ЗВО - 12'1988

ИНСТИТУТ АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ ВВС ФРГ

Подполковник Е.МЕЛЬНИКОВ

Стремительное развитие авиации, усложнение летательных аппаратов, рост перегрузок и скоростей полета в последние десятилетия вызвали резкое увеличение физических и психических нагрузок на военных летчиков и ужесточили требования, предъявляемые к их здоровью. Этим и обусловлено создание в ведущих капиталистических странах специализированных военно-научных учреждений, занимающихся медико-биологическими исследованиями и прикладными проблемами, связанными с отбором, тренировкой и обучением летного состава, поддержанием на должном уровне здоровья и работоспособности экипажей, профилактикой летных происшествий.
В бундесвере эти функции возложены на институт авиационной медицины ВВС ФРГ в г. Фюрстенфельбрук. Организационно институт состоит из шести отделений, каждое из которых занимается определенными вопросами и располагает для этого специальным оборудованием:
- первое решает собственно медицинские проблемы;
- второе осуществляет проверку и тренировку кандидатов на летную работу в условиях, максимально приближенных к реальным;
- третье изучает влияние перегрузок на экипажи в полете;
- четвертое исследует проблемы оптимизации рабочих мест летного состава, в том числе оборудования кабин, с целью максимального повышения удобства и безопасности полетов;
- на пятое отделение возложены изучение воздействия в полете различных факторов на организм летчика и анализ статистики летных происшествий;
- шестое занимается психофизиологическими аспектами летной работы.
Проверка пригодности будущих летчиков начинается с психологических тестов, проводимых в шестом отделении с помощью специального тренажера. Кандидат>! должны управлять <самолетом> в соответствии с заданными параметрами полета, а ЭВМ имитирует постоянное отклонение от них. Кроме того, им предлагается решить несложные арифметические и логические задачи, чтобы оценить их способность одновременно выполнять несколько видов работы. В ходе беседы с психологом и специального тестирования выявляются и оцениваются психологические и личностные качества, необходимые в летной работе. Предпочтение отдается не столько высокому уровню умственного развития 'и интеллигентности кандидата, сколько практическому складу ума, быстроте реакции, психологической устойчивости, выносливости и, наконец, усидчивости. По мнению специалистов института, именно эти качества необходимы будущему летчику. Психофизиологическую проверку ежегодно успешно проходят примерно 79 проц. кандидатов.
Затем проверяемые направляются на медицинское обследование на пригодность к летной работе во второе отделение. Немаловажное значение придается антропометрическим показателям кандидатов: рост может быть в пределах 162-193 см, вес от 59 до 96 кг, длина бедра не должна превышать 68 см, иначе могут возникнуть затруднения при покидании летательного аппарата в случае аварии. В этом же отделении проводится специальная подготовка летного состава, включающая недельные начальные и повторные курсы. Занятия построены в соответствии с учебными программами военно-учебных заведений, в которых будут обучаться отобранные кандидаты.
Во втором отделении, кроме того, организованы так называемые курсы пассажиров реактивных самолетов. Их обязаны пройти все военнослужащие бундесвера, которые по роду служебных обязанностей пользуются военными реактивными самолетами.
Одним из важных предметов любого из указанных курсов является катапультирование. Слушатели изучают применяемые в бундесвере катапультируемые кресла (четыре типа), с ними проводятся практические занятия на катапульте-тренажере. Будущие летчики в ходе обучения в общей сложности <катапультируются> 4 раза, а из каждой учебной группы <пассажиров> катапультирование совершают два добровольца. Ежегодно катапультирование на тренажере отрабатывают около 800 человек.
Для приобретения навыков ориентире, вания в пространстве существует специальный тренажер, имеющий несколько сте. пеней свободы и имитирующий условия полета по приборам.
Действия обучаемых в условиях кислородного голодания (например, в случае разгерметизации кабины летательного аппарата на большой высоте) отрабатываются в специальной барокамере. Основные усилия направляются на изучение индивидуальной реакции каждого обучаемого при возникновении кислородного голодания (как правило, это головные боли, снижение цветовосприятия и т. д.).
Большое значение придается тренироа-кам на центрифуге. Считается, что летчики на самолетах бундесвера могут подвергаться семи - девятикратным перегрузкам. При этом нарушаются нормальное кровообращение и кровоснабжение мозга, которое в свою очередь может привести к потере сознания и гибели летчика. В ходе тренировок обучаемые приобретают навыки использования противо-перегрузочных костюмов и разучивают специальные упражнения. Их состояние непрерывно контролируется при помощи датчиков, установленных в противопере-грузочных костюмах. В случае необходимости тренировка прекращается, центрифуга останавливается (при восьмикратном ускорении для этого требуется 4-5 с), и уже через 20 с может быть оказана неотложная медицинская помощь.
По свидетельству иностранной печати, институт авиационной медицины ВВС ФРГ всей своей деятельностью способствует предотвращению летных происшествий и тем самым повышает безопасность полетов. В этой работе он активно сотрудничает с учреждениями аналогичного профиля других стран НАТО.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz