ЗВО - 05'1986

КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ В ЯПОНИИ

Капитан 2 ранга Ю.ШИТОВ

В военно-стратегических планах США на Дальнем Востоке важная роль отводится ВМС Японии. Под нажимом Соединенных Штатов эта страна взяла на себя обязательства по защите морских коммуникаций в радиусе до 1000 морских миль от Японских о-вов. Эти обязательства находят отражение в реальных мероприятиях военно-политического руководства страны по повышению боевых возможностей ВМС. Участились совместные японо-американские военно-морские учения, японский флот пополняется современными надводными кораблями и подводными лодками собственного производства, которые по основным тактико-техническим характеристикам и вооружению не уступают кораблям аналогичных классов западноевропейских государств.
В течение последних лет бюджет ВМС Японии растет более быстрыми темпами, чем военные расходы в целом, что указывает на некоторый приоритет, отдаваемый развитию военно-морских сил. По плану строительства вооруженных сил Японии на 1985 финансовый год (начинается с 1 апреля) выделены средства на постройку подводной лодки типа <Юсио>, трех эскадренных миноносцев УРО типа DD134, двух тральщиков типа <Хацусима>. В соответствии с ним продолжалось строительство по ранее размещенным заказам двух подводных лодок типа <Юсио>, трех эскадренных миноносцев УРО типа <Хацуюки> и четырех DD134, одного эскадренного миноносца типа <Хатакадзэ>, двух тральщиков типа <Хацусима> и универсального транспорта снабжения <Товада>. Кроме того, завершено строительство семи кораблей и судов: подводной лодки <Окисио>, эскадренных миноносцев УРО <Хатакадзэ>, <Ямаюки> и <Мацуюки>, тральщиков <Еувадзима> и <Этадзима>, гидрографического судна <Вакаса>. По оценке американского центра информации по военным проблемам, Японии для контроля 1000-мильной зоны потребуется не менее 25 подводных лодок, а также 75 эскадренных миноносцев и фрегатов.
Согласно японскому справочнику <Кантэй-то кокусю>, в боевом составе ВМС Японии на март 1986 года насчитывалось 106 кораблей (14 дизельных подводных лодок, 16 эскадренных миноносцев УРО, 17 эскадренных миноносцев, три фрегата УРО, 15 фрегатов, восемь десантных кораблей, 32 базовых тральщика, один минный заградитель) и 20 катеров (пять торпедных, девять сторожевых и шесть катерных тральщиков). Кроме того, в резерве японского флота имелось 29 кораблей - одна подводная лодка, 11 эскадренных миноносцев, пять корветов (малых противолодочных кораблей) и 12 тральщиков.
Японская судостроительная промышленность имеет богатый опыт строительства военных кораблей любого класса. К началу второй мировой войны страна располагала одним из самых мощных флотов в мире, включавшим около 400 боевых кораблей и катеров, свыше 600 вспомогательных судов, а личный состав насчитывал 250 тыс. человек. Основными центрами кораблестроения являлись военно-морские арсеналы в городах Йокосука, Куре, Сасебо и Майдзуру. Для ВМС Японии в 1930 году были построены боевые корабли общим водоизмещением 110 тыс. т, в 1940-м - 211 тыс., в 1941-м - 120 тыс., в 1942-м - 118 тыс., в 1943-м - 239 тыс., в 1944-м - 468 тыс. т. Только за 1944 год, характеризовавшийся максимальным уровнем кораблестроения, было построено четыре авианосца, 37 подводных лодок, один крейсер, 31 эскадренный миноносец и большое количество кораблей других классов и вспомогательных судов. В период с 1940 по 1945 год, 61 кроме военных кораблей, были построены гражданские суда общей валовой вместимостью 3937 тыс. брутто per. т. Производственная мощность судостроительной промышленности Японии в 1944 году по строительству составила 2263 тыс. брутто per. т, а по ремонту - 10 238 тыс. Судостроительная промышленность была объявлена <сверхприоритетной>. Ее снабжение материалами и трудовыми ресурсами осуществлялось под непосредственным контролем военно-морского ведомства и правительства.
Во время войны японские судостроительные предприятия существенно не пострадали, но до 1950 года отрасль находилась в застое вследствие запретов и ограничений, наложенных американскими оккукационными властями. В этот период не разрешалось без специального разрешения строить любые суда со стальным корпусом, а также деревянные водоизмещением свыше 1000 т. Всего в год можно было строить суда суммарной валовой вместимостью не более 150 тыс. брутто per. т.
Возрождение судостроения и кораблестроения в начале 50-х годов было обусловлено развязыванием американской агрессии в Корее, в результате чего возросла потребность в торговых судах и возникла необходимость ремонта американских кораблей. Началась реконструкция действующих и строительство новых судостроительных предприятий. Политика индустриализации Японии, проводимая в 50-х годах, включала создание ориентированной на экспорт судостроительной промышленности на базе практического использования новейших зарубежных достижений в этой области. Капитальные вложения в отрасль в 1950-1960 годах составили около 70 млрд. иен. Для повышения ее конкурентоспособности был взять курс на снижение сроков строительства, повышение и снижение себестоимости судов за счет внедрения металлосберегающей и малотрудоемкой технологии. В 1956 году в Японии было построено 400 судов валовой вместимостью около 2 млн. брутто per. т, в результате чего страна по основным показателям в области судостроения вышла на первое место в мире и с тех пор уверенно удерживает его.
Японский торговый флот, насчитывавший в 1952 году 1587 судов валовой вместимостью 2787 тыс. брутто per. т, через десять лет имел уже более 4000 судов суммарной валовой вместимостью около 9 млн. брутто per. т.
В 1960-1969 годах капиталовложения в судостроение составили 296,4 млрд. иен. В этот период был взят курс на строительство крупнотоннажных судов, в частности супертанкеров и контейнеровозов.

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЯПОНИИ В 1953 - 1990 ГОДАХ
 Подводные лодкиЭсминцы УРОФрегаты УРОЭсминцыФрегатыКорветы (МПК)Минно-тральные кораблиДесантные кораблиБоевые катера
Ежегодные планы
(1953 - 1957)1--1231010-15
Кораблестроительные планы:
1958 - 196151-24710-1
1962 - 19664--9-311--
1967 - 197151-57-11111
1972 - 197631-34-1059
Ежегодные планы
(1977 - 1979)362---62-
Кораблестроительный план
(1980 - 1984)5131---12--
Среднесрочные программы:
1983 - 19876113---1356
1986 - 1990536---1043
Количество кораблей и катеров в составе ВМС на март 1986 года141631715-33820

Были созданы доки и стапели, позволяющие строить суда дедвейтом 300-500 тыс. т, а с использованием метода двухсекционной сборки - до 1 млн. т.
В 1975 году судостроительный бум в мире достиг максимума. В этот 'год в Японии было построено 930 судов общей валовой вместимостью около 17 млн. брутто per. т, что составило 49,7 проц. тоннажа мирового судостроения. Начавшийся на Западе экономический кризис вызвал резкое сокращение заказов на суда и значительный спад в мировом судостроении. Японские судостроительные компании ликвидировали часть доков и стапелей, некоторые предприятия переориентировались на выпуск другой продукции. В начале 80-х годов производственные мощности отрасли снизились по суммарной вместимости новых судов до 12 млн. брутто per. т в год, однако и они используются лишь на 50-60 проц. (в 1984 году разработана трехлетняя программа сокращения судостроительных мощностей еще на 4 млн. брутто per. т). Суммарный тоннаж построенных в 1984 году судов составил около 8 млн. т. Современное японское судостроение ориентировано на строительство технически сложных судов, а также средств морской разведки и добычи нефти и газа. Разработаны проекты создания больших плавучих отелей, аэродромов к промышленных объектов.
Для военного кораблестроения Японии характерна высокая степень монополизации. Из более чем 1000 судостроительных компаний, имеющихся в стране заказы ВМС выполняют лишь восемь, причем свыше 25 проц. приходится на долю <Мицубиси дзюкоге>. Заказы на строительство кораблей выдаются с таким расчетом, чтобы дать ведущим судостроительным компаниям возможность накопить опыт проектирования и производства современных кораблей, подготовить технические кадры и оборудование для мобилизационного развертывания отрасли. По мнению иностранных специалистов, видимо, этим и объясняется большое разнообразие типов кораблей одного класса, а также то, что однотипные корабли строятся одновременно па нескольких заводах.
Выделение ассигнований на постройку первых боевых кораблей в послевоенный период началось в 1953 году (сразу лее после воссоздания ВМС Японии). Их строительство велось на основе ежегодных и пятилетних планов, а также среднесрочных кораблестроительных программ (табл. 1). За период с 1953 по 1957 год предусматривалось финансировать постройку 51 корабля и катера, предназначенных для решения ограниченных задач по обороне своего побережья. Проекты первых кораблей и их вооружение были в основном американскими.
В декабре 1954 года на верфях компании <Мицубиси> в городах Нагасаки и Кобе были заложены первые два эскадренных миноносца водоизмещением 1700 т которые в апреле 1956 года вошли в состав японского флота под названиями <Харукадзэ> и <Юкикадзэ>.
В 1955-1960 годах были построены семь эскадренных миноносцев типа <Аянами>, три - <Мурасамэ> и два - <Акидзуки>. Эти корабли незначительно отличались от эскадренных миноносцев типа <Харукадзэ>.
Новые этапом в японском кораблестроении явилось строительство первого эскадренного миноносца УРО <Амацукадзэ> водоизмещением 3050 т с паротурбинной главной энергетической установкой (ГЭУ). Кроме артиллерийского и торпедного вооружения, на нем установили ЗРК <Тартар> и ПЛРК АСРОК. Корабль вошел в состав ВМС в 1965 году. В конце 60 - начале 70-х годов были построены шесть эскадренных миноносцев типа <Ямагумо> и три - <Минэгумо> водоизмещением 2050-2150 т. Проекты и вооружение кораблей были в основном уже японскими.
Возрастание объема задач, стоящих перед японскими ВМС, потребовало строительства кораблей с усиленным противолодочным вооружением и большим радиусом действия. В 1973-1974 годах они пополнились двумя эскадренными миноносцами-вертолетоносцами типа <Харуна> (рис. 1) водоизмещением 4700 т. ГЭУ состоит из двух паротурбинных установок суммарной мощностью 70 тыс. л. с. Кроме двух 127-мм артиллерийских установок и ПЛРК АСРОК, корабли этого типа имеют на борту по три противолодочных вертолета HSS-2B (типа <Си Кинг>) японского производства. В 1984' -1986 финансовых годах предусмотрены ассигнования на модернизацию обоих кораблей, в ходе которой на них будут установлены ЗРК <Си Спарроу> и по два 20-мм зенитно-артиллерийских комплекса (ЗАК) <Вул-кан-Фаланкс>.
Наиболее крупными на сегодняшний день надводными кораблями ВМС Японии являются эскадренные миноносцы-вертолетоносцы типа <Сиранэ> водоизмещением 5200 т, вступившие в строй в 1980 и 1981 годах. Корабли этого типа оснащены ЗРК <Си Спарроу>, ПРЛК АСРОК, двумя 127-мм артустановками, двумя 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс>, трехкоординатной РЛС типа OPS-12, РЛС поиска надводных целей OPS-28, подкильной гидроакустической станцией (ГАС) OQS-101, ГАС SQS-35J с антенной переменной глубины и SQR-18A (TAKTASS) с буксируемой линейной низкочастотной антенной. На них базируются по три противолодочных вертолета HSS-2B. Установленная на этих эсминцах-вертолетоносцах аппаратура связи и цифровой передачи оперативной информации LINK-11 и -14 позволяет осуществлять обмен данными не только с другими японскими кораблями, но и с американскими.
В 1976-1983 годах в Японии были построены три эскадренных миноносца УРО типа <Татикадзэ> водоизмещением 3900 т, на которых установлены ЗРК <Тартар>, ПЛРК АСРОК, по две 127-мм артустановки и по два 324-мм торпедных .аппарата. Позже (в 1985 г.) два корабля были дооборудованы (каждый оснащен двумя ЗАК <Вулкан-Фаланкс>). Отличительной чертой третьего корабля этой серии (эсминца УРО <Савакадзэ>) является модернизированная пусковая установка ЗРК <Тартар>, с которой может выстреливаться и ПКР <Гарпун>.
Дальнейшим развитием кораблей типа <Татикадзэ> стали эскадренные миноносцы УРО типа <Хатакадзэ> водоизмещением 4500 т. Головной корабль передан флоту в марте 1986 года. На его вооружении состоят две четырехконтейнерные ПУ ПКРК <Гарпун>, три ЗРК <Тартар>, ПЛРК АСРОК, две 127-мм артустановки, два 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс>, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. На корабль базируется вертолет HSS-2B.
С 1982 года на вооружение ВМС Японии поступают эскадренные миноносцы УРб типа <Хацуюки>. К апрелю 1986 года было построено девять единиц, продолжается строительство еще трех. Стандартное водоизмещение первых семи эсминцев 2950 т. Впервые на японских кораблях в качестве ГЭУ применена газогазотурбинная установка типа COGOG, состоящая из двух маршевых ГТД <Тайн> RM1C (суммарной мощностью 10 680 л. с.) и двух ГТД полного хода <Олимпус> ТМЗВ (45 000 л. с.). Несмотря на относительно небольшие размеры и водоизмещение, корабль имеет развитое противолодочное (ПЛРК АСРОК), зенитное (ЗРК <Си Спарроу>) и противокорабельное (ПКРК <Гарпун>) ракетное вооружение, а также 76-мм одноствольную артустановку. Корпус выполнен из высокопрочной стали, а надстройки, трубы и мачты - из алюминиевых сплавов. Эскадренные миноносцы УРО типа <Хацуюки> оснащены системой активной стабилизации качки с использованием бортовых рулей. Так как в отличие от других японских надводных кораблей вес главных двигателей относительно небольшой, для повышения поперечной остойчивости предусмотрен прием балласта по мере расходования топлива.
В 1982 году на основе анализа опыта боевых действий английских кораблей в англо-аргентинском конфликте японские кораблестроители внесли некоторые изменения в проект корабля: решено установить по два 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс> для усиления возможностей по борьбе с низколетящими противокорабельными ракетами. Кроме того, было принято решение заменить материал надстроек (алюминиевые сплавы сталью), а боевой информационный пост с целью повышения его живучести разместить внутри корпуса (начиная с восьмого корабля DD129).
В связи с изменением проекта водоизмещение корабля увеличилось до 3070 т. В настоящее время ведется строительство четырех эсминцев УРО типа DD134 водоизмещением 3400 т, которые являются дальнейшим развитием кораблей типа <Хацуюки>, на постройку еще четырех единиц выделены ассигнования в 1985- 1986 финансовых годах.
Строительство фрегатов в Японии ведется с 1954 года. До марта 1985 года построены два фрегата типа <Икадзути>, один - <Акэбоно>, четыре - <Исудзу>, 11 - <Тикуго>, а также фрегаты УРО: один типа <Исикари> (рис. 2) и два - <Юбари>. Японские фрегаты имеют стандартное водоизмещение 1000-1400 т, развитое противолодочное вооружение (в том числе ПДРК АСРОК). На фрегаты УРО' вместо ПЛРК АСРОК установлены по две четырехконтейнерные ПУ ПКРК <Гарпун>. Опытом строительства фрегатов располагают шесть заводов.
Производство корветов (малых противолодочных кораблей) большого распространения в Японии не получило. С 1956 по 1966 год было построено 20 кораблей этого класса: один <Хаябуса>, семь типа <Камомэ>, четыре - <Умитака>, восемь - <Мидзутори>. Их водоизмещение около 400 т, скорость хода до 20 уз, вооружение в основном противолодочное. В настоящее время 14 из них сданы на слом, пять остались в резерве, а один переоборудован в плавказарму.
Строительство тральщиков ведется с 1954 года на четырех заводах. К настоящему времени выпущено 63 единицы четырех типов. Наиболее современными являются базовые тральщики типа <Хацусима> водоизмещением 440 т, строительство которых с темпом две единицы в год ведется на заводах компаний <Хитати дзосэн> (г. Майдзуру, рис. 3) и <Ниппон кокан дзюкогё> (г. Цуруми) с 1977 года. Всего введено в строй 15 единиц, два находятся в процессе производства, а на постройку еще двух уже выделены ассигнования. Планируется строительство е:це семи тралил, г. ко с. Производство подводных лодок осуществляется на двух заводах, (оба расположены в г. Кобе), принадлежащих компаниям <Мицубиси дзюкогё> и <Кавасаки дзю-когё>. Первой ПЛ послевоенной постройки была <Оясио> водоизмещением 1139 т, построенная в 1960 году. Затем в 19G1 -1963 годах были построены по две ПЛ типов <Хаясио> и <Вакасио> (750 т), в 1965 - 1969-м - одна ПЛ типа <Оосио> и четыре - <Асасио> (1650 т), в 1968-1978-м - сель ПЛ типа <Удзусио> (1850 т). Па базе ИЛ <Удзусио> разработан проект подводной лодки типа <Юсио> водоизмещением 2200 т с шестью торпедными аппаратами, расположенными под углом 10° к диаметральной плоскости в средней части лодки. Корпус корабля имеет каплевидную форму, характерную для атомных подводных лодок, и изготавливается из высокопрочной стали.
Головная лодка вступила в состав ВМС в 1980 году. В марте 1986 года введена в строй седьмая ПЛ этого проекта (третья лодка, имеющая на вооружении, кроме торпед, противокорабельные ракеты <Гарпун>, выстреливаемые через торпедные аппараты в подводном положении). Восьмая ПЛ спущена на воду, а на постройку еще двух уже выделены деньги.
Всего за послевоенные годы в Японии были выделены ассигнования на строительство 263 * боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов общим водоизмещением свыше 330 тыс. т. Из них флоту были поставлены 184 боевых корабля: 24 подводные лодки (семь типов), 14 эскадренных миноносцев УРО (четыре типа), три фрегата УРО (два), 31 эскадренный миноносец (девять), 18 фрегатов (четыре), 20 корветов (четыре), восемь десантных кораблей (три), 63 тральщика (четыре) и три минных заградителя (три), а также 36 боевых катеров. Ход строительства кораблей основных классов, находящихся в настоящее время в боевом составе ВМС, представлен в табл. 2.
В сентябре 1985 года японское правительство утвердило очередную программу строительства сооруженных сил на 1986- 1990 финансовые годы. В соответствии с ней предусматривается выделить ассигнования на постройку 35 кораблей, катеров и судов, в том числе пяти подводных лодок, трех эскадренных миноносцев УРО, шести фрегатов УРО, четырех десантных кораблей, десяти тральщиков, трех ракетных катеров, двух универсальных транспортов снабжения, одного корабля обеспечения боевой подготовки и одного учебного корабля.
Намечено строить подводные лодки нового типа водоизмещением 2400 т, оснащенные ПКРК <Гарпун>. Из трех эскадренных миноносцев УРО один будет типа DD134 (восьмой корабль в серии), а два - нового типа водоизмещением 6500 т, оснащенные многофункциональной системой оружия <Иджис>. Запланирована постройка фрегатов УРО нового типа водоизмещением 1900 т, оснащенных ПКРК <Гарпун>, ПЛРК АСРОК и ЗРЕ RAM. Предусматривается, что из четырех десантных кораблей один будет нового типа водоизмещением 3500 т и три - по 420 т. Среди запланированных к производству тральщиков семь кораблей типа <Хацусима> (19-25-й в серии) и три нового типа водоизмещением 1000 т. Ракетные катера нового типа водоизмещением 65 т предполагается оснастить ПКРК <Гарпун> и 76-мм артустановкой, а также 20-мм ЗАК <Вулкан-Фаланкс>. Намечено строить универсальные транспорты снабжения типа <Товада> водоизмещением 8300 т (вторсй-третий в серии), а корабли обеспечения боевой подготовки (2200 т) и учебный (3500 т) нового типа.
В соответствии с бюджетом ВМС Японии на 1986 финансовый год уже выделены ассигнования на постройку семи кораблей и судов - одной подводной лодки, одного эскадренного миноносца УРО типа DD134, двух фрегатов УРО, двух тральщиков типа <Хацусима>, малого десантного корабля водоизмещением 420 т и корабля обеспечения боевой подготовки нового типа (ввести их в строй предполагается в 1988-1991 годах).
В текущем финансовом году намечено ввести в боевой состав подводную лодку типа <Юсио> (<Такэсио>), три эскадренных миноносца УРО - <Хацуюки> (<Сэто-юки>, <Асаюки> и <Симаюки>), два тральщика <Хацусима> (MSC664, 665 - 16-й и 17-й корабли в серии) и головной универсальный транспорт снабжения <Товада>. Кроме того, продолжается строительство кораблей по заключенным ранее контрактам - двух подводных лодок, восьми эскадренных миноносцев УРО и двух тральщиков, которые войдут в строй в 1987-1990 годах.
Ниже, по данным зарубежной печати, приводятся краткие характеристики судостроительных заводов Японии, выпускающих корабли и суда для ВМС (схема их размещения на территории страны представлена на рис. 4).
Компания <Мицубиси дзюкогё>, основанная в 1853 году, является старейшим судостроительным предприятием страны. Занимает первое место в мире по количеству и тоннажу выпускаемых судов. В 1942 году на верфи компании в г. Нагасаки был построен второй крупнейший в мире линкор <Мусаси> (типа <Ямато>) стандартным водоизмещением 64 тыс. т. Компания имеет пять судостроительных заводов в городах Нагасаки, Кобе (рис. 5), Иокогама, Симоносеки и Хиросима, располагающих двумя гигантскими доками (г. Нагасаки), которые позволяют выпускать суда дедвейтом соответственно до 330 тыс. и 500 тыс. т, а также 8 стапелями, 13 сухими и четырьмя плавучими доками. Кроме судостроительных верфей, фирме принадлежит ряд заводов, где выпускаются паровьцз котлы и турбины, дизельные двигатели, редукторы, турбогенераторы, гребные винты, насосы, лебедки, сепараторы и другие корабельные вспомогательные механизмы.

Схема размещения кораблестроительных предприятий Японии

Компания имеет собственный технологический институт, ведущий научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Он располагает двумя опытовы-ми бассейнами для проведения скоростных и маневренных испытаний (размером соответственно 160X30 и 60X60 м).
В области военного кораблестроения заводы специализируются на производстве эскадренных миноносцев УРО (Нагасаки), дизельных подводных лодок (Кобе), сторожевых и торпедных катеров (Симоносеки). На заводе в г. Кобе в 1981 году был построен самоходный обитаемый глубоководный подводный аппарат <Синкай-2000>, рассчитанный* на глубину погружения до 2000 м. Он может использоваться и в военных целях. Число занятых на заводах компании - 52 300 человек.
Компания <Исикавадзима-Харима дзюкогё> основана в 1853 году, является одним из крупнейших поставщиков боевых кораблей и вспомогательных судов для ВМС Японии. Свыше 15 проц. кораблей и вспомогательных судов японских военно-морских сил построено этой фирмой. Из пяти заводов компании заказы ВМС выполняются па двух - в городах Токио и Иокогама. Первый специализируется на производстве эскадренных миноносцев, а второй - вспомогательных судов. В 1970 году в Иокогаме построено первое в Японии (четвертое в мире) судно с атомной энергетической установкой - <Муцу> (валовой вместимостью 8350 брутто per. т), ставшее базой для исследований, направленных на создание новых ядерных энергетических установок. На предприятиях компании занято 27 тыс. человек. Фирма располагает пятью стапелями и восемью ремонтными доками, в том числе одним плавучим (подъемной силой 55 тыс. т).
Компания <Мицуи дзосзн> основана в 1917 году. Строит для ВМС Японии эскадренные миноносцы, фрегаты, корветы. Из имеющихся четырех заводов заказы ВМС выполняет в основном предприятие в г. Тамано, располагающее двумя стапелями, которые позволяют строить суда дедвейтом до 140 тыс. т, двумя сухими и одним ремонтным плавучим доком подъемной силой 80 тыс. т. Завод имеет опыт выпуска эсминцев и является ведущим предприятием страны по строительству фрегатов.
Компания <Кавасаки дзюкогё> - одна из старейших в' Японии. Судостроением занимается с 1896 года. На заводе фирмы в г. Кобе выпускается около половины производимых в стране подводных лодок. Он имеет также опыт строительства эсминцев, фрегатов, корветов, подводных исследовательских аппаратов. Опы-товый бассейн размером 200X13X6,5 м является крупнейшим в Японии. Компания располагает тремя стапелями и четырьмя доками (из них два плавучих подъемной силой соответственно 3 тыс. и 13 тыс. т).

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДОКОВ И СТАПЕЛЕЙ НА СУДOСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЯПОНИИ
Вместимость,
брутто peг.т
(подъемная сила, т)
Тип
строительныйремонтный
500 - 4999203110
5000 - 299993861
30000 - 999992522
100 000 и выше1012
Всего276205

Компания <Суитомо дзюкогё> основана в 1888 году. Из четырех судостроительных заводов фирмы кораблестроением занимаются два: в г. Урага (в послевоенные годы по заказу ВМС строил эсминцы, фрегаты, корветы и катера) и в г. Йокосу-ка (строит суда дедвейтом до 500 тыс. т, а также осуществляет ремонт кораблей, в том числе американских). Заводы компании имеют один стапель, два строительных и два ремонтных дока. Число занятых на предприятиях фирмы около 10 тыс. человек.
Компания <Хитати дзосэн> основана в 1881 году, кораблестроением занимается с 1900-го. Ее заводы располагают шестью стапелями, позволяющими строить суда дедвейтом до 250 тыс. т, и десятью ремонтными докали, принимающими суда валовой грузоподъемностью до 400 тыс. т. Заказы ВМС выполняют заводы в г. Майдзуру (эсминцы, фрегаты) и в префектуре Канагава (тральщики).
Компания <Сасебо дзюкогё> специализируется на строительстве крупнотоннажных судов, в том числе газовозов. Завод в г. Сасебо строит для ВМС танкодесант-ные корабли, обладает опытом строительства торпедных катеров. На нем имеются строительный док, позволяющий выпускать суда дедвейтом до 380 тыс. т, два стапеля, а также пять ремонтных доков, способных принимать корабли водоизмещением до 180 тыс. т.
Компания <Ниппон кокан дзюкогё> основана в 1912 году. Ей принадлежат три судостроительных завода. Заказы ВМС выполняет завод в Цуруми (Иокогама), имеющий опыт строительства корветов, который в последние годы производит 'около половины всех выпускаемых в стране тральщиков. На заводе два строительных дока и один ремонтный, принимающий суда валовой вместимостью до 500 тыс. брутто per. т. На стапелях компании построено несколько вспомогательных судов для ВМС Японии.
Лаборатория, принадлежащая компании, располагает опытовым бассейном площадью 11000 м2 и каналом скоростных испытаний длиной 750 м. В 1982 году в ней построен бассейн (20X6X2 м), имитирующий арктические условия.
Количество доков и стапелей на японских судостроительных предприятиях приведено в табл. 3. Кроме них, на заводах имеется 84 слипа подъемной силой до 3100 т.
В Японии нет частных или государственных специальных военных судостроительных заводов, так как доля военного кораблестроения в общем объеме судостроения невелика и компаниям невыгодно иметь их. Строительство и крупный ремонт кораблей и вспомогательных судов ведутся на обычных судостроительных верфях Компании, участвующие в кораблестроении, имеют в своем штате аппараты военных советников и консультантов из числа бывшего руководящего состава ВМС. Среди судостроительных заводов, выполняющих заказы военного ведомства, в последние годы наблюдается следующая специализация: эскадренные миноносцы строятся на заводах пяти компаний в городах Нагасаки, Токио, Майдзуру, Тамано и Урага-фрегаты - па трех заводах в Майдлуру, Тамано и Урага; тральщики - в Цуруми и Канагава; таикодесантпые корабли - в Иокагама и Сасебо. Строительством подводных лодок заняты два завода в г. Кобе.
Большой опыт судостроения и наличие высокопроизводительного оборудования на многих судостроительных заводах (в том числе и тех, характеристики "которых в данной статье не приведены) позволяют, по мнению зарубежных военных специалистов, судостроительной промышленности Японии при наличии заказов строить боевые корабли любого класса и оснащать их вооружением и оборудованием в основном национального производства.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz