"Зарубежное военное обозрение" 05'1988

ШАГАЮЩИЙ ВЕЗДЕХОД

Майор Н.Шеховцев

В университете штата Огайо (г. Колумбус, США) создан опытный образец шагающего вездехода ASV (Adaptive Suspension Vehicle), предназначенного для использования на сильно пересеченной местности (см. рисунок). При его разработке применены новейшие достижения в области микроэлектроники, сверхбыстродействующих ЭВМ, бионики и конструкционных материалов. Пентагон намеревается в будущем оснащать такими машинами армию США. Испытания и отладка первого вездехода начались в 1985 году. Его создание финансируется управлением автобронетанковой техники командования материально-технического обеспечения сухопутных войск совместно с управлением перспективных разработок министерства обороны США (DARPA).
Грузоподъемность машины, имеющей длину около 5 м и движущейся на шести <ногах-опорах>, составляет около 200 кг. Двигатель мощностью 90 л. с. позволяет в условиях полного бездорожья развивать скорость 5-10 км/ч. Система управления включает 15 микрокомпьютеров и оптический локатор (лазерную сканирующую систему). Пять компьютеров анализируют сигналы локатора, в остальные координируют движение <ног> по командам оператора-водителя, определяющего общее направление движения. Вездеход, по мнению военных экспертов США, имеет возможность передвигаться там, где не пройдет [76] никакая другая современная наземная техника. Машина способна <ходить> по болотам, горам, пустыням, глубокому снежному покрову и во льдах. Она может преодолевать препятствия высотой до 1,2 м, перебираться через канавы и водные преграды шириной почти 3 м, при этом корпус вездехода не отклоняется от горизонтального положения. После конструктивных доработок, которые будут проведены по результатам испытаний, предполагается рассмотреть вопрос о начале серийного производства шагающего вездехода. Однако, как отмечают американские специалисты, даже успешное решение сложных технических вопросов не является гарантией того, что уже в ближайшем будущем начнется промышленное производство такой машины, поскольку стоимость ее все еще будет непомерно высока. Поэтому вездеходы ASV в печати США называют <кавалерией XXI века>.
В первой половине 90-х годов предполагается на базе ASV создать робот-вездеход, который сможет, двигаясь по заданному маршруту, выполнять свои функции в полностью автоматическом режиме без участия оператора-водителя. Система управления машиной по <безлюдной> технологии с элементами искусственного интеллекта разрабатывается в рамках специальной программы фирмой <Мартин Мариэтта> по заказу DARPA.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Статья предоставлена: http://www.zw-observer.narod.ru
Hosted by uCoz