ЗВО - 01'1921

ТАНКИ В ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ
1914-1918 Г.Г.

Фуллер (гл. VIII) Тактика танков.

В основу использования этого нового рода оружия необходимо было положить общий метод тактики, соответственно примененный к его особенностям, но обстоятельства не позволили заблаговременно выработать для атаки танками наиболее соответственные способы действий и формы строев. Это было сделано лишь в начале февраля 1915 года, когда было выпущено небольшое наставление.
Хотя единственно правильной поверкой общепринятых тактических приемов является боевой опыт, все же главнейшие основы тактики какого-либо отдельного рода оружия базируются не на опытах, но на исключительных особенностях этого рода оружия в связи е основными принципами ведешя боя. Наилучшие результаты достигаются соответственным комбинированием всех родов войск, так как мощь последних повышается, а недостатки одного покрываются соответствующими достоинствами других, при условии, конечно, что во все время боя сохраняется единство действий.
При установлении тактики танков необходимо прежде всего иметь в виду их мощность, которая выражается в способности их "вторгаться c безопасностью". В прежнее время передовые линии противника оставались нетронутыми вплоть до начала атаки пехотой, которая предоставлялась собственным усилиям; теперь же танк может прорвать столь опасный для пехоты пояс проволок и окопов, благодаря своей способности преодолеть их под огнём противника с гораздо меньшим риском, чем пехота. В техническом отношении танк далек еще от совершенства; поэтому и было установлено, как общее правило, чтобы в предприятии участвовало всегда не менее двух танков, а если возможно, то и четыре.
С военной точки зрения вторжение в оборонительную линию противника должно выражаться не только в простом движении через его укрепленную позицию, но и в возможности, разрезав последнюю на двое и продвигаясь затем вперед и в стороны, обходить образовавшиеся таким образом фланги противника и постепенно .расширять образовавшийся прорыв для свободного продвижения вперед резервов и припасов и для отвода назад пострадавших и утомленных частей.
Пролезая сквозь изгородь, человек прежде всего выбирает слабое место (пункт атаки), просовывает руки сквозь ветви (вторжение) и, раздвигая их в стороны (обход флангов), образует достаточно широкое отверстие для свободного прохода тела (армии) сквозь преграду (неприятельская укрепленная полоса).
По такой же схеме должна выполняться и танками операция вторжения в неприятельскую укрепленную позицию. Возьмем полуотделение, т. е. две машины. Это полуотделение должно преодолеть оборонительную линию противника, пройдя сквозь нее, а затем движением в сторону, наприм., влево, начать расширение образовавшегося прорыва, тесня противника к точке А (черт. 1) и создавая этим между точкой первоначального вторжения и точкой А проход для штурмующей пехоты. Пока танки двигаются к точке А, противник, укрывшийся в глубоких убежищах, может по проходе танков вновь оживить свою деятельность; поэтому необходимо, чтобы танки сопровождались пехотной частью, которая, бросая в эти убежища бомбы, не позволит "вновь ожившему" противнику быть особенно энергичным. Так как упомянутая пехотная часть должна продолжать работу совместно с танками, то она не в состоянии удерживать за собой уже очищенные от неприятеля окопы, а потому необходима другая партия пехоты, которая занимала бы отбитые у неприятеля окопы.
Таким образом, мы видим, что даже при самых незначительных атаках к танкам необходимо придать две партии пехоты. В период позиционной войны эти партии получили название "чистильщиков" и "поддержки", а в маневренной войне назывались "огневой линией" и "поддержками". Хорошо также к этим двум партиям пехоты прибавлять третью, в виде резерва, дабы иметь под рукой некоторую силу для противодействия возможным случайностям.
Если вместо двух танков назначить четыре, можно достичь более существенных результатов. Тогда танки могут или проникнуть сквозь линию обороны в одном пункте, а затем попарно разойтись в стороны (черт. 2). или же пройти попарно линию обороны в двух разных пунктах и направиться затем друг к другу навстречу (черт. 3), или наконец, по прорыве неприятельской линии в одном пункте одна пара поворачивает в сторону, а другая следует прямо перед собой, угрожая пути отступления противника (черт. 4).
Когда имеется в виду последняя операция, то следует назначать шесть машин, а еще лучше двенадцать. При назначении для прорыва 6 машин, они обычно проходят оборонительную линию в одном месте, после чего одна пара продвигается прямо перед собой, а две другие пары расходятся в стороны флангов (черт. 5), образуя так называемый "трезубец".
При назначении 12 машин каждое отделение из 4 танков переходит линию обороны в особом пункте (черт. 6). Затем среднее отделение продолжает движение вперед, а каждое из фланговых отделений, по проходе сквозь оборонительную линию, разделяется на пары, из которых одна направляется к среднему отделению, а другая - к наружному флангу.
Особенное внимание следует обращать на движение фланговых танков вдоль линии обороны противника, ибо раз фланги являются наиболее уязвимыми местами, то, перейдя в наступление против этих флангов, мы сможем не только прикрыть наши собственные фланги от атаки противника, не давая ему на это времени, но и обеспечить продвижение нашего центра.
Определение сил для действия в центре зависит не только от степени необходимости продвижения вперед, но и от желательных размеров прорыва; чем шире этот прорыв, тем он будет безопаснее, т. к. противник всеми мерами будет стараться избежать риска попасть в мешок.
Из таких простых форм движения могут быть составлены различные формы боевых порядков для применения их в соответствии с имеющимися средствами. Начиная со сражения при Камбре, применялись главным обрааом следующие три формы:
1. Атака траншей противника при заградительном огне артиллерии.
Три танка (черт. 7), расположенные в одну линию на интервалах в 150-250 шагов, сопровождаются каждый пехотного частью и образуют три отделения; каждое отделение является самостоятельной боевой единицей. Пехота следует в строю рядами в при атаке составляет боевую линию; за нею продвигается танк с необходимым числом отделений пехоты в виде поддержки. В случае надобности могут быть добавлены резервы.
2. Атака траншей противника без поддержки артиллерии..
Один танк идет впереди: за ним следуют во второй линии на дистанции в 125-180 шагов (черт. 8) два танка с интервалом в 225-350 шагов и в третьей линии еще один танк, в виде поддержки. Пехота располагается, как сказано раньше. Передовой танк открывает заградительный огонь подобно артиллерии и действует как разведчик по отношению к двум следующим позади танкам, составляющим вместе с пехотой первую боевую линию.
3. Атака в пoлевом бою.
В полевом бою танки применяются в зависимости от обстоятельств. Действия их сводятся к трем главным видам (черт. 9): а) движению впереди боевой линии пехоты, б) движению вместе с пехотой и в) движению за боевой линией пехоты.
В случае движения вместе с пехотою, что является наиболее часто применяемой формой боевого порядка, отделение танков составляет как бы род подвижного укрепления, которое не только сокращает количество пехоты, необходимой для боевой линии, но и дает фланговый и перекрестный огонь впереди наступающей пехоты. В целях возможной экономии живой силы, но не за счет уменьшения интенсивности живого огня, применение пулеметов Льюиса для обстрела интервалов между отделениями танков имеет за собой определенные преимущества. За этими пулеметными отделениями должны следовать стрелки. Когда при помощи танков и пулеметов непосредственное сопротивление сломлено, стрелковые отделения быстро выдвигаются на несколько сот шагов вперед и образуют стрелковую цепь. Такое построение сохраняется, пока стрелки не будут задержаны противником, после чего боевая линия танков и пулеметов должна пройти сквозь них для возобновления атаки, а стрелки снова следуют позади в виде поддержки. Интересно сопоставить эту форму боевого порядка с римскими велитами и гастатами (стрелки), принципами (пулеметы Льюиса), триариями (танки) и с Наполеоновской легкой пехотой (стрелки), линейной пехотой (пулеметы), старой гвардией и тяжелой кавалерией (танки).
Атаки танков, подобно пехотным, также зависят от цели и способа действий, сосредоточения и экономии сил, степени внезапности, быстроты и безопасности движения и от согласованности действий. Танк должен знать, что следует за ним; он должен действовать решительно; подобно пехоте, он должен быть поддержан огнем артиллерии, должен атаковать кучно, как в смысле огня, так и в отношении числа, хотя и не в одном пункте; он должен нападать врасплох, двигаться насколько возможно быстро и действовать рука об руку с другими родами оружия. От умелого применения этих правил к обстановке зависит успех или неуспех атака танка.
При выяснении обстановки необходимо знать: 1) цель действий; состояние грунта, по которому предстоит движение танка; допускает ли местность образование наступательных крыльев на флангах; 2) расположение и число неприятельских орудий; можно ля парализовать их действие своими контр-батареями или удушливыми снарядами; насколько они могут вредить нам при наступлении; 3) число добавочных целей, прежде чем захвачена последняя; 4) исходное положение нашей пехоты и 5) как напасть врасплох на противника. Раз эти вопросы разрешены удовлетворительно, танки делятся на три группы: ядро и два крыла; каждая из них в свою очередь распределяется до целям для атаки. Число танков против каждой цели определяется ее тактическим значением.
Если противник не имеет своих танков или надежных мер противодействия им, как это было у германцев, то хорошо обдуманная и подготовленная совместная атака танков, пехоты, артиллерий и аэропланов является для достижения несомненного успеха самым верным средством, какое когда-либо применялось в истории войны. Хорошо рассчитанная атака танков всегда удавалась и каждая такая атака давала больше пленных, чем убитых и раненых. Это - исторические факты, а не хвалебный гимн танкам; они заслуживают поэтому самого внимательного к себе отношения при составлении предположений для будущего.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz