ЗВО - 01'1990

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Полковник В. ГРЕБЕШКОВ

Военно-воздушные силы США являются важным видом вооруженных сил. Они включают части, соединения и объединения межконтинентальных баллистических ракет (МБР), крылатых ракет наземного базирования, стратегической, тактической и военно-транспортной авиации, а также силы и средства противовоздушной обороны, предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля за космическим пространством.
В соответствии с <воздушно-космической доктриной> США на американские ВВС возложены следующие боевые задачи: проведение стратегических воздушно-космических наступательных и оборонительных операций, завоевание превосходства в воздухе, изоляция района боевых действий и поля боя, оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, ведение воздушно-космического наблюдения и разведки, воздушные переброски войск и грузов, проведение специальных операций.
В настоящей статье, написанной по материалам иностранной печати, кратко излагаются вопросы организации, боевого состава и перспектив развития военно-воздушных сил США, которые состоят из регулярных ВВС и организованного резерва (ВВС национальной гвардии и резерва ВВС).
Части и подразделения организованного резерва, включающие все виды и рода авиации, кроме стратегических бомбардировщиков и самолетов-разведчиков, укомплектованы личным составом и авиационной техникой, имеют такую же организационную структуру, как и регулярные войска, а их боеготовность определяется теми же критериями и нормативами. По американскому законодательству организованный резерв ВВС, включающий 34 проц. общего боевого состава тактических истребителей, 40 проц. тактических разведчиков, до 80 проц. истребителей ПВО, 22 проц. самолетов-заправщиков, 16 проц. стратегических и около 55 проц. тактических транспортных самолетов, в течение 24-48 ч после объявления мобилизации должен быть готов войти в регулярные военно-воздушные силы*.
В ВВС США насчитывается около 755 тыс. военнослужащих (570 тыс. в регулярных ВВС, 70 тыс. в командовании резерва ВВС и 115 тыс. в ВВС национальной гвардии) и 263 тыс. гражданских лиц. В объединениях, соединениях, частях и подразделениях ВВС имеется 1000 пусковых установок МБР (<Минитмен> и MX), около 180 развернутых в Европе крылатых ракет наземного базирования ГЛСМ**, почти 9500 самолетов боевой и вспомогательной авиации и большое количество учреждений, частей и подразделений боевого и тылового обеспечения наземного базирования.
По принятой в США классификации к боевой авиации относятся три вида (стратегическая, истребительная ПВО и тактическая) и один род авиации - специального назначения.
Стратегическая авиация подразделяется на два рода: стратегическую бомбардировочную (360 тяжелых бомбардировщиков В-52 и В-1, 62 средних бомбардировщика FB-111) и стратегическую разведывательную (до 70 самолетов-разведчиков SR-71***, U-2, RC-135, TR-1). Их деятельность обеспечивается самолетами-заправщиками (около 670 КС-135 и КС-10), части и подразделения которых организационно входят в объединения и части стратегической авиации, а также в резервные компоненты ВВС.
Тактическая авиация объединяет тактическую истребительную (более 3100 тактических истребителей F-4, F-111, F-15, см. цветную вклейку, и F-16, штурмовиков А-7 и А-10), тактическую разведывательную (более 200 самолетов RF-4) и радиоэлектронной борьбы (60 самолетов EF-111A и ЕС-130Н).
Авиация специального назначения включает штурмовики специального назначения АС-130, диверсионно-транспортные самолеты МС-130 и вертолеты различных типов и модификаций.
Деятельность боевой авиации обеспечивается различными родами вспомогательной авиации (воздушные командные пункты, самолеты-заправщики, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, наведения авиации, связи, самолеты и вертолеты поиска и спасения, учебно-тренировочные, учебные и другие).
По целевому назначению межконтинентальные баллистические ракеты и стратегическая авиация входят в состав стратегических наступательных сил, истребительная авиация ПВО, средства предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства - стратегических оборонительных сил, крылатые ракеты наземного базирования, тактическая авиация и авиация специального назначения - сил общего назначения.
Военно-транспортная авиация занимает промежуточное положение между боевой и вспомогательной, а по целевому назначению рассматривается как средство обеспечения мобильности. Она подразделяется на стратегическую (126 С-5 и 263 С-141) и тактическую транспортную (около 700 самолетов С-130, а также транспортно-медицинские самолеты С-9 и легкие транспортные самолеты С-12, С-21, С-23). В военное время в состав военно-транспортной авиации войдут гражданские грузопассажирские и пассажирские лайнеры (до 340 Боинг 747, DC-10, Боинг 707, DC-8 и т. д.).
Основы административной и оперативной организации ВВС. По административной (постоянной) организации, определяемой конституцией США, военно-воздушные силы включают министерство и штаб ВВС, а также 13 подчиненных им основных авиационных командований и 21 учреждение центрального подчинения (рис. 1 и 2).
В основные командования входят шесть**** боевых (стратегическое - САК, космическое, тактическое - ТАК, военно-транспортное - ВТАК, ВВС США в Европейской зоне, ВВС США в зоне Тихого океана), пять обеспечения (тыла, связи, безопасности и РЭБ, разработки систем вооружения, подготовки кадров) и два резервных (ВВС национальной гвардии и резерва ВВС).
В состав учреждений центрального подчинения входят: Вашингтонский округ ВВС (Боллинг), академия ВВС (Колорадо-Спрингс, штат Колорадо), авиационный университет (Максвелл, Алабама), пять управлений (разведки и специальных расследований в Вашингтоне, военной полиции ВВС и финансово-ревизионное, авиабаза Нортон, Калифорния; медицинского обеспечения, авиабаза Брукс, Техас), военно-торговая служба (авиабаза Келли, Техас) и 12 центров (боевого управления ВВС и военно-юридической службы, Вашингтон; испытаний и оценки систем вооружения ВВС, Киртленд, Нью Мексико; исследований и анализа, авиабаза Максвелл; инспекции, летной и наземной безопасности, авиабаза Нортон; технической разведки и контроля, авиабаза Патрик, Флорида; строительства и обслуживания, авиабаза Тиндал, Флорида; учета и использования личного состав регулярных ВВС, учета гражданских служащих ВВС, авиабаза Ранфольд, Техас; учета личного состава резерва ВВС, Лоури, Колорадо; счетно-финансовый, Денвер, Колорадо; информационный центр ВВС, авиабаза Келли).

Организационная структура ВВС США

Министерство ВВС является высшим административным органом военно-воздушных сил в министерстве обороны США. В его состав входят несколько управлений, через которые осуществляется общее руководство военно-воздушными силами. Министерство ВВС отвечает за выполнение планов строительства ВВС, их общее состояние, организацию научно-исследовательских работ в области авиационной техники и вооружения, а также контролирует правильное распределение бюджетных ассигнований по указанным вопросам.
Министром ВВС является гражданское лицо, назначаемое президентом США с согласия сената сроком на четыре года (с 1989 года - Д. Раис). Он имеет заместителя и несколько помощников также из числа гражданских лиц.

Оперативная и административная организационные структуры ВВС США

Штаб ВВС - высший орган военного руководства военно-воздушными силами, в функции которого входят вопросы комплектования и организационной структуры, оперативной и боевой подготовки, боевого и материально-технического обеспечения, а также выработка планов и способов оперативного использования, разработка уставов и наставлений для этого вида вооруженных сил. Штаб ВВС контролирует вопросы создания новых систем оружия, регулирует размещение заказов в промышленности на их производство, распределяет авиационную и другую технику между командованиями ВВС.
Начальник штаба ВВС назначается президентом США, имеет ранг полного генерала и входит в состав комитета начальников штабов (с 1986 года - генерал Л. Уэлч).
Авиационное командование является основным элементом административной организации и высшим оперативным объединением ВВС. Такие командования отвечают за организацию, обучение и снабжение всем необходимым боеготовых сил ВВС, которые передаются в состав объединенных командований вооруженных сил для боевого использования.
Боевое использование ВВС осуществляется в рамках оперативной организации (см. рис. 2), обеспечивающей тесное взаимодействие видов вооруженных сил и оперативное управление ими при ведении боевых действий в любых войнах и вооруженных конфликтах.
Основой оперативной организации вооруженных сил США являются объединенные и специальные командования, создаваемые решением президента на относительно длительный промежуток времени и замыкаемые через комитет начальников штабов на министра обороны и президента.
Объединенные командования получают в оперативное подчинение объединения, соединения и части двух и более видов вооруженных сил США, образующие в них соответствующие компоненты сил (сухопутных войск, ВВС и ВМС), специальные командования включают формирования одного вида.
Выделяемые в командования силы и средства ВВС сохраняют свою организационную структуру, а их командующие становятся одновременно командующими авиационными компонентами этих оперативных объединений.
Как сообщает зарубежная печать, взаимосвязь между оперативной и административной организациями ВВС обеспечивается тем, что начальник штаба ВВС одновременно является членом комитета начальников штабов, а руководят подчиненными или выделенными силами и средствами фактически одни и те же должностные лица, занимающие в этих организационных структурах соответствующее служебное положение.
Стратегическое и военно-транспортное авиационные командования являются по административной организации основными и подчинены начальнику штаба ВВС, а по оперативной выделены в специальные командования вооруженных сил США и замыкаются непосредственно на комитет начальников штабов и министра обороны. Как считают зарубежные специалисты, это обеспечивает оперативность и централизацию управления ими в чрезвычайной обстановке и в случае войны, исключает промежуточные инстанции и дает возможность гибкого использования сил и средств САК и ВТАК в глобальном масштабе. ВТАК, кроме того, в военное время служит основой объединенного командования стратегических перебросок (в него войдут также командования морских перевозок ВМС и воинских перевозок сухопутных войск), а также выделяет силы и средства в объединенное командование специальных операций вооруженных сил.
В объединенном космическом командовании США составным компонентом являются силы и средства космического командования ВВС.
ТАК в качестве основного командования ВВС выделяет свои силы и средства в состав трех высших оперативных объединений: объединенных вооруженных сил в зоне Атлантики (в них командующий ТАК одновременно является командующим компонентами ВВС), Центральной и Южной Америки (компонент ВВС возглавляет командир 830-й авиационной дивизии ТАК) и объединенного центрального командования (компонент ВВС здесь твозглавляет командующий 9 ВА ТАК). Кроме того, оно выделяет силы и средства в коалиционное (американо-канадское) командование воздушно-космической обороны Североамериканского континента - НОРАД.
Командование ВВС в зонах Европы и Тихого океана передает свои силы и средства в соответствующие объединенные командования вооруженных сил США, а их командующие, замыкаясь по административной линии на начальника штаба ВВС, по оперативной организации являются командующими компонентами ВВС в рамках этих командований и подчиняются главнокомандующим вооруженными силами США в указанных зонах.
По взглядам американских специалистов, подобная организация обеспечивает централизованное и децентрализованное управление, то есть дает возможность прямого руководства имеющимися силами в соответствии с разработанными планами и одновременно предоставляет и нижестоящим инстанциям инициативу в принятии решений по вопросам использования сил в конкретно складывающейся обстановке в рамках своей компетенции. Они считают, что система управления ВВС должна обладать высокой надежностью, живучестью и устойчивостью во всех своих звеньях и обеспечивать оперативность управления в условиях применения оружия массового поражения. Это, как сообщает западная печать, достигается за счет создания основных и запасных, стационарных и подвижных (наземных и воздушных) командных пунктов, с которых командующие (командиры), штабы и оперативные группы управляют действиями подчиненных сил и средств, организуют все виды их боевого обеспечения и взаимодействие с сухопутными войсками и ВМС.
Штаб ВВС, в частности, имеет основной (в Пентагоне) и запасной командные пункты, оснащенные автоматизированной системой управления (АСУ) 473L.
Для управления САК развернуты основной командный пункт (ОКП), размещенный в подземной части штаба САК (авиабаза Оффут, штат Небраска), КП воздушных армий САК (одновременно они являются запасными КП САК), а также КП крыльев МБР, авиационных крыльев и пункты управления пуском МБР. Кроме того, имеются воздушные командные пункты (ВКП) и пункты управления пуском МБР, оборудованные на самолетах ЕС-135 (все они оснащены аппаратурой АСУ 465L).
Управление ВТАК осуществляется командующим и штабом с ОКП, расположенного на авиабазе Скотт (штат Иллинойс) и КП воздушных армий: 21-й (авиабаза Мак-Гвайер, Нью-Джерси), 22-й (Тревис, Калифорния) и 23-й (Херлсберт, Флорида). КП 21 ВА является одновременно запасным командным пунктом ВТАК.
Наиболее разветвленные сети органов управления развернуты для обеспечения боевых действий тактической авиации на ТВД. При этом вся система управления тактической авиацией замыкается на командующего компонентом ВВС в рамках соответствующего объединенного командования. Например, главным органом оперативного управления командования ВВС США в Европейской зоне является КП командующего, который развернут при его штабе на авиабазе Рамштейн (ФРГ). Кроме того, имеются наземный ЗКП и ВКП на самолетах ЕС-130, способные работать как в воздухе, так и на земле.
Основной АСУ силами и средствами командования является система 485L (модернизированная 407L). Она состоит из четырех подсистем (авиационной поддержки, управления и оповещения, управления воздушным движением и связи), замыкаемых на центр управления тактической авиацией (ЦУТА), который считается главным элементом ОКП.
В подсистему авиационной поддержки включены создаваемые при армейских корпусах сухопутных войск оперативные центры авиационной поддержки (ОЦАП), которым подчинены команды управления тактической авиацией (КУТА) при дивизиях, бригадах и батальонах. В состав КУТА входят офицеры связи ВВС, осуществляющие руководство передовыми авиационными наводчиками (ПАН), находящимися в боевых порядках войск, на автомашинах, бронетранспортерах и самолетах наведения и целеуказания.
Подсистема управления и оповещения предназначена для наблюдения за воздушной обстановкой и представляет сибий комплекс стационарных и мобильных центров и постов управления и оповещения (ЦУО, НУО) и передовых постов управления (ППУ).
Подсистема управления воздушным движением осуществляет руководство полетами и перелетами самолетов всех родов авиации. В мирное время она координирует свои действия с диспетчерскими службами гражданской авиации.
Важное место в системе управления ВВС занимают системы и средства связи. Их основные задачи сводятся к передаче от вышестоящих органов управления к нижестоящим команд, распоряжений и другой управляющей информации, а также докладов нижестоящих инстанций о ходе выполнения поставленных задач, сообщений о состоянии своих войск и противника. Взаимный обмен информацией в интересах управления военно-воздушными силами обеспечивается объединенной системой связи министерства обороны США и специализированными подсистемами ВВС.
Объединенная система связи министерства обороны включает автоматические коммутационные центры подсистемы <Автодин>, <Автовон> и <Автосевоком>, соединенные между собой спутниковыми, радиорелейными, радио- и кабельными линиями связи.
Специализированные подсистемы связи ВВС находят применение как в стратегическом, так и в оперативно-тактическом звеньях. В стратегическом звене они служат главным образом для доведения команд на боевое применение МБР и стратегической авиации. К ним относятся подсистемы спутниковой связи <Афсатком>, передачи команд с помощью ракет, коротковолновой и длинноволновой (487L) радиосвязи.
Подсистема спутниковой связи <Афсатком> обеспечивает доведение распоряжений высшего военно-политического руководства непосредственно на пункты управления пуском МБР и до экипажей стратегических бомбардировщиков на земле и в воздухе. Характерной ее особенностью является отсутствие собственного космического элемента. Для ретрансляции сигналов используются ИСЗ военно-морских сил <Флитсатком>, а в будущем начнут применяться ИСЗ министерства обороны DSCS-3. Приемопередающая аппаратура подсистемы <Афсатком> установлена на командных пунктах САК, пунктах управления пуском МБР, а также на стратегических бомбардировщиках.
Подсистема передачи команд с помощью ракет <Минитмен-2>, на которых установлена аппаратура для предварительной записи распоряжений и передачи их после старта на десяти фиксированных частотах УКВ диапазона волн от комитета начальников штабов и командующего САК до пунктов управления пусками МБР и самолетов стратегической авиации на земле или в воздухе в чрезвычайных условиях, является резервной подсистемой связи. На пунктах управления пусками МБР и самолетах стратегической авиации находятся в рабочем состоянии приемники, настроенные на эти же частоты.
Подсистема двусторонней коротковолновой (KB) связи служит для передачи команд управления на борт самолетов стратегической авиации при полете их к заданным объектам.
Как отмечается в зарубежной печати, в случае нарушения линий KB и УКВ связи в результате возмущений ионосферы, вызванных ядерными взрывами, для передачи команд боевого управления на КП частей и соединений САК, пункты управления пусками МБР и самолеты стратегической авиации может быть использована резервная подсистема связи 487L, средства передачи и приема которой работают в длинноволновом диапазоне. В ее составе имеются четыре мощных передающих центра и приемные устройства, развернутые на пунктах управления пусками МБР и авиационных базах. Передающие центры, оснащенные громоздкими антеннами (высота подвеса до 300 м), расположены в Барстоу (штат Калифорния), Грэнд-Айленд (Небраска), Норфолк (Вирджиния) и на о. Пуэрто-Рико.
Специализированные подсистемы связи оперативно-тактического звена решают следующие основные задачи: обмен информацией между органами управления командующих ВВС в составе объединенных командований вооруженных сил США, а также органами и пунктами управления подчиненных им авиационных соединений и частей; организация сетей и линий связи <земля - воздух>, <воздух - земля> и <воздух - воздух>. К ним относятся разрабатываемые подсистемы <Три-Так>, СИНКГАРС и ДЖИТИДС. Они могут использоваться для передачи данных в интересах не только ВВС, но и других видов вооруженных сил.

* * *

Состав основных командований ВВС. Состав боевых и резервных командований ВВС неоднороден и зависит от характера решаемых задач. Элементами их организационной структуры являются воздушные армии, авиационные дивизии и крылья, крылья МБР, авиационные группы и эскадрильи, а также наземные части и подразделения обеспечения.
Воздушная армия является оперативным объединением основного авиационного командования и по своему составу крайне неоднородна. Она может включать несколько авиационных дивизий и крыльев, а также крыльев МБР (в САК) в различных сочетаниях.
Авиационная дивизия является тактическим соединением, объединяющим несколько авиакрыльев (как правило, одного рода авиации). В авиадивизии САК могут входить крылья МБР.
Крыло МБР - это основная часть стратегических наступательных сил, которое состоит из эскадрилий МБР.
Авиационное крыло является основной тактической частью ВВС. В него входят несколько эскадрилий обычно одного рода авиации и наземные подразделения обеспечения.
Авиационная группа считается тактической частью, включающей одну авиационную эскадрилью и наземные подразделения обеспечения.
Авиационная эскадрилья - основное тактическое подразделение одного рода авиации регулярных ВВС и резервных компонентов. Может входить в состав крыла либо действовать самостоятельно. Вооружена, как правило, однотипными самолетами, штатное количество которых приведено ниже и зависит от рода авиации и типа самолетов.
Типы самолетов Количество
В-1            16
В-52           13, 14, 15, 16 или 19
FB-111         8 или 11
КС-10          19
КС-135         13-25
F-4            12 или 24
F-15           15, 18 или 24
F-16           18 или 24
F-111          12, 18 или 24
А-10           18 или 24
RF-4           18
С-5            17 или 18
С-141          От 12 до 17
С-130          8, 10, 16 или 19
АС-130         10
Стратегическое авиационное командование (штаб на авиабазе Оффут) объединяет стратегические силы наземного базирования и стратегическую авиацию. По целевому назначению оно вместе с атомными ракетными подводными лодками входит в стратегические наступательные силы. В этой связи основным предназначением САК является нанесение ракетно-ядерных ударов по важнейшим военным и промышленным объектам в глубоком тылу противника. Кроме того, в его задачи входят: авиационная поддержка войск на ТВД обычными средствами, участие в боевых действиях на море совместно с ВМС, обеспечение дозаправки топливом в полете военных самолетов США и их союзников, ведение стратегической воздушной разведки.
Организационно САК состоит из двух воздушных армий (8-й и 15-й), одной (1-й) отдельной воздушно-космической дивизии и значительного количества частей вспомогательного назначения.
Воздушные армии САК включают авиационные дивизии, являющиеся по составу разнородными. В смешанных дивизиях (их шесть) одно крыло МБР и одно авиационное крыло. Кроме того, в САК имеется одна дивизия средних бомбардировщиков FB-111 (два авиакрыла) и одна дивизия самолетов-разведчиков (три авиакрыла). На передовых авиабазах могут развертываться стратегические авиакрылья, не имеющие постоянного боевого состава.
В крыле МБР <Минитмен> может быть три-четыре эскадрильи по 50 ПУ в каждой (всего в крыле 150-200 ПУ).
Тяжелобомбардировочное авиационное крыло имеет одну-две тяжелобомбардировочные эскадрильи, одну-две заправочные авиационные эскадрильи, группу аэродромного обслуживания и подразделения материально-технического обеспечения.
Тяжелобомбардировочная эскадрилья состоит из пяти звеньев (по три самолета в каждом).
Среднебомбардировочное крыло состоит из двух эскадрилий средних бомбардировщиков, заправщиков, а также из эскадрилий и других подразделений аэродромного и материально-технического обеспечения.
8-я воздушная армия (штаб в Барксдейл, штат Луизиана) объединяет три авиационные дивизии, в том числе: 7-ю (авиабаза Рамштейн, ФРГ), 42-ю (Гранд-Форкс, Северная Дакота) и 45-ю (Пис, Нью-Гэмпшир).
15-я воздушная армия (штаб в Марч, Калифорния) включает четыре авиадивизии, в том числе: 3-ю (авиабаза Хикам, Гавайские о-ва), 12-ю (Элсворт, Южная Дакота), 14-ю (Бил, Калифорния), 57-ю (Майнот, Северная Дакота).
1-я отдельная воздушно-космическая дивизия (штаб в Ванденберг, Калифорния) обеспечивает учебно-боевую деятельность частей МБР и контроль за ходом и состоянием их боевой подготовки. Со стартовых позиций 1 вкд крылья МБР проводят учебно-боевые пуски ракет в район акватории Тихого океана.
По данным иностранной печати, всего в боевом составе САК имеется около 116 тыс. человек (в том числе 101 тыс. военнослужащих и до 15 тыс. гражданских лиц), 1000 пусковых установок МБР: 500 МБР <Минитмен-3> (каждая из которых имеет по три боеголовки), 450 МБР <Минитмен-2> (по одной боеголовке), а также 50 МБР MX (по десять боеголовок индивидуального наведения мощностью 600 кт каждая), обладающих, по оценке специалистов, высокой точностью стрельбы; 422 бомбардировщика (263 тяжелых В-52 и 97 В-1В, а также 62 средних FB-111, специально предназначенных для действий в Европе), около 70 стратегических самолетов-разведчиков U-2, TR-1, RC-135, воздушные командные пункты ЕС-135 и 653 самолета-заправщика КС-135 и КС-10 (включая имеющиеся в подразделениях резервных компонентов ВВС, приписанных к САК).
Космическое командование имеет штаб на авиабазе Петерсон (штат Колорадо). Наряду с программами наращивания стратегических ядерных вооружений США приступили к милитаризации космического пространства. С конца 50-х годов на военно-космические программы было израсходовано около 100 млрд. долларов, а с 80-х годов эти вопросы рассматривались на самом высоком уровне для выбора наиболее перспективных путей уничтожения целей в космосе и из космоса (в атмосфере и на земле).
Возрастающие темпы создания космических вооружений в США отразились и на структуре органов, призванных непосредственно заниматься подготовкой, войны в космосе. Одним из них явилось космическое командование ВВС, образованное в сентябре 1982 года. В 1983 году в военно-морских силах США было создано космическое командование ВМС, а в 1985-м на базе космических командований этих видов вооруженных сил - объединенное космическое командование вооруженных сил США, в которое позже вошло космическое командование сухопутных войск, организованное в 1988 году.
Космическое командование ВВС, являющееся одним из основных командований военно-воздушных сил, предназначено для разработки способов ведения боевых действий в космосе и тактико-технических требований по созданию соответствующих космических средств. Оно организует деятельность переданных в его ведение космических систем и принимает участие в обеспечении воздушно-космической обороны Североамериканского континента. Его командующий одновременно возглавляет объединенное (коалиционное) американо-канадское командование воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД).
Космическому командованию ВВС переданы все системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства, ряд наземных постов спутниковой связи, пункты управления и обработки данных от искусственных спутников Земли (связных, навигационных, метеорологических) и некоторые другие объекты.
В состав командования входят центр воздушно-космической обороны, расположенный на авиабазе Петерсон, и дислоцированное на этой же авиабазе 1-е космическое крыло из шести эскадрилий предупреждения о ракетно-ядерном ударе (6-я, Отис, штат Массачусетс; 7-я, Бил, Калифорния; 8-я, Тудфеллоу, Техас; 9-я, Робинс, Джорджия; 12-я, Туле, Гренландия; 13-я, Клир, Аляска) и четырех эскадрилий контроля космического пространства (16-я, Шемия, Алеутские о-ва; 17-я, Сан-Мигель, Филиппины; 19-я, Диярбакыр, Турция; 20-я, Эглин, штат Флорида). Кроме того, в него входят 2-я (Бакли, штат Колорадо) и 5-я (Наррангер, Австралия) эскадрильи космической связи, а также ряд других подразделений.
В последующем в космическое командование ВВС планируется передать сооруженный на авиабазе Ванденберг (штат Калифорния) стартово-посадочный комплекс пилотируемых космических кораблей <Шаттл> для обеспечения возможности использования этой системы в военных целях.
В космическом командовании более 6 тыс. человек, в том числе 5 тыс. военнослужащих и 1200 гражданских лиц. По завершении формирования численность личного состава командования превысит 10 тыс. человек.
Тактическое авиационное командование (штаб на авиабазе Ланглей, штат Вирджиния) является одним из основных в американских ВВС. Его части и подразделения, по взглядам руководства Пентагона, считаются мобильным стратегическим резервом сил общего назначения, предназначенным для ведения боевых действий на заморских ТВД, усиления существующих или развертывания там новых авиационных группировок. Часть входящих в ТАК сил привлекается для решения задач ПВО Североамериканского континента.
Всего в тактическом авиационном командовании имеется более 107 тыс. человек (96 тыс. военнослужащих, свыше 11 тыс. гражданских лиц) и около 2600 самолетов различных типов (кроме того, к ТАК приписаны 1400 самолетов, находящихся в подразделениях организованного резерва ВВС).
В состав тактического авиационного командования входят 1, 9 и 12-я воздушные армии (ВА), центр боевого использования тактической авиации, центр боевого применения оружия тактических истребителей и 28-я авиационная дивизия (в нее входят 552-е крыло АВАКС, эскадрильи ПВО и РЭБ).
1 ВА (сформирована в 1986 году) объединяет входящие в ТАК следующие силы и средства: две дивизии ПВО (24-я, Гриффис, штат Нью-Йорк, и 25-я, Мак-Корд, Вашингтон), учебно-испытательный центр и силы Исландской зоны ПВО. В составе дивизий ПВО и сил Исландской зоны находятся истребительные эскадрильи, вооруженные самолетами F-15.
9 ВА объединяет десять крыльев, в том числе восемь тактических истребительных, одно учебно-тренировочное и одно - управления авиацией.
12 ВА объединяет пять авиационных дивизий (831-я, Джорджия, штат Калифорния; 832-я, Льюк, Аризона; 833-я, Холломэн, Ныо-Мексико; 836-я, Девис-Монтан, Аризона, и 830-я, зона Панамского канала), а также четыре тактических истребительных и одно тактическое разведывательное авиакрыло.
В тактические и истребительные авиационные крылья воздушных армий обычно входит по три авиационных эскадрильи (в некоторых могут быть учебно-тренировочные эскадрильи). В составе крыла имеются, кроме того, эскадрильи инженерно-авиационной службы, материально-технического обеспечения, авиационный госпиталь и другие наземные подразделения. В крыле может насчитываться до 4 тыс. человек.
Тактическое разведывательное крыло включает одну-две авиационные эскадрильи, а также наземные подразделения обеспечения.
Центр боевого использования тактической авиации (Эглин, Флорида) занимается обобщением опыта боевых действий авиации, вырабатывает мероприятия, направленные на совершенствование органов управления, организацию взаимодействия с другими родами ВВС и видами вооруженных сил. Вопросы применения тактической авиации проверяются в ходе комплексных учений штабов, командных пунктов, центров управления ВВС и сухопутных войск (их кодовое наименование <Блю флэг>).
Центр боевого применения оружия тактических истребителей (Неллис, штат Невада) включает специально оборудованный полигон Неллис, учебную тактическую группу <Ред флэг> и авиационное крыло боевого применения тактических истребителей и их вооружения.
Первоначальная задача центра - выработка рекомендаций, направленных на улучшение качества боевой подготовки и повышение уровня боеготовности частей ТАК.
Важнейшей функцией центра является проведение учений под условным наименованием <Ред флэг> (восемь-десять ежегодно). К ним привлекаются штабы, части и подразделения ТАК, САК и других командований ВВС США, а также авиации ВМС и морской пехоты. Обстановка на учениях максимально приближена к боевой. Авиационные подразделения отрабатывают свои задачи в условиях противодействия сильной системы ПВО <противника>, в составе которой имеются ЗРК, ЗА и истребители-перехватчики (в воздушных боях за противника выступают специально созданные эскадрильи).
28-я авиационная дивизия включает 552-е авиационное крыло АВАКС (три боевые и одна учебно-тренировочная эскадрилья, всего 34 самолета Е-3), а также эскадрильи ВКП и РЭБ, вооруженные самолетами ЕС-135 и ЕС-130. Основной задачей дивизии является обеспечение боевых действий авиационных группировок на различных ТВД, управление действиями тактических истребителей при выполнении ими боевых задач. Как отмечается в иностранной прессе, в системе управления вооруженными силами на ТВД самолет Е-3 может выполнять роль воздушного командного пункта, или центра непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, или поста обнаружения, оповещения и управления. В мирное время часть самолетов крыла (группами по две - четыре машины) находится на заморских территориях, а остающиеся на континентальной части США привлекаются к решению задач ПВО Североамериканского континента.
Западные военные специалисты подчеркивают, что ТАК ВВС США является важной частью американских сил общего назначения. В его составе содержатся крупные подготовленные резервы тактических истребителей, разведчиков и самолетов специального назначения, способных к быстрому развертыванию в различных районах земного шара.
Военно-транспортное авиационное командование (штаб на авиабазе Скотт, штат Иллинойс) несет ответственность за обеспечение перебросок войск и грузов в глобальном масштабе и в рамках ТВД, выброску и высадку воздушных десантов, эвакуацию раненых, доставку средств МТО в заданные районы, ведение поисково-спасательных операций, обеспечение диверсионных действий и решение других специальных задач. Кроме того, на ВТАК возложено метеорологическое обеспечение всех видов вооруженных сил страны, а также выполнение кино- и фотосъемок различных учений, летных испытаний, боевых действий и других важных мероприятий в вооруженных силах США.
Организационно ВТАК включает три ВА (21, 22 и 23-ю) и две службы (метеорологическую и кинофотографическую). Основные авиационные транспортные средства сосредоточены в 21-й и 22-й воздушных армиях в составе отдельных транспортных авиационных крыльев и авиакрыльев дивизионного подчинения. Как входящие в дивизии, так и отдельные авиакрылья обычно имеют две-три эскадрильи тактических (С-130) или стратегических (С-5А и С-141) военно-транспортных самолетов (16- 18 единиц в каждой). Всего в составе ВТАК имеется около 89 тыс. человек (75 тыс. военнослужащих, 14 тыс. гражданских лиц), 390 тяжелых и 700 средних транспортных самолетов. Самолеты этого командования ежегодно перевозят сотни тысяч тонн различных грузов и большое число военнослужащих. Кроме того, значительная часть авиационных средств находится в приписанных к ВТАК подразделениях организованного резерва ВВС.
21 ВА включает две авиационные дивизии (76-ю и 322-ю), три стратегических и одно тактическое транспортное авиакрыло.
22 ВА имеет в своем составе три стратегических и два тактических транспортных авиакрыла. Кроме того, в нее входит 834-я авиадивизия (авиабаза Хикам, Гавайские о-ва), которая имеет задачей организацию взаимодействия между командованием ВВС США в зоне Тихого океана и ВТАК.
23 ВА была сформирована в 1983 году. В отличие от 21-й и 22-й она предназначена для решения особых задач - организации и проведения так называемых специальных и поисково-спасательных операций. Поэтому в нее были переданы из тактической авиации силы и средства специального назначения, а также 375-е транспортно-медицинское авиакрыло и ранее подчинявшаяся непосредственно штабу ВТАК поисково-спасательная служба (в зарубежной печати она часто называется воздушно-космической службой поиска и спасения, штаб находится на авиабазе Скотт). Эта служба создана для проведения операций по поиску и спасению терпящих бедствие экипажей различных летательных аппаратов (космических кораблей, самолетов, вертолетов и т. д.) как в мирное, так и в военное время. В последнем случае предполагается вести эти работы и на территории, занятой войсками противника.
Метеорологическая служба ведает сбором, обработкой и анализом данных о состоянии погоды и ее прогнозированием в интересах ВВС и других видов вооруженных сил страны. Наземные посты, а также летные подразделения, занимающиеся сбором, обработкой и передачей метеорологических данных, размещаются более чем в 300 пунктах земного шара. Они оснащены соответствующими приборами, оборудованием и аппаратурой.
Кинофотографическая служба обслуживает основные командования ВВС и учреждения центрального подчинения необходимыми техническими средствами объективного контроля всех видов деятельности военно-воздушных сил.
На многих заморских промежуточных и конечных авиабазах ВВС США дислоцируются наземные подразделения ВТАК, которые осуществляют обслуживание, разгрузку и погрузку, а также мелкий ремонт прибывающих военно-транспортных и других американских самолетов.
Командование ВВС США в Европейской зоне (штаб на авиабазе Рамштейн, ФРГ) представляет собой крупное объединение тактической авиации, способное как самостоятельно, так и совместно с ВВС союзников по блоку НАТО решать задачи в современных условиях. В рамках командования, как отмечается в иностранной прессе, уже в мирное время сосредоточено до 35 проц. всего боевого состава тактической авиации регулярных ВВС США. Значительную часть его самолетного парка составляют самолеты - носители ядерного оружия F-16, F-111 и F-4. Военно-воздушные силы США в Европе - это часть объединенных ВВС НАТО и основа их ударной мощи. Командующий ВВС США в Европейской зоне одновременно является и командующим объединенными ВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД.
Организационно командование ВВС США в Европейской зоне состоит из трех ВА (3, 16 и 17-й), в которые входят восемь тактических истребительных и одно разведывательное авиакрыло, органы управления, части и подразделения обеспечения. Развернутые в Европе части крылатых ракет наземного базирования также входят в эти воздушные армии.
Состав воздушных армий неоднороден. Согласно оценке западных военных специалистов, наиболее сильные из них 3 и 17 ВА. Они предназначены для действий на Центрально-Европейском ТВД совместно с соединениями и частями ВВС Великобритании, ФРГ, Бельгии и Нидерландов, а также канадскими авиационными подразделениями, находящимися в ФРГ. Все они организационно сведены во 2-е и 4-е объединенные тактические авиационные командования (ОТАК) ВВС НАТО.
В общей сложности на вооружении частей и подразделений командования ВВС США в Европе имеется более 650 боевых самолетов. Кроме того, в него входят так называемые части <двойного базирования>, дислоцирующиеся на Североамериканском континенте. Численность личного состава командования 63 тыс. военнослужащих и более 10 тыс. гражданских лиц.
Помимо этого, деятельность группировки поддерживается частями и подразделениями из других командований американских военно-воздушных сил, таких, как стратегическое, военно-транспортное, связи, безопасности и РЭБ. Они содержат в Европе в общей сложности более* 27 тыс. человек и значительное количество различной техники.
В чрезвычайный период командование ВВС США планирует существенное наращивание своей европейской группировки путем переброски из США в Европу в течение 10 сут до 60 эскадрилий тактической авиации (1800 самолетов).
Командование ВВС США в зоне Тихого океана (штаб на авиабазе Хикам, Гавайские о-ва) - одно из основных в военно-воздушных силах. Одновременно оно является авиационным компонентом объединенного командования вооруженных сил США в этой зоне. Сфера его <ответственности> охватывает до 40 проц. территории всего земного шара от Западного побережья США до Восточного побережья Африки и от Арктики до Антарктиды.
В рамках этого командования развернута вторая по значимости группировка тактической авиации американских военно-воздушных сил на заморских территориях, насчитывающая более 46 тыс. человек личного состава, более 370 тактических истребителей и разведчиков, большое количество подразделений обеспечения.
Командование ВВС США в зоне Тихого океана имеет три ВА (5, 7 и 13-ю), одну отдельную авиационную дивизию (326-ю), а также региональное командование ВВС в зоне Аляски.
В случае необходимости группировка тактической авиации в зоне Тихого океана может быть существенно усилена за счет частей тактического авиационного командования и резервных компонентов ВВС, базирующихся на континентальной части США. Отмечается, в частности, что в ходе войны в Юго-Восточной Азии в 70-х годах в составе командования ВВС США в зоне Тихого океана было до 1880 самолетов и 174 500 человек.
Командования обеспечения ВВС предназначены для обеспечения нормального функционирования ВВС, как в мирное, так и в военное время.
Командование тыла ВВС организует снабжение других командований ВВС боеприпасами, расходными материалами, запасными частями, осуществляет заводской ремонт и модернизацию самолетов, создает и содержит запасы авиационной техники и средств МТО, необходимые на военное время.
Основной его задачей является обеспечение высокого уровня технической готовности всех систем авиационного вооружения. В его составе насчитывается более 91 тыс. человек (90 проц. из них - гражданские лица).
Командование связи отвечает за строительство объектов связи, установку на них оборудования, повседневную эксплуатацию и ремонт авиационных систем связи и ближней навигации в интересах всех командований ВВС. В нем насчитывается 54 тыс. человек (в том числе около 8 тыс. гражданских лиц), которые обеспечивают функционирование почти 400 объектов связи, расположенных на территории как США, так и иностранных государств.
Командование разработки систем вооружения ведет научные исследования и разработки систем оружия и боевой техники ВВС, определяет пути совершенствования имеющихся и создания новых образцов, размещает заказы в промышленности и обеспечивает их приемку. Численность его личного состава превышает 54 тыс. человек, из них более половины - гражданские лица.
Командование безопасности и РЭВ предназначено для ведения радио- и радиотехнической разведки, обеспечения скрытности работы сетей связи ВВС и разработки способов ведения радиоэлектронной борьбы. Его части и подразделения (крылья, группы и эскадрильи) размещены как в США, так и на территориях Великобритании, ФРГ, Западного Берлина, Италии, Греции, Турции, Японии и других государств, расположенных вокруг СССР. Численность личного состава более 13 тыс. человек (в том числе около 1300 гражданских лиц).
Командование подготовки кадров включает службу набора добровольцев и все учебные заведения ВВС (кроме академии ВВС, имеющей права самостоятельного командования). Оно отвечает за подготовку кадров по всем специальностям и для всех командований ВВС США, а также для некоторых государств-союзников. Численность личного состава около 71 тыс. человек. В частях и учреждениях командования находится до 1500 самолетов Т-37, Т-38, Т-41. Кроме того, оно располагает большим количеством наземных тренажеров различного назначения.

* * *

Развитие ВВС. Руководство США, считая ВВС одним из важнейших видов вооруженных сил, постоянно совершенствует их. Пентагон предпринимает огромные усилия, направленные на разработку новых и повышение боевой эффективности существующих систем оружия, дальнейшую отработку систем управления и связи, поддержание авиационных соединений и частей в высокой степени боевой готовности.
В САК ВВС США эти усилия сосредоточены на существенном наращивании мощи МБР и совершенствовании возможностей стратегической бомбардировочной авиации.
Являющиеся средством нанесения первого ядерного удара, МБР <Минитмен> и MX уже имеющимся в настоящее время составом способны одновременно поднять 2450 ядерных боеголовок мощностью от 0,33 до 1,5 Мт каждая. Введенные сравнительно недавно в боевой состав САК ракеты MX предназначаются для нанесения <разоружающего удара>. Каждая из них по своим способностям поражения высокозащищенных объектов равноценна восьми-десяти МБР <Минитмен-3> с боеголовками Мк12.
В ближайшие годы все ракеты MX, находящиеся сейчас в шахтных пусковых установках, планируется разместить на мобильных железнодорожных платформах. Одновременно с развертыванием МБР MX в мобильном варианте утверждена программа создания еще одной (легкой) межконтинентальной баллистической ракеты <Миджитмен>, имеющей моноблочную головную часть мощностью около 500 кт. В соответствии с этой программой Пентагон заключил около 30 контрактов с ведущими фирмами-разработчиками. Начало поступления МБР <Миджитмен> на вооружение ВВС отнесено на 1992 год, всего планируется развернуть 500 таких ракет.
В стратегической бомбардировочной авиации, являющейся другой составной частью стратегической <триады> США, также проводятся мероприятия по повышению ее ударной мощи. В частности, кроме оснащения ударными ракетами СРЭМ (по 20 единиц на каждом самолете В-52 и по шесть единиц на FB-111; см. цветную вклейку), бомбардировщики В-52 переоборудуются под стратегические крылатые ракеты АЛСМ-В (но 12, а в последующем по 20 единиц на самолет). Шесть эскадрилий (98 B-52G) уже имеются в боевом составе, еще шесть (95 В-52Н) намечается ввести в строй в начале 90-х годов. Такими же ракетами (по 22 единицы) оснащены бомбардировщики В-1В.
Предусмотрен выпуск КР воздушного базирования АСМ второго поколения, имеющих увеличенную дальность стрельбы. Всего планируется изготовить до 1500 таких ракет.
Помимо этого, Пентагон разработал планы создания и закупок до 1600 сверхзвуковых ударных ракет СРЭМ-2 для стратегических бомбардировщиков.
Расширяются масштабы разработки более современного стратегического бомбардировщика В-2 (см. цветную вклейку) с использованием технологии <стелт>, предназначенного для замены бомбардировщиков В-52 и в дополнение к В-1В (всего намечается выпустить более 130 самолетов). Самолет В-2. по расчетам специалистов Пентагона, трудно обнаружить с помощью современных средств ПВО, и поэтому он может быть использован для нанесения внезапного ядерного удара.
В тактической авиации продолжаются мероприятия по перевооружению частей современными тактическими истребителями F-15E и F-16C и D (ежегодно закупается 186 единиц), а с середины 80-х годов - перспективными истребителями ATF (всего по предварительным планам предполагается построить 746 таких самолетов). Большое внимание уделяется широкомасштабному оснащению авиационных частей высокоточным управляемым оружием класса <воздух - воздух> (УР AMRAAM) и <воздух-земля> (УР <Мейверик> с тепловизионной системой наведения, противорадиолокационные УР HARM, управляемые бомбы и т. д.). Одновременно проводятся мероприятия по комплексному развитию средств разведки и РЭБ, систем управления, целеуказания и навигации.
Во ВТАК в связи с возрастающими потребностями в воздушных перебросках администрация США проводит мероприятия по резкому повышению возможностей авиационных транспортных средств. Долгосрочной программой их развития предусматривается, что к концу 90-х годов общие возможности авиационных средств по переброске грузов должны возрасти более чем в 2 раза и главным образом за счет развития самолетного парка.
Западная пресса отмечала, что в целях повышения возможностей авиации по переброске войск и грузов все имеющиеся в ВВС США самолеты С-141 и С-5А модернизированы. Закуплены и поступили в ВВС 50 самолетов С-5В. В настоящее время ведется полномасштабная разработка нового военно-транспортного самолета С-17. Планируется, что с начала 1991 года и до конца 90-х годов в боевой состав ВВС должно поступить 210 самолетов этого типа. В соответствии с требованиями ВВС С-17 будет иметь большую полезную нагрузку и дальность полета, а также возможность выполнять взлеты и посадки с укороченных ВПП. Последнее, по заключению военных экспертов, позволит перебрасывать личный состав, оружие, военную технику и предметы МТО непосредственно в район боевых действий, исключив тем самым необходимость посадки тяжелых стратегических самолетов на промежуточных базах для перегрузки грузов на тактические транспортные самолеты или на наземные виды транспорта.
Проводятся и другие мероприятия, направленные па дальнейшее наращивание боевой мощи ВВС.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz