В качестве возможных носителей этих КР планируется использовать те же лодки и корабли, что и для ракет большой дальности, а также атомные крейсера УРО типа <Вирджиния>.
Схема боевого применения противокорабельного варианта КР (способ полета <змейкой>):
1 - носитель КР;
2 - момент включения активной радиолокационной головки самонаведения;
3 - место определения принадлежности корабля системой <свой - чужой> (корабль <свой>);
4 - момент захвата цели и осуществление противозенитного маневра;
5 - атака цели
Крылатая ракета BGM-109B <Томагавк> (противокорабельный вариант) предназначается для поражения обычной БЧ надводных кораблей противника а любых метеорологических условиях днем и ночью на дальностях до 500 км. Такими ракетами намечается вооружить подводные лодки, надводные корабли, самолеты палубной авиации (при пуске с самолетов стартовый ускоритель КР не используется) и береговые батареи. Их можно запускать из тех же ПУ, что и первые два варианта, от которых эти КР отличаются только головной частью. Ракеты наводятся на надводную цель с помощью комбинированной системы, состоящей из инерциальной системы с радиовысотомером (работает на начальном и среднем участках траектории полета) и активной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) с запросчиком устройства опознавания <свой - чужой> (на конечном участке). В случае постановки противником активных помех или включения РЛС систем управления оружием она может наводиться на эти источники излучения.
После пуска КР летит на предельно малой высоте над поверхностью моря, что затрудняет ее обнаружение противником. Затем ракета несколько увеличивает высоту полета и включает активную радиолокационную ГСН, которая осуществляет поиск цели и летит способом <змейке>. Обнаружив надводный корабль, ГСН запрашивает его принадлежность и, если он <свой>, продолжает поиск. При захвате цели ГСН ракета осуществляет противозенитный маневр и атакует ее.
Одной из трудностей боевого применения противокорабельной КР считается отсутствие надлежащих технических средств обнаружения надводного корабля противника и целеуказания, так как стрельба ведется на большую (загоризонтную) дальность.
Чтобы решить эту проблему, американские военные специалисты разрабатывают автоматизированную систему <Аутло шарк> (Outlaw Shark) для загоризонтного целеуказания противокорабельной КР. Ее эффективность увеличивается за счет применения патрульных вертолетов и палубных самолетов. При этом данные о цели, находящейся за горизонтом, поступают от различных средств в реальном масштабе времени в ЭВМ корабля-носителя КР. Обработав их, ЭВМ выдает в счетно-решающее устройство КР целеуказание, а также информацию о других кораблях, находящихся вблизи траектории полета ракеты. В настоящее время система <Аутло шарк> проходит испытания по наведению КР на загоризонтные надводные цели.
Летные испытания крылатых ракет морского базирования начались в 1976 году. КР запускались с различных носителей, в том числе: из штатного торпедного аппарата, установленного на испытательной платформе под водой, с палубного штурмовика А-6, с унифицированной бронированной ПУ (с четырьмя направляющими) и с подводной лодки <Гитарро> (в подводном положении).
Пуск КР производится из торпедного аппарата подводной лодки с глубины 15-20 м. Контейнер с ракетой находится в трубе торпедного аппарата, которая заполняется водой, проникающей затем через отверстия в контейнер. В этот момент в КР начинает работать специальное устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, пропорциональное внешнему для того, чтобы не произошла его деформация, Открывается крышка аппарата, и с помощью гидравлической системы стрельбы КР <Томагавк> выталкивается из контейнера. Он в свою очередь эжектируется через некоторое время после выхода ракеты. КР связана с подводной лодкой 12-м тросом, при натяжении которого происходит запуск твердотопливного стартового ускорителя, работающего 10 с (5 с в воде и столько же в воздухе). По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса ракеты падает до нормального, и она выходит на поверхность под углом 50°.
На высоте 300 м отделяется ускоритель, раскрывается оперение, выдвигается воздухозаборник и двигатель автоматически выводится на маршевый режим. Вступает в действие радиовысотомер, ракета переходит на заданную траекторию полета и спустя 60 с после старта - на крейсерский режим.
Испытания крылатых ракет, судя по сообщениям иностранной печати, проводились на Тихоокеанском полигоне, полигоне Уайт Сэндз и в районе ВМБ Сан-Диего (у берегов о. Сан-Клементе). В ходе их проверялись прочность корпуса КР на ударные нагрузки, возможность пуска ракеты из торпедного аппарата, запуск, работа и отделение стартового ускорителя, отделение КР от самолета-носителя, функционирование приводов раскрытия аэродинамических поверхностей, запуск в воздухе маршевого двигателя, работа комбинированной системы наведения, выполнение запрограммированных маневров по курсу и высоте и т.д. Кроме того, изучались возможности КР по преодолению системы ПВО противника при нанесении ударов по береговым целям, Отрабатывались также способ полета <змейкой> над водной поверхностью, поиск загоризонтной надводной цели и захват ее ГСН, имитация поражения цели путем пролета над нею, работа системы <Аутло шарк>.
В начале 1980 года на Тихоокеанском ракетном полигоне начались испытания унифицированной бронированной ПУ с четырьмя направляющими, предназначенной для надводных кораблей, В марте была впервые запущена КР с такой ПУ, установленной на берегу. Затем ее разместили на палубе эскадренного миноносца <Меррил>, откуда произвели первые пуски.
Сообщается, что всего осуществлено 54 пуска КР различных типов, из которых 12 американские специалисты сочли неуспешными.
Завершение летных испытаний крылатых ракет намечено на 1981-1982 годы. Министерство обороны в рамках пятилетней военной программы 1981-1985 годов планирует закупить для ВМС 439 КР, в том числе 196 для нанесения ударов по наземным целям с ядерной и обычной БЧ и 243 в противокорабельном варианте. Общие ассигнования на НИОКР и закупки крылатых ракет морского базирования составляют более 2 млрд. долларов.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI