ЗВО - 01'1987

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Полковник Г.ГЕРМАНОВ

Использование станции метрополитена в качестве коллективного укрытия: 1 - вагоны для размещения людей (места для сидения); 2 - комбинированные четырехъярусные кровати

В войнах с применением оружия массового поражения значительно возрастает роль крупных подземных сооружений, в том числе таких, как метрополитены. Как отмечается в иностранной печати, военно-политическое руководство НАТО планирует в широких масштабах использовать их в военных целях, в первую очередь в интересах гражданской обороны.
Первые в мире линии метрополитена построены в Великобритании: в Лондоне (1863), Ливерпуле и Глазго (1886 и 1897 соответственно). В 1892-1894 годах сданы в эксплуатацию метрополитены в США (Чикаго и Нью-Йорк). Определенным импульсом для развития метрополитенов в 90-х годах прошлого столетия стало введение на транспорте электротяги. Однако их строительство во многих крупнейших городах мира было развернуто лишь в XX веке.
По своим функциям зарубежные метрополитены подразделяются на пассажирские и грузовые. Разветвленные сети грузовых метрополитенов имеются только в Чикаго и Лондоне. В некоторых городах для обслуживания почтамтов у крупных вокзалов построены местные грузовые пинии. Преимущественное развитие получили пассажирские метрополитены. Самые большие из них по протяженности сооружены в Нью-Йорке (около 400 км, длина тоннелей 220 км), Лондоне (более 380 км, тоннели свыше 160 км), Париже (свыше 200 км) и Чикаго (более 150 км).
Метрополитены могут быть подземными, мелкого (от 6 до 12 м) или глубокого заложения, и надземными на эстакадах. Новые линии надземного типа в настоящее время почти не строятся, а существующие эстакады заменяются подземными линиями. Наземные участки прокладываются, как правило, за пределами города.
В годы второй мировой войны метрополитены уже использовались для укрытия гражданского населения при налетах авиации. В современных условиях руководство НАТО планирует использовать их в качестве коллективных укрытий в еще больших масштабах. Например, в ФРГ в соответствии с программой мероприятий по гражданской обороне (ГО) предусматривается строительство подземных сооружений двойного назначения, в частности станций метрополитенов и станций городских железных дорог, которые в чрезвычайных условиях могут быть быстро переоборудованы в убежища для гражданского населения. С этой целью разработан типовой проект строительства и оборудования подземных станций метрополитенов и городских железных дорог с учетом их применения в интересах ГО (рассчитан на 4,5 тыс. человек). Согласно типовому проекту на подземных станциях для укрытия населения используются перрон, на котором размещаются четырехъярусные комбинированные кровати для лежания или сидения (всего на 3360 мест), и стоящие на железнодорожном пути два поезда (1140 мест для сидения, рис. 1 и 2).
В мирное время хранение кроватей предусмотрено в складских помещениях станций. Конструкция кроватей позволяет их легко устанавливать и транспортировать. В соответствии с проектом для освещения и питания приводов фильтровентиляционных установок в убежищах следует иметь два дизель-генератора мощностью 150 или 270 кВА и запасы дизельного топлива для их работы в течение двух недель. Водой убежища снабжаются от городской водопроводной сети. Питьевая вода хранится в емкостях из расчета 2,5 л воды в сутки на человека. В убежище предусматривается устройство туалетов.
Фильтровентиляционные установки должны, по мнению зарубежных специалистов, обеспечивать при нормальном режиме работы подачу 41 тыс. м3 воздуха в час, в режиме защиты - 81 тыс. м3 (из расчета 0,9 и 1,8 м3 в час на человека соответственно). В атмосфере убежища содержание кислорода должно быть 19 проц., углекислого газа - 2 проц.
В ФРГ на протяжении нескольких лет ведутся работы по оборудованию подземных станций для использования в интересах ГО. Например, как сообщается в иностранной печати, закончено оборудование в качестве убежища для населения станций Штадтмитте и подземного гаража станции Хауптбанхоф в г. Штутгарт. Работы по строительству и приспособлению станций метрополитенов под убежища для гражданского населения ведутся и в других странах НАТО.
По мнению западных военных специалистов, метрополитены в современной войне будут широко использоваться для укрытия и защиты от оружия массового поражения населения крупных промышленных и административных центров, а также для размещения командных пунктов различного назначения.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz