"Зарубежное военное обозрение" 04'1987

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ТУРЦИИ

Майор С.БАГДАСАРОВ

Внешнеполитический курс военно-политического руководства Турции направлен на дальнейшую активизацию сотрудничества с США и западноевропейскими государствами, углубление связей с блоком НАТО. Империалистические о страны, со своей стороны, учитывал географическое положение Турции, непосредственно граничащей с СССР, а также ее близость к ближневосточному району, который Вашингтон включил в "сферу жизненных интересов" США, рассматривают своего партнера по Североатлантическому блоку как важный форпост для осуществления агрессивной политики в этом регионе мира.
В настоящее время на территории Турции содержится около 100 американских и натовских объектов, в том числе склады ядерного оружия, базы ВВС, центры различных видов связи и другие объекты, имеющие радиоэлектронное и разведывательное оборудование, которое используется в шпионских целях против СССР. По объему помощи, предоставляемой США, Турция занимает третье место, уступая по этому показателю Израилю и Египту. В мирное время она содержит вторую по численности армию (630 тыс. человек) в Североатлантическом блоке после Соединенных Штатов. Согласно оценкам турецких экспертов, численность ее личного состава в 2 раза превышает оборонные потребности страны, а расходы только на содержание этого "излишка" составляют ежегодно более 550 млн. долларов.
В силу исторических условий вооруженные силы Турции всегда занимали особое место в жизни страны, являясь в руках правящих эксплуататорских кругов орудием проведения агрессивной внешней и реакционной внутренней политики. Они участвовали в интервенции против республик Закавказья (1918-1920), воевали на стороне американских агрессоров против КНДР (50-е годы), в 1974 году оккупировали значительна часть территории Республики Кипр. Турецкая армия неоднократно подавляла выступления трудящихся, национально-освободительное движение турецких курдов внутри страны. Трижды - в I960, 1971 и 1980 годах - командование вооруженных сил совершало государственные перевороты.
Все это наложило соответствующий отпечаток на характер идеологической обработки личного состава, которая, согласно турецким уставам и наставлениям, ведется в духе воинствующего национализма, антикоммунизма и "атлантической солидарности". Ее главная цель - подготовка войск к защите агрессивных интересов империализма.
Для ведения идеологической обработки в вооруженных силах создана система соответствующих органов. В министерстве национальной обороны имеется научно-исследовательский консультативный совет, при котором функционируют: протокольное бюро, отдел "морального воспитания", управление печати и связи с местным населением. Совет оценивает эффективность идеологической обработки и дает рекомендации по ее ведению.
В генеральном штабе, штабах видов вооруженных сил, а также полевых армии вопросы идеологической обработки находятся в ведении отделов "морального воспитания". В корпусном звене идеологической обработкой личного состава руководит отдел, а в дивизионном - отделение по связи с населением и печатью. Кроме того, в дивизии имеется офицер по религиозной службе. В полку вопросами "морального воспитания" занимаются офицер по .связи с населением и печатью и офицер по религиозной службе. Решению этой задачи подчинена также работа клубов, радиоузлов, комнат отдыха, комнат для религиозных обрядов, мечетей, уголков Ататюрка (Мустафа Кемаль Ататюрк, 1881 - 1938 годы, первый глава Турецкой республики, национальный герой Турции).
Основной формой идеологической обработки рядового состава являются занятия по "моральному воспитанию", проводимые командирами взводов и рот 2-3 раза в неделю по 1 ч. Наряду с групповыми занятиями практикуются также индивидуальные беседы. В "Пособии по моральному воспитанию" указывается, что индивидуальная беседа - один из важнейших путей влияния на подчиненных. "Именно при такой Форме работы с личным составом, - говорится в "Пособии", - офицеру легче выявить наличие у солдат "опасных мыслей". Для офицеров и унтер-офицеров. организуются лекции и конференции. Кроме плановых занятий, с личным составом проводятся различные массовые мероприятия: митинги у могил "героев", торжества по случаю знаменательных дат, связанных с историей частей и соединений. В пропагандистских целях для нагнетания милитаристского и шовинистического угара широко используются государственные и военные праздники: "День независимости" (30 августа), который одновременно отмечается и как день вооруженных сил, "Праздник республики" (29 октября), а также годовщины создания видов вооруженных сил. В дни праздников устраиваются парады, торжественные церемонии, в националистическом духе прославляются боевые традиции турецкой армии. Перед личным составом выступают ветераны войн, устанавливаются мемориальные доски, памятники, имитируются сражения, в которых турки всегда "побеждают" своих врагов.
Идеологическую подоплеку имеют обычно спортивные мероприятия и различные состязания, проходящие в рамках Северо-атлантического блока. Победы в таких соревнованиях сопровождаются пропагандистской шумихой, восхвалением "непревзойденных" боевых качеств турецких солдат и офицеров.
С целью усиления идеологического воздействия на личный состав турецких вооруженных сил широко используются средства массовой информации, особенно печать. Для офицеров и унтер-офицеров систематически издаются специальные тематические пособия антикоммунистического, националистического и религиозного содержания. В стране выпускаются 1200 газет и 270 журналов, наиболее консервативные из них распространяются среди личного состава вооруженных сил. Большая роль отводится радио и телевидению. Раз в неделю турецкое радио ведет передачу специально для военнослужащих. Программа "Час вооруженных сил" прослушивается солдатами организованно в присутствии командиров.
Главным содержанием и основным направлением идеологической обработки в вооруженных силах Турции являются антикоммунизм и антисоветизм. При этом наиболее широко используется вымысел о "военной угрозе" со стороны Советского Союза, Болгарии и других стран Варшавского Договора. Реакционная турецкая пропаганда изображает русский народ "исторически извечным противником турецкой нации". Злейшим врагом народа представляется коммунизм. В пропагандистских материалах, издаваемых для войск, политика Советского государства в отношении Турции отождествляется с политикой царской России. Так, полковник Яхья Окгу в книге "История русско-турецкой борьбы" пишет: "На протяжении всей истории русские являются врагами нашей нации. В этой борьбе мы всегда брались за оружие лишь с целью отстоять наше право на существование. Россия же нападала всегда, преследуя захватнические цели".
Видное место в антисоветской пропаганде занимает лживое утверждение о том, будто СССР стремится "отторгнуть" от Турции Черноморские проливы и некоторые районы Восточной Анатолии. На основе подобного рода фальсифицированных утверждений в них делается вывод о том, что война с Советским Союзом "неизбежна и вполне закономерна".
Проводя антисоветскую пропаганду, реакционные круги и их прислужники в армии пытаются исказить или предать забвению события того периода, когда установилась дружба между СССР и Турцией, у истоков которой находились В. И. Ленин и К. Ататюрк. Они замалчивают бескорыстную помощь, оказанную Советским Союзом Турции в национально-освободительной борьбе 1919-1922 годов, скрывают от военнослужащих успехи СССР в деле коммунистического строительства.
В результате у значительной части личного состава сформировано извращенное представление об идеях социализма и коммунизма, о жизни в Советском Союзе и других социалистических странах. Большинство военнослужащих под влиянием антисоветской пропаганды относится к нашей стране с предубеждением, слепо веря измышлениям "об угрозе с севера", считают блок НАТО "защитником" Турции от "коммунистической агрессии". Во многом этому способствует низкая грамотность военнослужащих, их сильная религиозность, слабо развитое классовое самосознание.
Среди личного состава ведется активная антиболгарская пропаганда. Народная Республика Болгария изображается как один из "агрессоров" на Балканах. Для воспитания ненависти к болгарскому народу широко используется ложный тезис о необходимости "освобождения от болгарского ига" некоторых национальных меньшинств, проживающих на территории Болгарии (в Турции их называют "единоправными братьями").
В последнее время широкие масштабы приняла антигреческая пропаганда. Утверждается, в частности, что Греция, стремясь к гегемонии в регионе, угрожает Турции развязыванием нового конфликта. Особым нападкам подвергается Коммунистическая партия Турции, находящаяся в подполье и отстаивающая в трудной борьбе интересы трудящихся. Учитывая неграмотность и религиозный фанатизм значительной части турецких солдат, буржуазные политические деятели и военные пропагандисты распространяют грубую ложь против КИТ, прибегая к воинственным антикоммунистическим лозунгам.
Военнослужащих воспитывают на идеях национальной исключительности, провозглашающих "превосходство" турецкой нации над всеми другими. Широко пропагандируется пантюркизм - национальная буржуазная идеология, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под эгидой Турции. Ее приверженцы призывают солдат быть в готовности "освободить" территорию Азербайджана и других советских республик, населенных народами, говорящими на тюркских языках. В свою очередь панисламисты (последователи реакционной религиозно-политической идеологии, в ее основе лежит представление о том, что ислам обеспечивает надклассовую и наднациональную общность его приверженцев) дополняют эти призывы проповедью о необходимости объединения вокруг Анкары братьев-мусульман, об усилении исламского единства под знаменем борьбы против коммунистов.
Одним из эффективных каналов воздействия на личный состав турецкое военное командование считает религию. В вооруженные силы приходят в основном крестьянские парни, воспитанные с детства в атмосфере мусульманского фанатизма. В стране насчитывается 60 тыс. действующих мечетей и более 80 тыс. мулл и священнослужителей. В армии воспитание солдат в духе религиозного фанатизма и шовинизма продолжается. В истории страны было немало случаев, когда под знаменем борьбы с "неверными" уничтожались этнические группы Турции, не исповедующие ислам. Особая жестокость была проявлена в 1895-1897 годах (убито около .400 тыс. армян) и в 1915 - 1920-м (убито свыше 2 млн. армян, десятки тысяч греков, болгар, курдов),
Зарубежная печать отмечает, что религиозная обработка усиливается в периоды обострения обстановки.
В ходе боевых действий летом 1974 года на Кипре военные священники постоянно внушали солдатам, что "смерть с молитвой на устах и с винтовкой в руках - это лучшая смерть". Перед личным составом десанта, предназначенного для высадки на остров, выступил сам начальник управления по делам религии страны. Турецкая пресса сообщала, что он "поднял моральный дух солдат и еще больше укрепил их силы".
Интенсивная идеологическая обработка личного состава подкрепляется мерами дисциплинарного воздействия. В дисциплинарном порядке офицеры могут быть наказаны путем объявления им выговора, строгого выговора, вычета до 25 проц. денежного содержания, а также применения простого и домашнего ареста сроком до четырех недель. Унтер-офицерам и рядовым объявляются выговор, строгий выговор, наряды вне очереди, их лишают увольнения из части (на срок до четырех недель), налагают строгий арест (до трех недель).
Турецкая армия неоднократно использовалась против своего народа для подавления забастовочной борьбы трудящихся, как это было неоднократно в 1961, 1970, 1979 годах, а также против национально-освободительных сил курдского народа, являющегося самым крупным национальным меньшинством в стране (около 12 млн. человек) и подвергающеюся беспощадной дискриминации. На сегодняшний день, по данным зарубежной печати, число политических заключенных в Турции насчитывает 30 тыс. человек. В тюрьмах широко практикуются пытки. В интервью газете "Джумхуриет" один из бывших политзаключенных пишет: "Электрический ток, удары по пяткам, подвешивание за ноги и другие, подобные пытки применялись в печение многих месяцев. Но это не все. Недели без сил, голод и жажда, вновь битье по пяткам моих изувеченных ног, многократные пытки моей жены у меня на глазах". Выступая на заседании меджлиса (парламента) 25 сентября 1985 года, министр юстиции Н. Эльдем признал, что с момента военного переворота 12 сентября 1980 года по сентябрь 1985 года 5 тыс. лиц, работающих в тюрьмах, обвинены в применении пыток, из них к моменту выступления 439 были признаны виновными, однако по отношению к большинству из них дела прекращены.
В мае 1981 года военно-политическое руководство страны прибегло к открытому геноциду, отдав приказ частям 2-й полевой армии провести массированные карательные операции в курдских районах. Описывая обстановку в одном из таких районов, французская газета "Монд" сообщала: "Около 40 тыс. турецких солдат оккупировали курдские города и деревни. Умиротворение состоит в том, что крестьян избивают железными палками, подвергают людей пытке электричеством. По официальным данным турецкого военного командования, с начала операции "Гюнеш" (солнце) в мае 1985 года убито в общей сложности 68 человек и арестовано 500".
Политический отбор, интенсивная идеологическая обработка в антикоммунистическим и антисоветском духе, тщательная слежка и усиление дисциплинарного наказании позволяют турецкому командованию постоянно поддерживать в вооруженных силах милитаристский настрои, готовность личною состава участвовать в агрессивных войнах в интересах империализма и в подавлении выступлений прогрессивных и национально-освободительных движений внутри страны.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Статью предоставил: ЛОМ
Hosted by uCoz