ЗВО - 01'1987

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАКТИЧЕСКИХ САМОЛЕТОВ ВВС США

Г.ИСАЕВ

В проводимой империалистическими кругами блока НАТО гонке вооружений неослабное внимание уделяется совершенствованию тактической авиации, самолеты которой в настоящее время представляют собой одно из важнейших средств ведения войны с применением обычного и ядерного оружия. Развитие самолетного парка тактической авиации идет по пути создания новых и модернизации существующих образцов, при этом модернизация считается существенным резервом повышения эффективности расходования ресурсов, поскольку, по мнению иностранных специалистов, она обеспечивает требуемый прирост боевых возможностей самолетов при сравнительно небольших затратах времени и материальных средств.
На современном этапе роль модернизации в развитии тактической авиации значительно возросла. Зарубежные эксперты объясняют это увеличением периодов между появлением на вооружении новых самолетов и более быстрым моральным старением их бортового оборудования и силовых установок, что происходит вследствие ускоренного развития научно-технической базы авиастроения, а также стремлением руководства НАТО к достижению военно-технического превосходства над средствами противодействия стран Варшавского Договора. Полагают, что в этих условиях за счет модернизации удастся увеличить продолжительность эффективного использования существующих образцов авиационной техники.
Судя по сообщениям западной прессы, наибольший размах работы по модернизации тактических самолетов приобрели в США, на что отпускаются значительные средства. Так, на закупку комплектов нового и усовершенствованного оборудования для модернизации тактических самолетов американских ВВС в 1984 финансовом году было выделено 2703,9 млн. долларов, а в 1987-м намечается увеличить эту сумму до 4825,2 млн. долларов. Причем указанные средства направляются только на модернизацию самолетов, находящихся в войсках. Боевые возможности авиационной техники повышаются также путем ее совершенствования в ходе серийного производства, что требует дополнительных ассигнований. Возрастание значения модернизации самолетов в нынешних условиях привело к тому, что Пентагон провел ряд организационных мероприятий по улучшению этого процесса. В частности, в 1981 году в США приступили к внедрению концепции "планирования модификаций". Как считают американские специалисты, новый метод создания модификаций самолетов должен обеспечить больший прирост боевых возможностей за одинаковый период времени по сравнению с традиционным способом. Кроме того, он позволит более оперативно и при меньших затратах внедрять в конструкцию машин технические новшества. Прежде каждая модернизация проводилась по индивидуальному плану, причем зачастую очередная доработка затрудняла проведение последующих. Теперь же она осуществляется по единому плану и проводится постоянно в течение срока службы самолета - по мере готовности новых компонентов, намеченных ч установке на машины. При этом модернизации подвергаются в первую очередь строящиеся самолеты, а работы на авиационной технике, находящейся в строевых частях, выполняются при проведении ремонта. В зависимости от сложности модернизация может проводиться на авиаремонтных заводах, в мастерских или непосредственно на аэродромах.
Традиционно новые самолеты создавались без учета последующей модернизации, поэтому они имели ограниченные запасы прочности и свободные объемы, недостаточные для размещения дополнительного оборудования, более мощных двигателей, перспективного вооружения и увеличенного запаса топлива. При планировании модификаций обеспечивается возможность для целенаправленного резервирования прочности, объемов, мощности источников энергии и систем охлаждения и т. д.
По мнению зарубежных экспертов, при разработке нового самолета планирование модификаций должно иметь упреждение по крайней мере в 15 лет от момента поступления его на вооружение, что потребует увеличения периода и точности прогнозирования развития научно-технической базы.
Считают, что модификации могут планироваться на всех фазах жизненного цикла самолетов, но больший эффект достигается на этапах исследований и разработок. Такое планирование на этапах производства и эксплуатации представляет собой более сложную проблему, поскольку при этом требуется существенная переделка самолета и достигается меньший прирост его тактико-технических характеристик. Вместе с тем по сравнению с традиционным новый метод дает больший эффект при модернизации уже созданных самолетов.
Согласно сообщениям иностранной печати, во внедрении метода планирования модификаций заинтересовано не только руководство министерства обороны, но и самолетостроительные компании США. Считают, что это позволит фирме, получившей заказ на разработку нового летательного аппарата, избежать конкуренции со стороны других фирм при последующей модернизации самолета после прекращения его серийного производства. Такая конкурентная борьба между самолетостроительными фирмами - традиционными поставщиками Пентагона особенно обострилась в последние годы. Это объясняется тем, что новые самолеты стали создаваться значительно реже, чем прежде, и некоторые фирмы лишились выгодных заказов. Вместе с тем стремление американского военного руководства к непрерывному совершенствованию состоящей на вооружении авиационной техники открыло для фирм возможность получения высоких прибылей за счет модернизации самолетов, причем они демонстрируют готовность совершенствовать машины не только собственной постройки.
По свидетельству зарубежной прессы, это явление приобретает международный размах, так как американские фирмы навязывают свои услуги по модернизации самолетов разным странам, на вооружении которых имеется значительное количество устаревшей, и не только американской авиационной техники. Считается, например, что до 2000 года могут быть модернизированы более 3500 истребителей F-4, около 3000 F-5, 2000 "Мираж-3 и -5", значительное количество штурмовиков А-4, А-7 и другие самолеты. Кроме того, в ближайшем будущем будет увеличиваться число новых машин F-15, F-16 и "Торнадо", которые со временем также должны пройти модернизацию. Метод планирования модификаций реализуется не только при создании всех перспективных самолетов, разрабатываемых в настоящее время, но также при модернизации существующих образцов. В первую очередь он применяется в ходе осуществления многоэтапных программ совершенствования истребителей F-15 и F-16.
В зарубежной печати сообщается, что модернизация тактических самолетов ведется в следующих направлениях: увеличение радиуса действия, повышение маневренности, обеспечение поражения малоразмерных воздушных и наземных целей, увеличение числа целей, уничтожаемых е одном вылете, одновременное наведение нескольких управляемых ракет (УР) на разные цели; снижение уязвимости летательных аппаратов за счет расширения возможности маневрирования после пуска УР, использования оружия с увеличенной дальностью действия, запускаемого без захода в зону ПВО противника, и применения перспективных средств радиоэлектронного подавления; повышение точности самолетовождения и применения оружия; обеспечение использования самолетов в любое время суток и в сложных метеоусловиях; снижение загрузки экипажа путем автоматизации бортовых систем; улучшение надежности и ремонтопригодности бортовых систем. Ниже приводятся сведения о наиболее крупных программах модернизации тактических самолетов ВВС США.
Многоэтапной программой модернизации истребителя F-15 "Игл" (рис.1) предусматривается его серийное производство с новым и усовершенствованным оборудованием, в частности с бортовой РЛС AN/APG-63, центральной ЭВМ, средствами постановки активных и пассивных помех, аппаратурой объединенной системы распределения информации ДЖИТИДС и спутниковой навигационной системы НАВСТАР. Станция AN/APG-63 оснащается программируемым процессором, что позволит автоматически сопровождать несколько воздушных целей и одновременно наводить несколько УР AIM-120 на разные цели, в том числе низколетящие и малоразмерные типа крылатых ракет. Отмечается также, что РЛС отличается лучшей разрешающей способностью по угловым координатам (в 4-8 раз) и обеспечивает обнаружение наземных целей, движущихся со скоростью не менее 5 км/ч. Такое же оборудование намечается установить на самолеты F-15 ранних выпусков.
На истребители F-15C, входящие в состав так называемых "сил быстрого развертывания", устанавливаются специальные топливные контейнеры "Фаст пэк" (по два на самолет) общей емкостью около 4500 л, что должно позволить им выполнять перелет через Атлантический океан без дозаправки в воздухе. Кроме того, они оборудуются укороченными пилонами с меньшим лобовым сопротивлением, что при полете с бомбовой нагрузкой несколько увеличивает радиус действия. Кроме того, максимальная скорость на малых высотах возрастает до 1145 км/ч.
Программой модернизации предусматривается также переоборудовать 40 F-15A в самолеты - носители противоспутниковой ракеты АСАТ, закончить разработку и приступить к производству F-15E в варианте истребителя-бомбардировщика с сохранением способности действовать и по воздушным целям. Поставки усовершенствованных серийных истребителей F-15C в строевые части начались в 1985 году.
Дальнейшее повышение боевых возможностей самолета F-15 ожидается за счет применения на нем комплексной системы управления полетом и оружием, а также цифровой системы управления силовой установкой, которые уже проходят летные испытания. По мнению американских специалистов, первая система позволит повысить точность попадания в цель в 2-3 раза и продолжительность огневого воздействия в 3- 4 раза. Кроме того, в процессе прицеливания система обеспечит автоматическое выполнение противозенитного маневра, что якобы должно на порядок повысить выживаемость самолета при действиях по наземным целям. Полагают, что применение второй системы уменьшит время выхода двигателей с режима малого газа на форсажный (с 7 до 4 с), повысит надежность включения форсажных камер, снизит минимальную скорость полета, при которой возможен повторный запуск двигателей (с 555 до 370 км/ч на высоте 900 м), обеспечит автоматическую регулировку некоторых параметров двигателей, облегчив тем самым их обслуживание на стоянке.
В иностранной прессе неоднократно отмечалась необходимость модернизации истребителя F-16 "Файтинг Фалкон" (рис. 2), который в настоящее время способен выполнять боевые задачи только в простых метеоусловиях. С 1984 года начались поставки усовершенствованных самолетов F-16C, оснащенных новым оборудованием, в том числе центральной ЭВМ, системой охлаждения аппаратуры и сдвоенной мультиплексной шиной передачи данных. Кроме того, на них устанавливается усовершенствованная РЛС AN/APG-68 с программируемым процессором. В октябре 1985 года начались работы по изучению возможности разработки нового процессора с использованием сверхскоростных интегральных схем, что позволит увеличить количество режимов работы РЛС. Процессор будет иметь на 50 проц. меньше деталей, что повысит надежность его функционирования.
Самолеты F-16C выпускаются с некоторыми конструктивными изменениями (для облегчения последующей модернизации) и отличаются увеличенной взлетной массой. До 1988 года самолеты намечается оснастить новыми УР AIM-120 класса "воздух - воздух", прицельно-навигационной системой ЛАН-ТИРН, перспективной аппаратурой постановки помех, оборудованием систем ДЖИТИДС и НАВСТАР, более мощным двигателем F110-GE-100, системой управления бортовыми средствами с помощью речевых команд, широкоугольным электронно-оптическим индикатором, цифровой системой управления полетом, ЭВМ с памятью увеличенной емкости, автоматической системой управления полетом в режиме огибания рельефа местности. В 90-х годах на истребитель предполагается установить индикатор боевой обстановки с цветной движущейся картой местности и систему предупреждения об опасно малой высоте полета.
Программу модернизации ранее выпущенных самолетов F-16 планируется начать в 1987 году, производство же этих истребителей будет продолжаться до 1992-го. Всего намечено построить 2651 машину, из которых 1866 модели F-16C.
Планы модернизации самолетов RF-4C, F-4D, F-4E предусматривают оснащение их а первую очередь усовершенствованной прицельно-навигационной системой, которая включает новые средства индикации, ЭВМ для навигации и бомбометания в сложных метеоусловиях, лазерный гироскоп и другое оборудование На следующем этапе программы самолеты предполагается оборудовать электронно-оптическими индикаторами и приемными устройствами спутниковой навигационной системы НАВСАР.
В западной печати сообщается, что американская фирма "Боинг" разработала проект существенного повышения тактико-технических дачных истребителя F-4 "Фантом". Считается, что в результате оснащения более мощными двигателями PW1120 тяговооруженность F-4 должна увеличиться до 0,92, что улучшит характеристики разгона, разворота и разбега при взлете, а скороподъемность у земли возрастет до 259 м/с. Радиус действия намечается увеличить за счет использования специального несбрасываемого подфюзеляжного топливного бака емкостью 4160 л с уменьшенным на 29 проц. лобовым сопротивлением по сравнению с обычным сбрасываемым баком. Установка на самолетах нового односекционного фонаря кабины вместо трехсекционного должна значительно улучшить обзор экипажу. Предполагается также усилить конструкцию планера для продления срока службы самолетов.
Самолеты F-4G "Уайлд Уизл" созданы путем переоборудования истребителей F-4E и предназначены для обнаружения, определения местоположения и подавления РЛС системы ПВО противника. Их модернизация заключается в основном в усовершенствовании станции радиотехнической разведки AN/APR-38. Она будет оснащена цифровым процессором, группой приемников направленного действия, ЭВМ с увеличенными быстродействием и объемом памяти, а также с дополнительной оперативной памятью. В состав бортового оборудования самолета будет введена новая центральная ЭВМ, и рассматривается возможность использования мультиплексной шины передачи данных на частоте 1 МГц. Всего на самолете намечается установить дополнительно 24 быстросъемных блока с оборудованием. Кроме того, все F-4G предполагается вооружить противорадиолокационной УР HARM с увеличенной вероятностью поражения.
Модернизация истребителя-бомбардировщика F-111 (рис. 3) направлена на повышение его боевых возможностей, а также на улучшение надежности и ремонтопригодности прицельно-навигационной системы, поскольку существующая аналоговая аппаратура считается устаревшей и ее техническое обслуживание требует все больше затрат. Намечается оснастить самолеты более эффективным и надежным оборудованием с цифровой обработкой данных, в том числе РЛС AN/APG-67, радиолокационной станцией следования рельефу местности, устройством сопряжения между прицельной и навигационной системами, перспективными средствами индикации. Кроме того, будут усовершенствованы центральная ЭВМ, радиосвязное оборудование, система опознавания и другое. Намечается вооружить самолеты усовершенствованными УР AIM-9M "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух" малой дальности стрельбы для обороны от истребителей противника. Поставки в строевые части первых модернизированных F-111 запланированы на конец 1988 года.
Аналогичную модернизацию и в те же сроки предполагается провести на самолетах радиоэлектронной борьбы EF-111A (см. цветную вклейку). Помимо всего на них будет усовершенствована система постановки помех AN/ALQ-99, в которой планируется использовать принцип цифровой частотной памяти для создания уводящих помех современным РЛС когерентного типа. Новые задающие генераторы системы будут иметь больше помеховых модуляций и обеспечивать фокусирование выходной мощности в более узкой полосе частот, а процессор - увеличенные быстродействие и емкость запоминающего устройства. В состав приемных устройств намечено ввести цифровой преобразователь.
Целью модернизации штурмовика А-10 "Тандерболт-2" является обеспечение полета на предельно малых высотах днем и ночью в сложных метеоусловиях, повышение точности самолетовождения, увеличение дальности обнаружения и опознавания малоразмерных целей на поле боя. Одновременно намечается снизить загрузку летчика путем автоматизации бортовых систем, что позволит сосредоточить его внимание на контроле воздушной обстановки. Сообщалось также, что самолет будет оснащаться РЛС миллиметрового диапазона, системой ЛАНТИРН, инерциальной навигационной системой LN-39, телевизионной системой для действий а сумерках и другой аппаратурой. Новое оборудование должно обеспечить применение высокоточного управляемого оружия с лазерной, телевизионной и тепловизионной системами наведения и позволить летчику осуществлять ручное пилотирование в режиме следования рельефу местности на малых высотах в сложных метеорологических условиях.
Штурмовики А-7 "Корсар-2" (рис. 4) фирма "Воут" предлагает усовершенствовать путем оснащения их модернизированной РЛС с режимами картографирования и следования рельефу местности, электронно-оптическим индикатором, прицельно-навигационной ИК системой "Атлантик", созданной на базе ЛАНТИРН.
Высотный самолет-разведчик TR-1 оборудуется усовершенствованной РЛС бокового обзора "Асарс-2" с синтезированной апертурой. Станция отличается увеличенной до 130 км дальностью действия, большей зоной обзора и лучшей разрешающей способностью. Кроме того, самолеты оснащаются аппаратурой для использования в разведывательно-ударном комплексе PLSS. В ее состав входят приемное и передающее оборудование, запросчики системы определения местоположения самолета, системы автоматической передачи данных на наземную станцию обработки информации и ретрансляции сигналов наведения от наземной станции к атакующим самолетам и ракетам.
По мнению американских экспертов, проводимые работы по модернизации тактических самолетов позволят поддерживать их боевые возможности на достаточно высоком уровне и обеспечат эффективное их применение по крайней мере до 2000 года.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz