ЗВО - 02'1987

СИЛЫ И СРЕДСТВА НАЗЕМНОЙ ОБОРОНЫ АЭРОДРОМОВ ВВС ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Полковник В. АРТЕМЬЕВ,
Полковник Л. КОНСТАНТИНОВ

Одновременно с наращиванием боевой мощи своих ВВС военное руководство Великобритании уделяет значительное внимание обороне авиационных баз, аэродромов и посадочных площадок от ударов противника с воздуха, главным образом с малых и предельно малых высот, а также от нападения просочившихся или переброшенных по воздуху подразделений сухопутных, воздушно - десантных войск и т. д.
Согласно сообщениям зарубежной печати, решение этих задач возложено на специальные силы, сведенные в так называемый "полк наземной обороны" аэродромов ВВС Великобритании. Организационно в него входят пять крыльев (4-е и 6-е крылья ПВО. 3, 5 и 33-е крылья наземной обороны), которые в свою очередь состоят из соответствующих эскадрилий. Последние, по взглядам английских специалистов, считаются основными тактическими подразделениями, способными решать поставленные перед ними задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими частями и подразделениями. В полку имеются эскадрильи двух типов: ПВО (ADS - Air Defence Squadron) и легкие бронетанковые (LAS - Light Armoured Squadron) наземной обороны. Кроме того, в его составе есть подразделения охраны аэродромов, некоторые из них именуются также эскадрильями. Подробнее организация полка показана на рис. 1.
Эскадрильи ПВО оснащены зенитными ракетными комплексами "Рапира" малой дальности стрельбы (буксируемый вариант) и предназначены для защиты авиабаз, передовых аэродромов и посадочных площадок от ударов противника с воздуха. Всего в боевом составе полка имеется девять таких эскадрилий, из них четыре развернуты на авиабазах командования английских ВВС в ФРГ: 16-я - на авиабазе Вильденрат, 26-я - Лаарбрух, 37-я - Брюгген (там же дислоцируется штаб 4-го крыла) и 63-я - Гютерсло. Две эскадрильи (27-я и 48-я) находятся на территории Великобритании (авиабазы Льючаре и Лоссимут) в составе 11-й истребительной авиационной группы (иагр) и три (19, 20 и 66 я, авиабазы Брайз-Нортон, Хонингтон и Уэст-Рейнем соответственно) в 6-м крыле наземной обороны (Уэст-Рейнем), предназначенном для прикрытия авиабаз ВВС США на Британских о-вах. Эскадрилья ПВО включает штаб, два боевых звена (по четыре ЗРК "Рапира"), звено обслуживания и ремонта техники и оружия. По штату в ней насчитывается 125 человек личного состава.

Организация полка наземной обороны аэродромов ВВС Великобритании. На схеме даны следующие нестандартные сокращения: кр. ПВО - крыло противовоздушной обороны, кр. НО - крыло наземной обороны. Соответственно обозначены подчиненные им эскадрильи (ПВО и НО)

Как правило, эскадрилья отвечает за оборону одного аэродрома, причем ее подразделения выдвигаются на несколько километров за пределы границ этого аэродрома с таким расчетом, чтобы вести борьбу с самолетами противника до выхода к цели. Для этого все ее звенья имеют соответствующие наземные транспортные средства. Согласно сообщениям иностранной прессы, с целью обеспечения возможности ведения боевых действий ночью и в сложных метеорологических условиях состоящие на вооружении эскадрилий ПВО ЗРК "Рапира" оснащены радиолокационными станциями DN-181 "Блайндфайр" (ранее они снабжались только оптическими системами управления огнем).
По опыту учений, часть сил и средств эскадрильи может быть выделена для обеспечения ПВО передового пункта базирования или посадочной площадки, расположенной в непосредственной близости от линии фронта. В частности, во время проводимых на территории Западной Германии авиационных учений НАТО регулярно отрабатывается переброска подразделений ЗРК "Рапира" для ПВО посадочных площадок самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой "Харриер" из состава командования английских ВВС в ФРГ. Довольно часто это делается с помощью транспортных вертолетов "Чинук-C.l" (рис. 2).
Подготовка личного состава для эскадрилий ПВО осуществляется в специальном учебной центре в Каттерик (Великобритания). Там же расчеты ЗРК "Рапира" из строевых подразделений регулярно выполняют практические пуски ракет по воздушным мишеням.
Легкие бронетанковые эскадрильи наземной обороны, по взглядам командования английских ВВС, должны оборонять аэродромы, посадочные площадки от нападения десантов и других наземных сил противника. В полку имеется шесть таких эскадрилий (1, 2, 15, 34, 51 и 58-я). Одна из них (1-я) развернута в Западной Германии на авиабазе Лаарбрух. На территории ФРГ расположен также штаб упомянутого выше 33-го крыла наземной обороны (Гютерсло). Четыре эскадрильи, которые входят в состав 3-го и 5-го крыльев наземной обороны, переданных в оперативное подчинение 1-й авиагруппы (агр), дислоцируются в Великобритании. Как свидетельствует западная военная печать, они находятся в постоянной готовности к переброске в ФРГ. Одна эскадрилья (34-я) дислоцируется на авиабазе Акротири (о. Кипр).
В эскадрильях по четыре боевых звена, из них одно танковое, в котором шесть легких танков "Скорпион" (вооружение - 76-мм пушка и 7,62-мм пулемет, экипаж три человека), и три мотопехотных - в каждом пять бронетранспортеров "Спартан" (7,62-мм пулемет, экипаж два-три человека; может перевозить четыре-пять вооруженных солдат). Кроме того, в эскадрилье имеется бронированная ремонтно-эвакуационная машина "Самсон" (7,62-мм пулемет, экипаж три-четыре человека) и командно-штабная "Султан" (7,62-мм пулемет, пять-шесть человек), оснащенная соответствующей радиосвязной аппаратурой. В зарубежной печати отмечается, что "Спартан", "Самсон" и "Султан" сделаны на базе танка "Скорпион". Всего в эскадрилье насчитывается 160 человек личного состава.
По сообщениям западной прессы, позиции подразделений эскадрильи наземной обороны располагаются, как правило, вне охраняемого объекта, а зона их ответственности простирается до 10 км от него. Таким образом под их защитой оказываются и позиции ЗРК "Рапира". В процессе боевой подготовки эти подразделения регулярно отрабатывают вопросы обороны передовых аэродромов и посадочных площадок, находящихся на значительном удалении от мест постоянной дислокации. При этом они выдвигаются в заданные районы обычно своим ходом, но могут быть переброшены и по воздуху (все состоящие на их вооружении боевые машины приспособлены для таких перебросок).
Подготовка личного состава для эскадрилий наземной обороны проводится также в учебном центре в Каттерик. При этом отмечается, что в случае необходимости из постоянного состава центра и имеющейся в нем боевой техники может быть сформировано еще одно такое подразделение. Кроме того, в данном центре имеется королевская парадная эскадрилья охраны, которую в военное время предполагается перебросить в ФРГ.
Командование ВВС Великобритании, прикрываясь пресловутым лозунгом о "советской военной угрозе" и разрабатывая планы ведения будущей войны, неоднократно заявляло, что существующих сил и средств полка обороны аэродромов недостаточно для решения поставленных перед ним задач. Под предлогом того, что в случае переброски эскадрилий в ФРГ важные объекты ВВС на территории своей страны останутся якобы без надежной защиты, было сформировано шесть вспомогательных кадрированных эскадрилий: 2503-я (авиабаза Скэмптон), 2620-я (Марем), 2622-я (Лоссимут), 2623-я (Хоннингтон), 2624-я (Брайз-Нортон) и 2625-я (Сент-Моган), которые также подчинены полку наземной обороны.
В каждую из эскадрилий входят 11 кадровых военнослужащих и 134 резервиста (по штатному расписанию должно быть восемь офицеров, 14 унтер-офицеров и 123 рядовых). Резервистов призывают, как правило, из той местности, где находится их подразделение, считая, что это будет побудительным мотивом к добросовестному несению службы ("защита родного дома"). Для учебы и боевой подготовки резервисты в эти подразделения призываются 1 раз в месяц на два дня (субботу и воскресенье) и 1 раз в год на две недели. Эскадрильи вооружены стрелковым оружием (винтовки, карабины, пулеметы и гранатометы), 51-мм минометами "Мёрзер" и имеют достаточное количество автотранспорта (в основном это легкие автомобили типа "Лендровер") .
Как отмечалось в зарубежной печати, для усиления подразделения ПВО полка обороны аэродромов в апреле 1985 года было принято решение о формировании вспомогательной эскадрильи ПВО, оснащенной двухствольными 35-мм зенитными пушками "Эрликон", захваченными во время англо-аргентинского конфликта на Фолклендских (Мальвинских) о-вах. В ней имеется 12 таких пушек и 4 РЛС управления огнем. По последним сообщениям западной прессы, командование ВВС Великобритании планирует сформировать еще одну такую эскадрилью.
Таким образом, только в боевом составе полка обороны аэродромов ВВС Великобритании насчитывается 15 эскадрилий, на вооружении которых имеется более 70 ЗРК "Рапира" , 36 танков "Скорпион", около 90 бронетранспортеров, другая боевая техника. В них свыше 2000 человек личного состава. По расчетам иностранных специалистов, с вводом в строй сил и средств учебных центров и резервных компонентов количество боевой техники значительно возрастет, а численность личного состава превысит 3500 человек.
Боеготовность частей и подразделений полка обороны аэродромов ВВС Великобритании проверяется в ходе различных учений, по результатам которых делаются выводы о проведении дополнительных мероприятий, направленных на дальнейшее расширение их боевых возможностей.
В частности, в декабре 1985 года на полигоне Зольтенау (ФРГ) было проведено специальное учение сил наземной обороны ВВС Великобритании под кодовым наименованием "Газель арабиан", на котором отрабатывались задачи обеспечения охраны и обороны полевых аэродромов ( посадочных площадок) тактических истребителей с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой "Харриер".
К учению привлекались штабы 5-го (Халлавингтон, Великобритания) и 33-го (Гютерсло, ФРГ) крыльев, две эскадрильи наземной обороны, самолеты "Харриер" из командования английских ВВС в ФРГ. За "противника" действовали подразделения 4-й бронетанковой дивизии Британской Рейнской армии и две эскадрильи 33-го крыла (1-я и 2-я). Всего в учениях участвовало более 400 человек и до 100 боевых машин различного назначения.
На первом этапе решались задачи по развертыванию полевых аэродромов и организации их обороны. К оборудованию полевых аэродромов привлекался личный состав двух эскадрилий наземной обороны, одной эскадрильи МТО и 10-й инженерной роты.
На втором этапе отрабатывались действия при обороне прикрываемого объекта от наземного противника и отражении воздушного десанта. Выброска последнего осуществлялась с высоты 240 м с вертолетов "Чинук-C.l" (по семь человек). Десантировался личный состав 2-й эскадрильи 33-го крыла наземной обороны - единственной эскадрильи ВВС Великобритании, подготовленной для использования в качестве парашютно-десантного подразделения.
Как отмечает зарубежная печать, за последние шесть лет такое учение было проведено впервые. Планируется, что в дальнейшем подобные мероприятия будут проводиться регулярно (очередное намечалось на 1986 год).

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz