"Зарубежное военное обозрение" XX'XXXX

ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА ВВС ЯПОНИИ

Полковник В.САМСОНОВ

Kомандование японских ВВС, подчеркивается в зарубежной печати, связывает *-* дальнейшее повышение боевых возможностей авиационных частей и подразделений не только с развитием оружия и военной техники, но и с совершенствованием системы подготовки летного состава, отличающейся наибольшей сложностью в организационно-методическом отношении.
Подготовка летчиков истребительной, военно-транспортной и поисково-спасательной авиации ВВС Японии осуществляется в учебных заведениях и боевых авиационных частях. Она включает три основных этапа: обучение курсантов технике пилотирования и основам боевого применения учебно-боевых самолетов; освоение техники пилотирования и боевого применения истребителей, военно-транспортных самолетов и вертолетов, находящихся на вооружении ВВС; совершенствование боевой выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы.
Продолжительность обучения в военном авиационном учебном заведении с момента зачисления и до присвоения первичного офицерского звания лейтенант составляет пять лет и три месяца. В учебные заведения ВВС принимаются юноши в возрасте от 18 лет до 21 года, имеющие среднее образование.
Наиболее важным и определяющим качество прохождения последующих этапов подготовки летчиков истребительной, военно-транспортной и поисково-спасательной авиации, по оценке командующего учебным авиационным командованием генерал-лейтенанта X. Абэ, изложенной в газете <Винг>, является первый этап - обучение курсантов технике пилотирования и основам боевого применения учебно-боевых самолетов. Он включает отбор кандидатов, теоретическую подготовку курсантов, начальное летное обучение и основной курс летного обучения.
Первоначальный отбор кандидатов для летного обучения осуществляется офицерами префектурных вербовочных пунктов (всего 50 пунктов). Он включает рассмотрение заявлений, знакомство с анкетными данными кандидатов, прохождение медицинской комиссии. Успешно завершившие данный этап кандидаты сдают вступительные экзамены и проходят тестирование на профессиональную пригодность. Те из них, кто хорошо сдал экзамены и прошел тестирование, становятся курсантами учебного авиационного командования (УАК) ВВС Японии. Ежегодный набор курсантов для летного обучения составляет около 100 человек, из них до 80- выпускники средних школ, остальные - выпускники гражданских институтов и военного колледжа, изъявившие желание стать военными летчиками.
Учебное авиационное командование функционирует с 1959 года. В 1988 году в рамках реорганизации ВВС оно было переформировано. Организационно в УАК, штаб которого расположен на авиабазе Хамамацу, входят следующие основные учебные части и учреждения, осуществляющие подготовку летного состава: отряд теоретической подготовки, три учебных авиационных крыла (11, 12 и 13 уакр), два истребительных авиакрыла (1 и 4 иакр), а также соответствующая учебно-материальная база. Общая численность постоянного личного состава УАЁ около 8000 человек.
В отряде теоретической подготовки на авиабазе Бофу проводится теоретическая и техническая подготовка курсантов перед началом летного обучения, Они изучают.аэродинамику, авиатехнику, документы, регламентирующие выполнение полетов, средства связи и радиотехнического обеспечения, получают ~ и закрепляют навыки в работе с оборудованием кабины самолета в ходе комплексных тренировочных занятий. Численность постоянного состава отряда 40 человек. Продол- . жительность обучения в нем два года.
По завершении теоретического обучения курсанты переводятся на первый курс начального летного обучения (на поршневых самолетах). Его продолжительность составляет восемь месяцев, программа включает 368 ч (16 учебных тем) наземной подготовки, 120 ч командно-штабной подготовки, 70 ч налета на самолетах Т-3 (см. цветную вклейку), а также 40 ч тренировок на тренажерах.
Обучение осуществляется в 11-м и 12-м учебных авиационных крыльях на авиабазах Сидзухама и Бофу соответственно. Крылья оснащены учебными поршневыми самолетами Т-3 (до 25 в каждом), тренажерами и другим необходимым оборудованием. Общая численность постоянного состава (преподаватели, летчики-инструкторы, инженеры, техники и т. д.) одного авиакрыла 400-450 человек, курсантов 40-50. Летно-инструкторский состав имеет значительный опыт работы в боевых и учебных частях. Минимальный общий налет инструктора 1500 ч, средний - 3500 ч. За одним летчиком-инструктором на период обучения закрепляется не более двух курсантов.
Согласно программе налет при отработке техники пилотирования распределяется следующим образом: полеты по кругу, простой и сложный пилотаж в зоне-41,5 ч; групповая слетанность в составе пары-12 ч; самолетовождение по маршруту-11 ч; пилотирование по приборам - 3,5 ч; полеты ночью - 2ч.
Освоение курсантом техники пилотирования осуществляется по принципу <от простого к сложному> и начинается с отработки взлета, полета по кругу, посадки, простого пилотажа в зоне. Оценка навыков пилотирования самолета производится по пятибалльной системе: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично и превосходно. Вывозной налет курсанта перед первым самостоятельным вылетом составляет 13-17 ч, 45 взлетов и посадок (всего 17-19 заправок). На проверку . перед первым самостоятельным вылетом его представляет командир звена, разрешение на самостоятельный вылет дает командир эскадрильи после личной проверки техники пилотирования курсанта, который должен как минимум в двух полетах подряд выполнить все элементы полета по кругу на оценку не ниже чем удовлетворительно. К технике пилотирования курсантов предъявляются довольно жесткие требования, необходимость которых, по мнению командира 11 уакр полковника Т. Уриу, обусловлена <соображениями обеспечения безопасности полетов и достижения высокого профессионализма будущих летчиков>. В этой связи количество курсантов, отчисленных из-за профессиональной непригодности, довольно велико- 15-20 проц.
После окончания первого курса начального летного обучения подготовка курсантов осуществляется в соответствии с их желанием и проявленными профессиональными способностями по программам подготовки летчиков истребительной и военно-транспортной авиации, а также вертолетчиков. Эти программы отличаются друг от друга.
Программа подготовки летчиков-истребителей начинается со второго курса начального обучения (на. реактивных самолетах). Продолжительность обучения здесь составляет 6,5 месяца, программа подготовки включает 321 ч (15 учебных тем) наземной подготовки, 173 ч командно-штабной подготовки, 85 ч налета на учебных реактивных самолетах Т-1 (см. цветную вклейку), а также 15 ч комплексных тренировок на тренажере С-11. Общий налет курсанта на самолетах Т-1 распределяется следующим образом: отработка взлета и посадки, техники пилотирования по кругу, простого и сложного пилотажа в зоне - 38 ч; отработка групповой слетанности в составе пары и звена - 20 ч; самолетовождение по маршруту - 9 ч 40 мин; отработка техники пилотирования по приборам - 17 ч 20 мин.
Вывозной налет перед самостоятельным вылетом установлен в 12-13 ч (40 взлетов и посадок). Обучение по программе второго курса осуществляется в 13-м учебном авиакрыле на авиабазе Асия. В нем имеется около 50 учебных реактивных самолетов Т-1. Общая численность постоянного личного состава крыла 350 человек, в том числе 40 летчиков-инструкторов, средний налет которых на всех типах самолетов 3750 ч. В ходе обучения до 10 проц. курсантов отчисляется из-за профессиональной непригодности. Всего за 31 год существования 13 уакр в нем было подготовлено около 2700 курсантов, а общий налет крыла за 15 лет достиг 120 тыс. ч.
Завершив начальное летное обучение на поршневых и реактивных самолетах с общим налетом 155 ч, курсанты переходят к основному курсу летного обучения. Ответственность за организацию и проведение обучения курсантов по этому курсу возложена на 1-е истребительное авиакрыло (авиабаза Хамамацу). В настоящее время оно переоснащается новыми учебными реактивными самолетами Т-4 (см. цветную вклейку) национальной разработки. Одна из двух имеющихся в крыле учебных авиаэскадрилий уже получила 20 таких машин и приступила к подготовке на них курсантов, другая продолжает обучение курсантов на самолетах Т-33 (37 единиц, см. цветную вклейку).
Программа основного курса летного обучения (пока одинаковая для обеих авиаэскадрилий крыла) рассчитана на 6,5 месяца. Она предусматривает общий налет каждым курсантом 100 ч, наземную подготовку (240 ч) и занятия по командно-штабным дисциплинам (161 ч). В соответствии с программой налет распределяется следующим образом: отработка взлета, техники пилотирования по кругу, посадки, простого и сложного пилотажа в зоне - 29 ч; групповая слетанность в составе пары (звена) - 30 ч; самолетовождение по маршруту- 15 ч; отработка техники пилотирования по приборам - 20,8 ч; отработка техники пилотирования ночью -- 5,2 ч.
Вывозной налет перед самостоятельным вылетом составляет 8-10 ч (восемь заправок). До 10 проц. курсантов, не освоивших технику пилотирования в рамках установленного программой количества вывозных полетов, отчисляются. Выпускникам основного курса летного обучения присваивается квалификация летчика и вручаются соответствующие нагрудные знаки.
Целью второго этапа летной подготовки курсантов является освоение техники пилотирования и боевого применения самолетов, находящихся на вооружении ВВС. Поэтому были организованы курс боевой подготовки на сверхзвуковых реактивных учебно-боевых самолетах Т-2 и курсы переучивания на боевые самолеты F-15J (см. цветную вклейку) и F-4EJ.
Курс боевой подготовки на самолетах Т-2 проводится на авиабазе Мацусима в 4-м истребительном авиакрыле, укомплектованном летчиками-инструкторами со значительным опытом полетов на боевых самолетах F-104, F-4E, F-15 и F-1, а также учебно-боевых и учебных. В составе крыла имеются две авиаэскадрильи (21 и 22 уаэ), в которых насчитывается 55 самолетов Т-2, десять Т-33, два тренажера самолета Т-2 и другое оборудование. Курс боевой подготовка на самолете Т-2 рассчитан на десять месяцев. Программа предусматривает общий налет курсанта 140 ч, который распределяется таким образом: взлет, посадка, техника пилотирования по кругу, простой и сложный пилотаж - 26 ч; групповая слетанность в составе пары (звена)-32 ч; техника пилотирования по приборам - 19 ч; самолетовождение - 10 ч; перехват воздушных целей - 17 ч 20 мин; воздушные бои в составе пары (звена) - 19 ч 50 мин; стрельба и бомбометание по наземным и морским целям - 2 ч 30 мин, стрельба по воздушным целям - 12 ч 10 мин и зачетное упражнение - 1 ч 10 мин.
Перед самостоятельным вылетом курсант совершает десять вывозных полетов с инструктором, в дальнейшем по каждому новому виду подготовки выполняются контрольные полеты. Самостоятельные тренировочные полеты составляют примерно 70 проц. общего налета. При этом у обучаемых вырабатываются устойчивые навыки пилотирования и боевого применения самолетов Т-2. Характерная особенность подготовки - участие курсантов по мере приобретения ими опыта в совместных с летчиками боевых частей летно-тактических тренировках по отработке ведения воздушных боев с разнотипными истребителями.
После завершения курса боевой подготовки на самолетах Т-2 курсанты имеют общий налет 395-400 ч и им присваивается воинское звание фельдфебель. Лучшие из них направляются на авиабазу Ньютабару в 5-е истребительное авиакрыло для переучивания на самолеты F-15J и F-4EJ. Другая часть проходит летную практику в тактических истребительных авиаэскадрильях боевого авиационного командования, оснащенных самолетами F-1 (боевой вариант Т-2).
Как указывается в японских авиационных журналах, ответственность за переучивание курсантов на боевые самолеты F-15J и F-4EJ несет командир 5 иакр. Теоретическое и практическое переучивание осуществляется в 202 иаэ ПВО (самолеты F-15J) и 301 иаэ ПВО (F-4EJ), которые наряду с выполнением этой задачи привлекаются к боевому дежурству. В ходе его курсанты отрабатывают все основные элементы техники пилотирования и боевого применения самолетов F-15J и F-4EJ.
Программа переучивания на самолеты F-15J рассчитана на 17 недель. Она включает теоретическую подготовку, тренировки на тренажерах TF-15 (280 ч) и полеты (30 ч). Перед самостоятельным вылетом курсант выполняет восемь вывозных полетов с инструктором. Всего в 202 иаэ насчитывается 26 летчиков, из них 20 летчиков-инструкторов. За инструктором на период обучения закрепляется только один курсант.
Переучивание на самолеты F-4EJ осуществляется в 301 иаэ ПВО в течение 15 недель (за это время налет курсанта составляет 30 ч). Программа теоретической подготовки и тренировок на тренажерах рассчитана на 260 учебных часов.
Подготовка летчиков самолетов военно-транспортной авиации и вертолетов осуществляется в 403-й авиаэскадрилье транспортного авиационного крыла на авиабазе Михо и в учебной эскадрилье поисково-спасательного авиакрыла на авиабазе Комаки. Характерно, что большая часть этих летчиков готовится путем переучивания бывших летчиков-истребителей на военно-транспортные самолеты и вертолеты, а около половины проходят обучение в качестве курсантов. Последние так же, как и будущие летчики-истребители, вначале обучаются в отряде теоретической подготовки (два года) и на первом курсе начального летного обучения (восемь месяцев, самолеты Т-3). Затем они последовательно осваивают технику пилотирования на учебно-тренировочном самолете Т-34 и учебном военно-транспортном В-65. После этого будущие летчики военно-транспортной авиации проходят подготовку на самолетах YS-11 и С-1, а вертолетов - на вертолетах S-62.
Перед присвоением офицерского звания лейтенант все курсанты, завершившие переучивание и летную практику в частях, направляются на четырехмесячные командно-штабные курсы летного состава при офицерском кандидатском училище в г. Пара. После окончания курсов они распределяются по боевым авиационным частям, в которых осуществляется дальнейшая их подготовка согласно планам и программам, разрабатываемым командованием ВВС Японии.
Совершенствование боевой выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы осуществляется в процессе боевой подготовки. Основой высокой профессиональной и боевой выучки летного состава считается индивидуальная подготовка летчиков. Исходя из этого, в японских ВВС разработан и реализуется план увеличения ежегодного налета летчиков истребительной авиации в период с 1986 по 1996 год. В соответствии с ним общий налет летчиков намечено увеличивать на 3,5 ч в год и к 1996-му довести его до 180 ч, что будет соответствовать действующим в настоящее время в ВВС стран НАТО нормативам. Согласно данным зарубежной печати, в 1989 году средний налет летчика-истребителя японских ВВС составил 157 ч (самолеты F-15, F-4) и 155 ч (F-1) против 146 и 144 ч в 1986-м.
Совершенствование боевой выучки летного состава осуществляется в соответствии со специальными программами боевой подготовки ВВС, которые предусматривают последовательную отработку элементов боевого применения одиночно, в составе пары, звена, эскадрильи и крыла. Программы разрабатывает штаб ВВС Японии во взаимодействии со штабом 5 ВА ВВС США (авиабаза Йокота). Высшей формой боевой подготовки летного состава являются летно-тактические учения и тренировки, проводимые как самостоятельно, так и совместно с авиацией США, дислоцирующейся в западной части Тихого океана.
K наиболее крупным мероприятиям боевой подготовки японских ВВС относятся итоговые учения военно-воздушных сил, японо-американские летно-тактические учения <Коуп норт> и по программе ДАЕТ, а также совместные учения поисково-спасательных подразделений. Ероме того, систематически организуются японо-американские летно-тактические тренировки по перехвату стратегических бомбардировщиков В-52 в условиях радиоэлектронного противодействия, а также еженедельные тренировки экипажей истребительной авиации в районах о-вов Окинава и Хоккайдо. Ежегодно в ВВС Японии проводится значительное количество других мероприятий боевой подготовки в масштабе авиакрыльев, авиационных направлений, среди которых важное место занимают летно-тактические учения-соревнования авиаподразделений боевого, авиационного командования и транспортного авиакрыла.
По мнению японских авиационных экспертов, система подготовки летного состава ВВС страны, охватывающая все этапы становления летчиков, обеспечивает высокий уровень их индивидуальной и групповой боевой выучки. Командование предпринимает шаги по дальнейшему повышению эффективности этой системы. В частности, поступление на вооружение нового учебного реактивного самолета Т-4 и тренажера TF-4, по оценкам экспертов, позволит не только поднять качество подготовки курсантов, но и сократить сроки обучения, а также сэкономить часть ассигнованных на это средств. К середине 90-х годов планируется перевооружить на Т-4 все учебные авиакрылья, оснащенные в настоящее время самолетами Т-1 и Т-33, и тем самым использовать для обучения вместо четырех типов самолетов (Т-3, Т-1, Т-33 и Т-2) три: Т-3, Т-4 и Т-2. Японские специалисты предполагают сократить общий налет курсантов с 395 до 300 ч, программа будет включать 70 ч налета на Т-3, 150 ч на Т-4 и 80 ч на Т-2. По их мнению, рост эффективности обучения обусловливается широкими возможностями учебного самолета Т-4, обеспечивающими выработку у курсантов без каких-либо промежуточных этапов навыков, необходимых для пилотирования учебно-боевых и боевых самолетов. Кроме того, значительное место в их подготовке займут тренажеры TF-4.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz