ЗВО - 12'1988

ОКЕАНСКИЕ И МОРСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В ПЛАНАХ США И НАТО

Вице-адмирал в отставке И.ХУРС

В первой части статьи с учетом опыта второй мировой войны и последующих военных конфликтов была показана важность океанских и морских коммуникаций для США и их союзников по агрессивным блокам, раскрыты взгляды зарубежных специалистов на проблему защиты коммуникаций в будущей войне, если она будет развязана империалистами. Ниже на основе материалов открытой иностранной печати рассматриваются вопросы, непосредственно связанные с защитой океанских и морских коммуникаций.
В результате многочисленных исследований, проведенных на Западе, к настоящему времени узко сформировались определенные взгляды по защите коммуникаций. Эти вопросы интенсивно отрабатываются на объединенных и национальных учениях флотов стран НАТО на Атлантике и в водах Европы, американо-японских и американо-южнокорейских учениях на Тихом океане. Концепция <передовых рубежей> превратилась в доктринальное положение национальной стратегии США и НАТО, основная цель которой отсечение ВМС противника от морских коммуникаций, недопущение их развертывания в океан.
В соответствии с существующими взглядами предусматривается до начала боевых действий сосредоточить к оперативно важных районах, примыкающих к территориям СССР и других социалистических стран, крупные группировки ВМС, тактической авиации и сухопутных войск для решения задач разгрома Советского ВМФ и флотов его союзников, не допустив их выхода в океанскую зону. Для достижения этой цели предполагается ведение различных видов боевых действий, среди которых главное место отводится морской блокаде. К участию в ней предусматривается привлекать разнородны!' силы: авианосные соединения, корабельные ударные и противолодочные силы, подводные лодки и авиацию, действующие при поддержке и под прикрытием континентальных систем ПВО, разведки, РЭБ и береговых гидроакустических средств разведки и наблюдения.
Предполагаемые зоны блокадных действий, по существующим на Западе взглядам, по сравнению с временами второй мировой войны заметно расширились географически. В них включены зоны Норвежского моря, Черноморских, Балтийских и Гибралтарского проливов. Предусматривается, что построение блокадных сил в зонах будет эшелонированным. <Первая стратегическая линия обороны> проходит непосредственно у баз и пунктов базирования наших флотов с целью их блокирования. Американские военные специалисты считают, что современные блокадные действия предусматривают уничтожение кораблей противника при попытке выйти в море. В условиях когда противник в районе своего побережья будет иметь превосходство в воздухе, тактика контроля за выходом кораблей из баз будет связана главным образом с применением минного оружия и подводных лодок.
Вторым видом блокадных действий является <контроль за узкостями>, которые, как считается на Западе, могут явиться <наилучшим местом для боевого соприкосновения с противником>. Преимущество этого метода заключается в возможности использования тех сил, которые не могут сохранить боеспособность при действиях у побережья противника. Применительно к Норвежскому и Баренцеву морям для обеспечения эффективности блокадных действий предусматривается развертывание сил на рубежах: Шпицберген - Северная Норвегия; о. Гренландия - о. Исландия - Фарерские о-ва - Шетландские о-ва - Южная Норвегия, а также на подходах к пунктам базирования. Между рубежами отводится зона для действий ударного флота НАТО. Предотвращение проникновения кораблей Северного флота в Северную Атлантику через указанные рубежи (<стратегические линии>) рассматривается командованиями ВМС США и НАТО как основной вариант действий, к которому силы должны готовиться уже в мирное время.
Морские блокадные действия предусматривается осуществлять военно-морскими силами в тесном взаимодействии с ВВС и сухопутными войсками, что позволяет наносить эффективные удары по морским и авиационным базам с моря, воздуха и суши, препятствовать выходу кораблей из баз, уничтожать авиацию на аэродромах и в воздухе.
Однако стратегия США в передовых зонах предполагает не только организацию блокады. Высказываются мнения о необходимости принятия мер, которые бы ограничивали возможности противника по выделению сил для действий на коммуникациях. Некоторые американские военные специалисты считают, что использование подводных лодок в передовых районах станет предпочтительнее по сравнению с их развертыванием на противолодочных рубежах, так как при этом они будут иметь большие возможности в выборе целей и смогут решать многоплановые задачи вплоть до высадки диверсионных групп для уничтожения кораблей, стоящих у причалов или в укрытиях. Обсуждается целесообразность направления усилий части атомных многоцелевых подводных лодок для ведения борьбы против ПЛАРБ и сил их защиты в обороняемых зонах (<бастионах>), в пределах которых атомные ракетные ПЛ противника будут действовать во время войны. Считается, что таким образом американские лодки <смогут связать значительное количество атомных ПЛ, предназначенных для обороны <бастионов>.
Оценивая возможные действия своих сил на <передовых рубежах>, западные специалисты приходят к выводу, что они не смогут полностью лишить возможности прорыва в океан сил противника, и прежде всего подводных лодок, для действий на коммуникациях. Этот вывод подтверждается результатами учений, проведенных в послевоенный период. Учитывается также опыт второй мировой войны, который свидетельствует, что в основных блокадных зонах была уничтожена 251 ПЛ, или около 35 проц. всех подводных лодок, потерянных Германией в войне. Даже в период блокады ее баз в Бискайском заливе (1941 -1944), когда условия для англичан были более благоприятными, они потопили лишь 50 фашистских подводных лодок, хотя всего подводники Германии совершили 2425 переходов через блокируемую зону.
В послевоенное время на Западе уделяется большое внимание разработке современных способов защиты океанских и морских коммуникаций от сил, прорвавшихся в океан через блокируемые зоны, то есть <оказавшихся за кольцом блокады>. Одновременно решается вопрос об относительных пропорциях сил, предназначенных для ведения блокадных действий и привлекаемых к непосредственной защите океанских коммуникаций.
Непосредственная защита коммуникаций относится к разряду оборонительных действий и имеет твоей задачей обеспечить оборону судов в море, следующих в составе конвоев и одиночно, а также при нахождении судов в пунктах погрузки (выгрузки) и районах формирования (расформирования) конвоев.
Считается, что система конвоев остается одной из основных форм обеспечения океанских (морских) перевозок во время войны. Классифицируются конвои следующим образом: по количеству судов - на малые (до 10), средние (до 30), большие (до 90) и гигантские (более 90); по скорости - быстроходные (свыше 20 уз), средней скорости (около 15 уз) и тихоходные (до 10 уз); по характеру перевозимых грузов - войсковые, грузовые и смешанные. Наиболее выгодным считается расположение судов в колоннах с таким расчетом, чтобы ширина фронта конвоя была больше его глубины. Дистанция между колоннами составляет в среднем 5 каб, а между судами - 3 каб. Не исключается также использование рассредоточенных конвоев, например, при угрозе применения противником ядерного оружия, при наличии в составе конвоя транспортов с особо ценным грузом. В этом случае расстояние между колоннами может составить несколько десятков кабельтовых, а между судами с ценными грузами - до нескольких десятков миль.
Районы формирования и расформирования океанских конвоев могут располагаться на удалении до 300 миль от побережья. По расчетам специалистов НАТО, для большого конвоя необходимо выделять 10-12 кораблей охранения, в том числе 2-4 оснащенных ГАС с протяженными буксируемыми антеннами (ГАС с ПБА).
Противолодочная оборона конвоя эшелонируется в трех зонах. Ближняя образуется кораблями непосредственного охранения, действующими вокруг охраняемых судов на удалении до 20-30 каб. Создавая сплошную зону гидроакустического наблюдения, корабли решают задачу воспрещения выхода подводных лодок противника в торпедную атаку против судов. Средняя зона создается для заблаговременного обнаружения и уничтожения ПЛ до занятия ими позиций залпа. Здесь, на угрожаемых направлениях, будут действовать корабельные поисково-ударные группы (КПУГ) на расстоянии 25-35 миль от охраняемых транспортов. Для повышения надежности ПЛО признается необходимым организовать поиск и уничтожение ПЛ в дальней зоне (до 150-200 миль от конвоя), куда в зависимости от обстановки могут выделяться авианосная ударная группа (АУГ), авианосная поисково-ударная (ЛПУГ, рис. 1) и корабельные поисково-ударные группы, самолеты базовой патрульной авиации. Для действий в средней и дальней зонах возможно привлечение атомных многоцелевых подводных лодок.
Принятая система организации ПЛО конвоя, по оценке иностранных специалистов, может обеспечить обнаружение и атаку атомных ПЛ ранних проектов, характеризующихся повышенным уровнем шумности, которым для применения оружия по судам требуется войти в охраняемые зоны. Считается, что наиболее сильными элементами системы ПЛО являются АУГ и корабли с протяженными буксируемыми антеннами. При этом авианосная ударная группа способна осуществлять <полный контроль за пространством вокруг ударной группировки> и под этим прикрытием могут <спрятаться и транспорты, и танкеры, а также силы морского десанта>. Корабли, имеющие ГАС с ПБА, могут обнаруживать ПЛ на значительно больших дальностях, чем те, которые оснащены ГАС с подкильными антеннами. Благодаря этому корабли с указанным вооружением в системе ПЛО конвоя вносят стабильность в контроль за подводной обстановкой (независимо от гидрометеорологических условий), решая задачи не только обнаружения подводных лодок, но и тактического наведения и целеуказания для других корабле> и самолетов боевого охранения.
Противовоздушная оборона конвоев осуществляется кораблями по зонам их действий в интересах ПЛО. Ближняя зона ПВО обеспечивается кораблями непосредственного охранения, а также зенитными средствами транспортов, на которых предусмотрена установка автономных контейнерных систем оружия, в том числе зенитных артиллерийских установок и систем постановки пассивных помех. Средняя зона ПВО организуется кораблями непосредственного и дальнего охранения. Наиболее важные конвои могут прикрываться авианосными ударными группами, которые образуют дальнюю зону ПВО. В зависимости от степени угрозы задачи сил охранения и их состав по зонам может меняться. Считается, что в океане наибольшую угрозу для конвоев представляют ракетные атаки подводных лодок, и прежде всего с применением противокорабельных ракет на малых расстояниях. Допускается также прорыв непосредственно к конвоям через секторы эшелонированной системы ПВО групп самолетов противника.
Противоминная оборона (ПМО) конвоев организуется в районах портов, формирования и расформирования конвоев, при прохождении ими узкостей. Для этого привлекаются минно-тральные силы (корабли, рис. 2, и вертолеты, посты системы берегового наблюдения), которые входят в состав командований ВМС в соответствующих зонах (районах). Минно-тральным действиям придается важное значение в системе защиты коммуникаций. Они постоянно отрабатываются на учениях объединенных ВМС и национальных флотов стран НАТО, проводимых на Балтийском, Средиземном и Черном морях, в проливах и у побережья Северного моря, а также у портов и баз Норвегии. Носителями минной угрозы могут являться подводные лодки, самолеты и надводные корабли. ПМО обеспечивается проведением контрольного траления с целью определения наличия мин и границ их постановки, после чего организуется уничтожение выставленных минных полей (банок), а также проводка кораблей и судов за тралами.
Переходы одиночных судов обеспечиваются проведением специальных мероприятий в районах портов и узкостей, а в остальных районах они совершаются по плану поддержания оперативного режима на театре. Считается, что, используя для перебросок грузов через океан быстроходные одиночные суда, следует применять целесообразные меры маскировки, которые могут серьезно затруднить деятельность противника по их перехвату.
В поисках путей совершенствования системы защиты морских коммуникаций руководство НАТО в послевоенное время разработало новые способы защиты коммуникаций, которые предназначены для применения наряду с описанной выше системой непосредственного охранения конвоев. В основе способа <защищенная зона морских коммуникаций> лежит обеспечение завоевания и удержание господства на море и в воздухе в назначенной акватории океана специально созданной группировкой ВМС, взаимодействующей при решении задач с группировками других видов вооруженных сил. Деятельность указанных сил опирается на развитую сеть военно-морских баз, аэродромов, систем разведки и наблюдения. О содержании способа, составе привлекаемых сил и решаемых ими задач можно судить по следующему примеру.
На учении <Оушн сафари-83> защищенная от подводных лодок, надводных кораблей и воздушных сил <противника> зона создавалась на подходах к Бискайскому заливу и побережью Португалии. Задачу завоевания и удержания господства решал во взаимодействии с тактической авиацией стран НАТО и самолетами ДРЛО и управления ударный флот НАТО, в который входили четыре авианосца (американский <Джон Ф. Кеннеди>, французский <Фош>, английские <Гермес> и <Илла-стриес>) и постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике. Всего для участия в учении было привлечено около 90 кораблей и более 300 самолетов. В <предвоенное время> из района восточнее Азорских о-вов начались действия ударного флота НАТО по вскрытию надводной и подводной обстановки и вытеснению надводных кораблей и подводных лодок <противника> с маршрутов коммуникаций Азорские о-ва - западное побережье Европы. С началом боевых действий указанная группировка наносила удары по силам <противника> в море. Тактическая авиация, действуя с приморских аэродромов, производила атаки морских целей на удалении до 400 км от побережья. Для борьбы с подводными лодками в <защищенной зоне морских коммуникаций> привлекались две АПУГ ВМС Великобритании, несколько атомных многоцелевых ПЛ и не менее пяти КПУГ, а также самолеты базовой патрульной авиации. ПВО зоны обеспечивалась палубными самолетами и истребительной авиацией берегового базирования, зенитными ракетными комплексами и артиллерией кораблей. Для обеспечения ПВО зоны привлекались силы и средства объединенной системы ПВО НАТО в Европе. По оценке руководства учения, воздушные цели обнаруживались и перехватывались на удалении 800-900 км от охраняемых судов.
В ходе боевых действий в <защищенной зоне морских коммуникаций> обеспечивалась ПМО пунктов базирования, пунктов приема судов, районов формирования (расформирования) конвоев, а также осуществлялась проводка судов за тралами.
Для обороны конвоев на переходах в широкой полосе океанской акватории предусматривается способ <подвижная зона господства>. Он предполагает завоевание полного господства на море и превосходства в воздухе по пути следования конвоев. Способ основывается на объектово-зональном принципе обороны. В ближней зоне организуется непосредственное охранение надводными кораблями (рис. 3), действующими в круговом ордере на удалениях до 60 каб от охраняемых судов. На угрожаемых направлениях в 25-35 милях от центра конвоя действуют КПУГ, которые образуют среднюю зону обороны. Дальняя зона обороны обеспечивается в зависимости от обстановки силами прикрытия (АУГ, АПУГ, КПУГ, атомные многоцелевые ПЛ), действующими на удалении 150-200 миль от конвоя на угрожаемых направлениях. По мнению западных специалистов, применение указанного способа обороны на учениях обеспечивало завоевание господства на море и в воздухе в полосе следования конвоя шириной 500-600 миль и по высоте до 25 км.
Для повышения надежности ПЛО конвоев в практике учений объединенных ВМС НАТО применяется создание противолодочных барьеров силами КПУГ и самолетов БПА в полосе движения конвоев или в зонах между полосами. Указанный способ обороны получил на Западе название <защищенный морской путь>. На учении <Оушн сафари-83> создавался противолодочный барьер из надводных кораблей протяженностью до 300 миль.
Организация защиты морских коммуникаций в военное время предусматривает проведение ряда специальных мероприятий предварительного характера при возникновении угрозы развязывания военных действий. Основными из них МОГУТ быть следующие:
- перевод торгового флота стран блока и их союзников с мирного положения на военное, основу которого составят введение военно-морского контроля над судоходством, развертывание военных и гражданских органов управления судоходством, создание объединенного флота транспортных судов;
- эвакуация и рассредоточение транспортных средств из крупных портов и районов, опасных для судоходства;
- своевременный отзыв судов из портов враждебных стран и вывод их в безопасные районы;
- введение системы конвоирования судов;
- организация надежной обороны портов погрузки (разгрузки) транспортов, якорных стоянок, узлов коммуникаций, районов формирования (расформирования) конвоев;
- вооружение и дооборудование торговых судов.
Органы военно-морского контроля военного времени создаются на базе органов морских перевозок, существующих в сокращенном составе в мирное время в штабах НАТО и национальных командованиях. Служба военно-морского контроля над судоходством в мирное время решает следующие задачи:
- контроль за обстановкой на океанских и морских театрах, непрерывная оценка ее и разработка предложений командованию по обеспечению безопасности плавания судов или отмене ранее введенных мер в связи с изменением обстановки в отдельных районах;
- разработка мер по защите судов в портах и при плавании в узкостях от диверсионных и пиратских действий, контроль за доведением указанных мер и их исполнением;
- разработка вопросов организации системы защиты коммуникаций;
- согласование элементов системы защиты коммуникаций с заинтересованными организациями;
- разработка директивных указаний ведомствам и организациям по подготовке к проведению мероприятий по обеспечению защиты судоходства и оказание им необходимой помощи в разработке исполнительных документов;
- организация отработки вопросов защиты коммуникаций.
В военное время органы военно-морского контроля решают вопросы, связанные с формированием конвоев и организацией их перехода, определением маршрутов движения конвоев и обеспечением конвоев и одиночных судов информацией об обстановке.
Общее руководство и планирование мероприятий по защите океанских коммуникаций США и НАТО на Атлантике возложено на верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике, который через главные командования объединенных ВМС НАТО в зонах организует выполнение этих функций.
Ответственность за организацию защиты морских коммуникаций в водах Европы возлагается на верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе. В зоне Тихого океана ответственным за организацию защиты океанских и морских коммуникаций является главнокомандующий Тихоокеанским флотом США.
Верховные главнокомандующие ОВС блока на театрах, а также главнокомандующий Тихоокеанским флотом США задачи по защите коммуникаций решают через соответствующие командования в зонах, в распоряжение которых выделяются необходимые силы.
Важнейшая роль в организации военно-транспортной деятельности в интересах обеспечения стратегической мобильности вооруженных сил США принадлежит созданной в 1949 году военно-морской транспортной службе, которая в 1970 году была переименована в командование морских перевозок (КМП). Главными ее задачами являются обеспечение в мирное время перевозок войск и предметов МТО для вооруженных сил США, разработка и реализация планов наращивания морских перевозок на случай чрезвычайной обстановки или войны, осуществление мероприятий по повышению мобилизационной готовности торгового флота. В состав КМП входят также суда, используемые для проведения исследований океана и космического пространства, слежения за ракетами, испытаний оружия.
Региональные командования и отделы КМП находятся как на территории США, так и за границей. Представители этой службы имеются во многих странах мира. При необходимости сеть КМП может быть увеличена. Так, для обеспечения боевых действий в период агрессии США во Вьетнаме в 1965 году был открыт отдел КМП в Сайгоне, численность которого достигала 100 человек. В его непосредственном подчинении находилось около 10,5 тыс. гражданских моряков и свыше 400 военнослужащих. В период локальных военных конфликтов масштабы перевозок в интересах вооруженных сил значительно увеличивались. Так, во время американской агрессии в Корее (1950-1953) КМП доставило в страну около 5 млн. человек и 22,4 млн. т горюче-смазочных материалов. Средняя интенсивность отправки военных грузов в Корею составляла более 30 тыс. т в сутки. В период войны во Вьетнаме количество судов, доставляющих грузы на театр боевых действий, было доведено до 400, а ежемесячный объем перевозимых ими грузов достиг в 1969 году 1759 тыс. т. Для ускорения отзыва судов частных компаний в США разрабатываются и внедряются специальные системы связи и информации. Так, еще в 1977 году была начата разработка системы CALSTAT, которая призвана обеспечить командования ВМС и КМП оперативной информацией о положении судов, планировать время прибытия их в порты, текущее состояние запасов для каждого судна. Для <чрезвычайного отзыва> судов и выбора их для направления в порт погрузки в США используется система USMER. Для обеспечения срочных воинских перевозок США планируют использовать при необходимости торговые флоты стран НАТО, а также других государств, не входящих в этот блок, особенно Японии.
В масштабе НАТО создана и функционирует централизованная форма управления морским транспортом. Высшим органом НАТО по разработке планов подготовки гражданских отраслей экономики стран - участниц блока к условиям военного времени является главный гражданский комитет чрезвычайного планирования (Senior Civil Emergence Planning Committee). Планированием морских перевозок занимается один из его подкомитетов - управление планирования морских перевозок (Planning Board for Ocean Shipping). В его состав входят представители судоходных организаций всех стран НАТО, которые выделяют свои суда в распоряжение командования блока. В случае войны указанное управление становится директивным органом - администрацией по военному управлению судоходством (Defence Shipping Authority), состоящим из совета по военному управлению судоходством (Defence Shipping Council) и исполнительного комитета (Defence Shipping Exe-cuitive Board). Совет руководит деятельностью исполнительного комитета, изучает состояние торгового флота, определяет принципы его использования в соответствии с директивными указаниями высших органов НАТО.
Исполнительный комитет в составе двух подкомитетов (американского в Вашингтоне и европейского в Лондоне) проводит в жизнь решения совета, распределяет силы и средства по задачам, определяет условия финансирования и эксплуатации судов.
Наряду с созданием на военный период органов управления судоходства в масштабе НАТО продолжают функционировать и национальные правительственные органы морского транспорта, которые в случае войны принимают на себя руководство торговым флотом данной страны.
По линии военной организации в НАТО существует отдел службы военно-морского контроля над судоходством (Naval Control of Shipping Organization), который отвечает за защиту океанских и морских коммуникаций. В мирное время указанный отдел координирует все вопросы, относящиеся к защите судоходства, и разрабатывает необходимые руководящие документы, осуществляет сбор информации о нахождении судов в Мировом океане. В военное время он организует формирование конвоев, определяет им маршруты, контролирует переход судов по назначению.
В чрезвычайных условиях могут использоваться следующие источники получения транспортных средств в военных целях: суда КМП и резервного флота национальной обороны, торговые суда под флагом США, суда под <удобными флагами>, но принадлежащие различным судовладельческим компаниям США, а также зафрахтованные суда под иностранными флагами.
В целом в военных планах США и блока НАТО вопросы защиты океанских и морских коммуникаций занимают особое место, что, по оценке военно-политического руководства блока, определяется жизненно важным значением для западных стран доставки воинских и экономических грузов морским транспортом. При разработке теории и практики защиты коммуникаций первостепенное внимание уделяется решению задач по недопущению развертывания в океан Военно-Морского Флота Советского Союза. Важнейшая роль в решении этой задачи отводится морской 'блокаде, при проведении которой предусматривается привлечение для действий в передовых зонах океанских театров мощных ударных и противолодочных группировок, сил ПВО, а также сил и средств их боевого и материально-технического обеспечения.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz