"Зарубежное военное обозрение" 05'1988

АТОМНЫЕ КРЕЙСЕРА УРО

Капитан 1 ранга Ю.Петров

Командование ВМС США уделяет большое внимание развитию надводного флота, отводя одно из ведущих мест в его составе крейсерам УРО. По классификации, принятой за рубежом, к ним относятся корабли большого водоизмещения, вооруженные зенитными (ЗРК), противокорабельными (ПКРК) и противолодочными ракетными (ПЛРК) комплексами. Крейсера УРО предназначаются для решения широкого круга задач, а первую очередь для охранения авианосцев, конвоев и десантных отрядов, действий в составе КУГ, нанесения ударов по береговым объектам.

Наиболее совершенными кораблями рассматриваемого класса являются атомные крейсера УРО (КРА) {1}, которые благодаря наличию на борту ядерной энергетической установки (ЯЭУ) имеют практически неограниченную дальность плавания с высокой скоростью, что повышает их боевые возможности, значительно расширяет районы действия и увеличивает время нахождения в них. КРА лучше приспособлены для действий в условиях применения оружия массового поражения, так как ЯЭУ не требуют для своей работы атмосферного кислорода, а корабль может быть лучше загерметизирован.
Кроме того, отсутствие дымовых газов уменьшает коррозию антенных систем радиоэлектронного вооружения и одновременно облегчает посадку вертолетов на корабли.
Вместе с тем сложность технологии производства и эксплуатации ЯЭУ, которые предъявляют высокие требования к подготовке и квалификаций личного состава, и большая стоимость постройки атомного корабля привели к тому, что даже США не смогли вести крупносерийное строительство КРА УРО. В настоящее время в составе американских ВМС находятся девять атомных крейсеров УРО: четыре типа <Вирджиния>, два типа <Калифорния>, а также <Тракстан>, <Вейнбридж> и <Лонг Бич> (рис. 1). Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики атомных крейсеров УРО
Тип корабля - количество в строю (бортовой номер и наименование), год ввода в боевой составВодоизмещение, т: стандартное полноеГлавные размерения, м: длина, ширина, осадкаМощность ЯУЭ, л.с. наибольшая скорость хода, узЭкипаж, человек (из них офицеров)Вооружение
"Вирджиния" - 4 (38 "Вирджиния", 39 "Техас", 40 "Миссисипи", 41 "Арканзас"), 1976 - 1980950011000178,4
19,2
9
10000033560 (40)КР "Томагавк" - 2x4, ПКР "Гарпун" - 2x4, ЗУР "Стандарт"/ПЛУР АСРОК - 2x2, 127-мм АУ - 2x1, 20-мм ЗАК - 2x6, 324-мм ТА - 2x3
"Калифорния" - 2 (36 "Калифорния", 37 "Южная Каролина"), 1974 - 1975956011000181,7
18,6
9,6
10000033550 (40)ПКР "Гарпун" - 2x4, ЗУР "Стандарт" - 2x1, ПЛУР АСРОК - 1x8, 127-мм АУ - 2x1, 20-мм ЗАК - 2x6, 324-мм ТА - 2x3
"Тракстан" - 1 (35 "Тракстан"), 196782009200171,9
17,7
9,4
10000033520 (39)ПКР "Гарпун" - 2x4, ЗУР "Стандарт"/ПЛУР АСРОК - 1x2, 127-мм АУ - 1x1, 20-мм ЗАК - 2x6, 324-мм ТА - 1x4; вертолет - 1
"Бейнбридж" - 1 (25 "Бейнбридж"), 196276008590172,3
17,6
7,7
10000033516 (42)ПКР "Гарпун" - 2x4, ЗУР "Стандарт" - 2x2, ПЛУР АСРОК - 1x8, 20-мм ЗАК - 2x6, 324-мм ТА - 2x3
"Лонг Бич" - 1 (9 "Лонг Бич"), 19611420017100219,9
22,3
9,1
8000030890 (85)КР "Томагавк" - 2x4, ПКР "Гарпун" - 2x4, ЗУР "Стандарт" - 2x2, ПЛУР АСРОК - 1x8, 127-мм АУ - 2x1, 20-мм ЗАК - 2x6, 324-мм ТА - 2x3

Условные сокращения: КР - крылатая ракета, ПКР - противокорабельная ракета, ЗУР - зенитная управляемая ракета, ПЛУР - противолодочная управляемая ракета, АУ - артиллерийская установка, ЗАК - зенитный артиллерийский комплекс, ТА - торпедные аппараты. Количество ракетных и артиллерийских установок, число направляющих (контейнеров) и стволов в них, а также количество торпедных аппаратов и труб обозначается через знак умножения.

Крейсера типов <Вирджиния>, <Калифорния> и <Лонг бич> имеют гладкопалубный корпус, остальные корабли - корпус с протяженным далеко в корму полубаком. По длине корпус разделен на 16-18 водонепроницаемых отсеков. Высокий надводный борт в носовой и средней частях улучшает мореходные качества, уменьшает заливаемость верхней палубы при волнении моря. Для снижения массы и увеличения остойчивости кораблей, несколько пониженной из-за размещения на верхней палубе и надстройках пусковых [52] установок ЗУР, КР и ПЛУР, в конструкциях надстроек широко использованы алюминиевые сплавы. Однако, отмечает зарубежная печать, опыт боевых действий в ходе англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов показал невысокую пожаростойкость этих сплавов. Надстройки сильно развиты по длине и ширине кораблей, что объясняется потребностью в дополнительных закрытых объемах для размещения ракетного вооружения. Корабли оборудованы для действий в различных климатических зонах и в условиях применения оружия массового поражения. На них, в частности, установлены системы кондиционирования воздуха, отсутствуют иллюминаторы, применены автоматические захлопки в системе вентиляции, предусмотрено дистанционное управление закрытием люков и дверей для предотвращения распространения пожара и воды, оборудованы системы водяной завесы, устроены сквозные проходы в надстройке, боевые посты размещены в основном внутри корпуса. Большое внимание уделено обеспечению мореходных качеств и сохранению высоких боевых возможностей при плавании в неблагоприятных метеорологических условиях. По данным иностранной прессы, корабли могут удерживать скорость 20 уз при высоте волн 7,5 м в течение длительного времени.

На кораблях типов <Вирджиния> (рис. 2) и <Лонг Бич> (см. цветную вклейку) установлено по две четырехконтейнерные защищенные пусковые установки (ПУ) для КР <Томагавк>. Аналогичные ПУ намечается смонтировать на КРА УРО типа <Калифорния>.
При этом могут применяться КР <Томагавк> трех модификаций. Для стрельбы по наземным объектам предназначены ракеты BGM-109A с ядерной боевой частью (БЧ) и дальностью полета до 2500 км и BGM-109C с обычной БЧ (1250 км), для поражения надводных кораблей и судов - BGM-109B с осколочно-фугасной БЧ массой 454 кг (до 550 км). Для ракет BGM-109A и С применяется комбинированная система наведения, которая включает инерциальный блок с радиовысотомером и корреляционную систему ТЕРКОМ с запоминанием рельефа местности по маршруту полета. В зарубежной печати отмечается, что точность подхода КР к цели практически не зависит от дальности полета, так как ТЕРКОМ компенсирует увеличивающиеся во времени ошибки инерциального блока системы наведения. Ракеты BGM-109B наводятся на надводные цели также при помощи комбинированной системы, состоящей из инерциального блока с радиовысотомером (начальный и средний участки траектории) и активной радиолокационной головки самонаведения. Скорость полета ракет <Томагавк> около 900 км/ч. В настоящее время завершена разработка еще одной модификации КР <Томагавк> морского базирования - BGM-109D, которая в отличие от BGM 109С будет оснащаться кассетной БЧ, содержащей до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия. Она предназначается для нанесения ударов по береговым объектам. [53]
Для повышения боевых возможностей по уничтожению надводных кораблей и судов все атомные крейсера вооружены двумя четырехконтейнерными ПУ ПКР <Гарпун> (RGM-84A) с дальностью стрельбы 110-130 км. Эта ракета имеет скорость полета М = 0,85, фугасную боевую часть массой 225 кг и комбинированную систему наведения: инерциальный блок с радиовысотомером (AN/APN-194) и активную радиолокационную головку самонаведения (с РЛС PR-53/DSQ-38).
Зенитное ракетное вооружение атомных крейсеров представлено двумя ПУ Мк13 (корабли типа <Калифорния>), двумя спаренными ПУ Мк10 (<Бейнбридж> и <Лонг Бич>) для ракет <Стандарт> и комбинированными спаренными пусковыми установками (одной Мк10 для кораблей типа <Тракстан> и двумя Мк26 - <Вирджиния>) для ракет <Стандарт> и АСРОК. При этом могут использоваться зенитные ракеты четырех модификаций: <Стандарт-1MR> (RIM-66B), <Стандарт -2MR> (RIM-66D), <Стандарт-1ER> (RIM-67A) и <Стандарт -2ER> (RIM-67В). Первые две из них являются ракетами средней дальности (до 50 км), а последние - большой (до 100 км). Они имеют досягаемость по высоте около 20 км и скорость полета М = 2 - 2,5. Системы управления ракетной стрельбой Мк74 (только на кораблях типа <Калифорния>) и Мк76 имеют в своем составе различные РЛС подсветки цели и передачи радиокоманд телеуправления (до четырех AN/SPG-51, -55 и их модификаций).
Для борьбы с подводными лодками часть кораблей оснащена ПЛРК АСРОК с восьмизарядной пусковой установкой Мк16 (на остальных крейсерах типа <Вирджиния> и <Тракстан> для запуска ПЛУР используются соответственно пусковые установки Мк26 и Мк10 мод. 8). ПЛУР АСРОК представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету с глубинной бомбой или торпедой (Мк46 или Мк44) в качестве боевой части. Она имеет максимальную дальность полета 14,5 км при стартовой массе 454 кг (предельная эффективная дальность стрельбы 9 км, а минимальная 1,5 - 2 км) и дозвуковую [54] скорость полета.
Все КРА УРО оснащены двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами Мк32 (<Тракстан> - четырьмя однотрубными), для стрельбы из которых применяются торпеды Мк46. Управляемые противолодочные торпеды Мк46 имеют комбинированную (активно-пассивную) акустическую систему самонаведения. Масса торпеды составляет около 250 кг (масса ВВ - 40 кг), скорость и глубина хода соответственно - 45 уз и 450 м, дальность хода - до 11 км.
Управление стрельбой противолодочным оружием осуществляется с помощью систем Мк114 и Мк116. Последняя система, использующая ЭВМ AN/UYK-7, является более совершенной. Она осуществляет обработку данных в цифровой форме в отличие от аналоговой системы Мк114. Данные в систему стрельбы поступают от низкочастотных корабельных ГАС: на крейсерах <Лонг Бич> и <Бейнбридж> от AN/SQS-23A и В, а на кораблях <Тракстан> и типа <Калифорния> - соответственно от AN/SQS-26 и -26СХ. Установленная на крейсерах типа <Вирджиния> ГАС AN/SQS-53A обеспечивает передачу данных в систему Мк116 и является модернизированным вариантом ГАС AN/SQS-26. Она работает в режимах эхо- и шумопеленгования, а также звукоподводной связи и обеспечивает поиск, классификацию и слежение за несколькими целями одновременно. Дальность действия станции в активном режиме в зависимости от гидрологии может составлять до 18 км, а при использовании условий сверхдальнего распространения акустических лучей в зонах конвергенции - от 55 до 60 км. Станция выполнена полностью на полупроводниках, имеет антенное устройство диаметром 4,8 м с 576 приемопередающими элементами, которое находится в носовом обтекателе из армированной звукопрозрачной резины размером 11.3?6?3 м.
Артиллерийское вооружение представлено 127-мм универсальными одноорудийными артустановками Мк45, Мк42 и Мк30 (за исключением крейсера <Бейнбридж>, на котором нет артиллерии среднего калибра), а также 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс>.
По две универсальных артустановки смонтировано на крейсерах типов <Вирджиния> и <Калифорния> (Мк45), а также <Лонг Бич> (Мк30). На <Тракстан> имеется одна установка Мк42.
Наиболее современными из универсальных артустановок атомных крейсеров считаются Мк45. Широкое применение алюминиевых сплавов, новых марок сталей позволило снизить массу установки Мк45 до 22,7 т. В ее конструкции использованы бесконтактные выключатели, полупроводниковые усилители, электрические и гидравлические блокировочные устройства и модульные блоки, обеспечивающие быстрое обнаружение и устранение неисправностей. Магазин барабанного типа вмещает 20 подготовленных к действию унитарных патронов и обеспечивает автоматическую стрельбу со скорострельностью 20 выстр./мин с последующим автоматическим пополнением барабана с помощью заряжающего устройства, к которому снаряды (масса 32 кг) подаются вручную. Горизонтальная дальность стрельбы около 20 км, а досягаемость по высоте 13,6 км.
На атомных крейсерах установлены системы управления артиллерийским огнем Мк56 (<Лонг Бич>), Мк68 (<Тракстан>) и Мк86 (корабли типов <Вирджиния> и <Калифорния>), Системы обеспечивают стрельбу по воздушным, морским и береговым целям с использованием РЛС и других технических средств. Наиболее современной [55] из систем управления артогнем является Мк86. Включение в нее ЭВМ и наборов сменных модулей программного обеспечения позволяет применять ее в различной тактической обстановке. В Мк86 используется метод слежения, который позволяет в соответствии с программой ЭВМ отслеживать до 120 целей. ЭВМ изготовлена на твердотельных элементах, имеет устройство самоконтроля и модульную конструкцию, что обеспечивает быструю замену неисправных или установку более совершенных блоков, В состав системы Мк86 входит двухкоординатная импульсная РЛС AN/SPQ-9A, осуществляющая поиск, классификацию и непрерывное слежение за целью. РЛС имеет две антенны. Одна из них служит для обнаружения надводных и воздушных низколетящих целей на дальностях около 40 км и высоте до 600 м. Вторая антенна может обнаруживать воздушные цели, находящиеся в пределах вертикального угла поиска до 25°. Опознавание и автоматическое слежение за воздушными целями на дальности около 100 км осуществляет импульсно-доплеровская РЛС AN/SPG-60.
Для борьбы с воздушными целями (в том числе ПКР) в ближней зоне на каждом КРА УРО установлены два 20-мм шестиствольных ЗАК Мк15 <Вулкан-Фаланкс> (скорострельность 3000 выстр./мин, емкость магазина 950 патронов). В системе управления огнем используются две РЛС обнаружения и сопровождения целей, смонтированные в едином блоке с установкой, которые работают в импульсно-доплеровском режиме. РЛС обеспечивают обнаружение цели с эффективной поверхностью рассеяния 0,1 м2 на расстоянии до 5 км, слежение за полетами снаряда и автоматическую корректировку огня, К недостаткам комплекса зарубежные специалисты относят малую емкость магазина, перезаряжание которого производится вручную и занимает 7-10 мин.
На крейсере <Тракстан> базируется вертолет SH-2F системы ЛЭМПС Мк1 (взлетная масса около 6 т, максимальная скорость 275 км/ч и дальность полета 660 км). Его основное вооружение включает две торпеды Мк46, 15 РГБ, магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, поисковую РЛС LN66HP, разведывательный приемник AN/ALR-54. Для размещения вертолета имеется ангар.
Радиоэлектронное оборудование кораблей отличается высокой степенью стандартизации. Все крейсера оснащены автоматизированной системой БИУС NTDS. На кораблях установлена система РЭБ AN/SLQ-32(V), обеспечивающая ведение радиотехнической разведки с выдачей пеленга на РЛС (кораблей и ГСН ракет) и автоматическую выработку данных целеуказания на запуск 127-мм НУР с противорадиолокационными отражателями и ИК ловушками с четырех шеститрубных пусковых установок Мк36.
Радиолокационные средства атомных крейсеров включают до 12 РЛС различного назначения (обнаружения воздушных и надводных целей, навигационных и управления огнем ракетного и артиллерийского оружия). При этом обнаружение воздушных целей обеспечивается на дальности до 400 км, а надводных - 40 км. Для обнаружения воздушных целей используются РЛС 10-см диапазона AN/SPS-48 (трехкоординатная) и AN/SPS-40, а также 5-см диапазона AN/SPS-49 различных модификаций. В интересах навигации и обнаружения надводных целей используются РЛС LN66, а также AN/SPS-10, -55 и -67, работающие в диапазоне 3-5 см.
В состав радиоэлектронного оборудования входят также устройства системы спутниковой связи <Флитсатком> с антенной ОЕ-82, приемником AN/SSR-1 и тремя-четырьмя приемопередатчиками AN/WSC-3, а также системы радиосвязи на стандартных частотах ВМС по всем диапазонам, станции радиолокационного опознавания <свой-чужой>, радиомаяк РНС ТАКАН, система гидроакустического противодействия Т-Мк6 (намечается ее замена буксируемой системой ГПД AN/SLQ-25 <Никси>).
Все атомные крейсера (кроме <Лонг Бич>) оснащены ядерными энергетическими установками о составе двух ядерных водоводяных реакторов типа D2G фирмы <Дженерал электрик> и двух главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) суммарной мощностью 100000 л. с. На крейсере <Лонг Бич> установлены два ядерных реактора CIW фирмы <Вестингауз>, обеспечивающих паром два ГТЗА общей мощностью 80000 л.с.
Применение ЯЭУ внесло существенные изменения в архитектуру кораблей, позволив отказаться от дымовых труб и по-новому подойти к проектированию верхних надстроек с целью обеспечения наивыгоднейших условий работы радиоэлектронных средств. Вытянутая вверх носовая надстройка <Лонг Бич> имеет форму куба, и ее боковые стенки были использованы для размещения фазированных антенных решеток РЛС AN/SPS-32 и -33. При проведении капитального ремонта эти РЛС из-за большой массы (48 и 120 т), сложности эксплуатации и недостаточной надежности были заменены новыми - AN/SPS-48 и -49. Корпус корабля не бронирован. Боевой информационный пост (БИП) размещен на четвертой палубе и хорошо защищен. Обычно в нем находится 35 человек, по тревоге их численность удваивается.
Большое водоизмещение <Лонг Бич>, высокая стоимость его постройки, сложность конструкции привели к поиску оптимальных архитектурных и конструктивных решений и состава вооружения. В дальнейшем строились атомные крейсера <Бейнбридж> и <Тракстан>. Эти корабли по вооружению и многим конструктивным особенностям являются аналогами крейсеров типов <Леги> и <Белкнап>. Такое решение обосновывалось стремлением провести сравнительную [56] оценку эффективности атомных и обычных кораблей, оценить преимущества, обеспечиваемые ЯЭУ. Высокая стоимость постройки атомных крейсеров и длительное время, потребовавшееся для детального сравнения проектов кораблей, сказались на темпах их постройки. В результате четвертый по счету в США атомный крейсер (<Калифорния>) вступил в строй спустя семь лет после завершения строительства крейсера <Тракстан>. Корабли типа <Калифорния> отражают уровень развития атомных крейсеров по состоянию на начало 70-х годов. Они стали первыми американскими атомными надводными кораблями, предназначенными для серийного строительства.
При постройке большое внимание обращалось на стандартизацию конструкций, повышение степени автоматизации в системах управления и оборудовании. По сравнению с предшественником водоизмещение корабля увеличилось более чем на 1300 т, что связывается с существенно возросшими требованиями к размещению большого объема радиоэлектронных средств. Крейсер стал первым кораблем ВМС США, вооруженным ЗУР с системой управления на твердотельных элементах и ампульными батареями (обеспечивают надежное снабжение энергией после долгого периода хранения). В проекте корабля предусмотрены большие резервы по объему и массе для последующих модернизаций. В то же время отмечаются серьезные недостатки проекта, обусловившие сокращение серии до двух единиц и переход к строительству очередного типа атомных крейсеров. Одним из недостатков кораблей типа <Калифорния> зарубежные специалисты считают слабое зенитное ракетное вооружение, представленное лишь двумя пусковыми установками ЗУР. Кроме того, общий состав вооружения сопоставим с таковым у обычных крейсеров, имеющих значительно меньшее водоизмещение и стоимость постройки. В итоге было начато проектирование, а затем и строительство новой серии крейсеров типа <Вирджиния> в количестве четырех единиц.
В проекте данного корабля в наиболее полной степени воплощены требования американских специалистов к облику атомного крейсера УРО. Использование при проектировании ЭВМ позволило оценить несколько сот вариантов и найти наиболее приемлемое решение, удовлетворяющее как техническим, так и тактическим требованиям ВМС. Исключение из состава вооружения пусковой установки ПЛРК АСРОК позволило сократить длину корпуса по сравнению с предыдущим проектом на 3,3 м. Корабль проектировался как комплексная система. При этом внимание было обращено прежде всего на обеспечение высокой мореходности, улучшение обитаемости и организацию погрузочно-разгрузочных работ. Матросы не более чем по 20 - 25 человек размещаются в кубриках с изолированными койками, где есть отдельные помещения для отдыха и приема пищи. Жилые блоки не имеют сквозных проходов. При их отделке широко использованы пластики и сплошная звукоизоляция переборок и подволоков. На корабле обеспечены условия для быстрой приемки и распределения грузов по местам хранения. Для этого имеются элеваторы, ленточные транспортеры, устроен сквозной проход по правому борту на главной палубе. Имеются два подвижных поста приема грузов на ходу в носовой и кормовой оконечностях и один стационарный в средней части корабля. В носу и корме оборудованы посты приема грузов с помощью вертолетов.
Особое внимание при проектировании было уделено организации корабельной АСУ. Комплексная централизованная автоматизированная система боевого управления построена на основе семи ЭВМ AN/UYK-7 (расположены в одном помещении). Такое размещение, по мнению зарубежных специалистов, уменьшает потребность в личном состава для обслуживания, облегчает организацию обмена <памятью> между машинами, увеличивая тем самым объем обрабатываемой информации. С помощью ЭВМ осуществляются расчеты для подсистем управления всеми видами оружия, а также производится обработка информации о тактической обстановке, получаемой по линиям передачи данных от других кораблей, береговых пунктов управления. Система РЭБ не интегрирована с АСУ, вместе с тем пульт управления ею расположен в боевом информационном центре (БИП), что упрощает обмен информацией с БИУС NTDS. К недостатку проекта относят расположение БИП в надстройке, что снижает его живучесть.
Одной из особенностей проекта <Вирджиния> было впервые примененное в ВМС США размещение ангара для вертолетов в кормовой части под верхней палубой. В связи с оснащением кораблей КР <Томагавк> (их бронированные пусковые установки смонтированы над бывшим ангаром) вертолеты с кораблей убраны. Такое решение, отмечается в зарубежной печати, снизило их возможности в борьбе с подводными лодками.
По существующим кораблестроительным программам США строительство атомных крейсеров УРО пока не предусматривается. Вместе с тем в зарубежной печати указывается, что в ВМС прорабатывается проект нового крейсера, имеющего многофункциональную систему оружия <Иджис>. В качестве его ГЭУ рассматривается комбинированная ядерно-газотурбинная энергетическая установка (CONAG), в которой газовые турбины используются только на полном ходу. Строительство таких КРА УРО ожидается в следующем десятилетии.
{1} Вследствие большой массы ядерная энергетическая установка может быть установлена только на кораблях большого (не менее 8000 - 10 000 т) водоизмещения. - Ред.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Статья предоставлена: http://www.zw-observer.narod.ru
Hosted by uCoz