"Зарубежное военное обозрение" 12'1983

ФРАНЦУЗСКИЙ САМОЛЕТ "ЭПСИЛОН"

Полковник-инженер Ю.БЕЛЯЕВ

Военные специалисты НАТО отмечают, что одной из серьезных проблем при подготовке летчиков истребительной авиации стала все возрастающая стоимость обучения. Они считают, что во многом это связано с такими факторами, как несоответствие имеющихся учебно-тренировочных самолетов задачам обучения, большой расход топлива и необходимость использовать в частях ВВС для тренировочных полетов не только учебные, но и боевые самолеты.
Судя по сообщениям западной прессы, командование ВВС Франции решение проблем стоимости обучения летчиков видит в создании недорогого винтомоторного учебно-тренировочного самолета, который обеспечивал бы непосредственный переход к полетам на современных реактивных учебно-боевых самолетах типа <Альфа Джет>. Такой самолет, получивший название <Эпсилон>, в соответствии с требованиями ВВС разработан французской фирмой <Аэроспасьяль>. С его помощью в ходе обучения летчиков намечается выполнять следующие задачи: пилотирование, самолетовождение днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и по приборам, отработка элементов высшего пилотажа и групповой слетанности.
Учебно-тренировочный самолет <Эпсилон> - двухместный моноплан (сиденья расположены по схеме тандем, причем заднее приподнято на 70 мм относительно переднего) с низкорасположенным прямым крылом (см. цветную вклейку). Он имеет поршневой двигатель <Лайкоминг> серии 10-540 мощностью 300 л. с. и двухлопастный воздушный винт диаметром 1,98 м с постоянной частотой вращения. Положение сидений может регулироваться в полете. Фонарь кабины состоит из козырька и двух сдвижных частей. Козырек откидывается вбок для обеспечения удобства подхода к приборному оборудованию. Фюзеляж полумонококовый четырехлонжеронный. Закрылки однощелевые с электроприводами.
Топливные баки емкостью 210 л размещаются в передних частях консолей крыла. Источниками электроэнергии являются генератор переменного тока и аккумуляторная батарея. Гидросистема обеспечивает уборку и выпуск шасси и работу тормозов. Приборные доски имеют обычные пилотажно-навигационные индикаторы и обеспечивают возможность установки оборудования в различных вариантах. Основные тактико-технические характеристики самолета, составленные по материалам иностранной печати, приведены ниже.
Легные испытания первого опытного образца <Эпсилон> начались в декабре 1979 года, второго - в августе 1980-го. К октябрю 1981 года (окончание этапа разработки) налет опытных самолетов составил 377 ч.
В последующем планируется разработать учебно-боевой вариант с четырьмя узлами подвески под крылом и увеличенным взлетным весом.
В зарубежной прессе отмечается, что командование ВВС Франции еще окончательно не определило место самолета <Эпсилон> в системе обучения летчиков. При существующей системе первый этап (отборочный) курсанты проходят на одномоторном поршневом самолете САР-10. После нескольких часов налета отобранные для дальнейшего обучения проходят курс летной подготовки (начальной) на реактивном самолете <Мажистер> в объеме 70 ч. Затем происходит их ориентирование: в транспортную авиацию или на боевые самолеты. Летчики транспортной авиации продолжают обучение на двухдвигательных винтовых машинах, а боевой авиации проходят дополнительный курс обучения на самолетах <Мажистер> (основная подготовка) и <Альфа Джет> (повышенная).
В процессе создания самолета <Эпсилон> для начального обучения командование ВВС вместо устаревшего <Мажистер> предполагало для основной подготовки летчиков принять на вооружение новый реактивный самолет (высказывались предложения о разработке самолета <Фуга-90>). Однако, по мнению французских военных специалистов, <Эпсилон> может обеспечить как начальную, так и основную подготовку с последующим переходом на реактивные самолеты <Альфа Джет>, поэтому отпадает необходимость иметь промежуточный учебно-тренировочный реактивный самолет. Кроме того, они считают, что <Эпсилон> целесообразно использовать в строевых частях истребительной авиации в качестве учебно-тренировочного для поддержания необходимого уровня подготовки (совместно с учебно-боевыми самолетами <Мираж-F'IB>).
Как сообщается в иностранной печати, первый контракт на изготовление 30 самолетов <Эпсилон> фирма <Аэроспасьяль> получила в январе 1982 года, а всего для ВВС Франции планируется закупить около 150 машин с поставкой в течение шести лет (начиная с сентября 1983-го).
Скорость полета, км/ч:
 - максимальная на высоте .......... 520
 - максимальная у земли ............ 380
 - максимальная крейсерская ........ 300
 - захода на посадку ............... 150
 - минимальная (свалинанил) ........ 115
Скороподъемность, м/с:
 - у земли при скорости 203 км/ч ... 9
 - на высоте 3000 м ................ 6
Время набора высоты 1500 м, мин .... около 3
Практический потолок, м ............ 6100
Продолжительность полета, ч-мин .... 3-45
Расчетные перегрузки:
 - положительная ................... 7
 - отрицательная ................... 3,5
Взлетно-посадочные характеристики, м:
 - длина разбега ................... 350
 - взлетная дистанция .............. 550
 - длина  пробега .................. 250
 - посадочная дистанция ............ 575
Вес, кг:
 - пустого самолета ................ 880
 - максимальный взлетный ........... 1250
Геометрические размеры, м:
 - длина ........................... 7,59
 - размах крыла .................... 7,92
 - высота .......................... 2,66
 - размах стабилизатора ............ 3,2
 - корневая хорда крыла ............ 1,46
 - концевая хорда крыла ............ 0,92
 - колея шасси ..................... 3,3
 - база шасси ...................... 1,8
Площадь, м2:
 - крыла ........................... 9,0
 - киля ............................ 1,02
 - стабилизатора ................... 2,0
Ресурс, ч .......................... 10000

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz