По мнению западногерманских специалистов, "Торнадо-ECR" будет иметь практически те же возможности по борьбе с наземными целями, что и ударный вариант самолета. Так, например, на нем могут быть размещены: две противорадиолокационные УР AGM-88A HARM (под фюзеляжем), четыре УP "Сзйдвиндер" класса "воздух - воздух" (на внутренних подкрыльевых пилонах), топливные баки и контейнеры с разнообразным оборудованием (на внешних); две ПКР "Корморан" AS-34 (под фюзеляжем), две УР HARM (на внутренних подкрыльевых пилонах), контейнер с аппаратурой РЭБ и контейнер с ИК и дипольными отражателями (на внешних); контейнер с разведывательным оборудованием (на центральном подфюзеляжном пилоне), четыре УР HARM (на боковых подфюзеляжных и внутренних подкрыльевых пилонах), контейнер с аппаратурой РЭБ и контейнер с ИК ловушками и дипольными отражателями (на внешних подкрыльевых); до пяти авиабомб калибра 500 фунтов в сочетании с УР различного назначения. Считается, что в дальнейшем новая УР - AIM-132 ближнего воздушного боя заменит ракету "Сайдвин-дер", а противорадиолокационные УР SRARM и ALARM будут использоваться совместно с HARM. Поступление на вооружение самолета "Торнадо-ЕCR" ожидается в 1990 году. Командование ВВС ФРГ планирует закупить около 120 таких самолетов для замены устаревших разведывательных машин. Кроме того, заинтересованность в приобретении "Торнадо-ЕCR" проявляет командование авиации ВМС ФРГ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Торнадо-GR.1 (Торнадо-F.2)
Экипаж, человек ............................................ 2
Масса, кг:
- пустого самолета ........................................ 14090 (14500)
- максимильиий боевой нагрузки ............................ 9000 (8500)
- самолета без наружных подвесок с полной
заправкой внутренних топливных баков .................... 20400
- максимальная взлетная ................................... 27300 (28000)
Запас топлива, л:
- во внутренних баках ..................................... 6400 (7300)
- максимальный в подвесных баках .......................... 4x1500 (4x2250)
Скорость полета, км/ч:
- максимальная на больших высотах без наружных подвесок ... М = 2,2
- максимальная на малых высотах бел наружных подвесок ..... 1480
- максимальная на малых высотах с наружными подвесками .... 1100
- посадочная .............................................. 215
Практический потолок, м .................................... 15000
Время набора высоты 9100 м
- с момента отпускания тормозов при взлете, мин ........... 2
Минимальная высота полета в режиме следования
рельефу местности, м ...................................... 40
Радиус действия, км:
- при действиях по наземным целям
(переменный профиль полета) ............................... 1400*
- при перехвате воздушных целей на сверхзвуковой/дозвуковой
скорости .................................................. 550/1850
Располагаемая продолжительность полета с подвесными баками на радиусе до 750 км
(с учетом запаса топлива для 10-минутного боя), ч ......... 2
Перегоночная дальность полета, км .......................... около 4000
Взлетно-посадочные характеристики, м:
- длина разбега при взлете ................................ 900 (760)
- взлетная дистанция (до набора высоты 15м)................ менее 900**
- длина пробега при посадке (с реверсом тяги) ............. 370***
- посадочная дистанция (свысоты 15 м) ..................... около 610
Геометрические размеры:
- длина самолета, м ....................................... 16,72 (18,08)
- высота, м ............................................... 5,95
- размах крыла при минимальном/максимальном угле
стреловидности, м ......................................... 13,91/5,95
- площадь крыла, м2 ....................................... 31
- размах стабилизатора, м ................................. 6,8
- колея шасси, м .......................................... 3,1
- база шасси, м ........................................... 6,2
Максимальная расчетная эксплуатационная перегрузка ......... +7,5
* С боевой нагрузкой 3600 кг.
** В перегоночном варианте около 1500 м.
***Без реверса тяги около 900 м.
Истребитель - перехватчик: "Торнадо-F.2" ("Торнадо" ADV) разработан для ВВС Великобритании (заменяет устаревшие самолеты "Лайтинг") на базе "Торнадо GR.1" и имеет с ним до 80 проц. общих конструктивных злементов. Основные отличия заключаются в удлинении фюзеляжа, а также в установке более мощных двигателей Мк10З (тяга на форсаже 7700 кгс, без форсажа 4300 кгс) и совершенного электронного оборудования. Так, для размещения новой РЛС "Фоксхантор" были удлинены на 19 см фюзеляж перед кабиной и на 63 см обтекатель РЛС. Другая вставка (54 см) сделана за второй кабиной для обеспечения тандемной подвески четырех УР "Скайфлэш" и увеличения запаса топлива (более чем на 900 л). Кроме того, вместо левой пушки быпо установлено дополнительное электронное оборудование. "Торнадо F.2" оснащен убирающимся топливоприемником системы дозаправки в воздухе, на четырех его подкрыльевых пилонах могут подвешиваться топливные баки (емкость каждого до 2250 л).
Основные отличия бортового оборудования этого самолета состоят в следующем. На нем имеется импульсно - доплеровская РЛС "Фоксхантер", работающая в диапазоне частот 2 - 10 ГГц. Дальность обнаружения ею низколетящих воздущных целей более 185 км. Установлена вторая инерциальная навигационная система FIN1010, аппаратура передачи данных, соответствующая стандарту системы ДЖИТИДС, объем памяти центральной ЭВМ увеличен до 128 тыс. бит. Для облегчения пилотирования "Торнадо-F.2" оснащен системой предупреждения сваливания в штопор и ограничения углов атаки, а усилия на ручке управления уменьшены на 30 проц. (по сравнению с "Торнадо-GR.1"). На первых образцах истребителя "Торнадо-F.2" управление стреловидностью крыла ручное, а в последующем намечается установить систему автоматического управления.
Основным вооружением самолета считаются УР "Скайфлэш" с радиолокационной ГСН, которые, судя по сообщениям зарубежной печати, имеют дальность стрельбы более 45 км и способы поражать низколетящие цели в условиях сильных помех. Типовым вариантом подвесного вооружения являются четыре УР "Скайфлэш" (под фюзеляжем) и четыре УР "Сайдвиндер" AIM-9L, (под крылом). После завершения разработки ракете AIM-120 должна заменить УР "Скайфлэш", а AIМ-132 ракету "Сайдвиндер".
Программой совершенствования двигателя RB.199-34R предусматривается дальнейшее повышение его тяги и экономичности. С более мощным двигателем модификации Мк104 (тяга на форсаже 8700 кгс, без форсажа 4720 кгс) самолет получил обозначение "Торнадо-F.3", который, как полагают английские специалисты, сможет эксплуатироваться с автострад. В недалеком будущем планируется модернизировать самолеты "Торнадо-F.2" и присвоить им обозначение "Торнадо-F.2А"*.
Поставка истребителей "Торнадо-F.2" ВВС Великобритании началась в 1984 году, к концу 1986-го в войсках намечалось иметь 20 таких машин. Первую эскадрилью самолетов "Topнадо-F.З" предполагалось сформировать в 1987 году. Для переучивания на "Торнадо- F.2" разработана шестимесячная программа, предусматривающая один месяц наземной подготовки и 40 ч летной, из которых 18 ч (15 полетов) - основная подготовка.
Производство самолета. Согласно официальным планам для трех стран - разработчиков самолета предусматривается построить 809 машин, из них для Великобритании - 220 (в варианте IDS) и 165 (ADV), ФРГ - 324 (IDS) и Италии - 100 (IDS). Кроме того, дополнительно заказано 120 самолетов, причем 35 "Торнадо-ECR" для ФРГ. К середине 1986 года, судя по сообщениям зарубежной прессы, в строевые части поступило более 550 самолетов обоих вариантов, среднегодовой выпуск истребителей в Великобритании составляет 44, в ФРГ - 42 и в Италии - 24. Сообщалось также, что 48 самолетов (в варианте IDS) и 24 (ADV) заказаны Саудовской Аравией и восемь машин (ADV) - Оманом.
Летные испытания. Одновременно с производством продолжаются летные испытания самолета "Торнадо", что связано с разработкой новых его вариантов и более совершенных образцов бортового оборудования и вооружения. По состоянию на сентябрь 1986 года налет летчиков-испытателей во всех видах испытаний превысил 12 тыс. ч, а в строевых частях достиг 220 тыс. Завершена специальная программа испытаний на малых высотах, в частности выполнено около 100 полетов с наружными подвесками на предельно малых высотах (до 60 м) при скорости М - 0,9. Кроме того, осуществлены различные полеты на большую дальность и продолжительность, например, перелеты "Торнадо- F.2" из Великобритании на о. Кипр с одной промежуточной посадкой и полеты "Торнадо-GR.1" продолжительностью до 6 ч с дозаправкой в воздухе в ходе ежегодных учений стратегического авиационного командования ВВС США на точность бомбометания.
* В некоторых зарубежных изданиях отмечается, что после модернизации самолеты "Торнадо-F.2" получат обозначение не F.2А, а F.3. -- Ред.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Статью предоставил: ЛОМ