации мощи американского флота.
Важное место в составе ВМС общего назначения занимают такие классы кораблей, как крейсера, эскадренные миноносцы и фрегаты. Они призваны вести борьбу с воздушным и подводным противником (прежде всего в составе корабельного охранения авианосцев, линкоров, десанпых кораблей, конвоев), с его надводными силами, а также решать задачи огневой поддержки морских десантов и сухопутных войск на приморских направлениях.
В американском регулярном флоте на начало этого года насчитывалось 42 крейсера УРО, в том числе девять атомных (четыре типа <Вирджиния>, два - <Калифорния>, а также <Тракстан>, <Бейнбридж> и <Лонг Бич>) и 33 с обычными энергетическими установками (15 типа <Тикондерога>, девять - <Белкнап> и девять - <Леги>).
Атомные крейсера УРО начали поступать на флот в 1961 году (CGN9 <Лонг Бич>), последний - CGN41 <Арканзас> типа <Вирджиния> - был передан флоту в 1980 году. Они оснащены ПКРК <Гарпун>, ЗРК <Тартар> <ли <Терьер> (ЗУР <Стандарт>), ПЛРК АСРОК, 127-мм артустановками (кроме CGN25 <Бейнбридж>), 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс> и 324-мм торпедными аппаратами. CGN35 <Тракстан> имеет также противолодочный вертолет. Кроме того, на кораблях типа <Вирджиния> и CGN9 <Лонг Бич> установлены по две четырехконтейнерные защищенные пусковые установки для крылатых ракет <Томагавк>. Дальнейшее строительство атомных крейсеров пока не планируется.
Новейшими кораблями класса крейсер являются крейсера УРО типа <Тикондерога>, оснащенные многофункциональной боевой системой <Иджис>*. Их строительство ведется с 1980 года. Всего намечено иметь 27 таких кораблей, в различных стадиях постройки находятся семь, закладка очередных трех планируется на текущий год, а последних двух - на 1991-й. Вооружение данных крейсеров УРО включает: две четырехконтейнерные пусковые установки для ПКР <Гарпун> (на всех кораблях); две универсальные пусковые установки с двумя направляющими для ЗУР <Стандарт> и ПЛУР АСРОК (на CG47 - 51); установка вертикального пуска для ЗУР <Стандарт>, крылатых ракет <Томагавк> и ПЛУР АСРОК (на CG52 и всех последующих, боезапас 122 ракеты); две 127-мм одноорудийные артустановки; два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса <Вулкан-Фаланкс>; два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата; два противолодочных вертолета.
Класс эскадренных миноносцев в американском флоте представлен кораблями четырех типов: <Кидд> (четыре единицы, 1981-1982 годов постройки), <Кунц> (девять, 1959-1961), <Чарлз Ф. Адамс> (23, 1960-1964) и <Спрюенс> (31, 1975-1983).
Первые три типа кораблей - эскадренные миноносцы УРО. Они оснащены ракетным зенитным (ЗУР <Стандарт>), противокорабельным (ПКР <Гарпун>) и противолодочным (ПЛУР АСРОК) оружием, одной-двумя 127-мм артустановками, двумя 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс> и двумя противолодочными вертолетами (ЗАК и вертолеты только на ЭМ УРО типа <Кидд>), двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами и предназначены, как и крейсера УРО, для решения преимущественно задач противовоздушной обороны корабельных соединений и групп.
Эскадренные миноносцы УРО типов <Кунц> и <Чарлз Ф. Адамс> находятся в строю почти 30 лет и не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям. С целью их замены в США осуществляется программа строительства 29 эсминцев УРО нового типа <Орли Бёрк>, оснащенных многофункциональной боевой системой <Иджис>. Их стандартное водоизмещение 6625 т, полное 8400 т, длина 153,6 м, ширина 20,4 м, осадка 9,1 м; мощность главной энергетической установки 100000 л. с; наибольшая скорость хода 30 уз; дальность плавания 5000 миль при скорости 20 уз; вооружение - две установки вертикального пуска для крылатых ракет <Томагавк>, ЗУР <Стандарт> и ПЛУР АСРОК (боезапас: 29 ракет для носовой установки и 61 для кормовой), две четырехконтейнерные пусковые установки для ПКР <Гарпун>, 127-мм одноорудийная артустановка, два 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс>, два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата, взлетно-посадочная площадка для вертолета. Экипаж 303 человека, из них 23 офицера.
В настоящее время DDG51 <Орли Бёрк> - головной корабль в серии - достраивается на плаву, ввод его в строй намечен на начало 1991 года. Второй эсминец DDG52 <Джон Барри> будет спущен на воду в середине этого года и передан ВМС в конце 1991-го. Закладка третьего (DDG53 <Джон Пол Джонс>) планируется на апрель текущего года, а ввод в боевой состав флота - на середину 1992-го. В соответствии с кораблестроительной программой на 1990-1994 годы предусматривается ежегодно выделять средства на постройку пяти таких эсминцев.
Эскадренные миноносцы типа <Спрюенс> являются универсальными боевыми кораблями, но ориентированы они в первую очередь на решение противолодочных задач. С целью усиления ударных возможностей эсминцы дополнительно вооружаются крылатыми ракетами <Томагавк>. На семи кораблях было установлено по две четырехконтейнерных защищенных пусковых установки для крылатых ракет <Томагавк>, остальные эскадренные миноносцы оборудуются установками вертикального пуска для крылатых ракет <Томагавк> и ПЛУР АСРОК (боезапас 61 ракета). Строительство новых эскадренных миноносцев в ВМС США пока что не планируется.
Фрегаты - самый многочисленный класс боевых надводных кораблей. Они предназначены главным образом для противолодочной обороны корабельных соединений и групп флота. В регулярных ВМС насчитывается 35 фрегатов УРО (все типа <Оливер X. Перри>), а также 41 фрегат (38 типа <Нокс>, два - <Бронштейн> и <Гловер>). В экстренном резерве состоят 16 фрегатов УРО типа <Оливер X. Перри> и восемь типа <Нокс>.
Наиболее современными и боеспособными кораблями являются фрегаты УРО типа <Оливер X. Перри> (рис. 4), поступление которых на флот началось в конце 1977 года. Всего был построен 51 такой корабль, последний (FFG61 <Ингрэхэм>) был введен в строй в середине прошлого года. Фрегаты УРО типа <Оливер X. Перри> вооружены универсальной пусковой установкой с одной направляющей для ЗУР <Стандарт> и ПКР <Гарпун> (боекомплект 40 ракет), 76-мм одноорудийной артуста-новкой и 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс>, двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами и двумя противолодочными вертолетами.

Фрегат УРО FFG59 <Кауфман> типа <Оливер Х. Перри>

Командование ВМС США придает большое значение развитию амфибийных сил, предназначенных для переброски морем и высадки на необорудованное побережье соединений и частей морской пехоты при сильном противодействии противника. В составе этих сил насчитывается 64 десантных корабля и транспорта, в том числе: два штабных (типа <Блю Ридж>) и шесть универсальных (<Уосп> и пять типа <Тарава>) десантных кораблей, семь десантных вертолетоносцев (<Иводзима>), 15 де-сантно-вертолетных кораблей-доков (два - <Релей> и 13 - <Остин>), 18 танкодесантных кораблей (<Ньюпорт>), 11 десантных транспортов-доков (шесть - <Уидби Айленд> и пять - <Энкоридж>), а также пять десантных грузовых транспортов (<Чарлстон>). Кроме того, два корабля типа <Ньюпорт> находятся в экстренном резерве, а три типа <С. Каунти>, восемь - <Томастон> в один - <Чарлстон> - в консервации. По свидетельству иностранной печати, существующие амфибийные силы флота могут доставить и десантировать на берег одновременно до 1,15 экспедиционной дивизии морской пехоты.
В настоящее время реализуется программа наращивания их мощи прежде всего путем ввода в строй новых десантных кораблей, транспортов и высадочных катеров. С эа-вершением ее во второй половине 90-х годов ВМС должны располагать таким количеством десантных кораблей и судов (до 74 единиц), которого будет достаточно для обеспечения одновременной переброски через океан и десантирования экспедиционной дивизии и экспедиционной бригады морской пехоты.
В соответствии с кораблестроительной программой сейчас в постройке находятся универсальные десантные корабли (УДК) типа <Уосп>, десантные транспорты-доки типа <Уидби Айленд> и десантные катера на воздушной подушке типа LCAC.
Корабли типа <Уосп> спроектированы на базе УДК <Тарава>, но имеют лучшие характеристики. При незначительно отличающихся размерениях и примерно равном водоизмещении (40500 т против 39 300 т) каждый может нести свыше 40 вертолетов и самолетов <Харриер> (на УДК <Тарава> до 30 летательных аппаратов) и три десантных катера на воздушной подушке типа LCAC вместо одного. Численность кораблей в серии твердо не определена, но в зарубежной печати называется цифра 11. Головной корабль LHD1 <Уосп> (рис. 5) передан флоту в мае 1989 года. В различных стадиях постройки находятся еще три УДК. Финансирование строительства пятого и шестого корабля запланировано на 1992 и 1993 годы.

Универсальный десантный корабль LHD1 <Уосп>

Десантные транспорты-доки типа <Уидби Айленд> - новейшие корабли данного класса. Строительство их ведется с 1981 года, головной LSD41 <Уидби Айленд> передан флоту в 1985-м, строятся еще три, в том числе LSD49 - корабль новой модификации (грузовой вариант). Согласно кораблестроительной программе на 1990-1994 годы намечается ежегодно выделять средства на постройку одного корабля.
Десантные катера на воздушной подушке типа LCAC являются наиболее современными высадочными плавучими средствами. Их высокая скорость хода (до 50 уз) и значительная дальность плавания (300 миль при скорости 35 уз) позволяют удалить районы стоянки и маневрирования десантных кораблей на 30 миль и более от берега, что снижает их уязвимость от огневых средств и минного оружия противника, а также существенно увеличить темпы высадки морских десантов. В настоящее время флоту передано около 15 катеров на воздушной подушке, общее их количество в серии может составить от 90 до 130 единиц.
Минно-тральные силы американских ВМС представлены 21 океанским тральщиком (19 типа <Агрессив> постройки 1954-1956 годов и два - <Экме>, 1957-1958), шестью тральщиками - искателями мин нового типа <Авенджер> (1987- 1989), семью катерами-тральщиками, а также четырьмя эскадрильями вертолетов-тральщиков. В регулярном флоте числятся три океанских тральщика типа <Агрессив>, все шесть тральщиков-искателей мин типа <Авенджер> (см. цветную вклейку) и семь катеров-тральщиков, две эскадрильи вертолетов-тральщиков. Остальные минно-тральные корабли состоят в экстренном резерве флота, а эскадрильи вертолетов-тральщиков - в резерве авиации ВМС.
Для повышения боевых возможностей морского компонента минно-тральных сил ведется строительство тральщиков-искателей мин новых типов <Авенджер> (14 единиц в серии) и <Оспрей> (17). В настоящее время в различных стадиях постройки находятся пять кораблей типа <Авенджер> (средства на строительство трех последних намечено выделить в этом году) и три - <Оспрей>.
Тральщики-искатели мин типа <Оспрей> разработаны на базе проекта итальянского тральщика-искателя мин <Леричи>. МНС51 <Оспрей> - головной в серии - был заложен в 1988 году, ввод его в строй намечен на 1991-й. В прошлом году была финансирована постройка еще двух кораблей этого типа, а в 1990-1993-м планируется ассигновать средства на строительство остальных 14 единиц.
Совершенствование воздушного компонента минно-тральных сил осуществляется путем замены вертолетов-тральщиков RH-53D <Си Стэльен> постройки 60-х годов новыми машинами МН-53Е <Си Дрэгон>, обладающими большими возможностями в выполнении тральных работ. Командование ВМС намерено приобрести 44 такие машины.
Новым классом патрульных кораблей в американском флоте являются малые ракетные корабли на подводных крыльях типа <Пегас> (шесть единиц, 1977-1982 годы постройки). Их водоизмещение 240 т, наибольшая скорость хода до 50 уз, дальность плавания при скорости 40 уз 700 миль, вооружение - две четырехконтейнерные пусковые установки для ПКР <Гарпун>, 76-мм одноорудийная артустановка. Они включены в состав специально сформированной эскадры (ВМБ Ки-Уэст, штат Флорида) и используются для патрулирования и несения дозорной службы.
Командование американских ВМС большое внимание уделяет также развитию вспомогательного флота, суда и транспорта которого призваны выполнять задачи боевого и тылового обеспечения и обслуживания корабельных соединений и групп в ходе их боевой и повседневной деятельности.
По данным зарубежной печати, в 1993-1994 годах планируется финансировать постройку трех транспортов спецоружия и боеприпасов типа АЕ36. Дополнительно к двум строящимся быстроходным универсальным транспортам снабжения типа АОЕ6 в 1990-1994 годах намечается выделить средства на постройку еще пяти. Кроме того, продолжается строительство танкеров типа <Генри Кайзер> для командования морских перевозок (КМП) с темпом два судна в год. Предполагается иметь 17 таких танкеров.
Среди судов боевого обеспечения особое место занимают суда дальнего гидроакустического наблюдения. Они оснащены буксируемой гидроакустической системой SURTASS и предназначены для обнаружения подводных лодок в океанских районах за пределами зоны действия стационарной системы дальнего гидроакустического наблюдения СОСУС. В составе ВМС имеется 17 таких судов (все типа <Сталворт>, входят в КМП), 18-е - последнее в серии - будет передано флоту весней этого года. В апреле 1988 года было заложено судно дальнего гидроакустического наблюдения T-AGOS19 <Викториес> катамаранного типа - головн в серии (в различных стадиях постройки находятся еще три), которое будет передано флоту в этом году, остальные - в 1991-м. Последующие шесть судов (начиная с T-AGOS23), постройку которых предусматривается финансировать в 1990-1994 годах, будут иметь большие размерения и водоизмещение (5370 т против 3380 т), а также улучшенные характеристики.
Как подчеркивают западные военные специалисты, главной целью командования американских ВМС остается увеличение корабельного состава флота до 600 единиц, ибо данное количество, по его мнению, является оптимальным, чтобы обеспечить решение возложенных на него задач.
Однако происходящие в мире процессы, приведшие к оздоровлению международной обстановки, а также постоянно растущий дефицит федерального бюджета страны вносят свои коррективы в намерения стратегов Пентагона, вынуждают военное ведомство идти на снижение уровня расходов. Как сообщило американское информационное агентство ЮПИ 21 ноября 1989 года, министр обороны США Р. Чейни отдал распоряжение составить планы сокращения расходов Пентагона на последующие пять лет (с 1992 года) на 180 млрд. долларов. Это приведет, как предполагается, к уменьшению числа дивизий сухопутных войск, расформированию ряда авиакрыльев тактической авиации, снятию с вооружения части бомбардировщиков В-52, ракет <Минитмен-2>, выводу из боевого состава флота двух-трех авианосцев или всех линкоров и, кроме того, 15-20 кораблей. Как в дальнейшем развернутся события, покажет время.

* * *

Великобритания имеет крупнейшие в Западной Европе военно-морские силы, которым традиционно отводится важная роль в проведении политики правящих кругов страны. Они насчитывают 147 боевых кораблей (четыре атомные ракетные, 16 атомных многоцелевых и 12 дизельных подводных лодок, три легких авианосца, 13 эскадренных миноносцев УРО, 33 фрегата УРО, два фрегата, девять десантных, 41 минно-тральный и 14 патрульных кораблей), пять сторожевых и 48 десантных катеров, а также около 220 вспомогательных судов и катеров. В авиации ВМС 46 самолетов <Си Харриер>, 220 вертолетов (противолодочных, ДРЛО, транспортно-десантных, учебно-тренировочных и других) и около 110 учебно-тренировочных и вспомогательных самолетов. В интересах флота, кроме того, используется более 30 самолетов базовой патрульной авиации, входящей в ВВС. Численность личного состава ВМС 65,5 тыс. человек, в том числе 7,7 тыс. в морской пехоте.
Атомные ракетные подводные лодки (четыре типа <Резолюшн>, постройка 1967-1969 годов) - единственный компонент стратегических ядерных сил страны. В 1982-1988 годах в соответствии с программой <Шевалин> было произведено их перевооружение ракетами <Поларис-А3ТК> с разделяющейся головной частью типа МИРВ (шесть боеголовок индивидуального наведения мощностью по 40-50 кт).
Правительство М. Тэтчер, отвергая возможность подключения страны к ядерному разоружению, твердо придерживается курса наращивания военной мощи, прежде всего ракетно-ядерной. С этой целью в середине 90-х годов намечено заменить уже устаревшие атомные ракетные подводные лодки типа <Резолюшн> ПЛАРБ нового поколения, оснащенными баллистическими ракетами <Трайдент-2>. Планируется построить четыре подводные лодки, две из них (головная S05 <Вэнгард> и S06 <Викториос>) уже строятся, финансирование строительства двух других ПЛАРБ, возможно, будет осуществлено в этом году. Подводное водоизмещение лодок типа <Вэнгард> 15000 т; длина 148,3 м, ширина 12,8 м, осадка 12 м; ядерная энергетическая установка мощностью 27500 л. с. (реактор PWR-2) позволяет развивать скорость до 25 уз; вооружение - 16 американских баллистических ракет <Трайдент-2> с разделяющимися головными частями типа МИРВ английской разработки и производства (8-14 боеголовок индивидуального наведения) и дальностью стрельбы до 11000 км, торпеды. Ввод в строй S05 <Вэнгард> намечен на 1994 год.
Атомные многоцелевые подводные лодки в английских ВМС представлены следующими типами: <Трафальгар> (пять единиц, постройка 1983-1989 годов), <Свифтшур> (шесть, 1973-1981) и <Вэлиант> (пять, 1966-1971). В различных стадиях постройки находятся две ПЛА типа <Трафальгар>, ввод их в боевой состав состоится в этом году и следующем. С 1987 года ведется разработка атомной подводной лодки нового типа SSN20. По своим размерениям и водоизмещению она подобна ПЛА <Трафальгар>, но ее ядерная энергетическая установка будет однотипна с ЯЭУ ПЛАРБ <Вэнгард>. Кроме того, она должна иметь усиленный корпус, приспособленный для плавания во льдах Арктики. Заказ на строительство головной лодки предполагается разместить в 1993 году.
Находящиеся в боевом составе флота дизельные подводные лодки типа <Оберон> (11 единиц) уже устарели (срок их службы составляет от 27 до 22 лет), и для их замены поступают лодки нового поколения типа <Апхолдер>. Головная ПЛ S40 <Апхолдер> (рис. 1) передана ВМС в 1989 году, очередные три лодки войдут в строй в 1990, 1991 и 1993 годах. Затем намечается разместить заказы на постройку еще пяти ПЛ. Подводное водоизмещение ПЛ 2455 т; длина 70,3 м, ширина 7,6 м, осадка 5,5 м; дальность плавания иод РДП со скоростью 8 уз 8000 миль; вооружение - шесть 533-мм торпедных аппаратов для стрельбы ПКР <Гарпун> и торпедами, а также для постановки мин. Экипаж 44 человека, из них семь офицеров.

Английская дизельная подводная лодка <Апхолдер>

Наиболее крупными кораблями флота являются легкие авианосцы R05 <Инвинсибл> (построен в 1980 году), R06 <Илластриес> (1982) и R07 <Арк Ройял> (1985). Они способны принять на борт и обеспечить нормальное функционирование восьми самолетов <Си Харриер>, девяти противолодочных вертолетов <Си Кинг> и трех вертолетов ДРЛО <Си Кинг-AEW.2>. При необходимости состав авиагруппы может варьироваться. В 1988 году завершилась модернизация R05 <Инвинсибл>, в ходе которой угол наклона рампы был увеличен с 7 до 12°, установлены три ЗАК <Голкипер>, новые системы управления оружием, связи, РЛС и ГАС.
Работы по модернизации на авианосце R06 <Илластриес> намечается провести в 1991-1993 годах. В результате корабль будет вооружен четырьмя ЗРК <Си Вулф> и тремя ЗАК <Голкипер>, будет также увеличен угол наклона рампы до 12°. В будущем предполагается и остальные авианосцы вооружить ЗРК <Си Вулф>. Класс эскадренных миноносцев представлен современными кораблями УРО типа <Шеффилд> (12 единиц, рис. 2) и эсминцем УРО D23 <Бристоль>. Дальнейшее строительство кораблей этого класса пока не предусматривается.
Наиболее многочисленным классом кораблей английского флота являются фрегаты (35 единиц: шесть типа <Амазон>, 14 - <Бродсуорд> и 15 - <Линдер>). Из общего количества фрегатов 33 - корабли УРО. Завершено строительство серии фрегатов УРО типа <Бродсуорд> - 14-й (последний) корабль в серии - F87 <Чатам> - передан флоту в ноябре прошлого года.

Эскадренный миноносец УРО D86 <Бирмингем> ВМС Великобритании

С 1985 года ведется постройка фрегатов УРО типа <Норфолк>. Головной корабль F230 <Норфолк> в конце 1989 года введен в строй, очередной фрегат будет передан ВМС в текущем году, последующие два - в 1991-м, пятый и шестой - в 1992-м и седьмой - в 1993 году. Всего намечается построить 16 таких фрегатов. Их полное водоизмещение 4200 т, длина 133 м, наибольшая скорость хода 28 уз, дальность плавания 7800 миль при 15 уз, вооружение: две четырехконтей-нерные пусковые установки ПКР <Гарпун>, установка вертикального пуска для ЗУР <Си Вулф>, одноорудийная 114-мм артустановка, две 30-мм спаренные артустановки, два 324-мм двухтрубных торпедных аппарата, два вертолета. Экипаж 146 человек, из них 12 офицеров.
Большое внимание уделяется развитию минно-тральных сил, в боевой состав которых в 1989 году вошли два тральщика - искателя мин: М41 <Куорн> - 13-й (последний) корабль в серии типа <Брекон> и М101 <Сэндаун> - головной в новой серии (предположительно) из 20 единиц. В 1991 году планируется передать флоту два тральщика - искателя мин типа <Сэндаун>, а в 1992-м и 1993-м - еще по одному. Кроме того, в этом году предполагается разместить дополнительный заказ на строительство трех тральщиков типа <Ривер>.
Английские ВМС располагают двумя десантно-вертолетными кораблями-доками типа <Феарлес> (постройка 1965 и 1967 годов), пятью танкодесантными кораблями - четыре типа <Сэр Бидайвер> (1967-1968) и <Сэр Гэлахэд> (1987), двумя десантными кораблями типа <Арденнэ> (1977-1978). Постройка кораблей этого класса в ближайшее время не предусматривается.
Федеративная Республика Германия располагает достаточно мощными военно-морскими силами. По состоянию на начало этого года они насчитывают 111 боевых кораблей (24 дизельные подводные лодки, семь эскадренных миноносцев УРО, семь фрегатов УРО, пять корветов, 20 малых десантных и 55 минно-тральных кораблей), 40 ракетных и 28 десантных катеров, а также более 120 вспомогательных судов и катеров. Авиация ВМС включает около 190 самолетов и вертолетов. Численность личного состава военно-морских сил 36 тыс. человек.
Подводные силы флота представлены лодками проектов 206 (18 единиц, постройка 1973-1975 годов) и 205 (шесть, 1966-1969). 12 подводных лодок проекта 206 проходят капитальный ремонт, в ходе которого они модернизируются с целью продления срока службы до 2000 года, а возможно, и далее. Шесть лодок уже прошли модернизацию, работы на других шести будут завершены в 1992 году. Модернизированные ПЛ получают обозначение 206А. Подводные лодки проекта 205, а также оставшиеся шесть ПЛ проекта 206 модернизации не подлежат. Они будут заменяться лодками нового проекта 212 по мере поступления последних в ВМС. Предполагается построить 12 таких ПЛ (водоизмещение 1200 т). Первые семь единиц намечается заказать в 1990 году и ввести в строй во второй половине 90-х годов.
В марте этого года планируется передать ВМС фрегат УРО F214 <Любек> - восьмой (последний в серии) корабль типа <Бремен>. Затем в ФРГ развернется строительство фрегатов УРО нового проекта 123 (четыре корабля в серии) для замены в 1994-1996 годах эскадренных миноносцев УРО типа <Гамбург>, срок службы которых к тому времени достигнет 30 лет. Фрегаты УРО проекта 123 будут иметь водоизмещение порядка 4300 т, вооружение - противокорабельные ракеты <Экзосет> или <Гарпун>, установка вертикального пуска для ЗУР <Стандарт>, две пусковые установки ЗУР ближнего действия RAM21, 76-мм артустановка, два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата, два вертолета.
В конце 90-х годов эскадренные миноносцы УРО типа <Лютьенс> (три, постройка 1969-1970 годов) предполагается заменить новыми кораблями. Ими могут стать фрегаты УРО разрабатываемых в настоящее время проектов: западногерманского - 124 или совместной разработки ряда стран НАТО - NFR90.
Командование флота уделяет большое внимание совершенствованию минно-тральных сил: на вооружение поступают новые корабли, выводятся из строя устаревшие. Продолжается строительство быстроходных тральщиков нового проекта 343 (десять единиц в серии), которые должны заменить устаревшие базовые тральщики типа <Шютце> постройки 1959-1963 годов. Корабли проекта 343 могут производить тральные работы, осуществлять постановку мин (принимают на борт до 60 мин) и использоваться в качестве кораблей управления минно-тральной системы <Тройка>. В прошлом году ВМС было передано три таких тральщика, в этом в строй войдут еще пять, а в 1991-м - последние два.
После завершения программы строительства тральщиков проекта 343 планируется приступить к постройке десяти тральщиков-искателей мин нового проекта 332 (заказ на их строительство был размещен в 1988 году). Тральщики-искатели мин данного проекта способны вести поиск и уничтожение мин, использоваться как корабли управления минно-тральной системы <Тройка>, осуществлять постановку мин. По данным иностранной печати, возможное их количество в серии - 20. К середине 90-х годов они должны заменить тральщики-искатели мин типа <Линдау> постройки 1958-1960 годов.
Класс ракетных катеров западногерманских ВМС представлен 10 ракетными катерами проекта 143А (постройка 1982-1984 годов, рис. 3), 20 - проекта 148 (1972-1975) и 10 - проекта 143 (1976-1977). В середине 90-х годов намечается модернизация ракетных катеров проекта 143, в ходе которой вероятно оснащение их ЗРК RAM.
Франция. Военно-морские силы страны располагают 121 боевым кораблем (шесть атомных ракетных, четыре атомные многоцелевые и 14 дизельных подводных лодок, Два авианосца, крейсер-вертолетоносец и крейсер УРО, 14 эскадренных миноносцев УРО, два эскадренных миноносца, 23 фрегата УРО и один фрегат, 18 десантных, 21 чинно-тральный и 14 патрульных кораблей) и 32 десантными катерами, а также 197 вспомогательными судами и катерами. В морской авиации около 150 боевых самолетов и 38 боевых вертолетов. Численность личного состава ВМС 66 тыс. человек.
Ударной силой флота являются атомные ракетные подводные лодки - пять типа <Редутабль> (постройка 1971-1980 годов) и одна типа <Энфлексибль> (1985, рис. 4), организационно входящие в состав стратегического морского командования. ПЛАРБ S614 <Тоннан>, S613 <Эндомтабль> и S615 <Энфлексибль> вооружены баллистическими ракетами М4 (на каждой лодке 16) с дальностью стрельбы до 4500 км, имеющими разделяющуюся головную часть типа МИРВ (шесть боеголовок индивидуального наведения по 150 кт**). Остальные лодки оснащены ракетами М20 (также по 16) с дальностью стрельбы 3200 км и моноблочной головной частью мощностью 1 Мт. Данные ракеты снимаются с вооружения и заменяются на М4. В настоящее время проходит перевооружение ПЛАРБ S612 <Террибль>, срок окончания работ в августе 1991 года. К 1992 или 1993 году будет переоборудована под ракеты М4 S610 <Фудройянт>. Перевооружение S611 <Редутабль> (головной) не планируется, в 1997 году ее предполагается вывести из боевого состава флота.
По данным зарубежной прессы, во Франции разрабатывается баллистическая ракета М45 с дальностью стрельбы до 5000 км как промежуточное звено между ракетами М4 и М5. Ею в середине 90-х годов намечается вооружать строящиеся для замены существующих ПЛАРБ атомные ракетные подводные лодки нового типа <Триумфан> (шесть единиц в серии) до принятия на вооружение в 1999 году ракеты М5. Головная ПЛАРБ <Триумфан> уже заложена, передача ее флоту ожидается в 1994 году. Подводное водоизмещение лодки 14 200 т, длина 138 м, мощность ядерной энергетической установки (реактор типа К15) 41000 л. с, скорость хода в подводном положении 25 уз, вооружение - 16 баллистических ракет М45 (первоначально), а затем М5 с дальностью стрельбы 11000 км, противокорабельные ракеты <Экзосет> и торпеды. Экипаж 110 человек. С принятием на вооружение ракеты М45 ею будет оснащена также ПЛАРБ S615 <Энфлексибль>.
Командование французских ВМС уделяет большое внимание развитию атомных многоцелевых подводных лодок. Продолжается строительство ПЛА типа <Рубис> (проект SNA72). В различных стадиях постройки находятся пятая, шестая и седьмая ПЛА этого типа. Пятая и последующие лодки представляют улучшенный вариант проекта. Они должны иметь несколько большее водоизмещение (4000 т) и дополнительно к торпедным аппаратам оборудованы установкой вертикального пуска для противокорабельных ракет.

Французская атомная ракетная подводная лодка S615 <Энфлексибль>

По мере поступления на флот атомных подводных лодок типа <Рубис> дизельные ПЛ типа <Дафнэ> (девять единиц) будут выводиться из боевого состава. Что касается дизельных подводных лодок типа <Агоста> (четыре единицы), то они останутся в составе флота до 2002-2003 годов. Строительство дизельных ПЛ пока не предусматривается.
Наряду с совершенствованием подводных сил развивается и надводный флот. В апреле 1989 года на судоверфи в г. Брест был заложен первый в стране атомный авианосец R91 <Шарль де Голль> (рис. 5). Его полное водоизмещение 36 000 т; длина корпуса 238 м (полетной палубы 261,5 м), ширина корпуса 31,8 м (полетной палубы 64,4 м), осадка 8,5 м; мощность ядерной энергетической установки (два реактора типа К15) 82000 л. с, скорость хода 28 уз; вооружение - до 40 самолетов и вертолетов, несколько установок вертикального пуска для ЗУР, две пусковые установки ЗРК <Садрал>. Экипаж 1150 человек, а также 550 человек летного и летно-технического состава. Ввод атомного авианосца запланирован на 1996 год, после чего авианосец R98 <Клемансо> (см. цветную вклейку) будет выведен из боевого состава флота. Предполагается построить также второй атомный авианосец. Заказ на его строительство, возможно, будет размещен в 1991 или 1992 году. С передачей его ВМС авианосец R99 <Фош> будет выведен из боевого состава.

Рисунок атомного авианосца R91 <Шарль де Голль> ВМС Франции

В текущем году намечается передать флоту эскадренный миноносец УРО D646 <Латуш Тревиль> - седьмой (последний в серии) корабль типа <Жорж Леги>. Эсминцы этого типа останутся в боевом составе флота до 2004-2014 годов. Продолжается строительство эскадренного миноносца УРО D615 <Жан Барт> типа <Кассар>, ввод его в строй запланирован на 1991 год. Постройка третьего и четвертого кораблей этого типа отложена до тех пор, пока не будет создана установка вертикального пуска для ЗУР <Астер>. Срок службы D614 <Кассар> и D615 <Жан Барт> определен 2013 и 2015 годами. В 1988 году были размещены заказы на строительство фрегатов УРО новых типов: <Лафайет> (три) и <Флореаль> (шесть). Первые имеют полное водоизмещение 3200 т, длину 119 м, мощность главной энергетической установки (четыре дизеля) 20000 л. с; скорость хода до 25 уз, дальность плавания 7000 миль при скорости 15 уз, вооружение - восемь пусковых установок для ПКР <Экзосет>, восьмизарядная пусковая установка ЗРК <Наваль Кроталь>, одноорудийная 100-мм и две 20-мм артустановки, два 12,7-мм пулемета, вертолет. Экипаж 156 человек. У фрегатов УРО типа <Флореаль> несколько меньшее водоизмещение (2850 т), длина (93,5 м), мощность главной энергетической установки (8000 л. с.) и менее мощное вооружение (четыре пусковые установки для ПКР <Экзосет>, две пусковые установки ЗРК <Садрал>, одноорудийная 100-мм и две 20-мм артустановки, вертолет). Передача ВМС головных кораблей обоих типов намечена на 1990 год (F800 <Флореаль>) и 1994-й (<Лафайет>), однако сообщений об их закладке в иностранной печати не проходило. С вводом в боевой состав кораблей УРО типа <Флореаль> предусматривается постепенный вывод из строя фрегатов УРО типа <Коммандан Ривьер>.
Большое внимание уделяется развитию амфибийных и минно-тральных сил. Ведется постройка десантно-вертолетного корабля-дока L9011 <Фудр> - головного в серии из трех единиц. Его полное водоизмещение 11800 т, десантовместимость 470 человек и 1800 т различных грузов, четыре вертолета и до десяти десантных катеров. Ввод в строй L9011 <Фудр> планируется в 1991 году. Строительство второго и третьего кораблей пока отложено.
Минно-тральные силы пополняются тральщиками-искателями мин типа <Эридан> (проект <Трипартит>, десять единиц в серии). Флоту уже передано девять кораблей, ввод в боевой состав десятого ожидается в этом году. Осуществляется постройка тральщиков - искателей мин нового типа <Нарвик> (проект ВАМО, десять единиц в серии). Средства на строительство шести кораблей уже выделены (1987-1989 годы) или будут выделены в 1990-1991 годах, а финансирование постройки последующих четырех намечено на 1992-й. Эти тральщики-искатели мин будут катамаранного типа. Их водоизмещение 870 т, длина 52 м, скорость хода до 15 уз, дальность плавания 5000 миль при скорости 10 уз, вооружение - 40-мм артустановка, два 12,7-мм пулемета, два противоминных подводных аппарата РАР-104, акустический и магнитный тралы. Передача флоту М651 <Нарвик> намечена на 1992 год. С вводом кораблей этого типа в состав ВМС устаревшие тральщики-искатели мин типа <Агрессив> будут выводиться из строя.
Италия имеет достаточно сбалансированные ВМС: 73 боевых корабля (десять дизельных подводных лодок, легкий авианосец, крейсер-вертолетоносец и два крейсера УРО, четыре эскадренных миноносца УРО, 12 фрегатов УРО, три фрегата, 12 корветов, два десантных и 26 минно-тральных кораблей), семь ракетных катеров на подводных крыльях, а также около 120 вспомогательных судов и катеров. В морской авиации 18 самолетов и 98 вертолетов. Численность личного состава ВМС 45 тыс. человек.
Подводные силы представлены лодками типов <Тоти> (четыре, постройка 1968-1969 годов), <Сауро> (четыре, 1979-1982, рис. 6) и <Сальваторе Пелоци> (две, 1988-1989). Подводные лодки типа <Сальваторе Пелоци> представляют собой улучшенный вариант лодок <Сауро>. Они имеют более совершенное радиоэлектронное оборудование, обсуждается вопрос о вооружении их противокорабельными ракетами <Гарпун>. В настоящее время еще две лодки этого типа находятся в постройке, передача их флоту намечена на 1993 год. В соответствии с планами развития ВМС предусматривается строительство подводных лодок нового проекта S90, которые во второй половине 90-х годов должны заменить устаревшие ПЛ типа <Тоти>. Их подводное водоизмещение около 2500 т, глубина погружения 400 м, вооружение - шесть 533-мм торпедных аппаратов для стрельбы противокорабельными ракетами и торпедами.

Итальянская подводная лодка S518 <Назарио Сауро>

Новейшим кораблем флота является легкий авианосец С551 <Джузеппе Гарибальди>. Его вооружение: до 16 вертолетов и самолетов с вертикальным или коротким взлетом и посадкой, четыре ПУ ПКР <Отомат>, две восьмизарядные пусковые установки ЗРК <Альбатрос>, три 40-мм двухствольные артустановки, два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата. Экипаж 550 человек. Кроме того, имеется 230 человек летного и технического состава авиагруппы. Предполагается построить еще один такой корабль для замены во второй половине 90-х годов крейсера-вертолетоносца С550 <Витторио Венето> постройки 1969 года.
Класс эскадренных миноносцев, представленный эсминцами УРО типов <Аудаче> (два, постройка 1972 года) и <Импавидо> (два, 1963 и 1964), пополнится в 1992 году двумя строящимися кораблями УРО нового типа <Анимосо>. Они заменят эскадренные миноносцы УРО типа <Импавидо>.
Фрегаты в итальянском флоте - это корабли УРО типов <Маэстрале> (восемь, постройка 1982-1985 годов) и <Лупо> (четыре, 1977-1980), а также корабли с обычным артиллерийским вооружением F594 <Фазан> типа <Бергамини> (1962) и типа <Альпино> (два, 1968). Строительство новых фрегатов пока не планируется.
В текущем году предусматривается передать флоту три корвета типа <Минерва> и один - <Кассиопея>. В 1991 году будет введен в строй еще один корабль типа <Минерва>. В дальнейшем предполагается построить еще четыре корвета типа <Кассиопея>.
Амфибийные силы флота располагают двумя десантно-вертолетными кораблями-доками типа <Сан-Джорджо> 1987 и 1988 годов постройки, способными принять на борт 400 морских пехотинцев, а также 30 танков или до пяти транспортно-десантных вертолетов.
Новейшими кораблями минно-тральных сил являются тральщики-искатели мин типа <Лериче> (четыре, постройка 1985 года). Строительство их продолжается. В 1991 году шесть тральщиков должны войти в строй.
Канада. В составе военно-морских сил имеется 22 боевых корабля основного класса (три дизельные подводные лодки, четыре эскадренных миноносца и 15 фрегатов), два минно-тральных и шесть патрульных кораблей, а также 40 вспомогательных судов и катеров. В интересах флота используются 33 базовых патрульных самолета и 32 противолодочных вертолета, организационно входящих в ВВС. Численность личного состава ВМС 13300 человек.
Находящиеся в строю подводные лодки являются однотипными с английскими ПЛ <Оберон> и строились в Великобритании в середине 60-х годов. В 1980-1986 годах они прошли модернизацию, в результате чего срок их службы был продлен до середины 90-х годов. Намечавшаяся ранее долгосрочная программа создания к 2005-2010 годам атомного подводного флота из 10-12 ПЛА и ввода в строй головной лодки в 1996 году не утверждена. Вновь рассматривается вопрос о строительстве дизельных подводных лодок. В качестве вероятных прототипов будущей ПЛ могут быть проекты существующих подводных лодок (английские, западногерманские, шведские и другие).
С целью повышения боевых возможностей эскадренных миноносцев с 1987 года проводится их переоборудование и модернизация. Работы уже завершены на эсминце <Элтонкуин>. До 1992 года - срок окончания программы модернизации - будут переоборудованы последовательно оставшиеся корабли этого класса <Ирокез>, <Атабаскан> и <Гурон>. В ходе модернизации эсминцы получат следующее вооружение: установку вертикального пуска для ЗУР <Стандарт>, 76-мм артустановку, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс <Вулкан-Фаланкс>, два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата, два вертолета. Ожидается, что срок их службы будет продлен до 2000-2004 годов.
Фрегаты - самый многочисленный класс кораблей канадских ВМС. Они находятся в строю длительное время, устарели, и поэтому в 1980-1985 годах была проведена их модернизация с целью повышения боевых возможностей и продления срока службы. Намечается оставить в боевом составе флота корабли типов <Аннаполис> (два) до 1994-1996 годов, <Маккензи> (четыре) - 1990-1993 и <Рестигуш> (четыре) - 1991-1994-го. Фрегаты типа <Сент-Лорент> (пять) будут выводиться из строя с поступлением на флот фрегатов УРО нового типа <Галифакс>. Строительство последних ведется с 1987 года, ввод в боевой состав ВМС головного корабля <Галифакс> намечен на этот год. Его полное водоизмещение 4750 т, длина 134,1 м, ширина 16,4 м, осадка 4,6 м, мощность главной энергетической установки (две газовые турбины LM2500) 50000 л. с, наибольшая скорость хода 29 уз, дальность плавания 7100 миль при скорости 15 уз, вооружение - две четырех-контейнерные пусковые установки ИКР <Гарпун>, установка вертикального пуска для ЗУР <Си Спарроу>, одноорудийная 57-мм артустановка, 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс>, два 324-мм двухтрубных торпедных аппарата, вертолет. Планируется построить 12 фрегатов УРО этого типа, причем в 1990 году, помимо головного, флоту будут переданы еще два корабля. Завершение строительства серии намечено на 1996 год.
Существенным недостатком канадских ВМС, по мнению зарубежных военных специалистов, является отсутствие в их составе минно-тральных сил. С целью исправления создавшегося положения предполагается построить 12 минно-тральных кораблей с поставкой флоту в 1993-1996 годах. Их водоизмещение примерно 900 т, длина 60 м, скорость хода 15-18 уз, вооружение: 40-мм артустановка, два 12,7-мм пулемета, аппаратура для поиска и уничтожения мин, различные тралы. В настоящее время, кроме того, уже переоборудованы в минные тральщики два судна снабжения типа <Антикости>.
Численность корабельного состава остальных европейских стран НАТО приведена в таблице, а перспективы их развития рассматриваются ниже.
Бельгия. Завершается строительство серии (десять единиц) тральщиков-искателей мин типа <Астер> (проект <Трипартит>). В различных стадиях постройки находятся три корабля (два намечено ввести в строй в этом году, а третий-десятый по счету и последний в серии - в 1991 году). В настоящее время изучается возможность создания минно-трального корабля следующего поколения, способного осуществлять поиск заглубленных в ил мин, не поддающихся обнаружению нынешними средствами миноискания. Разработка проекта, возможно, будет вестись совместно с Нидерландами и Португалией. Предполагается, что каждая страна построит десять таких тральщиков.
Проводятся также модернизационные работы на фрегатах УРО. Находящиеся на их вооружении торпеды L5 заменяются Мк46 мод. 5. Кроме того, на эти корабли планируется установить зенитные артиллерийские комплексы <Голкипер>.
Нидерланды. Продолжается строительство подводных лодок типа <Вальрус>. После пожара в 1986 году на S802 <Вальрус> первой лодкой этого типа, переданной ВМС в 1989 году, стала S803 <Зеелев>. Последующие ПЛ будут введены в строй в 1991-1993 годах. Устаревшие типа <Потвис> постройки 1961-1965 годов будут выведены. На базе ПЛ типа <Вальрус> намечается создать подводную лодку нового проекта под названием <Морей>.
В соответствии с планами развития ВМС фрегаты УРО типа <Тромп> останутся в строю До конца 90-х годов (их предполагается заменить разрабатываемым сейчас фрегатом НАТО NFR90). Шесть фрегатов УРО типа <Кортенаэр> (десять в серии, постройка 1978-1983 годов, рис. 7) намечается модернизировать в 1992-1996 годах, оставшиеся четыре корабля будут выведены в резерв в 90-х годах.

Голландский фрегат УРО F816 <Абрахам Крайнссен>

В 1990 году ВМС пополнятся двумя фрегатами УРО нового типа <Карел Доорман> (F827 <Карел Доорман> и F829 <Виллем ван дер Заан>), в различных стадиях постройки находятся еще пять кораблей. Их полное водоизмещение 3320 т; длина 122,3 м, ширина 14,4 м, осадка 4,3 м; двухвальная комбинированная дизель-газотурбинная установка (две газовые турбины мощностью по 24000 л. с. и два дизеля по 4000 л. с.) позволяет развивать скорость хода до 30 уз; дальность плавания 5000 миль с экономической скоростью 18 уз; вооружение - две четырехконтейнерные пусковые установки для ИКР <Гарпун>, установка вертикального пуска для ЗУР <Си Спарроу>, одноорудийная 76-мм артустановка, 30-мм ЗАК <Голкипер>, две 20-мм одноствольные артустановки, два 324-мм двухтрубных торпедных аппарата, вертолет. С вводом в строй первых кораблей типа <Карел Доорман> устаревшие фрегаты УРО типа <Ван Спейк> будут выводиться из состава флота.
В прошлом году было завершено строительство серии тральщиков-искателей мин типа <Алкмаар> (15 единиц). В настоящее время прорабатывается вопрос о разработке совместно с Бельгией минно-трального корабля нового поколения, оснащенного современными средствами миноискания, позволяющими проводить поиск заглубленных в ил мин. Намечается построить десять таких кораблей. Они заменят базовые тральщики типа <Доккум>.
Норвегия. Командование ВМС осуществляет широкую программу обновления и модернизации корабельного состава. На верфях ФРГ ведется строительство подводных лодок проекта 210 (шесть единиц в серии). Головная лодка S300 <Ула> была нередана флоту в 1989 году, остальные войдут в строй в текущем, а также 1991 и 1992 годах. Подводное водоизмещение этих ПЛ 1150 т; длина 59 м, ширина 5,4 м, осадка 4,6 м; наибольшая подводная скорость 23 уз, надводная 11 уз; дальность плавания 5000 миль при скорости 8 уз (под РДП); вооружение - восемь 533-мм торпедных аппаратов. Глубина погружения 250 м. Экипаж 18-20 человек, в том числе три офицера. Подводные лодки типа <Ула> заменят в первую очередь лодки типа <Коббен> (четыре единицы), которые не предполагается модернизировать. Другие шесть ПЛ этого типа уже проходят модернизацию (работы на последней должны быть выполнены к апрелю 1992 года).
К февралю 1991 года намечено завершить модернизационные работы на фрегатах УРО типа <Осло>. Они оборудуются ГАС с буксируемой антенной переменной глубины погружения, другим современным радиоэлектронным оборудованием. Кроме того, кормовая 76-мм артустановка заменяется 40-мм.
В текущем году планируется приступить к модернизации ракетных катеров типов <Сторм> и <Снёгг> (будет усовершенствована система управления огнем).
Имеются также планы строительства новых минно-тральных кораблей (шести тральщиков и четырех тральщиков-искателей мин). Они будут иметь водоизмещение до 360 т, длину 54,5 м, ширину 13 м, осадку 2,3 м, скорость хода до 20 уз, вооружение - 40-мм артустановка, тралы различных видов. Тральщики-искатели мин, кроме того, предусматривается оснастить двумя противоминными подводными аппаратами РАР-104. Постройка кораблей данной серии должна быть завершена в 1996 году. Они заменят базовые тральщики типа <Сауда>.
Дания. Завершается капитальный ремонт и модернизация трех подводных лодок типа <Коббен>, закупленных в Норвегии (получили наименования S322 <Тумлерен>, S323 <Селен> и S324 <Спрингерен>), ПЛ S322 <Тумлерен> передана флоту в конце прошлого года, позднее войдут в строй остальные. С вводом их в боевой состав ВМС будут выведены в резерв лодки типа <Дельфинен> (две, постройка 1959-1964 годов).
Ведется строительство четырех фрегатов проекта <Стандарт флекс 2000>, призванных осуществлять патрулирование зон рыболовства в Северном море, в районе Фарерских о-вов и у берегов Гренландии. Их полное водоизмещение 2700 т; длина 104 м, ширина 14,4 м, осадка 6 м; мощность главной энергетической установки (четыре дизеля) 12000 л. с; наибольшая скорость хода 20 уз; дальность плавания 8300 миль при скорости 18 уз; вооружение - одноорудийная 76-мм артустановка, одна или две 20-мм одноствольные артустановки, вертолет. Экипаж 60 человек. Головной корабль намечается передать флоту в этом году, последующие будут вводиться в строй с интервалом в один год. Фрегаты этого проекта заменят фрегаты типа <Хвидбьёрнен> постройки начала 60-х годов.
Продолжается строительство многоцелевых боевых катеров проекта <Стандарт флекс 300> водоизмещением 300 т. Из 16 единиц, предполагаемых к постройке, два уже переданы флоту и пять строятся. Особенностью этих катеров является то, что на базе единого стандартного корпуса предусмотрена возможность размещения на них различного вооружения (в модульном исполнении) в зависимости от решаемых задач: артиллерийского, ракетного, минно-трального. Время, затрачиваемое на переоснащение, составляет 24-48 ч. Первые семь катеров (последний из них предусматривается передать флоту в 1992 году) будут использоваться в качестве патрульных и минно-тральных кораблей. Последующие девять катеров получат наряду с артиллерийским ракетное оружие.
К 1992 году намечается также завершить модернизацию минных заградителей типа <Фальстер> с целью продления срока их службы до 2000 года.
Греция. В соответствии с греко-западногерманским соглашением для ВМС Грс ции будут построены четыре фрегата УРО проекта МЕКО200: один в г. Гамбург (ввод в строй запланирован на 1992 год) и три на национальных судоверфях, возможно, в г. Скараманга, при технической помощи специалистов ФРГ (окончание строительства в 1996 году).
С 1988 года ведется постройка ракетных катеров проекта <Оспрей 55> (возможное количество в серии - десять единиц). В настоящее время заложены два катера, передача флоту головного намечена на середину этого года. Они будут иметь водоизмещение 475 т и вооружены ПКР <Гарпун>.
В различных стадиях строительства находятся пять танкодесантных кораблей водоизмещением по 4400 т. Ввод в боевой состав флота головного должен быть осенью текущего года.
Наряду с постройкой новых кораблей осуществляется модернизация находящихся в строю. Так, в ходе очередных модернизационных работ предусматривается подводные лодки S110 <Глаукос> и S116 <Посейдон> вооружить противокорабельными ракетами <Гарпун>.
Турция. Основным направлением в развитии ВМС является качественное улучшение корабельного состава прежде всего за счет новых кораблей и подводных лодок различных классов. На национальной судоверфи в г. Гёльджюк с помощью западногерманских специалистов ведется строительство двух подводных лодок проекта 209 подводным водоизмещением 1440 т. В будущем намечается иметь еще четыре такие лодки. Подводные лодки данного проекта заменят находящиеся в составе ВМС устаревшие ПЛ - бывшие американские типа <Балао> постройки времен второй мировой войны.
В конце прошлого года был передан флоту фрегат УРО F243 <Йылдырым> (рис. 8) - четвертый корабль типа <Явуз> (проект МЕК0200), а еще на два размещены заказы (в отличие от построенных однотипных кораблей они будут оснащены установкой вертикального пуска для ЗУР <Си Спарроу>).

Турецкий фрегат УРО F243 <Иылдырым>

Рассматривается вопрос о постройке двух танкодесантных кораблей водоизмещением по 4000 т. Несколько малых десантных кораблей уже строится на судоверфях в Ташкизак и Гёльджюк.
Намечается также модернизация находящихся в строю кораблей: четыре устаревших эскадренных миноносца - бывшие американские корабли типов <Гиринг> и <Карпентер> предполагается вооружить ЗРК <Си Спарроу>.
Испания. С вводом в прошлом году в состав боеготовых сил флота легкого авианосца R11 <Принц Астурийский> (рис. 9) устаревший авианосец R01 <Дедало> американской постройки 1943 года был выведен из боевого состава и возвращен США.

Испанский авианосец R11 <Принц Астурийский>

Завершается строительство фрегатов УРО типа <Санта Мария>. Передача ВМС F84 <Рейна София> - последнего (четвертого) корабля в серии - планируется па будущий год. Фрегаты УРО типа <Балеарес> (постройка 1973-1976 годов) проходят капитальный ремонт и модернизацию, работы должны быть завершены в 1991 году.
В различных стадиях постройки находятся четыре корвета типа <Милано>, которые в 1992 году должны заменить устаревшие корабли типа <Атревида>.
В соответствии с кораблестроительной программой предусматривается к 1996 году ввести в строй: пять фрегатов УРО нового проекта НАТО NFR90, 16 минно-тральных кораблей (восемь тральщиков-искателей мин и восемь тральщиков), шесть ракетных и четыре сторожевых катера, два десантно-вертолетных корабля-дока, три танкодесантных корабля, универсальный транспорт снабжения. Ранее намечавшееся строительство подводных лодок водоизмещением 2400 т (совместная с Францией разработка) пока что отложено.
Разрабатывается ракетный катер на воздушной подушке BES-50 массой 350 т. Он будет вооружен противокорабельными ракетами <Гарпун>.
Португалия. В различных стадиях постройки на западногерманских судоверфях в Гамбурге и Киле находятся три фрегата УРО типа <Васко да Гама> (проект МЕК0200). Их полное водоизмещение 3180 т; длина 115,9 м, ширина 14,8 м, осадка 4,1 м; комбинированная дизель-газотурбинная установка (две газовые турбины суммарной мощностью 53 600 л. с. и два дизеля - 8840 л. с.) позволяет развивать скорость до 31 уз; дальность плавания 4900 миль при скорости 18 уз; вооружение- две четырехконтейнерные пусковые установки для ИКР <Гарпун>, восьмизарядная пусковая установка ЗРК <Си Спарроу>, одноорудийная 100-мм артуста-новка, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс <Вулкан-Фаланкс>, два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата, два вертолета. Передача головного корабля флоту намечена на конец текущего года, а последующих - на 1991-й.
Предусматривается также модернизация находящихся в строю фрегатов. На кораблях типа <Команданте Жоао Бело> вместо кормовых 100-мм артустановок планируется оборудовать вертолетную площадку и ангар для вертолета (на двух), а также разместить пусковые установки для ПКР (тоже на двух). Фрегаты <Баптиста де Андреале> и <Жоао Коутиньо> (десять единиц) должны быть вооружены ЗРК <Си Спарроу> и ПКРК.
Устаревшие базовые тральщики типа <Сан Роке> постройки 1956-1957 годов будут заменены шестью новыми минно-тральными кораблями (их строительство предполагается начать после 1991 года).
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в развитии флотов стран-членов НАТО основными направлениями являются следующие: наращивание и совершенствование ракетно-ядерных сил морского базирования (США, Великобритания, Франция); поддержание на современном уровне сил общего назначения путем строительства новых кораблей и модернизации находящихся в строю; широкое внедрение на флотах ракетного и других современных систем оружия и радиоэлектронных средств; тесная координация в разработке и реализации национальных кораблестроительных программ.

КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ ВМС ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН (БЕЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ФРГ, ФРАНЦИИ И ИТАЛИИ)
Класс корабляБельгияНидерландыНорвегияДанияГрецияТурцияИспанияПортугалия
Дизельные подводные лодки-6 (3)11 (5)7101583
Легкие авианосцы------1-
Эскадренные миноносцы УРО----42--
Эскадренные миноносцы----8105-
Фрегаты УРО416 (8)552 (4)4 (2)14 (1)- (3)
Фрегаты---5 (4)55-14
Корветы (патрульные корабли)--15---4 (4)-
Десантные корабли--7-13 (5)4383
Минно-тральные корабли29(3)261191631124
Ракетные катера--381014 (2)16--
Торпедные катера--86104--
Сторожевые катера--226 (5)10283518
Десантные катера-12 (6)--1032579
Итого33 (3)80 (17)97 (5)68 (9)102 (11)-144 (5)51 (3)
Вспомогательные суда и катера1425383333 (5)111110 (3)15
Всего47 (3)85 (17)135 (5)101 (9)140 (16)301 (2)254 (8)66 (3)


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz