ЗВО - 01'1921

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЙСК В ПОЛЬСКОЙ АРМИИ НА ОСНОВАНИИ ОПЫТА ВСЕМИРНОЙ ВОИНЫ

Ген.поручик Е.Гологурский.
"Beilona", январь 1921 г.

Следствием последней всемирной войны является громадное и всестороннее развитие техники, особенно в области применения ее к военному делу.
Недостаток в людском материале направил человеческий ум на путь изобретения таких средств, которые позволили бы в возможно широком масштабе заменить человека машиной или, по крайней мере, усилить последнею его боевые качества. Вследствие этого техника нашла большее или меньшее применение во всех родах оружия, и с этим надо считаться в будущем, особенно при организации и обучения специальных войск. Мы видим, кроме того, что на военную службу были призваны в небывалом до сих пор числе инженеры и техники, что от степени использования их знаний, а также от более или менее умелого приложения к делу военной техники в значительной степени зависит победа. Соответствующая организация технических сил является для нашей армии тем более необходимой, что мы все еще находимся у порога первых в этом отношении усилий и что в настоящее время мы располагаем, в сущности, лишь механическим объединением остатков технических военных организаций государств, занимавших нашу территорию и побежденных в этой войне.
Военная техника должна быть но возможности проста; еще в мирное время она должна находиться "в полной боевой готовности" и доставлять пелнуто уверенность в успешности применения ее средств.
Чтобы вызвать к себе общее доверие, она должна стать необходимым и верным оружием в руках командующего, от которого в свою очередь надо требовать уменья пользоваться всеми средствами военное техники.
Командующие высшими боевымя единицами должны быть вполне ознакомлены со свойствами своих технических организации и ео способами их использования для оперативных целей.
Война показала, что технические войска были больше всего обременены работой, что, сравнительно е потребаоетью, их было везде слишком мало и очень часто, особенно саперы, принимали участие в боях наравне с пехотой, продвигаясь иной раз впереди фронта и прокладывая путь пехоте.
В тех случаях, когда при постоянном недостатке технических войск применение последних, например при позиционной войне, было односторонним, образовывались, как их неравноценные заместители, рабочие команды, состоявшие из рядовых старших возрастов и употреблявшиеся для более простых массовых работ. Эти команды вполне отвечали своему назначению, в некоторых же местах они употреблялись для работы даже в первых линиях окопов, а иногда с лопатой или киркой в руке принимали участие в боях.
Организация таких, необходимых и в будущем, рабочих команд должна быть подготовлена еще в мирнее время.
I. Факторы, от которых будут зависеть качества технических войск.
Всякий военный техник должен быть прежде всего воином, а потом уже техником, так как гораздо легче пополнить недочеты в технической, чем в военной подготовке.
Работая часто в чрезвычайно тяжелых.условиях (в одиночку, под обстрелом), он должен проявить большую храбрость, стойкость и добросовестность, а также сохранить эти качества и к тому времени, когда гго как старого запасного снова призовут в ряды армии.
Из вышеизложенного ясно, что военное обучение в строевых технических частях не должно считаться делом второстепенным, а должно производиться так же основательно, как и в частях пехоты.
Существенную помощь в такой подготовке должны оказать патриотизм и интеллигентность. К чести наших военных надо сказать, что первое из этих условий всегда оказывается на лицо; труднее встретить второе.
Ввиду большого объема программы специального обучения не следует излишне надеяться на повышение общего умственного уровня за время военной службы; этот фактор должен быть уже заранее подготовлен воспитанием и условиями жизни.
Считаю поэтому необходимым, чтобы технические части создавались или путем внетерриториальных наборов, при которых человеческий материал отвечал бы приведенным выше требованиям, или же чтобы было гарантировано необходимое для каждой технической части число специалистов по установленной норме штатного состава.
Качества человеческого материала технических частей будут зависеть еще и от продолжительности действительной службы, окончательно у нас еще не установленной. Какова бы она ни была, можно заранее сказать, что она должна быть возможно более продолжительной, хотя бы для части личного состава.
Требование большей продолжительности службы касается в особенности унтер-офицеров и ефрейторов, отношение числа которых к полному составу должно быть больше, чем в других родах оружия.
Стимулом для поступления в технические части, даже при большей продолжительности службы, могут быть хорошее жалование, преимущества для поступления на гражданскую службу по зачислении в запас или же командировки и стипендии для пролжения технического образования.
Те же мотивы могли бы содействовать вообще обучению ремеслам, а следователъно и развитию нашей слабой промышленности, поднять которую необходимо хотя бы для военных целей.
Принимая во внимание трудность быстрого обучения технических войск во время войны, необходимо повысить их подготовку и особенно увеличить соотношение между мирным составом и военным.
Это требование касается преще всего саперов, уже давно вышедших из категории войск вспомогательного назначения и кровью своей, пролитой наравне с войсками главных родов оружия, завоевавших себе почетное место в боевой обстановке.
Путем объединения саперной службы с дорожно-мостовой стремились создать в одном лице "сапера-понтонера", что уже и осуществлено в армиях западных стран. Главными мотивами, которыми при этом руководились, были следующие: широкое применение технических войск при небольшом сравнительно употреблении дорожно-мостовых частей, строящих только мосты из приготовленного уже и подвозимого материала, системы Бираго; необходимость комплектования технических рот пехоты; большая простота в распоряжении техническими войсками для начальников высших войсковых соединений.
Нельзя, однако, рассчитывать на то, что, благодаря слиянию обеих функций, мы получили "сапера-понтонера" в одном лице, тем более, что наряду с увеличением объема обучения время службы сокращено с 3-х до 2-х лет.
Требование такого совместительства, при тяжелых условиях обучения, можно и следует отнести к роте, которая будет состоять из некоторого числа групп специального назначения, органически связанных между собой, действующих в тесном контакте друг с другом.
Для проведения этого принципа необходимо соблюдение некоторых условий, а именно: освобождение технических войск от всяких черных работ, входящих в сферу деятельности главных родов оружия; освобождение от работ, не имеющих ничего общего с назначением технических войск, как например, погрузка и выгрузка транспортов, слишком частая гарнизонная служба и т. д-, и, наконец, освобождение от работ, хотя и входящих в круг их деятельности, но могущих по своим размерам, однообразию, второстепенному значению и т.п. отрицательно повлиять на ход обучения (постройка длинной дороги).
II.Сродство разных видов технических войск.
Те же мотивы, которые требуют широкого развития технических частей, требуют и соблюдения принципа такой их организации и обучения, при которых совокупность этих частей представляла бы одно целое.
Уставы должны быть составлены по программе, обнимающей одновременно и общую подготовку всех родственных технических частей, и те специальности, которые требуют отдельной обработки. Получив определенное однородное образование, части специализируются затем в своих отраслях.
Что касается офицерского состава, то, смотря по месту и времени его службы, следует различать 3 рода технических офицеров, а именно: 1) во фронтовых частях, 2) в разных учреждениях на фронтах, 3) в тыловых частях и учреждениях.
Офицер, как и рядовой, должен быть в фронтовых частях прежде всего воином. Самое большое влияние на рядового имеет пример начальника. Воинская доблесть необходима поэтому для всякого технического офицера, без различия его чина и должности. Эта черта гораздо лучше сохраняется у офицера постоянной службы, профессионала, воспитанного, а часто и выросшего в военной среде, чем у запасного, возвращающегося к гражданской жизни. Следовательно, от всех технических офицеров фронтовой службы следует требовать полной и основательной военной подготовки.
Чем выше армия в качественном отношении, тем слабее она может быть в количественном; в особенности верна эта истина по отношению к техническим частям, поглощающим громадное (у нас пока еще не большое) количество специалистов. Войла доказала недостаток их в западных государствах, тем легче показать его у нас.
Закон, не разрешающий специалистам-техникам выбор любого рода службы, а связывающий их с определенными техническими частями, принес бы большую пользу и содействовал бы одновременно развитию военно-технической промышленности. Разного рода облегчения и военные стипендии для студентов высших технических училищ также повлияли бы на увеличение количества технических офицеров-профессионалов.
Еще одной мерой борьбы с недостатком технических офицеров явилось бы обучение их в противоположность рядовому всем специальностям своего рода оружия. Это требование, противоречащее требованиям гражданской техники, стремящейся к все более и более узкой специализации, оправдывается большей трудностью замещения на фронте одного техника другим, тем большей, чем уже специальность каждого.
Военный техник должен, кроме того, быть вполне ознакомлен с отраслями знания чисто военного характера, не знакомыми гражданскому технику, а именно: с устройством постоянных и полевых "укреплений, баллистикою, взрывчатыми веществами и т. п.
Из всего вышесказанного следует, что нельзя заменить фронтового техника гражданским инженером, не прошедшим военного обучения, и что поэтому уже в мирное время состав офицеров должен быть выше, чем в других родах войск'.
Всех инженеров до 45-летнего возраста, способных к военной службе, следует призвать к фронтовой службе, предоставляя им в зависимости от стажа, возраста и т. д. те или другие места в частях и штабах, но ни одного из них не следует оставлять в центральных учреждениях, где могут работать не способные к строевой службе по возрасту или другим щшчинам. Большая часть из всех призванных на службу должна находиться на фронте, меньшая на этапах и в запасных частях; но и здесь должны находиться инженеры фронтового качества, дабы возможно было заместить ими убывающих с фронта. Только в центральных учреждениях и на фабриках военного снаряжения могут работать инженеры, не получившие никакого военного образования, которые, однако, ввиду тесной связи их технических познаний с потребностями фронта и армии, принесли бы большую пользу-
Чем дальше от фронта, тем больше граждански инженеров может работать в данном техническом учреждения.
Итак, за исключением центральных учреждений, громадное большинство офицерских технических сил армии должно соответствовать следующий условиям: 1) иметь образование военное и 2) техническое. Осуществление зтих требований, оформленных в программу, не представляет непреодолимых трудностей: профессиональный офицер должен после окончания курса в военно-учебном заведении пройти все специальности своего рода оружия на практических занятиях своей части; офицер, запаса, получив основательное военное обучение как рядовой, должен ознакомиться с военно-техническими особенностями своего рода оружия. При этом происходило бы сближение между военной и гражданской техникой. Над этим сближением должны сообща работать и наши высшие учебные заведения.
Большую пользу для обеих сторон принесло бы введение в политехнических институтах курса военных наук, обязательного для всех студентов. Полученные знания значительно облегчили бы будущим инженерам дальнейшую военную службу. Впоследствии, уже работая в производстве и зная нужды такого крупного потребителя, как армия, инженеры могли бы значительно поднять промышленность. Введение такого курса, наконец, дало бы возможность обмена техническими силами между гражданским и военными учреждениями и в мирное время.
Программа такого курса должна состоять только из предметов, принадлежащих к военным специальностям, не затрагивая предметов, читаемых на гражданских факультетах. Весь курс должен быть включен в программу первых двух лет, так как многие студенты поступают на военную службу после первого государственного экзамена.
III. Унтер-офицеры.
В строевых технических частях унтер-офицер иногда является деятелем не менее важным, чем офицер. Военно-техническая служба, как сказано выше, должна быть прежде всего проста, а потому практическая подготовка, которую дают промышленные училища, бывает часто достаточной. Но эта служба требует и больших воинских качеств; поэтому для технических частей надо требовать не только повышения числа унтер-офицеров-специалистов по отношению к числу рядовых, но и достаточного числа сверхсрочных унтер-офицеров. Для достижения этого последнего следует обставить службу такими условиями, которые делали бы ее относительно привлекательной.
IV. Организация технических сил
А. На фронте.
Начальник штаба дивизии к начальник технической группы какой-нибудь оперативной единицы находятся в таких соотношениях, как главный и технический директор какой-нибудь фабрики. Начальник технический группы должен в военном отношении обладать такими сведениями, чтобы суметь заместить начальника штаба, ибо только при таких условиях он будет не простым исполнителем, но сумеет проявить собственную .инициативу. Для того чтобы привести в исполнение план штаба, он должен иметь право распоряжаться подчиненными ему техническими частями и быть поэтому командиром, а не только заведывающим технической частью. Будучи в техническом отношении специалистом по одному роду службы, по возможности сапером, он должен иметь исчерпывающие познания и по всем подчиненным ему родам службы. Он должен находиться обыкновенно ближе к боевой линии, чем штаб его дивизии; с ним должен находиться также его штаб, а при дивизии должна оставаться лишь канцелярия по материальному снабжению.
Б. В армии.
Взаимоотношения между начальником штаба и начальником технической' группы остаются такие же, как и в дивизии. Обязанностью начальника техгруппы армии является преимущественно подготовка к тем техническим задачам, решать которые придется в ближайшие недели. Одновременно он организует производство различных технических материалов, чтобы возможно более уменьшить свою зависимость от подвоза с тыла, устраивать склады, следить за обучением техн. войск и т. д. Начальник техн. групп армии является командиром всех ее техн. частей.
V. Подчиненность и зависимость.
Начальники технических групп армии, как и командиры техн. частей, т.е. оперативных единиц, должны быть подчинены непосредственно командующим армиями, в техническом же отношении зависят от полевого начальника инженерных войск главного командования и работают совместно с начальником штаба армии. Такая же зависимость должна быть между техн. группой дивизии и ее начальником, равно как между начальником техн- группы армии и начальником штаба армии-Bee оперативные приказы должны обнимать и технические указания, обработанные соответствующими начальниками технических групп.
VI. Техническое руководство в стране.
Техническое руководство тылом должно быть сосредоточено в Главном Комитете и в Военном Министерстве.
Совещательным и отчасти исполнительным (в техн. отношении) органом является полевой начальник инженерных войск, подчиненный непосредственно главнокомандующему, работающий совместно е начальником главного штаба, а в техническом отношении зависящий от технического органа военного министерства.
При военном министерстве в качестве совещательного и исполнительного органа по всем делам, касающимся техники, должен быть начальник группы технических департаментов, непосредственно подчиненный военному министру и имеющий у себя в подчинении военно-инженерный штаб, члены которого работают в техн. департаментах министерства и в окружных техн. управлениях.
Во время войны часть этого штаба переходит в распоряжение главного командования. Деятельность инженерного штаба касается: 1) организации и обучения всех техн. войск и заведывания опытной станцией, военно-политехническим, научно-техническим, военно-географическим институтами, лабораториями и техническими учреждениями, 2) вопросов, относящихся к времедныы и полевым укреплениям, 3) ж.-д. мостов и ж. д. со всем их подвижным составом, 4) сухопутных дорог и мостов на них, 5) водных путей и речного судоходства. В этих областях инженерный штаб работает в тесном контакте с другими ведомствами.
VII. Отношение технических войск к войскам главных родов оружия.
Офицеры технических войск должны быть вполне ознакомлены со всеми потребностями главных родов оружия. Это может быть достигнуто путем прикомандирования к пехоте и к артиллерии в особенности офицеров, получивших техническое образование, а также назначения на командные должности сроком от 1-го до 1 1/2 г.
Необходимо добавить, что большую пользу принесло бы армии назначение командирами полков и высших войсковых соединений офицеров техн. войск ввиду громадного значения техники в будущей войне.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz