"Зарубежное военное обозрение" 12'1983

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ЮАР

Подполковник А.ЮРЬЕВ

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА является оплотом колониализма и империализма на Африканском континенте. Это расистское государство имеет особое значение для США и других стран - участниц блока НАТО: оно выступает в роли жандарма в борьбе с национально-освободительным движением на юге Африки и служит трамплином для экономической экспансии в африканские страны. В планах Пентагона ЮАР считается важным плацдармом для обеспечения деятельности военно-морских сил США и других западных государств в районе Южной Атлантики и бассейне Индийского океана.
С приходом к власти администрации Рейгана в американских правящих кругах стало намного отчетливее проявляться стремление Вашингтона к более тесному сближению с режимом Претории. В одной из речей, переданной западными телевизионными компаниями, президент США заявил, что <Соединенные Штаты не оставят в беде ЮАР, своего военного союзника и дружественную страну>. В опубликованном газетой <Нью-Йорк тайме> выступлении помощника государственного секретаря США по африканским делам Ч. Крокера на пресс-конференции, организованной в 1981 году в Гонолулу, также отмечалось, что правительство Рейгана <стремится установить более конструктивные отношения с ЮАР, основанные на общности интересов, убеждений и хорошо налаженных контактов>.
Как сообщала зарубежная пресса, во время закрытых переговоров между натовской верхушкой и делегацией ЮАР в 1980 году в Брюсселе речь шла о заинтересованности командования НАТО в более широком использовании южноафриканских баз и портов в Саймонстаун и Дурбан, а также порта Уолфиш-Бей, расположенного на незаконно оккупированной территории Намибии, для проведения стратегических операций и осуществления полного контроля над юго-восточной частью Атлантического океана и юго-западной Индийского.
Расистская военщина, получив поддержку из-за океана, пытается ускорить реализацию мероприятий по широкой милитаризации страны. Прикрываясь заявлениями об <угрозе нашествия коммунизма>, правительство ЮАР приступило к разработке так называемой <тотальной стратегии>. Увеличение с 1973 года более чем в 3 раза <оборонного бюджета>, как сообщала газета <Файнэшнл тайме>, продление обязательной воинской повинности для выпускников школ с 12 до 24 месяцев и непрерывный поток военной пропаганды по радио и телевидению - вот только некоторые примеры нагнетания обстановки страха перед угрозой войны среди жителей Кейптауна, Претории, Иоганнесбурга и других городов. Одновременно с разжиганием военного психоза совершенствуется организационная структура вооруженных сил, активизируется деятельность государственных органов по повышению их боевой готовности. Особое значение придается развитию военно-воздушных сил как одного из основных рычагов военного давления на соседние страны.
В последние годы за счет поставок из Великобритании, Франции, США, а также развертывания с помощью Запада лицензионного производства авиационной техники постоянно наращивается мощь ВВС ЮАР. На них возложены следующие основные задачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе, изоляция района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС, ведение воздушной разведки, осуществление воздушных перебросок оружия и военной техники. ВВС страны широко используются при проведении Преторией агрессивных акций на территориях соседних независимых государств, в первую очередь Анголы и Мозамбика. В ходе их варварским бомбардировкам подвергаются мирное население, административные и экономические объекты.
Ниже, по данным, опубликованным в иностранной печати, приведены организация, состав, боевая подготовка и перспективы развития военно-воздушных сил ЮАР.
Организация и боевой состав. Возглавляет ВВС командующий, который несет личную ответственность перед главнокомандующим вооруженными силами страны за их состояние, строительство и мобилизационную готовность. Руководство ими он осуществляет через штаб, занимающийся разработкой планов боевого применения авиации, определением организационно-штатной структуры частей и подразделений, руководством силами и средствами разведки, обеспечением взаимодействия с сухопутными войсками и ВМС, организацией противовоздушной обороны, решением вопросов снабжения новой техникой и организации научно-исследовательских работ в интересах ВВС.
По оперативному предназначению военно-воздушные силы ЮАР сведены в шесть авиационных командований: ударное, морское, транспортное, авиационного обеспечения, учебное и территориальных войск. Кроме того, в них входят подразделения противовоздушной обороны.
Ударное авиационное командование (штаб в г. Цварткопф) предназначено для завоевания превосходства в воздухе, оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, нанесения ударов по наземным целям, ведения воздушной разведки и обеспечения ПВО.
В нем имеются следующие эскадрильи: 12-я и 24-я бомбардировочные (соответственно восемь самолетов <Канберра-В.12>, и <Канберра-Т.4>, шесть <Бу-канир-S.50>), 1-я истребительно-бомбардировочная (32 <Мираж-F.lAZ>), 2-я смешанная (16 истребителей <Мираж-ЗEZ>, шесть самолетов-разведчиков <Мираж-3RZ> и три учебно-боевых <Мираж-3BZ>), 3-я истребительная (13 <Мираж-F.lCZ>). Кроме того, командованию подчинены три эскадрильи легких штурмовиков, в которых насчитывается более 80 самолетов <Импала-1 и -2> (см. цветную вклейку).
Морское авиационное командование (штаб в г. Кейптаун) предназначено для несения патрульной службы и ведения воздушной разведки в море и над береговой чертой ЮАР. Морская авиация привлекается также к отработки (совместно с ВМС) задач по борьбе с подводными лодками, надводными кораблями, участвует в различных мероприятиях в ходе военно-морских учений и испытаниях новых образцов оружия. В состав командования входят следующие эскадрильи: 27-я и 35-я базовых патрульных самолетов (соответственно 18 P.166S <Альбатрос> и пять <Шэклтон-МR.З>), 25-я транспортная (шесть С-47) и 22-я противолодочная вертолетная (12 <Уосп-HAS.l>).
Транспортное авиационное командование (штаб в г. Ватерклоф) отвечает за перевозки личного состава и грузов в интересах как ВВС, так и других видов вооруженных сил. В нем имеются три транспортные эскадрильи: 21-я, предназначенная для перевозки членов правительства, высших военачальников и других высокопоставленных лиц (один <Вискаунт>, четыре HS.125 <Меркурий> и семь <Мерлин-4А>); 28-я (семь С-130В <Геркулес> и девять C-160Z <Трансалл>) и 44-я (четыре DC-4 и 12 С-47).
На это командование возложено также обеспечение выброски воздушных десантов (в основном 28 траэ).
Командование авиационного обеспечения (штаб в г. Цварткопф) выполняет большой комплекс задач в интересах вооруженных сил. В его состав входят эскадрильи: 11-я и 43-я связи (34 самолета <Цсссна-185>), 41-я и 42-я специального назначения (15 самолетов АМ-ЗС <Босбок> и 25 С-4М <Куду>), 15, 16, 17 и 19-я вертолетные, на вооружении которых находится 80 вертолетов (40 <Алуэтт-3>, пять <Супер Фрелон> и 35 <Пума>).
Учебное авиационное командование (штаб в г. Претория) занимается подготовкой летного и технического состава для военной авиации ЮАР. Основным учебным заведением по подготовке офицеров-летчиков является центральная авиационная летная школа в г. Даннотар, где они проходят курс начальной подготовки. Программа обучения включает занятия в классах (шесть недель), в ходе которых курсантам читаются лекции по конструкции самолета, навигации и аэродинамике. Затем они тренируются на тренажерах и самолетах (на земле), после чего сдают экзамены. Курсанты, успешно выдержавшие экзамены, переводятся в летные группы и совершают полеты сначала с инструктором на легких учебных самолетах T-6G <Харвард> (налет на одного обучаемого до 30 ч), а затем самостоятельно (30 - 40 ч). На последнем этапе обучения отрабатываются полеты строем, ночью, по приборам, с посадкой на сложный грунт и т. п.
По окончании школы (общий налет к этому времени достигает 120 ч) курсанты направляются в центральную учебно-тренировочную школу в г. Лаигсбантт для прохождения основной летной подготовки, в процессе которой, в зависимости от потребностей ВВС и способностей обучаемых, они распределяются по родам авиации. Программа предусматривает налет до 100 -115 ч на учебно-боевых самолетах <Импала-1 и -2>. Выпускникам присваивается квалификация военный летчик, и они направляются в 85, 86, 87 и 88-ю школы повышенной летной подготовки для обучения полетам на самолетах <Мираж-3>, С-47 и вертолетах <Алуэтт>. После этого летчики распределяются по частям и подразделениям для прохождения дальнейшей службы.
Для обеспечения процесса летной подготовки курсантов в состав командования входят учебные эскадрильи. На их вооружении находится около 200 самолетов (в том числе: 26 истребителей <Мираж-3>, 12 военно-транспортных С-47, 100 учебно-тренировочных T-6G <Харвард>), а также 30 вертолетов (<Алуэтт-2 и -3>).
Авиационное командование территориальных войск (штаб в г. Ватерклоф) фактически является командованием штурмовой авиации и предназначено для ведения боевых действий в тактической зоне, а также операций по поиску и нанесению ударов по базам и отрядам партизан национально-освободительных организаций. В него входят 4, 5, 6, 7 и 8-я авиационные эскадрильи легких штурмовиков <Импала-1 и -2> (96 самолетов) и 40-я учебно-тренировочная эскадрилья (десять T-6G <Харвард>).
Перечисленным выше авиационным командованиям вменяется в обязанность ведение воздушной разведки всеми имеющимися штатными средствами, а также специально подготовленными экипажами из состава эскадрилий другого назначения.
Противовоздушная оборона. Общее руководство ПВО возложено на командующего ВВС, а непосредственное - на командование северного сектора ПВО. Его задачи: организация прикрытия наиболее важных военных и административно-промышленных объектов от нападения с воздуха, оповещение о воздушном противнике и наведение на него истребителей ПВО из ударного авиационного командования. В состав сектора входят несколько дивизионов ЗУР (<Кроталь>, <Тайгер Кэт> и <Рапира>). Ему подчинены стационарные и подвижные радиолокационные посты, на базе которых развернуты соответствующие пункты управления. Сектор ПВО имеет свой оперативный центр, несколько центров управления и оповещения (ЦУО), выполняющих задачи по слежению за воздушной обстановкой. Они обнаруживают и опознают воздушные цели, оповещают командиров частей и подразделений активных средств и по указанию вышестоящих органов управления руководят действиями истребителей и дивизионов ЗУР.
Данные о воздушной обстановке от радиолокационных постов поступают в ЭВМ, обрабатываются и отображаются на экранах индикаторов оперативного центра командования северного сектора ПВО. После принятия решения командованием необходимая информация о конкретных целях передается на ЦУО, где она используется операторами наведения для непосредственного выполнения перехватов. Как сообщала иностранная печать, расчеты ЦУО несут постоянное боевое дежурство. Из активных средств в состав дежурных сил выделяется некоторое количество истребителей, находящихся в различных степенях готовности к вылету.
По данным зарубежной печати, численность личного состава ВВС в начале 1983 года достигла 89 тыс. человек, а в самолетном парке насчитывалось свыше 700 самолетов (из них более 400 боевых и учебно-боевых) и более 120 вертолетов различного назначения.
Для размещения авиационных частей и подразделений на территории ЮАР создана разветвленная сеть аэродромов, большинство из которых, как подчеркивают западные специалисты, соответствуют современным требованиям, то есть имеют необходимое оборудование, пригодны для эксплуатации в любое время года и суток, обеспечивают взлет и посадку в сложных метеорологических условиях. На многих аэродромах есть укрытия для авиационной техники, специальные склады для хранения боеприпасов, ГСМ и других средств МТО. К основным из них относятся Апингтон, Ватерклоф, Дурбан, Блумфонтейн, Худспрёйт, Лангебанвег, Кейптаун, Претория. Кроме того, значительное количество аэродромов, например Даннотар и Грейамстаун, в мирное время не заняты боевой авиацией, но могут быть использованы для ее базирования в военное время.
На каждом самолете ВВС, помимо бортовых номеров, имеются опознавательные знаки двух видов: национальной принадлежности и принадлежности к вооруженным силам. Первый представляет собой четырехугольник, стоящий на меньшей грани и разделенный на три цветные полосы - красную, белую и синюю (наносится с обеих сторон киля или на руле поворота); второй - это пятиугольная звезда специфической конфигурации, внутри ее изображена бегущая антилопа (на обеих сторонах фюзеляжа и поверхностях консолей крыла). Все эскадрильи имеют также свои символические эмблемы (на фюзеляже или киле).
Боевая подготовка направлена на поддержание авиационных частей и подразделений в постоянной боевой готовности, совершенствование выучки летнего состава и
наземного персонала по ведению боевых действий с применением различных средств поражения при решении задач по оказанию авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС и обеспечению противовоздушной обороны. Важное место при ее проведении занимают учения различного масштаба и проверки боевой готовности со стороны командования вооруженных сил страны.
Одной из основных задач, решаемых ВВС в настоящее время, по мнению военных специалистов ЮАР, является обеспечение операций специальных подразделений сухопутных войск и банд УНИТА по выявлению и поражению баз и отрядов партизан национально-освободительных организаций в Намибии, а также при ведении ими боевых действий на территориях Анголы и Мозамбика. В связи с этим истребительно-бомбардировочная авиация занимается главным образом отработкой методов и способов преодоления системы ПВО и тренируется в нанесении ударов по разнообразным наземным целям с использованием авиационных бомб, управляемых и неуправляемых ракет и другого оружия. Большое внимание при этом уделяется освоению полетов на малых и предельно малых высотах, отработке групповой слетанности в составе пары, звена, группы и применению средств радиоэлектронной борьбы. В то же время они учатся вести воздушные бои и разведку, перехватывать самолеты противника.
2, 4, 5, 6, 7 и 8-я авиационные эскадрильи, оснащенные истребителями-бомбардировщиками <Мираж-ЗЕZ> и легкими штурмовиками <Импала>, готовятся в основном к решению задач непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Их экипажи тренируются в нанесении ударов по различным целям с применением 70-мм неуправляемых ракет, 500- и 750-фунтовых авиабомб и 30-мм авиационных пушек. Для самостоятельной отработки этих элементов боевой подготовки используются авиационные полигоны в Салданья и Питерсбург, а при взаимодействии с подразделениями сухопутных войск и ВМС - в Грейамстаун и Ист-Лондон. Важное место отводится отработке вопросов поражения различных объектов истребителями-бомбардировщиками и легкими штурмовиками с наведением их специальными наземными группами (до трех человек).
Летчики 1-й и 3-й эскадрилий во взаимодействии с зенитными ракетными дивизионами отрабатывают поиск и обнаружение воздушных целей и ведение воздушного боя с ними.
В соответствии с целевым предназначением экипажи военно-транспортных самолетов готовятся к выполнению перебросок личного состава и грузов, выброске парашютных десантов, а также эвакуации больных и раненых из районов боевых действий.
В последнее время, как отмечает журнал <Армд форсиз>, в ЮАР стали уделять значительное внимание подготовке экипажей вертолетов, так как, по заявлению командующего военно-воздушными силами генерал-лейтенанта А. Мюллера, в вооруженных силах страны пришли к пониманию важной роли вертолетных подразделений в противопартизанской войне. Вертолеты предполагается шире применять для высадки десантов и их огневой поддержки. Кроме того, вертолеты могут успешно вести воздушную разводку, а также решать другие боевые задачи.
По оценке иностранных военных специалистов, личный состав ВВС ЮАР имеет хороший уровень подготовки и значительный опыт ведения боевых действий, а их части и подразделения находятся в целом в высокой степени боевой готовности.
Перспективы развития. Военное руководство ЮАР считает, что боевые возможности ВВС не в полной мере отвечают современным требованиям, и в первую очередь потому, что большая часть авиационной техники и оружия устарела. Как указывалось в <Белой книге министерства обороны ЮАР на 1982 год>, .основные усилия в развитии военно-воздушных сил направляются на обновление самолетного парка боевой и вспомогательной авиации, повышение возможностей ПВО. В частности, намечается закупить более 50 боевых самолетов. По свидетельству зарубежной печати, в качестве <кандидатов> рассматриваются израильские многоцелевые тактические истребители <Кфир>. Кроме того, предусматривается расширить сборочные линии истребителей <Мираж-Fl>, продолжить закупки военно-транспортных самолетов на Западе (при посредничестве <третьих стран>). Одновременно, как сообщает иностранная пресса, режим Претории уделяет серьезное внимание и дальнейшему повышению боевых возможностей ПВО. Одним из главных шагов в этом направлении юаровские стратеги считают развертывание системы обнаружения низколетящих целей в непосредственной близости от границ с соседними африканскими странами. В перевооружении морской авиации они возлагают большие надежды на помощь США.
Кроме того, предусматривается дальнейшее совершенствование системы базирования и материально-технического обеспечения ВВС. При этом считается, что внедрение вычислительной техники должно улучшить автоматизацию процессов обслуживания, учета материальных средств и управления всеми видами снабжения.
Проведение запланированных мероприятий позволит, как отмечалось в журнале <Паратус>, в ближайшее время иметь современные военно-воздушные силы, которые будут способны решать в полном объеме все задачи, возлагаемые на них расистами ЮАР. Однако даже по мнению западных военных экспертов, это явно превышает национальные потребности для обороны и свидетельствует о вступлении военно-политического руководства страны на путь дальнейшего расширения гонки вооружений, что полностью совпадает с замыслами агрессивных кругов НАТО,

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz