"Зарубежное военное обозрение" 12'1983

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИННОГО ОРУЖИЯ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Капитан лейтенант А.КОЛПАКОВ, капитан-лейтенант В.СИДОРЕНКОВ

Районы Средиземного моря, доступные для постановки мин

Важное место в милитаристских планах Пентагона и союзников США по агрессивному блоку НАТО занимает Средиземное море, соединяющее Европу, Азию и Африку, Атлантический и Индийский океаны. Оно является главным звеним Южно-Европейского ТВД, который рассматривается как один из основных плацдармов ведения войны против СССР я других стран социалистического содружества, как важнейшая опорная база для борьбы с национально-освободительным движением на Ближнем Востоке. Значительная протяженность береговой линии и разобщенность сухопутных территорий этого театра - основные факторы, определяющие особое значение ВМС в системе вооруженных сил блока в данном регионе. Наличие же разветвленной сети ВМБ, пунктов базирования и портов, расположенных в географически выгодных районах, создает благоприятные условия для их базирования и развертывания, а также ведения боевых действий.
Иностранные военные специалисты считают, что боевые действия на море примут широкий размах, будут вестись на воде, под водой и в воздухе с применением как обычного, так и ядерного оружия и будут носить наступательный или оборонительный характер.
Одним из эффективных средств борьбы, как подчеркивается в западной прессе, явятся мины, которые позволят создать в том или ином районе Средиземноморья благоприятный для своей стороны оперативный режим, вынудят противника к расходованию больших ресурсов на противоминную оборону и, кроме того, окажут на него сильное психологическое воздействие.
По сообщениям зарубежной печати, минное оружие предусматривается использовать при решении ударными и объединенными ВИС НАТО на ТВД следующих основных задач: завоевание и удержание господства на море, нарушение коммуникаций противника, блокада Черноморских проливов и установление контроля над Гибралтарским проливом, прикрытие своих путей сообщения, ВМБ и портов, усиление противодесантной обороны побережья. К минным постановкам будут привлекаться авиация, подводные лодки и надводные корабли из состава флотов Турции, Греции. Италии, Франции, Испании, Великобритании и США (6-й флот).
Мины планируется применять в активных и оборонительных награждениях, рассчитанных на длительный срок, а также в заграждениях тактического характера для кратковременного воздействия на противника при проведении отдельных операций. Активные заграждения намечается выставлять прежде всего авиацией и подводными лодками в водах, контролируемых противником, на возможных маршрутах развертывания его корабельных группировок и путях перехода десантных отрядов и конвоев в виде барьеров, а также в местах вероятных стоянок кораблей - в виде банок. Оборонительные заграждения предполагается ставить надводными кораблями в контролируемых своими силами водах (в первую очередь на подходах к десантно-доступным участкам побережья, ВМБ и портам, в проливных зонах). Постановка мин может производиться как заблаговременно, до начала боевых действий, так и в ходе войны.
Натовские военные специалисты подчеркивают, что характер использования минного оружия на Средиземном море ввиду его особых физико-географических условий будет иметь свою специфику.
Средиземное море занимает площадь 2500 тыс. км2. Его протяженность с запада на восток 3800 км, с севера на юг до 3800 км, преобладающие глубины 2400-3600 м (максимальная - 5121 м). Проливами, узкостями, островами, архипелагами и изгибами береговой черты оно делится на моря, наиболее известные из которых - Лигурийское, Тирренское, Ионическое, Адриатическое и Эгейское. Вероятными районами постановки мин, как отмечается в иностранной прессе, считаются центральная и южная части Эгейского моря, Гибралтарский, Тунисский и Черноморские проливы, подходы к десантно-доступным участкам побережья, ВМБ и портам (см. рисунок).
Ключевыми позициями Южно-Европейского ТВД, имеющими, по оценке командования блока, стратегическое значение, являются зоны Гибралтарского и Черноморских проливов и центральной части Средиземного моря. Удержание контроля над ними предполагает проведение комплекса мероприятий по недопущению прорыва подводных лодок противника из Атлантики в Средиземное море и выхода его кораблей из Черного моря, а также блокаду проливов центральной части Средиземного моря.
Гибралтарский пролив - важный узел морских коммуникаций, соединяющих Средиземное море с Атлантическим океаном. Его длина 65 км, наименьшая ширина 14 км. Глубины пролива (на фарватере 338-1181 м) допускают постановку современных якорных мин. В зарубежной прессе отмечалось, что имеется детальный план его блокады под условным наименованием <Фортресс гейт>, основные пункты которого регулярно отрабатываются на учениях объединенных ВМС НАТО типа <Тест гейт>. К минным постановкам может привлекаться более 20 кораблей и вспомогательных судов, свыше 20 самолетов и вертолетов из состава ОВС НАТО в Иберийской Атлантике и ударных ВМС НАТО на Средиземном море.
Проливная зона центральной части Средиземного моря включает Тунисский, Мессинский и Мальтийский проливы. Тунисский пролив является естественным проходом между восточным и западным бассейнами Средиземного моря. Наиболее узкий его участок, находящийся между о. Сицилией и м. Бон на Африканском побережье, имеет ширину около 140 км и глубины 50-570 м. Считается, что большую часть пролива можно заминировать. Мессинский пролив (минимальная ширина 2,5 км) - дополнительная обходная трасса на пути из западной части моря в восточную. Глубины (от 80 до 400 м) позволяют осуществлять постановку донных и якорных мин. Мальтийский пролив (глубины 50-150 м) тоже может быть блокирован указанными минами. По свидетельству западной прессы, минные постановки здесь будут производиться главным образом надводными кораблями и самолетами итальянских ВМС, а также авианосной авиацией 6-го флота США.
Из морей центрального бассейна Средиземного моря наиболее пригодным для постановки мин считается Адриатическое. Минные заграждения в нем могут быть выставлены в его мелководной северной части (глубины 30-170 м), на подходах к ВМБ и портам.
Географические условия Восточного Средиземноморья, по мнению зарубежных специалистов, благоприятствуют осуществлению морских операций по ограничению маневра сил противника и их уничтожению. Такие действия предполагается проводить на выходе из Черного моря и в районе Эгейского архипелага, а также на подходах к Суэцкому каналу.
Черноморская проливная зона включает проливы Босфор, Дарданеллы и расположенное между ними Мраморное море. Общая ее протяженность около 300 км. Босфор имеет длину 30 км, ширину 0,7-3,3 км. Глубины посередине пролива 27,5- 121 м, а у самых берегов нередко бывают и 10 м, иногда встречаются отмели, песчаные косы и банки (например, против Бююкдере и Ускюдара). Мраморное море имеет форму эллипса, его протяженность с запада на восток более 200 км, с севера на юг до 85 км. Оно глубоководное, около Принцевых о-вов, к северу от п-ова Капыдагы глубина 1200 м, в южной части 50- 100, а перед входом в пролив Дарданеллы 30-50 м. Последний (его длина свыше 60 км, ширина 1,3 - 7 км) соединяет Мраморное море с Эгейским. Через него проходит фарватер глубиной 53 -106 м.
Командование НАТО планирует осуществлять блокаду Черноморских проливов прежде всего силами ВМС Турции и Греции с возможным привлечением, в случае угрозы их захвата, американского флота. Расположение ВМБ этих стран, по его мнению, позволяет держать под контролем не только непосредственно проливную зону, но и дальние подступы к ней. Широкое применение в блокадных действиях найдет минное оружие. Считается, что оно должно использоваться одновременно в проливной и предпроливной зонах, в нескольких важных, но относительно ограниченных районах с тем, чтобы не допустить в них силы флота противника при любых условиях и с различных направлений. Минные заграждения будут выставляться поэтапно (сначала в Босфоре, затем в Мраморном море и Дарданеллах) и прикрываться развернутыми на выгодных позициях береговыми артиллерийскими батареями.
Для постановки мин в зоне проливов ВМС Турции и Греции, по оценке иностранных специалистов, способны развернуть более 50 проц. состава сил флота (около 100 боевых кораблей, включая девять минных заградителей, и 20 базовых патрульных самолетов). При необходимости их действия будут поддерживаться ударными ВМС НАТО на Средиземном море. Почти все турецкие и греческие корабли могут брать на борт мины, что позволяет достаточно гибко и быстро производить минные постановки. Пункты базирования тральщиков, минных и сетевых заградителей ВМС Турции находятся в районе Бейкоз. Здесь же, а также в Дарданеллах (Чанаккале) имеются склады мин и боносетевого имущества. Расположение складов минного оружия в непосредственной близости от вероятных районов минирования позволяет рассредоточить минные заградители и другие корабли-постановщики по пунктам складирования, быстро принять мины и за короткий период осуществить их постановку.
Блокада Черноморских проливов, по расчетам командования НАТО, дает возможность выиграть время и усилить свою группировку за счет переброски морем сил усиления с других ТВД, а также путем маневра силами в пределах Средиземного моря.
Защита проливной зоны постоянно отрабатывается на различных учениях турецких вооруженных сил и ОВС блока. На проводившихся в последние годы натовских учениях, например <Дип фарроу>, <Саут экспресс>, <Мармара экспресс>, <Эдвенчер экспресс> и других, ставилась цель отработать вопросы усиления группировки сухопутных войск стран-участниц в зоне Черноморских проливов.
Глубины Эгейского моря (средние 400- 600 м), за исключением прибрежных участков и подходов к портам, не позволяют ставить донные неконтактные мины, но допускают постановку якорных. К постановке минных заграждений могут привлекаться корабли и самолеты греческих и турецких ВМС, авианосная авиация американского 6-го флота.
Важное стратегическое значение в Восточном Средиземноморье имеет Суэцкий канал. Он является восточным входом в Средиземное море и частью кратчайшего морского пути между Европой и Дальним Востоком. В случае войны канал очень легко может быть блокирован минами, что и было сделано в период второй мировой войны (30 января 1941 года немецкая авиация произвела постановку 11 неконтактных донных мин, на которых подорвалось четыре корабля), а также во время израильской агрессии на Ближнем Востоке в 1956 и 1967 годах.
О возможности минирования Средиземного моря свидетельствует опыт двух мировых войн. Если в ходе первой здесь было выставлено примерно 26 000 мин, то на протяжении второй - уже 100 000.
Планируя активное применение мин при ведении боевых действий в этом районе, военно-политическое руководство Североатлантического блока выделяет значительные средства на их разработку и производство. Как сообщалось в иностранной печати, на вооружении ВМС Турции, Греции, Италии и Испании находятся в основном американские мины устаревших образцов: Мк25, Мк18, Мк27, МкЗб, Мк52, Мк55, Мк56 и другие. В последние годы интенсивно разрабатываются и уже серийно выпускаются мины собственной конструкции. В частности, в Италии разработаны донные неконтактные мины MR-80 и VSSM 600. На вооружении ВМС Франции имеются донные неконтактные мины МСТ15, МСС23С, ТСМ3510. В ВМС США проходят испытания донная мина <Куикст-райк> и реактивно-всплывающая IWDM, совершенствуется мина <Кэптор> Мк60, налажено производство самотранспортирующейся мины SLMM. Кроме того, ведется разработка многозарядного противотрального устройства, предназначенного для защиты минных полей с якорными минами. Особое внимание уделяется созданию универсальных (но носителям) мин, повышению их противотральной стойкости и увеличению срока их нормального функционирования после постановки.
Предусматривая широкое использование минного оружия в боевых действиях на Средиземном море, командование НАТО в то же время придает большое значение развитию его носителей. К минным постановкам планируется привлекать не только силы из состава ВМС и ВВС Турции, Греции, Италии и 6-го флота США, но и Испании, Франции, Великобритании. Это приспособленные для постановки мин самолеты базовой патрульной авиации (американский <Орион>, английский <Нимрод>, итальянский <Атлантик>, испанский и греческий <Альбатрос>, итальянский и турецкий <Треккер>) и авианосной (американские <Интрудер>>, <Корсар> и <Викинг>), а также стратегические бомбардировщики В-52 ВВС США. Кроме того, предусматривается привлекать к минным постановкам военно-транспортные самолеты США С-130 после некоторого их переоборудования. Для этих же целей в широких масштабах могут быть использованы и торговые суда, переоборудованные в минные заградители.
Средиземное море хорошо оснащено в навигационном отношении. Его радиотехнические средства (радиомаяки и радиолокационные системы), береговые и плавучие навигационные знаки дают возможность осуществлять минные постановки с высокой точностью далее в сложных метеорологических условиях.
Командование ВМС НАТО большое внимание уделяет выработке единой тактики применения мин. Сообщается, что в этой связи создана специальная рабочая группа по разработке общих принципов использования минного оружия на морских ТВД. Кроме того, эти вопросы решались в ходе многочисленных учений национальных флотов и ВМС блока, в их числе <Дисплей детерминэйшн>, <Оунн гейт>, <Тест гейт>, <Дамсел феэ>, <Дон пэтрол>, <Олив нуар>, <Детерент форс>, <Дип фарроу> и другие.
Все это свидетельствует о твердом намерении натовских заправил активно использовать минное оружие в ходе боевых действий на Средиземном море.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz