ЗВО - 01'1921

БЕГ К МОРЮ

"The Army Quarterly", апрель 1921 г.

Хотя имеется уже обширная литература, относящаяся к различным стадиям минувшей великой войны, есть, однако, один из важнейших и интереснейших периодов, который, по-видимому, незаслуженно остался в пренебрежении. Все изучающие в Англии эту войну (а со введением военной истории в программу испытаний для производства в следующий чин число таковых постепенно возрастает) знакомы с ходом событий до сражения на реке Эн и с первыми сражениями во Фландрии, но между этими двумя сериями событий остается пробел, который трудно заполнить на основании опубликованных в Англии данных. Такой же, в сущности, недостаток ощущается во французской и германской военной литературе, и поэтому не легко указать читателю какие-либо труды, в которых были бы изложены события указанного периода, известного под названием "Бег к морю".
Тем не менее история этого 4-недельного периода, охватывающего собою время с 15 сентября по 12 октября 1914 года, должна бы нас заинтересовать. Она дала бы картину целого ряда искусных маневров и отчаянных боев, оказавших существенное влияние на дальнейший ход войны. Линии, на которых враждующие стороны окончательно закрепились, были именно те, откуда впоследствии наша нехота двинулась для атаки Лооса в 1915 году, а также для участия в боях на реке Сомме в 1916 и у Арраса в 1917 гг. Таким образом, на ходе указанных сражений сильно отразились результаты сентябрьских и октябрьских боев 1914 года. Поэтому есть основание полагать, что краткий обзор этого периода войны окажется не лишенным интереса.
После сражения на Марне первая и вторая германские армии отошли на линию реки Эн, где приостановились с намерением дать бой. Благодаря прибытию VII резервного корпуса от Мобежа, а затем частей 7-й армии из Лотарингии, подошедших как раз :в то время, когда необходимо было заполнить широкий промежуток между этими двумя армиями, германцы подготовились к встрече англо-французского наступления на линии гребня - Шмен-де-дам (севернее Эна) и верхней долины Веля. К 15 сентября как для французского, так и для германского верховного командования выяснилось, что положение останется некоторое время устойчивым.
Выработанный Жоффром план сражения на реке Эн основывался первоначально на возможности охвата правого фланга германцев с западного берега Уазы, хотя необходимость поддержания тесной связи между флангами союзных армий во время сражений и заставляла 6-ю французскую армию настолько растянуться к востоку, что выполнить этот охват становилось затруднительным. Тем не менее благоприятный случай все же представился, и Жоффр обратился к исполнению своего первоначального плана.
К этому времени (16-го сентября) к западу от Уазы находились: 1-й кавалерийский корпус (Бриду), двигавшийся от Перона к С.-Кентену; группа из 4-х территориальных дивизий (д'Амада, позже Брюжера), которая после отхода к юго-западу от Амьена 12 сентября вновь заняла этот город, и XIII корпус, который был подвезен в район севернее Парижа и находился в движении вдоль западного берега Уазы. Поэтому Жоффр приказал Монури, командовавшему 6-й армией, ускорить передвижение XIII корпуса к Нойону, а территориальной группе было приказано выдвинуться к Перону.
Но германское верховное командование своевременно учло как угрожавшую его правому флангу на Уазе опасность, так равно и возможность, в свою очередь, поставить союзников в такое же положение путем направления к этому флангу соответствующих сил- Производившаяся обеими сторонами постоянная переброска войск в указанном направлении и быстрое растяжение фронта к северу сделались, таким образом, характерною чертою происходивших операций, каковые закончились лишь после того, как фланги обеих борющихся сторон достигли Северного моря.
Продвижение XIII французского корпуса к Нойону было задержано 17 сентября упорным сопротивлением со стороны IX германского резервного корпуса, спешившего из Бельгии, где ему было поставлено задачею наблюдение за Антверпеном, сделавшимся убежищем бельгийской армии. Французы были отброшены с высот Ласиньи за реку Мац. Стало ясно, что для достижения каких-либо успехов в этом районе необходимы подкрепления. Вследствие этого вечером 18 сентября генералу Кастельно, командовавшему 2-й французской армией в Лотарингии, было приказано принять командование над новой группой войск; XX и XIV корпуса были направлены на поддержку участвовавших в боях войск, а IV корпус, двигавшийся из шестой армии к Эну, получил задачу охватить правый фланг германцев к северу от Ласиньи при содействии кавалерийского корпуса генерала Еоно.
В это самое время германское верховное командование перебросило из Лотарингии штаб 6-й армии, кронпринца Рупрехта Баварского, а XXI и Баварский корпуса приближались к Ройе и Шольну. двигаясь от С.-Кентена, куда они были подвезены по железной дороге. Эти силы вошли в соприкосновение с наступавшими XIV и IV французскими корпусами и кавалерией, которая 22 сентября оттеснила II кавалерийский корпус фон-Марвица и подвигалась на восток, к Нойону и Нелу. Продвижение французов было приостановлено; XIV французский корпус занял 24-го сентября позицию левее IV корпуса, усилия которого продвинуться вперед были параллзсь ваны прибытием XXI германском корпуса от Гама.
Германцы, усиленные на следующий день I Баварским корпусом, в свою очередь, перешли в наступление, и XIV французский корпус был оттеснен от Шольна. В последовавших затем жестоких боях 6-я германская армия, усиленная за предшествовавшие дни прибывшими XVIII и II корпусами, введенными в линию по обе стороны Ройе, потеснила французов к западу от этого города. Здесь фронт начал постепенно закрепляться благодаря тому, что 2-я армия Кастельно получила подкрепление в лице 2-й дивизии. Обе стороны окопались севернее Рибекура (на Уазе) и к западу от линий Ласиньи - Лекенуа - Лихон.
Далее к северу, в долине реки Соммы, I французский кавалерийский корпус, подойдя от Нерона к предместью С.-Кентена, вошел в соприкосновение с IV германским кавалерийским корпусом, который прикрывал высадку эшелонов 6-й армии, направлявшихся к северу с целью удлинения германского фронта. Находившаяся в тылу французской кавалерии территориальная группа, вследствие отмены распоряжений о движении ее к востоку, укрепляла линию у Еорби, и лишь отдельные отряды ее продвигались к Перону. К этому же пункту отошел затем и I кавалерийский корлус под давлением наступавшего с востока П Баварского корпуса- и частей I Баварского корпуса, двигавшегося против правого фланга французов с юга. После некоторого сопротивления последний 23-го сентября был отодвинут под покровом ночи к Альберу. Восточнее и северо-восточнее этого города расположилась территориальная группа, а южнее - в долине Соммы стал вновь прибывший из Лотарингии
XX корпус, заполнив таким образом промежуток между этой группой и левым флангом XIV французского корпуса у Лихоаа.
26 сентября территориальной группе было приказано протянуть свой левый фланг еще далее к северу, с целью прикрыть Боном. Соответственно этому распоряжению, территориальная группа заняла линию от Беньи через Ле-Транслуа до Гин-ши, где в тот же день подверглась ожесточенному нападению со стороны германского I кав. и XIV резервного корпусов, которые в ряде последовательных атак оттеснили территориальные войска на западный берег Анкра через весь район будущего поля сражения на Сомме в 1916 г. Здесь они были усилены передовыми частями ?Г французского корпуса, вследствие чего дальнейший успех противника, продвинувшегося за верховья Анкра до линии Гебютерн - Монш-о-Буа, был окончательно приостановлен. После 4-го октября бои на этом участке продолжались еще около недели, но, несмотря на прибытие к месту сражения гвардейского корпуса, германцы все же не были в состоянии значительно улучшить свое положение. Здесь обе стороны также зарылись "в окопы.
На фронте 2-й армии, Еастельно, враждебные стороны заняли в общей линию Ласинъи - Роие - Шолън - Альбер - Гебютерн - Монш-о-Буа. Считая с юга на север, французские XII, IV, XIV, XX и XI корпуса стояли против германских: IX резервного и II корпусов (из состава 1-й армии на р. Эне), XVin корпуса (из-под Реймса), XXI, I и II Баварских корпусов (из Лотарингии), XIV резервного корпуса (из Эльзаса) и Гвардейского (из-под Реймса).
Между тем, к востоку от Арраса кавалерийский корпус Еоно был атаковав вторым германским кавалерийским и I Баварским резервными корпусами. Вечером 1-го октября германцы завяли Дуэ, а на следующий день продолжали свое движение к северо-западу и западу, когда натолкнулись на французскую пехоту, занимавшую позиции на плато между Монши-ле-Пре и Аррасом. Это были первые войска отряда Модюи, сформированного к 30-му сентября из X, XXI и Сводного (113, 45 и 77 дивизий) корпусов и входившего сначала в состав 2-й армии, а впоследствии составившего 10-ю армию. Так как сосредоточение последней еще не было вполне закончено, то с целью выиграть время Модюи двинул вперед две дивизии Сводного корпуса, которые и имели успех, несмотря на превосходство сил противника. К 3-му октября был готов к боевым действиям и X корпус, двинутый к югу от Арраса против IV германского корпуса. Как в этот день, так и на следующий происходили упорные бои и здесь, и далее к югу, где территориальная группа вела борьбу с гвардейским корпусом. Е северо-востоку от Арраса I Баварский резервный корпус оттеснил левый фланг сводного корпуса на гребень у Вими. Вечером 4-го октября положение казалось критическим, и даже прибытие на следующий день 45 французской дивизии не могло вполне восстановить положение. Однако, хотя севернее Арраса продвижение германцев все еще продолжалось, успех гвардейского и IV корпусов .был к вечеру окончательно приостановлен. Приближение германцев к городу делало необходимой эвакуацию жителей, каковая и была выполнена в течение 6-го октября, несмотря на сильную бомбардировку, продолжавшуюся с большим напряжением целых три дня. Линия фронта установилась на восточном предместье Арраса. Бой постепенно замирал, так как ни одна из сторон не была в состоянии достигнуть сколько-нибудь значительного успеха.
4-го октября Жоффр поручил Фошу объединить действия 2-й и 10-й французских армий, а также территориальной группы и двух кавалерийских корпусов Ко но иДе-Митря, короче, всех французских сил, находившихся к северу от У азы. Расположив свою главную квартиру в Дулан, Фош констатировал, что боевые действия как к северу от Арраса, тик равно к востоку и югу приняли характер неподвижности. 1-го октября германские I и II кавалерийские корпуса между Аррасом и Ленсом столкнулись с конницей Коно и Де-Митри. Позже обеими сторонами была введена в дело и пехота: германский XIV корпус, I Баварский резерва- корпус и французский XXI корпус. 6-го октября германцы достигли линии Каренси - Нотр-Дам-де-Лорент, что указывало на значительную степень их воодушевления. На следующий день, 7 октября, началось контр-наступление французов. После трехдневного жаркого сражения XXI корпус взял обратно Каренси и утвердился прочно на линии от Каренси до Лооса. В этом районе борьба затихала, но бои распространялись все дальше и дальше к северу. 10-го октября на берегах р. Лиса вступила в действие кавалерия обеих сторон. Боевой фронт 10-й франц. армии, состоявший, с юга на север, из X сводного и XXI корпусов, проходил от Вельи через восточные; предместья Арраса на Каренси и Лоос. Против 10-й армии были IV и XV герман-корпуса (с р. Эн) и I Баварский корпус из Лотарингии.
4-го октября три германских кавалерийских корпуса (1, 2 и 4), в общей сложности восемь дивизий, двинулись на равнины между Ленсом и Лилем. Против них действовали три французских кавалерийских дивизии из корпуса Де-Митри, на которые было возложено поддержание связи между главной французской армией и войсками Дюнкирхенского гарнизона, выдвинутыми к Дуэ. Эти последние, как уже было сказано, были вынуждены под давлением германцев отходить к западу, но прибытие французского XXI корпуса положило предел их отходу. Высланный из состава этого корпуса к Лилю отряд прибыл как раз вовремя, чтобы отбить атаку противника, уже проникшего в восточные предместья названного города, но категорический приказ всем имевшимся под рукой войскам принять участие в решительном бою, разгоревшемся на высотах Лорен, заставил 18 октября эти небольшие силы отойти. Между тем германцы приготовились к решительным действиям против Лиля значительными силами: бригадой Ландвера и XIX корпусом (Саксонским). 12-го октября, после двухдневной бомбардировки, город был атакован и, после некоторого сопротивления, был принужден сдаться. Ему суждено было оставаться в руках германцев ровно 4 года.
Западнее французская кавалерия после нескольких дней арьергардных боев прочно заняла линию Вермон - Эстер - Хазебрук. Перед ее фронтом в районе Локр - Бейе - Стеенвоседэ сосредоточивались огромные массы противника, состоявшие из 1, 2 и 4 германских кавалерийских корпусов, с XIV и XIX корпусами в виде поддержки. Но к французам, уступавшим противнику в численности, готовы были подойти подкрепления: в дело вступали англичане, и операции переходили в новую фазу.
Наступление англичан вынудило германцев отойти на высоты к западу. Вместе с тем - вследствие переброски I Британского корпуса с р. Эн, прибытия в район Ипра Британских 7-й пех. и 3-й кавалерийской дивизий и занятие бельгийской армией позиций у Изера, боевой фронт союзников мог быть протянут до моря...
Так закончился период "Бега к морю". В течение этого периода каждая из враждующих сторон по очереди выступала с намерением выиграть фланг противника и выполнить затем в этом районе такие операции, исход которых должен был или свести на нет, или же окончательно довершить результаты Марнского сражения. Но указанным стремлениям не суждено было осуществиться. Обе стороны оказались настолько равными, как в военном искусстве, так ив доблести, что они нейтрализовали одна другую. В результате происходивших между ними столкновений и являлось то неподвижное за малыми исключениями положение, с которого продвинуться вперед не было возможности, а отойти назад не было желания.
Тем не менее со стратегической точки зрения преимущество оставалось до конца на стороне союзников. Сущность германского плана войны заключалась в том, чтобы достигнуть решения прежде, чем Франция могла полностью использовать свои людские ресурсы, прежде чем Великобритания могла дать почувствовать свое присутствие на суше и прежде чем Россия, как военная сила, могла стать серьезным противником на Востоке. Но надеждам, возлагавшимся на этот план, был нанесен смертельный удар на Марне, а повторные попытки флангового движения в "Беге к морю"  была новыми гвоздями, вколачиваемыми в немецкий гроб.
В конце описанных сражений Германский Генеральный Штаб должен был признать, что его первоначальный план операций уже не соответствует обстановке и что вместо него надо принять другой. Результаты нового плана, сущность которого заключалась в обороне на Западе я в наступлении на Востоке, хорошо известны, но рассмотрение их не входит в задачи настоящей статьи, единственная цель которой ~-заполнить в общих чертах важный- пробел в военной история и помочь изучающим последнюю получить связное представление о действительном ходе важнейших событий кампании 1914 года.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz