ЗВО - 02'1987

АНГЛИЙСКИЕ ФРЕГАТЫ УРО ТИПА "НОРФОЛК"

Капитан 1 ранга Ю. ПЕТРОВ

Эскиз фрегата УРО типа "Норфолк": 1 - 114-мм артустановка Мк8; 2 - установка вертикального пуска ЗУР "Си Вулф"; 3 - ПУ ПНР "Гарпун"; 4 - ПУ "Си Гнат" системы РЭБ; 5 - антенна РЛС 911; б - 30мм артустановка "Эрликон"; 7 - вертолет ЕН. 101

Военно-морские силы Великобритании всегда были и остаются важным средством осуществления агрессивных замыслов правящих кругов страны. Поэтому наращиванию их боевой мощи и уделяется постоянное внимание. Так, в октябре 1984 года фирме "Ярроу" был выдан заказ на строительство головного фрегата УРО "Норфолк" (тип 23, см. рисунок) из одноименной серии кораблей, которые в будущем совместно с фрегатами УРО типа "Бродсуорд" станут основой надводных противолодочных сил флота.
Начиная с 70-х годов шел поиск оптимального типа фрегата для борьбы с перспективными атомными подводными лодками. Разработчики должны были создать боевую систему (собственно корабль, оружие, радиотехнические средства), способную действовать в Северной Атлантике в любых метеорологических условиях, в разное время года. С учетом опыта вооруженного конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов было выдвинуто дополнительное требование о существенном увеличении дальности плавания фрегата по сравнению с находящимися в строю кораблями. Кроме того, предлагалось уменьшить его физические поля (в первую очередь акустическое, тепловое) и эффективную поверхность рассеяния. Проектом предусматривается постройка многоцелевого корабля, который, помимо своего основного назначения, сможет эффективно вести борьбу с воздушными и надводными целями в условиях умеренно сложной оперативной обстановки. Количество кораблей в серии пока не определено и, по данным зарубежной прессы, может измениться от первоначально запланированных 15 до 8-9 единиц. Это связано в первую очередь с существенным увеличением стоимости строительства фрегата - с 67 млн. фунтов стерлингов, как предполагалось в начале 80-х годов, до 200 млн. (в ценах 1984 года) в настоящее время. Корабли намечено строить на верфях фирм "Ярроу" в Глазго и "Суон Хантер" в Уоллсенд. Проект предусматривает проведение последующих модернизаций с целью оснащения фрегата новыми системами оружия. В связи с этим вооружение последних кораблей серии, вероятно, будет отличаться от первых.
При разработке корабля использовался метод машинного проектирования, позволяющий создать корпус с оптимальными мореходными качествами (имеющий соответственно лучшие условия для использования оружия), а затем его модифицировать для улучшения других его характеристик без существенного снижения мореходности.
При проектировании за основу был взят корпус фрегата "Амазон", обладающий хорошей мореходностью, но имеющий сравнительно высокое гидродинамическое сопротивление, на уменьшение которого в дальнейшем и были направлены все усилия. Исследования показали, что на мореходность корабля более заметное влияние оказывает форма его носовой части, чем кормовой. Поэтому первую с незначительным подъемом, V-образными обводами и клиперским носом оставили без изменений. Корпус имеет большой коэффициент полноты площади ватерлинии и широкую погруженную транцевую корму с плавным переходом к носовой части.
Максимальная ширина и осадка остались прежними. Расчеты и модельные испытания подтвердили, что при скорости хода свыше 20 уз гидродинамическое сопротивление будет меньше у фрегатов типа "Норфолк", а при более низких скоростях - у фрегатов типа "Амазон". У новых кораблей уменьшены амплитуда килевой и бортовой качки, потребная эффективная мощность на скорости свыше 20 уз и заливаемость верхней палубы при волнении. Снижение амплитуды килевой качки способствует также уменьшению слеминга и позволяет поддерживать высокую скорость на волне. В проекте учтены требования ускорения и упрощения постройки без снижения качества. Так, у фрегата сокращено по сравнению с другими кораблями такого же водоизмещения количество секций, конструктивных связей, а в ряде мест вместо более сложных и дорогих стандартных адмиралтейских профилей предполагается использовать бимсовые листы применяемые в гражданском судостроении. Особое внимание будет уделено узлам с повышенной концентрацией напряжений для снижения потребности в ремонте и обслуживании.
Новый корабль будет иметь цельносварной гладкопалубный корпус и стальную трехсекционную (по некоторым данным, двухсекционную) надстройку. Над носовой и кормовой секциями возвышаются башенноподобные мачты, над средней - дымовая труба. В кормовой части оборудован ангар для вертолетов с примыкающей к нему взлетно-посадочной площадкой. Система стабилизации качки включает бортовые управляемые рули и глубокопогруженные боковые кили.
В проекте реализован комплекс конструктивных решений по улучшению вибро-акустических характеристик корабля и защиты от оружия массового поражения, по повышению пожаробезопасности. Шумность оборудования снижается за счет тщательного контроля в процессе его изготовления, а также установки на отключенных фундаментах и звукоизолирующих опорах. Кроме того, будет осуществляться обдувка воздухом бортовых рулей и кромок лопастей гребных винтов. Гребные электродвигатели будут без редукторов, их предполагается соединить с гребными валами напрямую. В целях повышения пожаробезопасности и предотвращения распространения дыма корпус корабля будет разделен на пять секций с автономными вентиляционными системами.
Проект предусматривает создание цитадели с избыточным давлением и фильтровентиляционными системами, а также средств для обработки жидких и твердых отходов, предотвращающих загрязнение водной среды.
Отдельные, наиболее важные помещения корабля и часть надстроек должны иметь броневую защиту. Планируется повысить его боевые возможности и уменьшить численность экипажа за счет повышения степени автоматизации, упростить эксплуатацию и ускорить ремонт. С учетом эргономических факторов было осуществлено полномасштабное моделирование ходового мостика и боевого информационного поста. Основные характеристики корабля приведены ниже.
К энергетической установке фрегата были предъявлены требования минимальной шумности (особенно при работе в режиме поиска лодки), а также обеспечения скорости полного хода 28 уз и крейсерского 17 уз на дальности 7000 миль. Для их удовлетворения была выбрана двухвальная комбинированная дизель-электрическая газотурбинная энергетическая установка. Поскольку на корабле основными источниками структурного шума являются главный редуктор и гребной винт, гребной электродвигатель постоянного тока (мощностью 3000 л. с.) непосредственно соединен с линией вала, а винт фиксированного шага спроектирован с учетом требований малошумности. Электродвигатели с тиристорным управлением должны питаться от четырех параллельно работающих дизель-генераторов переменного тока (12-цилиндровые дизели "Паксман Валента" 12RPA 200CZ мощностью по 1770 л. с.), устанавливаемых на звукоизолирующих опорах. Генераторы через машинные преобразователи обеспечат также питание общекорабельной электросети. С целью уменьшения шумности два дизель-генератора могут быть смонтированы в надстройке за дымовой трубой. Для снижения моментов инерции при включении газовых турбин электродвигатели не будут отсоединяться от валов, а, получая питание, продолжат работу. Электроэнергетическая установка генерирует ток напряжением 660/440 В при централизованном контроле и управлении его распределением, включая автоматическое регулирование нагрузки, синхронизацию, пуск и остановку генераторов. В системе управления используется микропроцессор D86, на базе которого разработана и система управления главной энергетической установкой.
Полный ход обеспечивают две газотурбинные установки "Спей" SM1A фирмы "Роллс-Ройс" мощностью по 17 000 л. с., работающие на гребные винты через малошумный двухступенчатый нереверсивный редуктор с встроенной самосинхронизирующейся соединительной муфтой. В режиме малошумного хода редуктор может быть отсоединен от линии вала и застопорен. Установка двухвальная, с двухступенчатой силовой турбиной и газогенератором RB244 массой 1400 кг, который легко заменяется во время ремонта. Последний включает компрессоры низкого и высокого давления соответственно с 5 и 11 рядами лопаток, а также две двухступенчатые турбины. Сопловая коробка и рабочие лопатки турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым от компрессора высокого давления. Воздух из приемного патрубка для создания равномерного потока попадает в воздухораспределительную камеру.
Установка, поставляемая на корабль в виде единого модуля массой 25 т и размером 750X229X339 см, включает силовую турбину, газогенератор, воздухоприемный и газовыхлопной патрубки. Она звукоизолирована и закреплена на амортизирующих опорах.
Вся энергетическая установка размещается в четырех отсеках: в первом (носовом) установлены два дизeль-генератора и машинный преобразователь, во втором - две газотурбинные установки, далее два главных редуктора и в последнем - два дизель-генератора, гребные электродвигатели и машинный преобразователь.
Для повышения живучести и надежности системы управления кораблем его намечено оснастить АСУ (на базе ЭВМ 1600Е фирмы "Ферранти"). Системы оружия и отдельное оборудование с помощью мультиплексных линий передачи данных соединяются с унифицированными многоцелевыми устройствами отображения данных АСУ, архитектура и функциональное построение которой позволяют изменить конфигурацию, а следовательно, и решать задачи управления при выходе из строя отдельных участков системы или аварии в БИП.
Для борьбы с подводными лодками и целеуказания на фрегате будут базироваться два противолодочных вертолета "Линкс-НАS.2". Его максимальная взлетная масса 4760 кг, дальность полета 600 км, крейсерская скорость 232 км/ч. Вооружение; две 324-мм малогабаритные противолодочные торпеды "Стингрей" (гидроакустическая активно-пассивная система самонаведения), противокорабельные ракеты "Си Скьюа" (дальность полета 20 км, масса 210 кг, масса боеголовки 20 кг, полуактивная система наведения), малогабаритная РЛС для поиска и сопровождения цели и управления стрельбой ракетами, ГАС с опускаемой антенной, радиогидроакустические буи. Возможно, вместо указанного вертолета будет использоваться ЕН.101, разработанный совместно фирмами Великобритании и Италии. Он имеет существенно большую взлетную массу (13000 кг), увеличенный до 920 км радиус действия при нагрузке В600 кг, крейсерскую скорость 160 км/ч и время поиска около 5 ч. По оценке зарубежных специалистов, указанные летнотехнические характеристики в сочетании с большой площадью кабины (15,5 м2) позволят разместить на вертолете все необходимое вооружение.
В кормовой надстройке фрегата (перед ангарами) будет установлено побортно по два фиксированных однотрубных 324-мм торпедных аппарата (или по одному трехтрубному) для стрельбы противолодочными торпедами "Стингрей".
Для поиска подводных целей, их классификации и выдачи целеуказания противолодочному оружию корабли намечено оснастить встроенной низкочастотной активно-пассивной ГАС типа 2050 (пассивный тракт предполагается использовать, в частности, для обнаружения торпед) и ГАС 2031 с буксируемой (скорость 6- 8 уз) линейной антенной решеткой.
Для борьбы со средствами воздушного нападения в носовой части предусматривается разместить 32-контейнерную установку вертикального пуска (УВП) с зенитными управляемыми ракетами объектовой обороны "Си Вулф", которые будут дополнительно оснащены стартовыми ускорителями длиной около 1 м. Это несколько утяжелит ЗУР, но зато увеличит дальность ее стрельбы до 7,5 км. Установка не утоплена заподлицо с верхней палубой, что высвобождает подпалубные объемы для артиллерийского погреба и жилых помещений. УВП позволяет повысить живучесть системы и количество боезапаса, уменьшить время реакции и численность обслуживающего персонала, обеспечить борьбу с несколькими воздушными целями, действующими одновременно с различных направлений. На носовой и кормовой надстройках будут установлены антенные системы РЛС 911 для наведения ЗУР "Си Вулф", обеспечивающие слежение за низколетящими ПКР.
Окончательное решение об установке зенитного артиллерийского комплекса (ЗАК) малого калибра на фрегате еще не принято. Зарубежные специалисты считают, что на первых кораблях по бортам надстройки, по-видимому, будут смонтированы ДВР - четыре одноствольные 30-мм артустановки, а в последующем-два семиствольных ЗАК "Голкипер".
Для борьбы с надводными кораблями фрегат планируется вооружить двумя четырехконтейнерными пусковыми установками ПКР "Гарпун", расположенными между носовым срезом надстройки и УВП. Ракета с комбинированной системой наведения (инерциальная и активная радиолокационная) имеет околозвуковую скорость М = 0,85 и максимальную дальность полета до 130 км, которая по маловысотной траектории обеспечивается радиолокационным короткоимпульсным высотомером AN/APN-194. Стартовая масса ракеты с ускорителем 680 кг, масса боевой части фугасного типа 225 кг.
В носовой части корабля разместится 114-мм одноорудийная универсальная башенная артустановка Мк8 фирмы "Виккерс" (см. цветную вклейку), которая, по мнению английских специалистов, будет находиться на вооружении до конца текущего столетия. В ее конструкции широкое применение нашли легкие металлы, башня для облегчения массы изготовлена из стеклопластика. В системах установки используются неконтактные выключатели, полупроводниковые усилители, электрические и гидравлические блокировочные устройства и заменяемые модульные блоки, облегчающие обнаружение и устранение неисправностей. В магазине барабанного типа размещается 15 боеготовых выстрелов. Стрельба ведется автоматически со скоростью 25 выстр./мин и может быть начата не позже, чем через 15 с после отдачи приказа. В дальнейшем возможно поддерживать постоянный темп стрельбы и в течение 7,5 мин выпустить 90 снарядов. Ствол выдерживает около 5000 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы 22 км, досягаемость по высоте 12 км. Угол возвышения от -10 до +55°. Умеренная скорострельность и простота автоматической системы подачи боезапаса с малой скоростью и ускорением движущихся частей, как следует из зарубежных источников, позволили повысить надежность установки.
После опубликования тактико-технических характеристик корабля в западной печати появились критические замечания относительно распределения вооружения по кораблю, поскольку оно (кроме противолодочного) размещено только в носовой части фрегата.
Основным корабельным средством освещения обстановки станет трехкоординатная РЛС 996 средней дальности, имеющая высокую разрешающую способность и позволяющая обнаруживать цели с малой эффективной поверхностью рассеяния в условиях интенсивного использования средств РЭБ. Антенна станции стабилизирована и объединена с, антенной системы опознавания "свой - чужой". РЛС обеспечивает сопровождение цели в процессе сканирования, и данные о наиболее важных целях автоматически передаются в систему управления оружием. Навигационная РЛС типа 1007 будет использоваться также для обеспечения управления полетами вертолетов.
Предусматривается оснастить фрегат автоматической системой наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой, средствами связи, перекрывающими стандартные диапазоны от низких до ультравысоких частот, и оконечными устройствами системы космической связи "Сатком" со средствами автоматического распределения и установления очередности информации.
Корабельные средства РЭБ будут включать систему РТР с современной цифровой системой обработки данных, которая перекрывает 360° и обеспечивает сравнение характеристик сигналов с имеющимися в банке 2000 сигнатурами целей в диапазоне 1 -18 ГГц. Система объединяется с четырьмя шеститрубными пусковыми установками для запуска ложных целей "Си Гнат", размещенными по бортам носовой надстройки.
По данным зарубежной печати, в 1985 году выданы заказы на строительство двух первых кораблей, а в 1986-м - еще трех. В дальнейшем предполагается сохранить темп постройки три фрегата в год.
Водоизмещение, т:
   полное .................. 3700
   стандартное ............. 3000
Главные размерения, м:
   наибольшая длина ........ 133
   ширина .................. 14,8
   осадка .................. 4,3
Скорость полного хода, уз .. 28
Дальность плавания
 (при скорости, уз) мили ... 7000 (17)
Экипаж, человек ............ 143

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz