ЗВО - 02'1987

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ США

Полковник Ю. ТРОШЕВ, кандидат военных наук

Командование армии США, активно проводящее курс на наращивание боевой мощи войск, придает большое значение боевой подготовке как одной из главных составных частей их боеготовности. Оно считает, что умелые действия командиров и личного состава на поле боя, их высокий профессионализм могут компенсировать преимущество превосходящего противника и способствовать выполнению поставленных перед ними задач. Залогом этого служит высокое качество обучения военнослужащих, основой которого, по мнению американских военных специалистов, являются порядок комплектования войск, структура и содержание боевой подготовки, контроль и оценка ее качества.
Комплектование сухопутных войск США. Начиная с 1973 года набор военнослужащих в сухопутные войска осуществляется в основном по так называемому добровольному принципу, то есть по найму. На службу принимаются лица мужского и женского пола в возрасте от 18 до 35 лет. Минимальный срок контракта для рядового состава три года. Вместе с тем не отменен закон о воинской повинности. Он применяется в случаях возникновения чрезвычайной обстановки, а также распространяется на тех специалистов, которых не окажется в числе добровольцев. Кандидаты проходят медицинский, социальный, психологический и физический отбор. Лица, призванные годными к воинской службе, зачисляются в сухопутные войска и направляются в учебные подразделения.
Структура боевой подготовки. Боевая подготовка в армии США включает обучение личного состава в учебных центрах или на курсах для новобранцев в военных училищах (школах) родов войск (служб) и подготовку личного состава подразделений и частей.
Учебные центры предназначены для одиночной подготовки военнослужащих, а также для действий в составе отделения, экипажа или расчета. Обучение в них проводится в два этапа: начальная боевая подготовка * и повышенная одиночная.
Первый этап (восемь недель) обязателен для всех новобранцев независимо от характера их дальнейшей службы и проводится по общей учебной программе. Его основным содержанием является моральная и физическая подготовка военнослужащих, приобретение ими необходимых знаний и навыков для действий на поле боя и т. п. Он делится на три периода обучения. В течение первого осуществляется знакомство с основами военного законодательства и воинской дисциплины, проводятся занятия по строевой и физической подготовке, изучаются оружие массового поражения и защита от него, воинский этикет и правила ношения формы одежды. Новобранцы проходят начальную адаптацию в армейской среде. Во втором главное внимание уделяется огневой подготовке. Личный состав изучает теорию стрельбы, материальную часть оружия и приобретает навыки в обращении с ним. В конце периода обучаемые выполняют две боевые зачетные стрельбы из винтовки М16А1 (днем и ночью). В третьем изучается тактика действий солдата на поле боя и применения им оружия, проводятся практические занятия на местности с боевой стрельбой.
Основными предметами этапа начальной подготовки считаются тактика, огневая и физическая подготовка. Личный состав изучает также уставы, приемы ведения разведки, инженерное дело, военную топографию, вопросы санитарной гигиены и оказания первой медицинской помощи. Большое внимание на этом этапе отводится идеологической и религиозной обработке новобранцев в духе антисоветизма и антикоммунизма. Завершается этап обучения сдачей зачетов.
Полевая выучка новобранцев проверяется на полосе местности протяженностью примерно 3200 м. При действиях на ней обучаемым необходимо: преодолеть препятствия и заграждения; автоматическим огнем поразить цель № 1 ("снайпер противника"); совершая маневр, сблизиться с "противником" и уничтожить гранатой цель .М 2 ("пулемет"); оказать первую медицинскую помощь "раненому"; разобрать и собрать оружие; одиночным огнем из окопа поразить цели в широком секторе обстрела на дистанции от 15 до 250 м.
С военнослужащими, получившими неудовлетворительные оценки, организуются дополнительные занятия и повторная сдача зачетов. Лица, не выполнившие зачетные требования после дополнительных занятий, вновь проходят обучение по полной программе этапа начальной подготовки.
Военнослужащие, успешно сдавшие зачеты и хорошо зарекомендовавшие себя, направляются для прохождения курса повышенной одиночной подготовки (по военно-учетной специальности) в учебные центры, на курсы в военных училищах (школах) родов, войск (служб) или на курсы в частях и подразделениях регулярной армии.
Обучение (шесть-восемь недель) охватывает комплекс теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшего прохождения службы. При этом для пехотинцев и танкистов главными считаются вопросы тактической, огневой, технической подготовки и вождение боевых машин. В течение последних семи дней проводятся полевые занятия в составе отделения (экипажа) в условиях, максимально приближенных к боевым. Они заканчиваются сдачей зачетов и суточным тактическим учением с боевой стрельбой. После этого военнослужащие направляются и войска.
Боевая подготовка в частях и подразделениях сухопутных войск планируется на учебный год, который в американской армии начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года.
Учебный год разделяется на четыре периода. Боевой подготовке в каждом периоде обучения отводится 60 дней (480 ч), в месяц - 20 (160), в неделю - 5 (40 ч) и в день - 8 ч. Всего в учебном году боевая подготовка занимает 240 дней (1920 ч).
Боевая подготовка в сухопутных войсках в течение года протекает непрерывно, так как процесс поступления в соединения, части и подразделения нового контингента военнослужащих и увольнение тех, у которых истек срок контракта или службы, проходит постоянно. Она включает подготовку военнослужащих как одиночную, так и в составе подразделений (по американской терминологии, индивидуальная и коллективная. - Ю. Г.).
Первая заключается в закреплении, поддержании на должном уровне, восстановлении утраченных и совершенствовании полученных знаний, умений и навыков отдельных военнослужащих, прошедших подготовку в учебных центрах (или на курсах для новобранцев). Вторая же представляет собой процесс боевого слаживания подразделений и частей для ведения боевых действий в современной войне.
Структура боевой подготовки определяет, по мнению американских военных специалистов, коллективное обучение как основу. На него в год отводится 144 дня (1152 ч, пли 60 проц. всего учебного времени), в квартал - 36 (288 ч), в месяц- 12 (96 ч), в неделю - 3 дня (вторник, среда, четверг), которые не заняты другими мероприятиями. На индивидуальное обучение выделяется в год 72 дня (576 ч, или 30 проц. учебного времени), в квартал - 18 дней (144 ч), в месяц - 6 (48 ч), в неделю - 1,5 дня. Полдня в неделю отводится для обслуживания техники и оружия, проведения регламентных работ, различных состязаний, медицинского обслуживания и других мероприятий.
Содержание боевой подготовки в сухопутных войсках составляют тактическая, аэромобильная, противотанковая, огневая, техническая, разведывательная, инженерная, физическая, строевая, медицинская подготовка, подготовка по связи, защите от оружия массового поражения, военной топографии, а также вождение боевых машин.
Значительное внимание уделяется идеологической обработке и религиозному воспитанию военнослужащих.
Тематика тактической под готовки охватывает все виды боевых действий, в том числе в особых условиях: наступление, оборона, марш и встречный бой, сдерживающие действия, отход, преодоление полосы обеспечения, бой в городе, разведка, борьба с воздушными десантами, ночной бой, противопартизанская борьба и т. п.
Одним из сложных видов боя командование сухопутных войск считает сдерживающие действия, когда должна проявляться более высокая степень активности войск. На отработку этих вопросов планируется до 30 проц. времени, выделяемого на тактическую подготовку.
Важное место в тактической подготовке отводится вопросам ведения боевых действий в крупных населенных пунктах. В ходе занятий изучаются их типы, наиболее характерные планировка улиц и застройка жилых массивов, конструкции зданий, особенности городского коммунального хозяйства и т. п. Практические занятия, проводимые на специально оборудованных учебных полях, преследуют цель выработать у личного состава умение вести боевые действия в населенных пунктах с использованием инженерных средств. Большое внимание уделяется вопросам организации тесного взаимодействия подразделений различных родов войск.
Планом боевой подготовки предусматривается обучение подразделений и частей ведению боевых действий ночью и в условиях ограниченной видимости. Считается, что эти факторы, когда ими пренебрегают, могут оказать существенное влияние на ход и исход боя. Наибольший акцент в этом виде тактической подготовки американским командованием сделан на подразделения ротного и батальонного звеньев. Занятия проводятся в основном в поле с применением приборов ночного видения. Рекомендуется также отдельные темы, предусмотренные планом к отработке днем, организовывать в ночных условиях.
При изучении темы по борьбе с тактическими воздушными десантами противника основное внимание обращается на твердое усвоение тактики ведения боя противником, методов проведения им воздушно-десантных операции, особенностей тактики действий десантов в тылу, приемов наступательных и оборонительных действий десанта. Предусматривается также отработка вопросов ведения наблюдения за воздушным противником и оповещения своих войск, привития практических навыков в ведении огня по воздушным целям, устройства заграждений в районах вероятной выброски (высадки) десантов и их маскировке, оборудования позиций на путях подхода к объекту нападения или захвата десанта и т. п.
Перечисленные вопросы изучаются личным составом на занятиях и практически отрабатываются в поле в составе подразделений. Американские военные специалисты подчеркивают, что борьбе с десантами противника должны быть обучены все военнослужащие независимо от того, к какому роду войск (службе) они относятся.
Обязательными в плане отработки тем по тактической подготовке являются вопросы организации и ведения так называемой противопартизанской борьбы. С личным составом изучаются приемы и способы действий войск по подавлению национально-освободительных движении, по оказанию "помощи" странам - сателлитам США и реакционным режимам в поддержании внутренней политической стабильности.
Согласно требованиям учебной программы аэромобильная подготовка должна проводиться при решении любой тактической задачи. Подчеркивается, что в современных условиях она выдвигается на передний план, особенно после принятия в американской армии новой концепции "воздушно-наземная операция (сражение)". Военнослужащие изучают тактико-технические характеристики состоящих на вооружении вертолетов и транспортных самолетов, меры безопасности, способы подготовки техники и транспортировки, приемы высадки с вертолетов (по канатам, лестницам и т. п.) и ведения огня с воздуха. В процессе боевой подготовки личный состав, в основном от взвода до батальона, обучается аэромобильным действиям практически во всех видах боя, а также в особых условиях (ночью, в населенных пунктах, горах, пустыне и т. д.)
Как сообщает иностранная военная печать, в учебный процесс начиная с 1980 года введено обязательное для всех военнослужащих сухопутных войск обучение парашютно-десантному делу. Они изучают материальную часть парашютов, технику посадки в самолеты и десантирования, проходят наземную подготовку и совершают по пять прыжков с парашютом с военно-транспортного самолета С-130 днем и ночью. Военнослужащие-женщины и офицеры прыжки с парашютом выполняют по желанию.
Противотанковая подготовка ставит задачу подготовить личный состав к действиям но борьбе с бронецелями на поле боя. В ходе обучения военнослужащие знакомятся с образцами боевой техники противника и их уязвимыми местами, изучают противотанковые средства своего подразделения и обучаются ведению огня из них, получают знания об инженерных противотанковых средствах и практикуются в их установке на местности, проходят подготовку по борьбе с танками в особых условиях. При отработке практических задач в составе подразделения основное внимание уделяется следующим вопросам: организации тесного огневого взаимодействия с подразделениями других родов войск, надежного прикрытия огневых средств подразделений и оказания помощи друг другу в ходе боя при перемещении под огнем противника, эффективному применению против танков всех боевых средств, находящихся на вооружении подразделений, нарушению взаимодействия танков противника с огневыми средствами, отсечению пехоты от танков и танков друг от друга, выбору огневых позиций противотанковых средств на местности и проведению маневра на поле боя с целью нанесения максимально возможного поражения танкам противника. Например, при действии танкового взвода совместно с секцией ПТУР "Toy" в наступлении (при отходе) рекомендуется, чтобы выдвижение (отход) одного танка всегда прикрывалось другим, находящимся в укрытии, или расчетом ПТУР, занимающим выгодную позицию для немедленного открытия огня. Личный состав пехотных подразделений обучается ведению группового огня по танкам и другим целям из штатного оружия для снижения эффективности их боевых возможностей.
Американское командование не без основания считает, что эффективность ведения огня нередко оказывает на ход и исход боя большее влияние, чем количество войск и их оснащение. Поэтому огневой подготовке личного состава частей и подразделений уделяется самое пристальное внимание. Как и в других видах боевой подготовки, процесс обучения военнослужащих делится на подготовку одиночную и в составе подразделений. Первая преследует цель закрепить полученные военнослужащими знания и навыки в учебных центрах, а также приобрести новые, соответствующие их военной специальности. Личный состав изучает не только свое оружие, но и оружие, находящееся во взводе и роте, овладевает приемами его применения в возникающих ситуациях боевой обстановки и ведения прицельного огня по появляющимся, неподвижным и движущимся целям в различных условиях. Американские военные специалисты считают, что каждый солдат должен с одинаковым мастерством владеть не только винтовкой, но и пулеметом, гранатометом, огнеметом, безоткатным орудием, уметь применять ПТРК и ПЗРК.
Подготовка в составе подразделений организуется для закрепления и совершенствования огневых навыков и проводится в составе расчета, огневой группы экипажа, отделения, взвода, роты и батальона во всех видах боя, в том числе в особых условиях, днем и ночью. В ходе занятий личный состав обучается поддержанию тесного огневого взаимодействия, сочетанию стрельбы и маневра, разведке целей, целеуказанию, корректированию огня.
Необходимые знания по остальным видам боевой подготовки, кроме физической, приобретаются главным образом в ходе решения комплексных задач по основным видам боевой подготовки.
Особое место занимает физическая подготовка, которая в американской армии рассматривается как составная часть обучения и воспитания военнослужащих в духе ненависти к вероятному противнику и защиты интересов господствующих классов. Физические упражнения, используемые в ходе обучения личного состава, сведены в шесть основных групп: общеукрепляющие, дополнительные, преодоление препятствий, плавание, атлетика, массовые игры. Этот вид подготовки осуществляется по учебным и внеучебным программам и включает индивидуальную физическую подготовку и подготовку в составе подразделений. Индивидуальная проводится с целью достижения высокого уровня физической подготовки. Стержнем этой программы являются вольные упражнения, бег, преодоление препятствий, массовые игры и соревнования по различным видам. Учебными программами в частях и подразделениях на нее отводится до 2 ч в неделю. Этого времени, по мнению американских специалистов, достаточно, чтобы улучшить и сохранить на необходимом уровне физическую пригодность солдат.
Подготовка в составе подразделений включает комплексы вольных упражнений и бег. Для всех взводов ежедневно проводится кроссовая подготовка (в понедельник и вторник на 2 мили, в среду на 3, в четверг на 5 миль). С отстающими в конце недели организуются дополнительные занятия. Раз в месяц проводятся испытания физической пригодности военнослужащих по тесту физической боевой опытности, включающему пять упражнений. Раз в квартал подразделения совершают 25-мильный марш-бросок. В последнее время, судя по сообщениям зарубежной прессы, больше внимания стало уделяться военно-прикладным упражнениям и видам спорта, введен более жесткий режим физического воспитания.
Для контроля и оценки качества подготовки военнослужащих и подразделений составляются так называемые индивидуальные и коллективные учебные задачи. Они разрабатываются дли каждого военнослужащего с учетом срока его службы, уровня обученности, физического и интеллектуального развития, наклонностей, способностей и возможностей, а также специфики задач боевой подготовки, решаемых подразделением. В соответствии с их требованиями каждая индивидуальная учебная задача представляет собой не что иное, как перечень минимальных требований к уровню подготовки военнослужащего на данном этапе его службы. Зарубежная военная пресса отмечает, что военнослужащий, прибывший из учебного центра в подразделение и прошедший определенную подготовку, должен, как минимум, отлично стрелять из штатного оружия, знать устройство пулемета М60 и РПГ М72А2, определять признаки применения противником ОМП и принимать меры защиты, знать приемы маскировки, уметь оборудовать индивидуальный окоп, устанавливать, извлекать и приводить в действие противотанковую мину "Клеймор" с электровзрывателем, знать устройство и уметь работать на радиостанции AN/PRC-77, а также обращаться с полевым телефонным аппаратом, метать гранату на 30 м, оказывать первую медицинскую помощь, а также добывать разведывательную информацию, набрать 300 и более очков по физической подготовке, пробегать 5 миль за 50 мин раз в неделю и совершать 25-мильный марш раз в квартал менее чем за 12 ч.
Содержание коллективного обучения определяют коллективные учебные задачи. Они разрабатываются для каждого отделения (экипажа, расчета), взвода, роты, батальона и бригады в зависимости от уровня обученности личного состава и боевой слаженности в том или ином виде боя. Каждая такая задача представляет собой комплекс взаимосвязанных вопросов боевой подготовки. Основу ее содержания составляет тема одной из учебных дисциплин. Другими частями являются вопросы по различным предметам обучения, которые решаются в ходе ее отработки. Например, при выполнении тактических задач в поле решаются вопросы разведывательной, инженерной, огневой, медицинской и других видов боевой подготовки.
Отработка каждого вопроса проходит в условиях, указанных в задаче, которые оцениваются по установленным показателям. В задаче кратко излагается исходная тактическая обстановка, перечисляются учебные вопросы, определяется порядок оценки боеспособности подразделения, указываются силы и средства, привлекаемые для проведения занятия, необходимое материально-техническое обеспечение. Коллективные учебные задачи разрабатываются командирами подразделений и частей в соответствии с примерным перечнем учебных задач, изложенным в программе боевой подготовки. Для оценки результатов подготовки учебные задачи подразделений делятся на четыре степени сложности. Выполнение задач определенной степени сложности обеспечивает достижение соответствующего уровня подготовки, который в свою очередь свидетельствует об определенной степени боевой готовности подразделения (см. таблицу).
Так, основными темами учебных тактических задач третьей степени сложности обычно бывают наступление, оборона, встречный бой, отход, разведка. Темы задач второй степени усложняются. Например, с батальоном могут отрабатываться преодоление полосы обеспечения, борьба с тактическими воздушными десантами, действия и составе тактической аэромобильной группы и другие. Тематика учебных задач первой степени сложности охватывает сдерживающие действия, наступление ночью, оборону в городе, воздушное десантирование и т. п.
Американское командование считает, что обучение по отдельным предметам вне связи с тактикой может оказать отрицательное влияние на повышение качества боевой подготовки в целом. В организации боевой подготовки по учебным задачам оно видит один из путей интенсификации учебного процесса и сокращения времени на подготовку личного состава и подразделений в целом.

ЗАВИСИМОСТЬ СТЕПЕНИ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОТ УРОВНЯ ИХ ПОДГОТОВКИ
Уровни подготовкиСодержание уровня подготовкиСтепени боеготовности
№ 1Учебные задачи бригады-батальона (роты-отделения), до выполнения которых осталось две (одна) неделиС-1 "Полностью боеготов"
№ 2Учебные задачи бригады-батальона (роты-отделения), которым остается три-четыре (две) недели для достижения степени боеготовности С-1С-2 "В основном боеготов"
№ 3Учебные задачи бригады-батальона (роты-отделения), которым остается пять-шесть (три-четыре) недель до достижения степени боевой готовности С-1С-3 "Ограниченно боеготов"
№ 4Учебные задачи бригады-батальона (роты-отделения), которым требуется более семи (пяти) недель для достижения степени боеготовности С-1С-4 " Не боеготов"


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz