ЗВО - 03'1987

ПРОИЗВОДСТВО БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ ВО ФРАНЦИИ

Я. ВОРОНОВ,
А. ИСАЕВ

Милитаристские круги стран НАТО, пытаясь добиться военного превосходства над государствами Варшавского Договора в целях осуществления своих агрессивных замыслов, наращивают военную мощь, разрабатывают все новые виды оружия, навязывают миру гонку вооружений, которая в новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом партии, характеризуется как "величайшее преступление империализма перед народами".
В правящих кругах Франции, входящей в Североатлантический блок, большое внимание уделяется оснащению своих вооруженных сил самыми современными образцами вооружений, включая и бронетанковую технику (БТТ).
В первые годы после окончания второй мировой войны основу парка боевых бронированных машин Франции составляли легкие и средние танки американского производства. Восстановив разрушенную в период оккупации научно-исследовательскую и производственную базу военной промышленности, французские специалисты приступили к разработке собственных образцов БТТ, первым из которых стал легкий танк АМХ-13. В настоящее время на вооружении французской армии находятся бронированные машины только собственной разработки и производства, которые, по мнению командования, отвечают требованиям, предъявляемым к ним в условиях современного боя.
Министерство обороны Франции ежегодно выделяет на закупки и НИОКР в области БТТ до 20 проц. всех средств, расходуемых на техническое оснащение сухопутных войск. Из общей стоимости вооружения, ежегодно закупаемого военным ведомством, на БТТ приходится около 5 проц. В 1986 году расходы на ее приобретение составили 2,12 млрд. франков (см. таблицу), что почти на 40 проц. больше, чем пять лет назад. Суммарная величина средств, выделенных на закупки БТТ за период с 1981 по 1986 год, превышает 10 млрд. франков, из которых около 60 проц. приходится на танки и около 40 - на бронетранспортеры (БТР), боевые машины пехоты (БМП) и боевые разведывательные машины (БРМ). Большая часть этих денег была предназначена государственным арсеналам, которые ориентированы в основном на выполнение заказов для французских вооруженных сил.
Бронетанковая промышленность (БТП) Франции является развитой отраслью военной промышленности страны. Совместно с артиллерийско-стрелковой она образует выделяемую во французской статистике группу отраслей по "производству наземных вооружений", на которую приходится около 10 проц. стоимости всей выпускаемой в стране военной продукции. Характерными чертами, присущими отрасли, являются: высокая степень концентрации капитала и производства (на долю объединения ЖИАТ и двух компаний - "Крезо - Луар" и "Панар э Левассор" - приходится подавляющая часть выпускаемых в стране боевых бронированных машин), активное участие государства в производстве БТТ, широкая экспортная ориентация (в 1977 - 1983 годах за границу направлялось в среднем 35 проц. стоимости заказов всех производимых наземных вооружений, создаются даже специальные образцы, предназначенные только на экспорт), развитая научно-исследовательская база, относительно длительный период выпуска отдельных образцов техники за счет создания семейства машин на основе базовых моделей, а также их постоянной модернизации.

РАСХОДЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ФРАНЦИИ НА ЗАКУПКИ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
(в млрд. франков)
Наименование и обозначение техникиФинансовые годы 19791981198419851986 АМХ-30 и 30В20,440,611,131,101,21 AМХ-10Р, PC и RC0.730,390,140,16- VAB0,520,490.530.720,78 F4 "Сагэ"-0,030,190,12- VBL "Панар" М11----0,13 Всего1,691,521,992,102,12

Руководит разработкой, производством и ремонтом БТТ для сухопутных войск управление наземных вооружений, входящее в состав комиссии по вопросам вооружений министерства обороны. Общая численность персонала подведомственных управлению центров и предприятий достигает 21 тыс. человек, из которых 1 тыс. - инженеры, 2,5 тыс. - техники, 15 тыс. - рабочие и 2,5 тыс. - административные работники и руководящие кадры. Ему подчинены производственное объединение ЖИАТ (GIAT - "Групман эндюстриэль дез армеман террестр"), включающие десять государственных военных арсеналов, а также три технических и испытательных центра, на которых разрабатывается и производится вооружение для сухопутных войск.
Выпуск БТТ во Франции осуществляют государственный арсенал ARE и головные предприятия государственных и частных компаний "Крезо - Луар", "Панар э Левассор", "Лор", АКМАТ и РВИ ("Рено веи-кюль эндюстриэль"). Схема размещения основных предприятий БТП Франции представлена на рис. 1. Государственный арсенал ARE, расположенный в г. Роанн, является крупнейшим предприятием отрасли (численность занятых 3,1 тыс. человек). Он оснащен современным технологическим оборудованием, включая станки с числовым программным управлением, и обладает большим опытом производства БТТ (завод был построен в 1917 году для выпуска артиллерийских снарядов, а с 1952-го перешел на производство танков и бронированных машин на их базе). Общая площадь арсенала 80 га, а его производственных построек - 20 га. В промышленный комплекс входят также заводской полигон, стрельбище и другие объекты. В настоящее время арсенал выпускает танки АМХ-ЗОВ2 (задействованы две сборочные линии: одна для сборки новых машин, а другая для переоборудования танков АМХ-30 в модификацию ЗОВ2), БМП АМХ-10Р, боевые разведывательные машины АМХ 10RC и специальную технику на шасси танка. Производственная программа включает также изготовление механических компонентов шасси и корпусов танков. Кроме того, на заводе проводятся испытания БТТ и ее ремонт.

Схема размещения предприятий по производству бронетанковой техники во Франции

Машиностроительный завод компании "Крезо - Луар" в г. Шалон-сюр-Сон (1,1 тыс. занятых), основной продукцией которого являются парогенераторы для АЭС, котельные установки и металлоконструкции, с 1965 года выпускает (по лицензии ЖИАТ) легкий танк АМХ-13 и специальные машины на его базе.
Одно из важнейших предприятий БТП Франции, по мнению зарубежных обозревателей, - завод специализированного отделения машиностроения компании "Крезо - Луар" в г. Сен-Шамон, насчитывающий 1260 человек занятых. В 1974 году для сборки БТР VAB был построен новый цех общей площадью 14 тыс. м2. Его характерной особенностью является спиралеобразное (по принципу "улитки") расположение сборочной линии, в отличие от традиционного линейного расположения конвейера. В цеху работает около 300 человек. По данным журнала "Дефанс э армеман", максимальный темп производства может достигать 75 машин в месяц (при трехсменной работе). Завод изготавливает также корпуса для бронированных машин семейства "Панар", корабельные 100-мм артиллерийские установки, выпускает сталь и стальное литье.
Ведущей частной фирмой отрасли, специализирующейся в области разработки и производства легких бронированных машин (весом от 3 до 10 т) на колесном ходу, является "Панар з Левассор", входящая в группу "Пежо - Ситроэн". Фирма имеет более чем 50-летний опыт работы в данной области.
В 1974 году в г. Мароль-ан-Юрпуа (близ Парижа) был построен новый завод этой фирмы, куда была перенесена сборка всех машин семейства "Панар", ранее выпускавшихся в самом Париже (в районе Порт-д'Иври). В 1976, 1978 и 1983 годах на заводе проводились реконструкции. Площадь производственных корпусов была увеличена в 2 раза и достигла 16 тыс. м2. Был построен полигон для проведения испытаний БТТ. В настоящее время численность занятых на заводе составляет 300 человек, имеются две сборочные линии. По свидетельству иностранных специалистов, начиная с 1978 года здесь изготавливается по 40 бронированных машин семейства "Панар" в месяц. С 1959 по 1984 год фирма "Панар э Левассор" выпустила около 4,5 тыс. машин, которые приняты на вооружение в армиях 45 стран мира.
Сборочные заводы компаний "Лор" и АКМАТ расположены соответственно в городах Хангенбитен и Сен-Назер.
На заводе фирмы "Лор" выпускаются легкие бронеавтомобили VPX и RPX различных модификаций.
На заводе компании АКМАТ (150 человек занятых) производятся легкие бронированные машины V1.RA-VBL (бронированный вариант 2,5-т автомобиля VLRA), которые поступают на вооружение французской армии, а также экспортируются в 26 стран (наиболее крупным импортером является Марокко, закупившая 700 единиц). Общая площадь завода 15 тыс. м2. Кроме окончательной сборки бронеавтомобилей, предприятие занято изготовлением шасси и двигателей (включая проведение стендовых испытаний). Годовой объем производства, по сообщениям журнала "Дефанс э армеман", не превышает 700 бронеавтомобилей VLRA. Всего до 1984 года их было выпущено около 4 тыс., из которых свыше 70 проц, пошли на экспорт.
Опыт производства колесных БТР имеет автомобильный завод компании РВИ в г. Бур-ан-Бресс, где с 1969 по 1975 год вы. пускались БТР VXB-170. Эти БТР поступали в подразделения жандармерии и на экспорт, преимущественно в африканские страны. В настоящее время завод занимается изготовлением автомобилей, в том числе военных типов TRM 2000, TRM 4000 и TRM 10000.
Следует отметить, что производственная база БТП Франции не ограничивается перечисленными предприятиями. Многие узлы, агрегаты и детали поступают с предприятий-субподрядчиков. Так, двигатели для БТП производятся на заводах, расположенных в городах Лимож (принадлежит компании РВИ, число занятых 2,9 тыс. человек), Лилль ("Пежо", 2,15 тыс.), Мюлуз (САКМ), Марсель ("Мотёр Бодуэн" 550), Сюржер (ССКМ, 515).
Наиболее крупными субподрядчиками, кроме них, являются государственные военные арсеналы объединения ЖИАТ, расположенные в городах Тарб (2,9 тыс. занятых, поставляет башни для танков), Бурж (2,4 тыс., артвооружение БТТ), Сент-Этьенн и Тюль (соответственно 2,1 тыс. и 1,5 тыс., пулеметное вооружение), а также компании "СОМА - Минерва" (коробки передач), ВАЛЕО (трансмиссии), САММ (командирские башенки), "Крезо - Луар" (броневое литье), "Томсон - КСФ", СОПЕЛЕМ, СФИМ и САЖЕМ (все - радиоэлектронное оборудование).
БТП Франции располагает также специализированным предприятием по ремонту и техническому обслуживанию БТТ, расположенным в г. Жьен. В него входят цеха по ремонту танков, двигателей, приборов и агрегатов, а также склады для хранения оптических приборов.
Хорошо развитая, по мнению иностранных специалистов, производственная база позволяет выпускать в стране широкую номенклатуру БТТ.
С 1952 года серийно выпускается легкий танк АМХ-13 и машины на его базе: БТР AMX-VCI, 155-мм самоходная пушка F3, мостоукладчик, инженерная и ремонтно-эвакуационная машины, 30-мм зенитная самоходная установка АМХ-13DCA. Разрабатывается новая модель ЗСУ - АМХ-13/ТА. До 1965 года их сборка осуществлялась на арсенале ARE в г. Роанн, но в связи с переходом последнего на выпуск средних танков АМХ-30 производство АМХ-13 переместилось на завод фирмы "Крезо - Луар" в г. Шалон-сюр-Сон. Всего до 1985 года было выпущено свыше 7 тыс. машин семейства АМХ-13, значительная часть которых экспортировалась в 30 стран мира. Среди наиболее крупных импортеров были Индонезия (443 единицы), Аргентина (384), Сингапур (350), Эквадор (215). В настоящее время АМХ-13 выпускается только на экспорт (на них устанавливаются дизельные двигатели американской фирмы "Дженерал моторе" мощностью 280 л. с).
На вооружении французской армии находятся 1500 машин на шасси АМХ-13. В настоящее время планируется их модернизация (оснащение усовершенствованными двигателями).
Основной продукцией французского танкостроения с середины 60-х годов является средний танк АМХ-30. Его разработка началась в 1957 году. Первый серийный экземпляр был выпущен на государственном арсенале в г. Роанн в 1966 году, и в том же году машины начали поступать в войска. Для французских вооруженных сил первоначально предусматривалось заказать 900 танков, затем эта цифра была увеличена почти на 300 единиц. На начало 1982 года было выпущено 1870 танков АМХ-30, в том числе 1153 для сухопутных войск Франции и 717 на экспорт. Основными его покупателями были Саудовская Аравия (приобрела 290 машин), Греция (190), Венесуэла (81), ОАЭ (64). Кроме того, Испания купила лицензию на его производство.
На шасси танка АМХ-30 разработано большое семейство специальных машин (всего к началу 1982 года их было выпущено 544 единицы): БРЭМ АМХ-30D (230 машин, в том числе 140 для сухопутных войск Франции), 155-мм самоходная пушка GCT (90, из них 78 на экспорт), шасси пусковой установки УР "Плутон" (44) и ЗУР "Роланд" (79), а специально для Саудовской Аравии - 30-мм спаренная ЗСУ AMX-30SA (53), шасси ЗУР "Шаин" (36) м танковый мостоукладчик (12).
Уже в ходе войсковых испытаний были замечены существенные недостатки танка АМХ-30 (слабая коробка передач, несовершенная система управления огнем и другие), которые снижали маневренность машины и уменьшали эффективность ее боевого применения. Работы по усовершенствованию начались в 1976 году в государственном научно-исследовательском центре АМХ/АРХ в Сатори (пригород Парижа). Было принято решение не только устранить имеющиеся недостатки, но и оснастить машину самым современным оборудованием. Модернизированный вариант танка, получивший обозначение АМХ-30В2, был впервые показан на выставке "Сатори" в 1979 году.
В январе 1982 года французским вооруженным силам был передан первый серийный образец АМХ-30В2. Первоначально программой предусматривалось наряду с переоборудованием 691 танка АМХ-30 (из 1173 имевшихся в войсках) выпустить 271 новый танк АМХ-30В2. Стоимость всей программы (в ценах 1982 года) составляла 8 млрд. франков, причем стоимость переоборудования одной машины (эти работы оценивались в 6 млн. франков) лишь незначительно уступала стоимости производства одного нового танка (8 млн.). По данным зарубежной печати, в настоящее время предполагается выпустить 808 новых танков АМХ-30В2. Поставки их в войска распределяются по годам следующим образом: до 1984-го - 115 единиц, с 1984-го по 1988-й - 5М и после 1988 года - 182.
На базе танка АМХ-ЗОВ2 разработан экспортный вариант - АМХ-32, оснащенный форсированным двигателем. НИОКР по этой программе полностью завершены. Выпущено два опытных и два предсерийных образца. Серийное производство, по мнению зарубежных специалистов, может быть развернуто в течение двух лет после получения заказов.
Как и в случае с АМХ-32, специалисты ЖИАТ без финансовой поддержки со стороны государства приступили к разработке танка АМХ-40. Он превосходит предыдущие образцы по всем основным показателям (маневренности, огневой мощи и броневой защите), однако его стоимость на 30 проц. выше, чем у танка АМХ-32. Несмотря на то, что эти машины предназначались только на экспорт, не исключается возможность их закупки вооруженными силами Франции. По сообщениям зарубежной прессы, для обеспечения рентабельности производства необходим заказ не менее чем на 50 единиц.
В настоящий момент изготовлены два опытных и два предсерийных образца. Один из них, предназначенный для ведения боевых действий в странах с жарким климатом, был показан на выставке "Сатори" в 1985 году. В 1986 году намечалось провести показательные испытания АМХ-40 в одной из стран Ближнего Востока (предположительно в Египте).
На государственном арсенале ARE в г. Роанн продолжается серийный выпуск бронированных машин семейства АМХ-10. Разработка французскими специалистами базовой модели семейства - БМП АМХ-10Р на гусеничном ходу - началась в 1965 году, а первые серийные экземпляры поступили в войска в 1973-м. В конце 1984 года во французской армии насчитывалось 779 БМП АМХ-10Р (включая командно-штабные машины АМХ-10РС). Согласно программе строительства вооруженных сил сухопутным войскам будет поставлено 396 БМП АМХ-10Р, в том числе 356 машин в 1984 - 1988 годах.
Бронированные машины семейства АМХ-10 пользуются спросом и на мировом рынке вооружений. С середины 70-х годов до 1984-го войскам иностранных государств было продано около 700 экземпляров, в том числе Саудовской Аравии - 410, Греции - 240, Катару - 30, а также ОАЭ и Индонезии.
На базе АМХ 10Р разработан ряд специальных бронированных машин: самоходный ПТРК, оснащенный ПТУР "Хот" (АМХ-10НОТ), тягач для 120-мм миномета (АМХ-10ТМ), боевая машина морской пехоты (АМХ-10 "Марин"), машина управления огнем полевой артиллерии (АМХ-10VOA), командно-штабная (АМХ-10РС), санитарная , ремонтно-эвакуационная (АМХ-10ЕСН) и другие машины.
На основе гусеничной базовой модели семейства создана колесная БРМ AMX-10RC. Ее серийное производство началось в 1979 году на арсенале ARE в г. Роанн (темп выпуска достигал 11 единиц в месяц). К 1985 году сухопутным войскам страны было поставлено около 400 машин.
Одной из наиболее крупных программ в области создания БТТ во Франции является программа производства БТР VAB. Его разработка началась в 1969 году компаниями "Панар э Левассор" и "Савьем" (филиал "Рено") * на конкурсной основе. Для сравнительных испытаний в 1973 - 1974 годах были подготовлены три опытных образца VAB "Панар" М4 и пять VAB "Савьем" (два в четырехколесном варианте и три в шестиколесном). Эти испытания показали технические преимущества VAB "Савьем". Кроме того, его стоимость была ниже, чем у конкурента. В мае 1974 года министерство обороны приняло решение закупить VAB "Савьем" (4 X 4). Считалось, что его применение в европейских условиях будет более целесообразным по сравнению с шестиколесным вариантом.
На стадии производства головной подрядчик - фирма "Савьем" (а в дальнейшем РВИ) объединилась с компанией "Крезо - Луар". Серийный выпуск начался в 1976 году на заводе фирмы "Крезо - Луар" в г. Сен-Шамон (здесь же изготавливаются корпуса машин). Дизельные двигатели поставляются заводом РВИ в г. Лимож. Каждая десятая машина отбирается для проведения всесторонних испытаний.
Программа производства БТР VAB для французских вооруженных сил была рассчитана на 12 лет и предусматривала выпуск около 4 тыс. машин. К концу 1983 года сухопутным войскам были поставлены 1974 машины и военно-воздушным силам - 70. По сообщению журнала "Дефанс э армеман", с 1984 по 1988 год на вооружение поступят 1327 БТР VAB, а после 1988-го - еще 600 единиц.
VAB широко производится на экспорт. В 1983 году в войсках иностранных государств находились 665 таких машин, из них 35 в четырехколесном варианте (Кот-Дивуар - 13 единиц, Маврикий - 11, ЦАР - 6 и Ливан - 5) и 630 в шестиколесном (Марокко - 426, Катар - 160, Оман - 24 и ОАЭ - 20). Экспортом VAB занимается специально созданная для этого в 1974 году компания "Сосьете де матэрьель спесьё".
На основе базовой модели VAB создано семейство машин, различающихся по предназначению: самоходный ПТРК "Мефисто" с ПТУР "Хот", тягач для 120-мм миномета (VAB VTM), командно-штабная машина (VAB PC), машины управления огнем артиллерии, санитарная и другие. Одна из последних модификаций VAB, созданных специалистами компании РВИ, бронированная машина VBC-90. Она предназначается для оснащения подразделений французской жандармерии (заказано 28 единиц) и на экспорт (четыре машины уже проданы Оману).
На мировом рынке БТТ признание получили легкие бронированные машины семейства "Панар". По мнению французских специалистов, это объясняется тем, что все они просты по конструкции, обладают хорошей маневренностью и имеют низкую цену. Кроме того, они обладают значительной огневой мощью, несмотря на небольшие габариты.
Разработка машин семейства "Панар" началась в 1959 году. Первыми среди них были "Панар" AML и МЗ (так называемая группа А семейства). К серийному выпуску первой приступили в 1961 году, второй - в начале 70-х годов. До середины 1985 года было произведено около 2500 БРМ "Панар" AML и около 1500 БТР "Панар" МЗ. Почти 95 проц. выпускаемых машин экспортируется. Ими оснащены армии 40 государств мира. По французской лицензии они производятся также в ЮАР (местное название "Эланд").
Компания "Панар э Левассор" постоянно работает над усовершенствованием данных моделей бронемашин. Последняя из более чем 20 модификаций "Панар" МЗ, получившая наименование "Панар Буффало", была показана специалистам на выставке "Сатори" в 1985 году. Она может выполнять функции БТР, тягача 81-мм миномета, командно-штабной, ремонтно-эвакуационной и санитарной машин.
С 1975 года началась разработка более тяжелых машин (группа В семейства "Панар"): "Панар" VCR на базе МЗ и ERC-90 на базе AML. Создание последней финансировалось странами-заказчиками (Ираком и ОАЭ). Серийное производство этих бронемашин началось в 1979 году. БРМ "Панар" ERC-90 выпускается в двух вариантах: F1 "Линкс" и F4 "Сагэ". В 1981 году французские войска приняли на вооружение последний вариант в основном для использования в "силах быстрого развертывания". Всего Францией заказано 177 единиц, из которых 56 были поставлены к середине 1984 года. Кроме того, БРМ F4 "Сагэ" продаются в странах Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.
БРМ F1 "Линкс" и БТР "Панар" VCR в настоящее время производятся только на экспорт.
В 1977 году министерство обороны Франции приняло решение оснастить сухопутные войска легкой (весом до 3 т) авиатранспортабельной колесной бронированной машиной (VBL). Компании "Панар э Левассор" и РВИ по техническим требованиям штаба сухопутных войск разработали два варианта VBL, незначительно отличавшихся друг от друга по своим характеристикам. В феврале 1985 года предпочтение было отдано бронированной машине "Панар" М11. В ее конструкции использованы узлы и агрегаты выпускаемых крупными сериями автомобилей (например, коробка передач и двигатель такие же, как на автомобилях "Пежо" 505, 604 и Р4), что значительно снижает стоимость производства, которая, по сообщению журнала "Де-фанс э армеман", в 1983 году составляла 0,5 млн. франков.
Для французской армии разработаны две модификации бронеавтомобиля "Панар" МП, отличающиеся по предназначению: самоходный ПТРК (с ПТУР "Милан") и БРМ. Обе машины плавающие, могут транспортироваться вертолетами "Пума" и самолетами, а также десантироваться на парашютах.
Программа производства включала изготовление в 1985 году десяти предсерийных образцов для войсковых испытаний. Серийный выпуск "Панар" МП начался с 1986 года и составляет 300 машин в год. Корпуса для них (на которые приходятся 30 проц. стоимости) поставляет завод фирмы "Крезо - Луар" в г. Сен-Шамон. Кроме того, министерство обороны Франции намеревается предоставить компании РВИ 15 проц. субподрядных работ. Не исключается возможность пуска второй линии по производству корпусов или даже по окончательной сборке бронеавтомобиля на заводах РВИ.
Потребности вооруженных сил Франции составляют 3 тыс. "Панар" МП, в том числе 2 тыс. БРМ и 1 тыс. самоходных ПТРК. По мнению французских специалистов, эти машины имеют хорошие экспортные перспективы. Мексикой уже заказаны 40 единиц (32 в варианте БРМ и 8 в варианте ПТРК). Проявляют заинтересованность к ним в сухопутных войсках ФРГ, Дании и США.
Французские специалисты постоянно работают над созданием новых образцов БТТ в целях удовлетворения меняющихся потребностей собственной армии, а также для укрепления позиций Франции на международном рынке вооружений. На проведение НИОКР в этой области министерство обороны выделяет значительные финансовые средства (свыше 20 проц. всех расходов на научные исследования). С 1979 по 1985 год они возросли почти в 2 раза и составили в 1985 году 1,29 млрд. франков. Кроме того, многие компании самостоятельно ведут исследования и разработки новых образцов БТТ (в основном экспортного назначения).
Французская бронетанковая промышленность располагает развитой научно-исследовательской базой, широкой сетью испытательных полигонов. Крупнейшим в стране научно-исследовательским учреждением в данной области является государственный научно-исследовательский центр АМХ/АРХ в парижском пригороде Сатори. Основная его задача - исследования, разработки и создание опытных образцов БТТ. Численность занятого персонала 1700 человек, в том числе 450 инженерно-технических работников. Здесь осуществляется полный цикл разработки проекта новых образцов техники - от выработки общей концепции до производственно - технологических условий выпуска. Деятельность центра включает также исследования новых материалов и элементов конструкции БТТ (шасси, башен, трансмиссии и т. д.). Он оказывает помощь частным фирмам в разработке колесной БТТ.
Помимо головного центра, часть НИОКР осуществляется непосредственно на производственных предприятиях, в частности на государственных арсеналах ATS (г. Тарб) и MAS (г. Сент-Этьенн). На первом из них ведутся исследования в области механической обработки новых конструкционных материалов для военной техники и обработки крупногабаритных деталей (например, танковых башен) с высокой степенью точности. На втором разрабатываются новые типы командирских башенок для танков и бронемашин.
Ведущие частные фирмы имеют конструкторские бюро и испытательные полигоны непосредственно на головных производственных предприятиях в городах Мароль-ан-Юр-пуа ("Панар з Левассор"), Сен-Назер (АКМАТ), Хан-генбитен ("Лор"), Гавр ("Испано - Сюиза").
Крупный специализированный научно-исследовательский центр расположен в парижском пригороде Курбевуа. Он принадлежит компании СЕДЕМС (филиал РВИ).
В настоящее время основные направления НИОКР в области БТТ связаны с созданием танка 90-х годов (ЕРС) и усовершенствованием существующих образцов бронированных машин.
Неудачные попытки реализовать соглашение с ФРГ (в 1979 году) о создании совместного перспективного танка 90-х годов вынудили Францию приступить с 1982 года к разработке собственного проекта нового танка ЕРС, получившего в настоящее время наименование "Леклерк". На эти цели уже израсходовано более 1,5 млрд. франков. По мнению лиц, ответственных за реализацию программы, новый танк должен поступить в войска в 1991 году. Однако другие специалисты считают, что его серийное производство начнется в 1992 году, а с 1995-го он будет поступать на экспорт. Потребности сухопутных войск Франции оцениваются в 1200 - 1500 машин. Стоимость одного танка ориентировочно составит около 21 млн. франков (в ценах 1986 года). Строительство шести опытных образцов планировалось начать в 1986 году, а первые из них собрать в 1989-м.
Разработка танка ведется в центре АМХ/АРХ. В 1986 году окончательно утвержден его проект и построено пять специальных стендов для испытаний основных узлов и агрегатов. По заявлению специалистов ЖИАТ, на танке "Леклерк" будет установлен новый дизельный двигатель мощностью 1500 л. с. Машина будет иметь низкопрофильный силуэт (по оценкам, на 1 м ниже существующих образцов), многослойную комбинированную броню, новую систему управления огнем, включающую лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. В качестве основного вооружения будет разработана гладкоствольная 120-мм пушка, для которой компания "Крезо - Луар" уже спроектировала механизм автоматического заряжания конвейерного типа.
Специалистами ЖИАТ начата программа разработки новой БМП для французской армии, которая должна заменить в войсках БМП АМХ-10Р. Как сообщает журнал "Интернэшнл дефенс ревью", эта машина появится не раньше, чем через 15 лет. Ее предполагается выпускать также в вариантах самоходного ЗРК, командно-штабной машины и машины управления огнем полевой артиллерии.
В настоящее время компания "Панар э Левассор" на базе имеющихся машин ERC-90 "Сагэ" и VSR ведет разработку бронемашин группы С семейства "Панар". Первые опытные образцы-"Сагэ-2" и VCR-2 - были показаны на выставке "Сатори" в 1985 году. Разрабатывая их, специалисты компании использовали идею установки двух двигателей мощностью по 100 л.с. вместо одного мощностью 200 л.с., как это сделано на некоторых американских и шведских бронемашинах. Это дало ряд технических и финансовых преимуществ, так как были использованы серийные двигатели, аналогичные устанавливаемым на VBL "Панар" М11.
БТР VCR-2 отличается от своего предшественника низкопрофильным силуэтом (общая высота машины не превышает 180 см) и может быть выполнен также в вариантах командно-штабной, ремонтно-эвакуационной и санитарной машин.
Компания "Лор" по собственной инициативе разработала свой вариант легкого бронеавтомобиля. Другой ее инициативной разработкой (совместно с фирмой "Томсон - Брандт") является 120-мм самоходный миномет VPX40M. По сообщению журнала "Де-фанс э армеман", министерство обороны Франции проявило интерес к данному образцу, и в будущем он, возможно, будет принят на вооружение "сил быстрого развертывания".
Осуществляемые во Франции в настоящее время крупномасштабные работы по созданию бронетанковой техники являются свидетельством приверженности правящих кругов страны военно-политическому курсу Североатлантического блока.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz