"Зарубежное военное обозрение" 12'1983

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТОМНОГО АВИАНОСЦА "ЧЕСТЕР У.НИМИТЦ"

Капитан 1 ранга запаса А.ИВАНИЦКИЙ

Американский атомный авианосец - <Честер У. Нимитц> (вступил в строй в 1975 году) является самым крупным кораблем ВМС капиталистических стран . Его полное водоизмещение 91 500 т, длина 332 м, ширина корпуса 40,8 м, ширина полетной палубы 76,8 м, осадка 11,3 м, полная скорость хода около 30 уз. В ВМС США находятся еще два авианосца этого типа - <Дуайт Д. Эйзенхауэр> (вступил в строй в 1977 году) и <Карл Вин-сон> (в 1982-м). Четвертый - <Теодор Рузвельт>- был заложен в конце 1980 года. До начала 90-х годов планируется построить еще два таких корабля.
Атомный авианосец <Честер У. Нимитц> имеет ряд особенностей: корпус сварен из стальных листов, а основные несущие конструкции, включая полетную палубу, выполнены из броневой стали. На его строительство пошло около 62 тыс. т стали и 1800 т легких алюминиевых сплавов, из которых изготавливались обходные мостики, второстепенные выгородки и переборки, вентиляционные каналы и другие устройства.
Характерной особенностью обводов корпуса корабля является широкая кормовая оконечность с плоским закругленным транцем, а также носовая - бульбообразной формы с острыми обводами в районе конструктивной ватерлинии, которые способствуют улучшению ходовых качеств авианосца. Транцевая корма, как сообщает зарубежная печать, хотя и ухудшает ходовые характеристики, выбрана из расчета более рационального размещения движительно-рулевого комплекса и обеспечения заданной остойчивости. На авианосце <Честер У. Нимитц> установлена угловая полетная палуба, боковые свисающие участки которой поддерживаются сильно развитыми спонсонами. Палубы и платформы авианосца показаны на рис. 1.
Полетная палуба является одним из основных элементов корабля, определяющим как его архитектурный тип, так и возможности размещенных на нем авиационно-технических средств. Полетная палуба делится на взлетный, посадочный и парковый участки, оборудованные соответствующими системами и средствами для подготовки, обслуживания и использования самолетов. В некоторых случаях они совмещаются ввиду ограниченных размеров полетной палубы.
Взлетный участок оснащен четырьмя паровыми катапультами (вес около 180 т, длина до 100 м), которые обеспечивают взлет самолетов весом до 43 т со скоростью около 300 км/ч. Для защиты людей и машин, готовящихся к вылету, от действий газовых струй реактивных двигателей используются отражатели. Между катапультой и отражателем располагаются палубные панели, охлаждаемые забортной водой, что поддерживает нормальную температуру поверхности палубы при работе личного состава по креплению и обслуживанию очередного самолета на старте.
Посадочная полоса состоит, в свою очередь, тоже из трех участков: кормового (длина 55 м) - от кормового среза полетной палубы до тормозных тросов аэрофинишера; тормозных тросов (здесь они расположены на расстоянии 12 м друг от друга и имеется аварийный барьер), а также торможения (от последнего тормозного троса до носового среза посадочной палубы).
Посадочная полоса обозначена с боков двумя непрерывными белыми линиями, a ее диаметральная плоскость - желто-белой пунктирной.
Парковый участок - это та часть полетной палубы, на которой самолеты располагаются во время проведения взлетно-посадочных операций. Он обозначается бело-красными пунктирными линиями. Здесь находятся самолетоподъемники, лифты для подачи боеприпасов, колонки для заправки авиационным топливом и два эскалатора для подъема летного состава на полетную палубу, а также посты, обеспечивающие самолеты электроэнергией, сжатым воздухом, кислородом, азотом и т. д.
Галерейная палуба служит для подкрепления полетной палубы и ее боковых свисающих участков. Помимо того, рациональное использование объемов под ней позволяет оборудовать здесь беспиллерсный ангар с двухслойной защитой. На этой палубе размещаются: БИП, комплекс командных и флагманских помещений, посты управления авиационно-техническими средствами, каюты и кубрики личного состава. Галерейная палуба через обходные мостики сообщается с верхней палубой, и, кроме того, она обеспечивает сквозной проход с носа до кормы.
Промежуточные палубы. В связи с тем что ангар занимает по высоте три межпалубных пространства, в носовой части (вне него) между галерейной и ангарной палубами имеются две промежуточные, на которых находятся механизмы катапульт, площадка для разъездных катеров и спасательных плотов, мастерские, кладовые, каюты и кубрики.
Главная (ангарная) палуба. Большая ее часть отведена под ангар высотой 8 м, предназначенный для размещения, обслуживания и ремонта самолетов. Он занимает более 60 проц. площади главной палубы. В целях локализации возможных очагов пожара ангар может быть герметизирован и разделен на три автономных отсека огнестойкими занавесами, которые в нормальных условиях подняты и находятся под подволоком. Кроме того, он оборудован сплинклерной и пеногонной пожарными системами.
Вторая и третья палубы. На них размещены механизмы самолетоподъемников, медицинские и зубоврачебные помещения, кубрики рядового и унтер-офицерского состава, а также столовые личного состава, которые в боевых условиях могут использоваться для сборки авиационных боеприпасов.
Четвертая и трюмная палубы, первая и вторая платформы. На четвертой палубе сосредоточены в основном вспомогательные механизмы, пост энергетики и живучести, кладовые авиационного имущества, ЗИП, сухой провизии.
На трюмной палубе находятся вспомогательные механизмы, кладовые различного назначения, погреба для хранения боезапаса, вкладные цистерны с авиационным топливом. На платформах располагаются кладовые авиационного имущества, морозильные и холодильные камеры и т. д.
В автономных эшелонах (носовом и кормовом) размещена главная энергетическая установка суммарной мощностью 260000 л. с. В каждом из них имеются отсек с водо-водяным реактором, паропроизводительной установкой, вспомогательными механизмами и постами управления, а также машинное отделение с двумя турбозубчатыми агрегатами.
Считается, что эшелонное расположение главной энергетической установки обеспечивает достаточно высокую ее живучесть. Надстройка авианосца (остров) представляет собой семиэтажную малоразмерную конструкцию, расположенную по правому борту. В связи с тем что необходимые антенны РЛС и радиостанций не удалось разместить на надстройке, дополнительную мачту установили сзади нее.
На острове находятся флагманский командный пост, ходовая, оперативная и штурманская рубки, посты управления полетами, РЛС и радиосвязи, центр технического обслуживания самолетов и вертолетов, системы опознавания, а также походные каюты командира и флагмана.
Погреба авиационного боеприпаса, располагающиеся ниже ватерлинии в носовой и кормовой группах, оснащены оборудованием, которое позволяет принимать различные по величине и конструкции бомбы, ракеты и другие авиационные боеприпасы. Все боевые посты, жилые и служебные помещения обслуживаются системой кондиционирования, поддерживающей температуру 23°С и влажность 50 проц.
Конструктивная защита авианосца <Честер У. Нимитц> включает надводную и бортовую подводную. Первая состоит из броневых палуб (полетной, ангарной и третьей), а также из броневых продольных переборок ангара, вторая- из продольных и поперечных переборок. Отсеки, которые они образуют, поочередно заполняются водой, топливом или пористым заполнителем.
Бортовая подводная защита охватывает районы реакторных отсеков, погребов боезапаса и хранилищ авиационного топлива. Она достигает третьей палубы и предохраняет корабль со стороны борта от контактных взрывов торпед, противокорабельных ракет и артиллерийских снарядов. Со стороны днища авианосец защищен бронированным настилом непотопляемости и броневыми поперечными переборками.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz