ЗВО - XX/XX

АМЕРИКАНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ

Полковник-инженер Р.РАДОМИРОВ

В последнее время резко возросли агрессивность внешнеполитического курса и масштабы военных приготовлений Североатлантического блока. Военно-политическое руководство НАТО, маскируя свои милитаристские устремления мифической <советской военной угрозой>, активизирует разработку нового наступательного оружия.
Наращивание боевой мощи флотов США и их союзников идет по пути увеличения количества средств доставки ядерного и обычного оружия, разработки более эффективных боеприпасов, а также модернизации имеющихся и создания новых средств поражения, к которым относятся крылатые ракеты (КР) морского базирования, проходящие сейчас летные испытания.
К работам над крылатыми ракетами морского базирования американские военные специалисты приступили в конце 60-х годов. Вначале министерство обороны выдвинуло задачу разработать для ВМС противокорабельные ракеты (ПКР) средней дальности стрельбы (около 500 км). Затем, в начале 70-х годов, встал вопрос о создании высокоточных ракет большой дальности стрельбы (около 3000 км), оснащенных ядерной боевой частью. В 1972 году, рассмотрев различные варианты КР, министерство обороны США приняло решение начать разработку дозвуковых ракет морского базирования, предусмотрев возможность их запуска с подводных лодок, надводных кораблей, береговых пусковых установок и самолетов палубной авиации.
Ракеты средней и большой дальности разрабатывались на конкурсной основе пятью фирмами. Для их доработки была выбрана фирма <Дженерал дайнэмикс>, которая в 1974-1975 годах создала первые экспериментальные образцы ракет (получили наименование <Томагавк>).
Военное руководство США считает, что ВМС стран НАТО, имеющие на вооружении крылатые ракеты средней и большой дальности стрельбы, будут обладать мощным потенциалом для нанесения ударов по важным объектам на территории противника, а также противодействовать его флоту.
КР морского базирования <Томагавк> разрабатываются в трех вариантах:
- BGM-109A с ядерной боевой частью (БЧ) для нанесения ударов по наземным целям;
- BGM-109C с обычной БЧ для нанесения ударов по наземным целям;
- BGM-109B с обычной БЧ для поражения надводных целей.
Эти варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг отдруга только головной частью, которая с помощью стыковочного узла присоединяется к среднему отсеку ракеты. КР будут иметь различные дальность стрельбы и боевое предназначение в зависимости от оснащения головных частей разными системами наведения, боевыми частями и дополнительными топливными баками. Ожидается поступление на вооружение ВМС в 1982 году ракеты с обычной БЧ и в 1983-м с ядерной.

Схема боевого использования крылатой ранеты морского базирования с ядерной боевой частью:
1 - район коррекции системы наведения ТЕРНОМ;
2 - город с сильной ПВО;
3 - позиции ЗРК;
4 - возможные направления выхода ракеты на цель;
5 - цель (аэродром)

Крылатая ракета ВQМ-109А <Томагавк> большой дальности с ядерной БЧ предназначается для нанесения ударов по важным военным и промышленным объектам а глубоком тылу противника, к которым относятся стартовые позиции баллистических ракет, военно-морские базы (ВМБ), склады ядерного оружия, боеприпасов и ГСМ, аэродромы, а также скопления боевой техники. Ее основные тактико-технические характеристики приведены ниже.
По конструкции ракета аналогична КР наземного базирования и также оснащена корреляционной системой наведения ТЕРКОМ. К хвостовой части КР пристыковывается стартовый ускоритель, топливный заряд которого обеспечивает удельный импульс 236 с. Ускоритель имеет систему отклонения вектора тяги (максимальный угол отклонения около 10°) в виде четырех газовых рулей, расположенных на срезе сопла. Схема боевого использования крылатых ракет большой дальности морского базирования при пуске с подводной лодки и надводного корабля показана на рис. 1.
Возможными носителями ракет будут атомные подводные лодки типов <Лос-Анджелес>, <Стёрджен> и надводные корабли, в том числе крейсера УРО типа <Белкнап> и атомные крейсера УРО типа <Калифорния>.
Кроме того, командование ВМС намечает разместить КР <Томагавк> на нескольких ПЛАРБ типов <Джордж Вашингтон> и <Этен Аллен> (до 80 штук на каждой), с которых будут демонтированы баллистические ракеты (БР) <Поларис А-3>. Они будут устанавливаться в специальных контейнерах (пять в каждой пусковой шахте вместо одной <Поларис>), оснащенных системами пуска КР с небольшими временными интервалами и устройствами амортизации. Согласно оценке американских специалистов, если переоборудование ПЛАРБ начать в 1981 году, то эта система оружия будет готова к середине 1982-го. Кроме того, крылатыми ракетами в дальнейшем предполагается вооружить ПЛАРБ - носители БР <Посейдон> (типа <Лафайет>).
Дальнейшими планами ВМС предусматривается установить на надводных кораблях ПУ для вертикального пуска УР <Томагавк> и <Гарпун>. Они будут иметь небольшие габариты и занимать меньше палубного пространства, чем ПУ для пуска ракет под определенным углом. В сентябре 1979 года впервые был произведен вертикальный пуск КР на Тихоокеанском ракетном полигоне. В качестве возможных носителей рассматриваются крейсера нескольких типов и эскадренные миноносцы типа <Спрюенс>. На каждом крейсере может быть установлена вертикальная ПУ с ракетами, запускаемыми одиночно или залпом по две - четыре УР. Такие же установки предполагается размещать и на эскадренных миноносцах.

Стартовый вес 1225 кг
Длина со стартовым ускорителем 6400 мм
Длина стартового ускорителя 610 мм
Размах крыла 2540 мм
Диаметр корпуса 530 мм
Мощность ядерной боевой части 200 кт
Длина маршевого двигателя 940 мм
Диаметр маршевого двигателя 305 мм
Тяга маршевого двигателя около 270 кг
Минимальная высота полета 30 м
Максимальная дальность стрельбы около 2500 км
Точность стрельбы 100 м

Крылатая ракета BGM-109C <Томагавк> предназначается для поражения обычной БЧ различных береговых объектов, а также аэродромов, позиций ЗРК, мест скопления боевой техники и живой силы, железнодорожных узлов и т. д. (при пуске с самолетов) на дальностях до 500 км. Меньшая дальность стрельбы объясняется наличием мощной боевой части весом до 500 кг и отсутствием дополнительных топливных баков в головной части КР.
Крылатая ракета в зависимости от поражаемой цели может оснащаться моноблочной (полубронебойная БЧ от УР <Буллпап> класса <воздух - земля>) или кассетной боевой частью весом 400-500 кг. Кассетная БЧ снаряжается различными бомбами, разбрасываемыми в воздухе. Для поражения, например, ВПП аэродромов ее снаряжают несколькими десятками бетонобойных бомб. Они с помощью парашютной системы опускаются на ВПП и посредством головного кумулятивного заряда пробивают отверстие в бетонном покрытии. Туда входит основной фугасный заряд и подрывается, образуя глубокую воронку. Создание нескольких таких воронок практически выводит аэродром из строя. Для поражения мест скопления техники и живой силы кассетная БЧ может оснащаться различными осколочными бомбами.
Ракетой средней дальности действия намечается вооружить подводные подки, корабли и самолеты палубной авиации. Так как она имеет модульную конструкцию и габаритно-весовые характеристики, идентичные ракете большой дальности, то может запускаться из штатных торпедных аппаратов подводных лодок и со специальных ПУ надводных кораблей. В этих целях для последних разрабатывается унифицированная бронированная ПУ для четырех ракет. Она предназначена для хранения и пуска ракет <Томагавк> и <Гарпун>. При этом в одной ПУ может размещаться по четыре КР <Томагавк> или УР <Гарпун> либо по две ракеты каждого типа. Перед их пуском ПУ с помощью гидравлической системы устанавливается под углом 35° по отношению к палубе. Бронированный кожух защищает ракеты от осколков и механических повреждений, а также личный состав при случайном (аварийном) срабатывании стартового ускорителя.
В качестве возможных носителей этих КР планируется использовать те же лодки и корабли, что и для ракет большой дальности, а также атомные крейсера УРО типа <Вирджиния>.

Схема боевого применения противокорабельного варианта КР (способ полета <змейкой>):
1 - носитель КР;
2 - момент включения активной радиолокационной головки самонаведения;
3 - место определения принадлежности корабля системой <свой - чужой> (корабль <свой>);
4 - момент захвата цели и осуществление противозенитного маневра;
5 - атака цели



Крылатая ракета BGM-109B <Томагавк> (противокорабельный вариант) предназначается для поражения обычной БЧ надводных кораблей противника а любых метеорологических условиях днем и ночью на дальностях до 500 км. Такими ракетами намечается вооружить подводные лодки, надводные корабли, самолеты палубной авиации (при пуске с самолетов стартовый ускоритель КР не используется) и береговые батареи. Их можно запускать из тех же ПУ, что и первые два варианта, от которых эти КР отличаются только головной частью. Ракеты наводятся на надводную цель с помощью комбинированной системы, состоящей из инерциальной системы с радиовысотомером (работает на начальном и среднем участках траектории полета) и активной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) с запросчиком устройства опознавания <свой - чужой> (на конечном участке). В случае постановки противником активных помех или включения РЛС систем управления оружием она может наводиться на эти источники излучения.
После пуска КР летит на предельно малой высоте над поверхностью моря, что затрудняет ее обнаружение противником. Затем ракета несколько увеличивает высоту полета и включает активную радиолокационную ГСН, которая осуществляет поиск цели и летит способом <змейке>. Обнаружив надводный корабль, ГСН запрашивает его принадлежность и, если он <свой>, продолжает поиск. При захвате цели ГСН ракета осуществляет противозенитный маневр и атакует ее.
Одной из трудностей боевого применения противокорабельной КР считается отсутствие надлежащих технических средств обнаружения надводного корабля противника и целеуказания, так как стрельба ведется на большую (загоризонтную) дальность.
Чтобы решить эту проблему, американские военные специалисты разрабатывают автоматизированную систему <Аутло шарк> (Outlaw Shark) для загоризонтного целеуказания противокорабельной КР. Ее эффективность увеличивается за счет применения патрульных вертолетов и палубных самолетов. При этом данные о цели, находящейся за горизонтом, поступают от различных средств в реальном масштабе времени в ЭВМ корабля-носителя КР. Обработав их, ЭВМ выдает в счетно-решающее устройство КР целеуказание, а также информацию о других кораблях, находящихся вблизи траектории полета ракеты. В настоящее время система <Аутло шарк> проходит испытания по наведению КР на загоризонтные надводные цели.

Летные испытания крылатых ракет морского базирования начались в 1976 году. КР запускались с различных носителей, в том числе: из штатного торпедного аппарата, установленного на испытательной платформе под водой, с палубного штурмовика А-6, с унифицированной бронированной ПУ (с четырьмя направляющими) и с подводной лодки <Гитарро> (в подводном положении).
Пуск КР производится из торпедного аппарата подводной лодки с глубины 15-20 м. Контейнер с ракетой находится в трубе торпедного аппарата, которая заполняется водой, проникающей затем через отверстия в контейнер. В этот момент в КР начинает работать специальное устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, пропорциональное внешнему для того, чтобы не произошла его деформация, Открывается крышка аппарата, и с помощью гидравлической системы стрельбы КР <Томагавк> выталкивается из контейнера. Он в свою очередь эжектируется через некоторое время после выхода ракеты. КР связана с подводной лодкой 12-м тросом, при натяжении которого происходит запуск твердотопливного стартового ускорителя, работающего 10 с (5 с в воде и столько же в воздухе). По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса ракеты падает до нормального, и она выходит на поверхность под углом 50°.
На высоте 300 м отделяется ускоритель, раскрывается оперение, выдвигается воздухозаборник и двигатель автоматически выводится на маршевый режим. Вступает в действие радиовысотомер, ракета переходит на заданную траекторию полета и спустя 60 с после старта - на крейсерский режим.
Испытания крылатых ракет, судя по сообщениям иностранной печати, проводились на Тихоокеанском полигоне, полигоне Уайт Сэндз и в районе ВМБ Сан-Диего (у берегов о. Сан-Клементе). В ходе их проверялись прочность корпуса КР на ударные нагрузки, возможность пуска ракеты из торпедного аппарата, запуск, работа и отделение стартового ускорителя, отделение КР от самолета-носителя, функционирование приводов раскрытия аэродинамических поверхностей, запуск в воздухе маршевого двигателя, работа комбинированной системы наведения, выполнение запрограммированных маневров по курсу и высоте и т.д. Кроме того, изучались возможности КР по преодолению системы ПВО противника при нанесении ударов по береговым целям, Отрабатывались также способ полета <змейкой> над водной поверхностью, поиск загоризонтной надводной цели и захват ее ГСН, имитация поражения цели путем пролета над нею, работа системы <Аутло шарк>.
В начале 1980 года на Тихоокеанском ракетном полигоне начались испытания унифицированной бронированной ПУ с четырьмя направляющими, предназначенной для надводных кораблей, В марте была впервые запущена КР с такой ПУ, установленной на берегу. Затем ее разместили на палубе эскадренного миноносца <Меррил>, откуда произвели первые пуски.
Сообщается, что всего осуществлено 54 пуска КР различных типов, из которых 12 американские специалисты сочли неуспешными.
Завершение летных испытаний крылатых ракет намечено на 1981-1982 годы. Министерство обороны в рамках пятилетней военной программы 1981-1985 годов планирует закупить для ВМС 439 КР, в том числе 196 для нанесения ударов по наземным целям с ядерной и обычной БЧ и 243 в противокорабельном варианте. Общие ассигнования на НИОКР и закупки крылатых ракет морского базирования составляют более 2 млрд. долларов.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz