"Зарубежное военное обозрение" 12'1983

ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ

М.ШАДРИН

Военное руководство агрессивного империалистического блока НАТО одной из важных составляющих дальнейшего наращивания боевой мощи авиации считает непрерывное совершенствование летного мастерства экипажей боевых самолетов. Для решения этой задачи, как сообщает зарубежная печать, в системе подготовки летчиков в США и других странах Североатлантического союза широко используются наземные авиационные тренажеры различных типов.
По мнению западных военных экспертов, современные тренажеры позволяют с высокой точностью моделировать условия полета, исследовать возможности различных систем конструируемых самолетов, отрабатывать навыки пилотирования, самолетовождения, боевого применения оружия. С их помощью можно целенаправленно имитировать разнообразные условия полета, которые не всегда можно или даже опасно создавать во время реального тренировочного полета. Применение тренажеров позволяет экономить ресурс самолетов, топливо, аффективно совершенствовать воздушную выучку летчиков и других членов экипажей, снизить количество летных происшествий, расход боеприпасов и интенсивность воздушного движения.
Существует несколько подходов к классификации тренажеров, в частности по предназначению они подразделяются на комплексные, специализированные и процедурные. Технические возможности первых позволяют летчикам (экипажам) отрабатывать свои действия во всем диапазоне режимов полета конкретного самолета (вертолета) при решении различных боевых задач. Вторые предназначены для тренировки в выполнении одного или нескольких отдельных этапов (элементов) полета, например пилотирования по приборам, действий в аварийной обстановке, для привития навыков управления бортовым вооружением, системами радиопротиводействия и т. д. Третьи служат для обучения летного состава работе с отдельными элементами оборудования самолета.
В зависимости от места установки тренажеры бывают стационарные (размещаются в специальных помещениях на авиабазах и в учебных центрах) и мобильные (монтируются в фургонах и контейнерах, которые можно перевозить каким-либо видом транспорта).
В разработке и производстве тренажеров участвуют как специализированные, так и самолетостроительные фирмы. Крупнейшими из них являются <Зингер> (отделения <Линк> в США и <Линк-Майлз> в Великобритании), английская <Редифон>, канадская <САЕ электронике>, французская <Томсон - CSF> (отделение LMT), а также самолетостроительные фирмы <Дженерал электрик>, <Макдоннелл Дуглас>, <Боинг>, <Грумман> и ряд других.
Как отмечает зарубежная печать, в последние годы заметно возросло число заказов на наземные авиационные тренажеры со стороны ВВС США и их союзников по НАТО. При заключении контрактов с фирмами-изготовителями соответствующие военные ведомства обеспечивают их всеми необходимыми фактическими или расчетными данными самолета, его бортовой аппаратуры и оборудования. Первые сообщаются при заказе тренажера для подготовки экипажей уже существующего самолета, а вторые - если он находится еще в стадии разработки. Ниже, на основании материалов, опубликованных в иностранной печати, приводятся краткие сведения о некоторых имеющихся и создаваемых за рубежом комплексных и специализированных тренажерах.
Комплексные авиационные тренажеры, судя по сообщениям западной прессы, широко применяются в ВЕС стран НАТО. Они представляют собой очень сложные технические устройства, позволяющие целому экипажу отрабатывать свои действия на всех режимах и этапах полета. В состав такого типового тренажера, как правило, входят: кабина *, оборудованная подобно кабине реального самолета и имеющая определенное (от трех до шести) число степеней свободы; имитаторы явлений, сопутствующих реальному полету (шумов двигателей, вибрации, перегрузок и т. д.), а также целей, метеорологических условий, воздействия средств РЭБ противника и т. п.; система визуализации, то есть изображения внекабинной (воздушной и наземной) обстановки; ЭВМ управления системами тренажера; пульт инструктора или проверяющего.
Тренажеры для обучения летчиков пилотированию штурмовиков А-10 строит фирма <Зингер>. Один из них (с двумя кабинами самолета) установлен на авиабазе ВВС США Уильяме (штат Аризона). Он имеет системы перемещений кабин в шести направлениях и имитации действующих на летчика нагрузок. Визуальное изображение внекабинной обстановки обеспечивает обзор в секторе 300° по горизонтали и 11.0° по вертикали. При полете в строю обучаемый чувствует эффект спутной струи летящего впереди самолета; имитируются также раскаты грома и удары града. Этот тренажер можно применять и для отработки задач с нанесением ударов по наземным целям.
Для обучения экипажей ведению воздушного боя предназначен тренажер (фирма <Зингер>), установленный на авиабазе Льюк (Аризона). Он включает две кабины истребителя F-4, смонтированные на подвижных платформах, имеющих шесть степеней свободы, систему визуализации, ЭВМ, пульты управления, аппаратуру регистрации и отображения данных. Система визуализации выполнена в виде куполообразного сооружения с восемью пятиугольными экранами (электронно-лучевыми трубками), на которых с помощью ЭВМ генерируется окружающая обстановка и самолет противника. Земля воспроизводится в виде сетки квадратов со стороной 1,6 км (в определенном масштабе). При уменьшении высоты <полета> размеры квадратов соответственно увеличиваются. Изображение самолета противника получается с помощью обычной телевизионной камеры и модели самолета на карданном подвесе. При имитации воздушного боя воспроизводятся звуковые эффекты, а ЭВМ выдает летчику информацию о точности стрельбы и причинах промаха. При выполнении <маневров> подвижные платформы воспроизводят эффект тряски и бафтинга, а специальные костюмы и кресла - перегрузки. Ослабление остроты прения при перегрузке моделируется уменьшением яркости света в поле зрения летчика. По заказу тактического авиационного командования ВВС США намечалось выпустить для таких тренажеров усовершенствованные системы визуализации с целью имитации внекабинной обстановки как в воздушном бою, так и при атаке наземных целей.
Фирма <Зингер> создала также тренажер для подготовки летчиков самолетов F-16, который обеспечивает возможность моделировать управление истребителем от взлета до посадки. Поставки таких тренажеров начались в 1980 году. Было заказано семь штук для ВВС США, пять - для ВВС Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии и пять - для других стран - потенциальных покупателей самолетов F-16. Он включает обычные компоненты пилотажного тренажера. В будущем ВВС США планируют дополнить его устройством имитации работы аппаратуры РЭБ и бортовой РЛС.
Американская фирма <Рефлектон> создала тренажер для подготовки летчиков штурмовиков А-10, который позволяет моделировать работу приборов системы управления полетом, связного оборудования, различных индикаторов, бортовых средств РЭБ и вооружения. На нем можно имитировать более 200 видов отказов, в том числе полный или частичный отказ силовой установки и системы управления. Моделируются также изменения аэродинамических характеристик самолета в различных случаях, которые могут произойти в полете. Система визуализации обеспечивает полную имитацию обстановки при взлете, посадке и в воздушном бою. В то же время тренировки по применению оружия ограничиваются моделированием конечного этапа захода самолета на цель.
Фирма <Гудьир> поставила ВВС США семь пилотажных тренажеров для обучения летчиков истребителей F-15. В настоящее время они эксплуатируются на авиабазах Льюк, Лэнгли, Холломэн, Эглин (все расположены на территории США), Битбург (ФРГ), Кадэна (Япония). ВВС США заказали фирме еще три тренажера, которые в отличие от предыдущих будут оборудованы сиденьями с надувными подушками для имитации перегрузок, действующих на летчика во время полета. Новый тренажер предназначен для обучения летчиков пилотированию, навигации, работе с бортовой аппаратурой, действиям в аварийных ситуациях и в воздушном бою.
Кроме ВВС США, тренажеры широко используются и в ВВС других стран НАТО. Например, для подготовки экипажей самолетов <Торнадо> ВВС Великобритании располагают тренажерами фирм <Зингер> и <Редифон симьюлейшн>. На них отрабатывается выполнение задач по изоляции района боевых действий. Тренажеры с большой точностью имитируют летно-тактические и пилотажные характеристики этого самолета в различных условиях полета, а также воспроизводят возможные неисправности его бортовых систем и аварийные ситуации. При этом имитируется работа бортовых систем навигации и связи, РЛС, аппаратуры обеспечения полета со следованием рельефу местности, разведывательного оборудования и всех видов оружия, имеющегося на реальном самолете.
Фирма <САЕ электронике> заключила контракт на поставку пяти тренажеров ВВС ФРГ и двух - ВВС Италии для подготовки экипажей самолетов <Торнадо>. Каждый из них, кроме кабины, установленной на платформе с шестью степенями свободы, и другого оборудования, включает систему визуализации (разработана фирмой <Мессершмитт - Бельков - Блом> с использованием опыта фирмы <Дженерал электрик>), в которой изображение генерируется ЭВМ с учетом имитируемых угловой ориентации, местоположения и высоты полета самолета. Синтезированная внешняя обстановка отображается на экранах, расположенных перед фонарем кабины. Изображение на них может меняться 30 раз в секунду. Система в состоянии моделировать также обзор из кабины при плохих метеорологических условиях и ночью.
Специализированные тренажеры, как указывалось выше, предназначены для отработки на земле отдельных этапов или элементов полета. Они широко используются также в военной авиации капиталистических государств, особенно США и их союзников по агрессивному блоку НАТО.
По сообщениям зарубежной прессы, в США построен опытный тренажер для тренировок операторов заправочного оборудования самолетов-заправщиков КС-135.
Командование американской стратегической авиации считает, что он позволит существенно уменьшить расход ресурса самолетов КС-135 на обучение, разгрузить воздушное пространство, более качественно и без риска готовить операторов. Основные элементы тренажера: копия рабочего места оператора, включая органы управления и индикаторы, модели заправочной штанги и бомбардировщика В-52 (вместо последнего можно устанавливать модели других самолетов, например С-5 и FB-111). Имитация движения обеспечивается системой визуализации внешней обстановки (сам тренажер неподвижен), которая передает объемные изображения штанги, заправляемого самолета и ландшафта местности.
Фирма <Линк-Майлз> разработала тренажер NAST для обучения штурманов самолетов <Торнадо>, состоящих на вооружении английских, западногерманских и итальянских ВВС. Он установлен в объединенном центре подготовки экипажей (авиастанция Коттесмор, Великобритания). В его состав входят: кабина обучаемого (штурмана - оператора электронного оборудования самолета), оснащенная всеми приборами и системами индикации; кабина инструктора; ЭВМ фирмы <Интердейта> и вспомогательное оборудование. Тренажер позволяет имитировать работу инерциальной навигационной системы, доплеровской РЛС, аппаратуры следования рельефу местности и радиовысотомера, а также дает возможность инструктору вводить различные неисправности бортовых систем. Вся информация, поступающая на индикаторы кабины обучаемого, дублируется на приборной доске инструктора.
Для отработки летным составом методики ориентации по звездам в США создан астронавигационный комплекс AN/AVN-1. Он позволяет воспроизводить 41 звезду (в том числе Полярную), три планеты, Солнце и Луну с учетом времени суток, местоположения, высоты и курса самолета. На тренажере имеются ЭВМ, инерциальная и доплеровская системы, а также другое навигационное оборудование.
На авиастанции Лоссимут ВВС Великобритании установлен специализированный тренажер фирмы <Системз дизайнере>, предназначенный для обучения летчиков истребителей-бомбардировщиков <Ягуар> применению бортового оружия. В его комплект включены основные элементы прицельно-навигационной системы самолета. В соответствии с планом полета в тренажер вводятся условия полета (курс, скорость, высота), а также координаты цели и вид оружия. Затем обучаемый выполняет задачу в реальном масштабе времени, ориентируясь по показаниям приборов своей кабины.
Для отработки действий летчиков самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой <Си Харриер> в аварийных ситуациях при полете как с наземного аэродрома, так и с палубы авианесущего корабля английская фирма <Маркони> выпустила пять портативных тренажеров. Каждый из них в сложенном виде по форме и размерам напоминает чемодан. Тренажер состоит из микропроцессора и другой микроэлектронной аппаратуры, а также макетов (в 2/3 натуральной величины) пультов пилотажного оборудования с наиболее важными индикаторами и органами управления. Тренажер снабжен встроенным устройством автоматической проверки исправности и системой выдачи визуальных сигналов при неправильных действиях летчика.
По свидетельству иностранной печати, в странах НАТО имеется большое количество наземных тренажеров для подготовки экипажей вертолетов, которые наиболее широкое распространение получили в США. На них готовятся экипажи ударных, разведывательных, транспортных и других вертолетов.
Подобные тренажеры применяются и в военной авиации других государств - участниц этого блока. Например, в июне1980 года на авиастанции Иовилтон (Великобритания) сдан в эксплуатацию тренажер для подготовки экипажей вертолетов <Линкс> (изготовлен фирмой <Редифон>). Он позволяет обучать летчика и оператора применять бортовое оружие в обычных (нормальных) условиях, при появлении неисправностей оборудования и в чрезвычайных обстоятельствах, а также выполнять боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с кораблем.
Использование таких тренажеров, по расчетам английских специалистов, даст возможность снизить количество реальных полетов и уменьшить расход топлива на 15 проц.
По свидетельству западной прессы, в процессе подготовки летного состава военной авиации, особенно экипажей самолетов, созданных па базе гражданских лайнеров, в странах НАТО регулярно используются тренажеры коммерческих авиакомпаний. Например, летные экипажи самолетов ДРЛО и управления Е-ЗЛ и заправщиков КС-135 тренируются на тренажерах, созданных для летчиков пассажирских самолетов Боинг 707, а экипажи воздушных командных пунктов К-4А и В - на наземных тренировочных комплексах самолетов Нои иг 717 и т. д.
В целом, по оценке иностранных специалистов, применение тренажеров позволило улучшить систему подготовки летного состава и сберечь ресурс самолетов, уменьшить расход топлива и т. п. Так, в военной авиации США в 1980 году удалось сэкономить около 300 тыс. ч налета. В дальнейшем, по их расчетам, эта цифра будет возрастать (рис. 2).
Как сообщает зарубежная печать, наряду с обучением летного состава тренажеры широко используются н для подготовки различных наземных специалистов. В частности, в США создан специальный имитатор оборудования диспетчерского пульта управления движением самолетов. Его вычислительные программы, устройства имитации звуковых эффектов и панорамный экран обеспечивают воспроизведение обстановки при полете самолетов (до 12 единиц) в районе аэродрома днем и в темное время суток. В программы тренажера заложены данные существующих и создаваемых военных самолетов. На нем готовятся военные диспетчеры. Разработан также и его мобильный вариант, в котором используются реальная информация о движении самолетов в районе какого-либо аэродрома от подключенных РЛС службы УВД.
Учитывая важное значение тренажеров в системе подготовки личного состава военной авиации и повышения ее боеготовности в целом, командование ВВС стран НАТО уделяет все большее внимание модернизации существующей и созданию новой техники данного предназначения. Ассигнования на эти цели непрерывно увеличиваются. В частности, в 1985 году только для ВВС США на проведение НИОКР по развитию тренажеров будет выделено свыше 30 млн. долларов, а на их закупку - почти 1 млрд. долларов, что в несколько раз превышает уровень 1981 года (рис. 3).
Как сообщает западная пресса, при создании тренажеров нового поколения за рубежом работы ведутся главным образом с целью повышения точности и достоверности моделирования, улучшения их методических достоинств, эксплуатационных качеств и экономических показателей. По мнению военных специалистов НАТО, успешное решение этих проблем позволит в будущем значительно расширить возможности тренажеров при подготовке личного состава ВВС стран - участниц блока, что приведет к повышению мастерства летных экипажей и боевой мощи авиации в целом.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz