"Зарубежное военное обозрение" 05'1988

НОВЫЙ ЯПОНСКИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ

Капитан 1 ранга Р.Федорович

В Японии завершается разработка нового противолодочного вертолета по программе SH-X, которая осуществляется с 1983 года научно-исследовательским техническим центром (НИТЦ) управления национальной обороны. В качестве прототипа был взят американский вертолет SH-60B <Си Хок> системы ЛЭМПС Мк3. Новая машина предназначается для замены противолодочного вертолета HSS-2В, который производится по лицензии США. Для создания опытных образцов ВМС Японии в 1983 и 1984 финансовых годах заказали у фирмы <Сикорский> два вертолета и основную часть бортового оборудования. В 1985 и 1986 годах они были переданы японским ВМС и поступили в состав 51-й отдельной патрульной (испытательной) авиаэскадрильи. Затем опытные вертолеты с заказанным для них специальным бортовым оборудованием национального производства (получили наименование XSH-60J) штаб ВМС передал через НИТЦ японской фирме <Мицубиси дзюкогё> для окончательной отладки всех систем и проведения всесторонних испытаний. Данная фирма к лету 1989 года совместно с НИТЦ должна полностью завершить работы по созданию нового противолодочного вертолета SH-60J (см. цветную вклейку), а затем, после принятия его на вооружение, начать серийное производство на своем заводе <Комаки-южный> в г. Комаки (префектура Аити).
Пятилетней программой строительства вооруженных сил Японии предусмотрено до 1990 года выделить ассигнования на постройку 36 палубных вертолетов SH-60J (из них 12 уже включены в план 1988 финансового года). Эти вертолеты начнут серийно поступать с 1990 года в состав 21-го и 22-го авиакрыльев для базирования на кораблях типов <Хатакадзэ>, <Хацуюки>, <Асагири> и других. С завершением перевода командования эскортных сил флота на новую организационно-штатную структуру <Флотилия 8-8> {1} количество палубных вертолетов намечено довести до 48 единиц: по 12 машин (восемь штатных и четыре запасных) в каждой из четырех эскадрилий (121 - 124-я), приписанных соответственно к кораблям 1-й - 4-й флотилий эсминцев. Кроме того, для шести эскадрилий вертолетов берегового базирования штаб ВМС Японии планирует иметь 54 машины (по девять в каждой). Поэтому в 90-х годах предполагается поставить всего около 110 вертолетов SH-60J. Стоимость серийной машины оценивается в 4,8 млрд. иен (около 35 млн. долларов).
Корабельный вариант противолодочного вертолета SH-60J предназначен для борьбы с подводными лодками, ведения разведки и выдачи целеуказания, а также для выполнения поисково-спасательных и эвакуационных работ, решения некоторых вспомогательных задач. Его тактико-технические характеристики приведены ниже.
Вертолет SH-60J может взлетать и садиться на палубу корабля при волнении моря до 5 баллов. Основное вооружение включает две торпеды Мк46 мод. 5 (максимальная дальность хода 11 км). Он оснащен 25 радиогидроакустическими буями AN/SSQ-50 активной системы <Касс> и AN/SSQ-53 пассивной системы <Дифар>, магнитным обнаружителем AN/ASQ-81D(V), РЛС обнаружения надводных и воздушных целей HPS-104 и опускаемой ГАС HQS-103.
Радиосвязное оборудование включает радиостанции AN/ARS-159, обеспечивающие открытую и закрытую связь на 7000 фиксированных частотах (225 - 400 МГц) УКВ диапазона. В [58] вертолете установлены также станция радиотехнической разведки HLR-108, радиоприемное устройство для работы с РГБ AN/ARR-75, а также аппаратура управления буями и целераспределения HSA-118. Работу всех бортовых систем обеспечивает ЭВМ AN/AYK-14 (объем памяти 65 тыс. машинных слов, может быть увеличен до 96 тыс., ее масса 20,4 кг, габариты 194?260?486 мм).
Экипаж, человек                                    3
Количество x тип ГТД (мощность каждого, л. с.)     2xТ700-GE-401 (1700)
Масса, кг:
    пустого вертолета                              6200
    взлетная (в зависимости от решаемых задач)     7900-9900
Скорость полета, км/ч:
    максимальная                                   300
    крейсерская                                    250
Скороподъемность у земли, м/с                      3,9-6,0
Максимальная дальность полета, км                  600
Боевой радиус действия, км                         160
Максимальная продолжительность полета, ч           4
Практический потолок, м                            5700
Количество подвесных топливных баков               1-2
Максимальный запас топлива, л                      2240
Длина, м:
    общая при несложенных лопастях несущего винта  19,8
    при сложенных                                  12,5
    фюзеляжа (с несложенной хвостовой балкой)      15,3
Ширина, м:
    общая при сложенных лопастях несущего винта     3,3
    фюзеляжа                                        2,4
Диаметр четырехлопастного несущего винта, м        16,4
Высота, м:
    общая с несложенной хвостовой балкой            5,2
    со сложенной                                    4,0
Время, мин:
    предполетной подготовки                       45-52
    подготовки к повторному вылету                15-17

{1} Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1985. - № 3. - С. 49-51. - Ред.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Статья предоставлена: http://www.zw-observer.narod.ru
Hosted by uCoz